Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет
имени М. А. Шолохова"
"Утверждаю"
|
| "Утверждаю"
| Проректор по учебной работе
| Зав.кафедрой
| МГГУ им. М.А. Шолохова
| Истории, философии, культурологии
К.и.н., доцент
Никифоров Ю.А.
| Ярыгин Д.В.
|
| ______________________
| ___________________
|
| Решение заседания кафедры
|
| протокол № от 2013
|
Учебно-методический комплекс
модуля «Философские проблемы естественнонаучных и гуманитарных дисциплин» для направления подготовки 040700 Организация работы с молодежью
(квалификация (степень) «Магистр»)
Составитель:
ИВАННИКОВ С.И., к.философ.н., доцент;
Москва-2013 Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет
имени М. А. Шолохова"
|
| "Утверждаю"
|
| Зав.кафедрой
|
| Истории, философии, культурологии
К.и.н., доцент
Никифоров Ю.А.
|
|
|
| ___________________
|
| Решение заседания кафедры
|
| протокол № от 2013
|
Рабочая программа
по дисциплине «Философские проблемы естественнонаучных и гуманитарных дисциплин» для направления подготовки 040700 Организация работы с молодежью
(квалификация (степень) «Магистр»)
Составитель:
ИВАННИКОВ С.И., к.философ.н., доцент;
Москва-2013
1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса.
Настоящий курс «Философские проблемы естественнонаучных и гуманитарных дисциплин» включен в программу подготовки в рамках вузовского компонента магистрантов по специальности:«Организация работы с молодёжью».
Курс сводится к тому, чтобы ознакомить магистрантов, обучающихся по указанным специальностям с ведущими содержательными направлениями научной философии как образовательной дисциплины, добиться от них умения оперировать теоретическими понятиями и научно-практическими проблемами этой дисциплины, владеть предметной тематикой, приемами теоретического анализа, которые помогут им в профессиональной деятельности.
Изучение данной дисциплины предполагает знакомство студентов с базовым курсом философии ориентируется на углублённое изучение учащимися основных понятий, структур и теоретических представлений философского цикла, относящихся к таким фундаментальным разделам, как онтология, философская антропология, теория познания, социальная философия, личность и общество, философия техники.Одновременно с этим курс стремится расширить представления учащихся о структуре и возможностях современного научного познания, показать связь между современными научными исследованиями и философской проблематикой, а так же дать анализ основных теоретических проблем, возникающих в процессе взаимодействия философии, с одной стороны, и естественных и социально-гуманитарных наук, с другой.
Обучающиеся должны понимать сущность и место в современном общественауки и философии, уметь выявлять средстваминаучно-философского анализа смыслы, ценности и проблемы разного рода, включая профессиональные. От обучающихся требуется не только понимание различных представлений о научно-философской проблематике, но и умение распознаватьэти проблемы в различных теоретико-познавательных контекстах, а так же уметь использовать основные модели решения этих проблем в собственнойтеоретической деятельности. И курс акцентирует особое внимание именно на последней задаче.
По проблематике и содержанию представленная образовательная дисциплина выстраивается с опорой на классическую основу философского знания и современные результаты философского анализа, на освоение содержания современных научных теорий, а также с учетом образовательных стандартов и требований, выдвигаемых к обучению учащихся в магистратуре.
Цель:формирование у студентов знаний и представлений о важнейших содержательных направления современного философско-научного познания.формирование у студентов знаний и представлений о важнейших философских проблемах, присущих деятельности естественных и гуманитарных наук, а так же – об основных структурных моделях решения этих проблем.
Задачи:Указанная цель достигается через решение следующих задач:
- раскрыть и освоить онтологическую и антропологическую проблематику научной деятельности, показать историю новоевропейской науки как процесс непрерывного становления этой проблематики
- более углублённо в сравнении с базовым курсом философии изучить теорию познания, рассмотреть концепции философии науки, философскую проблематику методологии социальных и гуманитарных наук;
- раскрыть проблемы социальной философии, включая философию права, а также философии техники, философских проблем естествознания;
- конкретизировать представление о научной деятельности как одной из форм культуры, показать устойчивую связь между наукой и другими формами культуры;
- стимулировать развитие у студентов навыков самостоятельной исследовательской деятельности Объем в ЗЕ: _________________2______________________
Время изучения: курс_____1_______семестр__1_______________
Взаимосвязь с другими модулями:
Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:философия, история, культурология,логика_____________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:
политология, социология____________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Групповая принадлежность ОМ:общекультурный ОМ
Кластерная принадлежность ОМ:
Мировоззренческий ОМ
Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):
ОК-1. Понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современного общества
ОК-4. Способность и готовность анализировать мировоззренческие, личностно и общественно значимые, экологические проблемы молодежи________________________
__________________________________________________________________________
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
выработать у магистранта способность оценивать под углом зрения философского анализа познавательные и практические проблемы, относящиеся к профессиональной компетенции магистранта._____________________________________________________
__________________________________________________________________________
Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
лекция, семинарские и практические занятия______________________________________
__________________________________________________________________________
(использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения)
Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
1 уровень сложности:Владение терминами, категориями теоретического анализа
__________________________________________________________________________
2 уровень сложности:Знание и понимание современной научно-философской литературы, умение самостоятельно осваивать научно-философскую литературу ______________
_________________________________________________________________________
3 уровень сложности: _Владение основами философского анализа, умение логически мыслить, аргументировать и доказывать свою позицию________________________
_________________________________________________________________________ Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:
25/75 %
Технологическая карта образовательного модуля
Компетенции
(шифр)
| Раздел
| Лекции (групповая работа)
| Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)
| Практические занятия
(групповая, звеньевая работа)
| Самостоятельная работа (индивидуальная работа)
| Контроль
| ОК-4. Способность и готовность анализировать мировоззренческие, личностно и общественно значимые, экологические проблемы молодежи
| Предмет философии науки. Исторические и теоретические обстоятельства возникновения классической науки
| Конспекты, презентации
|
Задания
2 и 3 уровня сложности:
|
Задания 2 и 3 уровня сложности
|
Рабочая тетрадь, написание эссе, рефератов, курсовых, аннотаций, конспектов
| устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских занятиях
| ОК-4. Способность и готовность анализировать мировоззренческие, личностно и общественно значимые, экологические проблемы молодежи
| Эволюция научной методологии. Классический и постклассический этапы истории науки
| Конспекты, презентации
| Задания
2 и 3 уровня сложности:
| Задания
2 и 3 уровня сложности:
| Рабочая тетрадь, написание эссе, рефератов, курсовых, аннотаций, конспектов
| устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских занятиях
| ОК-4. Способность и готовность анализировать мировоззренческие, личностно и общественно значимые, экологические проблемы молодежи
| Эволюция научной онтологии. Субъект и объект в научных исследованиях
| Конспекты, презентации
| Задания
2 и 3 уровня сложности:
| Задания
2 и 3 уровня сложности:
| Рабочая тетрадь, написание эссе, рефератов, курсовых, аннотаций, конспектов
| устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских занятиях
| ОК-1. Понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современного общества
| Философия и социально-гуманитарные научные дисциплины. Общество и история в научных исследованиях
| Конспекты, презентации
| Задания
2 и 3 уровня сложности:
| Задания
2 и 3 уровня сложности:
| Рабочая тетрадь, написание эссе, рефератов, курсовых, аннотаций, конспектов
| устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских занятиях
|
Объем модуля и виды учебной работы (магистратура)
Факультет / Направление
| Название модуля
| Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Семестр
| Аудитор.
| Самост. работа
| Институт ППиСР /ОРМ
| Философские проблемы естественнонаучных и гуманитарных дисциплин
| Лекции
| 8
| 60
| 1
| Практические/семинарские
| 24
| 62
| 1
| Лабораторные
|
|
|
| Консультации
| +
|
|
| Курсовые/рефераты
|
|
|
| Контрольные работы
|
|
|
| Итоговый контроль
Экзамен
|
|
36
|
1
| Рейтинговый контроль
| +
|
| 1
| Общий объем часов по дисциплине: 180
| 32
| 148
|
|
3. Содержание модуля
3.1. Разделы модуля и виды учебной работы очной формы обучения
Факультет / Направление
| Название
модуля
| Тематический план
| Кол-во часов
| лекции
| практические
| самост.
работа
| Институт ППиСР /ОРМ
| Философские проблемы естественнонаучных и гуманитарных дисциплин
| Предмет философии науки. Исторические и теоретические обстоятельства возникновения классической науки.
| 2
| 4
| 30
| Эволюция научной методологии. Классический и постклассический этапы истории науки.
| 2
| 4
| 30
| Эволюция научной онтологии. Субъект и объект в научных исследованиях.
| 2
| 8
| 30
| Философия и социально-гуманитарные научные дисциплины. Общество и история в научных исследованиях.
| 2
| 8
| 22
|
| Экзамен
|
|
| 36
|
| Итого 180 час.
| 8
| 24
| 148
|
3.2. Содержание разделов модуля
|