Скачать 361.25 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Учебно-методический комплекс Б3.В1.2 «История сурдопедагогики» Факультет дефектологический Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование Кафедра специальной педагогики и специальной психологии Составитель: Кузьминова С.А. к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии Москва-2013 Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова» Утверждаю зав. кафедрой специальной педагогики и специальной психологии _______________________ И.Ю. Левченко Решение заседания кафедры Протокол № 1 от «03» 09 2013 г. I. Программа модуля «История сурдопедагогики» Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование Профиль: Сурдопедагогика (образование лиц с нарушением слуха) Разработал: Кузьминова С.А. к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии Пояснительная записка Основные цели и задачи курса Цель дисциплины: осмысление и понимание студентами процессов становления и развития образовательных систем для лиц с нарушениями слуха в отечественной и зарубежной сурдопедагогике. Задачи курса: ознакомление студентов с историей развития сурдопедагогических идей и основных современных тенденций в образовании лиц с нарушениями слуха в России и за рубежом, а также проблем социальной защиты лиц с нарушениями слуха; ознакомление студентов с общественными организациями лиц с нарушениями слуха (Всероссийское общество глухих, Всемирная федерация глухих). Объем в ЗЕ: 2 Время изучения: курс 2 семестр 4 Взаимосвязь с другими модулями Необходимым условием обучения данной ОД является успешное освоение следующих дисциплин: «Психология», «Аудиология и слухопротезирование», дисциплины модуля «Медико-биологические основы дефектологии», «Сурдопсихология», «Инклюзивное образование». Данная дисциплина является одной из базовых для изучения следующих ОД: «Дошкольная сурдопедагогика», «Современные подходы к образованию детей дошкольного возраста с нарушениями слуха», «Воспитание детей с нарушениями слуха в семье», «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования детей с нарушениями слуха», «Социальные аспекты абилитации и реабилитации лиц с нарушениями слуха», «Система психолого-педагогического сопровождения специального образования», «Организация коррекционно-педагогической работы с детьми со сложными нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха», «Альтернативные подходы к обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха», «Современные педагогические системы в сурдопедагогике». Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ Кластерная принадлежность ОМ: нормативный ОМ Модуль направлен на формирование следующих компетенций: Из числа общекультурных компетенций: способность и готовность: к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1); из числа профессиональных компетенций: общепрофессиональные способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1); способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2). в области коррекционно-педагогической деятельности: способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3). Изучение дисциплины способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности: в области коррекционно-педагогической деятельности: изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья как в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях, так и в условиях структур здравоохранения, социальных структур, в том числе и в образовательных учреждениях, реализующих программы совместного (интегрированного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей; осуществление психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья; в области исследовательской деятельности: сбор, анализ и систематизация информации в сфере профессиональной деятельности; выбор и обоснование образовательной программы, учебно-методического обеспечения; планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения. в области консультативной деятельности:
Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): Лекции в основном носят проблемный или обзорно-консультативный характер. При проведении лекционных и практических занятий наиболее эффективным является использование интерактивных технологий, предполагающих активное и нелинейное взаимодействие всех участников образовательного процесса и достижение на этой основе личностно значимого для них образовательного результата. На практических занятиях дополняются и расширяются полученные на лекционных занятиях знания в процессе практического освоения теоретических знаний, отрабатывается умение студентов ставить, анализировать и предлагать решение проблем. На лекционных и практических занятиях предусмотрено использование технологии проблемного обучения – организация образовательного процесса, предполагающего постановку проблемных вопросов, создание учебных проблемных ситуаций для стимулирования активной познавательной деятельности студентов. Использование в процессе семинарских и практических занятий игровых технологий, основанное на реконструкции моделей поведения в рамках предложенных условий, позволяет вырабатывать у студентов практические навыки. Консультации являются одной из форм руководства работой студентов и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного материала и подготовке к выполнению практических заданий. Самостоятельная работа студентов на основе изучения специальной учебно-методической и научной литературы, а также выполнения различных исследовательских и практических задач находит отражение в подготовке презентаций, реферативных докладов, анализа различных типов данных, написании рефератов, эссе. Формы контрольных и учебных заданий (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): 1 уровень сложности: задания, выявляющие знание основ сурдопедегогики: тесты с различной формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа, тесты на соответствие, идентификации, на группировку информации, на дополнение); устный и письменный опрос. 2 уровень сложности: задания, раскрывающие способность самостоятельно выявить проблему, определить пути ее преодоления; конспектирование, аннотирование, тезирование, реферирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы. 3 уровень сложности: проект, эссе. Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 50/50 % - нормативный кластер Технологическая карта образовательного модуля
Объем дисциплины и виды учебной работы
Содержание модуля / дисциплины Краткое содержание курса |
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | ||
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 2013 г. Учебно-методический... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Решение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 2013 г. Учебно-методический... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... Настоящий курс «Философия духовного в современном мире» включен в программу подготовки в рамках вузовского компонента магистрантов... | Решение заседания кафедры Протокол №1 от 03. 09. 2013г. Учебно-методический... Составители: И. Ю. Левченко, д пс н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «28» августа 2013 г. Учебно-методический... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный... | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический комплекс модуля «Философия» «Социолингвистика», с предметным содержанием философии как образовательной дисциплины и предполагает формирование навыков оперирования... | ||
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 13 Учебно-методический... ... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «русский язык и культура речи» Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры прикладной лингвистики и образовательных технологий... | ||
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 г. Учебно-методический... Так же в рамках данного курса студенты должны получить представление об основных этапах становления процессов образования, об эволюции... | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 г. Учебно-методический... Так же в рамках данного курса студенты должны получить представление об основных этапах становления процессов образования, об эволюции... | ||
Решение заседания кафедры протокол № от Учебно-методический комплекс «Россия и современный мир» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный... | Решение заседания кафедры протокол № от Учебно-методический комплекс «Россия и современный мир» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный... | ||
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... Настоящий курс «Философия образования и науки» включен в программу подготовки в рамках вузовского компонента магистрантов по специальности:... | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... Изучение дисциплины «Философия и методология истории» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного... |