Рабочая программа дисциплины Философия и методология социальных наук





Скачать 221.68 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины Философия и методология социальных наук
Дата публикации16.03.2015
Размер221.68 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Философия > Рабочая программа




Министерство образования и науки Российской Федерации

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Философский факультет

Кафедра онтологии, теории познания и социальной философии

УТВЕРЖДАЮ

Декан философского факультета
____________ А. Ю. Рыкун

«02» ноября 2012 г.

Рабочая программа дисциплины

Философия и методология социальных наук

Направление подготовки

040100 Социология

Профиль подготовки

Социология управления

Квалификация (степень) выпускника

Магистр
Форма обучения

Очная


Томск 2012

Одобрено кафедрой социологии

Протокол заседания кафедры № 1 от 01.10.2012 г.

Зав. кафедрой _____________________________________ В. В. Кашпур

Рекомендовано методической комиссией философского факультета, протокол № 8 от 31.10.2012 г.
Рабочая программа по дисциплине «Философия и методология социальных наук» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 040100 Социология от 14.01.2010 года

Автор: Сыров Василий Николаевич, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой онтологии, теории познания и социальной философии философского факультета

Рецензент: Петрова Галина Ивановна, доктор философских наук, профессор кафедры онтологии, теории познания и социальной философии философского факультета

1 Цели освоения дисциплины «Философия и методология социальных наук»:

формирование представлений о специфике философии и методологии социальных наук как способе познания и интеллектуальной деятельности, понимание ее места и роли в выработке познавательных, мировоззренческих и профессиональных ориентиров;

подготовка магистра в сфере социологии управления, обладающего знаниями в области теории социального познания, методологией научно-познавательной деятельности и компетенциями, позволяющими использовать знания общенаучных и специальных (в сфере социального познания) методов исследования в профессиональной деятельности.
Задачи освоения учебной дисциплины:

а) знакомство студентов с философией и методологией социальных наук как системой знания, видом теоретической деятельности и составным элементом современного мировоззрения;

б) формирование представления о темах и проблемах философии и методологии социальных наук;

в) овладение базовым категориальным аппаратом, принципами и приемами философского познания;

е) выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными текстами, посвященными проблемам философии и методологии социальных наук;

ж) формирование умения применять полученные общие знания для решения конкретных профессиональных задач;

з) развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, необходимого для осуществления осмысленного мировоззренческого и профессионального самоопределения;

и) формирование умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения.
2.Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

«Философия и методология социальных наук» является дисциплиной базовой части общенаучного цикла М. 1. и преподается студентам, обучающимся по направлению подготовки магистров 040100 «Социология» в Томском государственном университете в 1/9 семестре на первом году обучения.

Освоение дисциплины предполагает предварительное освоение таких дисциплин как философия, социология, история социологии.

Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин: для освоения данной дисциплины обучающийся должен иметь базовые знания по философии и социологии; иметь представление о философии как системе знания, виде теоретической деятельности и основе современного мировоззрения, об основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования;

приобрести навык работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами, умение излагать учебный материал в области освоенных философских дисциплин;

владеть методами логического анализа суждений в области философии и социологии, аргументации, ведения дискуссий и полемики; способностью научно анализировать социально-значимые проблемы и использовать основные положения и методы гуманитарных и социальных наук, а также использовать приобретенные теоретические общефилософские знания.
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Философия и методология науки»

  1. способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ философии и социально-гуманитарных наук (ОК-6);

  2. способность осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования (ПК-3);

  3. способность и умение использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (углубленное знание основных школ и направлений, способность к социологической рефлексии) (ПК-13).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: специфику, структуру, основные понятия, направления, проблемы, методы, а также современное состояние, философии.

Уметь: использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных и культурных тенденций, фактов и явлений; формулировать и аргументировано излагать собственное видение проблем и способов их разрешения.

Владеть: навыками чтения и анализа текстов, имеющих философское содержание; навыками публичных выступлений и письменного аргументированного изложения как позиций, изложенных в философских текстах, так и собственной точки зрения.

Демонстрировать способность и готовность к диалогу и восприятию различных идейных позиций, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера.

4 Структура и содержание дисциплины «Философия и методология социальных наук».
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы: 144/36 часов, экзамен



п/п


Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лек-ции

Семи-нары

СРС




1

Основные черты классической философии и их влияние на методологию социальных наук

1

1-2

2

2

6

Реферат по пройденным темам

2

Основные черты постклассической философии их влияние на методологию социальных наук

1

3-4

2

2

6

3

Основные черты постструктуралистской и постмодернистской философии и методологии социальных наук

1

5-7

2

4

6

4

Философия и методология критической социальной теории

1

8-9

2

2

6

Эссе по пройденным темам

5

Критическая теория М. Фуко. Дискурсивный подход

1

10-11

2

2

12

6

Концепция гипереальности и симуляции Ж.Бодрийяра

1

12-13

2

2

12

Контрольная работа

7

Структурный психоанализ Ж. Лакана: Структура бессознательного и конституирование идентичности

1

14-15

2

2

12

8

Нарративный поворот в социальном познании

1

16-18

2

4

12




Итого

1




16

20

72

Экзамен – 36 час.

5 Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Поэтому в рамках данного учебного курса предусмотрены не только традиционные лекционные и практические занятия, но и написание контрольных работ по пройденному материалу, рефлексивного эссе.
6 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной успеваемости по итогам освоения дисциплины

1.Основными этапами контроля самостоятельной работы студентов по изучению модуля являются:

2. Реферат по одному из предложенных текстов или эссе по предложенным темам;

3. Итоговое тестирование по пройденным темам лекций в форме ответов на контрольные задания;

4. Экзамен в устной форме.
6.1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:

1) приобретение навыков чтения и анализа текстов, посвященных проблематике философии и методологии социальных наук;

2) умение вычленить и последовательно изложить основную идею, отраженную в том или ином философском или социологическом тексте, а также воспроизвести авторскую аргументацию;

3) формирование навыков самостоятельного критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации в пользу тех или иных позиций.
Требования к написанию реферата
Самостоятельная работа студентов осуществляется в форме написания реферата по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Реферат пишется по одной из предложенных работ (статей, книг, раздела и т.д.) классических или современных авторов, исследовавших проблематику философии и методологии социальных наук. Цель написания реферата – проверка навыков чтения и анализа текстов, посвященных данным проблемам, умения вычленить и последовательно изложить основную идею, отраженную в том или ином философском или социологическом тексте, а также способности воспроизвести авторскую аргументацию.

Структура реферата должна включать введение, несколько разделов (два или три), заключение. Во введении указывается цель работы, последовательность задач по ее достижению и предполагаемый результат. Разделы реферата должны отражать основные блоки в последовательности изложения идей реферируемого текста. Все цитаты, которыми сопровождается содержание реферируемой книги, должны быть снабжены сносками (внизу страницы с указанием названия книги, автора и страницы, откуда взята цитата). В заключении должны быть подведены итоги реферируемого текста, а именно основные идеи реферируемой работы.

Содержание основной части реферата должно представлять собой анализ реферируемого текста. Анализ предполагает демонстрацию способности выявить и сформулировать основную идею или совокупность идей, выдвигаемых автором реферируемого текста, а также воспроизвести последовательность аргументов, которые были приведены автором реферируемого текста в защиту своей идеи. Поэтому разделы содержания реферата будут определяться изложением последовательности идей, выдвигаемых автором реферируемого текста (или изложением последовательности этапов развития основной идеи, излагаемой автором реферируемого текста) и последовательности аргументов, выдвинутых автором реферируемого текста. Предполагаемый объем – 10-15 страниц 12 кегль, одинарный интервал, размер 2+2+2+2.

Требования к написанию эссе
Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом 3 (три) страницы текста (12 кегль, одинарный интервал, размер 2+2+2+2.), посвященное какой-либо значимой классической либо современной теме или проблеме философии и методологии социальных наук. В отличие от реферата творческая работа не должна носить описательный характер и должна представлять собой аргументированное представление своей точки зрения по какой-либо проблеме философии и методологии социальных наук.

Структура эссе должна представлять собой обоснование актуальности взятой темы, демонстрацию проблемной ситуации (умение показать наличие разных точек зрения и аргументации, выдвигаемой сторонниками различных точек зрения в обсуждении данной темы), умение изложить собственную позицию (оценку) с использованием рациональной аргументации.

Цель написания эссе - развитие способности понимания философских и методологических аспектов различных социальных проблем; формирование и проверка навыков логически аргументированного изложения и обоснования собственной социологической и мировоззренческой позиции по тому или иному вопросу, что должно способствовать раскрытию творческих, аналитических способностей, а также формированию устойчивых мировоззренческих ориентиров.
Примерная тематика рефератов и эссе


  1. Место и значение методологической проблематики в структуре философского и социогуманитарного знания.

  2. Социогуманитарное познание как предмет философского анализа.

  3. Философские основания социогуманитарного познания.

  4. Классический и неклассический модусы рациональности: их значение для методологии гуманитарного познания.

  5. Онтологические различия в естественнонаучной и социогуманитарной стратегиях познания.

  6. Принцип историзма и его роль в социогуманитарном познании.

  7. Понятие повседневности и его смысл для современного социального познания.

  8. Механизмы формирования субъективности в социальном поле.

  9. Социальная, идеологическая и властная функции наук об обществе (П. Бурдье, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрийяр, М. Фуко).

  10. В чем близость теории литературы и философских исканий XX века?

  11. Деконструктивистская методология и ее значение для современного социогуманитарного исследования.

  12. Влияние структурализма и постструктурализма на методологию гуманитарных исследований (языкознание, литературоведение, психология, история).

  13. Роль социогуманитарных наук в процессах социальных трансформаций.

  14. «Идея критики» в контексте современной критической теории общества.

  1. Особенности методологии и понятийного аппарата структурализма в социальных науках.

  2. Холистические модели общества. Теория «структурации» Т. Гидденса.

  3. Неомарксистский структурализм Л. Альтюссера.

  4. Роль лингвистики и семиотики в трактовке социальной реальности.

  5. Структурная антропология К. Леви-Стросса.

  6. Структурный подход и литература. Идеология, власть, язык, литература (по работам Р. Барта, М. Фуко).

  7. Философско-методологические принципы постмодерна в познании социальной реальности.

  8. С Жижек и «Возвышенный объект идеологии» сквозь призму структурного психоанализа Ж. Лакана.

  9. Нарративные модели социальной реальности (А.-Ж. Греймас, Кл. Бремон, Ц. Тодоров, Ж. Женетт, Р. Барт, В. Тюпа, В.Шмидт, П.Рикер).

  10. Общество как «открытая структура» и «открытое произведение» У. Эко.

  11. Основные концепции теории дискурса. (М. Фуко, П. Рикер, Ж. Деррида, Э. Лакло, С. Муфф, Дж. Поттер и М. Уэтрелл).

  12. «Смерть субъекта» в трактовке М. Фуко, Р. Барта.

  13. Мир «симулякров» и общество «зла» Ж. Бодрийяра.


Контрольные вопросы и задания


  1. Является ли наука единственным способом познания социальной реальности?

  2. Является ли социогуманитарное знание свободным от мифологии?

  3. В чем состоят сущностные черты современной критической теории?

  4. Чем современная критическая теория отличается от классической критической теории?

  5. Каковы границы терпимости социогуманитарного познания в отношении других способов постижения действительности?

  6. Какие основания критического подхода к обществу?

  7. В чем специфика модели коммуникации в рамках универсальной прагматики Ю. Хабермаса?

  8. Как преодолевается оппозиция «индивид/общество» в универсальной прагматике?

  9. В чем состоят особенности критической теории М. Фуко?

  10. Охарактеризуйте основные положения теории Ж. Бодрийяра.

  11. В чем суть полемики между Фуко и Хабермасом?

  12. Основные положения критического анализа капитализма у Гидденса.

  13. В чем суть понятия идеологии у Бодрийяра?

  14. В чем суть постметафизического мышления?

  15. Что такое «когнитивно – инструментальная рациональность»?

  16. Что такое «коммуникативная рациональность»?

  17. Что такое «стратегическое действие»?

  18. Что такое «коммуникативное действие»?

  19. В чем суть подхода универсальной прагматики в исследовании жизненного мира?

  20. В суть понятия «модерн»?

  21. Каковы перспективы философской рациональности в обществе позднего модерна?

  22. Чем онтологический структурализм отличается от эпистемологического?

  23. В чем суть структурного объяснения и его отличие от генетического и каузального?

  24. Что такое синхрония, диахрония и ахрония?

  25. Что означают синтагматическое и парадигматическое измерения?

  26. В чем отличие денотации от коннотации (по Р.Барту)?

  27. Какова по Лакану структура психики?

  28. Что такое «нарратив»?

  29. Что такое «дискурс» и в чем его отличие от «языка» и «речи»?

  30. Какой смысл содержится в высказывании «смерть субъекта»?

  31. Что такое «симулякр» и какова его роль в социальной реальности?

  32. Что означает «машина желания» по Делезу?

  33. В чем отличие «фенотекста» и «генотекста» по Кристевой?

  34. Что такое «интертекстуальность»?

  35. В чем заключается смысл концепта «письма»?

  36. Какое место занимает сегодня идея общественного прогресса в социальном познании?

  37. Что такое историцизм и суть его критики К.Поппером?

  38. В чем близость теории литературы и философских исканий XX века?

  39. В чем смысл принципа деконструкции?

  40. Прочитайте текст М.Фуко. За что Фуко критикует классическое понимание субъекта? Какое представление о власти критикуется Фуко и, какое он предлагает взамен?

«Я стараюсь, как мне кажется, отделить себя сразу и от марксистского, и от околомарксистского взгляда на вещи. Что касается первого подхода, то я не из тех, кто пытается сводить воздействия власти на уровень идеологии. На самом деле я задаюсь вопросом, не оказались бы мы большими материалистами, изучая вопрос о теле и властных воздействиях на него перед тем, как ставить вопрос об идеологии. Ибо в исследованиях, которые на первое место ставят идеологию, меня смущает то, что в них всегда предполагается данным человеческий субъект, образец которого нам дала классическая философия и который будто бы наделен сознанием, которым-то и завладевает приходящая власть.

Необходимо также отмежеваться от таких парамарксистов, как Маркузе, которые придают слишком преувеличенное значение представлению о подавлении. Ибо если бы власть имела только функцию подавления, если бы она действовала по образцу цензуры, исключения, преграждения, вытеснения в духе какого-то большого Сверх-Я, если бы она осуществлялась только негативным способом, то она оказалась бы очень хрупкой. Но коль скоро она сильна, то это потому, что она производит позитивные воздействия на уровне желания (это уже начинают осознавать), а также на уровне знания. Власть отнюдь не мешает знанию: она его производит. Если у нас могло создаться некое знание на теле, так это только с помощью совокупности военных и учебных дисциплин. Только исходя из власти над телом стало возможным физиологическое и организационное знание.

Глубокая укорененность власти, трудности, какие мы испытываем, пытаясь от нее избавиться, обусловлены всеми этими связями. Вот почему представление о подавлении, к которому обычно сводят все механизмы власти, кажется мне чрезвычайно неудовлетворительным и, возможно, даже опасным».

  1. В чем суть метода деконструкции по Ж.Деррида?

Деконструкция «, должнанаверное, пытаться избежать простой нейтрализации бинарных оппозиций метафизики и вместе с тем - простого укоренения в запертом пространстве ее оппозиций, согласия с ним. ...Деконструировать оппозицию значит сначала в определенный момент перевернуть иерархию. ...Необходимость этой фазы - структурная, а стало быть, это необходимость непрекращающегося анализа: иерархичность бинарной оппозиции постоянно воспроизводит себя. ...А с другой стороны, остановиться на этой фазе значит опять же оперировать все еще на почве и в пределах деконструированной системы. Поэтому надо этим двойным письмом, да, стратифицированным, расклиненным и расклинивающим, обозначить дистанцию между инверсией, ставящей верх вниз, деконструирующей сублимирующую или идеализирующую генеалогию, и вторгающимся возникновением нового “концепта”, концепта, по сути своей уже не допускающего, никогда не допускавшего понимания в старом режиме».

  1. В чем суть рассуждений Ж.-Ф.Лиотара?

«Наука с самого начала конфликтовала с рассказами. По ее собственным критериям за большинством из них скрывается вымысел. Но поскольку наука не ограничивается лишь формулировкой инструментальных закономерностей, а ищет истину, она должна легитимировать свои правила игры. А в силу того, что она держит легитимирующий дискурс в отношении собственного статуса, то называет его философией.

Когда этот метадискурс прибегает эксплицитным образом к тому или иному великому рассказу, как, например, диалектика Духа, герменевтика смысла, эмансипация разумного субъекта или трудящегося, рост богатства и т. п., - то науку, которая соотносится с ним, в целях самолегитимации решают назвать "модерном". И таким образом, например, правило консенсуса между отправителем и получателем ценностного высказывания об истине, считается приемлемым, если оно вписывается в перспсктиву возможного единодушия рассудительных умов: это может быть рассказ эпохи Просвещения, когда герой познания работает ради великой этикополитической цели, всеобщего мира. Здесь можно видеть, как легитимируя знание через мета рассказ, включающий философию истории, приходят к тому, чтобы задаться вопросом о законности институций, ведающих социальной связью, поскольку эти последние также нуждаются в легитимации. Справе/живость, таким образом, оказывается соотносимой с великим рассказом в той же мере, что и с истиной.

Упрощая до крайности, мы считаем "постмодерном" недоверие в отношении метарассказов. Оно является, конечно, результатом прогресса науки; но и прогресс в свою очередь предполагает это недоверие. С выходом из употребления метанарративного механизма легитимации связан, в частности, кризис метафизической философии, а также кризис зависящей от нее университетской институции».

Примерные вопросы для экзамена по дисциплине

«Философия и методология социальных наук»


  1. Основные черты классической философии: онтология

  2. Основные черты классической философии: эпистемология

  3. Основные черты неклассической философии: онтология

  4. Основные черты неклассической философии: эпистемология

  5. Историчность человеческого бытия. Основные принципы исторического понимания социальной реальности

  6. Основные черты герменевтики как эпистемологического проекта

  7. Философия постмодерна: основные черты

  8. Методологический плюрализм социально-философского исследования. Модели объяснения и классификация основных парадигм современной социальной теории.

  9. Концепция общественного прогресса в социальном познании. Историцизм и его критика К.Поппером

  10. Критическая методология Франкфуртской школы. Общая характеристика. Анализ и критика парадоксов индустриального общества Г. Маркузе

  11. М. Хоркхаймер: характеристика традиционной и критической социальной теории. Т. Адорно: Критика Просвещения и рационализма. Понятие макрологической и микрологической методологии

  12. Перспективы философской рациональности в контексте современной критической теории.

  13. Критическая теория Ю. Хабермаса. Ю. Хабермас о незавершенности проекта модерна

  14. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Понятие дискурса и «идеальной речевой ситуации». «Коммуникативный разум» как методологический принцип социально философского исследования

  1. Структурализм: предпосылки возникновения и проблема определения. Неорационализм как философская основа структурализма. Особенности трактовки структуры в современном философском мышлении и социальных теориях

  1. Основные характеристики структуры: целостность, трансформируемость, саморегулируемость. Примат структуры над событием, синхронии и ахронии над диахронией. Понятие "структурного объяснения" и его специфика по отношению каузальному объяснению и герменевтическому «пониманию»

  2. Критика метанарратива (по Ж.-Ф.Лиотару). Знание в современных обществах. Роль нарратива в легитимации социального порядка

  3. Критическая теория М. Фуко. М.Фуко и новая концепция власти

  4. Мифология сегодня (по Р. Барту). Понятие коннотативного означающего. Связь коннотации с идеологией по Р. Барту

  5. Концепция общества потребления Ж. Бодрийяра. Понятие «гиперреальности» и «симулякра»

  6. Концепция идеологии у Ж. Бодрийяра

  7. Понятие повседневности и его смысл для современного социального познания.

  8. Социальная, идеологическая и властная функции наук об обществе (П. Бурдье, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрийяр, М. Фуко).

  9. Понятие субъекта, субъективации, субъекции в социальном пространстве. Философско-метологический смысл идеи «смерти субъекта» в работах Р.Барта и М.Фуко

  10. Основы и идеи феминизма и постфеминизма как новые варианты «критики»

  11. Постколониализм, мультикультурализм и исследования расизма как тенденции трансдисциплинарности и рефлексивной политизации общества

  12. Структурный психоанализ Ж. Лакана: лингвистическая модель бессознательного. Структура бессознательного и конституирование идентичности.

  13. Основные принципы нарративного подхода. Социальный нарратив и нарративная идентичность.

  14. Концепт дискурса и его значение для изучения социальной реальности проблематики. Дискурсивный подход: основные черты

  15. Постструктурализм и новые попытки осмысления общества и субъекта. Идеи текстуальности социальной действительности. Понятие интертекстуальности

  16. Социально-политические воззрения постструктурализма: власть и сопротивление


7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Рекомендуемая основная литература

  1. Микешина Л.А. Философия науки: современная эпистемология, научное знание в динамике культуры, методология научного исследования учебное пособие М. Прогресс-Традиция, 2005. Электронный ресурс: http://sun.tsu.ru/mminfo/books/000207996/000207996.djvu Электронное издание djvu 7,085 Mb

  2. Минеев В.В. Введение в историю и философию науки: учебник для вузов. Красноярск, 2009.

  3. Никифоров А.Л. Философия науки: история и теория (учебник для вузов). М. Идея-Пресс, 2006.

  4. Никитич Л.А. История и философия науки (учебное пособие для студентов и аспирантов вузов). М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

  5. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: учебник. М: Экзамен, 2005.

  6. Философия науки: общие проблемы опознания, методология естественных и гуманитарных наук: учебн. пособие. М.: Прогресс-Традиция, 2005. http://sun.tsu.ru/mminfo/books/ 000207996/000207996.djvu Электронное издание djvu 7,085 Mb


Дополнительная литература

  1. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М., 2003

  2. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 2000

  3. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994

  4. Барт Р. Мифологии. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000

  5. Гадамер Г. Истина и метод. М., 1988

  6. Кун Т. Структура научных революций. М., 2001

  7. Лакан Ж. Семинары 1954-55 гг. Кн. 1, 2. М.: Гнозис, 1999

  8. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000

  9. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998

  10. Парадигмы социологии знания: хрестоматия / под общей ред. В.Л.Шульца. М., 2000

  11. Рикер П. Герменевтика и психоанализ. М., 1996

  12. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986

  13. Уайт Х. Метаистория: историческое воображение в XIX веке. Екатеринбург, 1999

  14. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М.: Касталь, 1994

  15. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.,1994

  16. Эко У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию. СПб.: Петрополис, 1998

  17. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3

  18. Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. СПб.: Наука, 2001

  19. Макаров М. Л. Основы теории дискурса. М., 2003

  20. Методы анализа дискурса и текста. Харьков: Гуманитарный центр, 2009.

  21. Хорган Дж. Конец науки: Взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки. СПб., 2001.

  22. Хюбнер К. Критика научного разума. М.1994

  23. Филлипс Т., Йоргенсен М.Л. Дискурс-анализ: теория и метод. Харьков: гуманит. центр, 2008

  24. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986

  25. Шмидт В. Нарратология. М., 2003


Справочные и информационные издания

  1. История философии: Энциклопедия. Минск, 2002

  2. Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов. М., 2009

  3. Новая философская энциклопедия. 2-е изд., испр. и допол. М., 2010. Т. 1 – 4

  4. Постмодернизм. Энциклопедия. Минск, 2001

  5. Русская философия: Энциклопедия. Под общ. ред. М.А. Маслина. М., 2007

  6. Философия: энциклопедический словарь /под. ред. А.А. Ивина. М., 2009

  7. Энциклопедия по эпистемологии и философии науки. М., 2009

  8. Большой толковый социологический словарь (Collins). В 2-х т. М., 1999

  9. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. Г.В.Осипова. М., 1998

  10. Социологический энциклопедический словарь / Ред.-координатор Г.В. Осипов. М., 1998


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Национальная философская энциклопедия http://terme.ru/

Философский портал: социальная и политическая философия http://www.philosophy.ru/lib/soc/

Портал «Философия online»: каталог сайтов по философии http://phenomen.ru/catalog/?c=60

4. Портал «Гуманитарное образование»: http://www.humanities.edu.ru/db/sect/22

5. Цифровая библиотека по философии: http://filosof.historic.ru/books/c0027_1.shtml

6. Электронная гуманитарная библиотека: http://www.gumfak.ru/filosof.shtml

7. Britannica - www.britannica.com

8. Stanford Encyclopedia of Philosophy http://plato.stanford.edu/
8 Материально-техническое обеспечение дисциплины

Философский факультет и кафедра онтологии, теории познания и социальной философии ТГУ располагает всем необходимым материально-техническим обеспечением для выполнения настоящей программы. Оно включает в себя:

- наличие компьютерного класса;

- наличие доступного для студента выхода в Интернет;

- наличие специально оборудованных кабинетов и аудиторий для мультимедийных презентаций.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины Философия и методология социальных наук iconРешение заседания кафедры протокол рабочая программа модуля / дисциплины...
...
Рабочая программа дисциплины Философия и методология социальных наук iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методы...
Виноградов А. И., кандидат философских наук, доцент кафедры социальных наук Жигунова Г. В
Рабочая программа дисциплины Философия и методология социальных наук iconРабочая программа по дисциплине «Философия и методология истории»...
Изучение дисциплины «Философия и методология истории» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного...
Рабочая программа дисциплины Философия и методология социальных наук iconПояснительная записка в качестве предмета курса «Философия и методология науки»
Яркова Елена Николаевна Философия и методология науки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Рабочая программа дисциплины Философия и методология социальных наук iconПрограмма дисциплины История немецкой классической философии для...
Автор: Жигунова Г. В кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Рабочая программа дисциплины Философия и методология социальных наук iconВалеев Г. Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований
Виноградов А. И., кандидат философских наук, доцент кафедры социальных наук Жигунова Г. В
Рабочая программа дисциплины Философия и методология социальных наук iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...
Изучение дисциплины «Философия и методология науки» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного...
Рабочая программа дисциплины Философия и методология социальных наук iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...
Изучение дисциплины «Философия и методология истории» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного...
Рабочая программа дисциплины Философия и методология социальных наук iconПрограмма дисциплины Отечественная история для направления 080200...
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
Рабочая программа дисциплины Философия и методология социальных наук iconСовременные средства оценки результатов обучения содержание разделов дисциплины
Тегалева Татьяна Дмитриевна, старший преподаватель кафедры социальных наук факультета истории и социальных наук
Рабочая программа дисциплины Философия и методология социальных наук iconРабочая программа (базовая программа общеуниверситетской дисциплины) Наименование дисциплины
Виноградов А. И., кандидат философских наук, доцент кафедры социальных наук Жигунова Г. В
Рабочая программа дисциплины Философия и методология социальных наук iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение...
Тегалева Татьяна Дмитриевна, старший преподаватель кафедры социальных наук факультета истории и социальных наук
Рабочая программа дисциплины Философия и методология социальных наук iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «этические основы...
...
Рабочая программа дисциплины Философия и методология социальных наук iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социология религии»...
Автор: Г. А. Бушуева, канд филос наук, доцент кафедры «Социальных наук», О. В. Грашевская, канд ист наук доцент кафедры «Социальных...
Рабочая программа дисциплины Философия и методология социальных наук iconВопросы к кандидатскому экзамену по общенаучной дисциплине «история и философия науки»
Автор: Васильева В. Н., доктор социологических наук, доцент, проф кафедры «Социальных наук»
Рабочая программа дисциплины Философия и методология социальных наук iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «основы социальной...
Авторы: Петошина С. И., к ф н кафедры социальных наук факультета истории и социальных наук Мурманского государственного гуманитарного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск