Скачать 221.68 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Философский факультет Кафедра онтологии, теории познания и социальной философии УТВЕРЖДАЮ Декан философского факультета ____________ А. Ю. Рыкун «02» ноября 2012 г. Рабочая программа дисциплины Философия и методология социальных наук Направление подготовки 040100 Социология Профиль подготовки Социология управления Квалификация (степень) выпускника Магистр Форма обучения Очная Томск 2012 Одобрено кафедрой социологии Протокол заседания кафедры № 1 от 01.10.2012 г. Зав. кафедрой _____________________________________ В. В. Кашпур Рекомендовано методической комиссией философского факультета, протокол № 8 от 31.10.2012 г. Рабочая программа по дисциплине «Философия и методология социальных наук» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 040100 Социология от 14.01.2010 года Автор: Сыров Василий Николаевич, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой онтологии, теории познания и социальной философии философского факультета Рецензент: Петрова Галина Ивановна, доктор философских наук, профессор кафедры онтологии, теории познания и социальной философии философского факультета 1 Цели освоения дисциплины «Философия и методология социальных наук»: формирование представлений о специфике философии и методологии социальных наук как способе познания и интеллектуальной деятельности, понимание ее места и роли в выработке познавательных, мировоззренческих и профессиональных ориентиров; подготовка магистра в сфере социологии управления, обладающего знаниями в области теории социального познания, методологией научно-познавательной деятельности и компетенциями, позволяющими использовать знания общенаучных и специальных (в сфере социального познания) методов исследования в профессиональной деятельности. Задачи освоения учебной дисциплины: а) знакомство студентов с философией и методологией социальных наук как системой знания, видом теоретической деятельности и составным элементом современного мировоззрения; б) формирование представления о темах и проблемах философии и методологии социальных наук; в) овладение базовым категориальным аппаратом, принципами и приемами философского познания; е) выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными текстами, посвященными проблемам философии и методологии социальных наук; ж) формирование умения применять полученные общие знания для решения конкретных профессиональных задач; з) развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, необходимого для осуществления осмысленного мировоззренческого и профессионального самоопределения; и) формирование умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения. 2.Место дисциплины в структуре ООП магистратуры «Философия и методология социальных наук» является дисциплиной базовой части общенаучного цикла М. 1. и преподается студентам, обучающимся по направлению подготовки магистров 040100 «Социология» в Томском государственном университете в 1/9 семестре на первом году обучения. Освоение дисциплины предполагает предварительное освоение таких дисциплин как философия, социология, история социологии. Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин: для освоения данной дисциплины обучающийся должен иметь базовые знания по философии и социологии; иметь представление о философии как системе знания, виде теоретической деятельности и основе современного мировоззрения, об основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; приобрести навык работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами, умение излагать учебный материал в области освоенных философских дисциплин; владеть методами логического анализа суждений в области философии и социологии, аргументации, ведения дискуссий и полемики; способностью научно анализировать социально-значимые проблемы и использовать основные положения и методы гуманитарных и социальных наук, а также использовать приобретенные теоретические общефилософские знания. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Философия и методология науки»
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: специфику, структуру, основные понятия, направления, проблемы, методы, а также современное состояние, философии. Уметь: использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных и культурных тенденций, фактов и явлений; формулировать и аргументировано излагать собственное видение проблем и способов их разрешения. Владеть: навыками чтения и анализа текстов, имеющих философское содержание; навыками публичных выступлений и письменного аргументированного изложения как позиций, изложенных в философских текстах, так и собственной точки зрения. Демонстрировать способность и готовность к диалогу и восприятию различных идейных позиций, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера. 4 Структура и содержание дисциплины «Философия и методология социальных наук». Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы: 144/36 часов, экзамен
5 Образовательные технологии В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Поэтому в рамках данного учебного курса предусмотрены не только традиционные лекционные и практические занятия, но и написание контрольных работ по пройденному материалу, рефлексивного эссе. 6 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной успеваемости по итогам освоения дисциплины 1.Основными этапами контроля самостоятельной работы студентов по изучению модуля являются: 2. Реферат по одному из предложенных текстов или эссе по предложенным темам; 3. Итоговое тестирование по пройденным темам лекций в форме ответов на контрольные задания; 4. Экзамен в устной форме. 6.1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач: 1) приобретение навыков чтения и анализа текстов, посвященных проблематике философии и методологии социальных наук; 2) умение вычленить и последовательно изложить основную идею, отраженную в том или ином философском или социологическом тексте, а также воспроизвести авторскую аргументацию; 3) формирование навыков самостоятельного критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации в пользу тех или иных позиций. Требования к написанию реферата Самостоятельная работа студентов осуществляется в форме написания реферата по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Реферат пишется по одной из предложенных работ (статей, книг, раздела и т.д.) классических или современных авторов, исследовавших проблематику философии и методологии социальных наук. Цель написания реферата – проверка навыков чтения и анализа текстов, посвященных данным проблемам, умения вычленить и последовательно изложить основную идею, отраженную в том или ином философском или социологическом тексте, а также способности воспроизвести авторскую аргументацию. Структура реферата должна включать введение, несколько разделов (два или три), заключение. Во введении указывается цель работы, последовательность задач по ее достижению и предполагаемый результат. Разделы реферата должны отражать основные блоки в последовательности изложения идей реферируемого текста. Все цитаты, которыми сопровождается содержание реферируемой книги, должны быть снабжены сносками (внизу страницы с указанием названия книги, автора и страницы, откуда взята цитата). В заключении должны быть подведены итоги реферируемого текста, а именно основные идеи реферируемой работы. Содержание основной части реферата должно представлять собой анализ реферируемого текста. Анализ предполагает демонстрацию способности выявить и сформулировать основную идею или совокупность идей, выдвигаемых автором реферируемого текста, а также воспроизвести последовательность аргументов, которые были приведены автором реферируемого текста в защиту своей идеи. Поэтому разделы содержания реферата будут определяться изложением последовательности идей, выдвигаемых автором реферируемого текста (или изложением последовательности этапов развития основной идеи, излагаемой автором реферируемого текста) и последовательности аргументов, выдвинутых автором реферируемого текста. Предполагаемый объем – 10-15 страниц 12 кегль, одинарный интервал, размер 2+2+2+2. Требования к написанию эссе Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом 3 (три) страницы текста (12 кегль, одинарный интервал, размер 2+2+2+2.), посвященное какой-либо значимой классической либо современной теме или проблеме философии и методологии социальных наук. В отличие от реферата творческая работа не должна носить описательный характер и должна представлять собой аргументированное представление своей точки зрения по какой-либо проблеме философии и методологии социальных наук. Структура эссе должна представлять собой обоснование актуальности взятой темы, демонстрацию проблемной ситуации (умение показать наличие разных точек зрения и аргументации, выдвигаемой сторонниками различных точек зрения в обсуждении данной темы), умение изложить собственную позицию (оценку) с использованием рациональной аргументации. Цель написания эссе - развитие способности понимания философских и методологических аспектов различных социальных проблем; формирование и проверка навыков логически аргументированного изложения и обоснования собственной социологической и мировоззренческой позиции по тому или иному вопросу, что должно способствовать раскрытию творческих, аналитических способностей, а также формированию устойчивых мировоззренческих ориентиров. Примерная тематика рефератов и эссе
Контрольные вопросы и задания
«Я стараюсь, как мне кажется, отделить себя сразу и от марксистского, и от околомарксистского взгляда на вещи. Что касается первого подхода, то я не из тех, кто пытается сводить воздействия власти на уровень идеологии. На самом деле я задаюсь вопросом, не оказались бы мы большими материалистами, изучая вопрос о теле и властных воздействиях на него перед тем, как ставить вопрос об идеологии. Ибо в исследованиях, которые на первое место ставят идеологию, меня смущает то, что в них всегда предполагается данным человеческий субъект, образец которого нам дала классическая философия и который будто бы наделен сознанием, которым-то и завладевает приходящая власть. Необходимо также отмежеваться от таких парамарксистов, как Маркузе, которые придают слишком преувеличенное значение представлению о подавлении. Ибо если бы власть имела только функцию подавления, если бы она действовала по образцу цензуры, исключения, преграждения, вытеснения в духе какого-то большого Сверх-Я, если бы она осуществлялась только негативным способом, то она оказалась бы очень хрупкой. Но коль скоро она сильна, то это потому, что она производит позитивные воздействия на уровне желания (это уже начинают осознавать), а также на уровне знания. Власть отнюдь не мешает знанию: она его производит. Если у нас могло создаться некое знание на теле, так это только с помощью совокупности военных и учебных дисциплин. Только исходя из власти над телом стало возможным физиологическое и организационное знание. Глубокая укорененность власти, трудности, какие мы испытываем, пытаясь от нее избавиться, обусловлены всеми этими связями. Вот почему представление о подавлении, к которому обычно сводят все механизмы власти, кажется мне чрезвычайно неудовлетворительным и, возможно, даже опасным».
Деконструкция «, должнанаверное, пытаться избежать простой нейтрализации бинарных оппозиций метафизики и вместе с тем - простого укоренения в запертом пространстве ее оппозиций, согласия с ним. ...Деконструировать оппозицию значит сначала в определенный момент перевернуть иерархию. ...Необходимость этой фазы - структурная, а стало быть, это необходимость непрекращающегося анализа: иерархичность бинарной оппозиции постоянно воспроизводит себя. ...А с другой стороны, остановиться на этой фазе значит опять же оперировать все еще на почве и в пределах деконструированной системы. Поэтому надо этим двойным письмом, да, стратифицированным, расклиненным и расклинивающим, обозначить дистанцию между инверсией, ставящей верх вниз, деконструирующей сублимирующую или идеализирующую генеалогию, и вторгающимся возникновением нового “концепта”, концепта, по сути своей уже не допускающего, никогда не допускавшего понимания в старом режиме».
«Наука с самого начала конфликтовала с рассказами. По ее собственным критериям за большинством из них скрывается вымысел. Но поскольку наука не ограничивается лишь формулировкой инструментальных закономерностей, а ищет истину, она должна легитимировать свои правила игры. А в силу того, что она держит легитимирующий дискурс в отношении собственного статуса, то называет его философией. Когда этот метадискурс прибегает эксплицитным образом к тому или иному великому рассказу, как, например, диалектика Духа, герменевтика смысла, эмансипация разумного субъекта или трудящегося, рост богатства и т. п., - то науку, которая соотносится с ним, в целях самолегитимации решают назвать "модерном". И таким образом, например, правило консенсуса между отправителем и получателем ценностного высказывания об истине, считается приемлемым, если оно вписывается в перспсктиву возможного единодушия рассудительных умов: это может быть рассказ эпохи Просвещения, когда герой познания работает ради великой этикополитической цели, всеобщего мира. Здесь можно видеть, как легитимируя знание через мета рассказ, включающий философию истории, приходят к тому, чтобы задаться вопросом о законности институций, ведающих социальной связью, поскольку эти последние также нуждаются в легитимации. Справе/живость, таким образом, оказывается соотносимой с великим рассказом в той же мере, что и с истиной. Упрощая до крайности, мы считаем "постмодерном" недоверие в отношении метарассказов. Оно является, конечно, результатом прогресса науки; но и прогресс в свою очередь предполагает это недоверие. С выходом из употребления метанарративного механизма легитимации связан, в частности, кризис метафизической философии, а также кризис зависящей от нее университетской институции». Примерные вопросы для экзамена по дисциплине «Философия и методология социальных наук»
7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Рекомендуемая основная литература
Дополнительная литература
Справочные и информационные издания
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы Национальная философская энциклопедия http://terme.ru/ Философский портал: социальная и политическая философия http://www.philosophy.ru/lib/soc/ Портал «Философия online»: каталог сайтов по философии http://phenomen.ru/catalog/?c=60 4. Портал «Гуманитарное образование»: http://www.humanities.edu.ru/db/sect/22 5. Цифровая библиотека по философии: http://filosof.historic.ru/books/c0027_1.shtml 6. Электронная гуманитарная библиотека: http://www.gumfak.ru/filosof.shtml 7. Britannica - www.britannica.com 8. Stanford Encyclopedia of Philosophy http://plato.stanford.edu/ 8 Материально-техническое обеспечение дисциплины Философский факультет и кафедра онтологии, теории познания и социальной философии ТГУ располагает всем необходимым материально-техническим обеспечением для выполнения настоящей программы. Оно включает в себя: - наличие компьютерного класса; - наличие доступного для студента выхода в Интернет; - наличие специально оборудованных кабинетов и аудиторий для мультимедийных презентаций. |
Решение заседания кафедры протокол рабочая программа модуля / дисциплины... ... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методы... Виноградов А. И., кандидат философских наук, доцент кафедры социальных наук Жигунова Г. В | ||
Рабочая программа по дисциплине «Философия и методология истории»... Изучение дисциплины «Философия и методология истории» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного... | Пояснительная записка в качестве предмета курса «Философия и методология науки» Яркова Елена Николаевна Философия и методология науки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | ||
Программа дисциплины История немецкой классической философии для... Автор: Жигунова Г. В кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук» | Валеев Г. Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований Виноградов А. И., кандидат философских наук, доцент кафедры социальных наук Жигунова Г. В | ||
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... Изучение дисциплины «Философия и методология науки» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного... | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... Изучение дисциплины «Философия и методология истории» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного... | ||
Программа дисциплины Отечественная история для направления 080200... Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,... | Современные средства оценки результатов обучения содержание разделов дисциплины Тегалева Татьяна Дмитриевна, старший преподаватель кафедры социальных наук факультета истории и социальных наук | ||
Рабочая программа (базовая программа общеуниверситетской дисциплины) Наименование дисциплины Виноградов А. И., кандидат философских наук, доцент кафедры социальных наук Жигунова Г. В | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение... Тегалева Татьяна Дмитриевна, старший преподаватель кафедры социальных наук факультета истории и социальных наук | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этические основы... ... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «социология религии»... Автор: Г. А. Бушуева, канд филос наук, доцент кафедры «Социальных наук», О. В. Грашевская, канд ист наук доцент кафедры «Социальных... | ||
Вопросы к кандидатскому экзамену по общенаучной дисциплине «история и философия науки» Автор: Васильева В. Н., доктор социологических наук, доцент, проф кафедры «Социальных наук» | Методические рекомендации по изучению дисциплины «основы социальной... Авторы: Петошина С. И., к ф н кафедры социальных наук факультета истории и социальных наук Мурманского государственного гуманитарного... |