МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет»
(МГГУ) Методические рекомендации
по изучению дисциплины ДН(М).Ф.3 ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ
050200 Физико-математическое образование
Цель данного курса: обучение студентов основам теории и методики преподавания физики и формирование профессионально-педагогических способностей и умений.
Основными задачами дисциплины «Технологии и методики обучения физике» являются:
изучение студентами научных и психолого-педагогических основ структуры и содержания курса физики средних учебных заведений;
использование разнообразных приемов, принципов, методов и средств обучения физике;
выработка умений планировать учебную работу по предмету, проводить научно-методический анализ учебного материала, выбирать методические приемы обучения с учетом особенностей материала и профиля учебного заведения;
привитие студентам первоначальных навыков демонстрационного физического эксперимента, использование технических средств обучения и компьютеров;
подготовка выпускника для продолжения образования в аспирантуре.
Требования к уровню усвоения учебной дисциплины
Образовательный стандарт предъявляет ряд требований к профессиональной подготовке бакалавра. Значительная их часть выполнима при глубоком усвоении данной дисциплины. В результате изучения данного курса студенты
должны знать:
фактический материал по школьной физике;
методы, формы и средства обучения;
основные приборы и оборудование школьного физического кабинета;
технические и компьютерные средства обучения и их использование на учебных занятиях;
содержание, методику и технику демонстрационного эксперимента по отдельным темам учебной программы;
содержание, организацию и методику проведения фронтальных лабораторных работ и работ физического практикума (по выбору преподавателя в соответствии с перечнем работ, указанных в учебной программе для средней школы).
должны уметь:
составлять тематические, календарные учебные планы, план урока с учетом мировоззренческих, познавательных и воспитательных задач в соответствии с принципами обучения физике,
подбирать дидактический материал для индивидуальной, самостоятельной или контрольной работы учащихся,
разработать планы спецкурсов и факультативных занятий,
составить указания для проведения работ физического практикума,
разработать сценарий внеклассного мероприятия по физике.
Объем дисциплины и виды учебной работы
(для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина)
Шифр и наименование специальности
| Курс
| Семестр
| Виды учебной работы
| Вид итогового контроля (форма отчетности)
| Трудоемкость
| Всего аудит.
| ЛК
| ПР/СМ
| ЛБ
| Сам. раб.
| 050200 Физико-математическое образование
| 3,4
| 5,6,
7,8
| 240(4с)
| 118
| 40
|
| 78
| 122
| зачет
|
Содержание дисциплины:
Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).
№п/п
| Наименование раздела, темы
| Количество часов
| Всего аудит.
| ЛК
| ПР/СМ
| ЛБ
| Сам раб.
| 1.
| Методика обучения физике как педагогическая наука. Задачи методики обучения физике как учебной дисциплины. История развития методики обучения физике.
| 12
| 4
|
| 8
| 8
| 2.
| Методология педагогического исследования.
| 12
| 4
|
| 8
| 8
| 3.
| Основные задачи обучения физике в средних общеобразовательных учреждениях. Содержание и структура курса физики общеобразовательных учреждений. Политехническая направленность в обучении физике.
| 12
| 4
|
| 8
| 8
| 4.
| Методы обучения физике. Проблемное обучение. Формы организации учебных занятий по физике. Методика проведения обобщающих занятий. Организация самостоятельной работы учащихся.
| 13
| 4
|
| 9
| 8
| 5.
| Дифференцированное обучение физике. Планирование учебно-воспитательной работы учителя физики.
| 13
| 4
|
| 9
| 9
| 6.
| Научно-методический анализ курса физики основной школы.
| 14
| 5
|
| 9
| 9
| 7
| Методика изучения разделов: «Строение вещества», «Давление твердых тел, жидкостей и газов», «Законы постоянного тока», «Кинематика» в основной школе.
| 14
| 5
|
| 9
| 9
| 8
| Методика изучения разделов: «Электродинамика», «Электромагнитное излучение», «Геометрическая оптика», «Волновая оптика», «Квантовая физика» в старших классах средней школы.
| 14
| 5
|
| 9
| 9
| 9
| Теория и методика обучения физике с использованием компьютерных технологий.
| 14
| 5
|
| 9
| 9
|
| ИТОГО:
| 118
| 40
|
| 78
| 122
|
Темы для самостоятельного изучения
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины. Тема
| Форма самостоятельной работы
| Кол-во часов
| Форма контроля выполнения самостоятельной работы
|
| Методика изучения темы КИНЕМАТИКА
| Составление конспекта
| 7
| Собеседование
|
| Анализ основных понятий и законов Динамики
| Разработка конспекта урока
| 7
| Собеседование
|
| Методика изучения механических колебаний и волн
| Изучение постановки демонстрационного эксперимента
| 7
| Собеседование
|
| Методика изучения газовых законов
| Разработка контрольной работы
| 7
| Проверка контрольных работ
|
| Формирование понятия «Температура»
| Разработка конспекта урока
| 6
| Собеседование
|
| Научно-методический анализ основных понятий раздела «Электродинамика», изучаемых в школьном курсе
| Реферат
| 6
| Защита реферата
|
| Методика изучения элементов СТО
| Реферат
| 6
| Защита реферата
|
| Методика изучения строения атома
| Разработка конспекта урока
| 6
| Собеседование
|
| Методика изучения атомного ядра
| Реферат
| 6
| Защита реферата
|
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий)
Литература, рекомендуемая студентам по дисциплине «ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ»
Основная литература
Балашов М.М. Методические рекомендации к преподаванию физики в 7-8 классах средней школы. – М.: Просвещение, 1991 (с.16).
Коджаспирова, Г. М. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. Пособие для вузов\ Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров.- 5-е изд., стер.-М.: Академия, 2008. гриф.
Методика преподавания физики средней школы. Под редакцией А.В.Усовой. – М.: Просвещение, 1990 (гл.14, § 1).
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования:учеб. Пособие для студ. Вузов/под ред. Е. С. Полата.-3-е изд., испр. И доп.-М.: Академия,2008.гриф
Рябоволов Г.И. и др. Планирование учебного процесса по физике. – М.: Высшая школа, 1984 (с.5; с.13).
Смирнов, А. В.Методика применения информационных технологий в обучении физике : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Физика" / А. В. Смирнов. - М. : Академия, 2008. - 240 с. : ил. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). [Гриф]
Теория и методика обучения физике. Общие вопросы:Учеб.пособие для студ.пед.вузов,/С.Е.Каменецкий,Н.С.Пурышева,Н.Е.Важеевская и др.;Под ред.С.Е.Каменецко-го, Н. С.Пурышевой. -М. -.Академия, 2000
Теория и методика обучения физике. Общие вопросы:Учеб.пособие для студ.пед.вузов,/С.Е.Каменецкий,Н.С.Пу-рышева,Н.Е.Важеевская и др.;Под ред.С.Е.Каменецко-го, Н. С.Пурышевой. -М. -.Академия, 2000
Дополнительная литература
Восканян АГ. Кабинет физики-М, 2002.
Ерунова Л.И. Особенности построения урока физики при комплексном подходе к обучению. – М.: Просвещение, 1988.
Контроль знаний учащихся по физике. Под редакцией В.Г.Разумовского и Р.Ф.Кривошаповой. – М.: Просвещение, 1982.
Ланина И.Я., Довга Г.В. Урок физики: как сделать его современным и интересным. – С.-Петербург: РГПУ, 2000.
Ланина И.Я., Тряпицына А.П. Раздвигая границы привычного: Путешествие по урокам физики. – Л.: Лениздат, 1990.
Луппов Г.Д. Опорные конспекты и тестовые задания по физике. 11 класс. – М.: Просвещение, 1996.
Методика преподавания физики средней школы. Под редакцией А.В.Усовой. – М.: Просвещение, 1990.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования:учеб. Пособие для студ. Вузов/под ред. Е. С. Полата.-3-е изд., испр. И доп.-М.: Академия,2008.
Оноприенко О.В. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1988.
Преподавание физики и астрономии в средней школе. Под редакцией Л.И. Резникова. – М.: Просвещение, 1970.
Разумовский В.Г., Гуревич А.Е. Задания для контроля знаний учащихся по физике. – М.: Просвещение, 1976 (Комплектация знаний, с.14).
Рябоволов Г.И. и др. Планирование учебного процесса по физике. – М.: Высшая школа, 1984.
Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы. Под ред. С.Е. Каменецкого и Н.С. Пурышевой. – М: Издательский центр «Академия», 2000.
Урок физики в современной школе. Под редакцией В.Г.Разумовского. Составитель Э.М. Браверман. – М.: Просвещение, 1993 (с.7).
Урок физики в современной школе. Под редакцией В.Г.Разумовского. Составитель Э.М.Браверман. – М.: Просвещение, 1993.
Шаталов В.Ф. Опорные конспекты по кинематике и динамике. – М.: Просвещение, 1989.
Шейман В.М. Технология работы учителя физики. Из опыта работы. – М.: МП «Новая школа», 1992.
Эффективное построение урока физики. Структурная схема урока // Физика в школе, 1986. №2, с.47.
Литература из библиотеки МГГУ, поступления 2010-2012 гг.
Внеурочная деятельность школьников : методический конструктор : пособие для учителя / Григорьев Д. В., Степанов П. В. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 223 с.
Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 033400 (050701) - Педагогика / Загвязинский В. И. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2010. - 176 с.
Задачник "Кванта". Физика : Ч. 1 / под ред. А. Р. Зильбермана и А. И. Черноуцана. - М. : Бюро "Квантум", 2010. - 190, [1] с. - (Библиотечка "Квант+" : вып. 118). - Приложение к журналу "Квант" ; № 5/2010.
Задачник "Кванта". Физика : Ч. 2 / под ред. А. Р. Зильбермана и А. И. Черноуцана. - М. : МЦНМО, 2011. - 191, [1] с. - (Библиотечка "Квант+" : вып. 120). - Приложение к журналу "Квант" ; № 2/2011.
Канке В. А. Философия математики, физики, химии, биологии : учеб. пособие [для студ. старш. курсов, ун-тов, магистрантов и аспирантов] / Канке В. А. - М. : КноРус, 2011. - 368 с.
Коновалихин С. В. Сборник качественных задач по физике / Коновалихин С. В. - М. : Бюро "Квантум", 2010. - 176 с. - (Библиотечка "Квант+" : вып. 114). - Приложение к журналу "Квант" ; №1/2010.
Королева Н. Ю. Современные средства оценивания результатов обучения: введение в проблему, задания и тесты : учебно-методическое пособие / Королева Н. Ю., Рыжова Н. И. ; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2012. - 114 с.
Пинский А. А. Физика : [учебник для студ. учреждений сред. проф. образования] / Пинский А. А., Граковский Г. Ю. ; под общ. ред. Ю. И. Дика, Н. С. Пурышевой. - 3-е изд., испр. - М. : ФОРУМ, 2012. - 559 с.
Современные образовательные технологии : [учеб. пособие для студ., магистрантов, аспирантов и др.] / под ред. Н. В. Бордовской. - 2-е изд., стер. - М. : КноРус, 2011. - 431
Титов Е. В. Методика применения информационных технологий в обучении биологии : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Титов Е. В., Морозова Л. В. - М. : Академия, 2010. - 171
Шиян Н. В. Педагогические возможности совершенствования физического образования на современном этапе развития Российского общества : [монография] / Шиян Н. В. ; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2012. - 163 с.
Шиян Н. В. Физический практикум по теории и методике обучения физике : учеб.-метод. пособие / Шиян Н. В., Шиян П. А., Марков В. Н. ; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2010. - 89 с.
Экзаменационные материалы по математике и физике 2011 года / сост. С. А. Дориченко, А. А. Егоров, В. А. Тихомирова. - М. : МЦНМО, 2012. - 158, [
Университетская библиотека он-лайн http://www.biblioclub.ru/ -
Постановка классных опытов по физике Рига: Типо-литография Шнакенбург, 1914. – 111 с. Составители: Иванов П. И. Кучевский О. И., Николаев П. Н., Челюсткин И. Я., Яговд И. Ф.,
Постановка классных опытов по физике. Часть 2. Рига: Типо-литография Шнакенбург, 1914. – 123 с. Составители: Иванов П. И. Кучевский О. И., Николаев П. Н., Челюсткин И. Я., Яговд И. Ф.,
Байдак В. А. Теория и методика обучения математике: наука, учебная дисциплина 2-е изд., стереотип. - М.: Флинта, 2011. – 264 с.
Эмих Н. А. Культурная парадигма современного образования. Философско-антропологические основания М.: Логос, 2012. - 174 с.
Литература из электронной библиотечной системы (ЭБС - http://ibooks.ru/
Зуев П.В. Простые опыты по физике в школе и дома: М.: Флинта, 2012, 141 с.
Зуев П.В., Мерзлякова О.П. Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения физике в школе. М.: Флинта, 2012, 100 с.
Московченко А.Д. Методологические и методические основы формирования групп проектного обучения. Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2010, 134 с.
Орехова Т.Ф. Принципы здоровьетворящего образования и их реализация в условиях педагогического процесса школы. Методические указания для студентов и учителей. М.: Флинта : Наука, 2011, 42 с.
Планы практических занятий
Занятие № 1
|