Методические рекомендации по изучению дисциплины «основы социальной реабилитации и профориентации» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности





Скачать 416.41 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины «основы социальной реабилитации и профориентации» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
страница1/4
Дата публикации26.06.2013
Размер416.41 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины

«ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И ПРОФОРИЕНТАЦИИ»

Основная образовательная программа подготовки специалиста
по специальности


050716.65 – Специальная психология с дополнительной специализацией «Логопедия»

Авторы: Петошина С.И., к.ф.н. кафедры социальных наук факультета истории и социальных наук Мурманского государственного гуманитарного университета;

Тегалева Т.Д., старший преподаватель кафедры социальных наук.

Цель освоения дисциплины «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И ПРОФОРИЕНТАЦИИ» - является формирование представлений о социальной реабилитации как системе мероприятий по восстановлению полноценного социального существования инвалида.

Основные задачи курса «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И ПРОФОРИЕНТАЦИИ»:

  1. Ознакомить слушателей с теоретическими основами социальной реабилитации инвалидов, научными концепциями социализации лиц с ограниченными возможностями;

  2. Охарактеризовать особенности социальной среды жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями;

  3. Дать понятие о современных моделях социальной реабилитации и профориентации инвалидов;

  4. Формировать у слушателей знания об основных принципах и технологиях социальной реабилитации различных категорий инвалидов;

  5. Ознакомить студентов с отечественным и зарубежным опытом работы учреждений социального обслуживания инвалидов;

  6. Формировать у слушателей представление о важной роли и месте психологического фактора в реабилитационном процессе инвалидов;

  7. Учить применять и грамотно использовать в практической деятельности разнообразные средства и методы социальной реабилитации и профориентации лиц с проблемами инвалидизации.

Учебный курс является одним из основных в структуре подготовки специалиста. Данная учебная дисциплина тесно связана с такими учебными дисциплинами как «Специальная психология», «Возрастная психология», «Психология общения» и другими.

Изучение теории и методов практической психологии в социальной работе одновременно помогут успешно преодолеть нередко возникающие проблемы применения полученных знаний в практике социально-психологической и реабилитационной работы. В свою очередь, это будет способствовать успешности развития социальной сферы в целом.

В ходе изучения данной дисциплины студенты должны знать:

  • Теоретические основы социальной реабилитации инвалидов, научные концепции социализации лиц с ограниченными возможностями;

  • Психологические особенности личности людей с ограниченными возможностями;

  • Социальные и психологические проблемы инвалидов;

  • Социально-правовые аспекты социальной реабилитации и профориентации инвалидов;

  • Основные принципы и технологии социальной реабилитации различных категорий инвалидов;

  • Отечественный и зарубежный опыт работы учреждений социального обслуживания инвалидов.

Студенты должны уметь:

  • Оценивать социально-психологические проблемы лиц с ограниченными возможностями, формулировать проблемы;

  • Применять умения и навыки оказания поддержки и помощи людям с ограниченными возможностями;

  • Уметь формировать программу социальной реабилитации и владеть навыками и техниками социально-психологической реабилитации инвалидов;

  • Уметь разрешать трудные ситуации клиентов — людей с функциональными нарушениями;

  • Поддерживать толерантное отношение окружающих инвалида людей.

В ходе изучения дисциплины студент должен владеть:

  • Технологиями социально-реабилитационной деятельности инвалидов с различными нарушениями.

  • Методами социально-психологического исследования хода и результатов социально-реабилитационной и профориентационной деятельности;

  • Навыками профессионального изучения, обобщения и накопления опыта социальной реабилитации и профориентации инвалидов.



Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени



Наименование раздела, темы




Количество часов



Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

СМ

1.

Раздел 1. Теоретические основы социальной реабилитации инвалидов
















2.

Тема 1. Понятия «инвалид», «инвалидность», социальные ограничения инвалидов и модели инвалидности

3

2

1

-

6

3.

Тема 2. Научные концепции социализации и инвалидизации

4

2

2




8

4.

Раздел 2. Сущность и содержание социальной реабилитации и профориентации инвалидов
















5.

Тема 3. Психологические особенности личности инвалидов, особенности социальной и психолого-педагогической реабилитации

2

1

1

-

10

6.

Тема 4. Социально-правовые аспекты социальной реабилитации инвалидов

3

2

1

-

8

7.

Тема 5. Технологии медико-социальной реабилитации инвалидов

4

2

2

-

10

8.

Тема 6. Технологии социально-средовой реабилитации инвалидов

6

4

2

-

10

9.

Тема 7. . Технологии профессионально-трудовой реабилитации инвалидов

6

4

2

-

10

10.

Тема 8. Отечественный и зарубежный опыт работы учреждений социального обслуживания инвалидов

2

1

1

-

10




Всего:

30

18

12

-

72


Содержание практических занятий
Тема 1. Понятия «инвалид», «инвалидность», социальные ограничения инвалидов и модели инвалидности

План


  1. Понятия "инвалидность'', "инвалид", их характеристика

  2. Состояние проблемы и динамика распространения инвалидизации населения в России

  3. Причины и сущность социальных ограничений инвалидов

  4. Медико-социальная экспертиза, порядок определения группы инвалидности

  5. Профилактика инвалидности. Современные модели инвалидности, их характеристика

Вопросы для коллективного обсуждения:
1. Охарактеризуйте основные понятия курса «Основы социальной реабилитации и профориентации», используя справочно-энциклопедическую литературу и формулировки законодательных документов, охарактеризуйте определения понятий

2. Расскажите о состоянии проблемы инвалидизации населения в России

3. Проанализируйте динамику инвалидизации населения региона за последние 3 года на основе собранных статистических данных в таблицу «Инвалидность детей в Мурманской области»

4, Сформулируйте основные причины, приводящие к различной степени инвалидности детей и взрослых

5. Расскажите о порядке определения группы инвалидности и медико-социальной экспертизе

6. В чём состоят специфические особенности современных моделей инвалидности

7. Какой, на Ваш взгляд, должна быть государственная социальная политика в отношении инвалидов?
Основная литература:
1. Апостолова, Т. М.   Социальная политика Российской Федерации и правовой механизм её реализации: учеб. пособие для студ. вузов / Т. М. Апостолова, Н. Р. Косевич ; под общ. ред. Н. Р. Косевича. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 478 с. [Гриф]

2. Дементьева Н. Ф. Социальная работа в учреждениях социально-реабилитационного профиля и медико-социальной экспертизы : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. "Социальная работа"] / Н. Ф. Дементьева, Л. И. Старовойтова. - М. : Академия, 2010. - 269, [1] с. - Библиогр. в конце глав. - ISBN 978-5-7695-6041-5[Гриф]

3. Денисова И. П.   Социальная политика : учебник для студ. вузов, обуч. по экон. спец. и направл. / И. П. Денисова, Л. Р. Клиновенко. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 347 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-222-10258-0 [Гриф]

4.. Нестерова Г. Ф.  Технология и методика социальной работы : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. "Социальная работа"] / Г. Ф. Нестерова, И. В. Астэр ; [С-Петерб. гос. ин-т психологии и соц. работы]. - М. : Академия, 2011. - 205, [1] с. - (Высшее профессиональное образование. Социальная работа) (Бакалавриат). - ISBN 978-5-7695-6891-6[Гриф]

5. Холостова Е. И.      Социальная работа с инвалидами : учеб. пособие / Е. И. Холостова. - 2-е изд. - М. : Дашков и К, 2007. - 240 с. - (Золотой фонд учебной литературы). - ISBN 978-5-91131-589-4

Дополнительная литература:
1. Антипьева, Н. В.  Социальная защита инвалидов в Российской Федерации : правовое регулирование : учеб. пособие для студ. вузов / Антипьева Анна Валерьевна. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 224 с.: табл., схем.

2. Зозуля Т.В., Свистунова Б. Г. Комплексная реабилитация инвалидов: учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: 2005.

3. Технология социальной работы: учебник /под ред. Чернецкой А. А. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 400 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-22-07041-7 [Гриф]

4. Трошин О.В., Кудрявцев В.А., Жулина Е.В. Основы социальной реабилитации и профориентации. - М., 2005.

5. Фирсов М. В.   Технология социальной работы : учеб. пособие для вузов / М. В. Фирсов ; Моск. гос. обл. ун-т. - М. : Академический Проект, 2007. - 432 с. - (Gaudeamus).

6. Холстова Е. И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. - М.: 2005.

7. Холостова Е. И.   Социальная политика и социальная работа : учеб. пособие / Е. И. Холостова. - М. : Дашков и К, 2007. - 216 с. - (Золотой фонд учебной литературы). - ISBN 5-91131-053-8

Практическое занятие

Тема 2. Научные концепции социализации и инвалидизации
План
1. Основные научные подходы к теоретическому осмыслению проблем социальной реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями

2. Социоцентристские теории развития личности (К. Мркс, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, Т. Парсонс и др.), их характеристика

3. Антропоцентристские теории развития личности (Ф. Гиддингс, Ж. Пиаже, Г. Тарда, Э.Эриксон, И. Кон, и др.), основные положения

4. Социологические концепции социализации и инвалидизации, их характеристика

5. Биологизаторская концепция развития ребенка (Л.С. Выготский), основные положения

6. Сущность теории воспитания П.П. Блонского
Вопросы для коллективного обсуждения:
1. Назовите основные подходы, определяющие научные концепции социализации и инвалидизации

2. В рамках каких научных подходов рассматриваются проблемы инвалидизации

3. Охарактеризуйте социоцентристские теории развития личности (К. Мркс, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, Т. Парсонс и др.)

4. Расскажите об основных положениях антропоцентристских теорий развития личности (Ф. Гиддингс, Ж. Пиаже, Г. Тарда, Э.Эриксон, И. Кон, и др.)

5. Раскройте основные положения социологических концепций социализации и инвалидизации

6. Охарактеризуйте биологизаторскую концепцию развития ребенка Л.С. Выготского 7. Охарактеризуйте научные и исторические предпосылки возникновения реабилитационного движения в Западной Европе и в России.

8. Назовите имена отечественных ученых, изучающих проблемы социализации и интеграции инвалидов в обществе
Основная литература:
1. Дементьева Н. Ф. Социальная работа в учреждениях социально-реабилитационного профиля и медико-социальной экспертизы : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. "Социальная работа"] / Н. Ф. Дементьева, Л. И. Старовойтова. - М. : Академия, 2010. - 269, [1] с. - Библиогр. в конце глав. - ISBN 978-5-7695-6041-5[Гриф]

2. Мудрик А. В.    Социальная педагогика : учебник для студ. вузов / А. В. Мудрик. - 7-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2009. - 223, [1] с. - (Высшее профессиональное образование)

3. Немировский В. Г.    История социологии : учеб. пособие для студ. вузов при изучении цикла социогуманит. дисциплин / В. Г. Немировский. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 318 с. - ISBN 5-691-01348-3[Гриф УМО]

4. Нестерова Г. Ф.  Технология и методика социальной работы : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. "Социальная работа"] / Г. Ф. Нестерова, И. В. Астэр ; [С-Петерб. гос. ин-т психологии и соц. работы]. - М. : Академия, 2011. - 205, [1] с. - (Высшее профессиональное образование. Социальная работа) (Бакалавриат). - ISBN 978-5-7695-6891-6[Гриф]

5. Социальная психология : [учеб. пособие для студ. вузов] / под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 599, [1] с. - (Высшее профессиональное образование. Психология). - ISBN 978-5-7695-4399-9[Гриф УМО]

6. Социальная педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология", "Соц. педагогика", "Педагогика" / Т. А. Василькова, Ю. В. Василькова. - М. : КноРус, 2010. - 240 с. - ISBN 978-5-406-00146-2 [Гриф]

7. Фирсов М. В.  Введение в профессию "Социальная работа" : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. подгот. "Социальная работа"] / М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова, И. В. Наместникова. - М. : КноРус, 2011. - 223 с. - (Для бакалавров). - Библиогр. в тексте. - ISBN 978-5-406-00915-4

8. Холостова Е. И.      Социальная работа с инвалидами : учеб. пособие / Е. И. Холостова. - 2-е изд. - М. : Дашков и К, 2007. - 240 с. - (Золотой фонд учебной литературы). - ISBN 978-5-91131-589-4
Дополнительная литература:
1. Батурин В. К.  Социология образования : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. "Социальная работа" ] / В. К. Батурин. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 189, [2] с. - (Magister). - Библиогр.: с. 186-190. - ISBN 978-5-238-02143-0[Гриф]

2. Немировский В. Г. История социологии : учеб. пособие для студ. вузов при изучении цикла социогуманит. дисциплин / В. Г. Немировский. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 318 с. - ISBN 5-691-01348-3[Гриф УМО]

3. Технология социальной работы: учебник /под ред. Чернецкой А. А. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 400 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-22-07041-7 [Гриф]

4. Трошин О.В., Кудрявцев В.А., Жулина Е.В. Основы социальной реабилитации и профориентации. - М., 2005.

5. Фирсов М. В.   Технология социальной работы : учеб. пособие для вузов / М. В. Фирсов ; Моск. гос. обл. ун-т. - М. : Академический Проект, 2007. - 432 с. - (Gaudeamus).

6. Холстова Е. И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. - М.: 2005.

7. Холостова Е. И.   Социальная политика и социальная работа : учеб. пособие / Е. И. Холостова. - М. : Дашков и К, 2007. - 216 с. - (Золотой фонд учебной литературы). - ISBN 5-91131-053-8

Практическое занятие

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины «основы социальной реабилитации и профориентации» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Модели социализации...
Автор: Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры Социальной педагогики и социальной работы мгпу
Методические рекомендации по изучению дисциплины «основы социальной реабилитации и профориентации» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дс. 12. Астрономия...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины «основы социальной реабилитации и профориентации» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины концепции современного...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины «основы социальной реабилитации и профориентации» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная антропология»...
Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «основы социальной реабилитации и профориентации» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социология культуры»...
Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «основы социальной реабилитации и профориентации» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 2 Основы культурной...
Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы
Методические рекомендации по изучению дисциплины «основы социальной реабилитации и профориентации» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теория социальной...
«Теория социальной работы» является формирование системных знаний по теории и методологии социальной работы как области познания...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «основы социальной реабилитации и профориентации» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социальное прогнозирование...
Сформировать у студентов представления об основных категориях, понятиях и терминах социального проектирования и прогнозирования,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «основы социальной реабилитации и профориентации» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Методические рекомендации по изучению дисциплины «основы социальной реабилитации и профориентации» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Методические рекомендации по изучению дисциплины «основы социальной реабилитации и профориентации» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Методические рекомендации по изучению дисциплины «основы социальной реабилитации и профориентации» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации к изучению дисциплины б. 15 Социальная...
Пк-3: быть готовым к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «основы социальной реабилитации и профориентации» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. 13 Социальная педагогика...
Автор программы: М. И. Сидорова, к п н., ст преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы
Методические рекомендации по изучению дисциплины «основы социальной реабилитации и профориентации» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 9 Дошкольная...
Наше динамичное время заставляет критически переосмысливать отдельные идеи педагогики как науки и учебной дисциплины, кардинально...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «основы социальной реабилитации и профориентации» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Основы социологии»...
Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавра
Методические рекомендации по изучению дисциплины «основы социальной реабилитации и профориентации» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «семьеведение» Основная...
Цель освоения дисциплины «Семьеведение» ввести студентов в область теоретических и прикладных наук, изучающих семью, ее проблемы,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск