СОДЕРЖАНИЕ 1
Аннотация 3
Вид итогового контроля 8
КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ 11
Литературный язык. Литературным языком называют исторически сложившуюся высшую (образцовую) форму национального языка, обладающую богатым лексическим фондом, упорядоченной грамматической структурой и развитой системой стилей. 24
Территориальные диалекты. Территориальный диалект по своему названию свидетельствует скорее о географическом, нежели о социальном членении языка. 26
Акцентологические – 32
правила ударения 32
Орфографические – 32
правила написания слов 32
Стилистические – целесообразное и уместное 32
использование в речи языковых средств, 32
закрепленных за тем или иным 32
функциональным стилем 32
Словообразовательные – 32
употребление в литературном языке производных слов, 32
образованных по существующим 32
в языке моделям 32
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 44
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 46
Приставки 59
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 92
ГЛОССАРИЙ 97
Аннотация Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» является совокупностью учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами данной учебной дисциплины.
Разработка и использование УМК по русскому языку и культуре речи нацелены на решение следующих задач:
Повышение качества подготовки студентов путём системно-методического обеспечения учебного процесса по специальностям 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)».
Отражение в содержании дисциплины современных достижений культуры, науки и других сфер общественной практики, непосредственно связанных с учебной дисциплиной.
Рациональное распределение учебного времени по разделам и видам учебных занятий.
Планирование и организация самостоятельной работы студентов с учётом рационального использования и распределения учебного времени между аудиторными занятиями и самостоятельной работой студентов.
Определение учебно-методического обеспечения дисциплины, необходимого для её освоения.
Разработка оптимальной системы текущего и итогового контроля знаний студентов.
В учебно-методическом комплексе нашли отражение планы лекционных занятий, семинаров, лабораторная работа по лингвистическим словарям, дидактическая игра, ортологический тренаж, комплекты орфоэпических минимумов, грамматический минимум, имеющие общую цель: дать студентам теоретическую базу курса и научить их применять полученные знания и навыки в собственной речевой практике, а также опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности, логичности, точности и т.д. Изучение материала сопровождается работами с текстами, таблицами по разным разделам курса, выполнением заданий, упражнений и тестов, образцы которых представлены в УМКД. При отборе материала для практических занятий и организации самостоятельной работы студентов особое внимание уделялось речевой культуре и методике подготовки различных видов публичных выступлений, а также вопросам ведения конструктивного диалога. Все задания, включённые в УМКД, ориентированы на самые разные стороны учебного процесса: повторение теоретического материала, аналитическую и практическую работу с текстами, совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.
Аннотация По отношению каждого человека
к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности.
К.Г. Паустовский Хорошее владение языком свидетельствует о высоко развитых мыслительных способностях человека, его образованности, о владении человеком накопленными в обществе духовными ценностями.
Язык – национальное достояние, и поэтому высокая языковая культура – это приобщение к истории народа, к его прошлому, ко всему, чем жил и гордился народ.
Формирование уважительного и ответственного отношения к государственному языку РФ, забота о его чистоте, сохранении и развитии – одна из важнейших задач современной языковой политики.
Важно помнить, что знать родной язык – это не просто говорить и писать на нем. Знать родной язык – это владеть всеми выразительными средствами, какими он располагает; это уметь правильно, четко и ясно выражать свои мысли; это писать грамотно, согласно существующим нормам орфографии, это говорить правильно, с соблюдением принятых в обществе литературных норм, это знать, как воздействовать силой слова на людей.
Владение устной и письменной речью становится существенным признаком деловой квалификации специалиста, обязательным условием его профессиональной подготовки.
Содержание курса «Русский язык и культура речи» определяется двумя факторами: предметом обучения и целями курса.
Цели курса: совершенствование приобретенных в школе умений и навыков; повышение общей культуры владения русским языком; развитие навыков речевой интуиции; воспитание интереса к родному языку – ценнейшему народному достоянию; обучение эффективному профессиональному общению, навыкам и умениям рационального речевого поведения.
Предмет обучения: современный русский язык в его реальном функционировании. На занятиях рассматриваются вопросы лексики, грамматики, синтаксиса и стилистики русского языка; культуры речи и совершенствования грамотного письма и говорения.
Даётся представление об особенностях публичной речи, специфики общения оратора с аудиторией. Особое внимание уделяется языку и стилю распорядительных документов; речевому этикету в документе, правилам оформления деловых бумаг.
1 Начальные требования к освоению дисциплины знать теоретический материал по русскому языку в объеме учебной программы для средней школы;
владеть навыками правописания;
уметь создавать тексты различных смысловых типов (повествование, описание, рассуждение).
По окончании изучения дисциплины студенты должны:
знать теоретическую сторону курса;
свободно и грамотно использовать языковые средства в сфере профессиональной и бытовой коммуникации;
уметь отбирать речевой материал в соответствии с требованиями стиля и жанра;
освоить нормы письменной и устной речи;
знать речевой этикет официальной переписки, стандарты, принятые в официально-деловом стиле.
Для закрепления теоретического материала на занятиях студентам будут предложены тексты для анализа, тесты, лабораторный практикум (задания по лингвистическим словарям и справочникам).
2 Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы
| Всего часов
| Распределение
по курсам
| Общая трудоемкость дисциплины
| 90
| 1
| Лекции
| 6
| Практические занятия
| 4
| Самостоятельная работа
в том числе:
контрольная работа
конспекты статей
| 80 6 (1 работа)
2 (2 конспекта)
| Вид итогового контроля | зачет
|
| |