Скачать 201.71 Kb.
|
Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Филологический факультет Кафедра практической филологии и методики преподавания русского языка и литературы УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКСучебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» ООП 050401.65 История Исторический факультет Курс 1 семестр 2 Москва – 2009 Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры прикладной лингвистики и образовательных технологий в филологии. Протокол заседания кафедры № 6 от 21 января 2009 г. Составитель Старший преподаватель кафедры прикладной лингвистики и образовательных технологий в филологии филологического факультета ГОУ ВПО МГПУ, Казмирчук О.Ю. Заведующий кафедройПрофессор кафедры прикладной лингвистики и образовательных технологий в филологии филологического факультета, кандидат филологических наук, Коханова В.А. Русский язык и культура речи Программа для студентов 1-го курса исторического факультета МГПУ Пояснительная записка Предлагаемый курс «Русский язык и культура речи» предназначен для студентов 1-го курса дневного отделения исторического факультета МГПУ. Предметом изучения является русский язык как сложная и многофункциональная система. Основная цель данного курса заключается в том, чтобы продемонстрировать студентам многообразные возможности русского языка и научить будущих преподавателей использовать систему, именуемую языком, с максимальной пользой, поскольку именно язык является важнейшим средством обучения и воспитания. В соответствии с этим в рамках прочтения курса предполагается решить следующие задачи:
Актуальность курса «Русский язык и культура речи» обусловлена тем, что современному специалисту необходимо умение говорить чётко, грамотно и убедительно (все эти навыки реализуются как в процессе поиска работы, так и в процессе ежедневного делового общения и т.п.). Очевидно, что овладение речевой культурой особенно важно для преподавателей, поскольку их профессиональная задача – посредством слов воспитывать и обучать, поэтому программа предлагаемого курса ориентирована именно на будущих преподавателей (большое внимание уделяется рассмотрению монологической речи, практике публичных выступлений а также изучению специфики научного стиля речи). Кроме того, предлагаемая программа строится с учётом интердисциплинарного подхода, поскольку сама наука культура речи активно использует достижения таких гуманитарных дисциплин как риторика, культурология, этика, психология, семиотика, языкознание и т.п. Специфика преподавания данного курса в педагогических вузах требует постоянного соотнесения излагаемой на занятиях информации с материалом, изучаемым студентами в рамках курсов педагогики и психологии. По окончании изучения курса «Русский язык и культура речи» студенты должны:
Курс «Русский язык и культура речи» читается в течение одного семестра, занятия проводятся в форме лекций и семинаров, причём формой промежуточного контроля знаний студентов являются регулярная проверка выполнения заданий к семинару, а также проведение коллоквиумов и небольших контрольно-самостоятельных работ. По окончании курса проводится зачёт, являющийся итоговой формой контроля знаний студентов, во время зачёта студент должен ответить на теоретический вопрос и выполнить практическое задание, после чего выставляется итоговая оценка: «зачтено» – «незачтено». Содержание программы Раздел 1. Язык как система Тема 1. Введение: язык как система, элементы языковой системы. Наука о языке. Язык и речь. Возникновение языка.Представление о языке как о системе знаков: понятия «знак», «система», «знаковая система», «языковой знак». Уровни языка. Естественные и искусственные языки. Возникновение языка. Оппозиция «язык» - «речь». Функции языка. Формы существования национального языка. Литературный язык как наивысшая форма существования национального языка. Формы и виды речи. Устная и письменная формы речи. Терминологический минимум: язык, система, знак, речь, литературный язык, диалект, просторечие, жаргонТема 2. История русского языка Становление и развитие русского языка в XVIII в. (труды М.В. Ломоносова, В.К. Тредиаковского). Понятие «современный русский литературный язык». Становление и развитие русского языка в XIХ в. (Н.М. Карамзин, А.С. Шишков, А.С. Пушкин, творчество А.С. Грибоедова, И.А. Крылов, русская публицистика). Русский язык начала ХХ века. Русский язык советского периода. Русский язык в эпоху перестройки. Русский язык конца ХХ – начала ХХI века. Терминологический минимум: современный русский литературный язык Раздел 2. Риторика Тема 3. История риторики как науки. Ораторская речь. Роды и виды ораторской речи Становление и развитие риторики в Древней Греции и в Древнем Риме. Риторические труды Аристотеля, речи Цицерона. Средневековая риторическая традиция. Развитие риторической традиции в России. Неориторика. Роды и виды ораторской речи: судебное красноречие, социально-политическое красноречие, академическое красноречие, духовное красноречие, социально-бытовое красноречие, судебная речь, парламентская речь, митинговая речь, проповедь, юбилейная речь и т.п. Подготовка к публичному выступлению. Оратор и его аудитория. Структура ораторской речи. Выбор темы. Формулировка темы. Сбор материала для создания речи. Составление плана выступления. Классификация планов. Читать или говорить? Способы налаживания контакта с аудиторией. Раздел 3. Культура речи как особая лингвистическая дисциплина Тема 4. Культура речи как особая лингвистическая дисциплина История термина «культура речи». Различные трактовки термина «культура речи». История культуры речи как науки. Три аспекта культуры речи: нормативный, коммуникативный. Общая характеристика нормативного аспекта культуры речи. Понятие языковой нормы. Кодификация языка. Общая характеристика 4 типов норм. Вариантные нормы языка. Речевые ошибки. О. Л.: № 18 – С. 8 - 74 Терминологический минимум: культура речи, языковая норма. Раздел 4. Коммуникативного аспекта культуры речи Тема 5. Общая характеристика коммуникативного аспекта культуры речи. Членение языка. Стили Знакомство с понятием «стиль». Понятие «стиля» применительно к языкознанию и литературоведению. Теория трёх стилей. Работы М.В. Ломоносова. Терминологический минимум: стиль. Тема 6. Функциональные стили Определение понятия. Различные классификации функциональных стилей. Общая характеристика официально-делового стиля, научного стиля, публицистического стиля. Разговорной речи и языка художественной литературы. Терминологический минимум: функциональные стили Тема 7. Культура деловой речи Сфера применения функционально-делового стиля. Официально-деловая ситуация. Типовое построение официально-делового текста. Форма документа. Классификация документов. Устные формы официально-делового стиля. Терминологический минимум: форма документа, реквизиты О.Л. : № 18 – С. 96 – 106, 236 – 270. Тема 8. Культура научной и профессиональной речи Сфера применения научной и профессиональной речи. История формирования научного языка в России. Подстили научного языка. Термины. Классификация терминов. Основные жанры научных работ: монография, научная статья, реферат, аннотация, рецензия. Терминологический минимум: понятие, термин О.Л. : № 18 – С. 76 – 96, 236 - 248 Тема 9. Культура речи и СМИ Общая характеристика и классификация СМИ. Анализ функционирования публицистического стиля на примере газетных статей. Публицистический штамп. Метафора и штамп. Терминологический минимум: публицистический штамп Тема 10. Культура разговорной речи Сфера применения разговорной речи. История изучения разговорной речи. Отличие разговорной речи от литературного языка. Понятие нормы применительно к разговорной речи. Раздел 5. Нормативный аспект культуры речи Тема 11. Лексическая норма Лексические нормы. Значение слова и лексическая сочетаемость. Оксюморон. Многозначность и омонимия. Паронимы. Синонимы. Антонимы. Заимствованные слова в русском языке: причины и механизм заимствования, освоение заимствованных слов. Устаревшие слова и неологизмы. Фразеологические обороты. Терминологический минимум: омонимы, паронимы, синонимы, антонимы, оксюморон, архаизмы, историзмы, фразеологический оборот Тема 12. Морфологическая норма Морфологическая норма существительных, прилагательных, местоимений, числительных и глаголов (анализируются наиболее трудные случаи). Тема 13. Синтаксическая норма Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого с подлежащим. Согласование определений и приложений. Нормы управления. Преобразование прямой речи в косвенную. Употребление обособленных конструкций. Тема 14. Орфоэпическая норма. Норма произношения. Норма ударения. Раздел 6. Этический аспект культуры речи Тема 15. Речевой этикет Общее понятие речевого этикета. Факторы, влияющие на формирование речевого этикета. Характеристика русского речевого этикета: обращение в русском речевом этикете, выбор местоимения «ты» и «вы», формулы приветствия, формулы прощания, формулы извинения в русском речевом этикете, перифрастические функции языка. Терминологический минимум: этикет, речевой этикет ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» Лекционный курс (в часах)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» Практические занятия (в часах)
Темы и задания для контрольных и самостоятельных работ Тема 1.Вопросы и задания:
Вопросы и задания составлены на основе О.Л. № 20 (С. 21–22). Тема 2.Вопросы и задания:Написание, чтение и обсуждение докладов на темы:
4. Подробная характеристика одного из периодов развития русского языка (по выбору студента). Вопросы и задания составлены на основе издания: Пустовит М.Ю. Программа курса «Русский язык и культура речи». Для студентов факультета романо-германской филологии. М.МГПУ. 2005. - С. 12-13. Тема 3.Задания:1. Дайте определение риторики. 2. Подготовьте публичное выступление.Тема 4.Задания:
Задания составлены на основе О.Л. № 20 (С. 21–22). Тема 5.Вопросы и задания:1. Раскройте содержание понятия «стиль» применительно к лингвистике и литературоведению. 2. В каких ещё областях человеческой деятельности используется это понятие? Что означают слова «стилист» и «стильно»? Что означает слово «стилизация»? Составьте предложения с этими словами. 3. Изложите теорию трёх стилей в том виде, как её описал М.В. Ломоносов, сравните с современной трактовкой этой проблемы. 4. Что регламентируется благодаря теории трёх стилей? 5. При помощи толкового словаря составьте «цепочки» слов, принадлежащих к трём стилям, например: «очи» - «глаза» - «гляделки». 6. Без слов, принадлежащих к какому из трёх стилей, невозможно составить связанный текст? Почему? 7. Слова, принадлежащие к какому стилю, вы чаще всего используете? Почему? 8. В художественной литературе найдите фрагменты текстов, выдержанных по преимуществу в одном из трёх стилей. 9. Составьте три текста на одну тему, причём каждый из текстов должен быть выдержан по преимуществу в одном стиле (высокий – средний – низкий). Тема 6.Вопросы и задания:
Тема 7.Вопросы и задания:
Тема 8.Вопросы и задания:
Тема 9.Вопросы и задания:
Тема 10.Вопросы и задания:
Тема 11.Вопросы и задания:
Тема 12.Вопросы и задания:
Тема 13.Вопросы и задания:
Тема 14.Вопросы и задания:
Тема 15.Вопросы и задания:
Тематика рефератов
Рекомендуемая литература Основная 1. Барышникова Е.Н., Клепач Е.В., Красс Н.А. Речевая культура молодого специалиста: учебн. пособие. М.: Флинта: Наука, 2006. 2. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М.: Русский язык, 1990. 3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов – на –Дону: «Феникс», 1995. 4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г, Кашаева Е.Ю. Русский языка и культура речи. Ростов – на – Дону: «Феникс», 2000. 5. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. М., 1993. 6. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М.: Логос, 2001. 7. Горбачевич К.С. Нормы современного русского языка. М., 1988. 8. Колесов В.В. Язык и ментальность. Спб., 2004. 9. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. М., 1994. 10. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001. 11. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. М.: Флинта: Наука, 2003. 12. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник. Практикум. М.: Флинта: Наука, 2002. 13. Львов М.Р. Культура речи. Риторика. М.: Академия, 2002. 14. Мурашов А.А. Культура речи: Учебное пособие. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. 15. Мурашов А.А. Культура речи: Практикум. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. 16. Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум-справочник. М.: Флинта: Наука, 2002. 17. Плещенко Т.Н., Фёдоров И.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культура речи. Минск, 2001. 18. Практикум по русскому языку и культуре речи. Нормы современного русского языка. Для студентов-нефилологов. М.: Флинта; Наука, 2004. 19. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. М., 2003. 20. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. М.: ИНФРА-М, 2006. 21. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. М.: Гардарика, 2002. 22. Русский язык и культура речи: Практикум / Под ред. проф. В.И. Максимова. М.: Гардарика, 2002. 23. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. М.: ИКАР, 2002. Дополнительная 1. Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. М., 2002. 2. Берлас Л.Г. Русский язык. Введение в науку о языке. М., 2003. 3. Борисова Е.А. Эффективные коммуникации в бизнесе. СПб.: Питер, 2005. 4. Веселов П.В. Аксиомы делового письма: Культура делового письма и официальной переписки. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1993. 5. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1988. 6. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 1997. 7. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М.: Международные отношения, 1993. 8. Казанцева О.М. Культура речевого общения: Теория и практика обучения: Учебное пособие. М.: Флинта; Наука, 2001. 9. Колесов В.В. Культура речи – культура поведения. Л., 1988 10. Колесов В.В. Русская речь. Вчера. Сегодня. Завтра. Спб., 1998 11. Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс. М.: Флинта: Наука, 2004. 12. Основы научной речи: Учебное пособие для студентов нефилол. вузов / Под ред. В.В. Химика и Л.Б. Волковой. СПб.; М., 2003. 13. Романов Н.Н., Филиппов А.В. Стилистика и стили. М.: МГУС, 2000. 14.Современный русский язык: Учебник для вузов под ред. В.А. Белошапковой. М.: Азбуковник, 2003. 15. Филиппов А.В. Сто пятьдесят приёмов ораторской речи. М.: 1998. 16. Формановская Н.И. Русский речевой этикет: Нормативный социокультурный контекст. М.: Русский язык, 2002. 17. Шапошников В.Н. Русская речь в языковом оформлении. М., 1998. Вопросы к зачёту 1.Оппозиция «язык» и «речь», понятие «современный русский язык». 2. Основные теории происхождения языка. 3. Опасности, угрожающие развитию русского языка на современном этапе. Кодификация как средство защиты языка. 4. История русского языка: характеристика одного из периодов (по выбору студента) 5. Две трактовки понятия «культура речи». Общая характеристика культуры речи как языковой дисциплины. Три важнейших аспекта культуры речи. 6. Понятие стиля применительно к языкознанию и литературоведению, теория «трёх стилей». 7. Общая характеристика риторики как науки. 8. Роды красноречия 9. Общие принципы построения ораторской речи. 10. История культуры речи как науки, особенности становления этой науки в России. 11. Классификация функциональных стилей. 12. Особенности языка художественной литературы. 13. Общая характеристика нормативного аспекта культуры речи. Понятие «нормы» применительно к языкознанию. 14. Проблема «ты» и «вы» общения в русском речевом этикете. 15. Формулы приветствия и формулы прощания в русском речевом этикете. 16. Эвфемизмы. 17. Отличие «разговорной» речи от литературного языка. 18. Понятия «термин» и «терминология». Классификация терминов. 19. Языковые нормы научного стиля. 20. Типы научных текстов и их композиционные особенности. 21. Значение штампа в рамках официально-делового стиля. 22. Типовое построение официально-делового текста. Форма документа. 23. Языковые нормы официально-делового стиля. 24. Языковые нормы публицистического стиля. 25. Функции языкового штампа в публицистическом тексте. Темы практических заданий:
6. Функциональные стили |
Учебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи» Русский язык и культура речи Направление подготовки 032100. 62 Физическая культура Форма подготовки очная/заочная | Рабочая программа дисциплины русский язык и культура речи степень... Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» подготовлена Лазаревой Г. А., к п н., доцентом кафедры общественных... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине русский язык и культура речи «Русский язык и культура речи» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи... | Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по... Р 88 Русский язык и культура речи [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Т. А. Ашихмина; Бийский... | Учебно-методический комплекс москва 2009 Государственное образовательное... Учебно-методический комплекс (умк) учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» подготовлен на основе требований Государственного... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Русский язык и культура речи» | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура... Литературный язык. Литературным языком называют исторически сложившуюся высшую (образцовую) форму национального языка, обладающую... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи... Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры общего языкознания «10» | Учебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи» Направление / специальность — 071401. 65, Социально-культурная деятельность Форма подготовки очная |