Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модулю в7 «Психотехнологии в юриспруденции»





Скачать 290.9 Kb.
НазваниеРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модулю в7 «Психотехнологии в юриспруденции»
страница1/3
Дата публикации24.11.2017
Размер290.9 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Право > Решение
  1   2   3

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"

Институт политики, права и социального развития

Кафедра теории и истории государства и права

«Утверждаю»

Заведующий кафедрой

теории и истории

государства и права

С.В. Ширяева

______________________

Решение заседания кафедры

Протокол № 1

«30» августа 2012г.
Рабочая программа модулю

М2.В7 «Психотехнологии в юриспруденции»
Институт политики, права и социального развития

Магистерская программа: Конституционное право

Кафедра теории и истории государства и права

Составители: профессор кафедры, д.псих.н., профессор

В.М. Поздняков


Москва-2012

1. Пояснительная записка
Основные цели и задачи курса.

Цель расширение профессионально-психологической компетентности обучающихся, в том числе за счет овладение ими современными методами психологии, психотехниками и приемами, необходимыми для успешной реализации экспертной, консультативной и исследовательской функций в сфере юридической практики.

Задачи:

  1. сформировать у обучающихся представления о возможностях современных психологических методов и психотехнологий в юридической практике;

  2. ознакомить с передовым отечественным и зарубежным опытом применения психотехнологий в профилактике правонарушений, в процессе раскрытия и расследования преступлений, по воздействию на различные категории правонарушителей, в управлении правоохранительными органами;

  3. обеспечить усвоение методического инструментария юридической психологии в области психодиагностики, по осуществлению консультирования юристов и проведению экспертной деятельности в правовой сфере;

  4. выработать навыки по планированию профессионально-психологической подготовки различных категорий юристов;

  5. сформировать ориентацию в области психологического сопровождения сотрудников правоохранительных органов и судов, в том числе по профотбору (подбору) кадров, изучению социально-психологических явлений в коллективах, профилактики профдеструкций и развитию профессионально-психологического потенциала личности юристов;

  6. развить психологическую готовность обучающихся к самостоятельному поиску и применению психологических инноваций в юридической практике.


Объем в ЗЕ: 2 з.е.

Время изучения: курс 2 семестр 3
Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:

М.1.В2 Информационные технологии в юридической науке

М.1.КВ1Правопонимание

М.2.Б3 Сравнительное правоведение

М.2.Б4 Актуальные проблемы государственного права

М.2.В3 Институт ответственности в праве
Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

«Права человека: теория и практика»,

«Личность в политической системе общества»,

«Функционирование правовой системы России на современном этапе».
Групповая принадлежность ОМ:

профессиональный ОМ
Кластерная принадлежность ОМ:

инструментальный ОМ
Модуль направлен на формирование следующих компетенций:

  • способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);

  • готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);

  • способность воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);


Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

- правоприменительная деятельность:

обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

составление юридических документов;

- правоохранительная деятельность:

обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

охрана общественного порядка;

защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;

защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц;

- экспертно-консультационная деятельность:

оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права;

д) организационно-управленческая деятельность:

осуществление организационно-управленческих функций;
Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Преподавание дисциплины осуществляется на основе проблемно-дискуссионного подхода, с использованием методов психодиагностики, анализа кейсов, коммуникативного тренинга и имитационно-игровых упражнений.

Режим проведения занятий по дисциплине: 4 академических часа в неделю. Учебный курс завершается зачётом.
Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

1 уровень сложности: тесты, имитационные задания, устный опрос

2 уровень сложности: анализ кейсов, решение ситуационных задач

3 уровень сложности: квазипрофессиональное творческое задание; разработка планов психологической подготовки конкретных категорий юристов.
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

20/80 % - инструментальный кластер
Технологическая карта образовательного модуля

Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль

Компетенция 1


Тема 1

Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)

Задания 2 и 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Формы контроля

Компетенция 2





Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)




Рабочая тетрадь

Формы контроля

Компетенция 3


Конспекты, презентации




Задания 2 и 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Формы контроля
















2. Объем модуля и виды учебной работы

Факультет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа

Институт политики, права и социального развития



Психологические основы юриспруденции

Лекции

6

58

2

Практические/семинарские

8




2

Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

Зачет




2

Общий объем часов по дисциплине

14

58

2


3. Содержание модуля/ дисциплины

3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Лекции

Практические

занятия

Семинары

Самостоятельная работа

1.

Востребованность психотехнических достижений психологии в юриспруденции

2




2

9

2.

Психотехники в профессиональном общении юристов

1

1




10

3.

Современные психологические методы в раскрытии и расследовании преступлений.

1







9

4.

Психологическое обеспечение судебной деятельности

1

1




10

5.

Психотехнологии в пенитенциарной и постпенитенциарной деятельности

1

1




10

6.

Психологические аспекты повышения эффективности труда юристов и их профессионально-акмеологического развития

1

1

2

10


3.2. Содержание разделов ОМ

п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Содержание раздела

Тематический план лекционных занятий

Тематический план практических занятий

1.

Востребованность психотехнических достижений в юриспруденции

Взаимосвязь психологии и правовых наук: историко-методологический и компаративный анализ.

Методолого-теоретические основы и классификация современных психопрактик и моделей психологического сопровождения профессионального развития юристов.

Тенденции в реформировании правоохранительных и правоприменительных органов России, повышающие востребованность достижений психологической науки.

Профессионально-психо-

логическая компетентность различных категорий юристов и требования к владению ими психотехнологиями, психотехниками и психологическими приемами.

Процессуально-правовые аспекты использования методов психологии в юриспруденции.

1. История и современные тенденции использования психотехнологий в деятельности правоохранительных и правоприменительных органов России и зарубежных стран.

2. Классификация методов психопрактики и психотехнических моделей сопровождения профразвития юристов.

3. Психотехническая компетентность различных категорий юристов.

4. Процессуально-правовые аспекты использования методов психологии в юриспруденции.




2.

Психотехники в профессиональном общении юристов

Понятие и основные характеристики профессионального общения различных категорий юристов. Проблема повышения диалогичности профессионального общения юристов.

Методы изучения и понимания партнёров по общению. Психологические стереотипы восприятия и способы диагностики основной репрезентативной системы человека.

Методика установления психологического контакта и доверительных отношений юриста с клиентами. Специфика профобщения юристов с участниками следственных действий. Профессионально-ролевое поведение оперативных сотрудников правоохранительных органов.

Конфликты в профобщении юристов, их профилактика и разрешение. Методы и приёмы психологического воздействия юристов на клиентов в процессе общения.

Психотехническое обеспечение публичных выступлений и переговорной деятельности юристов.

  1. Понятие и основные психологические характеристики профессионального общения юристов и требования к их коммуникативной компетентности.

  2. Стереотипы в восприятии юристами партнеров по профобщению и пути улучшения социальной перцепции.

  3. Психотехники эффективной коммуникации юристов и обеспечения диалогичности профобщения.

  4. Методы и приемы эффективного воздействия юристов на партнеров в профобщении.

  5. Психотехнологии в профессионально-ролевом поведении юристов, при ведении ими переговорной деятельности и при публичных выступлениях.

Упражнения: 1. «Социально-психоло-

гического тренинга коммуникативной компетенции юриста»

2. «Переговоры в практике юристов»

3.

Современные психологические методы методов в раскрытии и расследовании преступлений.

Зарубежная и отечественная практика составления и применения в оперативно-розыскной деятельности психологического портрета неустановленного преступника.

Социально-психологический анализ структуры и статуса членов преступных групп.

Психотехническое обеспечение следственной деятельности. Психовиктимологические аспекты личности потерпевших и их учет в следствии.

Психологические приёмы диагностики инсценировки, лжи, скрываемых обстоятельств и самооговора.

Нетрадиционные психологические методы в раскрытии и расследовании преступлений.

1. Новые подходы в изучении личности и групп правонарушителей. Методика составления психологического портрета неустановленного преступника.

2. Методики визуальной диагностики при скрытом наблюдении за преступными группами. Социально-психологический анализ структуры и статуса членов преступных групп.

3. Психовиктимологические аспекты личности потерпевших и их учет в следствии.

4. Психологические приёмы диагностики инсценировки, лжи, скрываемых обстоятельств и самооговора.

5. Нетрадиционные психологические методы в раскрытии и расследовании преступлений.

Упражнения:

1. «Технология портретирования в практике раскрытия и расследования преступлений».

2. «Решение ситуационных задач юридико-пси хологического характера»

3. «Ситуации из практики правоохранительных органов».

4. «Развитие версионного» мышления

оперативных сотрудников»


4.

Психологическое обеспечение судебной деятельности.

Психологические особенности ведения судопроизводства по уголовным и гражданским делам. Требования, предъявляемые к профессионально-психо-

логической компетентности и поведению юристов - участников судебного разбирательства (судья, прокурор, адвокаты).

Психология юридического диалога и психопрофилактики конфликтов в суде.

Социальная психология жюри присяжных и ее учет в практике уголовного судопроизводства..

Направления и перспективы расширенного использования психологов в качестве консультантов в судах по уголовным и гражданским делам. Специфика проведения комплексных экспертиз с участием психологов.

Психотехнологии «ювенальной юстиции».

1.Психология судопроизводства и Требования, предъявляемые к профессионально-психо-

логической компетентности юристов.

2. Психология юридического диалога и психопрофилактики конфликтов в суде.

3. Психология жюри присяжных и ее учет в практике судопроизводства.

4. Экспертная и консультативная деятельность психологов в судах разной юрисдикции.

5. Модель «восстановительного правосудия» и психотехнологии «ювенальной юстиции».


Упражнения:

1. «Медиация при примирении жертвы и преступника».

2. «Медиация как внеюрисдикционный способ разрешения правовых споров»


5.

Психотехнологии в пенитенциарной и постпенитенциарной деятельности.

Современные инновации в уголовно-исполнительной системе России и востребованность психотехнологий для исправления (ресоциализации) осужденных.

Подходы к изучению личности различных категорий осужденных и учету динамики их изменений в процессе отбывания наказания (впервые осужденные, рецидивисты, женщины, несовершеннолетние и др.). Подходы к разработке психологических типологий (классификаций) осужденных и реализации исправительно-коррекционных программ.

Социально-психологичес-

кие явления в среде осужденных и подходы к профилактике негативного влияния атрибутов криминальной субкультуры в местах лишения свободы.

Психология воздействия на криминальных лидеров и группы осужденных отрицательной направленности. Поддержание в среде осужденных просоциальных отношений и их психологической подготовки к жизни на свободе.

Психотехнические модели и методы социальной реадаптации и реабилитации освободившихся из мест лишения свободы, профилактике с их стороны рецидива преступлений.

1. Современные инновации в уголовно-исполнитель

ной системе России и востребованность психотехнологий для исправления (ресоциализации) осужденных.

2. Подходы к изучению личности различных категорий осужденных и учету динамики их изменений в процессе отбывания наказания.

3. Социальная психология групп осужденных в местах лишения свободы и ее учет при профилактики эксцессов и поддержания безопасности.

4. Психотехническое обеспечение исправления и ресоциализации осужденных.

5. Психотехнические модели и методы социальной реадаптации и реабилитации освободившихся из мест лишения свободы, профилактике с их стороны рецидива преступлений.

Анализ видеофрагментов из практики исправительных учреждений

(кейсы из 3-х видеофильмов).

6.

Психологические аспекты повышения эффективности труда юристов и их профессионально-акмеологического развития

Психологическая характеристика содержания и условий труда юристов. Психологические проблемы профессиографии и качества профотбора (подбора) кадров в правоохранительные и правоприменительные органы.

Содержание и виды профессионально-психологи-

ческой подготовки различных категорий юристов. Психологическое сопровождение сотрудников правоохранительных органов при действиях в экстремальных условиях.

Психовиктимность, эмоциональное выгорание и профдеструкции в поведении юристов и пути их психопрофилактики.

Роль современных психотехнологий в возвышении потенциала личности юристов.

Изучение социально-психологического климата в юридических коллективах, психопрофилактика конфликтов, «группового эгоцентризма» и моббинга.

1. Психологическая характеристика содержания и условий труда юристов.

2. Направления психологического сопровождения сотрудникам правоохранительных и правоприменительных органов и психопрофилактики у них разного вида профессиональных деструкций.

3. Роль современных психотехнологий в возвышении потенциала личности юристов.

4. Изучение социально-психологического климата в юридических коллективах, психопрофилактика конфликтов, «группового эгоцентризма» и моббинга.

Упражнения

1. «Профессиональная идентичность»

2. «Развитие творческого потенциала личности юриста»



Основные понятия

Медиация, моббинг, исправление юридическое и нравственное, портретирование психологическое, посттравматический стресс, профвыгорание, профдеформация, психовиктимность личности, психограммы юристов, психологическая подготовка юристов, психологическая экспертиза, психологический отбор, психологический потенциал личности и коллективов юристов, психологические операции, психологические правила, психологические приемы, психологическое консультирование, психологическое обеспечение деятельности, психокоррекция, психопрофилактика, психотерапия, психотехнология, психотехника, реабилитация постпенитенциарная, ресоциализация осужденных, стратификация криминальная, субъект преступления, типологии и классификации преступников.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модулю в7 «Психотехнологии в юриспруденции» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модулю в7 «Психотехнологии в юриспруденции» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модулю в7 «Психотехнологии в юриспруденции» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модулю в7 «Психотехнологии в юриспруденции» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модулю в7 «Психотехнологии в юриспруденции» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модулю в7 «Психотехнологии в юриспруденции» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модулю в7 «Психотехнологии в юриспруденции» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модулю в7 «Психотехнологии в юриспруденции» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модулю в7 «Психотехнологии в юриспруденции» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модулю в7 «Психотехнологии в юриспруденции» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модулю в7 «Психотехнологии в юриспруденции» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модулю в7 «Психотехнологии в юриспруденции» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модулю в7 «Психотехнологии в юриспруденции» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модулю в7 «Психотехнологии в юриспруденции» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модулю в7 «Психотехнологии в юриспруденции» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая программа модулю в7 «Психотехнологии в юриспруденции» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск