Скачать 168.5 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова Утверждаю зав. кафедрой _______________________ Спиридонов Е.А. Решение заседания кафедры Протокол № _1_ « 27 » августа 2013 г. Рабочая программа дисциплины/ модуля «Физическая культура» (для всех направлений и профилей подготовки) Квалификация: бакалавр Составители: весь ППС кафедры физической культуры и здоровьесберегающих технологий Москва-2013 Цель: формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, а также к будущей профессиональной деятельности. Задачи: для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:
Объем в ЗЕ: 2 кредита . Время изучения: курс 1 семестр 1,2; курс 2 семестр 3,4 ; курс 3 семестр 5,6; курс 4 семестр 7,8 . Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: основы анатомии, физиологии и валеологии (теоретический и практический модуль); безопасность жизнедеятельности, физическая культура (школьный курс) Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: теория и методика физического воспитания; безопасность жизнедеятельности Групповая принадлежность ОМ: общекультурный Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): Физическое воспитание в высших учебных заведениях осуществляется в следующих формах:
- обязательные занятия (практические, теоретические), которые предусматриваются в учебных планах по всем направлениям и профилям подготовки, и заключаются в учебном расписании в течение всего периода обучения студентов сверх установленного недельного объема учебной нагрузки; - консультативно-методические занятия, на которых оказывается методическая и практическая помощь в организации и проведении студентами самостоятельных занятий; - индивидуальные дополнительные занятия для студентов, имеющих слабую физическую подготовку или отстающих в овладении учебных материалов, проводимые по специальному расписанию кафедры физического воспитания в течение учебного семестрах, каникул и производственной практики.
- занятия в оздоровительных группах и спортивных секциях: - самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом; - физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия. Использование всех форм физического воспитания должно обеспечить необходимый уровень двигательной активности студентов и выполнение требований настоящей программы. При прохождении модуля обязательно использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения. Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): 1 уровень сложности: Контрольные упражнения для оценки физической подготовленности студентов (мужчины и женщины) 1. Сгибание и выпрямление рук в упоре лежа (для женщин руки на опоре высотой до 50 см) 2. Подтягивание на перекладине (мужчины) 3. Поднимание туловища (сед) из положения лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены (женщины) 4. Прыжки в длину с места
мужчины – 3 км женщины-2 км (без учета времени)
мужчины – 3 км женщины-2 км (без учета времени)
2 уровень сложности: Тематика рефератов для студентов специального отделения и временно освобожденных от практических занятий по физической культуре 1. Диагноз и краткая характеристика заболевания студента. Влияние заболевания на личную работоспособность и самочувствие. 2. Медицинские противопоказания при занятиях физическими упражнениями и применение других средств физической культуры при данном заболевании (диагнозе). 3. Кинезиотерапия и рекомендуемые средства физической культуры при данном заболевании (диагнозе). 4. Составление и обоснование индивидуального комплекса физических упражнений и доступных средств физической культуры (с указанием примерной дозировки). Контрольные тесты для оценки физической подготовленности студентов основного и спортивного учебных отделений (соответствующие оценке «3»; «4» по таблице результатов (см. в метод. рекомендациях)) 3 уровень сложности: Контрольные тесты для оценки физической подготовленности студентов основного и спортивного учебных отделений (соответствующие оценке «5» по таблице результатов (см. в метод. рекомендациях))
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 10/90 % - инструментальный кластер КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Практический раздел Примерный перечень методико-практических занятий: Особенности занятий адаптивной физической культурой. Методика составления индивидуальных программ физического самовоспитания и занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью. Методика корригирующей гимнастики для глаз. Методы оценки и коррекции осанки и телосложения. Основы методики самомассажа. Методика проведения дыхательной гимнастики. Методы оценивания функционального состояния, физического развития и физической подготовленности. Простейшие методики оценки работоспособности, усталости и утомления, применение средств физической культуры для их направленной коррекции. Методы контроля состояния здоровья и физического развития (стандарты, индексы, программы, формулы и др.). Методы контроля за функциональным состоянием организма (функциональные пробы). Методы самооценки специальной физической и спортивной подготовленности по избранному виду спорта (тесты, контрольные задания). Методы регулирования психоэмоционального состояния, применяемые при занятиях физической культурой и спортом. Средства и методы мышечной релаксации в спорте. Индивидуальное формирование и развитие двигательных умений и навыков. Методики эффективных и экономичных способов овладения жизненно важными умениями и навыками. Методика индивидуального подхода и применения средств для направленного развития отдельных физических качеств. Методика составления и проведения простейших самостоятельных занятий физическими упражнениями. Методика проведения учебно-тренировочного занятия. Методика индивидуального подхода и применения средств для направленного развития отдельных физических качеств. Основы методики организации судейства по избранному виду спорта. Освоение элементов профессионально-прикладной физической культуры. Методика самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки. Методика проведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда. Учебно-тренировочные занятия Легкая атлетика Легкая атлетика как вид спорта. Техника безопасности при занятиях легкой атлетикой. Использование средств физической культуры, относящихся к разделу легкая атлетика, для оптимизации работоспособности и здорового образа жизни (оздоровительная ходьба, оздоровительный бег и др.). Обучение технике низкого старта. Спринтерский бег. Ускорения. Челночный бег. Кроссовая подготовка (бег на 2 км). Скоростно-силовая подготовка (прыжок в длину с места). Работа в интервальном режиме 3х500 м. Эстафетный бег 4х100 м. Самоконтроль за состоянием организма при занятиях легкой атлетикой. Спортивные игры Многообразие спортивных игр, история появления, их характеристика, основные правила, терминология. Техника безопасности при занятиях спортивными играми. Использование средств физической культуры, относящихся к разделу спортивные игры, для оптимизации работоспособности и здорового образа жизни студентов. ВОЛЕЙБОЛ. Перемещения. Подачи. Передачи. Нападающие удары. Блокировка. Тактика индивидуальных действий. Тактика командных действий. Учебная игра. Правила соревнований по волейболу. БАСКЕТБОЛ. Дриблинг. Передачи мяча. Броски в корзину. Тактика защиты: командные действия, индивидуальные действия, зонная защита, смешанная защита, прессинг. Тактика нападения: контратака, позиционное нападение, нападение против зонной защиты. Стритбол. Учебная игра 3х3 с ведением. Учебная игра 3х3 без ведения. Учебная игра 5х5. Правила соревнований по баскетболу. БАДМИНТОН. НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС. РУЧНОЙ МЯЧ. ФУТБОЛ. Фитнес Разнообразие гимнастических систем. Техника безопасности при занятиях гимнастикой и акробатикой. ОРУ разной направленности, с предметами и без предметов, под музыку. Строевые упражнения. Фитнес. Танцевальные упражнения. Ритмическая гимнастика. Стретчинг. Пилатес. Ушу. Йога. Разновидности аэробики: степ-аэробика, денс-аэробика, оздоровительная аэробика, спортивная аэробика и пр. Методика самостоятельных занятий фитнесом. Акробатика. Атлетическая гимнастика. Подвижные игры. Общая физическая подготовка Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. Техника безопасности при занятиях ОФП. Упражнения для развития гибкости. Упражнения для развития силы (силовые упражнения). Упражнения для развития выносливости. Упражнения по развитию скоростно-силовой выносливости. Упражнения для развития ловкости. Круговая тренировка. Эстафеты «Веселые старты». Подвижные игры. Лыжная подготовка Лыжные гонки как вид спорта. История развития лыжных гонок в России. Влияние занятий лыжным спортом на организм человека. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Основы методики самостоятельных занятий лыжами и самоконтроль за состоянием своего организма. Техника лыжных ходов: классический ход (бесшажный, одношажный, двушажный, четырехшажный, переменный), коньковый ход (переменный, без использования палок, одновременный бесшажный, одновременный одношажный, одновременный двушажный, одновременный на разные руки). Тренировки слабой, средней и сильной интенсивности. Кроссовая подготовка 3 км и 5 км. Основные понятия
Вопросы к зачету
Учебно-методическое обеспечение дисциплины Рекомендуемая литература (обязательная)
Рекомендуемая литература (дополнительная)
|
Решение заседания кафедры Протокол №1 15 Охватывает период от а 0 до 18 месяцев | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «28» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №9 «28» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |