Скачать 0.79 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (МГГУ) Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология культуры» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 040201.65 – Социология со специализацией «Социология организаций» Автор: О.П.Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук». Цель освоения дисциплины «Социология культуры» - раскрыть место и роль культуры в системе общества, ее соотнесенность с другими общественными явлениями, ее строение и функционирование в различных слоях, классах и группах общества, социальное содержание и значение культуры в разные исторические эпохи и в различных политических контекстах, принципы и методы анализа культуры как общественного явления, цели и возможности социокультурного анализа общества, условия, задачи и границы осуществимости культурной политики. Основные задачи курса «Социология культуры»:
Студенты должны знать: Предлагаемый подход к социологии культуры предполагает методологический и мето-дический плюрализм, что означает овладение различными социологическими концепциями культуры и соответствующими методами ее изучения, выступающими друг по отношению к другу как взаимодополняющие (применительно к разным целям и задачам социокультурного исследования) и требующие применения различных методологий и методик социологического исследования культуры в зависимости от специфики объекта и конкретной ситуации. Специфика курса определяется тем, что социология культуры читается в рамках специ-альности «Культурология», а значит, трактуется как одна из культурологических дисциплин в ряду наук о культуре (таких как теория культуры, философия культуры, история мировой культуры, история культуры России, история культурологии и т. п.). Это означает, что на про-тяжении всего курса нас будут интересовать по преимуществу социологические показатели культуры как таковой и культурологические показатели социума (а не социология и социум сами по себе, в том числе через призму культурных и культурологических атрибутов). Социо-логия составляет в данном курсе лишь метод изучения культуры; предметом же курса является культура, в то время как в рамках социологии культуры (как социологической дисциплины) предметом анализа является социум, а культура представляет лишь удобный материал кон-кретного эмпирического исследования общества через его культурные срезы (как социологи-ческая дисциплина в ряду социальных наук социология культуры стоит в ряду социологии политики, социологии религии. социологии права, социологии науки, социологии образования, социологии семьи, социологии труда и т. п.). Студенты должны уметь: Специализация студентов 5 курса факультета культуры и искусств по специальности «Культурология» опирается на знания и навыки, полученные в рамках предшествующих базо-вых и специальных курсов по теории и истории культуры; активно используются сведения из общегуманитарных курсов: истории мировых цивилизаций и истории России, философии, общей социологии, политологии, психологии и других дисциплин этого ряда. Курс социологии культуры рассчитан на свободное использование разнообразных историко-культурных данных в процессе их социологической интерпретации и оценки, на приложение различных методов и методик социологической обработки и осмысления фактов и процессов культурной истории. Объем курса составляет 42 часа лекций, 30 часов семинарских занятий. Предусмотрены такие формы контроля, как проведение коллоквиумов по отдельным темам, проблемных «круглых столов», обсуждений докладов и сообщений студентов, социологический анализ конкретных текстов культуры по заданию преподавателя, проблемно-творческие разработки отдельных аспектов проблематики курса по выбору студентов, систематизация социологических концептов и ключевых слов курса, проведение контент-анализа конкретных текстов (публицистических, политико-идеологических, художественных, научных), составление библиографических списков по конкретным темам и словников персоналий, проведение письменных блиц-работ, составление социологических анкет и методик проведения социологического исследования определенного рода, самостоятельное проведение пробного социологического исследования культуры в избранном аспекте социокультурной проблематики. Разделы дисциплины и примерное распределение учебного времени
Содержание практических занятий План семинара 1 по теме «Предмет и метод социологии культуры. Ее место в системе гуманитарных наук» (2 часа) План семинара: 1. Социология культуры как научная и учебная дисциплина, занимающая пограничное положение между предметами социологического и культурологического циклов. 2. Теоретическая и эмпирическая социология культуры. 3. Предмет социологии культуры. Социум и культура в их диалектической взаимосвязи (мир социокультурных явлений) как предметная область социологии культуры. 4. Мир человека: ценностно-смысловой мир любых (материальных и духовных) явлений, в котором живет человек, который он сам создает и который, в свою очередь, воссоздает человека. Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Что представляет собой уровневое строение мира человека? 2. Объясните социокультурное развитие через механизм теневых систем, соединяющий ценностно-смысловые уровни мира человека. 3. В чем смысл понятия социальной тени и культурной тени, отбрасываемых социальными и культурными явлениями на природном и социальном уровнях соответственно, как культурные смыслы. 4. Природа и социум как категории культуры и их социологическая интерпретация. Литература основная: Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996. Капитонов Э.А. Социология ХХ века: история и технология. Ростов-на-Дону, 1996. Михайлова Л.И. Социология культуры: Учебное пособие. М., 1999. Основы социологии: Курс лекций / Под ред. А.Г.Эфендиева. М., 1993. Фролов С.С. Социология: Учебник. М., 1994. Литература дополнительная: Культура: теории и проблемы / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М., 1995. Левада Ю.А. Лекции по социологии. М., 1969. Вып.1-2. Маркович Д. Общая социология. Ростов-на-Дону, 1993. Минюшев Ф.И. Социальная антропология. М., 1997. Орлова Э.А. Руководство по методологии культурно-антропологических исследований. М., 1991. Очерки социальной антропологии. СПб., 1995. План семинара 2 по теме: «Понимающая социология культуры М.Вебера» (2 часа) План семинара:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Список источников: Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990. Список литературы: Обязательная литература Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991. Очерки по истории теоретической социологии XX столетия: От М.Вебера к Ю.Хабермасу, от Г.Зиммеля к постмодернизму. Пособие для гуманитарных вузов. М., 1994. Дополнительная литература: Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984. Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. М., 1998. Зомбарт В. Буржуа: Этюды по нравственной истории современного экономического человека. М., 1994. Ионин Л.Г. Понимающая социология. М., 1984. Льюис Дж. Марксистская критика социологических концепций Макса Вебера. М., 1981. Патрушев А.И. Расколдованный мир Макса Вебера. М., 1992. План семинара 3-4 по теме: Большевистская социология культуры в действии (А.Богданов, В.Ленин, Л.Троцкий, Н.Бухарин, А.Луначарский) (4 часа) План семинара:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Список источников: Богданов А.А. Вопросы социализма: Работы разные лет. М., 1990. Бухарин Н.И. Революция и культура: Статьи и выступления 1923-1936 годов. М., 1993. В.И. Ленин о культуре / Сост. А.И. Арнольдов и И.К. Кучмаева. М., 1980. 2-е изд., доп. М., 1985. В.И.Ленин о культурной революции / Сост. Г.Г. Карпов. М., 1967. Плеханов Г. В. Эстетика и социология искусства: В 2 т. М., 1978. Троцкий Л. Литература и революция. М., 1991. Часть общепролетарского дела. Литературная критика в дореволюционных большевистских изданиях / Сост. И.В.Кузнецов. М., 1981. Список литературы: Обязательная литература: Геллер М., Некрич А. Утопия у власти: История Советского Союза с 1917 года до наших дней: В 3-х п. М., 1995. Горбунов В.В. В.И. Ленин и Пролеткульт. М., 1974. Марксистско-ленинская теория культуры. М., 1984. Основы марксистско-ленинской теории культуры / Под ред. А.И. Арнольдова и А.С. Фриша. М., 1986. Дополнительная литература: В тисках идеологии: Антология литературно-политических документов. 1917-1927 гг. / Сост. К.Аймермахер. М., 1992. Горький М. Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре. М., 1990. История советской политической цензуры: Документы и комментарии. М., 1997. Коржихина Т.П. Извольте быть благонадежны! М., 1997. Латышев А.Г. Рассекреченный Ленин. М., 1996. Литературное движение советской эпохи: Материалы и документы: Хрестоматия / Сост. П.И. Плукш. М., 1986. Луначарский А.В. Статьи о советской литературе. 2-е изд. М., 1971. О партийной и советской печати: Сборник документов. М., 1954. Основы марксистско-ленинской социологии / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1980. Плаггенборг Ш. Революция и культура: Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма. СПб., 2000. План семинара 5 по теме: «М. Горький как писатель и публицист сталинской эпохи» (2 часа) План семинара:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Список источников: Горький М. О литературе: Литературно-критические статьи. М., 1953. Горький М. Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре. М., 1990. Список литературы: Обязательная литература: Баранов В. Горький без грима: Роман-исследование. М., 1996. Ваксберг А. Гибель Буревестника. М.Горький: Последние двадцать лет.М., 1999. Зайцев Б. Максим Горький (К юбилею) // Он же. Братья-писатели. М., 1991 (Библиотека «Огонек». №12. С. 12-20.). В.И.Ленин о литературе и искусстве. 4-е изд. М., 1969 (по именному указателю). Ходасевич В. Горький. М., 1992. Дополнительная литература: Горький и его эпоха: Исследования и материалы / Под ред. Б.А.Бялика. М., 1989. Луначарский А. Статьи о Горьком. М., 1957. Неизвестный Горький (К 125-летию со дня рождения). М., 1994. Парамонов Б. Горький, белое пятно // Наказание временем: Философские очерки. Философские идеи в современной русской литературе / Под ред. И.Т.Касавина. М., 1992. С. 12- 38 Примочкина Н. Писатель и власть. М. Горький в литературном движении 20-х годов. М., 1996. Спиридонова Л. М.Горький: диалог с историей. М., 1994. Уайл И. Максим Горький: Взгляд из Америки. М., 1993. Хьетсо Г. Максим Горький. Судьба писателя. М., 1997. Шенталинский В. Буревестник в клетке: Досье Максима Горького // Он же. Рабы свободы: В литературных архивах КГБ. М., 1995. План семинара 6-7 по теме: «Социология культуры Франкфуртской школы (Т.Адорно, Г.Маркузе, Э.Фромм и др.)» (4 часа) План семинара:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Список источников: Адорно Т. Избранное: Социология музыки. М.; СПб., 1999. Маркузе Г. Одномерный человек. Москва, 1994. Маркузе Г. Эрос и цивилизация.Киев, 1995. Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика просвещения: Философские фрагменты. М.; СПб., 1997. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990. Список литературы: Обязательная литература: Давыдов Ю.Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. М., 1977. Дополнительная литература: Бондаренко Л.И., Таглин С.А., Баженов А.В. Психоанализ и культурология. Харьков, 1991. Неомарксизм и проблемы социологии культуры. М., 1980. Социология контркультуры: Критический анализ (Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь). М., 1980. План семинара 8-9 по теме: «Социология культуры западного постмодернизма (М.Фуко, Р.Барт, Ж.Бодрийар, У.Эко и др.)» (4 часа) План семинара:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Список источников: Барт Р. Мифологии. М., 1996. Барт Р. Фрагменты речи влюбленного. М., 1999. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995. Делёз Ж. Логика смысла. М., 1995. Делёз Ж. Ницше. СПб., 1997. Делёз Ж. Различие и повторение. СПб., 1998. Делёз Ж. Складка. Лейбниц и барокко. М., 1998. Делёз Ж. Фуко. М., 1998. Деррида Ж. Эссе об имени. СПб., 1998. Деррида Ж. Голос и феномен. СПб., 1999. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. СПб., 1994 Фуко М. Археология знания. Киев, 1996. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997. Фуко М. Рождение клиники. М., 1998. Эко У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию. СПб., 1998. Список литературы: Обязательная литература: Губман Б.Л. Западная философия культуры ХХ века. Тверь, 1997. Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997. Современные социологические теории общества / Сост. и науч. ред. Н.Л.Поляковой. М., 1996. Социологические теории модерна, радикализированного модерна и постмодерна / Ю.А.Кимелев, Н.Л.Полякова. М., 1996. Дополнительная литература: Бауман З. Философия и постмодернистская социология // Вопросы философии. 1993. № 3. С. 88-102. На путях постмодернизма: Сборник обзоров и рефератов. М., 1995. Соколов Б.Г. Маргинальный дискурс Деррида. СПб., 1996. Хабермас Ю. Модерн – незавершенный проект // Вопросы философии. 1992. № 4. План семинара 10 по теме: «Социокультурная динамика П.Сорокина» (2 часа) План семинара:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Список источников: Сорокин П.А. Социологические теории современности. М., 1992. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. . Сорокин П.А. Система социологии: В 2 т. М., 1993. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997. Список литературы: Обязательная литература: Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX-XX вв. М., 1995. Кукушкина Е.И. Русская социология XIX-начала XX века. М., 1993. Дополнительная литература: Медушевский А.Н. История русской социологии. М., 1993. Новикова С.С. История развития социологии в России. М.; Воронеж, 1996. Сорокин П.А. Дальняя дорога: Автобиография. М., 1992. План семинара 10 по теме: «Интеллигенция и интеллектуалы» (2 часа) Форма проведения занятия — дискуссия. Вопросы для коллективного обсуждения:
Материалы для ознакомления: Меркулова А. Проблемы российской гуманитарной интеллигенции (http://sociologist.nm.ru/study/seminar_57a.htm). Рекомендуемая литература:
План семинара 10 по теме: «Субкультуры маргинальных общественных групп» (2 часа) План семинара: 1. Понятие «субкультуры», классификация субкультур. Субкультура и контркультура. 2. Понятие «молодежной культуры». Все ли субкультуры можно отнести к молодежной культуре? 3. Молодежная субкультура в условиях мегаполиса. 4. Новые и «старые» субкультуры. 5. Субкультура как способ межкультурной и межличностной коммуникации. 6. Значение исследования субкультур для социологов. (Общая дискуссия). Во время семинара предполагается провести деловую игру. Группам по 3-4 человека будут предложены карточки с названиями субкультур. Далее группам надо будет изобразить представителей этих субкультур. Материалы для ознакомления А. Егорова. Терминологический словарик по субкультурам (http://sociologist.nm.ru/study/seminar_36a.htm). Н. Солодникова. Изучение молодежных субкультур в США (http://sociologist.nm.ru/study/seminar_29c.htm). Рекомендуемая литература:
План семинара 11 по теме: «Культура потребления» (2 часа) План семинара: 1. Характеристика общества массового потребления в произведениях Ж. Бодрийяра. 2. Потребление как вид культурной деятельности. Стили потребления. Деловая игра «Шопинг по-русски». В ходе семинара по культуре потребления студентам предлагается принять участие в игре «Шопинг по-русски». Все участники делятся на группы продавцов и покупателей. Задача продавцов состоит в том, чтобы правильно составить торговую стратегию и как можно выгоднее продать свой товар (одежду, продукты питания, автомобили, информационные услуги) представителям различных слоев общества. Покупатели, в свою очередь подразделяются на «бедных», «средний класс» и «богатых». Бюджеты у этих игровых «семей» существенно отличаются. В заключение игры покупатели «хвастаются» своими покупками и оценивают состояние семейных бюджетов после «потребительской оргии». Продавцы рассказывают о том, пкими принципами они руководствовались, предлагая товар аудитории, и анализируют, насколько им удалось достичь своей цели. Покупатели 1) Группа, представляющая высший класс, а именно — богатых людей. Доход составляет 300 000 (триста тысяч) рублей в месяц. (Покупки: одежда, продукты питания, автомобили, отдых). 2) Группа, представляющая высший класс. Доход около 50-100 000 руб. в месяц. 3) Группа бедных – около 3 тыс. руб. в месяц. Рекомендуемая литература: Бодрийяр Ж. Система вещей. – М.: Рудомино, 1995. URL: http://www.highbook.narod.ru/philos/res/bodr_index.htm Ильин В.И. Феномен потребления // Личный сайт автора, URL: http://www.consumers.narod.ru/lections/introduction.html Ильин В.И. Социология потребления. Дистанционный курс лекций // Там же, URL: http://www.consumers.narod.ru/lections/introduction.html Ильин В.И. Общество потребления в России: Миф или реальность? // Фонд научных исследований (ФНИ) «Прагматика культуры». URL: http://artpragmatica.ru/hse/?uid=459 Кондратьев К.Я., Крапивин В.Ф. Современное общество потребления и его экологические ограничения // Энергия, 2005, № 10. С.60-66. URL: http://www.courier.com.ru/energy/en1005kondratyev.htm Малахин М. Клондайк потребления // Российская бизнес-газета, № 499, 15.03.2005, URL: http://www.rg.ru/2005/03/15/torgovlya.html Потребление, сформировавшее США // Независимая информация и аналитика из США, 15.12.2006. URL: http://www.washprofile.org/ru/node/5678 Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы // Социологические исследования, 2005, № 1, СС. 5-17. URL: http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2005/11/11/0000239601/001_radaev_2005-1.pdf КОЛЛОКВИУМЫ |
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 12. Астрономия... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические рекомендации по изучению дисциплины концепции современного... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная антропология»... Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук» | Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальное прогнозирование... Сформировать у студентов представления об основных категориях, понятиях и терминах социального проектирования и прогнозирования,... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Модели социализации... Автор: Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры Социальной педагогики и социальной работы мгпу | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Экономика физической... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 16 Политическая социология... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология» Основная... Автор: Жигунова Г. В., кандидат философских наук, доцент кафедры «социальных наук» мггу | Методические рекомендации по изучению дисциплины «основы социальной... Авторы: Петошина С. И., к ф н кафедры социальных наук факультета истории и социальных наук Мурманского государственного гуманитарного... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социология духовной... Автор: Васильева В. Н., доктор социологических наук, доцент, проф кафедры «Социальных наук» | Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 9 Дошкольная... Наше динамичное время заставляет критически переосмысливать отдельные идеи педагогики как науки и учебной дисциплины, кардинально... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 14 Социальное прогнозирование... В. Н. Фёдоров, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии мгпу | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория организаций»... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) |