МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(МГГУ)
Методические рекомендации по изучению дисциплины
«СОЦИОЛОГИЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ»
Основная образовательная программа подготовки студентов 1 и 3 курсов специалиста по специальности
040201.65 - Социология со специализацией «Социология организаций»
Автор: Васильева В.Н., доктор социологических наук, доцент, проф. кафедры «Социальных наук».
Цели освоения дисциплины «Социология духовной жизни» - развитие у студентов общей социологический культуры личности, совершенствование профессиональной культуры будущих социологов через ознакомление с основами организации и функционирования духовной жизни.
Основные задачи курса «Социология духовной жизни»:
ознакомить студентов с основными сферами духовной жизнедеятельности общества;
обеспечить непрерывность и преемственность социологического образования;
повысить уровень профессиональной компетентности студентов посредством установления межпредметных связей содержания курса с содержанием других профилирующих социологических дисциплин;
Социология духовной жизни является интегративным разделом социологической науки. Она состоит из таких относительно самостоятельных социологических теорий, как социология образования, науки, культуры, средств массовой информации, литературы, искусства. Основанием для выделения этих направлений являются структурные элементы или подсистемы духовной сферы, каждая из которых имеет достаточно четкие критерии своего обособления: цель, средства ее достижения, объект и субъект воздействия, ресурсное обеспечение, а также определенные конечные результаты, что не позволяет их идентифицировать.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
иметь представление о многообразии форм проявления духовной жизнедеятельности;
иметь представление обо всех относительно самостоятельных подсистемах духовной сферы и институтах духовной жизни;
усвоить необходимый объем знаний об основных теоретических подходах к исследованию проблем духовной жизни;
иметь представление о взаимосвязи проблем духовной жизни с другим сферами общественного бытия.
Разделы дисциплины и примерное распределение
учебного времени
№ п/п
| Тема
| Всего (ауд.Час.)
| Лекции
| Семинары
| Самостоятельная работа
| 1
| Предмет социологии духовной жизни
| 4
| 2
| 2
| 3
| 2
| Теоретические источники развития социологического подхода к анализу духовной жизни
| 2
| 2
| -
| 3
| 3
| Теоретические парадигмы духовной жизни
| 2
| 2
| -
| 3
| 4
| Феномен духовной жизни
| 4
| 2
| 2
| 3
| 5
| Духовная жизнь доиндустриального общества
| 2
| 2
| -
| 2
| 6
| Духовная жизнь индустриального и постиндустриального общества
| 2
| 2
| -
| 2
| 7
| Концепции личности
| 4
| 2
| 2
| 2
| 8
| Формы общественного сознания
| 2
| -
| 2
| 4
| 9
| Типы и уровни общественного сознания
| 2
| 2
| -
| 3
| 10
| Ментальные структуры общественного сознания
| 2
| 2
| -
| 3
| 11
| Проблемы образования в социологии духовной жизни
| 4
| 2
| 2
| 2
| 12
| Проблемы развития науки и научного творчества в социологии духовной жизни
| 2
| -
| 2
| 4
| 13
| Проблемы культуры в социологии духовной жизни
| 4
| 2
| 2
| 2
| 14
| Религиозная проблематика в структуре социологии духовной жизни
| 2
| -
| 2
| 4
| 15
| Роль СМИ в духовной жизни информационного общества
| 4
| 2
| 2
| 2
| 16
| Исследование эволюции и роли интеллигенции в социологии духовной жизни
| 4
| 2
| 2
| 2
| 17
| Духовная жизнь молодежи и ее место в исследовательской проблематике социологии духовной жизни
| 2
| 2
| -
| 3
| 18
| Современные тенденции в духовной жизни личности
| 2
| 2
| -
| 3
|
| Итого
| 50
| 30
| 20
| 50
|
Содержание практических занятий Тема 1. Предмет социологии духовной жизни
Анализ смыслового содержания понятий «духовная жизнь», «духовная сфера общества», «духовная культура», «духовная деятельность», «общественное сознание»
Духовная деятельность как способ существования форм духовной жизни
Формы проявления духовной жизни
Структура социологии духовной жизни
Вопросы для обсуждения:
Духовная жизнь как тип производства, распределения и потребления культурных ценностей
Социология духовной жизни как социологическая теория, объясняющая духовное состояние, интеллектуальное поведение и деятельность человека и его сообщества.
Что такое «духовность»?
Какие функции выполняет духовность человека в процессе его жизнедеятельности?
Задания для самостоятельной работы
Найти публикации в прессе о деятельности учреждений культуры Литература:
Основная:
Социологические проблемы духовной жизни/ под ред. Л.Н. Когана – Челябинск, 1992
Социология духовной жизни/ Тощенко Ж.Т. Социология: общий курс. – М., 1998
Социология культурно-духовной сферы / Маршак А.Л. Социология: учебное пособие – М.: Высшая школа, 2002. С.153-171
Социология духовной жизни / Тощенко Ж.Т. Общая социология: учебник. – М., 2003
Дополнительная:
Общественное мнение как явление духовной жизни/ Лавриненко В.Н. Социология: учебник для вузов – М., 2005
Духовная жизнь общества/ Вальяно М.Ф. Философия: учебник. –М.: Дело и сервис, 2003
Духовная жизнь общества/ Спиркин А.Г. Философия: учебник – М.: гардарики, 2005
Козлова О.Н. Духовная жизнь общества как система: ее сущность и структура// Социально-гуманитарные знания, 2001. № 2. С.106-118
Токарева С.Б. Методологические основания анализа духовности// Философия и общество. 2005. № 2
Тема 2. Феномен духовной жизни
Понятие «освоение мира», его многозначность и многоаспектность: освоение как познание, освоение как понимание, освоение как деятельность, освоение как преобразование
Виды освоения мира: практическое, духовное, духовно-практическое
Средства и способы духовного освоения мира: нормы, цели, идеалы, смыслы, значения
Место человека и система его отношений к миру. Созерцательный и деятельностный характер отношения человека к миру.
Вопросы для обсуждения:
Гносеологический подход к духовной жизни в отечественной литературе и его эвристические пределы.
Анализ проблем духовной жизни в отечественной социологии
Идентичны ли понятия «духовная жизнь» и «интеллектуальная жизнь»?
Что такое менталитет?
Можно ли дать научное объяснение понятию «душа человека»?
Задания для самостоятельной работы
Подготовить сообщения об особенностях духовной жизни доиндустриального (индустриального, постиндустриального) общества
Попробуйте раскрыть структуру духовной жизни человека
Охарактеризуйте показатели духовной жизни россиян до и после перестройки
Объясните различие между «социальностью» и «духовностью» современного общества.
Приведите в единую систему понятия: архетип культуры, подсознание, массовое сознание, ментальность, формы общественного сознания.
Духовность Запада и Востока – в чем единство и различие?
Литература:
Основная:
Социология культурно-духовной сферы/ Маршак А.Л. Социология: учебное пособие – М.: Высшая школа, 2002. С.153-171
Общественное сознание/ Маркович Д. Общая социология- Ростов-на-Дону: изд-во Ростовского ун-та, 1993.С.244-267
Дополнительная:
Социология свободного времени/ Социология: учебник для вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2004. С.300-314
Тема 3. Формы общественного сознания
Многообразие форм общественного сознания
Правосознание и правовая культура. Правосознание как общественная психология и как идеология
Правовая информированность. Правовая убежденность. Правовая активность
Политическое сознание и политическая культура
Нравственное сознание и его роль в общественной жизни
Вопросы для обсуждения:
Общечеловеческие ценности в нравственном сознании
Основополагающие принципы правосознания: справедливость, свобода личности, долг, ценность личности.
Задания для самостоятельной работы
Собрать для обсуждения публикации в прессе по проблеме консенсуса в политике и политической идеологии
Назовите основные исторические формы сознания
Литература:
Основная:
Социология культурно-духовной сферы/ Маршак А.Л. Социология: учебное пособие – М.: Высшая школа, 2002. С.153-171
Общественное сознание/ Маркович Д. Общая социология- Ростов-на-Дону: изд-во Ростовского ун-та, 1993.С.244-267
Дополнительная:
Религия / Смелзер Н. Социология – М.: Феникс, 1994. С.460-492
Искусство/ Зеленов Л.А. Социология города: учебное пособие. – М.: Владос, 2000. С.73-75
Культура/ Основы социологии: курс лекций. М., 1993. С.149-210
Тема 4. Концепции личности.
Социализация личности
Социальный статус личности
Ролевая теория личности
Социальные ценности и ценностные ориентации личности
Социологические исследования состояния общественного сознания
Вопросы для обсуждения:
Теория зеркального «Я» Ч.Х. Кули и Дж. Мида
Значение и роль духовной сферы в социализации личности
Задания для самостоятельной работы
Используйте для анализа ценностных ориентаций личности результаты региональных исследований (В.Р. Цилева)
Сформулируйте основные идеи Аристотеля, высказанные им в трактате «О душе»
Какую позицию занимал Платон в вопросе о духовности человека?
Как понимал духовность Дильтей в своей «философии жизни»?
Литература:
Основная:
Социализация/ Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994. С.94-129
Человеческая личность/ Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. – Екатеринбург: Деловая книга; М.: издат. корпорация «Логос», 1999. С.40-59
Культура и личность/ Фролов С.С. Социология – М.: Логос, 1996. С.43-126
Дополнительная:
Социализация/ Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. – Екатеринбург: Деловая книга; М.: издат. корпорация «Логос», 1999. С. 11-131
Личность/ Основы социологии: курс лекций. – М.: Знание России, 1994. С.3-46
Личность/ Основы социологии: курс лекций. – М., 1993 с.211-256
Социология личности/Социология: учебник для вузов – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С.254-266
Тема 5. Проблемы образования в социологии духовной жизни
Проблемы образования в социологии духовной жизни. Развитие исследований в сфере образования
Эффективность и качество образования
Актуальность исследования проблем образования
Вопросы для обсуждения:
Переход на двухуровневую подготовку и его возможные последствия для студентов и общества
Проблемы и перспективы развития системы образования
Что такое субкультура? Можно ли утверждать, что субкультура включает в себя антиценности общей культуры?
Зависит ли установка на жизненный успех от состояния духовности индивида?
Задания для самостоятельной работы
Собрать публикации о проблемах общеобразовательной школы
Охарактеризуйте состояние духовности молодежной субкультуры россиян.
Литература:
Основная:
Образование/ Смелзер Н. Социология – М.: Феникс, 1994. С. 427-459
Социология образования/ Основы социологии: курс лекций. – М.: Знание России, 1994. С. 118-132
Дополнительная:
Социализация/ Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов – Екатеринбург: Деловая книга; М.: Издат. корпорация «Логос», 1999 . С.11-131
Социология молодежи/ Маршак А.Л.Социология: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2002. С.178-195
Социология свободного времени/ Социология: учебник для вузов- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С.300-314
|