Скачать 0.79 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ СД.Ф.9 Дошкольная педагогика Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050703.65 – «Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью Педагогика и психология» Утверждено на заседании кафедры педагогики Психолого-педагогического института (протокол № от 2013 г.) Зав.кафедрой__________РычковаН.А. Автор -составитель: Игнатович И.И., кандидат педагогических наук, доцент. Пояснительная записка Наше динамичное время заставляет критически переосмысливать отдельные идеи педагогики как науки и учебной дисциплины, кардинально изменять даже самые устоявшиеся положения и давать им новую трактовку. Определенные изменения и усовершенствования учтены при разработке данной программы При написании учебно-методического комплекса по дошкольной педагогике серьёзное внимание обращалось на повышение её научного уровня, более обстоятельное и аризмитированное раскрытие теоретических основ воспитания как педагогического процесса и практических подходов к его осуществлению. Этому призвана способствовать, прежде всего, опора на деятельностно-отношенческую концепцию воспитания, где подчёркивается, что одно из фундаментальных положений современной педагогики указывает на то, что в процессе своего развития личность является не только объектом воспитательных воздействий, но и активным субъектом работы над собой. В предлагаемом учебно-методическом комплексе достаточно внимания уделено уточнению понятийного аппарата педагогики, более основательному его раскрытию, что содействует улучшению научного содержания. Осуществлена перестройка традиционной структуры курса с целью придания ему большей логической стройности. К существенным особенностям изложения материала следует отнести дальнейшее углубление психологических основ воспитания, без чего немыслимо понять внутренние механизмы развития растущей личности и методики воспитательной работы. В разработке содержания программы широко реализован принцип историзма в освещении различных вопросов развития педагогической теории. Обеспечена логическая стройность излагаемого материала, которая характеризует содержательные связи между отдельными главами, выделяются положения, которые связывают одну главу с другой. В основу разработки учебно-методического комплекса были положены идеи известного русского ученого С.М. Соловьева, который отмечал, что во всякой науке есть своя обязательная таблица умножения, т.е. минимум фундаментальных понятий и теоретических идей, без овладения которыми нельзя основать науку вообще. Цель учебно-методического комплекса: рассмотреть пути, средства и методы организации учебно-воспитательной работы, обеспечивающие содержание всесторонне и гармонично развитого ребенка. Таким образом, данный учебно-методический комплекс призван решить следующие задачи:
Реализация данного комплекса позволит сформировать у студентов знания:
Умения:
На данных фундаментальных идеях по существу базируется вся педагогическая теория и практика. Извлечения из ГОС ВПО специальности Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции. Становление и развитие дошкольной педагогики. Теоретические основы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста. Современные отечественные и зарубежные концепции воспитания и развития ребенка. Общая характеристика основных подходов к воспитанию и развитию. Система дошкольного образования. Ребенок и социум. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога. Ребенок как объект научного исследования и субъект воспитания. Цель, задачи и содержание работы с детьми раннего и дошкольного возраста. Целостность и гармоничность физического, социально-нравственного, умственного и художественно-эстетического воспитания ребенка. Теория обучения в отечественной дошкольной педагогике. Сущность, дидактические принципы, формы и методы. Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников. Формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста. Основные виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста: предметная, познавательная, игровая, трудовая, художественно-эстетическая и общение. Их особенности, взаимосвязь, организация и руководство. Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. Классификация игр, функции и структура разных видов игр. Игрушка: ее виды, воспитательно-образовательная ценность. Целостный педагогический процесс дошкольного учреждения: теоретические основы, сущность, структура, его компоненты и их взаимосвязь. Участники целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении и вне его. Их роль в социокультурном формировании личности ребенка. Взаимодействие педагога и детей. Моделирование образовательного процесса в соответствии с современными концепциями дошкольного образования. Построение предметно-развивающей среды. Гуманизация педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения. Взаимодействие семьи, школы, культурно-просветительских учреждений. Их роль в развитии ребенка раннего и дошкольного возраста. Основные вопросы семейного воспитания. Подготовка ребенка к школе. Преемственность в работе детского сада и школы. Темы для самостоятельного изучения Для специальностей «Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью» и «Дошкольная педагогика и психология»
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. |
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... «050703-Дошкольная педагогика и психология» с доп специальностью «Социальная педагогика» | Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 13, Дс. 9 Психотерапия... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13, Дпп. Ф. 13, Дс.... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7, Сд. 11... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | ||
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 12. Астрономия... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования подготовки специалиста Основная образовательная программа (ооп) специалитета, реализуемая вузом по направлению подготовки 050703. 65 Дошкольная педагогика... | Методические рекомендации по изучению дисциплины концепции современного... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная антропология»... Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук» | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология культуры»... Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия дс. 2... «Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия» | Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В... «050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению... | ||
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... Автор программы: Недосека О. Н., канд психол наук, доцент кафедры психологии мггу | Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальное прогнозирование... Сформировать у студентов представления об основных категориях, понятиях и терминах социального проектирования и прогнозирования,... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Модели социализации... Автор: Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры Социальной педагогики и социальной работы мгпу | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы социологического... Для студентов специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный... |