Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 3, Дс. Ф. 3, Сд. В 2 Психология девиантного поведения Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706- педагогика и психология»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины дс. 3, Дс. Ф. 3, Сд. В 2 Психология девиантного поведения Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706- педагогика и психология»
страница1/9
Дата публикации15.02.2015
Размер1.32 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
ДС.3, ДС.Ф.3, СД.В.3.2

Психология девиантного поведения
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
«050706- Педагогика и психология»

«050711-Социальная педагогика»

«050703 - Дошкольная педагогика и психология»

Утверждено на заседании

кафедры психологии

Психолого-педагогического

института

(протокол № 1 от 01 сентября 2012г.)
Зав. Кафедрой

____________ (Синкевич И.А.)

2012г.

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины

    1. Автор программы: Тарасова С.М., ст. преподаватель


    1. Рецензенты:

О.Н.Недосека, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии (МГГУ)

А.В.Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав. Кафедрой социальной работы и психологии Российского государственного социального университета (РГСУ)


    1. Пояснительная записка


Одной из актуальных проблем современного общества является отклоняющееся поведение. Именно оно выступает одной из ведущих причин обращения населения за психологической помощью.

Таким образом, возникла необходимость включения в образовательный процесс педагогических вузов учебной дисциплины «Психология девиантного поведения». Ее основное содержание отвечает всем требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «050706-Педагогика и психология».

Освоение данной программы позволит студентам чувствовать уверенность и компетентность в таких вопросах, как этиология, механизмы функционирования, условия и закономерности формирования различных форм отклоняющегося поведения, а также позволит сформировать адекватные представления об особенностях позитивного воздействия на отклоняющееся поведение личности.

Цель данного курса состоит в том, чтобы сформировать у студентов научно обоснованные, целостные представления о современном состоянии проблемы отклоняющегося поведения личности.

Задачи курса: в систематическом виде изложить основные представления о природе девиантного поведения, рассмотреть общие закономерности и характеристики механизмов функционирования девиантного поведения; познакомить студентов с условиями и закономерностями формирования различных форм отклоняющегося поведения; представить систему основных девиантологических категорий и понятий; сформировать профессиональную мотивацию изучения отклоняющегося поведения и культуру рефлексии.

Содержание курса опирается на межпредметные связи в области педагогики, общей и экспериментальной психологии, истории педагогики и психологии, педагогической и психологической диагностики. Изучение его осуществляется в единстве лекционных и практических занятий с выполнением групповых, индивидуальных заданий и упражнений, проведением предусмотренных в аудиторное и внеаудиторное время микроисследований.

В результате изучения учебной дисциплины «Психология девиантного поведения» студенты должны знать:

  • Критерии определения понятия «отклоняющееся поведение»;

  • Основные подходы к классификации видов отклоняющегося поведения;

  • Психологические механизмы отклоняющегося поведения;

  • Основные виды отклоняющегося поведения, условия их формирования;

  • Особенности социально-психологического воздействия на отклоняющееся поведение личности.

Студенты должны быть готовы к выполнению курсовых и дипломных работ по психологии отклоняющегося поведения, используя те знания, которые ими были получены в ходе изучения курса «Психология девиантного поведения».

Для этого они должны уметь самостоятельно работать с научной литературой, анализировать факты обыденной психологии, жизненные отношения и профессионализм человека в различных сферах деятельности, рефлексировать собственную деятельность.

Структура дисциплины составляет 3 раздела:

Первый раздел «Социальная норма и социальное отклонение» знакомит студентов с предметом изучения дисциплины «Психология девиантного поведения», уточняет критерии определения понятия «отклоняющееся поведение», представляет виды социальных норм. В программе рассматриваются классификации видов отклоняющегося поведения, социальные факторы и биологические предпосылки поведенческих девиаций.

Второй раздел «Краткая психологическая характеристика девиаций» направлен на изучение основных видов отклоняющегося поведения личности, таких как агрессивное поведение, делинквентное поведение, зависимое поведение, суицидальное поведение.

Третий раздел «Социально-психологическое воздействие на отклоняющееся поведение личности» знакомит студентов со стратегиями социально-психологического вмешательства при различных формах отклоняющегося поведения.

Итоговая аттестация – экзамен по теоретическим вопросам.

В списке литературы студентам предложены работы, опубликованные в последние годы. Разработанные практические и лабораторные занятия позволяют организовывать самостоятельную работу студентов.

Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «050706-Педагогика и психология», «050711-Социальная педагогика».

Данная программа является в первую очередь руководством к самостоятельной деятельности и допускает целесообразные изменения при планировании и проведении занятий.


    1. Извлечение из ГОС ВПО

Не предусмотрено


    1. Объем дисциплины и виды учебной работы




Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах



Вид итогового контроля

Трудоемкость



Всего ауд.



ЛК



ПР/СМ



ЛБ



СР

050706- Педагогика и психология

4

7,8

90

44

24

20




46

зачет

050703.65 Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»

4

8

100

50

20

30




50

зачет


































    1. Содержание дисциплины.

      1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени



п/п

Наименование

раздела, темы

«050706»

Всего

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

СР




Раздел 1. Социальная норма и социальное отклонение
















1

Социальная норма и социальное отклонение.

4

2

2




4

2

Классификация видов отклоняющегося поведения.

4

2

2




4




Раздел 2. Детерминация отклоняющегося поведения.


















3

Единство социального и природного в детерминации отклоняющегося поведения личности.


4

2

2




4

4

Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности.


4

2

2




4




Раздел 3. Краткая психологическая характеристика девиаций

















5

Агрессивное поведение.


4

2

2




6

6

Делинквентное поведение.


4

2

2




4

7

Зависимое поведение.


4

2

2




4

8

Суицидальное поведение.


4

2

2




4




Раздел 4. Социально-психологическое воздействие на отклоняющееся поведение личности

















9

Превенция и интервенция отклоняющегося поведения личности.

6

4

2




4

10

Психологическая коррекция отклоняющегося поведения личности.

6

4

2




6




Всего

44

24

20




46



п/п

Наименование

раздела, темы

«050711-Социальная педагогика»

Всего

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

СР




Раздел 1. Социальная норма и социальное отклонение
















1

Социальная норма и социальное отклонение.

4

2

2




4

2

Классификация видов отклоняющегося поведения.

4

2

2




4




Раздел 2. Детерминация отклоняющегося поведения.


















3

Единство социального и природного в детерминации отклоняющегося поведения личности.


4

2

2




4

4

Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности.


4

2

2




4




Раздел 3. Краткая психологическая характеристика девиаций

















5

Агрессивное поведение.


4

2

2




4

6

Делинквентное поведение.


4

2

2




4

7

Зависимое поведение.


4

2

2




4

8

Суицидальное поведение.


4

2

2




4




Раздел 4. Социально-психологическое воздействие на отклоняющееся поведение личности

















9

Превенция и интервенция отклоняющегося поведения личности.

2

1

1




2

10

Психологическая коррекция отклоняющегося поведения личности.

2

1

1




2




Всего

36

18

18




36






п/п

Наименование

раздела, темы

«050711-Социальная педагогика»

Всего

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

СР




Раздел 1. Социальная норма и социальное отклонение

14

12

2




12

1

Социальная норма и социальное отклонение.

6

6







6

2

Классификация видов отклоняющегося поведения.

8

6

2




6




Раздел 2. Детерминация отклоняющегося поведения.

16

12

2

2

16

3

Единство социального и природного в детерминации отклоняющегося поведения личности.

6

4

2




8

4

Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности.

8

8




2

8




Раздел 3. Краткая психологическая характеристика девиаций

34

18

8

8

32

5

Агрессивное поведение.


8

4

2

2

8

6

Делинквентное поведение.


10

6

2

2

8

7

Зависимое поведение.


8

4

2

2

8

8

Суицидальное поведение.


8

4

2

2

8




Раздел 4. Социально-психологическое воздействие на отклоняющееся поведение личности

20

14

4

2

16

9

Превенция и интервенция отклоняющегося поведения личности.

8

6

2




8

10

Психологическая коррекция отклоняющегося поведения личности.

12

8

2

2

8




Всего

84

56

16

12

76




      1. Содержание разделов дисциплины.

Раздел 1. Социальная норма и социальное отклонение

Тема 1. Социальная норма и социальное отклонение

Поведение как психологическая категория и как свойство индивида.

Критерии определения понятия «отклоняющееся поведение». Определение понятия.

Нормы в психологии. Понятие «социальная норма». Виды социальных норм и механизмы их функционирования.

Социальные отклонения.

Девиация (социальная) — поведение, которое рассматривается как откло­нение от групповых норм и приводит к изоляции, необходимости лече­ния человека, исправления или наказания нарушителя.

Отклоняющееся (девиантное) поведение – устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, которое приводит к де­стабилизации межличностных отношений, нарушению норм социально­го контроля, социальной дезадаптации и в конечном счете блокирует со­циальное развитие индивида.

Социальная норма – совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений.

Основные группы социальных норм: духовно-нравственные, морально-этические, правовые, политические, организационно-профессиональные.

Основная литература

  1. Бобнева М.И. Социальная норма и регуляция поведения

  2. Васильева В. Н. Социальная работа с девиантами: ценностно-нормативные и социально-психологические аспекты : учеб. Пособие по дисципл. «Технология соц. Работы» [и др.] для спец. 040101.65 «Социальная работа» Федер. Агентство по рыболовству, ФГОУВПО «Мурм. Гос. Техн. Ун-т». – Мурманск : МГТУ, 2008. – 184 с.

  3. Девиантология : хрестоматия / под ред. Ю. А. Клейберга. – СПб. : Речь, 2007. – 412 с.

  4. Самыгин П. С. Девиантное поведение молодежи : учеб. Пособие для студ. Вузов. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 440 с.

  5. Шереги Ф. Э. Социология девиации : прикладные исследования. – М. : Центр соц. Прогнозирования, 2004. – 344 с.

  6. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. – 2-е изд. – М. : Академ. Проект, 2007 ; Гаудеамус. – 336 с.


Дополнительная литература

  1. Мертон Р. К. Социальная структура и аномия // Социс. 1992, № 3, с.104-115 и № 4, с.91-97.

  2. Смелзер Н. Дж. Социология. Типы девиаций // Социс, 1992, № 2, с. 98-113.

  3. Феофанов К.А. Социальная аномия: обзор подходов в американской социологии // Социс, 1992, № 5, с. 88-92.



Тема 2. Классификация видов отклоняющегося поведения.

Проблема классификации поведенческих отклонений. Три основных подхода к проблеме классификации поведенческих отклонений: социально-правовой, клинический и психологический.

Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения. Медицинская классификация поведенческих расстройств. Сравнительная характеристика поведенческих феноменов.
Основная литература

  1. Девиантология : хрестоматия / под ред. Ю. А. Клейберга. – СПб. : Речь, 2007. – 412 с.

  2. Самыгин П. С. Девиантное поведение молодежи : учеб. Пособие для студ. Вузов. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 440 с.

  3. Шереги Ф. Э. Социология девиации : прикладные исследования. – М. : Центр соц. Прогнозирования, 2004. – 344 с.

  4. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. – 2-е изд. – М. : Академ. Проект, 2007 ; Гаудеамус. – 336 с.


Раздел 2. Детерминация отклоняющегося поведения.

Тема 3. Единство социального и природного в детерминации отклоняющегося поведения личности.

Классификация факторов, детерминирующих отклоняющееся поведение личности.

Социальные факторы отклоняющегося поведения

Биологические предпосылки поведенческих девиаций.

Детерминация – совокупность факторов, вызывающих, провоцирующих, усиливающих и поддерживающих определенное поведение.

Основная литература

  1. Беличева С.А. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1995.- №1.- С.3-17.

  2. Девиантология : хрестоматия / под ред. Ю. А. Клейберга. – СПб. : Речь, 2007. – 412 с.

  3. Кучинская Е.В. Отношение к социальной среде у несовершеннолетних правонарушителей с корыстной ориентацией// Вопросы психологии.- 1996.- №4.- С. 55-62.

  4. Самыгин П. С. Девиантное поведение молодежи : учеб. Пособие для студ. Вузов. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 440 с.

  5. Социология преступности.// Социс. – 1993.- №8.

  6. Шереги Ф. Э. Социология девиации : прикладные исследования. – М. : Центр соц. Прогнозирования, 2004. – 344 с.

  7. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. – 2-е изд. – М. : Академ. Проект, 2007 ; Гаудеамус. – 336 с.


Дополнительная литература

  1. Гладышев Л. Одлян или воздух свободы. // Новый мир. 1989, № 6-7.

  2. Савченко Е.А. О готовности старшеклассников противостоять аморальным проявлениям //Вопросы психологии.- 1997.- №2.- С.22-31.


Тема 4. Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности.

Экзистенционально-гуманистический подход к девиантному поведению.

Психодинамические аспекты отклоняющегося поведения.

Отклоняющееся поведение как результат научения

Основная литература

  1. Аддикт – это кто? // Нарконет. -2006. - № 6. – с.29-31.

  2. Братусь Б.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. – М., 1984.

  3. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – М., 2003.

  4. Девиантология : хрестоматия / под ред. Ю. А. Клейберга. – СПб. : Речь, 2007. – 412 с.

  5. Ильин В. С чего начинается зависимость? // Воспитание школьников. – 2005. - № 10.- с.63-66.

  6. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. – М., 1982.

  7. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 1991. - № 1. – с. 8-14.

  8. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. – М., 1991.

  9. Никифоров И.А. Факторы, способствующие развитию зависимости от психоактивных веществ: (обзор) // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. – 2006. - № 2. – с. 12-22.

  10. Самыгин П. С. Девиантное поведение молодежи : учеб. Пособие для студ. Вузов. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 440 с.

  11. Шереги Ф. Э. Социология девиации : прикладные исследования. – М. : Центр соц. Прогнозирования, 2004. – 344 с.

  12. Шилова Т.А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе. – М., 2004.

  13. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. – 2-е изд. – М. : Академ. Проект, 2007 ; Гаудеамус. – 336 с.


Дополнительная литература

  1. Курек Н.С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте. – СПб., 2001.

  2. Москаленко В.Д. Созависимость при алкоголизме и наркомании. – М., 2002.

  3. Роналд Т. Поттер-Эфрон. Стыд, вина и алкоголизм: клиническая практика. – М., 2002.

  4. Наумкина А.Ю. Профилактика зависимости от психоактивных веществ в студенческой среде // Специалист. – 2007. – 1007. - № 8. – с. 28.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 3, Дс. Ф. 3, Сд. В 2 Психология девиантного поведения Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706- педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13, Дпп. Ф. 13, Дс....
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 3, Дс. Ф. 3, Сд. В 2 Психология девиантного поведения Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706- педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 13, Дс. 9 Психотерапия...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 3, Дс. Ф. 3, Сд. В 2 Психология девиантного поведения Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706- педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7, Сд. 11...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 3, Дс. Ф. 3, Сд. В 2 Психология девиантного поведения Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706- педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 3, Дс. Ф. 3, Сд. В 2 Психология девиантного поведения Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706- педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс
Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 3, Дс. Ф. 3, Сд. В 2 Психология девиантного поведения Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706- педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Р. 2 Теория личности...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 3, Дс. Ф. 3, Сд. В 2 Психология девиантного поведения Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706- педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины  сд. Ф. 9 История психологии...
А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой социальной работы и психологии Российского государственного...
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 3, Дс. Ф. 3, Сд. В 2 Психология девиантного поведения Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706- педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования подготовки специалиста
Основная образовательная программа (ооп) специалитета, реализуемая вузом по направлению подготовки 050703. 65 Дошкольная педагогика...
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 3, Дс. Ф. 3, Сд. В 2 Психология девиантного поведения Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706- педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 17 Конфликтология...
Синкевич И. А., кандидат педагогических наук, зав кафедрой психологии мгпу, доцент
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 3, Дс. Ф. 3, Сд. В 2 Психология девиантного поведения Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706- педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф1 Иностранный Язык...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 3, Дс. Ф. 3, Сд. В 2 Психология девиантного поведения Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706- педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа (ооп) подготовки специалиста,...
Основная образовательная программа (ооп) подготовки специалиста, реализуемая вузом по специальности 050706. 65 (031000 по гос) –...
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 3, Дс. Ф. 3, Сд. В 2 Психология девиантного поведения Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706- педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 3, Дс. Ф. 3, Сд. В 2 Психология девиантного поведения Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706- педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 050706. 65 «Педагогика и психология»
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «психология делового общениЯ» с другими дисциплинами специальности
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 3, Дс. Ф. 3, Сд. В 2 Психология девиантного поведения Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706- педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
Синкевич И. А., кандидат педагогический наук, доцент, зав кафедрой психологии мггу
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 3, Дс. Ф. 3, Сд. В 2 Психология девиантного поведения Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706- педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия дс. 2...
«Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия»
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 3, Дс. Ф. 3, Сд. В 2 Психология девиантного поведения Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706- педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
Автор программы: Недосека О. Н., канд психол наук, доцент кафедры психологии мггу


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск