Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «русский язык и культура речи»





Скачать 201.71 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «русский язык и культура речи»
Дата публикации14.02.2015
Размер201.71 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс


Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филологический факультет
Кафедра практической филологии и методики преподавания

русского языка и литературы

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины



«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
ООП 050401.65 История

Исторический факультет
Курс 1 семестр 2

Москва – 2009

Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры прикладной лингвистики и образовательных технологий в филологии. Протокол заседания кафедры № 6 от 21 января 2009 г.
Составитель
Старший преподаватель кафедры прикладной лингвистики и образовательных технологий в филологии филологического факультета

ГОУ ВПО МГПУ, Казмирчук О.Ю.

Заведующий кафедрой


Профессор кафедры прикладной лингвистики и образовательных технологий в филологии филологического факультета,

кандидат филологических наук, Коханова В.А.

Русский язык и культура речи

Программа для студентов 1-го курса исторического факультета МГПУ
Пояснительная записка
Предлагаемый курс «Русский язык и культура речи» предназначен для студентов 1-го курса дневного отделения исторического факультета МГПУ.

Предметом изучения является русский язык как сложная и многофункциональная система. Основная цель данного курса заключается в том, чтобы продемонстрировать студентам многообразные возможности русского языка и научить будущих преподавателей использовать систему, именуемую языком, с максимальной пользой, поскольку именно язык является важнейшим средством обучения и воспитания. В соответствии с этим в рамках прочтения курса предполагается решить следующие задачи:

  1. Дать определение таких понятий как «язык», «современный русский литературный язык», «речь», «культура речи».

  2. Сформировать у студентов представление о языке как о сложной и многофункциональной системе;

  3. Повторить и закрепить грамматику русского языка (на основе знаний, полученных в средней школе);

  4. Охарактеризовать нормы современного русского литературного языка;

  5. Научить студентов строить свою речь таким образом, чтобы в каждой конкретной ситуации использовать лишь те языковые средства, которые будут максимально эффективны данном случае, т.е. облегчат процесс достижения взаимопонимания между говорящим и слушающим.

Актуальность курса «Русский язык и культура речи» обусловлена тем, что современному специалисту необходимо умение говорить чётко, грамотно и убедительно (все эти навыки реализуются как в процессе поиска работы, так и в процессе ежедневного делового общения и т.п.). Очевидно, что овладение речевой культурой особенно важно для преподавателей, поскольку их профессиональная задача – посредством слов воспитывать и обучать, поэтому программа предлагаемого курса ориентирована именно на будущих преподавателей (большое внимание уделяется рассмотрению монологической речи, практике публичных выступлений а также изучению специфики научного стиля речи). Кроме того, предлагаемая программа строится с учётом интердисциплинарного подхода, поскольку сама наука культура речи активно использует достижения таких гуманитарных дисциплин как риторика, культурология, этика, психология, семиотика, языкознание и т.п. Специфика преподавания данного курса в педагогических вузах требует постоянного соотнесения излагаемой на занятиях информации с материалом, изучаемым студентами в рамках курсов педагогики и психологии.

По окончании изучения курса «Русский язык и культура речи» студенты должны:

  1. знать основные нормы современного литературного языка;

  2. знать основные правила русского речевого этикета;

  3. знать необходимый минимум лингвистических терминов;

  4. уметь подготовить публичное выступление на заданную тему;

  5. уметь определять, какие функциональные стили используются в том или ином тексте;

  6. уметь самостоятельно создавать письменные и устные тексты, выдержанные в заданном функциональном стиле;

  7. уметь анализировать собственную речь и речь своих собеседников;

Курс «Русский язык и культура речи» читается в течение одного семестра, занятия проводятся в форме лекций и семинаров, причём формой промежуточного контроля знаний студентов являются регулярная проверка выполнения заданий к семинару, а также проведение коллоквиумов и небольших контрольно-самостоятельных работ. По окончании курса проводится зачёт, являющийся итоговой формой контроля знаний студентов, во время зачёта студент должен ответить на теоретический вопрос и выполнить практическое задание, после чего выставляется итоговая оценка: «зачтено» – «незачтено».

Содержание программы
Раздел 1. Язык как система

Тема 1. Введение: язык как система, элементы языковой системы. Наука о языке. Язык и речь. Возникновение языка.


Представление о языке как о системе знаков: понятия «знак», «система», «знаковая система», «языковой знак». Уровни языка. Естественные и искусственные языки. Возникновение языка. Оппозиция «язык» - «речь». Функции языка. Формы существования национального языка. Литературный язык как наивысшая форма существования национального языка. Формы и виды речи. Устная и письменная формы речи.

Терминологический минимум: язык, система, знак, речь, литературный язык, диалект, просторечие, жаргон


Тема 2. История русского языка

Становление и развитие русского языка в XVIII в. (труды М.В. Ломоносова, В.К. Тредиаковского). Понятие «современный русский литературный язык». Становление и развитие русского языка в XIХ в. (Н.М. Карамзин, А.С. Шишков, А.С. Пушкин, творчество А.С. Грибоедова, И.А. Крылов, русская публицистика). Русский язык начала ХХ века. Русский язык советского периода. Русский язык в эпоху перестройки. Русский язык конца ХХ – начала ХХI века.

Терминологический минимум: современный русский литературный язык
Раздел 2. Риторика

Тема 3. История риторики как науки. Ораторская речь. Роды и виды ораторской речи

Становление и развитие риторики в Древней Греции и в Древнем Риме. Риторические труды Аристотеля, речи Цицерона. Средневековая риторическая традиция. Развитие риторической традиции в России. Неориторика. Роды и виды ораторской речи: судебное красноречие, социально-политическое красноречие, академическое красноречие, духовное красноречие, социально-бытовое красноречие, судебная речь, парламентская речь, митинговая речь, проповедь, юбилейная речь и т.п. Подготовка к публичному выступлению. Оратор и его аудитория. Структура ораторской речи. Выбор темы. Формулировка темы. Сбор материала для создания речи. Составление плана выступления. Классификация планов. Читать или говорить? Способы налаживания контакта с аудиторией.
Раздел 3. Культура речи как особая лингвистическая дисциплина

Тема 4. Культура речи как особая лингвистическая дисциплина

История термина «культура речи». Различные трактовки термина «культура речи». История культуры речи как науки. Три аспекта культуры речи: нормативный, коммуникативный. Общая характеристика нормативного аспекта культуры речи. Понятие языковой нормы. Кодификация языка. Общая характеристика 4 типов норм. Вариантные нормы языка. Речевые ошибки.

О. Л.: № 18 – С. 8 - 74

Терминологический минимум: культура речи, языковая норма.
Раздел 4. Коммуникативного аспекта культуры речи

Тема 5. Общая характеристика коммуникативного аспекта культуры речи. Членение языка. Стили

Знакомство с понятием «стиль». Понятие «стиля» применительно к языкознанию и литературоведению. Теория трёх стилей. Работы М.В. Ломоносова.

Терминологический минимум: стиль.

Тема 6. Функциональные стили

Определение понятия. Различные классификации функциональных стилей. Общая характеристика официально-делового стиля, научного стиля, публицистического стиля. Разговорной речи и языка художественной литературы.

Терминологический минимум: функциональные стили

Тема 7. Культура деловой речи

Сфера применения функционально-делового стиля. Официально-деловая ситуация. Типовое построение официально-делового текста. Форма документа. Классификация документов. Устные формы официально-делового стиля.

Терминологический минимум: форма документа, реквизиты

О.Л. : № 18 – С. 96 – 106, 236 – 270.

Тема 8. Культура научной и профессиональной речи

Сфера применения научной и профессиональной речи. История формирования научного языка в России. Подстили научного языка. Термины. Классификация терминов. Основные жанры научных работ: монография, научная статья, реферат, аннотация, рецензия.

Терминологический минимум: понятие, термин

О.Л. : № 18 – С. 76 – 96, 236 - 248

Тема 9. Культура речи и СМИ

Общая характеристика и классификация СМИ. Анализ функционирования публицистического стиля на примере газетных статей. Публицистический штамп. Метафора и штамп.

Терминологический минимум: публицистический штамп

Тема 10. Культура разговорной речи

Сфера применения разговорной речи. История изучения разговорной речи. Отличие разговорной речи от литературного языка. Понятие нормы применительно к разговорной речи.
Раздел 5. Нормативный аспект культуры речи

Тема 11. Лексическая норма

Лексические нормы. Значение слова и лексическая сочетаемость. Оксюморон. Многозначность и омонимия. Паронимы. Синонимы. Антонимы. Заимствованные слова в русском языке: причины и механизм заимствования, освоение заимствованных слов. Устаревшие слова и неологизмы. Фразеологические обороты.

Терминологический минимум: омонимы, паронимы, синонимы, антонимы, оксюморон, архаизмы, историзмы, фразеологический оборот

Тема 12. Морфологическая норма

Морфологическая норма существительных, прилагательных, местоимений, числительных и глаголов (анализируются наиболее трудные случаи).

Тема 13. Синтаксическая норма

Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого с подлежащим. Согласование определений и приложений. Нормы управления. Преобразование прямой речи в косвенную. Употребление обособленных конструкций.

Тема 14. Орфоэпическая норма.

Норма произношения. Норма ударения.
Раздел 6. Этический аспект культуры речи

Тема 15. Речевой этикет

Общее понятие речевого этикета. Факторы, влияющие на формирование речевого этикета. Характеристика русского речевого этикета: обращение в русском речевом этикете, выбор местоимения «ты» и «вы», формулы приветствия, формулы прощания, формулы извинения в русском речевом этикете, перифрастические функции языка.

Терминологический минимум: этикет, речевой этикет
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Лекционный курс

(в часах)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Язык как система. Элементы языковой системы. Язык

и речь.

2

2

История русского языка.

2

3

История риторики как науки. Ораторская речь Роды и виды ораторской речи.

2

4

Культура речи как особая лингвистическая дисциплина

Общая характеристика нормативного аспекта культуры речи

2

5

Общая характеристика коммуникативного аспекта культуры речи. Функциональные стили

2

6

Культура деловой речи

2

7

Культура научной и профессиональной речи

2

8

Культура речи и СМИ

2

9

Культура разговорной речи

2

10

Этический аспект культуры речи

2


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Практические занятия

(в часах)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Стили языка.

2

2

Орфоэпическая норма

2

3

Лексическая норма

2

4

Морфологическая норма

2

5

Синтаксическая норма

2


Темы и задания для контрольных и самостоятельных работ

Тема 1.

Вопросы и задания:

  1. Раскройте содержание понятия «система».


  2. Раскройте содержание понятия «знак».

  3. Приведите примеры «условных» и «безусловных» знаков.

  4. Раскройте содержание понятия «символ». Чем символ отличается от знака?

  5. Приведите примеры знаковых систем.

  6. Раскройте содержание понятия «язык». Какие определения этого понятия вам известны?

  7. Какими свойствами обладает языковой знак?

  8. Назовите и охарактеризуйте основные единицы языка.

  9. Что такое уровни языка? Перечислите их.

  10. Как соотносятся понятия «язык» и «речь»?

  11. Назовите и охарактеризуйте функции языка.

  12. Перечислите формы существования национального языка. Какие сферы человеческой деятельности обслуживает каждая из них?

  13. Что такое языкознание?


Вопросы и задания составлены на основе О.Л. № 20 (С. 21–22).

Тема 2.

Вопросы и задания:


Написание, чтение и обсуждение докладов на темы:

  1. Роль М.В. Ломоносова в формировании, укреплении и развитии русского языка.

  2. Роль Н.М Карамзина и его последователей в развитии русского языка.

  3. Роль А.С. Пушкина в формировании и развитии русского литературного языка.

4. Подробная характеристика одного из периодов развития русского языка (по выбору студента).
Вопросы и задания составлены на основе издания: Пустовит М.Ю. Программа курса «Русский язык и культура речи». Для студентов факультета романо-германской филологии. М.МГПУ. 2005. - С. 12-13.

Тема 3.

Задания:


1. Дайте определение риторики.

2. Подготовьте публичное выступление.




Тема 4.

Задания:


  1. Дайте определение культуры речи.

  2. Перечислите и охарактеризуйте 3 аспекта культуры речи.

  3. Раскройте содержание понятия «норма литературного языка».

  4. Назовите основные типы языковых норм.

  5. Заполните таблицу вариантных норм (см. О.Л. № 16.- С. 5).


Задания составлены на основе О.Л. № 20 (С. 21–22).

Тема 5.

Вопросы и задания:


1. Раскройте содержание понятия «стиль» применительно к лингвистике и литературоведению.

2. В каких ещё областях человеческой деятельности используется это понятие? Что означают слова «стилист» и «стильно»? Что означает слово «стилизация»? Составьте предложения с этими словами.

3. Изложите теорию трёх стилей в том виде, как её описал М.В. Ломоносов, сравните с современной трактовкой этой проблемы.

4. Что регламентируется благодаря теории трёх стилей?

5. При помощи толкового словаря составьте «цепочки» слов, принадлежащих к трём стилям, например: «очи» - «глаза» - «гляделки».

6. Без слов, принадлежащих к какому из трёх стилей, невозможно составить связанный текст? Почему?

7. Слова, принадлежащие к какому стилю, вы чаще всего используете? Почему?

8. В художественной литературе найдите фрагменты текстов, выдержанных по преимуществу в одном из трёх стилей.

9. Составьте три текста на одну тему, причём каждый из текстов должен быть выдержан по преимуществу в одном стиле (высокий – средний – низкий).

Тема 6.

Вопросы и задания:


  1. Раскройте содержание понятия «функциональный стиль». По каким критериям выделяются функциональные стили?

  2. Зачем необходимо выделение функциональных стилей?

  3. Сравните теорию функциональных стилей с теорией трёх стилей.

  4. Изложите несколько классификаций функциональных стилей. Объясните различия.

  5. Дайте краткую характеристику каждого функционального стиля.

  6. Определите, к какому стилю относятся приведённые тексты, см. О.Л. № 20. – С. 55 – 56.

  7. Составьте самостоятельно текст, относящийся к одному из функциональных стилей.



Тема 7.

Вопросы и задания:


  1. Охарактеризуйте сферу применения официально-делового стиля.

  2. Опишите лексические, морфологические и синтаксические нормы официально-делового стиля.

  3. Напишите заявление.

  4. Напишите автобиографию.

  5. Резюме.

  6. Составьте доверенность.

  7. Ролевая игра: собеседование при приёме на работу.



Тема 8.

Вопросы и задания:


  1. Охарактеризовать сферу применения научной и профессиональной речи.

  2. Охарактеризовать процесс формирования научного языка в России.

  3. Приведите примеры общенаучных и узкоспециальных терминов.

  1. Охарактеризовать орфоэпические, лексические морфологические и синтаксические нормы научного стиля.

  2. Охарактеризовать жанр реферата.

  3. Написать аннотацию к предложенному учебнику.



Тема 9.

Вопросы и задания:


  1. Охарактеризовать сферу применения публицистического стиля.

  2. На какие разряды делятся СМИ? Охарактеризуйте каждый из разрядов.

  3. Найти в предлагаемом газетном тексте публицистические штампы.

  4. Составить рекламный текст.



Тема 10.

Вопросы и задания:


  1. Охарактеризовать сферу применения разговорной речи.

  2. Проанализируйте отличия разговорной речи от литературного языка.

  3. Охарактеризовать орфоэпические, лексические морфологические и синтаксические нормы разговорной речи. В чём состоит специфика норм разговорной речи?

  4. Какие особенности разговорной речи проявляются в приведённых диалогах (см. О.Л. № 11. – С. 291 – 309).

  5. Составьте «разговорный» диалог.



Тема 11.

Вопросы и задания:


  1. Определите следующие понятия: омонимы, паронимы, синонимы, антонимы, оксюморон, архаизмы, историзмы, фразеологический оборот.

  2. Приведите примеры историзмов и архаизмов.

  3. Назовите как можно больше синонимов к предложенным словам.

  4. Приведите примеры пословиц и поговорок, в которых используются речевые антонимы.

  5. Приведите примеры оксюморонов. Выделите оксюмороны в стихотворении А.А. Ахматовой «Царско-Сельская статуя».

  6. Вспомните фразеологические обороты, в которых используется слово «голова».

  7. Что регламентирует лексическая норма?

  8. Выполните следующие задания: О.Л. № 16 – С. 44 – 83; № 18 – С. 173 – 189.



Тема 12.

Вопросы и задания:


  1. Что регламентирует морфологическая норма?

  2. Выполните следующие задания: О.Л. № 16 – С. 95 – 113; № 18 – С. 219 – 225.



Тема 13.

Вопросы и задания:


  1. Что регламентирует синтаксическая норма?

  2. Выполните следующие задания: О.Л. № 16 – С. 120 – 130; № 18 – С. 228 – 231.



Тема 14.

Вопросы и задания:


  1. Что регламентирует орфоэпическая норма?

  2. Докажите, что в русском языке ударение разноместно и подвижно (приведите примеры).

  3. Выполните следующие задания: О.Л. № 16 – С. 44 – 83; № 18 – С. 165 – 171.



Тема 15.

Вопросы и задания:


  1. Раскройте содержание понятия «речевой этикет».

  2. Вспомните русские пословицы и поговорки, отражающие правила речевого этикета.

  3. Перечислите наиболее часто используемые носителями русского языка формулы приветствия.

  4. Перечислите наиболее часто используемые носителями русского языка формулы прощания.

  5. Приведите примеры эвфемизмов.

  6. Выполните следующие задания: О.Л. № 20 – С. 145 – 148.


Тематика рефератов





  1. Язык как система знаков.

  2. Возникновение языка.

  3. Значение языка в развитии общества.

  4. Искусственные языки.

  5. История формирования и развития русского языка (характеристика одного из этапов).

  6. Русский язык в современном мире.

  7. Проблемы межкультурной коммуникации.

  8. Становление риторики.

  9. История культуры речи как науки.

  10. Языковая норма, её роль в становлении и развитии литературного языка.

  11. Культура делового общения.

  12. Формирование научного стиля в России.

  13. Влияние СМИ на уровень речевой культуры населения.

  14. Речевая культура интернет-среды.

  15. Профессиональные жаргоны и их место в системе современного русского языка.

  16. Русский речевой этикет.


Рекомендуемая литература
Основная

1. Барышникова Е.Н., Клепач Е.В., Красс Н.А. Речевая культура молодого специалиста: учебн. пособие. М.: Флинта: Наука, 2006.

2. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М.: Русский язык, 1990.

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов – на –Дону: «Феникс», 1995.

4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г, Кашаева Е.Ю. Русский языка и культура речи. Ростов – на – Дону: «Феникс», 2000.

5. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. М., 1993.

6. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М.: Логос, 2001.

7. Горбачевич К.С. Нормы современного русского языка. М., 1988.

8. Колесов В.В. Язык и ментальность. Спб., 2004.

9. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. М., 1994.

10. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001.

11. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. М.: Флинта: Наука, 2003.

12. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник. Практикум. М.: Флинта: Наука, 2002.

13. Львов М.Р. Культура речи. Риторика. М.: Академия, 2002.

14. Мурашов А.А. Культура речи: Учебное пособие. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.

15. Мурашов А.А. Культура речи: Практикум. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.

16. Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум-справочник. М.: Флинта: Наука, 2002.

17. Плещенко Т.Н., Фёдоров И.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культура речи. Минск, 2001.

18. Практикум по русскому языку и культуре речи. Нормы современного русского языка. Для студентов-нефилологов. М.: Флинта; Наука, 2004.

19. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. М., 2003.

20. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. М.: ИНФРА-М, 2006.

21. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. М.: Гардарика, 2002.

22. Русский язык и культура речи: Практикум / Под ред. проф. В.И. Максимова. М.: Гардарика, 2002.

23. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. М.: ИКАР, 2002.

Дополнительная

1. Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. М., 2002.

2. Берлас Л.Г. Русский язык. Введение в науку о языке. М., 2003.

3. Борисова Е.А. Эффективные коммуникации в бизнесе. СПб.: Питер, 2005.

4. Веселов П.В. Аксиомы делового письма: Культура делового письма и официальной переписки. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1993.

5. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1988.

6. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 1997.

7. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М.: Международные отношения, 1993.

8. Казанцева О.М. Культура речевого общения: Теория и практика обучения: Учебное пособие. М.: Флинта; Наука, 2001.

9. Колесов В.В. Культура речи – культура поведения. Л., 1988

10. Колесов В.В. Русская речь. Вчера. Сегодня. Завтра. Спб., 1998

11. Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс. М.: Флинта: Наука, 2004.

12. Основы научной речи: Учебное пособие для студентов нефилол. вузов / Под ред. В.В. Химика и Л.Б. Волковой. СПб.; М., 2003.

13. Романов Н.Н., Филиппов А.В. Стилистика и стили. М.: МГУС, 2000.

14.Современный русский язык: Учебник для вузов под ред. В.А. Белошапковой. М.: Азбуковник, 2003.

15. Филиппов А.В. Сто пятьдесят приёмов ораторской речи. М.: 1998.

16. Формановская Н.И. Русский речевой этикет: Нормативный социокультурный контекст. М.: Русский язык, 2002.

17. Шапошников В.Н. Русская речь в языковом оформлении. М., 1998.

Вопросы к зачёту
1.Оппозиция «язык» и «речь», понятие «современный русский язык».

2. Основные теории происхождения языка.

3. Опасности, угрожающие развитию русского языка на современном этапе. Кодификация как средство защиты языка.

4. История русского языка: характеристика одного из периодов (по выбору студента)

5. Две трактовки понятия «культура речи». Общая характеристика культуры речи как языковой дисциплины. Три важнейших аспекта культуры речи.

6. Понятие стиля применительно к языкознанию и литературоведению, теория «трёх стилей».

7. Общая характеристика риторики как науки.

8. Роды красноречия

9. Общие принципы построения ораторской речи.

10. История культуры речи как науки, особенности становления этой науки в России.

11. Классификация функциональных стилей.

12. Особенности языка художественной литературы.

13. Общая характеристика нормативного аспекта культуры речи. Понятие «нормы» применительно к языкознанию.

14. Проблема «ты» и «вы» общения в русском речевом этикете.

15. Формулы приветствия и формулы прощания в русском речевом этикете.

16. Эвфемизмы.

17. Отличие «разговорной» речи от литературного языка.

18. Понятия «термин» и «терминология». Классификация терминов.

19. Языковые нормы научного стиля.

20. Типы научных текстов и их композиционные особенности.

21. Значение штампа в рамках официально-делового стиля.

22. Типовое построение официально-делового текста. Форма документа.

23. Языковые нормы официально-делового стиля.

24. Языковые нормы публицистического стиля.

25. Функции языкового штампа в публицистическом тексте.

Темы практических заданий:


  1. Вариантные нормы

  2. Орфоэпическая норма

  3. Лексическая норма

  4. Морфологическая норма

  5. Синтаксическая норма

6. Функциональные стили



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи»
Русский язык и культура речи Направление подготовки 032100. 62 Физическая культура Форма подготовки очная/заочная
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconРабочая программа дисциплины русский язык и культура речи степень...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» подготовлена Лазаревой Г. А., к п н., доцентом кафедры общественных...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине русский язык и культура речи
«Русский язык и культура речи» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи»
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи»
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по...
Р 88 Русский язык и культура речи [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Т. А. Ашихмина; Бийский...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс москва 2009 Государственное образовательное...
Учебно-методический комплекс (умк) учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» подготовлен на основе требований Государственного...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Русский язык и культура речи»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура...
Литературный язык. Литературным языком называют исторически сложившуюся высшую (образцовую) форму национального языка, обладающую...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи...
Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры общего языкознания «10»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи»
Направление / специальность — 071401. 65, Социально-культурная деятельность Форма подготовки очная


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск