Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 3 Технологии и методики обучения физике основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению





НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 3 Технологии и методики обучения физике основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению
страница1/27
Дата публикации19.09.2013
Размер3.23 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Физика > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»


(МГГУ)
Методические рекомендации

по изучению дисциплины
ДН(М).Ф.3 ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ

050200 Физико-математическое образование






  1. Цель данного курса: обучение студентов основам теории и методики преподавания физики и формирование профессионально-педагогических способностей и умений.

  2. Основными задачами дисциплины «Технологии и методики обучения физике» являются:

  • изучение студентами научных и психолого-педагогических основ структуры и содержания курса физики средних учебных заведений;

  • использование разнообразных приемов, принципов, методов и средств обучения физике;

  • выработка умений планировать учебную работу по предмету, проводить научно-методический анализ учебного материала, выбирать методические приемы обучения с учетом особенностей материала и профиля учебного заведения;

  • привитие студентам первоначальных навыков демонстрационного физического эксперимента, использование технических средств обучения и компьютеров;

  • подготовка выпускника для продолжения образования в аспирантуре.




  1. Требования к уровню усвоения учебной дисциплины

Образовательный стандарт предъявляет ряд требований к профессиональной подготовке бакалавра. Значительная их часть выполнима при глубоком усвоении данной дисциплины. В результате изучения данного курса студенты

должны знать:

  • фактический материал по школьной физике;

  • методы, формы и средства обучения;

  • основные приборы и оборудование школьного физического кабинета;

  • технические и компьютерные средства обучения и их использование на учебных занятиях;

  • содержание, методику и технику демонстрационного эксперимента по отдельным темам учебной программы;

  • содержание, организацию и методику проведения фронтальных лабораторных работ и работ физического практикума (по выбору преподавателя в соответствии с перечнем работ, указанных в учебной программе для средней школы).

должны уметь:

  • составлять тематические, календарные учебные планы, план урока с учетом мировоззренческих, познавательных и воспитательных задач в соответствии с принципами обучения физике,

  • подбирать дидактический материал для индивидуальной, самостоятельной или контрольной работы учащихся,

  • разработать планы спецкурсов и факультативных занятий,

  • составить указания для проведения работ физического практикума,

  • разработать сценарий внеклассного мероприятия по физике.




  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

(для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина)


Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. раб.

050200 Физико-математическое образование

3,4

5,6,

7,8

240(4с)

118

40




78

122

зачет




  1. Содержание дисциплины:

Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).

№п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам раб.

1.

Методика обучения физике как педагогическая наука. Задачи методики обучения физике как учебной дисциплины. История развития методики обучения физике.

12

4




8

8

2.

Методология педагогического исследования.

12

4




8

8

3.

Основные задачи обучения физике в средних общеобразовательных учреждениях. Содержание и структура курса физики общеобразовательных учреждений. Политехническая направленность в обучении физике.

12

4




8

8

4.

Методы обучения физике. Проблемное обучение. Формы организации учебных занятий по физике. Методика проведения обобщающих занятий. Организация самостоятельной работы учащихся.

13

4




9

8

5.

Дифференцированное обучение физике. Планирование учебно-воспитательной работы учителя физики.

13

4




9

9

6.

Научно-методический анализ курса физики основной школы.

14

5




9

9

7

Методика изучения разделов: «Строение вещества», «Давление твердых тел, жидкостей и газов», «Законы постоянного тока», «Кинематика» в основной школе.

14

5




9

9

8

Методика изучения разделов: «Электродинамика», «Электромагнитное излучение», «Геометрическая оптика», «Волновая оптика», «Квантовая физика» в старших классах средней школы.

14

5




9

9

9

Теория и методика обучения физике с использованием компьютерных технологий.

14

5




9

9




ИТОГО:

118

40




78

122




  1. Темы для самостоятельного изучения

п/п

Наименование раздела дисциплины. Тема

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы



Методика изучения темы КИНЕМАТИКА

Составление конспекта

7

Собеседование



Анализ основных понятий и законов Динамики

Разработка конспекта урока

7

Собеседование



Методика изучения механических колебаний и волн

Изучение постановки демонстрационного эксперимента

7

Собеседование



Методика изучения газовых законов

Разработка контрольной работы

7

Проверка контрольных работ



Формирование понятия «Температура»

Разработка конспекта урока

6

Собеседование



Научно-методический анализ основных понятий раздела «Электродинамика», изучаемых в школьном курсе

Реферат

6

Защита реферата



Методика изучения элементов СТО

Реферат

6

Защита реферата



Методика изучения строения атома

Разработка конспекта урока

6

Собеседование



Методика изучения атомного ядра

Реферат

6

Защита реферата



  1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика и планы аудиторной работы студентов
    по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий)


Литература, рекомендуемая студентам по дисциплине «ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ»

Основная литература

  1. Балашов М.М. Методические рекомендации к преподаванию физики в 7-8 классах средней школы. – М.: Просвещение, 1991 (с.16).

  2. Коджаспирова, Г. М. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. Пособие для вузов\ Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров.- 5-е изд., стер.-М.: Академия, 2008. гриф.

  3. Методика преподавания физики средней школы. Под редакцией А.В.Усовой. – М.: Просвещение, 1990 (гл.14, § 1).

  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования:учеб. Пособие для студ. Вузов/под ред. Е. С. Полата.-3-е изд., испр. И доп.-М.: Академия,2008.гриф

  5. Рябоволов Г.И. и др. Планирование учебного процесса по физике. – М.: Высшая школа, 1984 (с.5; с.13).

  6. Смирнов, А. В.Методика применения информационных технологий в обучении физике : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Физика" / А. В. Смирнов. - М. : Академия, 2008. - 240 с. : ил. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). [Гриф]

  7. Теория и методика обучения физике. Общие вопросы:Учеб.пособие для студ.пед.вузов,/С.Е.Каменецкий,Н.С.Пурышева,Н.Е.Важеевская и др.;Под ред.С.Е.Каменецко-го, Н. С.Пурышевой. -М. -.Академия, 2000

  8. Теория и методика обучения физике. Общие вопросы:Учеб.пособие для студ.пед.вузов,/С.Е.Каменецкий,Н.С.Пу-рышева,Н.Е.Важеевская и др.;Под ред.С.Е.Каменецко-го, Н. С.Пурышевой. -М. -.Академия, 2000


Дополнительная литература

  1. Восканян АГ. Кабинет физики-М, 2002.

  2. Ерунова Л.И. Особенности построения урока физики при комплексном подходе к обучению. – М.: Просвещение, 1988.

  3. Контроль знаний учащихся по физике. Под редакцией В.Г.Разумовского и Р.Ф.Кривошаповой. – М.: Просвещение, 1982.

  4. Ланина И.Я., Довга Г.В. Урок физики: как сделать его современным и интересным. – С.-Петербург: РГПУ, 2000.

  5. Ланина И.Я., Тряпицына А.П. Раздвигая границы привычного: Путешествие по урокам физики. – Л.: Лениздат, 1990.

  6. Луппов Г.Д. Опорные конспекты и тестовые задания по физике. 11 класс. – М.: Просвещение, 1996.

  7. Методика преподавания физики средней школы. Под редакцией А.В.Усовой. – М.: Просвещение, 1990.

  8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования:учеб. Пособие для студ. Вузов/под ред. Е. С. Полата.-3-е изд., испр. И доп.-М.: Академия,2008.

  9. Оноприенко О.В. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1988.

  10. Преподавание физики и астрономии в средней школе. Под редакцией Л.И. Резникова. – М.: Просвещение, 1970.

  11. Разумовский В.Г., Гуревич А.Е. Задания для контроля знаний учащихся по физике. – М.: Просвещение, 1976 (Комплектация знаний, с.14).

  12. Рябоволов Г.И. и др. Планирование учебного процесса по физике. – М.: Высшая школа, 1984.

  13. Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы. Под ред. С.Е. Каменецкого и Н.С. Пурышевой. – М: Издательский центр «Академия», 2000.

  14. Урок физики в современной школе. Под редакцией В.Г.Разумовского. Составитель Э.М. Браверман. – М.: Просвещение, 1993 (с.7).

  15. Урок физики в современной школе. Под редакцией В.Г.Разумовского. Составитель Э.М.Браверман. – М.: Просвещение, 1993.

  16. Шаталов В.Ф. Опорные конспекты по кинематике и динамике. – М.: Просвещение, 1989.

  17. Шейман В.М. Технология работы учителя физики. Из опыта работы. – М.: МП «Новая школа», 1992.

  18. Эффективное построение урока физики. Структурная схема урока // Физика в школе, 1986. №2, с.47.


Литература из библиотеки МГГУ, поступления 2010-2012 гг.

  1. Внеурочная деятельность школьников : методический конструктор : пособие для учителя / Григорьев Д. В., Степанов П. В. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 223 с.

  2. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 033400 (050701) - Педагогика / Загвязинский В. И. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2010. - 176 с.

  3. Задачник "Кванта". Физика : Ч. 1 / под ред. А. Р. Зильбермана и А. И. Черноуцана. - М. : Бюро "Квантум", 2010. - 190, [1] с. - (Библиотечка "Квант+" : вып. 118). - Приложение к журналу "Квант" ; № 5/2010.

  4. Задачник "Кванта". Физика : Ч. 2 / под ред. А. Р. Зильбермана и А. И. Черноуцана. - М. : МЦНМО, 2011. - 191, [1] с. - (Библиотечка "Квант+" : вып. 120). - Приложение к журналу "Квант" ; № 2/2011.

  5. Канке В. А. Философия математики, физики, химии, биологии : учеб. пособие [для студ. старш. курсов, ун-тов, магистрантов и аспирантов] / Канке В. А. - М. : КноРус, 2011. - 368 с.

  6. Коновалихин С. В. Сборник качественных задач по физике / Коновалихин С. В. - М. : Бюро "Квантум", 2010. - 176 с. - (Библиотечка "Квант+" : вып. 114). - Приложение к журналу "Квант" ; №1/2010.

  7. Королева Н. Ю. Современные средства оценивания результатов обучения: введение в проблему, задания и тесты : учебно-методическое пособие / Королева Н. Ю., Рыжова Н. И. ; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2012. - 114 с.

  8. Пинский А. А. Физика : [учебник для студ. учреждений сред. проф. образования] / Пинский А. А., Граковский Г. Ю. ; под общ. ред. Ю. И. Дика, Н. С. Пурышевой. - 3-е изд., испр. - М. : ФОРУМ, 2012. - 559 с.

  9. Современные образовательные технологии : [учеб. пособие для студ., магистрантов, аспирантов и др.] / под ред. Н. В. Бордовской. - 2-е изд., стер. - М. : КноРус, 2011. - 431

  10. Титов Е. В. Методика применения информационных технологий в обучении биологии : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Титов Е. В., Морозова Л. В. - М. : Академия, 2010. - 171

  11. Шиян Н. В. Педагогические возможности совершенствования физического образования на современном этапе развития Российского общества : [монография] / Шиян Н. В. ; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2012. - 163 с.

  12. Шиян Н. В. Физический практикум по теории и методике обучения физике : учеб.-метод. пособие / Шиян Н. В., Шиян П. А., Марков В. Н. ; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2010. - 89 с.

  13. Экзаменационные материалы по математике и физике 2011 года / сост. С. А. Дориченко, А. А. Егоров, В. А. Тихомирова. - М. : МЦНМО, 2012. - 158, [



Университетская библиотека он-лайн http://www.biblioclub.ru/ -


  1. Постановка классных опытов по физике Рига: Типо-литография Шнакенбург, 1914. – 111 с. Составители:   Иванов П. И. Кучевский О. И.,  Николаев П. Н.,  Челюсткин И. Я.,  Яговд И. Ф.,

  2. Постановка классных опытов по физике. Часть 2. Рига: Типо-литография Шнакенбург, 1914. – 123 с. Составители:   Иванов П. И. Кучевский О. И.,  Николаев П. Н.,  Челюсткин И. Я.,  Яговд И. Ф., 

  3. Байдак В. А. Теория и методика обучения математике: наука, учебная дисциплина 2-е изд., стереотип. - М.: Флинта, 2011. – 264 с.

  4. Эмих Н. А. Культурная парадигма современного образования. Философско-антропологические основания М.: Логос, 2012. - 174 с.



Литература из электронной библиотечной системы (ЭБС - http://ibooks.ru/

  1. Зуев П.В. Простые опыты по физике в школе и дома: М.: Флинта, 2012, 141 с.

  2. Зуев П.В., Мерзлякова О.П. Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения физике в школе. М.: Флинта, 2012,
    100 с.

  3. Московченко А.Д. Методологические и методические основы формирования групп проектного обучения. Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2010, 134 с.

  4. Орехова Т.Ф. Принципы здоровьетворящего образования и их реализация в условиях педагогического процесса школы. Методические указания для студентов и учителей. М.: Флинта : Наука, 2011, 42 с.



  1. Планы практических занятий

Занятие № 1

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 3 Технологии и методики обучения физике основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Основы социологии»...
Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавра
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 3 Технологии и методики обучения физике основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 5 Физика основная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 3 Технологии и методики обучения физике основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б7 архитектура компьютеров...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 3 Технологии и методики обучения физике основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины основная образовательная...
Цели освоения дисциплины содействовать развитию профессиональной компетентности бакалавра в области психолого педагогического образования...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 3 Технологии и методики обучения физике основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. М. Ф3 Физическая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 3 Технологии и методики обучения физике основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению iconМетодические рекомендации дисциплины в. 2 Информационные системы...
Целями и задачами освоения дисциплины (модуля) в. 2 Информационные системы и технологии в экономике являются
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 3 Технологии и методики обучения физике основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «семьеведение» Основная...
Цель освоения дисциплины «Семьеведение» ввести студентов в область теоретических и прикладных наук, изучающих семью, ее проблемы,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 3 Технологии и методики обучения физике основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «семьеведение» Основная...
Цель освоения дисциплины «Семьеведение» ввести студентов в область теоретических и прикладных наук, изучающих семью, ее проблемы,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 3 Технологии и методики обучения физике основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «теория измерений...
Цель освоения дисциплины «Теория измерений в социологии» формирование у студентов навыков практического использования наиболее эффективных...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 3 Технологии и методики обучения физике основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению iconМетодические рекомендации к изучению дисциплины б. 15 Социальная...
Пк-3: быть готовым к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 3 Технологии и методики обучения физике основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная работа»...
Цели освоения дисциплины «Социальная работа» формирование системных знаний о теории и методологии социальной работы как науки и практики,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 3 Технологии и методики обучения физике основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Современные теории...
Цель освоения дисциплины «Современные теории социального благополучия» изучение различных аспектов современных теорий социального...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 3 Технологии и методики обучения физике основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теория социальной...
«Теория социальной работы» является формирование системных знаний по теории и методологии социальной работы как области познания...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 3 Технологии и методики обучения физике основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теория организаций»...

Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 3 Технологии и методики обучения физике основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Научно-исследовательская...

Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 3 Технологии и методики обучения физике основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дв 2 Научная организация...
Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск