Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Институт политики, права и социального развития
Кафедра теории и истории государства и права
«Утверждаю»
Заведующий кафедрой
теории и истории
государства и права
С.В. Ширяева
______________________
Решение заседания кафедры
Протокол № 1
«30» августа 2012г. Рабочая программа модулю
М2.В7 «Психотехнологии в юриспруденции» Институт политики, права и социального развития
Магистерская программа: Конституционное право
Кафедра теории и истории государства и права
Составители: профессор кафедры, д.псих.н., профессор
В.М. Поздняков
Москва-2012
1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса.
Цель расширение профессионально-психологической компетентности обучающихся, в том числе за счет овладение ими современными методами психологии, психотехниками и приемами, необходимыми для успешной реализации экспертной, консультативной и исследовательской функций в сфере юридической практики.
Задачи:
сформировать у обучающихся представления о возможностях современных психологических методов и психотехнологий в юридической практике;
ознакомить с передовым отечественным и зарубежным опытом применения психотехнологий в профилактике правонарушений, в процессе раскрытия и расследования преступлений, по воздействию на различные категории правонарушителей, в управлении правоохранительными органами;
обеспечить усвоение методического инструментария юридической психологии в области психодиагностики, по осуществлению консультирования юристов и проведению экспертной деятельности в правовой сфере;
выработать навыки по планированию профессионально-психологической подготовки различных категорий юристов;
сформировать ориентацию в области психологического сопровождения сотрудников правоохранительных органов и судов, в том числе по профотбору (подбору) кадров, изучению социально-психологических явлений в коллективах, профилактики профдеструкций и развитию профессионально-психологического потенциала личности юристов;
развить психологическую готовность обучающихся к самостоятельному поиску и применению психологических инноваций в юридической практике.
Объем в ЗЕ: 2 з.е.
Время изучения: курс 2 семестр 3 Взаимосвязь с другими модулями:
Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:
М.1.В2 Информационные технологии в юридической науке
М.1.КВ1Правопонимание
М.2.Б3 Сравнительное правоведение
М.2.Б4 Актуальные проблемы государственного права
М.2.В3 Институт ответственности в праве Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:
«Права человека: теория и практика»,
«Личность в политической системе общества»,
«Функционирование правовой системы России на современном этапе». Групповая принадлежность ОМ:
профессиональный ОМ Кластерная принадлежность ОМ:
инструментальный ОМ Модуль направлен на формирование следующих компетенций:
способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);
способность воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
- правоприменительная деятельность:
обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;
составление юридических документов;
- правоохранительная деятельность:
обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;
охрана общественного порядка;
защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;
защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц;
- экспертно-консультационная деятельность:
оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права;
д) организационно-управленческая деятельность:
осуществление организационно-управленческих функций; Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
Преподавание дисциплины осуществляется на основе проблемно-дискуссионного подхода, с использованием методов психодиагностики, анализа кейсов, коммуникативного тренинга и имитационно-игровых упражнений.
Режим проведения занятий по дисциплине: 4 академических часа в неделю. Учебный курс завершается зачётом. Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
1 уровень сложности: тесты, имитационные задания, устный опрос
2 уровень сложности: анализ кейсов, решение ситуационных задач
3 уровень сложности: квазипрофессиональное творческое задание; разработка планов психологической подготовки конкретных категорий юристов. Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:
20/80 % - инструментальный кластер Технологическая карта образовательного модуля
Компетенции
(шифр)
| Тема
| Лекции (групповая работа)
| Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)
| Практические занятия
(групповая, звеньевая работа)
| Самостоятельная работа (индивидуальная работа)
| Контроль
| Компетенция 1
| Тема 1
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)
| Задания 2 и 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь
| Формы контроля
| Компетенция 2
|
| Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)
|
| Рабочая тетрадь
| Формы контроля
| Компетенция 3
| Конспекты, презентации
|
| Задания 2 и 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь
| Формы контроля
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| …
|
2. Объем модуля и виды учебной работы
Факультет/
направление
| Название модуля
| Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Семестр
| Аудитор
ные
| Самост. работа
| Институт политики, права и социального развития
|
Психологические основы юриспруденции
| Лекции
| 6
| 58
| 2
| Практические/семинарские
| 8
|
| 2
| Лабораторные
|
|
|
| Консультации
|
|
|
| Курсовые/рефераты
|
|
|
| Контрольные работы
|
|
|
| Итоговый контроль
| Зачет
|
| 2
| Общий объем часов по дисциплине
| 14
| 58
| 2
|
3. Содержание модуля/ дисциплины
3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Лекции
| Практические
занятия
| Семинары
| Самостоятельная работа
| 1.
| Востребованность психотехнических достижений психологии в юриспруденции
| 2
|
| 2
| 9
| 2.
| Психотехники в профессиональном общении юристов
| 1
| 1
|
| 10
| 3.
| Современные психологические методы в раскрытии и расследовании преступлений.
| 1
|
|
| 9
| 4.
| Психологическое обеспечение судебной деятельности
| 1
| 1
|
| 10
| 5.
| Психотехнологии в пенитенциарной и постпенитенциарной деятельности
| 1
| 1
|
| 10
| 6.
| Психологические аспекты повышения эффективности труда юристов и их профессионально-акмеологического развития
| 1
| 1
| 2
| 10
|
3.2. Содержание разделов ОМ
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Содержание раздела
| Тематический план лекционных занятий
| Тематический план практических занятий
| 1.
| Востребованность психотехнических достижений в юриспруденции
| Взаимосвязь психологии и правовых наук: историко-методологический и компаративный анализ.
Методолого-теоретические основы и классификация современных психопрактик и моделей психологического сопровождения профессионального развития юристов.
Тенденции в реформировании правоохранительных и правоприменительных органов России, повышающие востребованность достижений психологической науки.
Профессионально-психо-
логическая компетентность различных категорий юристов и требования к владению ими психотехнологиями, психотехниками и психологическими приемами.
Процессуально-правовые аспекты использования методов психологии в юриспруденции.
| 1. История и современные тенденции использования психотехнологий в деятельности правоохранительных и правоприменительных органов России и зарубежных стран.
2. Классификация методов психопрактики и психотехнических моделей сопровождения профразвития юристов.
3. Психотехническая компетентность различных категорий юристов.
4. Процессуально-правовые аспекты использования методов психологии в юриспруденции.
|
| 2.
| Психотехники в профессиональном общении юристов
| Понятие и основные характеристики профессионального общения различных категорий юристов. Проблема повышения диалогичности профессионального общения юристов.
Методы изучения и понимания партнёров по общению. Психологические стереотипы восприятия и способы диагностики основной репрезентативной системы человека.
Методика установления психологического контакта и доверительных отношений юриста с клиентами. Специфика профобщения юристов с участниками следственных действий. Профессионально-ролевое поведение оперативных сотрудников правоохранительных органов.
Конфликты в профобщении юристов, их профилактика и разрешение. Методы и приёмы психологического воздействия юристов на клиентов в процессе общения.
Психотехническое обеспечение публичных выступлений и переговорной деятельности юристов.
| Понятие и основные психологические характеристики профессионального общения юристов и требования к их коммуникативной компетентности.
Стереотипы в восприятии юристами партнеров по профобщению и пути улучшения социальной перцепции.
Психотехники эффективной коммуникации юристов и обеспечения диалогичности профобщения.
Методы и приемы эффективного воздействия юристов на партнеров в профобщении.
Психотехнологии в профессионально-ролевом поведении юристов, при ведении ими переговорной деятельности и при публичных выступлениях.
| Упражнения: 1. «Социально-психоло-
гического тренинга коммуникативной компетенции юриста»
2. «Переговоры в практике юристов»
| 3.
| Современные психологические методы методов в раскрытии и расследовании преступлений.
| Зарубежная и отечественная практика составления и применения в оперативно-розыскной деятельности психологического портрета неустановленного преступника.
Социально-психологический анализ структуры и статуса членов преступных групп.
Психотехническое обеспечение следственной деятельности. Психовиктимологические аспекты личности потерпевших и их учет в следствии.
Психологические приёмы диагностики инсценировки, лжи, скрываемых обстоятельств и самооговора.
Нетрадиционные психологические методы в раскрытии и расследовании преступлений.
| 1. Новые подходы в изучении личности и групп правонарушителей. Методика составления психологического портрета неустановленного преступника.
2. Методики визуальной диагностики при скрытом наблюдении за преступными группами. Социально-психологический анализ структуры и статуса членов преступных групп.
3. Психовиктимологические аспекты личности потерпевших и их учет в следствии.
4. Психологические приёмы диагностики инсценировки, лжи, скрываемых обстоятельств и самооговора.
5. Нетрадиционные психологические методы в раскрытии и расследовании преступлений.
| Упражнения:
1. «Технология портретирования в практике раскрытия и расследования преступлений».
2. «Решение ситуационных задач юридико-пси хологического характера»
3. «Ситуации из практики правоохранительных органов».
4. «Развитие версионного» мышления
оперативных сотрудников»
| 4.
| Психологическое обеспечение судебной деятельности.
| Психологические особенности ведения судопроизводства по уголовным и гражданским делам. Требования, предъявляемые к профессионально-психо-
логической компетентности и поведению юристов - участников судебного разбирательства (судья, прокурор, адвокаты).
Психология юридического диалога и психопрофилактики конфликтов в суде.
Социальная психология жюри присяжных и ее учет в практике уголовного судопроизводства..
Направления и перспективы расширенного использования психологов в качестве консультантов в судах по уголовным и гражданским делам. Специфика проведения комплексных экспертиз с участием психологов.
Психотехнологии «ювенальной юстиции».
| 1.Психология судопроизводства и Требования, предъявляемые к профессионально-психо-
логической компетентности юристов.
2. Психология юридического диалога и психопрофилактики конфликтов в суде.
3. Психология жюри присяжных и ее учет в практике судопроизводства.
4. Экспертная и консультативная деятельность психологов в судах разной юрисдикции.
5. Модель «восстановительного правосудия» и психотехнологии «ювенальной юстиции».
| Упражнения:
1. «Медиация при примирении жертвы и преступника».
2. «Медиация как внеюрисдикционный способ разрешения правовых споров»
| 5.
| Психотехнологии в пенитенциарной и постпенитенциарной деятельности.
| Современные инновации в уголовно-исполнительной системе России и востребованность психотехнологий для исправления (ресоциализации) осужденных.
Подходы к изучению личности различных категорий осужденных и учету динамики их изменений в процессе отбывания наказания (впервые осужденные, рецидивисты, женщины, несовершеннолетние и др.). Подходы к разработке психологических типологий (классификаций) осужденных и реализации исправительно-коррекционных программ.
Социально-психологичес-
кие явления в среде осужденных и подходы к профилактике негативного влияния атрибутов криминальной субкультуры в местах лишения свободы.
Психология воздействия на криминальных лидеров и группы осужденных отрицательной направленности. Поддержание в среде осужденных просоциальных отношений и их психологической подготовки к жизни на свободе.
Психотехнические модели и методы социальной реадаптации и реабилитации освободившихся из мест лишения свободы, профилактике с их стороны рецидива преступлений.
| 1. Современные инновации в уголовно-исполнитель
ной системе России и востребованность психотехнологий для исправления (ресоциализации) осужденных.
2. Подходы к изучению личности различных категорий осужденных и учету динамики их изменений в процессе отбывания наказания.
3. Социальная психология групп осужденных в местах лишения свободы и ее учет при профилактики эксцессов и поддержания безопасности.
4. Психотехническое обеспечение исправления и ресоциализации осужденных.
5. Психотехнические модели и методы социальной реадаптации и реабилитации освободившихся из мест лишения свободы, профилактике с их стороны рецидива преступлений.
| Анализ видеофрагментов из практики исправительных учреждений
(кейсы из 3-х видеофильмов).
| 6.
| Психологические аспекты повышения эффективности труда юристов и их профессионально-акмеологического развития
| Психологическая характеристика содержания и условий труда юристов. Психологические проблемы профессиографии и качества профотбора (подбора) кадров в правоохранительные и правоприменительные органы.
Содержание и виды профессионально-психологи-
ческой подготовки различных категорий юристов. Психологическое сопровождение сотрудников правоохранительных органов при действиях в экстремальных условиях.
Психовиктимность, эмоциональное выгорание и профдеструкции в поведении юристов и пути их психопрофилактики.
Роль современных психотехнологий в возвышении потенциала личности юристов.
Изучение социально-психологического климата в юридических коллективах, психопрофилактика конфликтов, «группового эгоцентризма» и моббинга.
| 1. Психологическая характеристика содержания и условий труда юристов.
2. Направления психологического сопровождения сотрудникам правоохранительных и правоприменительных органов и психопрофилактики у них разного вида профессиональных деструкций.
3. Роль современных психотехнологий в возвышении потенциала личности юристов.
4. Изучение социально-психологического климата в юридических коллективах, психопрофилактика конфликтов, «группового эгоцентризма» и моббинга.
| Упражнения
1. «Профессиональная идентичность»
2. «Развитие творческого потенциала личности юриста»
|
Основные понятия
Медиация, моббинг, исправление юридическое и нравственное, портретирование психологическое, посттравматический стресс, профвыгорание, профдеформация, психовиктимность личности, психограммы юристов, психологическая подготовка юристов, психологическая экспертиза, психологический отбор, психологический потенциал личности и коллективов юристов, психологические операции, психологические правила, психологические приемы, психологическое консультирование, психологическое обеспечение деятельности, психокоррекция, психопрофилактика, психотерапия, психотехнология, психотехника, реабилитация постпенитенциарная, ресоциализация осужденных, стратификация криминальная, субъект преступления, типологии и классификации преступников.
|