Скачать 0.79 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ДПП.Ф.13, ДС.9 Психотерапия Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706 — Педагогика и психология» «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» «050711-Социальная педагогика» Утверждено на заседании кафедры психологии Психолого-педагогического института (протокол № 1 от 01 сентября 2012г.) Зав. кафедрой ____________ (Синкевич И.А.) 2012 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СД.20 «Основы психотерапии» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050716 -Специальная психология» Утверждено на заседании кафедры психологии Психолого-педагогического института (протокол № 1 от 01 сентября 2012г.) Зав. кафедрой ____________ (Синкевич И.А.) 2012 РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
Гурявичене Е.А., асс. Тарасова С.М.
О.Н.Недосека, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии (МГГУ) А.В.Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии Российского государственного социального университета
Курс «Психотерапии» является частью теоретической подготовки будущих психологов. Психотерапия является одним из видов психологической помощи. Знание теоретических основ психотерапии позволит будущим специалистам дифференцированно подходить к анализу проблем при определении необходимого вида психологической помощи. Обучение практической психотерапии предусмотрено только в рамках послевузовского образования. Однако теоретическое рассмотрение некоторых наиболее важных аспектов данной дисциплины поможет лучше понять сферу своей деятельности, вовремя определить необходимость использования психотерапевтической помощи и привлечения специалистов иной квалификации. Программа «Психотерапии» является логическим продолжением курсов «Консультативная психология», «Психологическая коррекция», а также частью профессиональной специальной подготовки студентов. Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. по Целью курса “Основы психотерапии» является формирование у студентов профессионального видения личностных и иных проблем клиента. Реализация заявленной цели предполагает решение ряда задач:
В результате изучения курса «Основы психотерапии» студент должен знать сущность основных теоретических направлений психотерапевтической работы; показания к психотерапевтической работе; особенности психотерапевтической работы с клиентами разного возраста. Знание основных разделов курса должно обеспечить студентов овладением таких умений, как осуществление отбора адекватных методов и приемов работы для работы с клиентами по решению различных проблем, определение необходимости психотерапевтической помощи. Программа курса предусматривает изучение следующих вопросов: законодательную основу психотерапевтического процесса в нашей стране и за рубежем, методологические аспекты, исторический обзор развития психотерапии как науки, современное состояние. Предлагается сравнительный анализ специфики проведения психотерапии и других видов психологической помощи, ее структуры, принципов. Освещаются вопросы возрастных особенностей психотерапевтической помощи. Особое внимание уделяется различным школам и направлениям, конкретным техникам работы в разных возрастных группах. Дисциплина относится к циклу естественно-научных дисциплин. Курс является логическим продолжением курса «Психологическое консультирование», «Возрастная психология и психология развития». Изучение курса базируется на знании таких курсов как: «Психология личности», «Дифференциальная психология», «Психодиагностика», «Специальная психология».
- Психотерапия Теоретические основы психотерапии. Сущность психотерапевтического процесса. Медицинская и психологическая модели психотерапии. Психологические механизмы терапевтического эффекта. Техника и средства психотерапевтического воздействия. Позиция терапевта и клиента. Групповые и индивидуальные формы психотерапии. Основные психотерапевтические методы и технологии.
Примечание: Вариант 1 для специальности «050706 — Педагогика и психология», «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология», «050711-Социальная педагогика». Вариант 2 для специальности «050716- Специальная психология»
Тема 1. Введение. Понятие психотерапии. Актуальные проблемы психотерапии: кадровое обеспечение психиатрической и психотерапевтической служб, подготовка психотерапевтов и ее последовательность. Понятие психотерапии. Приказ МЗО № 294 от 30.10.95 определяющий специальность «Психотерапия». Особенности подготовки специалистов – психотерапевтов в Европе. Психотерапия как особый вид межличностного взаимодействия. Представления о психотерпии П. Ледера как о методе лечения, как о методе оказания влияния или воздействия, как о методе инструментальной манипуляции, служащей целям социального контроля; как о комплексе явлений, происходящих в ходе взаимодействия и общения людей. Модели психотерапии: медицинская, философская, психологическая, социальная, педагогическая Декларация по психотерии, принятая Европейской ассоциацией психотерапии в Страсбурге 21 октября 1990 г. Особенности психотерпии, отличающие ее от других методов лечения (Бастин; Линзенхофф, Бастин, Коммер). Отечественный подход в определении психотерапии (Карвасарский Б. Д.). Содержание и границы психотерапии. Междисциплинарный характер психотерпии (Карвасарский Б. Д.,; Хидаш; Кратохвил; Катценштейн). Определение эффективности психотерапевтических методов (Мармор). Интеграция как ведущая тенденция развития психотерапии. Три уровня проведения психотерпии: профессиональный, как вспомогательный метод, биопсихосоциальный. Тема 2. Структура и основные этапы психотерапии. Индивидуальная и групповая психотерапия. Эклектическая модель (В. Е. Джиллард). Этап исследования проблемы. Устанавление контакта с клиентом и доверия. Двумерное определение проблем. Точная характеристика проблемы клиента. Идентификация альтернатив. Выяснение и обсуждение возможных альтернатив решения проблем. Планирование. Осуществление критической оценки выбранных альтернатив решения. Деятельность. Последовательная реализация плана решения проблем. Оценка и обратная связь. Клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. Индивидуальная и групповая психотерапия. Показания к индивидуальной психотерапевтической работе. Выбор методов для индивидуальной работы. Специфические особенности индивидуальной работы. Стадии индивидальной психологической психотерапии. Групповая психотерапия. Соотношение понятий “групповая психотерапия”, “групповая коррекция” и “групповой тренинг”. Психологические особенности групповой психотерапии. Виды психотерапевтических групп. Т-группы. Коммуникативные тренинги. Группы личностного роста. Группы встреч. Балинтовские группы. Группы тренинга умений. Гештальт-группы. Тема 3.Основные психотерапевтические методы. Психологические методы воздействия в психотерпии: языковое общение, средствам невербальной коммуникации, средства и формы воздействия, влияющие на интеллектуальную деятельность, эмоциональное состояние и поведение. Методы психотерапии: сдерживающая и освобождающая, поддерживающая и интегративная, симптоматическая и каузальная, поверхностная и глубинная, познавательная и эмоциональная, механистическая и гуманистическая, динамическая, поведенческая, эмпирическая и др. Классификации методов психотерапии Александрович; разграничение “большой” и “малой” психотерапии. Общая, частная и специальная психотерапия (В. Е. Рожнов, 1983), методы личностно-ориентированной психотерапии.; методы суггестивной психотерапии. методы поведенческой (условно-рефлекторной) психотерапии. Симптомо - ориентированная психотерапия (гипнотерапия, аутогенная тренировка, различные виды внушения и самовнушения) и личностно-ориентированная психотерапия (динамическое, поведенческое и гуманистическое направления). Тема 4. Основные направления в психотерапевтической практике. Основные вехи развития психотерапии. Противоположные тенденции в развитии психотерапии начала ХХ века. Распространение новых техник за пределы лечебной процедуры (групповая релаксация и аутотренинг). “Репрессивно-вдохновляющая” терапия начала ХХ века. Групповой анализ (З. Фоулкса, В.Бион, Т. Майн). Родоначальник групповой психотерапии Я. Морено. Влияние работ К.Левина на развитие групповых методов. “Теория поля” как сердцевина теории групп. Адаптация традиционных учений к конкретным ситуациям и потребностям клиентов. Психоанализ. Влияние психоанализа на эволюцию психотерапии. Выявление и изучение подсознательной сферы, работа со стереотипами, защитными механизмами. Характеристика основных защитных механизмов. Психотерапевтические приемы в процессе интервью: анализ ассоциаций на заданное слово, ошибки, описки, анализ сновидений, сопротивление, анализ содержания переноса. Когнитивно-поведенческое направление в консультировании: исходные методологические позиции. Структурные компоненты: активность самого клиента во взаимодействии с психологом, адекватный анализ поведения клиента, функциональный анализ, активное участие клиента в установлении социально значимых целей. Стратегии предотвращения рецидива. Экзистенциально-гуманистическое направление в психотерапии. Методологические позиции. Работа с миром клиента. Ответственность за свои действия и решения клиента, открытые и закрытые вопросы, пересказ, самораскрытие. Дополнительные методы психотерапии. Гештальт-терапия. Основные положения. Техника гештальт-терапии. Осознание и сосредоточенность на настоящем. Функции защиты. Интеграция противоположностей. Принятие ответственности. Зрелость. Психодрама. Компоненты психодрамы. Техника психодрамы. Ролевое развитие и обучение. Ролевые категории: соматические, психологические, социальные, интегративные роли. Фазы психодрамы: разогрев, действие, обсуждение. Формы драмотерапии. Психодрама, как расширение сознания. Телесная терапия. Арттерапия. Теоретические концепции психотерапии в СССР и в России. Принципы психологии отношений В.Н. Мясищева. Формы групового воздействия в работах С.С.Либиха, Г.Л.Исуриной, Б.Д. Карвасарского, А.М. Свядоща, Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса. Тема 5. Возрастные особенности проведения психотерапевтического процесса. Специфика мышления детей и подростков. Детский групп-анализ. Анализ и интерпретация рисунков и игр ребенка (Анна Фрейд). Школы Анны Фрейд и Мелани Кляйн. Школы гештальт-терапии, аналитической психодрамы, игровой психотерапии, семейной психотерапии. Медико-воспитательное учреждение для душевно больных детей — прообраз семейной психотерапии г.Санкт-Петербурге И.В. Маляревский (1884г.). Школа Г.Е. Сухаревой. Работы В.В. Ковалева, В.С. Шевченко, А. С. Спиваковской. Психоневрологический подход Бехтерева. Роль С.С. Либиха в становлении детской психотерапии. Работы А.И. Захарова. В.И. Гарбузов, Е.А. Шаповал, Э.П. Кузнецова, А. А. Щеголев, В. Е. Каган. Школа А. Е. Личко. В.К. Мягер, Т.М. Мишина, А.И. Захаров, В.М. Воловик, Эйдемиллер. Отличия детской психотерапии от терапии взрослых: известная степень принуждения, неподготовленность к методам психотерапии, основанным на вербализации и требующим от них способности к самоанализу. Работа с пожилыми людьми.
«050706 — Педагогика и психология», «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология», «050711-Социальная педагогика»
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) Практическое занятие № 1. |
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13, Дпп. Ф. 13, Дс.... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7, Сд. 11... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 3, Дс. Ф. 3, Сд. В 2... А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав. Кафедрой социальной работы и психологии Российского государственного... | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Р. 2 Теория личности... ... | ||
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 9 История психологии... А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой социальной работы и психологии Российского государственного... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 17 Конфликтология... Синкевич И. А., кандидат педагогических наук, зав кафедрой психологии мгпу, доцент | Основная образовательная программа высшего профессионального образования подготовки специалиста Основная образовательная программа (ооп) специалитета, реализуемая вузом по направлению подготовки 050703. 65 Дошкольная педагогика... | ||
Учебно-методический комплекс Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф1 Иностранный Язык... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Основная образовательная программа (ооп) подготовки специалиста,... Основная образовательная программа (ооп) подготовки специалиста, реализуемая вузом по специальности 050706. 65 (031000 по гос) –... | Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 3, Сд. Ф. 3 Психология... Программа предназначена для студентов, обучающихся по специальности «Физическая культура» | ||
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия дс. 2... «Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия» | ||
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... Синкевич И. А., кандидат педагогический наук, доцент, зав кафедрой психологии мггу | Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям... «Педагогика и методика начального образования» со специализацией «Обучение информатике в начальной школе» |