Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический комплекс модуля «Философия»





НазваниеРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический комплекс модуля «Философия»
страница1/13
Дата публикации25.12.2014
Размер2.4 Mb.
ТипРешение
100-bal.ru > Философия > Решение
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13





Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"


"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова

Истории, философии, культурологии

К.и.н., доцент

Никифоров Ю.А.

Ярыгин Д.В.




______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № от 2013



Учебно-методический комплекс


модуля «Философия» ДНМ.04
для направления подготовки 031100 Лингвистика

магистерская программа 031115 «Социолингвистика"

(квалификация (степень) «Магистр»)


Составители:

канд. филос н.,доц. Флорова В.С.


Москва-2013
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"








"Утверждаю"




Зав.кафедрой




Истории, философии, культурологии

К.и.н., доцент

Никифоров Ю.А.










___________________




Решение заседания кафедры




протокол № от 2013



Рабочая программа


модуля «Философия» ДНМ.04
для направления подготовки 031100 Лингвистика

магистерская программа 031115 «Социолингвистика"

(квалификация (степень) «Магистр»)


Составители:

канд. филос н.,доц. Флорова В.С.


Москва-2013
1. Пояснительная записка
Основные цели и задачи курса
Курс направлен на ознакомление магистрантов, обучающихся по направлению «Социолингвистика», с предметным содержанием философии как образовательной дисциплины и предполагает формирование навыков оперирования теоретическими понятиями, приемами теоретического анализа, которые помогут учащимся в их будущей профессиональной деятельности.

Фундамент курса составляет освоение учащимися основных понятий, структур и теоретических представлений философского цикла, которые относятся к таким фундаментальным разделам, как онтология, теория познания, социальная философия, а также история философской мысли. Обучающиеся должны понимать сущность и место философии в современном обществе, уметь отображать средствами философского анализа смыслы, ценности и проблемы разного рода, включая профессиональные. От обучающихся требуется не только понимание различных представлений о разделах философии, но и умение распознавать важнейшие философские проблемы в окружающем мире, усматривать ведущие культурные смыслы, ценности, символы, уметь их использовать в собственной жизненной практике.

По проблематике и содержанию представленная образовательная дисциплина выстраивается авторами с опорой на классическую основу философского знания и современные результаты философского анализа, а также с учетом образовательных стандартов и требований ФГОС.
Цель: формирование у студентов знаний и представлений о важнейших содержательных направления и формах философского познания; овладение культурой понятийного мышления, образующей фундамент системного взгляда на мир и общую методологическую и ценностную основу социально значимой деятельности выпускника.
Указанная цель достигается через решение следующих задач:

1.Актуализировать осознание собственной вовлеченности каждого в систему «мир-человек» и значимость философской рефлексии для решения вопросов мировоззренческого характера и выработки жизненных стратегий

2.Раскрыть и освоить онтологическую и гносеологическую проблематику философского анализа;

3.Изучить теорию познания и проблемы методологии естественных, социальных и гуманитарных наук;

4.Раскрыть проблемы социальной философии, включая философию истории.

5.Представить основной круг проблем и категориальный аппарат философии в их становлении и развитии.
Требования к уровню освоения дисциплины

В результате освоения лекционного материала, практических и семинарских занятий, а также удовлетворительных оценок промежуточного (выполнение контрольных заданий, выступление на практических занятиях, подготовка докладов и презентаций) и итогового (экзамен) контроля студенты обязаны:

Знать:

- важнейшие понятия, тематику курса, теоретические основы дисциплины;

- место и роль философской рефлексии в жизни человека и общества;

- исторические этапы развития философской мысли.

Уметь:

- различать основные философские школы и направления;

- видеть в свете философской рефлексии проблематику современной социокультурной жизни;

- использовать основные приемы философского анализа в решении вопросов мировоззренческого характера;

- анализировать философские произведения в контексте определённого исторического этапа развития философской мысли;

Владеть:

- методами самостоятельной работы с литературой по специальности;

- навыками раскрытия мировоззренческого смысла произведений мировой философской мысли;

- приёмами философского анализа важнейших сфер и областей социокультурной практики, включая сферу информационно-коммуникативного взаимодействия.
Объем в ЗЕ:2 кредита
Время изучения:

очная форма обучения: курс 2 семестр 4

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: Логика с основами методологии мышления.
Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Методология исследовательской деятельности, История философии и науки.
Групповая принадлежность ОМ: общекультурный

Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий
Модуль направлен на формирование следующих компетенций:
К.1. Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения ;

К.2. Способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества;

К.3 Способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

выработать у бакалавра способность оценивать под углом зрения философского анализа познавательные и практические проблемы, относящиеся к профессиональной компетенции бакалавра.
Формы освоения ОМ:

 традиционные (лекции, семинары, контрольные работы и т.д.) и активные формы (проблемные лекции, дискуссионные группы, круглый стол);

 новые (инновационные) формы с использованием информационных технологий/ технических средств (мультимедийные лекции, презентационные семинары);

 семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;

 самостоятельная работа студентов, в которую входит самостоятельное освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям, выполнение домашних заданий, подготовка к рубежному (текущему) и итоговому контролю и т.п.
Формы контрольных и учебных заданий:

1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности;

2 уровень сложности: реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; структурирование проблемы;

3 уровень сложности: эссе, проект.

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

70/30 %
Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

Раздел

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль

К.3.Способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы

Раздел 1. Философия, ее предмет и роль в обществе 



Конспекты, презентации


Задания

2 и 3 уровня сложности:


Задания 2 и 3 уровня сложности


написание эссе, рефератов, аннотаций, конспектов

устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских и лабораторных занятиях


К.1. владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

Раздел 2.Философское учение о бытии, движении, пространстве и времени

Конспекты, презентации

Задания

2 и 3 уровня сложности

Задания 2 и 3 уровня сложности

написание эссе, рефератов, аннотаций, конспектов

устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских и лабораторных занятиях

К.3.Способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы

Раздел 3. Философское учение о сознании и познании

Конспекты, презентации

Задания

2 и 3 уровня сложности

Задания 2 и 3 уровня сложности

написание эссе, рефератов, аннотаций, конспектов

устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских и лабораторных занятиях

К.2. Способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества

Раздел 4. Социальная философия.

Конспекты, презентации

Задания

2 и 3 уровня сложности

Задания 2 и 3 уровня сложности

написание эссе, рефератов,аннотаций, конспектов

устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских и лабораторных занятиях


К.1.Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

Раздел 5. Философская антропология

Конспекты, презентации

Задания

2 и 3 уровня сложности

Задания 2 и 3 уровня сложности

написание эссе, рефератов, аннотаций, конспектов

устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских и лабораторных занятиях


К.3.Способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы

Раздел 6. Философская теория ценностей (аксиология)

Конспекты, презентации

Задания

2 и 3 уровня сложности

Задания 2 и 3 уровня сложности

написание эссе, рефератов, курсовых, аннотаций, конспектов

устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских и лабораторных занятиях


К.3.Способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы

Раздел 7. Философская футурология и глобальные проблемы современности

Конспекты, презентации

Задания

2 и 3 уровня сложности

Задания 2 и 3 уровня сложности

написание эссе, рефератов, курсовых, аннотаций, конспектов

устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских и лабораторных занятиях





  1. Объем модуля и виды учебной работы



Очная форма обучения набор 2012



Факультет / Направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр







Аудитор.


Самост. работа



Социолингвистика


Философия


Лекции


10


24


4-й

Практические/семинарские

2





4-й

Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

Зачет

Экзамен





36



4-й

Общий объем часов по дисциплине: 72 час

12

60

72



3. Содержание модуля/ дисциплины
По очной форме обучения

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

1.

Философия, ее предмет и роль в обществе



2





5

2.

Философское учение о бытии, движении, пространстве и времени

2




10



3.

Философское учение о сознании и познании

2




10

4.

Социальная философия

2




10

5.

Философская антропология




10

6.

Философская теория ценностей (аксиология)

2




5

7.

Философская футурология и глобальные проблемы современности




2




10



3.2. Содержание разделов ОМ


№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Содержание раздела

Тематический план лекционных занятий

Тематический план практических занятий

1

Философия, ее предмет и роль в обществе



Философия как рефлексированное мировоззрение. Основной вопрос мировоззрения, его объект и субъект. Структура и исторические типы мировоззрения.

Предмет философии. Основной вопрос философии. Монизм и дуализм. Материализм и идеализм в истории философии.

Философский метод. Общее представление о диалектике и метафизике. Структура философского знания.

Философия и наука. Философия и религия. Функции философии.

Роль философии в современном знании и системе социально-гуманитарного образования.


1. Познавательный статус и основной вопрос философии.




2

Философское учение о бытии, движении, пространстве и времени

Понятие бытия в философии. Проблема бытия.

Движение как способ существования материи и духа. Основные формы движения. Движение и развитие.

Диалектика и метафизика. Категории принципы диалектики. Количество, качество, мера. Часть и целое. Сущность и явление. Необходимость и случайность. Причинно-следственные связи. Детерминизм и индетерминизм.

Понятие пространства и времени. Основные свойства пространства и времени. Конечное и бесконечное, вечное и временное.

Единство материи, движения, пространства и времени с точки зрения относительности. Социальное пространство и время.


2. Проблема бытия в философии.




3

Философское учение о сознании и познании

Сознание как субъективная духовная реальность. Понятие сознания в истории философии. Генезис сознания.

Сознание, подсознательное, бессознательное. Сознание и самосознание. Структура сознания. Мышление, память, воля, эмоции, язык. Структура самосознания: убеждение, самооценка, самоконтроль.

Общественное, массовое, индивидуальное, обыденное и теоретическое сознание, их взаимосвязь и формы проявления.

Сознание как познавательная деятельность. Познание как предмет философского анализа. Многообразие форм познания. Научное, ненаучное, интуитивное и дискуссионное познание. Познание и вера.

Субъект и объект познания. Познавательные возможности человека.

Чувственные и рациональные этапы познания и их формы. Научное познание. Методы, формы, структура и уровни научного познания. Современные разновидности эмпиризма, рационализма, априоризма и интуитивизма.

Проблема истины в философии и науке. Разновидности понимания истины. Абсолютное и относительное в истине. Критерии истины. Наука как форма духовного производства, проблема классификации наук. Философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук.


3. Основные проблемы гносеологии




4

Социальная философия

Философское понимание общественной жизни людей и ее истории. Идеал общественного устройства.

Общество как саморазвивающаяся система. Структура общества, основные сферы общественной жизни. Материальная сфера. Политическая сфера. Духовная сфера. Социальная структура общества.

Политическая организация общества, гражданское общество, правовое общество.

Общественный прогресс и его критерии.

Формационная и цивилизационная концепции общественного прогресса. Вариативность исторического процесса (прогресс, регресс, цикл, забегание, отставание, отклонение, тупиковые варианты). Роль личности в истории. Движущие силы исторического процесса.



4. Человек и общество в призме философского анализа




5

Философская антропология

Связь онтологии и антропологии в структуре современного философского знания; антропология как философская дисциплина, специфика философско-антропологической проблематики. Методы философской антропологии: исторический, трансцендентальный, феноменологический, герменевтический, социологический, критически-идеологический, междисциплинарный. Различные трактовки «основного вопроса» антропологии (структурная антропология, социальная антропология, экзистенциальная антропология).







6

Философская теория ценностей (аксиология)

Аксиология — наука о ценностях (историко-философский
аспект).

Понятие ценностей, виды и иерархия ценностей.

Духовные ценности, их роль в жизни человека и общества.


5. Учение о ценностях.




7

Философская футурология и глобальные проблемы современности

Современная эпоха и информационно-технологическая
революция.

Сущность глобальных проблем человечества.

Основные виды и содержание глобальных проблем, способы их решения.

Проблемы глобализации и перспективы общественного
развития

6. Глобальные проблемы современности и перспективы человечества.





Основные понятия

Философия, мировоззрение, наука, мифология, материализм, идеализм, диалектика, метафизика.

Генезис, патристика, схоластика, эмпиризм, рационализм, марксизм, позитивизм, иррационализм, экзистенциализм, неотомизм, персонализм, христианский эволюционализм.

Славянофилы, западники, анархизм, софиология, всеединство, соборность, русский космизм.

Герменевтика, диалектика взаимоотношений общественного бытия и общественного сознания, теория классовой борьбы, либидо, материалистическое понимание истории, методология, модель личности, неопозитивизм, неотомизм, парадигма, персонализм, позитивизм, постмодернизм, прагматизм, проблема исторической необходимости, свобода, социальный характер, теоцентризм, феноменология, формация, эвристика, эдипов комплекс, экзистенция

Бытие, небытие, единство мира, многообразие мира, материальное, идеальное, диалектика, метафизика, софистика, схоластика, качество, мера, сущность, явление, необходимость, случайность, часть, целое, детерминизм, индетерминизм, пространство, время, конечное, бесконечное, вечное, неизменное.

Сознание, самосознание, мышление, память, воля, язык, убеждение, познание, вера, эмпиризм, рационализм, априоризм, интуитивизм, истина, наука, естественные, гуманитарные науки.

Ценность, аксиология, оценка, норма, нравственные ценности, эстетические ценности, гносеологические ценности, гедонизм, утилитаризм, эвдемонизм, альтруизм, смысл жизни, цель жизни, счастье, долг, честь, достоинство, ответственность.

Философская антропология, антропоцентризм, космоцентризм, теоцентризм, логоцентризм, социоцентризм, антропогенез, экзистенция, жизнь, смерть, бессмертие, предопределение, судьба, человек, общество, личность, индивид, индивидуальность, самоопределение личности, свобода личности.



  1. Календарно-тематический план


Факультет Психологии и управления человеческими ресурсами

Календарно-тематическое планирование по дисциплине / модулю____Философия__________________________________________________

Форма обучения __очная

Курс___2


направление

Наименования разделов

Всего часов

лекции

практические

лабораторные

Самостоятельная работа

Календарные сроки выполнения

психология

Философия, ее предмет и роль в обществе


7

2







5

февраль

Философское учение о бытии, движении, пространстве и времени

12

2







10

февраль

Философское учение о сознании и познании

12

2







10

Февраль-март

Социальная философия

12

2







10

март

Философская антропология

10










10

Март-апрель

Философская теория ценностей (аксиология)

7

2







5

апрель

Философская футурология и глобальные проблемы современности

12

2







10

Апрель-май



2. Организация самостоятельной работы студентов

График самостоятельной работы студентов очной формы обучения

Факультет Психологии и управления человеческими ресурсами

Специальность/ направление: Менеджмент

Курс ___2__


направление

Темы, выносимые на самостоятельную работу

Форма отчета по самостоятельной работе

Планируемые сроки выполнения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

февраль

март

апрель

май

июнь

психология

Структура и исторические типы мировоззрения

реферат













*













Роль философии в современном знании и системе социально-гуманитарного образования

Реферат,

эссе













*













Понятие пространства и времени. Основные свойства пространства и времени. Конечное и бесконечное, вечное и временное.

Реферат,

эссе













*

*










Социальное пространство и время.

Реферат,

эссе
















*










Структура сознания. Мышление, память, воля, эмоции, язык. Структура самосознания: убеждение, самооценка, самоконтроль.

Реферат,

эссе
















*

*







Современные разновидности эмпиризма, рационализма, априоризма и интуитивизма.


Реферат,

эссе
















*

*







Структура общества, основные сферы общественной жизни.

Реферат,

эссе



















*







Методы философской антропологии: исторический, трансцендентальный, феноменологический, герменевтический, социологический, критически-идеологический, междисциплинарный.

Реферат,

Эссе



















*

*




Различные трактовки «основного вопроса» антропологии (структурная антропология, социальная антропология, экзистенциальная антропология).

Реферат,

эссе






















*







Понятие ценностей, виды и иерархия ценностей.

Духовные ценности, их роль в жизни человека и общества.


Реферат,

эссе






















*

*

Основные виды и содержание глобальных проблем, способы их решения.


Реферат,

эссе




























Проблемы глобализации и перспективы общественного
развития

Реферат,

эссе





























3.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический комплекс модуля «Философия» iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...
Настоящий курс «Философия духовного в современном мире» включен в программу подготовки в рамках вузовского компонента магистрантов...
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический комплекс модуля «Философия» iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...
Настоящий курс «Философия образования и науки» включен в программу подготовки в рамках вузовского компонента магистрантов по специальности:...
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический комплекс модуля «Философия» iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...
Изучение дисциплины «Философия и методология истории» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного...
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический комплекс модуля «Философия» iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...
Изучение дисциплины «Философия и методология науки» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного...
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический комплекс модуля «Философия» iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 г. Учебно-методический...
Так же в рамках данного курса студенты должны получить представление об основных этапах становления процессов образования, об эволюции...
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический комплекс модуля «Философия» iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 г. Учебно-методический...
Так же в рамках данного курса студенты должны получить представление об основных этапах становления процессов образования, об эволюции...
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический комплекс модуля «Философия» iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический комплекс модуля «Философия» iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический комплекс модуля «Философия» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от «3» 09. 2013 г. Учебно-методический...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический комплекс модуля «Философия» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 от 03. 09. 2013г. Учебно-методический...
Составители: И. Ю. Левченко, д пс н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический комплекс модуля «Философия» iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...
Настоящий курс «Философские проблемы естественнонаучных и гуманитарных дисциплин» включен в программу подготовки в рамках вузовского...
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический комплекс модуля «Философия» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 2013 г. Учебно-методический...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический комплекс модуля «Философия» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «28» августа 2013 г. Учебно-методический...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный...
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический комплекс модуля «Философия» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 2013 г. Учебно-методический...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический комплекс модуля «Философия» iconРешение заседания кафедры протокол рабочая программа модуля / дисциплины...
...
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический комплекс модуля «Философия» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 13 Учебно-методический...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск