Скачать 0.55 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Рабочая программа модуля / дисциплины «Философия и методология социальных наук» М1.Б1 Институт политики, права и социального развития Направление: 040100 « Социология», магистерская программа «Социальный дизайн» Кафедра: Социально-правовых отношений и молодежной политики Составители: Реут Д.В, кандидат технических наук, доцент, Нелидовская И.Н., старший преподаватель Москва-2012 Пояснительная записка Цель: Изучение магистратами истории методологических подходов, актуальных проблем и практического опыта современного методологии социологии, а также методов исследования социальных объектов. Задачи:
В результате освоения содержания дисциплины студенты должны знать:
уметь:
владеть:
Объем в ЗЕ: 4 Время изучения: курс 1 семестр 1 Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: Социальная история и трансформационные процессы в современной России Современные проблемы социологии Научное творчество Современные духовные практики/Технологии общественной коммуникации Социальный дизайн Герменевтика и гуманитарное познание Социология инноваций Стратегическое искусство как основной ресурс развития социальных систем Социология предпринимательства Ведущие школы управленческого консультирования Прогнозирование социальных процессов Методы сбора данных в социальном дизайне / Финансы для социальных дизайнеров Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Герменевтика и гуманитарное познание Групповая принадлежность ОМ: общекультурный Кластерная принадлежность ОМ:мировоззренческий Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех): ПК СоцМ-00-М01 способность и умение самостоятельно использовать применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения полученные знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук ПК СоцМ-00-И02способность осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования ОКМИ10 Аналитическое мышление: способность представлять сложные объекты в виде моделей с относительно простыми структурами и связями, выделенными на основе явных допущений. Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач: Ф01СоцМ-00/01 самостоятельная подготовка обзоров и аннотаций; Ф02СоцМ-00/03 разработка и проведение исследований (самостоятельно или в составе проектного коллектива) по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений; Ф02СоцМ-00/04 разработка, реализация и распространение результатов проектов по изучению общественного мнения; Ф03СоцМ-00/01 разработка, реализация и распространение результатов проектов по изучению общественного мнения; Ф03СоцМ-00/03 обработка социальной, демографической, экономической и другой релевантной эмпирической информации с привлечением широкого круга источников на основе использования современных информационных технологий, средств вычислительной техники, коммуникаций и связи, а также критическая оценка результатов исследований; Ф03СоцМ-00/04 организация и поддержание коммуникаций с научно-исследовательскими учреждениями и информационно-аналитическими службами по вопросам обмена информацией, научного консультирования и экспертизы. Ф03СоцМ-00/05 идентификация потребностей и интересов социальных групп, предложение механизмов их согласования между собой и с социально-экономическими приоритетами развития социальных общностей (трудовых коллективов, территориальных общностей и т.п.); Ф06СоцМ-00/01 изучение актуальных проблем социального характера на предприятиях и в организациях; самостоятельная разработка мероприятий, направленных на решение социальных проблем; участие в форматировании кадрового состава предприятий и учреждений, составление прогнозов потребности в кадрах; Ф07СоцМ-00/01 интерпретация данных социологических исследований, другой эмпирической информации с использованием объяснительных возможностей современной социологической теории; Ф08СоцМ-00/01 подготовка и проведение занятий по социологическим и социально-гуманитарным дисциплинам в колледжах и в высших учебных заведениях; Ф08СоцМ-00/02 организация учебного процесса, самостоятельная подготовка учебных программ, учебно-методической документации по соответствующим курсам Преподавание дисциплины «Философия и методология социальных наук» осуществляется на основе комплексного подхода: Лекции в основном носят проблемный или обзорно-консультативный характер. Обзорно-консультативные лекции, как правило, читаются по всем разделам курса. При этом первая лекция является установочной. Семинары проводятся в учебных группах по узловым и наиболее сложным темам с целью углубленного изучения студентами теоретических проблем курса и привития им навыков научного анализа правовых явлений в области семейных отношений, при этом особое внимание обращается на проведение семинарских занятий, по которым не проводились лекционные занятия Практические занятия проходят в учебных группах по большинству тем курса. На них отрабатывается умение студентов Тестирование может проводиться в целях определения уровня индивидуальных знаний студентов и группы в целом по результатам изучения ими отдельных тем и в целом учебного курса. При этом проверка знаний может носить как внутренний, так и внешний характер, например, при прохождении вузом аккредитации. Консультации – одна из форм руководства работой студентов и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного материала. Они проходят регулярно и носят преимущественно индивидуальный характер. Групповые консультации организуются в период подготовки к экзамену, а также при необходимости перед семинарами, практическими занятиями. Прохождение практик предусмотренных учебным планом. Написание студентами контрольных работ, эссе, контрольной работы. Каждый раздел учебной дисциплины предполагает на практических и семинарских занятиях проверку не только теоретических знаний, но и решение конкретных задач (практикум) и решения различных тестов. На завершающем этапе обучения, по итогам изучения курса, студенты сдают зачет. По вопросам данной дисциплины, студентами по их желанию может выполняться выпускная квалификационная работа в виде магистерской диссертации. Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): 1 уровень сложности: Задания, выявляющие знание норм, характеризующих данную профессиональную деятельность, в том числе с точки зрения общечеловеческих ценностей: Тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора. Задания, выявляющие умение действовать по образцу, в качестве исполнителя (определенность условий, определенность результата): Имитационные упражнения 2 уровень сложности: Задания, выявляющие способность оценить ситуацию, поступок с точки зрения социальных норм, сформировать и аргументировать собственное отношение: Дебаты, дискуссия, выступление на круглом столе, экспертная оценка, эссе, кейс, этическая задача) Задания, выявляющие умение самостоятельно организовать свою работу в соответствии с поставленной целью (неопределенность условий, определенность результата), Задания, выявляющие способность самостоятельно выявить проблему, выбрать путь и осуществить ее преодоление (определенность условий, неопределенность результата): Кейс, структурирование проблемы, составление рекомендаций, моделирование, аналитический отчет, эссе, прогнозирование, моделирование, мозговой штурм. 3 уровень сложности: Задания, выявляющие способность сделать вывод, принять решение, действовать в соответствии с личностно принятыми нормами Задания, выявляющие умение самостоятельного целеполагания (неопределенность условий и неопределенность результата): Контрольная работа, практика, деловая игра, квазипрофессиональное творческое задание. Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 70/30 % - мировоззренческий кластер Технологическая карта образовательного модуля Дисциплина «Философия и методология социальных наук»
2. Объем модуля и виды учебной работы (форма обучения очная)
|
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... Изучение дисциплины «Философия и методология науки» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного... | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... Изучение дисциплины «Философия и методология истории» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного... | ||
Рабочая программа дисциплины Философия и методология социальных наук Рекомендовано методической комиссией философского факультета, протокол №8 от 31. 10. 2012 г | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2012 г рабочая... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический комплекс модуля «Философия» «Социолингвистика», с предметным содержанием философии как образовательной дисциплины и предполагает формирование навыков оперирования... | ||
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... Настоящий курс «Философия духовного в современном мире» включен в программу подготовки в рамках вузовского компонента магистрантов... | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... Настоящий курс «Философия образования и науки» включен в программу подготовки в рамках вузовского компонента магистрантов по специальности:... | ||
Решение заседания кафедры протокол рабочая программа модуля / дисциплины... ... | Решение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 2013 Аннотированная... ... | ||
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 2013 Аннотированная... ... | Решение заседания кафедры протокол № от рабочая программа модуля... ... | ||
Решение заседания кафедры протокол №1 от 28 августа 2013 г. Аннотированная... ... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Аннотированная... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Аннотированная... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «29» августа 2013 г. Аннотированная... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... |