Скачать 124.16 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (МГГУ) Методические рекомендации по изучению дисциплины «Модели социализации личности в литературе» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 040101.65 – Социальная работа Автор: Сапрыкин В.П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры Социальной педагогики и социальной работы МГПУ Целью освоения дисциплины «Модели социализации личности в литературе» - является формирование устойчивых представлений о моделях социализации личности, представленных в наиболее значительных произведениях отечественной и зарубежной литературы. Основные задачи курса «Модели социализации личности в литературе» заключаются в освоении студентами знаний по вопросам социализации личности, умении находить необходимые примеры в литературных произведениях и способности подвергать социально-психологическому анализу типы личности в условиях различной социокультурной модуляции. Данный курс тесно связан с основными дисциплинами специального блока и дисциплинами специализации «Социальное здоровье молодежи», «Социология молодежи», «Проблемы социальной работы с молодежью». В ходе изучения курса студент должен знать: - сущность процесса социализации личности; - классификацию стадий процесса социализации личности; - закономерности и характер взаимоотношений личности с конкретной социокультурной средой. Студент должен уметь анализировать произведения отечественной и зарубежной литературы, раскрывающие в содержании проблемы, связанные с социализацией личности. Разделы дисциплины и примерное распределение учебного времени
Содержание практических занятий Практическое занятие № 1. Тема: Социализация личности в произведении Д.И.Фонвизина «Недоросль» План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Литература: Пьеса Фонвизина Д.И. «Недоросль» Практическое занятие № 2. Тема: Проблема социализации личности в творчестве Л.Н.Толстого План: 1. Подготовка оборудования 2. Постановка задач 3. Обсуждение вопросов
Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Описание семейного окружения главного героя в трилогии «Детство. Отрочество. Юность». Характеристика. 2. Методы семейного воспитания, описанные в повести. 3. Этапы становления личности главного героя в произведении. Литература: 1.Толстой Л.Н. «Детство. Отрочество Юность» Практическое занятие № 3. Тема: Модель социализации личности в романе М.Горького «Жизнь Клима Самгина» План: 1. Подготовка оборудования 2. Постановка задач 3. Обсуждение вопросов 4.Подведение итогов Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Характеристика образа главного героя 2. Характеристика отношений в семье 3. Характеристика отношений взрослых к герою 4. Характеристика отношений героя с юношеской средой Литература: 1. М.Горький «Жизнь Клима Самгина Практическое занятие № 4. Тема: Социализация личности в контексте повести А.С.Макаренко «Педагогическая поэма» План: 1. Подготовка оборудования 2. Постановка задач 3. Обсуждение вопросов 4.Подведение итогов Вопросы для коллективного осуждения: 1. Способы и средства педагогического воздействия на личности колонистов. (Привести примеры из текста). 2. Формирование нравственных идеалов и моральных установок у колонистов. (Привести примеры из текста). 3. Наставничество как форма социализации личности колонистов (Примеры из текста). Литература: 1. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-и т. Т.3. – М., 1984. Практическое занятие № 5. Тема: Социализация личности в произведениях Марка Твена «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна» План: 1. Подготовка оборудования 2. Постановка задач 3. Обсуждение вопросов 4.Подведение итогов Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Характеристика культурных нравов общества, описанных на страницах романов. (Привести примеры из текста). 2. Образ Тома Сойера в одноименном произведении (Привести примеры из текста). 3. Образ Гекльберри Финна и этапы становления личности (Привести примеры из текста). Литература: 1. М.Твен «Приключения Тома Сойера» 2. М.Твен «Приключения Гекльберри Финна» Практическое занятие № 6. Тема: Модель социализации личности в романах Ч.Диккенса «Приключения Оливера Твиста» и «Жизнь Дэвида Копперфилда» План: 1. Подготовка оборудования 2. Постановка задач 3. Обсуждение вопросов 4.Подведение итогов Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Социальная картина романа «Приключения Оливера Твиста» (Привести примеры из текста). 2. Характеристика образа главного героя. (Привести примеры). 3. Этапы становления личности главного героя (привести примеры из текста). 4. Изображение социальной среды в романе «Жизнь Дэвида Копперфилда» 5. Этапы становления личности героя романа. Литература:
Практическое занятие № 7. Тема: Модели социализации личности в зарубежной литературе XX века. План: 1. Подготовка оборудования 2. Постановка задач 3. Обсуждение вопросов 4.Подведение итогов Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Подростки и юношество в произведениях В.Фолкнера («Осквернитель праха», «Медведь», «На дороге»). 2. Молодые герои романов Д.Сэлинджера «На пропастью во ржи», «Фрэнни», «Зуи». 3. Нравственная проблематика личности в романе Д.Апдайка «Кролик, беги». 4. Процесс духовного становления человека в творчестве Д.Олдриджа («Последний дюйм», «Мальчик с левого берега»). Литература:
Учебно-методическое обеспечение дисциплины Рекомендуемая литература (Основная литература)
(Дополнительная литература)
Материально-техническое обеспечение дисциплины Перечень используемых технических средств
Перечень используемых пособий Используемые пособия:
Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения - Примерные зачетные тестовые задания Тестовые задания по данной дисциплине непредусмотрены. Примерный перечень вопросов к зачету 1. Характеристика социальных типов в пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль» 2. Митрофанушка как представитель молодого поколения XVIII века 3. Софья как идеальный образ в пьесе Д.И.Фонвизина 4. Правдин и Стародум как идеальные герои своего времени 5. Методы воспитания в семье Митрофана 6. Общечеловеческие мотивы в трилогии Л.Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» 7. Коленька Иртеньев - воплощение пытливого и утверждающего детства 8. Психологизм в изображении главного героя трилогии Л.Толстого 9. Характеристика образа Клима Самгина 10. Характеристика семейной среды и юношеского окружения Клима Самгина. Взаимоотношения со взрослыми и сверсниками 12.Образы колонистов в повести А.С. Макаренко «Педагогическая поэма» 13. Изображение чиновников «наробраза» в «Педагогической поэме» 14.Социальные портреты воспитателей колонии в повести А.С.Макаренко «Педагогическая поэма» 15. Характеристика социальной среды в произведении А.С.Макаренко «Педагогическая поэма» 16. Оливер Твист – нравственный герой Ч.Диккенса 17. Образы Тома Сойера и Гекльберри Финна в произведениях Марка Твена 18 «Умные дети» в произведениях Д.Селинджера 19.Подростки–главные герои произведений В.Фолкнера «Осквернитель праха» и «Медведь» 20. Индивидуалистический бунт личности в романе Д.Апдайка «Кролик, беги» Комплект экзаменационных билетов Экзамен по данной дисциплине не предусмотрен. Примерная тематика рефератов 1. Тема гибели и возрождения личности в романе В.Гюго «Отверженные» 2. Проблема ответственности личности за свои поступки в творчестве Ч.Диккенса 3. Личность 40-х годов в книге А.И.Герцена «Былое и думы» 4. Юные герои В.Фолкнера в романе «На дороге» 5. Проблема становления личности в произведениях Д.Лондона 6. Мотивы мужественности и ответственности в повести Д.Олдриджа «Последний дюйм» 7. Социализация личности в романе А.И.Гончарова «Обломов» Примерная тематика курсовых работ Курсовые работы по данной дисциплине не предусмотрены. Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ Квалификационные работы по данной дисциплине не предусмотрены. Методика исследования Нет. Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине Используется традиционная система оценивания знаний студентов по четырёхбальной шкале («2»-«5»). |
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 6 Модели социализации... Целью данного курса является формирование устойчивых представлений о моделях социализации личности, представленных в наиболее значительных... | Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 12. Астрономия... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины концепции современного... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология культуры»... Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук» | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная антропология»... Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук» | Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальное прогнозирование... Сформировать у студентов представления об основных категориях, понятиях и терминах социального проектирования и прогнозирования,... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «основы социальной... Авторы: Петошина С. И., к ф н кафедры социальных наук факультета истории и социальных наук Мурманского государственного гуманитарного... | Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 9 Дошкольная... Наше динамичное время заставляет критически переосмысливать отдельные идеи педагогики как науки и учебной дисциплины, кардинально... | ||
Методические рекомендации к изучению дисциплины б. 15 Социальная... Пк-3: быть готовым к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория организаций»... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) |