Скачать 416.41 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (МГГУ) Методические рекомендации по изучению дисциплины «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И ПРОФОРИЕНТАЦИИ» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050716.65 – Специальная психология с дополнительной специализацией «Логопедия» Авторы: Петошина С.И., к.ф.н. кафедры социальных наук факультета истории и социальных наук Мурманского государственного гуманитарного университета; Тегалева Т.Д., старший преподаватель кафедры социальных наук. Цель освоения дисциплины «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И ПРОФОРИЕНТАЦИИ» - является формирование представлений о социальной реабилитации как системе мероприятий по восстановлению полноценного социального существования инвалида. Основные задачи курса «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И ПРОФОРИЕНТАЦИИ»:
Учебный курс является одним из основных в структуре подготовки специалиста. Данная учебная дисциплина тесно связана с такими учебными дисциплинами как «Специальная психология», «Возрастная психология», «Психология общения» и другими. Изучение теории и методов практической психологии в социальной работе одновременно помогут успешно преодолеть нередко возникающие проблемы применения полученных знаний в практике социально-психологической и реабилитационной работы. В свою очередь, это будет способствовать успешности развития социальной сферы в целом. В ходе изучения данной дисциплины студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
В ходе изучения дисциплины студент должен владеть:
Разделы дисциплины и примерное распределение учебного времени
Содержание практических занятий Тема 1. Понятия «инвалид», «инвалидность», социальные ограничения инвалидов и модели инвалидности План
Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Охарактеризуйте основные понятия курса «Основы социальной реабилитации и профориентации», используя справочно-энциклопедическую литературу и формулировки законодательных документов, охарактеризуйте определения понятий 2. Расскажите о состоянии проблемы инвалидизации населения в России 3. Проанализируйте динамику инвалидизации населения региона за последние 3 года на основе собранных статистических данных в таблицу «Инвалидность детей в Мурманской области» 4, Сформулируйте основные причины, приводящие к различной степени инвалидности детей и взрослых 5. Расскажите о порядке определения группы инвалидности и медико-социальной экспертизе 6. В чём состоят специфические особенности современных моделей инвалидности 7. Какой, на Ваш взгляд, должна быть государственная социальная политика в отношении инвалидов? Основная литература: 1. Апостолова, Т. М. Социальная политика Российской Федерации и правовой механизм её реализации: учеб. пособие для студ. вузов / Т. М. Апостолова, Н. Р. Косевич ; под общ. ред. Н. Р. Косевича. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 478 с. [Гриф] 2. Дементьева Н. Ф. Социальная работа в учреждениях социально-реабилитационного профиля и медико-социальной экспертизы : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. "Социальная работа"] / Н. Ф. Дементьева, Л. И. Старовойтова. - М. : Академия, 2010. - 269, [1] с. - Библиогр. в конце глав. - ISBN 978-5-7695-6041-5[Гриф] 3. Денисова И. П. Социальная политика : учебник для студ. вузов, обуч. по экон. спец. и направл. / И. П. Денисова, Л. Р. Клиновенко. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 347 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-222-10258-0 [Гриф] 4.. Нестерова Г. Ф. Технология и методика социальной работы : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. "Социальная работа"] / Г. Ф. Нестерова, И. В. Астэр ; [С-Петерб. гос. ин-т психологии и соц. работы]. - М. : Академия, 2011. - 205, [1] с. - (Высшее профессиональное образование. Социальная работа) (Бакалавриат). - ISBN 978-5-7695-6891-6[Гриф] 5. Холостова Е. И. Социальная работа с инвалидами : учеб. пособие / Е. И. Холостова. - 2-е изд. - М. : Дашков и К, 2007. - 240 с. - (Золотой фонд учебной литературы). - ISBN 978-5-91131-589-4 Дополнительная литература: 1. Антипьева, Н. В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации : правовое регулирование : учеб. пособие для студ. вузов / Антипьева Анна Валерьевна. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 224 с.: табл., схем. 2. Зозуля Т.В., Свистунова Б. Г. Комплексная реабилитация инвалидов: учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: 2005. 3. Технология социальной работы: учебник /под ред. Чернецкой А. А. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 400 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-22-07041-7 [Гриф] 4. Трошин О.В., Кудрявцев В.А., Жулина Е.В. Основы социальной реабилитации и профориентации. - М., 2005. 5. Фирсов М. В. Технология социальной работы : учеб. пособие для вузов / М. В. Фирсов ; Моск. гос. обл. ун-т. - М. : Академический Проект, 2007. - 432 с. - (Gaudeamus). 6. Холстова Е. И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. - М.: 2005. 7. Холостова Е. И. Социальная политика и социальная работа : учеб. пособие / Е. И. Холостова. - М. : Дашков и К, 2007. - 216 с. - (Золотой фонд учебной литературы). - ISBN 5-91131-053-8 Практическое занятие Тема 2. Научные концепции социализации и инвалидизации План 1. Основные научные подходы к теоретическому осмыслению проблем социальной реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями 2. Социоцентристские теории развития личности (К. Мркс, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, Т. Парсонс и др.), их характеристика 3. Антропоцентристские теории развития личности (Ф. Гиддингс, Ж. Пиаже, Г. Тарда, Э.Эриксон, И. Кон, и др.), основные положения 4. Социологические концепции социализации и инвалидизации, их характеристика 5. Биологизаторская концепция развития ребенка (Л.С. Выготский), основные положения 6. Сущность теории воспитания П.П. Блонского Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Назовите основные подходы, определяющие научные концепции социализации и инвалидизации 2. В рамках каких научных подходов рассматриваются проблемы инвалидизации 3. Охарактеризуйте социоцентристские теории развития личности (К. Мркс, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, Т. Парсонс и др.) 4. Расскажите об основных положениях антропоцентристских теорий развития личности (Ф. Гиддингс, Ж. Пиаже, Г. Тарда, Э.Эриксон, И. Кон, и др.) 5. Раскройте основные положения социологических концепций социализации и инвалидизации 6. Охарактеризуйте биологизаторскую концепцию развития ребенка Л.С. Выготского 7. Охарактеризуйте научные и исторические предпосылки возникновения реабилитационного движения в Западной Европе и в России. 8. Назовите имена отечественных ученых, изучающих проблемы социализации и интеграции инвалидов в обществе Основная литература: 1. Дементьева Н. Ф. Социальная работа в учреждениях социально-реабилитационного профиля и медико-социальной экспертизы : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. "Социальная работа"] / Н. Ф. Дементьева, Л. И. Старовойтова. - М. : Академия, 2010. - 269, [1] с. - Библиогр. в конце глав. - ISBN 978-5-7695-6041-5[Гриф] 2. Мудрик А. В. Социальная педагогика : учебник для студ. вузов / А. В. Мудрик. - 7-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2009. - 223, [1] с. - (Высшее профессиональное образование) 3. Немировский В. Г. История социологии : учеб. пособие для студ. вузов при изучении цикла социогуманит. дисциплин / В. Г. Немировский. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 318 с. - ISBN 5-691-01348-3[Гриф УМО] 4. Нестерова Г. Ф. Технология и методика социальной работы : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. "Социальная работа"] / Г. Ф. Нестерова, И. В. Астэр ; [С-Петерб. гос. ин-т психологии и соц. работы]. - М. : Академия, 2011. - 205, [1] с. - (Высшее профессиональное образование. Социальная работа) (Бакалавриат). - ISBN 978-5-7695-6891-6[Гриф] 5. Социальная психология : [учеб. пособие для студ. вузов] / под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 599, [1] с. - (Высшее профессиональное образование. Психология). - ISBN 978-5-7695-4399-9[Гриф УМО] 6. Социальная педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология", "Соц. педагогика", "Педагогика" / Т. А. Василькова, Ю. В. Василькова. - М. : КноРус, 2010. - 240 с. - ISBN 978-5-406-00146-2 [Гриф] 7. Фирсов М. В. Введение в профессию "Социальная работа" : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. подгот. "Социальная работа"] / М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова, И. В. Наместникова. - М. : КноРус, 2011. - 223 с. - (Для бакалавров). - Библиогр. в тексте. - ISBN 978-5-406-00915-4 8. Холостова Е. И. Социальная работа с инвалидами : учеб. пособие / Е. И. Холостова. - 2-е изд. - М. : Дашков и К, 2007. - 240 с. - (Золотой фонд учебной литературы). - ISBN 978-5-91131-589-4 Дополнительная литература: 1. Батурин В. К. Социология образования : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. "Социальная работа" ] / В. К. Батурин. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 189, [2] с. - (Magister). - Библиогр.: с. 186-190. - ISBN 978-5-238-02143-0[Гриф] 2. Немировский В. Г. История социологии : учеб. пособие для студ. вузов при изучении цикла социогуманит. дисциплин / В. Г. Немировский. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 318 с. - ISBN 5-691-01348-3[Гриф УМО] 3. Технология социальной работы: учебник /под ред. Чернецкой А. А. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 400 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-22-07041-7 [Гриф] 4. Трошин О.В., Кудрявцев В.А., Жулина Е.В. Основы социальной реабилитации и профориентации. - М., 2005. 5. Фирсов М. В. Технология социальной работы : учеб. пособие для вузов / М. В. Фирсов ; Моск. гос. обл. ун-т. - М. : Академический Проект, 2007. - 432 с. - (Gaudeamus). 6. Холстова Е. И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. - М.: 2005. 7. Холостова Е. И. Социальная политика и социальная работа : учеб. пособие / Е. И. Холостова. - М. : Дашков и К, 2007. - 216 с. - (Золотой фонд учебной литературы). - ISBN 5-91131-053-8 Практическое занятие |
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Модели социализации... Автор: Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры Социальной педагогики и социальной работы мгпу | Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 12. Астрономия... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины концепции современного... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная антропология»... Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук» | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология культуры»... Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук» | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 2 Основы культурной... Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория социальной... «Теория социальной работы» является формирование системных знаний по теории и методологии социальной работы как области познания... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальное прогнозирование... Сформировать у студентов представления об основных категориях, понятиях и терминах социального проектирования и прогнозирования,... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Методические рекомендации к изучению дисциплины б. 15 Социальная... Пк-3: быть готовым к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 13 Социальная педагогика... Автор программы: М. И. Сидорова, к п н., ст преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы | Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 9 Дошкольная... Наше динамичное время заставляет критически переосмысливать отдельные идеи педагогики как науки и учебной дисциплины, кардинально... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Основы социологии»... Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавра | Методические рекомендации по изучению дисциплины «семьеведение» Основная... Цель освоения дисциплины «Семьеведение» ввести студентов в область теоретических и прикладных наук, изучающих семью, ее проблемы,... |