МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(МГГУ)
Методические рекомендации по изучению дисциплины
«Научно-исследовательская работа магистра»
Основная образовательная программа подготовки
магистра по направлению 040100.68 «социология»
Магистерская программа «Социология организаций»
Автор: Жигунова Г.В., кандидат философских наук, доцент кафедры «социальных наук»
Целью освоения дисциплины «Научно-исследовательская работа магистра» является формирование у студентов представлений об организации, проведении и оформлении итогов научно-исследовательской работы.
Основные задачи курса «Научно-исследовательская работа магистра»:
овладеть основами планирования научно-исследовательской работы;
изучить особенности накопления и обработки теоретической информации в процессе научно-исследовательской деятельности;
освоить особенности организации полевой научно-исследовательской работы;
сформировать целостные представления об анализе данных и обобщение результатов научного исследования;
изучить структуру и требования к оформлению научного отчета по итогам научно-исследовательской работы магистра.
Дисциплина «Научно-исследовательская работа магистра» относится к научно-исследовательской работе (М3).
Дисциплина «Научно-исследовательская работа магистра» имеет важное значение для организации научно-исследовательской работы студента по направлению «Социология» в университете и подготовки выпускной квалификационной работы в виде магистерской диссертации. Данный курс является инструментом формирования у студентов системы знаний и умений, характеризующих содержание научно-исследовательской деятельности, необходимой при профессиональной подготовке социологов с квалификацией (степенью) «магистр».
Программа курса опирается на знания, полученные студентами в рамках следующих дисциплин: современные методы социологических исследований, научно-исследовательский семинар, количественная и качественная стратегия в социологических исследованиях.
По окончании обучения студент должен:
Знать:
основы планирования научно-исследовательской работы;
особенности накопления и обработки теоретической информации в процессе научно-исследовательской деятельности;
особенности организации полевой научно-исследовательской работы;
специфику анализа данных и обобщения результатов научного исследования;
структуру и требования к оформлению научного отчета по итогам научно-исследовательской работы магистра.
Уметь:
самостоятельно ставить задачи научно-исследовательских работ, самостоятельно выполнять необходимые виды социологических исследований при решении научно-исследовательских задач по профилю ООП магистратуры;
планировать, организовывать и проводить научно-исследовательские и практические работы по теме ООП магистратуры с применением компьютерных технологий.
Владеть:
способностью к самостоятельной научно-исследовательской работе и к работе в научном коллективе,
способностью к профессиональной адаптации, к обучению новым методам исследования и технологиям.
Разделы дисциплины и примерное распределение
учебного времени № п/п
| Наименование раздела, темы
| Количество часов
| Вариант 1
| Вариант 2
| Всего ауд.ч./в интеракт.ф.
| ЛК
| ПР/
СМ
| ЛБ
| Часов на СРС
| Всего ауд.ч./в интеракт.ф.
| ЛК
| ПР/
СМ
| ЛБ
| Часов на СРС
| 1 модуль «Методологические и методические основы научно-исследовательской работы»
| 1
| Выбор направления и планирование научно-исследовательской работы магистра
| 4 / 2
| 4
| -
| -
| 239
|
|
|
|
|
|
| Всего
| 4 / 2
| 4
| -
| -
| 239
|
|
|
|
|
| 2 модуль «Организация и проведение научно-исследовательской работы»
| 2
| Организация и проведение полевой научно-исследовательской работы
| 4 / 2
| 4
| -
| -
| 239
|
|
|
|
|
|
| Всего
| 4 / 2
| 4
| -
| -
| 239
|
|
|
|
|
| 3 модуль «Подведение итогов научно-исследовательской работы»
| 3
| Анализ данных и обобщение результатов научного исследования
| 4 / 2
| 4
| -
| -
| 239
|
|
|
|
|
|
| Всего
| 4 / 2
| 4
| -
| -
| 239
|
|
|
|
|
| 4 модуль «Оформление научно-исследовательской работы»
| 4
| Структура и оформление научного отчета по итогам научно-исследовательской работы
| 4 / 2
| 4
| -
| -
| 239
|
|
|
|
|
|
| Всего
| 4 / 2
| 4
| -
| -
| 239
|
|
|
|
|
|
| Всего за курс
| 16 / 8
| 16
| -
| -
| 956
|
|
|
|
|
|
Содержание практических занятий Тема 1. Выбор направления и планирование научно-исследовательской работы магистра План
Понятие научного исследования. Фундаментальные и прикладные научные исследования.
Выбор темы исследования, формулировка названия.
Последовательность и этапы научно-исследовательской работы. Общая схема хода научного исследования.
Накопление и обработка теоретической информации в процессе научно-исследовательской деятельности.
Вопросы для коллективного обсуждения
Что представляет собой понятие и предназначение научного исследования?
Каким образом осуществляется выбор темы исследования?
Каковы последовательность и этапы научно-исследовательской работы?
Каким образом осуществляется накопление и обработка теоретической информации в процессе научно-исследовательской деятельности?
Задания для самостоятельной работы
Обоснуйте проблему своей научно-исследовательской работы.
Сформулируйте тему, цель, задачи исследования.
Составьте план научно-исследовательской работы.
Литература Основная
Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников / И.Г.Безуглов, В.В.Лебединский, А.И.Безуглов. – М.: Академический Проект, 2008.
Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Ф.А. Кузин. – М., 2004.
Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформления / И.Н. Кузнецов. – М., 2006.
Методология гуманитарного исследования в социальной сфере : учеб.-метод. комплекс : эксперимент. учеб.-метод. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. пед. образования / [под общ. ред. А. П. Валицкой] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 216 с.
Новиков А. М. Методология : [учеб.-метод. пособие] / Новиков А. М., Новиков Д. А. ; РАН, Ин-т проблем управления ; Рос. акад. образования, Ин-т управления образованием. - М. : СИНТЕГ, 2007. - 660, [1] с.
Рузавин Г. И. Методология научного познания : [учеб. пособие для студ. и аспирантов вузов] / Рузавин Г. И. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 287 с. -
Конец формы
Конец формы Начало формы
Дополнительная
Арутюнов В.С., Стрекова Л.Н. Социологические основы научной деятельности. - М.: Наука, 2003.
Капица П.Л. Будущее науки // Наука о науке: сб. / под. ред. В.Н.Столетова. - М.: Прогресс, 1966.
Моисеев Н.Н. Современный рационализм. -М.: МГВП КОКС, 1995. .
Новиков А.М. Методология образования. – М., 2002.
Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учеб. Пособие/ Челяб. гос. Ун-т. Челябинск, 2002.
Эйнштейн А. Мотивы научного исследования: Собр. научн. тр.: Т.4 -М.: Наука, 1967.
Тема 2. Организация и проведение полевой научно-исследовательской работы План
Программа и рабочий план социологического исследования.
Набросок основных процедур сбора и анализа первичных данных.
Проведение полевой научно-исследовательской работы.
Вопросы для коллективного обсуждения
Что представляет собой программа и рабочий план социологического исследования?
Что представляет собой набросок основных процедур сбора и анализа первичных данных?
Каковы особенности проведения полевой научно-исследовательской работы?
Задания для самостоятельной работы
Подготовка программы эмпирического исследования.
Разработка инструментария исследования.
Литература
Основная
Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников / И.Г.Безуглов, В.В.Лебединский, А.И.Безуглов. – М.: Академический Проект, 2008.
Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Ф.А. Кузин. – М., 2004.
Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформления / И.Н. Кузнецов. – М., 2006.
Методология гуманитарного исследования в социальной сфере : учеб.-метод. комплекс : эксперимент. учеб.-метод. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. пед. образования / [под общ. ред. А. П. Валицкой] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 216 с.
Новиков А. М. Методология : [учеб.-метод. пособие] / Новиков А. М., Новиков Д. А. ; РАН, Ин-т проблем управления ; Рос. акад. образования, Ин-т управления образованием. - М. : СИНТЕГ, 2007. - 660, [1] с.
Рузавин Г. И. Методология научного познания : [учеб. пособие для студ. и аспирантов вузов] / Рузавин Г. И. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 287 с. -
Конец формы
Конец формы Начало формы
Дополнительная
Арутюнов В.С., Стрекова Л.Н. Социологические основы научной деятельности. - М.: Наука, 2003.
Капица П.Л. Будущее науки // Наука о науке: сб. / под. ред. В.Н.Столетова. - М.: Прогресс, 1966.
Моисеев Н.Н. Современный рационализм. -М.: МГВП КОКС, 1995. .
Новиков А.М. Методология образования. – М., 2002.
Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учеб. Пособие/ Челяб. гос. Ун-т. Челябинск, 2002.
Эйнштейн А. Мотивы научного исследования: Собр. научн. тр.: Т.4 -М.: Наука, 1967.
Тема 3. Анализ данных и обобщение результатов научного исследования План
Систематизация и анализ результатов социологического исследования.
Анализ данных повторных и сравнительных исследований.
Статистическая обработка данных.
Обобщение результатов.
Технические средства обработки социальной информации.
Интерпретация результатов на основе принятой концепции исследования.
Подведение итогов исследования и их апробация.
Вопросы для коллективного обсуждения
Что представляет собой кодирование или шифрование первичной информации?
Что включает в себя систематизация и анализ результатов социологического исследования?
Каким образом осуществляется анализ данных повторных и сравнительных исследований?
Что представляет собой количественный и качественный анализ данных?
Каким образом осуществляется статистическая обработка данных?
Каким образом осуществляется обобщение результатов: группировка, ранжирование, составление таблиц, построение графиков и др.?
Каковы возможности технических средств обработки социальной информации?
Как осуществляется интерпретация результатов на основе принятой концепции исследования?
Каким образом осуществляется подведение итогов исследования и их апробация?
Каковы основные формы апробации результатов исследовании?
Задания для самостоятельной работы
Произвести анализ данных научно-исследовательской работы.
Произвести формулировку выводов исследования.
Литература Основная
Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников / И.Г.Безуглов, В.В.Лебединский, А.И.Безуглов. – М.: Академический Проект, 2008.
Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Ф.А. Кузин. – М., 2004.
Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформления / И.Н. Кузнецов. – М., 2006.
Методология гуманитарного исследования в социальной сфере : учеб.-метод. комплекс : эксперимент. учеб.-метод. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. пед. образования / [под общ. ред. А. П. Валицкой] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 216 с.
Новиков А. М. Методология : [учеб.-метод. пособие] / Новиков А. М., Новиков Д. А. ; РАН, Ин-т проблем управления ; Рос. акад. образования, Ин-т управления образованием. - М. : СИНТЕГ, 2007. - 660, [1] с.
Рузавин Г. И. Методология научного познания : [учеб. пособие для студ. и аспирантов вузов] / Рузавин Г. И. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 287 с. -
Конец формы
Конец формы Начало формы
Дополнительная
Арутюнов В.С., Стрекова Л.Н. Социологические основы научной деятельности. - М.: Наука, 2003.
Капица П.Л. Будущее науки // Наука о науке: сб. / под. ред. В.Н.Столетова. - М.: Прогресс, 1966.
Моисеев Н.Н. Современный рационализм. -М.: МГВП КОКС, 1995. .
Новиков А.М. Методология образования. – М., 2002.
Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учеб. Пособие/ Челяб. гос. Ун-т. Челябинск, 2002.
Эйнштейн А. Мотивы научного исследования: Собр. научн. тр.: Т.4 -М.: Наука, 1967.
Тема 4. Структура и оформление научного отчета по итогам научно-исследовательской работы План
Основные требования к оформлению итогов исследования.
Редактирование текста.
Библиографическое описание научного произведения.
Подготовка к защите.
Вопросы для коллективного обсуждения
Основные требования к подведению итогов исследования.
Какова структура, оформление цифрового и иллюстративного материала, ссылок и сносок?
Какова процедура редактирования текста?
Каковы требования к библиографическому описанию научной работы?
Какова процедура защиты диссертации?
Задания для самостоятельной работы
Оформить выпускную квалификационную работу (магистерскую диссертацию) в соответствии с требованиями.
Литература Основная
Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников / И.Г.Безуглов, В.В.Лебединский, А.И.Безуглов. – М.: Академический Проект, 2008.
Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Ф.А. Кузин. – М., 2004.
Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформления / И.Н. Кузнецов. – М., 2006.
Методология гуманитарного исследования в социальной сфере : учеб.-метод. комплекс : эксперимент. учеб.-метод. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. пед. образования / [под общ. ред. А. П. Валицкой] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 216 с.
Новиков А. М. Методология : [учеб.-метод. пособие] / Новиков А. М., Новиков Д. А. ; РАН, Ин-т проблем управления ; Рос. акад. образования, Ин-т управления образованием. - М. : СИНТЕГ, 2007. - 660, [1] с.
Рузавин Г. И. Методология научного познания : [учеб. пособие для студ. и аспирантов вузов] / Рузавин Г. И. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 287 с.
Ядов В. А. Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности : учеб. пособие / Ядов В. А. - 3-е изд., испр. - М. : Омега-Л, 2007. - 567 с.
Конец формы
Конец формы Начало формы
Дополнительная
Арутюнов В.С., Стрекова Л.Н. Социологические основы научной деятельности. - М.: Наука, 2003.
Капица П.Л. Будущее науки // Наука о науке: сб. / под. ред. В.Н.Столетова. - М.: Прогресс, 1966.
Моисеев Н.Н. Современный рационализм. -М.: МГВП КОКС, 1995. .
Новиков А.М. Методология образования. – М., 2002.
Рабочая книга социолога / под общ. ред. и с предисл. Г. В. Осипова. - 4-е изд., стер. - М. : КомКнига, 2006. - 480 с.
Начало формы
Конец формы
Сабитов Р.А. Основы научных исследований: учеб. пособие / Челяб. гос. Ун-т. Челябинск, 2002.
Эйнштейн А. Мотивы научного исследования: собр. научн. тр.: Т.4 -М.: Наука, 1967.
Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины Литература
Основная
Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников / И.Г.Безуглов, В.В.Лебединский, А.И.Безуглов. – М.: Академический Проект, 2008.
Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Ф.А. Кузин. – М., 2004.
Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформления / И.Н. Кузнецов. – М., 2006.
Методология гуманитарного исследования в социальной сфере : учеб.-метод. комплекс : эксперимент. учеб.-метод. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. пед. образования / [под общ. ред. А. П. Валицкой] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 216 с.
Новиков А. М. Методология : [учеб.-метод. пособие] / Новиков А. М., Новиков Д. А. ; РАН, Ин-т проблем управления ; Рос. акад. образования, Ин-т управления образованием. - М. : СИНТЕГ, 2007. - 660, [1] с.
Рузавин Г. И. Методология научного познания : [учеб. пособие для студ. и аспирантов вузов] / Рузавин Г. И. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 287 с.
Ядов В. А. Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности : учеб. пособие / Ядов В. А. - 3-е изд., испр. - М. : Омега-Л, 2007. - 567 с.
Конец формы
Конец формы Начало формы
Дополнительная
Арутюнов В.С., Стрекова Л.Н. Социологические основы научной деятельности. - М.: Наука, 2003.
Капица П.Л. Будущее науки // Наука о науке: сб. / под. ред. В.Н.Столетова. - М.: Прогресс, 1966.
Моисеев Н.Н. Современный рационализм. -М.: МГВП КОКС, 1995. .
Новиков А.М. Методология образования. – М., 2002.
Рабочая книга социолога / под общ. ред. и с предисл. Г. В. Осипова. - 4-е изд., стер. - М. : КомКнига, 2006. - 480 с.
Начало формы
Конец формы
Сабитов Р.А. Основы научных исследований: учеб. пособие / Челяб. гос. Ун-т. Челябинск, 2002.
Эйнштейн А. Мотивы научного исследования: собр. научн. тр.: Т.4 -М.: Наука, 1967.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)
http://www.fipi.ru
http://www.1september.ru
http://www.standart.edu.ru
http://bio.rusolymp.ru
http://results
Электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
http://www.biblioclub.ru – Университетская библиотека онлайн
http://www.book.ru
Научная библиотека eLibrary.ru
http://ihtik.lib.ru – Электронная библиотека Ихтика (г. Уфа) – содержит архивированные текстовые файлы (монографии, учебные пособия, статьи, авторефераты диссертаций).
http://encycl.yandex.ru - Большая советская энциклопедия
www.glossary.ru – Словари
Материально-техническое обеспечение дисциплины Для преподавания дисциплины в качестве технических средств используются:
- при подаче лекционного материала и при организации практической работы: комплект мультимедийного оборудования, включающий ноут-бук, мультимедиапроектор и экран;
- при тестированиях: компьютерный класс. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов для оценки сформированности компетенций по дисциплине, заявленных в п. 6: Примерные зачетные тестовые задания. Система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур
А) программа социологического исследования
Б) социологическое исследование
В) полевое исследование
Г) рабочий план социологического исследования Изложение теоретико-методологических предпосылок общей концепции исследования
А) метод исследования
Б) методика исследования
В) программа исследования
Г) рабочий план исследования Последовательность этапов научного исследования это:
А) выбор объекта, предмета исследования, формулировка гипотезы
Б) выбор методов исследования, формулировка гипотезы, определение предмета исследования
В) постановка конкретных исследовательских задач, формулировка гипотезы, определение целей исследования Установите правильную последовательность построения психолого-педагогического исследования
А) гипотеза
Б) задачи и цели
В) предмет и объект
Г) контрольный эксперимент
Д) констатирующий эксперимент
Е) выводы Гипотеза – это:
А) конкретизация некоторой догадки
Б) решение проблемы
В) оценка сходства и различия предположений
Г) задача исследования Постановка научной проблемы предполагает:
А) обнаружение дефицита знания
Б)осознание потребности в устранении дефицита знания
В) формулирование проблемы в научных терминах
Г) описание проблемной ситуации естественно-житейским языком Примерный перечень вопросов к зачету
Понятие научного исследования.
Методологические основы и принципы исследования.
Актуальность темы научной работы и ее формулировка.
План научно-исследовательской работы (на примере собственной научно-исследовательской работы).
Этапы научного исследования (на примере собственной научно-исследовательской работы).
Накопление и обработка теоретической информации в процессе научно-исследовательской деятельности.
Программа и рабочий план социологического исследования.
Проблемная ситуация и проблема исследования.
Объект и предмет научного исследования.
Гипотеза исследования и её разновидности.
Задачи исследований, требования к их постановке.
Методика сбора и изучения специальной литературы.
Количественные методы исследования.
Качественные методы исследования.
Набросок основных процедур сбора и анализа первичных данных.
Проведение полевой научно-исследовательской работы.
Систематизация и анализ результатов социологического исследования.
Анализ данных повторных и сравнительных исследований.
Роль статистических методов в социологическом исследовании.
Обобщение результатов научной деятельности.
Технические средства обработки социальной информации.
Интерпретация результатов на основе принятой концепции исследования.
Формы представления полученных результатов.
Подведение итогов исследования и их апробация.
Основные требования к оформлению итогов исследования.
Редактирование текста.
Требования к цитатам и ссылкам на источники.
Библиографическое описание источников.
Составление научного отчета и требования к нему.
Требования к подготовке и защите выпускных квалификационных работ.
|