Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология культуры» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности





НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социология культуры» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
страница1/5
Дата публикации19.06.2013
Размер0.79 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Культура > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Социология культуры»

Основная образовательная программа подготовки специалиста
по специальности


040201.65 – Социология со специализацией «Социология организаций»

Автор: О.П.Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук».

Цель освоения дисциплины «Социология культуры» - раскрыть место и роль культуры в системе общества, ее соотнесенность с другими общественными явлениями, ее строение и функционирование в различных слоях, классах и группах общества, социальное содержание и значение культуры в разные исторические эпохи и в различных политических контекстах, принципы и методы анализа культуры как общественного явления, цели и возможности социокультурного анализа общества, условия, задачи и границы осуществимости культурной политики.

Основные задачи курса «Социология культуры»:

  • показать пути изучения феномена культуры, методы научного анализа, теоретического и эмпирического осмысления культуры как общественного явления в ее глубоких и органических взаимосвязях с меняющимся социумом;

  • познакомить студентов с основными социологическими концепциями культуры и их приложениями в области социокультурного анализа общества и практического воздействия на него в различных отношениях;

  • выявить основные принципы и критерии ценностно-нормативной, структурно-типологической и институциональной организации культуры в обществе;

  • показать возможности социологии культуры в исследовании культуры как общественного явления, в изучении общества и социальных процессов, в нем происходящих, через культуру и ее социальные показатели; границы применения полученных данных в формировании культурной политики и управлении культурой, в краткосрочном и долгосрочном прогнозировании тенденций социокультурного развития;

  • раскрыть содержание и значение социологии культуры как научной дисциплины и учебного предмета, показать место социологии культуры среди других общественных и гуманитарных наук и учебных дисциплин, а также среди наук культурологического цикла.

Студенты должны знать:

Предлагаемый подход к социологии культуры предполагает методологический и мето-дический плюрализм, что означает овладение различными социологическими концепциями культуры и соответствующими методами ее изучения, выступающими друг по отношению к другу как взаимодополняющие (применительно к разным целям и задачам социокультурного исследования) и требующие применения различных методологий и методик социологического исследования культуры в зависимости от специфики объекта и конкретной ситуации.

Специфика курса определяется тем, что социология культуры читается в рамках специ-альности «Культурология», а значит, трактуется как одна из культурологических дисциплин в ряду наук о культуре (таких как теория культуры, философия культуры, история мировой культуры, история культуры России, история культурологии и т. п.). Это означает, что на про-тяжении всего курса нас будут интересовать по преимуществу социологические показатели культуры как таковой и культурологические показатели социума (а не социология и социум сами по себе, в том числе через призму культурных и культурологических атрибутов). Социо-логия составляет в данном курсе лишь метод изучения культуры; предметом же курса является культура, в то время как в рамках социологии культуры (как социологической дисциплины) предметом анализа является социум, а культура представляет лишь удобный материал кон-кретного эмпирического исследования общества через его культурные срезы (как социологи-ческая дисциплина в ряду социальных наук социология культуры стоит в ряду социологии политики, социологии религии. социологии права, социологии науки, социологии образования, социологии семьи, социологии труда и т. п.).

Студенты должны уметь:

Специализация студентов 5 курса факультета культуры и искусств по специальности «Культурология» опирается на знания и навыки, полученные в рамках предшествующих базо-вых и специальных курсов по теории и истории культуры; активно используются сведения из общегуманитарных курсов: истории мировых цивилизаций и истории России, философии, общей социологии, политологии, психологии и других дисциплин этого ряда. Курс социологии культуры рассчитан на свободное использование разнообразных историко-культурных данных в процессе их социологической интерпретации и оценки, на приложение различных методов и методик социологической обработки и осмысления фактов и процессов культурной истории.

Объем курса составляет 42 часа лекций, 30 часов семинарских занятий.

Предусмотрены такие формы контроля, как проведение коллоквиумов по отдельным темам, проблемных «круглых столов», обсуждений докладов и сообщений студентов, социологический анализ конкретных текстов культуры по заданию преподавателя, проблемно-творческие разработки отдельных аспектов проблематики курса по выбору студентов, систематизация социологических концептов и ключевых слов курса, проведение контент-анализа конкретных текстов (публицистических, политико-идеологических, художественных, научных), составление библиографических списков по конкретным темам и словников персоналий, проведение письменных блиц-работ, составление социологических анкет и методик проведения социологического исследования определенного рода, самостоятельное проведение пробного социологического исследования культуры в избранном аспекте социокультурной проблематики.
Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени

№№

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

1.

Социология культуры как научная и учебная дисциплина: предмет и методы. Место социологии культуры в социологическом знании

12

4

2




6

2.

Специфика социологических подходов к изучению культуры. Социологические концепции культуры

44

6

16




22

3.

Культура и общество. Культурное как производное от социального

4

2







2

4.

Социокультурная стратификация общества

4

2







2

5.

Динамика культуры и культурное развитие

8

2

2




4

6.

Социальные функции культуры

8

2

2




4

7.

Культура и социальное поведение

8

4







4

8.

Социокультурные институты

8

2

2




4

9.

Ролевые представления культуры

8

2

2




4

10.

Социальные субкультуры и их взаимодействие

8

4







4

11.

Социализация личности и культура

8

4







4

12.

Социальные взаимоотношения и культурные взаимодействия

8

4







4

13.

Социокультурная регуляция: социокультурная политика и управление культурой

4

2







2

14.

Методология и методика социологических исследований культуры

12

2

4




6




ВСЕГО

144

42

30




72


Содержание практических занятий

План семинара 1 по теме «Предмет и метод социологии культуры.

Ее место в системе гуманитарных наук» (2 часа)
План семинара:

1. Социология культуры как научная и учебная дисциплина, занимающая пограничное положение между предметами социологического и культурологического циклов.

2. Теоретическая и эмпирическая социология культуры.

3. Предмет социологии культуры. Социум и культура в их диалектической взаимосвязи (мир социокультурных явлений) как предметная область социологии культуры.

4. Мир человека: ценностно-смысловой мир любых (материальных и духовных) явлений, в котором живет человек, который он сам создает и который, в свою очередь, воссоздает человека.
Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Что представляет собой уровневое строение мира человека?

2. Объясните социокультурное развитие через механизм теневых систем, соединяющий ценностно-смысловые уровни мира человека.

3. В чем смысл понятия социальной тени и культурной тени, отбрасываемых социальными и культурными явлениями на природном и социальном уровнях соответственно, как культурные смыслы.

4. Природа и социум как категории культуры и их социологическая интерпретация.
Литература основная:

Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

Капитонов Э.А. Социология ХХ века: история и технология. Ростов-на-Дону, 1996.

Михайлова Л.И. Социология культуры: Учебное пособие. М., 1999.

Основы социологии: Курс лекций / Под ред. А.Г.Эфендиева. М., 1993.

Фролов С.С. Социология: Учебник. М., 1994.
Литература дополнительная:

Культура: теории и проблемы / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М., 1995.

Левада Ю.А. Лекции по социологии. М., 1969. Вып.1-2.

Маркович Д. Общая социология. Ростов-на-Дону, 1993.

Минюшев Ф.И. Социальная антропология. М., 1997.

Орлова Э.А. Руководство по методологии культурно-антропологических исследований. М., 1991.
Очерки социальной антропологии. СПб., 1995.

План семинара 2 по теме: «Понимающая социология культуры М.Вебера» (2 часа)
План семинара:

  1. Принципы понимающей социологии М.Вебера.

  2. Социология культуры М.Вебера.

  3. Анализ протестантской этики с социологической точки зрения.

  4. Понятие типа рациональности у М.Вебера.

  5. Логика наук о культуре с позиций социологии.

  6. Принцип свободы от оценки в социологии.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Как объясняет происхождение духа капитализма М.Вебер?

  2. Как понимает призвание и профессию ученого. Политика, религиозного деятеля М.Вебер?

  3. Из чего складывается, по Веберу, картина мира в различных культурах?

  4. Какова объективная логика культурно-исторического процесса по Веберу и чем она определяется?

  5. В чем отличие социологии культуры К.Маркса и М.Вебера?

  6. Сравните социологию хозяйственной деятельности М.Вебера и С.Булгакова. В чем состоит их сходство и различие?


Список источников:

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.

Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990.
Список литературы:

Обязательная литература

Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991.

Очерки по истории теоретической социологии XX столетия: От М.Вебера к Ю.Хабермасу, от Г.Зиммеля к постмодернизму. Пособие для гуманитарных вузов. М., 1994.

Дополнительная литература:

Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.

Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. М., 1998.

Зомбарт В. Буржуа: Этюды по нравственной истории современного экономического человека. М., 1994.

Ионин Л.Г. Понимающая социология. М., 1984.

Льюис Дж. Марксистская критика социологических концепций Макса Вебера. М., 1981.

Патрушев А.И. Расколдованный мир Макса Вебера. М., 1992.
План семинара 3-4 по теме: Большевистская социология культуры в действии (А.Богданов, В.Ленин, Л.Троцкий, Н.Бухарин, А.Луначарский)

(4 часа)
План семинара:

  1. «Большевистский модерн» с точки зрения социологии культуры.

  2. Общее и особенное в социологических концепциях культуры большевизма.

  3. Критика большевистской социологии культуры (Г. Плеханов, «веховцы», русские формалисты, М. Бахтин, представители первого поколения русской эмиграции).


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Почему большевизм был неприемлем для Г.Плеханова, П.Сорокина, Н.Бердяева и др. мыслителей начала ХХ в.?

  2. Какой социологической концепции культуры придерживались большевики до прихода к власти и после?

  3. В чем состоит различие социологических взглядов в отношении культуры у А. Богданова, В. Ленина, Л. Троцкого, Н. Бухарина, А. Луначарского?

  4. Чья социологическая концепция культуры (из числа большевистских лидеров) оказалась самой жизненной, обоснованной, устойчивой и почему?

  5. В чем видели задачи социологии культуры вожди большевизма? Как они воспользовались социологическими исследованиями в достижении своих целей?

  6. Чем была вызвана взаимная полемика большевистских теоретиков по вопросам культуры?

  7. В чем заключена ограниченность марксистско-ленинской социологии культуры?

 

Список источников:

Богданов А.А. Вопросы социализма: Работы разные лет. М., 1990.

Бухарин Н.И. Революция и культура: Статьи и выступления 1923-1936 годов. М., 1993.

В.И. Ленин о культуре / Сост. А.И. Арнольдов и И.К. Кучмаева. М., 1980. 2-е изд., доп. М., 1985.

В.И.Ленин о культурной революции / Сост. Г.Г. Карпов. М., 1967.

Плеханов Г. В. Эстетика и социология искусства: В 2 т. М., 1978.

Троцкий Л. Литература и революция. М., 1991.

Часть общепролетарского дела. Литературная критика в дореволюционных большевистских изданиях / Сост. И.В.Кузнецов. М., 1981.

Список литературы:

Обязательная литература:

Геллер М., Некрич А. Утопия у власти: История Советского Союза с 1917 года до наших дней: В 3-х п. М., 1995.

Горбунов В.В. В.И. Ленин и Пролеткульт. М., 1974.

Марксистско-ленинская теория культуры. М., 1984.

Основы марксистско-ленинской теории культуры / Под ред. А.И. Арнольдова и А.С. Фриша. М., 1986.  

Дополнительная литература:

В тисках идеологии: Антология литературно-политических документов. 1917-1927 гг. / Сост. К.Аймермахер. М., 1992.

Горький М. Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре. М., 1990.

История советской политической цензуры: Документы и комментарии. М., 1997.

Коржихина Т.П. Извольте быть благонадежны! М., 1997.

Латышев А.Г. Рассекреченный Ленин. М., 1996.

Литературное движение советской эпохи: Материалы и документы: Хрестоматия / Сост. П.И. Плукш. М., 1986.

Луначарский А.В. Статьи о советской литературе. 2-е изд. М., 1971.

О партийной и советской печати: Сборник документов. М., 1954.

Основы марксистско-ленинской социологии / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1980.

Плаггенборг Ш. Революция и культура: Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма. СПб., 2000.


План семинара 5 по теме: «М. Горький как писатель и публицист сталинской эпохи» (2 часа)
План семинара:

  1. Смысл жизни Горького – писателя и публициста.

  2. «Несвоевременные мысли» Горького как социокультурный феномен.

  3. Загадка смерти Горького. Ответ с позиций социологии культуры.

  4. Апологетика советского строя в поздней публицистике Горького. Причины, мотивы и следствия.

  5. «Жизнь Клима Самгина» - последнее произведение Горького-писателя.

  6. Образ Клима Самгина в свете социологии культуры.

  7. Горький и Ленин. Горький и Сталин. (Писатель и власть.)

  8. Горький: палач или жертва? Функционер или художник? Циник или утопист? Социокультурный приговор истории.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Почему Горький вернулся из эмиграции?

  2. Какую позицию занял Горький по отношению к тоталитарному строю в СССР и почему?

  3. Как складывались у Горького отношения с Лениным и Сталиным?

  4. Что хотел сказать своим читателям Горький своим последним романом «Жизнь Клима Самгина»?

  5. Чего добивался Горький, возглавив Союз советских писателей?

  6. Почему Горький обратился к газетной публицистике?

  7. Почему Горький был обречен на гибель в сталинском государстве? Что мог предпринять Горький-писатель и общественный деятель для того, чтобы сохранить себе жизнь?


Список источников:

Горький М. О литературе: Литературно-критические статьи. М., 1953.

Горький М. Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре. М., 1990.
Список литературы:

Обязательная литература:

Баранов В. Горький без грима: Роман-исследование. М., 1996.

Ваксберг А. Гибель Буревестника. М.Горький: Последние двадцать лет.М., 1999.

Зайцев Б. Максим Горький (К юбилею) // Он же. Братья-писатели. М., 1991 (Библиотека «Огонек». №12. С. 12-20.).

В.И.Ленин о литературе и искусстве. 4-е изд. М., 1969 (по именному указателю).

Ходасевич В. Горький. М., 1992.

Дополнительная литература:

Горький и его эпоха: Исследования и материалы / Под ред. Б.А.Бялика. М., 1989.

Луначарский А. Статьи о Горьком. М., 1957.

Неизвестный Горький (К 125-летию со дня рождения). М., 1994.

Парамонов Б. Горький, белое пятно // Наказание временем: Философские очерки. Философские идеи в современной русской литературе / Под ред. И.Т.Касавина. М., 1992. С. 12- 38

Примочкина Н. Писатель и власть. М. Горький в литературном движении 20-х годов. М., 1996.

Спиридонова Л. М.Горький: диалог с историей. М., 1994.

Уайл И. Максим Горький: Взгляд из Америки. М., 1993.

Хьетсо Г. Максим Горький. Судьба писателя. М., 1997.

Шенталинский В. Буревестник в клетке: Досье Максима Горького // Он же. Рабы свободы: В литературных архивах КГБ. М., 1995.

План семинара 6-7 по теме: «Социология культуры Франкфуртской школы (Т.Адорно, Г.Маркузе, Э.Фромм и др.)» (4 часа)
План семинара:

  1. Критика буржуазного общества и буржуазной культуры представителями Франкфуртской школы.

  2. Позитивная программа франкфуртской социологии культуры.

  3. Идеологи Мая 1968 г. Теория контркультуры у «франкфуртцев».

  4. Понятие «одномерного человека» у Г.Маркузе.

  5. Эрос и цивилизация в анализе Г.Маркузе и Э.Фромма. Неофрейдизм.

  6. Неомарксизм социологии культуры Франкфуртской школы.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. В чем состоит отличие социологии культуры Франкфуртской школы от марксистской социологии культуры и в чем заключается их сходство?

  2. В чем проявляется своеобразие интерпретации бессознательного в социологии культуры Франкфуртской школы от классического фрейдизма?

  3. Почему бунт и бунтарство получают у представителей Франкфуртской школы исключительно положительное значение как сверхценность культуры?

  4. Как понимают «франкфуртцы» различия цивилизации и культуры?

  5. Почему просвещение фигурирует в учении Франкфуртской школы как «обман масс»?


Список источников:

Адорно Т. Избранное: Социология музыки. М.; СПб., 1999.

Маркузе Г. Одномерный человек. Москва, 1994.

Маркузе Г. Эрос и цивилизация.Киев, 1995.

Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика просвещения: Философские фрагменты. М.; СПб., 1997.

Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986.

Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.
Список литературы:

Обязательная литература:

Давыдов Ю.Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. М., 1977.

Дополнительная литература:

Бондаренко Л.И., Таглин С.А., Баженов А.В. Психоанализ и культурология. Харьков, 1991.

Неомарксизм и проблемы социологии культуры. М., 1980.

Социология контркультуры: Критический анализ (Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь). М., 1980.

План семинара 8-9 по теме: «Социология культуры западного постмодернизма (М.Фуко, Р.Барт, Ж.Бодрийар, У.Эко и др.)» (4 часа)
План семинара:

  1. Общее и особенное в постмодернистских социологических концепциях.

  2. Полемика постмодерна с модерном: содержание и смысл.

  3. Маргинальные проблемы общества как предмет социологии культуры постмодерна.

  4. Ценностно-смысловой релятивизм постмодернистской социологии культуры.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Назовите излюбленные темы и проблемы постмодернистской социологии культуры. Что делает их маргинальными и парадоксальными, с точки зрения классической социологии?

  2. Как понимают социум и культуры социологи-постмодернисты? Как соотносятся между собой в их представлении социальное и культурное?

  3. В чем состоит смысл полемики постмодернистов с модернистами? Что объединяет в социологии культуры тех и других?

  4. Перечислите варианты постмодернистских концепций культуры в социологическом освещении. В чем проявляется их сходство и различие?

  5. Представьте современное состояние российской культуры в духе западной постмодернистской методологии. В чем отличие российского постмодерна от западного?


Список источников:

Барт Р. Мифологии. М., 1996.

Барт Р. Фрагменты речи влюбленного. М., 1999.

Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.

Делёз Ж. Логика смысла. М., 1995.

Делёз Ж. Ницше. СПб., 1997.

Делёз Ж. Различие и повторение. СПб., 1998.

Делёз Ж. Складка. Лейбниц и барокко. М., 1998.

Делёз Ж. Фуко. М., 1998.

Деррида Ж. Эссе об имени. СПб., 1998.

Деррида Ж. Голос и феномен. СПб., 1999.

Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998.

Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. СПб., 1994

Фуко М. Археология знания. Киев, 1996.

Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997.

Фуко М. Рождение клиники. М., 1998.

Эко У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию. СПб., 1998.
Список литературы:

Обязательная литература:

Губман Б.Л. Западная философия культуры ХХ века. Тверь, 1997.

Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997.

Современные социологические теории общества / Сост. и науч. ред. Н.Л.Поляковой. М., 1996.

Социологические теории модерна, радикализированного модерна и постмодерна / Ю.А.Кимелев, Н.Л.Полякова. М., 1996.

Дополнительная литература:

Бауман З. Философия и постмодернистская социология // Вопросы философии. 1993. № 3. С. 88-102.

На путях постмодернизма: Сборник обзоров и рефератов. М., 1995.

Соколов Б.Г. Маргинальный дискурс Деррида. СПб., 1996.

Хабермас Ю. Модерн – незавершенный проект // Вопросы философии. 1992. № 4.
План семинара 10 по теме: «Социокультурная динамика П.Сорокина»

(2 часа)
План семинара:

  1. Органическое и надорганическое в социологии П.Сорокина.

  2. Значения, ценности и нормы в социокультурных явлениях.

  3. Законы социокультурной динамики по П.Сорокину.

  4. Диалектика кар и наград в структуре общественного поведения.

  5. Социология революции в концепции П.Сорокина.

  6. Модернизм, коммунизм и фашизм в оценке П.Сорокина.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Как понимает П.Сорокин соотношение социального и культурного?

  2. Как представляет социодинамику культуры П. Сорокин?

  3. Что такое, в представлении П.Сорокина, «значимое человеческое взаимодействие»?

  4. Компоненты родового социокультурного явления (по П.Сорокину).

  5. Три системы истины в социологии культуры П.Сорокина.

  6. Социокультурная интерпретация П.Сорокиным человеческого поведения (личного и общественного).


Список источников:

Сорокин П.А. Социологические теории современности. М., 1992.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. .

Сорокин П.А. Система социологии: В 2 т. М., 1993.

Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997.
Список литературы:

Обязательная литература:

Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX-XX вв. М., 1995.

Кукушкина Е.И. Русская социология XIX-начала XX века. М., 1993.

Дополнительная литература:

Медушевский А.Н. История русской социологии. М., 1993.

Новикова С.С. История развития социологии в России. М.; Воронеж, 1996.

Сорокин П.А. Дальняя дорога: Автобиография. М., 1992.

План семинара 10 по теме: «Интеллигенция и интеллектуалы»

(2 часа)
Форма проведения занятия — дискуссия.
Вопросы для коллективного обсуждения:

  • Что такое «интеллигенция» и «интеллектуалы»? Как изменялось значение этих понятий в истории?

  • Интеллигенция — национально-специфическое или мировое явление?

  • Сохранилась ли интеллигенция в современном российском обществе?

  • Каков социальный статус работников интеллектуальных профессий в современной России?

  • Есть ли у интеллигенции будущее в России?


Материалы для ознакомления:

 Меркулова А. Проблемы российской гуманитарной интеллигенции (http://sociologist.nm.ru/study/seminar_57a.htm).

 

Рекомендуемая литература:

  1. Бердяев Н.А. Русская идея Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. — М.: Наука, 1989, СС. 40-71. Глава I (или отдельное издание).

  2. Федотов Г.П. Трагедия интеллигенции // Там же, СС. 403-443 (или отдельное издание).

  3. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. Из глубины. Сборник статей о русской революции. — М.: Правда, 1991. — 606 с.

  4. Бутенко И.А. Интеллигенция, интеллектуалы, народ // Социологические исследования, 1998, № 12, С. 131-133.

  5. Кириленко Г.Г. Посланник трех миров: интеллигенция в российской культуре // Социологические исследования, 1997, № 3, С. 74-83.

  6. Нахушев В.Ш. Интеллигенция как сообщество пассионариев // Социологические исследования, 2006, № 6, С. 129-138.

  7. Никитина Т.В. О понятии «гуманитарная интеллигенция»: социологический подход // Социологические исследования, 1993, № 2, С. 33-41.

  8. Орлов С.Б. Интеллигенция как мифологический феномен. Историко-социологический анализ // Социологические исследования, 2001, № 11, С. 51-58.

  9. Попов Д.С. Бескрылый Пегас интеллигенции // Социологические исследования, 2006, № 3, С. 128-134.

  10. Рывкина Р.В. Интеллигенция в постсоветской России – исчерпание социальной роли // Социологические исследования, 2006, № 6, С. 138-146.

  11. Соколов А.В. Два поколения советской интеллигенции: шестидесятники и восьмидесятники // Мир России, 2007, Т. XVI. № 3.

  12. Козлова Н. Социально-историческая антропология: Учебник. — М.: Ключ-С, 1999, СС. 132-150. Глава 7. «Интеллектуал (интеллигент)».

  13. Левада Ю.А. Проблема интеллигенции в современной России // Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития / Общ. ред. Заславской Т.И. и Арутюнян Л.А. — М.: Интерпракс, 1994.

  14. Якименко Б. О нашей интеллигенции: О свободе и наемниках // Еженедельное приложение к «НГ» № 14 (268), 17 апреля 2003 г.

  15. Левичева В.Ф. Кризисная идентичность интеллигенции // Ценностная и социальная идентичность российской гуманитарной интеллигенции: Сб. тезисов / Под ред. Ж.Т. Тощенко. — М.: РГГУ, 2000.



План семинара 10 по теме: «Субкультуры маргинальных общественных групп»

(2 часа)

План семинара:

1. Понятие «субкультуры», классификация субкультур. Субкультура и контркультура.

2. Понятие «молодежной культуры». Все ли субкультуры можно отнести к молодежной культуре?

3. Молодежная субкультура в условиях мегаполиса.

4. Новые и «старые» субкультуры.

5. Субкультура как способ межкультурной и межличностной коммуникации.

6. Значение исследования субкультур для социологов. (Общая дискуссия).

 

Во время семинара предполагается провести деловую игру. Группам по 3-4 человека будут предложены карточки с названиями субкультур. Далее группам надо будет изобразить представителей этих субкультур.
Материалы для ознакомления

 А. Егорова. Терминологический словарик по субкультурам (http://sociologist.nm.ru/study/seminar_36a.htm).

Н. Солодникова. Изучение молодежных субкультур в США (http://sociologist.nm.ru/study/seminar_29c.htm).
Рекомендуемая литература:

  1. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пособие для студентов вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Логос, 2000. URL: http://www.auditorium.ru/books/301/

  2. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры. — М.: Наука, 1980.

  3. Щепанская Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры. — М.: ОГИ, 2004.

  4. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры / Ин-т социологии РАН, Ульян. гос. ун-т. Н.-И. центр «Регион». — М.: Ин-т социологии РАН, 2000.

  5. Цапко М.С. Рок как социокультурный феномен. — М., 2002.

  6. Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // СОЦИС, 2002, № 10.

  7. Аксютина О. Панк в России 90-х: протест или товар //Философские науки, 2003, №№ 4,5.

  8. Вершинин М. Современные молодежные субкультуры: скинхэды. URL: http://psyfactor.org/vershinin3.htm

  9. Его же. Современные молодежные субкультуры: хакеры. URL:  http://psyfactor.org/lib/vershinin4.htm

  10. Громов Д.В. Молодежь: конструирование экстремальности // Мужской сборник. Вып. 3. Мужчина в экстремальной ситуации / Сост. И.А. Морозов. — М.: Индрик, 2007. С. 67-83. URL: http://www.boyaring.lodya.ru/eks.pdf

  11. Сергеев В. Молодежная субкультура в условиях мегаполиса. – Институт социально-политических исследований РАН. — М., 2001. URL: http://synerg.narod.ru/SER_MEGA.htm


План семинара 11 по теме: «Культура потребления»

(2 часа)

План семинара:

1. Характеристика общества массового потребления в произведениях Ж. Бодрийяра.

2. Потребление как вид культурной деятельности. Стили потребления.
Деловая игра «Шопинг по-русски».

В ходе семинара по культуре потребления студентам предлагается принять участие в игре «Шопинг по-русски». Все участники делятся на группы продавцов и покупателей.

Задача продавцов состоит в том, чтобы правильно составить торговую стратегию и как можно выгоднее продать свой товар (одежду, продукты питания, автомобили, информационные услуги) представителям различных слоев общества.

Покупатели, в свою очередь подразделяются на «бедных», «средний класс» и «богатых». Бюджеты у этих игровых «семей» существенно отличаются.

В заключение игры покупатели «хвастаются» своими покупками и оценивают состояние семейных бюджетов после «потребительской оргии». Продавцы рассказывают о том, пкими принципами они руководствовались, предлагая товар аудитории, и анализируют, насколько им удалось достичь своей цели.

Покупатели

 1) Группа, представляющая высший класс, а именно — богатых людей. Доход составляет 300 000 (триста тысяч) рублей в месяц. (Покупки: одежда, продукты питания, автомобили, отдых).

2) Группа, представляющая высший класс. Доход около 50-100 000 руб. в месяц.

3) Группа бедных – около 3 тыс. руб. в месяц.

Рекомендуемая литература:

Бодрийяр Ж. Система вещей. – М.: Рудомино, 1995. URL: http://www.highbook.narod.ru/philos/res/bodr_index.htm

Ильин В.И. Феномен потребления // Личный сайт автора, URL: http://www.consumers.narod.ru/lections/introduction.html

Ильин В.И. Социология потребления. Дистанционный курс лекций // Там же, URL: http://www.consumers.narod.ru/lections/introduction.html

Ильин В.И. Общество потребления в России: Миф или реальность? // Фонд научных исследований (ФНИ) «Прагматика культуры». URL: http://artpragmatica.ru/hse/?uid=459

Кондратьев К.Я., Крапивин В.Ф. Современное общество потребления и его экологические ограничения // Энергия, 2005, № 10. С.60-66. URL: http://www.courier.com.ru/energy/en1005kondratyev.htm

Малахин М. Клондайк потребления // Российская бизнес-газета, № 499, 15.03.2005,  URL: http://www.rg.ru/2005/03/15/torgovlya.html

Потребление, сформировавшее США // Независимая информация и аналитика из США, 15.12.2006. URL: http://www.washprofile.org/ru/node/5678

Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы // Социологические исследования, 2005, № 1, СС. 5-17. URL: http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2005/11/11/0000239601/001_radaev_2005-1.pdf


КОЛЛОКВИУМЫ

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология культуры» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дс. 12. Астрономия...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология культуры» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины концепции современного...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология культуры» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная антропология»...
Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология культуры» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социальное прогнозирование...
Сформировать у студентов представления об основных категориях, понятиях и терминах социального проектирования и прогнозирования,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология культуры» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Модели социализации...
Автор: Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры Социальной педагогики и социальной работы мгпу
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология культуры» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология культуры» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Экономика физической...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология культуры» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 16 Политическая социология...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология культуры» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социология» Основная...
Автор: Жигунова Г. В., кандидат философских наук, доцент кафедры «социальных наук» мггу
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология культуры» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «основы социальной...
Авторы: Петошина С. И., к ф н кафедры социальных наук факультета истории и социальных наук Мурманского государственного гуманитарного...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология культуры» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социология духовной...
Автор: Васильева В. Н., доктор социологических наук, доцент, проф кафедры «Социальных наук»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология культуры» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 9 Дошкольная...
Наше динамичное время заставляет критически переосмысливать отдельные идеи педагогики как науки и учебной дисциплины, кардинально...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология культуры» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 14 Социальное прогнозирование...
В. Н. Фёдоров, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии мгпу
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология культуры» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теория организаций»...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология культуры» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология культуры» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск