Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 9 Дошкольная педагогика Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности





НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 9 Дошкольная педагогика Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
страница1/5
Дата публикации18.10.2013
Размер0.79 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

СД.Ф.9 Дошкольная педагогика

Основная образовательная программа подготовки специалиста по

специальности
050703.65 – «Дошкольная педагогика и психология с дополнительной

специальностью Педагогика и психология»

Утверждено на заседании

кафедры педагогики

Психолого-педагогического института
(протокол № от 2013 г.)

Зав.кафедрой__________РычковаН.А.

Автор -составитель: Игнатович И.И., кандидат педагогических наук, доцент.
Пояснительная записка

Наше динамичное время заставляет критически переосмысливать отдельные идеи педагогики как науки и учебной дисциплины, кардинально изменять даже самые устоявшиеся положения и давать им новую трактовку. Определенные изменения и усовершенствования учтены при разработке данной программы

При написании учебно-методического комплекса по дошкольной педагогике серьёзное внимание обращалось на повышение её научного уровня, более обстоятельное и аризмитированное раскрытие теоретических основ воспитания как педагогического процесса и практических подходов к его осуществлению.

Этому призвана способствовать, прежде всего, опора на деятельностно-отношенческую концепцию воспитания, где подчёркивается, что одно из фундаментальных положений современной педагогики указывает на то, что в процессе своего развития личность является не только объектом воспитательных воздействий, но и активным субъектом работы над собой.

В предлагаемом учебно-методическом комплексе достаточно внимания уделено уточнению понятийного аппарата педагогики, более основательному его раскрытию, что содействует улучшению научного содержания. Осуществлена перестройка традиционной структуры курса с целью придания ему большей логической стройности.

К существенным особенностям изложения материала следует отнести дальнейшее углубление психологических основ воспитания, без чего немыслимо понять внутренние механизмы развития растущей личности и методики воспитательной работы. В разработке содержания программы широко реализован принцип историзма в освещении различных вопросов развития педагогической теории. Обеспечена логическая стройность излагаемого материала, которая характеризует содержательные связи между отдельными главами, выделяются положения, которые связывают одну главу с другой.

В основу разработки учебно-методического комплекса были положены идеи известного русского ученого С.М. Соловьева, который отмечал, что во всякой науке есть своя обязательная таблица умножения, т.е. минимум фундаментальных понятий и теоретических идей, без овладения которыми нельзя основать науку вообще.

Цель учебно-методического комплекса: рассмотреть пути, средства и методы организации учебно-воспитательной работы, обеспечивающие содержание всесторонне и гармонично развитого ребенка.

Таким образом, данный учебно-методический комплекс призван решить следующие задачи:

  1. подготовка и совершенствование современных педагогических кадров для работы в дошкольных образовательных учреждениях;

  2. ориентация будущих специалистов в целостном педагогическом процессе дошкольного учреждения: теоретических основах, сущности, структуре, компонентах, их взаимосвязи.

Реализация данного комплекса позволит сформировать у студентов знания:

  • об органической связи между социально-экономическими отношениями в обществе, целями, содержанием и методами воспитания;

  • помочь студентам глубоко осмыслить деятельно-активный характер развития личности и воспитания;

  • способствовать пониманию сущности обучения как процесса организации активной познавательной деятельности детей;

  • развивать глубокое осознание сущности структуры и методики формирования личностных качеств человека.

Умения:

  • применять полученные знания в практической деятельности осуществляя воспитательно-образовательную работу с детьми;

  • использовать новые технологии в области педагогической науки с целью всестороннего и гармоничного развития детей;

  • подбирать современные методики и применять их в работе с семьями дошкольников.

На данных фундаментальных идеях по существу базируется вся педагогическая теория и практика.
Извлечения из ГОС ВПО специальности
Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции. Становление и развитие дошкольной педагогики. Теоретические основы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста. Современные отечественные и зарубежные концепции воспитания и развития ребенка. Общая характеристика основных подходов к воспитанию и развитию. Система дошкольного образования. Ребенок и социум. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога. Ребенок как объект научного исследования и субъект воспитания. Цель, задачи и содержание работы с детьми раннего и дошкольного возраста. Целостность и гармоничность физического, социально-нравственного, умственного и художественно-эстетического воспитания ребенка. Теория обучения в отечественной дошкольной педагогике. Сущность, дидактические принципы, формы и методы. Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников. Формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста. Основные виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста: предметная, познавательная, игровая, трудовая, художественно-эстетическая и общение. Их особенности, взаимосвязь, организация и руководство. Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. Классификация игр, функции и структура разных видов игр. Игрушка: ее виды, воспитательно-образовательная ценность. Целостный педагогический процесс дошкольного учреждения: теоретические основы, сущность, структура, его компоненты и их взаимосвязь. Участники целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении и вне его. Их роль в социокультурном формировании личности ребенка. Взаимодействие педагога и детей. Моделирование образовательного процесса в соответствии с современными концепциями дошкольного образования. Построение предметно-развивающей среды. Гуманизация педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения. Взаимодействие семьи, школы, культурно-просветительских учреждений. Их роль в развитии ребенка раннего и дошкольного возраста. Основные вопросы семейного воспитания. Подготовка ребенка к школе. Преемственность в работе детского сада и школы.

Темы для самостоятельного изучения
Для специальностей «Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью» и «Дошкольная педагогика и психология»




п\п

Наименование

раздела

дисциплины.

Темы.

Форма

самостоятельной

работы.

Кол-во

часов

Дневное

Форма контроля

выполнения

самостоятельной

работы.

Раздел I. Общие вопросы педагогики.

26




1.1.

Педагогика как

наука, выделение её в особую отрасль знаний.

Вопросы для самостоя-тельного изучения.

Микровыступления.

Составление

конспектов.

2
2

2


Микровыступления

Конспекты

1.2.

Роль методологии в обогащении ме-тодов исследования

педагогики.

Рефераты.

Составление вопросника беседы.

1
1


Рефераты
Вопросы для беседы

1.3.

Разработка в

педагогике

проблемы цели

воспитания.

Вопросы для самостоя-тельного изучения.

Реферативные

выступления.

2
2



Рефераты

1.4.

Личность ребёнка

как объект и субъект воспитания.

Выписки.
Вопросы для самостоя-тельного изучения.

2
2

Комментарии

на занятии

Обсуждение

Вопросов

1.5.

Сущность воспита-

ния как педагогичес кого процесса. Общие закономер- ности и принципы.

Вопросы для самостоя-тельного выступления.
Конспектирование.

Аннотации.

1

2

1

Круглый стол по

обсуждению

данных вопросов.

Конспекты.

Аннотации.

1.6.

Возрастные и

индивидуальные

особенности разви- тия и воспитания

личности.

Выписки

Конспектирование

3

3

Устные комментарии

на занятиях.

Конспекты

Раздел II. Содержание и методика воспитания детей дошкольного возраста.

44







2..1.

Физическое воспитание.

Разработка содержания беседы с детьми старшего дошкольного возраста.

Анализ «Программ воспитания и обучения в ДОУ».

3


3

Обсуждение на занятии

Устный комментарий




2.2.

Трудовое воспитание.

Разработка содержания поручений.

Разработка программы наблюдений.

42
4

Обсуждение на занятии

Программы




2. З.

Нравственное воспитание.

Вопросы для самостоя- тельного изучения.

Конспектирование.

Разработка содержания проблемной ситуации.

4
2
2



Конспекты

Обсуждение содержания ситуации на занятии




2.4.

Воспитание патриотизма и культура межнациональных отношений.

Вопросы для самостоя-тельного изучения.

Разработка сценария ситуативного занятия.

Составление библио-графии по проблеме.

1

2
1



Сценарий занятия

Библиография




2..5.

Эстетическое воспитание

Разработка содержания консультации для родителей.

Аннотирование источников.

3

3

Консультации

Аннотации




2.6.

Сенсорное воспитание.

Разработка конспекта занятия по сенсорному воспитанию для детей дошкольного возраста Выписки из литературы

3


3

Конспекты


Выписки




2.7.

Умственное

воспитание.

Выписки из литературы

Рефераты

Моделирование ситуаций

2

2

2

Выписки

Рефераты

Конспекты




Раздел III.

Педагогика возрастного развития и воспитания.

36




3. 1

Основные принципы

организации жизни

детей в ДОУ.

Составление

аннотаций.

Вопросы для самостоятельного изучения.

3
3

Аннотации
Обсуждение

вопросов

3.2

Развитие и

воспитание детей

1-го года жизни.

Составление перечня

игрушек.

Вопросы для самостоятельного изучения.

3
3

Список-перечень
Обсуждение

вопросов

3.3

Особенности

развития и

воспитания детей

2-го года жизни.

Подборка фольклор-ного материала для

эмоционального и

речевого развития

детей.

Разработка

рекомендаций для

родителей по

воспитанию детей

2-го года жизни.

3

3

Фольклорный

материал


Рекомендации

3.4

Организация жизни и деятельности детей в первой младшей

группе ДОУ.

Составление конспек-тов по режимным

процессам.

Разработка педагоги-ческих рекомендаций для родителей по

организации режима

для детей 3-го года

жизни.

3

3

Конспекты

Рекомендации

3.5

Своеобразие

организации жизни

детей второй

младшей и средней

групп в ДОУ.

Вопросы для самостоятельного изучения.

Составление конспекта

режимного процесса

для детей 2- ой

младшей и средней

возрастной группы.

3

3

Вопросы

Конспекты

3.6

Организация жизни детей старшего дошкольного возраста.

Разработка конспекта режимного процесса.

Вопросы для самостоятельного изучения.

3
3

Конспекты

Раздел IV. Сущность и своеобразие игры деятельности ребёнка.

42




4.1

Организация предметно-развивающей среды ДОУ.

Рекомендации для родителей.

Реферативное сообщение.

3
3

Рекомендации
Сообщения

4.2

Игра как ведущая деятельность дошкольника

Микросообщения

Таблица методических приёмов.

4

4

Сообщения

Таблица

4.3

Игра как фактор организации жизни детей.

Разработка конспекта игры-занятия.

4

Конспекты

4.4

Творческая сюжетно-ролевая игра как основной вид игры дошкольника.

Составление таблицы. Библиографический обзор статей из журнала «Дошкольное воспитание».

2

4

Таблица Библиография

4.5

Режиссёрские игры, игры-драматизации, строительно-конструктивные.

Подобрать примеры конструктивных заданий.

Библиографический обзор игр.

3

3

Задания

Библиография

4.6

Игры с готовым содержанием и правилами.

Аннотация на сборник. Конспект статьи.

3

3

Аннотации Конспекты

4.7

Игрушки дошкольника

Вопросы для самостоятельного изучения. Библиография.

2

4


Библиография

Раздел V. Теоретические и методологические основы обучения.

30




5.1.

Общие и теоретические основы дидактики.

Вопросы для самостоя тельной подготовки. Составление конспектов.

3

3



Конспекты

5.2.

Обучение как процесс личностного развития ребёнка, его исследования в дидактике.

Аннотация разделов из учебных пособий по педагогике и дошкольной педагогике. Устные комментарии.

6

Аннотации

5.3

Процесс обучения в ДОУ, его основы.

Выписать определения. Подготовить демонстрационный материал.

2

2

Выписки

Демонстрацион-ный материал

5.4.

Образовательные программы ДОУ.

Вопросы для самостоя- тельного изучения.

2

Устные комментарии

5.5.

Освоение учебной деятельностью детьми дошколь-ного возраста.

Разработка проблемной ситуации на стимуляцию умственной активности.

6

Ситуации

5.6

Типы, структура занятий в ДОУ.

Опорный конспект статьи А.П.Усовой. Тезисы статьи В.Н.Аванесовой.

3
3

Конспекты
Тезисы

Раздел VI. Детский сад, школа, семья.

12




6.1

Сущность и содержание преемственности в работе ДОУ и школы.

Выписать примеры из художественной литературы. Подготовка к дискуссии.

2

2

Выписки

Устные комментарии

6.2

Готовность детей к обучению в школе.

Подготовка к деловой игре «На пороге школы».

4

Устные комментарии

6.3

Взаимосвязь работы дошкольного учреждения с семьёй.

Составление библиографии.

Разработка консультации для

Родителей

2
2

Библиография
Консультации

Всего часов

190





Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 9 Дошкольная педагогика Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
«050703-Дошкольная педагогика и психология» с доп специальностью «Социальная педагогика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 9 Дошкольная педагогика Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 13, Дс. 9 Психотерапия...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 9 Дошкольная педагогика Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13, Дпп. Ф. 13, Дс....
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 9 Дошкольная педагогика Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7, Сд. 11...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 9 Дошкольная педагогика Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 9 Дошкольная педагогика Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дс. 12. Астрономия...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 9 Дошкольная педагогика Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования подготовки специалиста
Основная образовательная программа (ооп) специалитета, реализуемая вузом по направлению подготовки 050703. 65 Дошкольная педагогика...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 9 Дошкольная педагогика Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины концепции современного...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 9 Дошкольная педагогика Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная антропология»...
Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 9 Дошкольная педагогика Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социология культуры»...
Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 9 Дошкольная педагогика Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия дс. 2...
«Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия»
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 9 Дошкольная педагогика Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В...
«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 9 Дошкольная педагогика Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
Автор программы: Недосека О. Н., канд психол наук, доцент кафедры психологии мггу
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 9 Дошкольная педагогика Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социальное прогнозирование...
Сформировать у студентов представления об основных категориях, понятиях и терминах социального проектирования и прогнозирования,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 9 Дошкольная педагогика Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Модели социализации...
Автор: Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры Социальной педагогики и социальной работы мгпу
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 9 Дошкольная педагогика Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методы социологического...
Для студентов специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск