Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная антропология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности





НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная антропология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
страница1/4
Дата публикации18.06.2013
Размер0.61 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Культура > Методические рекомендации
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Социальная антропология»

Основная образовательная программа подготовки специалиста
по специальности


040201.65 - Социология со специализацией «Социология организаций»

Автор: О.П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук».

Целью освоения дисциплины «Социальная антропология» - является ознакомление студентов c представлениями о человеческом бытие, осмысленном в контексте социальности. Большое внимание уделяется объяснению недостаточности чисто объективистского подхода к человеку и показу двойственного характера метода социальной антропологии: внимание к биологическому субстрату человека и к фундаментальной социальности человечности.

Основные задачи курса «Социальная антропология»:

● ознакомление студентов с концепциями и моделям развития человеческой социальной жизни в системах «цивилизация – культура»;

● получение студентами научных знаний о происхождении человека и исторических этапах его физической и культурной эволюции;

● изучение причинно-следственных связей между разнообразием людей и стратифицированностью современного общества;

● изучение факторов и механизмов формирования социального поведения человека в контексте различных культур;

● изучение системы «констант человеческого существования» и особенностей проживания их людьми в условиях современной России;

● изучение социодинамики «высокой культуры» как адаптивной системы в условиях «вызовов-и-ответов» современности.

Общий курс «Социальная антропология» предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Социология», читается на III году обучения. Курс социальной антропологии тесно связан с такими дисциплинами подготовки специалистов-социологов, как философия, теория культуры, философия культуры, этнология, социология и другими курсами.

Требования к уровню освоения содержания курса.

Студенты должны знать и понимать на профессиональном уровне проблемы фундаментальных и актуальных социоантропологических и культурных процессов в стране и мире, уметь применить их на практике.

Студенты должны уметь: использовать приобретенные знания и навыки для анализа инокультурных социальных явлений; грамотно проводить кросскультурный анализ социальных явлений; а также анализ проблем, происходящих при переходе индивида из одной социокультурной группы в другую; анализ социальных конфликтов, базирующихся на культурных предпосылках (индивидуальная непереносимость инокультурных явлений, проблемы в межличностном общении представителей различных культур, этнические и религиозные конфликты, конфликты между группировками, относящимися к различным субкультурам и др.), уметь выработать меры для профилактики и решения таких конфликтов.

Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени

№№

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

1.

Социальная антропология как научная и учебная дисциплина: объект исследования и предметное поле. Место соц.антропологии в системе гуманитарных наук. Методология социальных наук и специфика методов, применяемых в соц.антропологии

12

2

4

-

3

2.

Парадигмы социоантропологического познания

16

4

4

-

3

3.

Природа человека. Соотношение социального и культурного

8

2

2

-

3

4.

Цивилизации в истории человечества. Единство и различие понятий цивилизация и культура

8

2

2

-

3

5.

Социокультурная динамика. Показатели социокультурного процесса

8

2

2

-

3

6.

Миры человека и константы его существования




3

6.1.

Культура повседневности

4

2

-

-




6.2.

Человек и среда

8

2

2

-




6.3.

Труд человека. Профессиональная культура. «Homo faber»

4

2

-

-




6.4.

Мир знания. «Homo sapiens»

4

2

-

-




6.5.

Мир любви. «Homo amoris»

4

2

-

-




6.6.

Родство и брак. Гендерная проблема

8

2

2

-




6.7.

Антропология власти. Доминирование. «Homo agressius»

8

2

2

-




6.8.

Мир игры. «Homo ludens»

4

2

-

-




6.9.

Антропология сакрального

8

2

2

-




6.10.

Смерть как социокультурный феномен

8

2

2

-




7.

Архетипы культуры. Ментальность. Массовое и общественное сознание.

8

2

2

-

3

8.

Семиотические системы как «кладовые» опыта жизнедеятельности людей

8

2

2

-

3

9.

Виды и формы трансляции социального и научного знания

8

2

2

-

3

10.

Методы социоантропологического исследования

4

2

-

-

3




ВСЕГО

70

40

30




30


Содержание практических занятий

Семинар 1-2

по теме «Предмет и метод социальной антропологии.

Ее место в системе гуманитарных наук» (4 часа)
План семинара:

1. Проблема человека как центральная проблема гуманитарных наук XX века. Культурные, социальные, теоретические предпосылки выделения культурной антропологии в самостоятельную область знания.

2. Отношения социальной антропологии, этнологии, культурологии, социальной философии.

3. Разнообразие культур народов мира.

4. Специфика знания о человеке. Социальная антропология в системе наук, ее специфика.

5. Особенности методов в социальной антропологии.
Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Попробуйте осветить эволюцию взглядов на природу человека и человека как социальное существо.

2. Почему проблема человека является центральной в гуманитарном знании?

3. Чем вызвано такое разнообразие культур в мире?

4. Каковы методы социальной антропологии? Отличаются ли они от методов других дисциплин гуманитарного плана?
Задания для самостоятельного изучения:

Осветите особенности методов гуманитарных наук и естественнонаучного познания. Чем они отличаются и в чем сходство?
Литература основная:

Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. С. 189-205, 234-245, 290-390.

Дильтей В. Категория жизни. Глава из книги «Структура исторического мира в науках о духе» // Вопросы философии. 1995. №10. С.129-143.

Дильтей В. Задачи критики исторического разума. // Вопросы философии. 1988. №10.

Бахтин М.М. К философским основаниям гуманитарных наук. К методологии гуманитарных наук. // Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Иванов В.В. Культурная антропология и история культуры. // Одиссей. 1989. С.11-19.

Раппопорт Р. Эволюция человечества и будущее антропологии. //Этнографическое обозрение. 1995. № 6. С 18-30.

Современная западная социология. Словарь М., 1990. С.22.

Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры.// Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 3-31.

Шпенглер О. Закат Европы. // Самосознание европейской культуры XX века. М. 1991. С.23-34.

Фрейд З. Недовольство в культуре.// Философские науки. 1989. № 1.

Фуко М. Слова и вещи. М., 1977. С. 439-487.
Литература дополнительная:

Межуев В.М. Культурология и философия культуры.// Культурология сегодня. Основы, проблемы, перспективы. М.,1993.

Гуревич П. Человек как микрокосм. // Общественные науки и современность. 1993. №6. С. 179-187.

Емельянов Ю.Н. Основы культурной антропологии. СПб, 1994.

Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998. С. 7-23.

Чеснов Я.В. Этнологическое мышление и методика полевой работы. // Этнографическое обозрение. 1999. №6.

Орлова Э.А. Руководство по методологии культурно-антропологических исследований. М., 1991.

Семинар 3-4

по теме «Парадигмы социоантропологического познания» (4 часа)
План семинара:

1. Индивид и общество, индивид и окружающая среда. Методы в антропологии. Первые полевые исследования. Коллективные представления, ранний структурализм М. Мосса, соотношение коллективной психологии и индивидуального у Л. Леви-Брюля, особенности первобытного мышления, закон партиципации.

2. Функционализм Б. Малиновского. Понятие культуры в функционализме. Этнология и социальная антропология А. Радклифа-Брауна. Метод Радклифа-Брауна.

3. Основные идеи и методологические принципы Ф. Боаса. Ф. Боас и его ученики. Человек в культуре – теория К. Гирца. Значение теорий К. Гирца для культурантропологии.

4. Понятие культуры у Л. Уйата. Принципы эволюции культуры. Структурализм К. Леви-Стросса и его вклад в культурную антропологию.

5. Этнографический материал в русской литературе. Г. Новицкий – его путешествия в Сибирь. Влияние Ломоносова на развитие отечественной этнографии. В. Белинский – о самобытности каждого народа. Сближение этнографии и естественных наук. Русское географическое общество, этнографические музеи. Особенности советской этнографии.
Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Какие методы применяются при полевых исследованиях?

2. В чем состоит сущность «антропологического переворота» в эпоху Ренессанса и Нового времени?

3. На каких основаниях базировалась классическая модель культуры?

4. В чем состоят недостатки линейной схемы развития культуры?

5. Каким образом Э.Тайлор опровергал идеи «концепции вырождения»?

6. Возможно ли использовать деление культур на «хтонические» и «теллурические», предложенное Л.Фробениусом, в современном обществе?

7. Какие основные подходы к изучению культур отличают структуралистов?
Задания для самостоятельного изучения:

1. Каково влияние М.В.Ломоносова на развитие отечественной этнографии?

2. Каковы особенности этнографии в нашей стране?
Литература основная:

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1978.

Боас Ф. Границы сравнительного метода в антропологии. Методы этнологии. // Антология исследований культуры. Т.1. СПб 1997. С. 499-509, 509-519.

Кребер А. Стиль и цивилизация. // Там же. С. 225-271, 465-499.

Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М.,1989.Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом завете. М., 1989. С. 5-51.

Фрейд З. Будущее одной иллюзии. // Сумерки богов. М., 1992. С.99-142.
Литература дополнительная:

Мосс М. Общества. Обмен. Личность. М., 1996.С. 85-155, 170-200.

Мид М. Культура и мир детства. М., 1989. С. 322-361.

Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930. С. 5-69.

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994. С 9-87.

Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1986.

Леви-Стросс К. Структура мифов.// Вопросы философии. 1970. №7.

Радклифф-Браун А. Влияние концепции культуры на концепцию человека. // Антология исследований культуры. Т.1. СПб., 1997. С. 603-636.

Малиновский Б. Научные принципы и методы исследования культурного изменения // Там же. С. 681-703.

Малиновский Б. Научная теория культуры. // Вопросы философии. 1983. №2.

Гирц К. Влияние концепции культуры на концепцию человека. Насыщенное описание в поисках интерпретативной теории культуры. // Антология исследований культуры. СПб, 1997. С. 115-141, 171-203.

Бенедикт Р. Психологические типы в культурах . // Там же. С. 271-285.

Уйат Л. Понятие культуры. Наука о культуре. Энергия и эволюция культуры.// Там же. С. 17-49, 141-157, 439-465.

Токарев С.А. История русской этнографии. М., 1966.

Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М.,1989.

Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом завете. М., 1989. С. 5-51.
Семинар 5

по теме «Природа человека. Человек как биосоциопсихическая целостность»

(2 часа)
План семинара:

1. Антропосоциогенез в теории Б. Поршнева.

2. Антропосоциогенез в теории Я. Линдблада.

3. Антропосоциогенез в теории А. Ачильдиева.

4. Антропосоциогенез в работах Л. Гумилева.

5. Современные точки зрения на проблему происхождения человека.

6. Человек как базовая проблема антропологии. Индивидуальность и личность в истории и культуре.
Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Как объяснить выражение, что человек – существо социальное и вместе с тем культурное?

2. Каковы современные взгляды на природу человека?

3. В чем отличие понятий индивидуальность и личность?

4. Как менялось отношение к человеку в разные исторические периоды?
Задания для самостоятельного изучения:

Изучите концепции происхождения человека Ф.Энгельса, Б.Поршнева, Я.Линдлблада, А.Ачильдиева.

Литература основная:

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990.

Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М., 1971.

Поршнев Б. Ф. Контрсуггестия и история. // История и психология. М., 1971. С. 7-36.

Поршнев Б. Ф. Элементы социальной психологии.// Проблемы общей психологии. М., 1965.

Линдблад Я. Человек – ты, я, первозданный. М., 1991.
Литература дополнительная:

Ачильдиев И. Власть предыстории (опыт философского исследования). М., 1991.

Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. // Вопросы философии. 1995. №1.

Козлова М.С. Эволюционная судьба Homo Sapiens.//Человек. 2000. №1. С.46-56.

Козлова Н. Социально-историческая антропология. М., 1999. С. 62-184.

Тендрякова М.В. Еще раз о социально-исторической прародине личности // Одиссей. Человек в истории. М., 1995. С. 125-139.

Семинар 6

по теме «Цивилизации в истории человечества.

Истоки социокультурного разнообразия в истории человечества.

Материальная культура, социальная культура.» (2 часа)
План семинара:

1. Динамика взаимодействия социального пространства и культуры. Возникновение производящего хозяйства. Основные типы хозяйственной деятельности.

2. Региональные и культурные отличия в типах хозяйства. Взгляд антропологов на экономику. Производство, природные ресурсы. Организация труда, половозрастное разделение труда. Дарение, потлач. Рыночный обмен. Разнообразие типов производящей деятельности в истории. Отличия западных и восточных цивилизаций в способах хозяйствования. Становление мировой экономической системы: основные проблемы и способы решения.
Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Каковы основные типы хозяйственной деятельности в истории человечества?

2. Как определяют региональные и культурные особенности тип хозяйства?

3. Когда и под влиянием каких факторов возникло разделение труда?

4. Что такое рыночная экономика?
Задания для самостоятельного изучения:

1. Какие типы экономики Вы знаете?

2. Каковы отличия западных и восточных цивилизаций в способах хозяйствования?
Литература

основная:

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1978.

Артемова О.Ю. Первобытный эгалитаризм и ранние формы социальной дифференциации. // Ранние формы социальной стратификации. М., 1993. С.27-40.

Бродель Ф. Что такое Франция. Пространство и история. М., 1994. С. 5-20, 41-87, 329-331.

Бродель Ф. Структуры повседневности. Т.1. М. 1986. С.5-117.

Бродель Ф. Игры обмена. М., 1988.

Бродель Ф. Время мира. М., 1990.

Васильев. Л. С., Иванов. Н.А. Введение.// Феномен восточного деспотизма. М. 1983. С. 3-26.

Васильев Л.С. Генеральные очерки исторического процесса.// Философия и общество. 1997. №1. С.89-156.
Литература дополнительная:

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996. С.55-77, 207-214.

Мечников Л. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1996.

Никольский С.А. Земледелие и крестьянство как природно-исторические явления. // Вопросы философии. 1991.№ 2. С. 13-24.

Нуреев Р.М. Азиатский способ производства как экономическая система // Феномен восточного деспотизма. М. 1983. С.62-88.

Шнирельман В.А. Возникновение производящего хозяйства. М, 1986.

Семинар 7

по теме «Социокультурная динамика».(2 часа)
План семинара:

1. Формы взаимодействия личности, культуры и общества.

2. Динамика и основные этапы формирования личности в обществе (антропологический подход).

3. Инновации в культуре. Факторы принятия инноваций – этапы зарождения и развития.

4. Личность в современной культуре – проблема системы культуры и авторства.
Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Какие свойства культуры обусловливают процесс социализации индивида?

2. Перечислите образы человека в европейской культуре и связанные с ними виды педагогического воздействия.

3. Назовите стадии моральной социализации, попробуйте связать их со стадиями общего развития личности.

4. Чем отличается маргинальная личность от «эталонной», принятой в данной культуре?

Задания для самостоятельного изучения:

1. Существует ли социальный характер человека? Если «да», то в чем он проявляется?

2. Какие формы приспособления индивида к обществу рассматривает Р.К. Мертон?

3. В чем причины агрессивности человека? Какие концепции, объясняющие их, Вы знаете?
Литература основная:

Арутюнов С.А. Инновации в культуре этноса и социально-экономическая обусловленность. // Этнографические исследования развития культуры. М., 1985. С.31-50.

Зеньковский В. Единство личности и проблема перевоплощения.// Россия XXI. 1998. 9-10. С. 62-82.

Литература дополнительная:

Бахур В. Г. Это неповторимое Я. М., 1986.

Дриккер А. Л. Человечество: информационный идеал.// Человек. 2000. №1 С.37-45.

Семинар 8

по теме «Человек и социокультурная среда» (2 часа)
План семинара:

1. Антропогеография как субдисциплина социальной антропологии.

2. География расселения народов планеты. Ландшафтные, природоклиматические условия и особенности проживания народов.

3. Адаптивные функции культуры к географической и природной среде.

4. Особенности и формы взаимодействия народов с ландшафтным и социальным окружением. Геокультура и ее основные архетипы.

5. Угроза экологической катастрофы.
Вопросы для коллективного обсуждения:

1. В чем состоит адаптивная функция культуры к географической и природной среде?

2. Геокультура и ее основные архетипы.
Задания для самостоятельного изучения:

Что такое глобальные проблемы человечества? В чем состоит угроза экологической катастрофы? Можно ли ее избежать?
Литература основная:

Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культур. М., 1998. С. 163-171.

Культурология. ХХ век. Словарь. СПб. 1997. (Статья: Антропогеографическая школа, С. 36-37; Природа и культура, С. 356-358.
Литература дополнительная:

Львова Э.С. Культуры народов Тропической Африки вчера и сегодня: взаимодействие культур и тенденция развития. М., 1996. С. 125-142.

Дополнительная литература:

Голд Дж. Основы поведенческой географии. М., 1990.
Семинар 9

по теме «Брак, семья, семейные группы

в рассмотрении социальной антропологии» (2 часа)
План семинара:

1. Институт брака и его роль в истории. Биологический контекст. Социокультурный контекст.

2. Брачные правила.

3. Семья и ее состав.

4. Нуклеарная семья, расширенная семья.

5. Современная семья.
Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Что такое семья? Какие вы знаете типы семей?

2. В чем особенности современной семьи?
Задания для самостоятельного изучения:

Перечислите особенности современной семьи и перспективы ее развития как социального института.
Литература основная:

Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.

Мольтман-Вендель Э. И сотворил Бог мужчину и женщину. // Вопросы философии. 1991. №3. С.91-104.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1978.
Литература дополнительная:

Васильев Л.С. История Востока. М., 1993. Т.1. С.3-15.

Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб, 1998.

Семья, гендер, культура. М., 1997.

Брак у народов Западной и Южной Европы. М., 1989.

Латышев И.А. Семейная жизнь японцев. М., 1985.

Кон И.С. Введение в сексологию. М. 1989. С.86-176.

О благородстве и преимуществе женского пола. СПб., 1997.

Фуко М. История сексуальности III. Забота о себе. М., Киев, 1998. С.45-201.
Семинар 10

по теме «Антропология власти» (2 часа)
План семинара:

1. Концепция «подражания» у Тарда.

2. Принудительность как характеристика социального у Э. Дюркгейма.

3. Социум как машина для производства богов (С. Московичи).

4. Массовое общество в ХХ – начале XXI века.

5. Антропология и политика: народ как ставка в игре (П.Бурдье).

6. Сравнительный анализ представлений о преступлении и наказании в различных обществах. Наказание репрессивное и реститутивное. Коллективное преступление и коллективное наказание.
Вопросы для коллективного обсуждения («круглый стол»):

1. Перечислите основания, с помощью которых можно выделить насилие как социальное, политическое, экономическое и психологическое явления.

2. Каково, на Ваш взгляд, будущее социального насилия?

3. Почему политическая и экономическая деятельность должна регулироваться извне, со стороны интеллектуальной силы?

4. Почему фанатизм в социальной жизни неприемлем?
Задания для самостоятельного изучения:

Проведите сравнительный анализ представлений и о преступлении и наказании в различных обществах.
Литература основная:

Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996. С. 226-260.

Московичи С. Машина, творящая богов. М., 1998. С. 130-149.

Мосс М. Физическое воздействие на индивида коллективно внушенной мысли о смерти // Общества. Обмен. Личность. М., 1996. С. 223-241.

Мосс М. Обязательное выражение чувств. Там же. С. 74-82.
Литература дополнительная:

Бурдье П. Назначение "народа" // Начала. М., 1994. С. 222-230.

Горбовский А. Магия и власть // Знамя №№10-11. М., 1998.

Мосс М. Об одной категории человеческого духа: понятие личности, понятие "я". Там же. С. 264-292.

Сигеле С. Преступная толпа // Преступная толпа. М., 1999. С. 13-110.

Семинар 11

по теме «Антропология сакрального.

Культуротворчество народов мира: миф и религия»

(2 часа)
План семинара:

1. Основные мифы народов мира. Мифы древней Греции, мифы древней Индии, мифы народов Азии.

2. Социальное мифотворчество в различные исторические периоды.

3. Магия и ритуалы в различных культурах. Магия, наука и религия.

4. Религия народов мира. Религия и ее адаптивные функции. Религия и символизм.
Вопросы для коллективного обсуждения («круглый стол»):

1. Чем отличается социальное мифотворчество в различные исторические периоды?

2. Каковы магия и ритуалы в различных культурах?

3. Как соотносятся магия, наука и религия?

4. Ушли ли древние верования из нашей жизни навсегда?
Задания для самостоятельного изучения:

1. Мифы древней Греции.

2. Мифы древней Индии.

3. Мифы народов Азии.
Литература основная:

Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1996. С. 5-31, 98-118, 142-191.

Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1983.

Штернберг Л. Примитивная религия в свете этнографии. М., 1936. С.

Мифы народов мира. В 2-х томах. М., 1980, 1982.

Мифы Древней Индии. М, 1975.

Мифы Древней Греции. Л., 1990.

Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии. М., 1986.
Литература дополнительная:

Леви-Стросс К. Структура мифов. // Вопросы философии. 1970. №7

Леви-Стросс К. Миф. Ритуал, генетика. // Природа. 1978.№ 1.

Малиновский Б. Магия, наука и религия. // Этнографическое обозрение. 1993. № 6. С. 103-114.

Хюбнер К. Истина мифа. М., 1995.

Кассирер Э. Техника современных политических мифов. // Вестник МГУ. Сер 7. 1990. №2.

Планк М. Религия и естествознание. // Вопросы философии. 1990. №8. С.25-36.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.

Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М.. 1986. С.9-19.

Семенов Ю.И. Эволюции религии: смена ОЭФ и культурная преемственность.// Этнографические исследования развития культуры. М., 1985.

Гуревич П.С. Мифология наших дней. // Свободная мысль. 1992. №11.

Василенко Л.И. Магия: старое зло или новое благо. // Вопросы философии. 1994. №2.

Семинар 12

по теме «Проблема смерти в различных культурах» (2 часа)
План семинара:

1. Отношение к смерти и ее ритуализация в древнем мире (Египет, Индия, Шумер, Древняя Греция).

2. Смерть и судьба человека в мировых религиях.

3. Философское и социологическое направления исследования смерти в 20 веке.

4. Жизнь после смерти как объект научного исследования. Медицинские, культурные и социальные способы сопротивления смерти.
Вопросы для коллективного обсуждения:

1. В чем выражался культ мертвых у древних народов?

2. Объясните себе происхождение ритуала «сати» в индуизме.

3. Перечислите формы индивидуального и социального сопротивления смерти.

4. Что значит «преклонение перед жизнью» (А. Швейцер)? (Каковы философские и религиозные истоки этого девиза?)
Задания для самостоятельного изучения:

Жизнь после смерти как объект научного исследования. Медицинские, культурные и социальные способы сопротивления смерти.
Литература основная:

Львова Э.С. Культуры народов Тропической Африки вчера и сегодня: взаимодействие культур и тенденция развития. М., 1996. С. 72-79.

Мосс М. Физическое воздействие на индивида коллективно внушенной мысли о смерти // Общества. Обмен. Личность. М., 1996. С. 223-241.
Литература дополнительная:

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

Вернан Ж.-П. Индия, Месопотамия, Греция: три идеологии смерти // Новое литературное обозрение № 33. М., 1998. С. 22-29.

Гинзбург К. Репрензентация: слово, идея, вещь // Новое литературное обозрение № 33. М., 1998. С. 5-21.

Зеленин Д.К. Древнерусский языческий культ «заложных» покойников // Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1917-1934. М., 1999. С. 17-34.

Матич О. Успешный мафиозо – мертвый мафиозо: культура погребального обряда // Новое литературное обозрение № 33. М., 1998. С. 75-107.

О смерти и бессмертии. М., 1991.

Уильямс Б. Случай Макропулос: размышления о скуке бессмертия // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

Семинар 13

по теме «Ментальность. Массовое и общественное сознание». (2 часа)
План семинара:

1. Понятие ментальности. Ментальное измерение истории.

2. Типы характера и общество. Психология межнациональных отношений: предубеждения, паттерны, установки, стереотипы в культуре.

3. Приемы, процедуры исследования коллективных представлений, образов, символов, ритуалов.

4. Характеристика основных школ и концепций изучения ментальности в зарубежной и отечественной гуманитарной мысли.
Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Какова роль соц. антропологии в формировании мировоззрения социальной, религиозной, ценностной терпимости?

2. В чем заключается проблема межкультурной коммуникации в мире глобальности?

3. Каковы противоречия человеческого бытия, связанные с информатизацией и виртуализацией?
Задания для самостоятельного изучения:

Существует ли Российская ментальность? Каковы ее характеристики?
Литература основная:

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988.

Асмолов А.К. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1996.

Дубов И.Г. Феномен менталитета психологический анализ.// Вопросы психологии. 1993. №5. С.20-30.

Зубков Е.О, Куприянова А.И. Ментальное измерение истории.// Вопросы

стории. 1995. №7.

Кон И.С Социологическая психология. М., Воронеж, 1999.

Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1966.

Пушкарев Л.Н. Что такое менталитет. Исторические заметки. //Отечественная история. 1995. №3.
Литература дополнительная:

Агеев В.С. Психологические исследования социальных стереотипов. //Вопросы психологии. 1986. №1. С.95-102.

Марков В.В разум и сердце история и теория менталитета. СПб., 1993.

Шкуратов В.А. Историческая психология. Ростов-на-Дону, 1994. С. 192-270.

Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество. // Социс 1993. №3,5. С. 144-151, №3 С. 121-130.

Российская ментальность.// Вопросы философии. 1994 №1.

Шестопал Е.Б., Брицкий Г.О., Денисенко М.В. Этнические стереотипы русских.// Социс. 1999. №4.

Семинар 14

по теме «Язык как этнический и культурный фактор.

Языковое разнообразие» (2 часа)
План семинара:

1. Язык и культура. Общественные функции языка.

2. Особенности национально-культурной семантики (структура и элементы).

3. Фольклор в культуре. Семантический язык и язык повседневного поведения.
Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Каковы функции языка в культуре и обществе?

2. Природное и социальное в языке.

3. Какова структурная организация языка?

4. Эволюция языка.
Задания для самостоятельного изучения:

Попробуйте составить речевой портрет современника (например, жителя нашего города, представителей различных слоев населения, молодежной субкультуры и поколения «отцов» и т.п.).
Литература основная:

Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М., 1985.

Винокур Т.Г. Речевой портрет современного человека.// Человек в системе наук. М., 1989.

Веселовский В.Н. Информация и мысль: новый взгляд на сущность сознания. // Философия и общество. 2000. №3 С. 84-97.

Выготский Л. С. Мышление и речь. Собр соч в 6 т. Т. 2. М.,1982.

Лабов У. Единство социолингвистики.// Социально-лингвистические исследования. М., 1976.

Лотман Ю.М. Роман Пушкина “Евгений Онегин”. Л., 1983. С. 35-110.

Пиз А. Язык жестов. Воронеж, 1992.
Литература дополнительная:

Верещагин Е. М., Костомаров В.Г. Язык и культура. М., 1989. С. 9-18, 23-27, 46-51, 218-226.

Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989.

Семинар 15

по теме «Механизмы трансляции социокультурного опыта социализации и акультурации индивида.» (2 часа)
План семинара:

1. Социализация. Биологический контекст. Культурный контекст.

2. Теории развития личности в отечественной и зарубежной антропологии.

3. Индивид – индивидуальность – личность. Основные факторы, этапы социализации.

4. Позитивная и негативная идентичность.

5. Роль социокультурной среды в формировании ребенка.

6. Отечественная психология о базовых факторах формирования личности. Зарубежная психология о базовых факторах формирования личности. Основные теории личности.
Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Что понимается под «социальностью»?

2. Как оценить культурность той или иной формы социального взаимодействия?

Задания для самостоятельного изучения:

Опишите какое-либо свое часто повторяющееся действие с обозначением элементов культуры в нем. Попытайтесь выяснить, откуда исходят эти требования, когда и как они Вами восприняты.
Литература основная:

Смелзер Дж. Социализация. // Социс. 1991.№3 С. 109-113, №5 С. 109-116.

Лотман Ю. М. Проблема обучения культуре как ее типологическая характеристика. // Ученые записки Тарт ун-та. Тарту, 1971.

Традиция в истории культуры. М. 1978.

Флиер А. Культурогенез и истории культуры. // Общественные науки и современность.1995. №3. С. 137-148.
Литература дополнительная:

Авдеева Н. Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве. // Вопросы психологии. 1997. №4. С.3-13.

Адлер А. Индивидуальная психология. // История зарубежной психологии: 30-60-е г XX века. Тексты. М., 1986.

Акчурин И. А. Топология и идентификация личности.// Вопросы философии. 1994. № 5.С. 143-150.

Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1994.

Антонова Н. В. Проблема личностной идентификации в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии.// Вопросы психологии 1996. № 1.С. 131-143.

Анцыферова Л. И. Эпигенетическая концепция развития личности Э.Г. Эриксона.// Принцип развития в психологии. М., 1978.

Баткин Л. М. «Неужели вот тот – это Я?» // Знамя. 1995. № 2. С. 189-196.

Берг Р. Развитие «Я-концепции» и воспитания. М., 1986.

Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология. М., 1998.

Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Собр.соч. в 6-т, Т.4.М.,1984.

Кудрявцев В. Т. Историзм в психологии развития: от принципа к проблеме.// Психологический журнал.1996. т.17 №1.

Лейбин В. М. Психоаналитическая трактовка структуры личности и неофрейдистская концепция самости.// Вопросы философии. 1977. № 6. С. 149-159.

Пиаже Ж. Генетическая эпистемология.// Вопросы философии. 1993. №5. С. 54-64.

Руткевич А. М. Психо-история Э. Г. Эриксона. // Э. Эриксон. Молодой Лютер. М., 1996. С. 3-22.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная антропология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дс. 12. Астрономия...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная антропология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины концепции современного...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная антропология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социология культуры»...
Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная антропология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социальное прогнозирование...
Сформировать у студентов представления об основных категориях, понятиях и терминах социального проектирования и прогнозирования,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная антропология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Модели социализации...
Автор: Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры Социальной педагогики и социальной работы мгпу
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная антропология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации к изучению дисциплины б. 15 Социальная...
Пк-3: быть готовым к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная антропология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «основы социальной...
Авторы: Петошина С. И., к ф н кафедры социальных наук факультета истории и социальных наук Мурманского государственного гуманитарного...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная антропология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная работа»...
Цели освоения дисциплины «Социальная работа» формирование системных знаний о теории и методологии социальной работы как науки и практики,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная антропология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 9 Дошкольная...
Наше динамичное время заставляет критически переосмысливать отдельные идеи педагогики как науки и учебной дисциплины, кардинально...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная антропология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная антропология»
Автор программы: Петошина С. И., к ф н., доцент кафедры социальных наук фгбоу впо «мггу»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная антропология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теория организаций»...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная антропология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная антропология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная антропология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная антропология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная антропология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск