Решение заседания кафедры Протокол №1 «03»





НазваниеРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
страница1/5
Дата публикации01.04.2015
Размер0.68 Mb.
ТипРешение
100-bal.ru > Психология > Решение
  1   2   3   4   5
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова»


«Утверждаю»




«Утверждаю»

Проректор по учебной

работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова




Замолоцких Е.Г.




______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № 1 от 03.09.2012

Учебно-методический комплекс
ДПП.Ф.01 Психолого-педагогические технологии работы с детьми, имеющими задержку психического развития
Факультет дефектологический

Специальность олигофренопедагогика (031700)
Кафедра специальной педагогики и специальной психологии

Составитель: Бутко Г.А., к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии
Москва-2012

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова»
Утверждаю зав.кафедрой

_______________________

___________(ФИО)
Решение заседания

кафедры Протокол № _1_

«_03__» ______сентября_____2012__г.



  1. Программа учебной дисциплины

ДПП.Ф.06 Психолого-педагогические технологии работы с детьми, имеющими задержку психического развития

Специальность олигофренопедагогика (031700)

Составитель: Бутко Г.А., к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии

Москва-2012

(Выписка из ГОС):

ДПП.Ф.06

Психолого-педагогические технологии работы с детьми, имеющими задержку психического развития
Причины и систематика задержек психического развития (ЗПР). Структура дефекта при ЗПР. Психологические особенности детей с задержкой психического развития. Дифференциальная диагностика ЗПР и сходных состояний. Концепция коррекционно-развивающего обучения: диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, учебно-воспитательное, лечебно-профилактическое, социально-трудовое направления работы. Особенности организации учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими задержку психического развития. Социализация учащихся системы коррекционно-развивающего обучения.

120



Пояснительная записка

Специальность 050714 «Олигофренопедагогика» со специализацией «Логопедическая работа с детьми, имеющими нарушения интеллекта» учреждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. Квалификация выпускника - учитель-олигофренопедагог со специализацией «Логопедическая работа с детьми, имеющими нарушения интеллекта». Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя-логопеда по специальности 050714 «Олигофренопедагогика» со специализацией «Логопедическая работа с детьми, имеющими нарушения интеллекта» 5,5 лет. Выпускник, получивший квалификацию учитель -олигофренопедагог со специализацией «Логопедическая работа с детьми, имеющими нарушения интеллекта», должен осуществлять коррекционное сопровождение процесса обучения и воспитания детей и подростков с нарушениями интеллекта, психолого-педагогическую диагностику речевых нарушений у детей с нарушениями интеллекта, логопедическую работу с умственно отсталыми детьми, имеющими разные формы речевой патологии, способствовать их социализации, формированию общей культуры личности, вести коррекционную работу с использованием разнообразных приемов, методов и средств коррекции; соблюдать права и свободы обучающихся, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в коррекционном процессе. Область профессиональной деятельности: специальное (коррекционное) образование для обучающихся с нарушениями интеллекта. Объект профессиональной деятельности: обучающиеся с нарушениями интеллекта.

Виды профессиональной деятельности:

  • учебно-воспитательная;

  • диагностико-аналитическая;

  • коррекционно-развивающая;

  • социально-педагогическая;

  • научно-методическая;

  • консультативная;

  • культурно-просветительная;

  • организационно-управленческая.

Выпускник, получивший квалификацию учитель-олигофренопедагог со специализацией «Логопедическая работа с детьми, имеющими нарушения интеллекта», подготовлен к выполнению основных видов профессиональной деятельности учителя-олигофренопедагога по решению типовых профессиональных задач в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных школьных, дошкольных и медицинских учреждениях, центрах реабилитации и коррекции, психолого-медико-педагогических комиссиях. Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.

Выпускник должен знать:

Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, в том числе Закон Российской Федерации “Об образовании”, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребёнка; основы общих и специальных теоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; школьные программы и учебники; средства обучения и их дидактические возможности; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; санитарные правила и нормы, правила техники безопасности и противопожарной защиты; государственный язык Российской Федерации – русский язык; свободно владеть языком, на котором ведется преподавание.

Основные цели и задачи курса
Цель: формирование у студентов глубоких методологических и теоретических знаний психолого-педагогических технологиях работы с детьми, имеющими задержку психического развития.
Задачи:

  • Формирование профессионального мировоззрения на природу и сущность задержки психического развития.

  • Обучение студентов умению выявлять и объяснять общие и специфические закономерности функционирования психики у детей с задержкой психического развития..

  • Привитие навыков научного психологического исследования для познания разнообразных явлений психической жизни детей с задержкой психического развития.

  • Обучение использования психолого-педагогических знаний в дифференциальной диагностике, а также в целях совершенствования практической работы по реабилитации, обучению, воспитанию, социальной адаптации детей с задержкой психического развития.


В результате освоения содержания дисциплины студенты должны

знать:

  • Методологические и теоретические концепции, принятые в современной психологической науке, в частности в специальной психологии.

  • Теоретические основы анализа явлений и состояний, характеризующих понятие задержка психического развития и сходных с ним состояний.

  • Формы, приемы, разновидности, принципы психолого-педагогического изучения разнообразных видов деятельности детей с задержкой психического развития.

  • Психолого-педагогические особенности дошкольников и школьников с ЗПР.

  • Систему образовательных учреждений для детей с ЗПР.

  • Организацию коррекционно- педагогической работы с данной категорией детей.

  • Основные исследования по проблеме задержке психического развития разных лет.


уметь:

  • Самостоятельно анализировать и извлекать необходимую научную информацию из библиографических источников.

  • Обосновать систему коррекционной помощи и психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития на разных этапах возрастного развития.

  • Оказывать необходимую консультативную помощь педагогам, родителям в организации жизнедеятельности и адекватного психического развития детей с ЗПР

  • Проводить психолого-педагогическое обследование детей с ЗПР разных возрастных групп.

  • Составлять конспекты занятий с детьми данных категорий.

  • Проводить индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия с детьми с ЗПР в разных возрастных группах.

владеть:

  • Практическими прикладными умениями по диагностике и прогнозированию развития лиц с задержкой психического развития.

  • Практическими умениями коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ЗПР дошкольного и школьного возраста

  • Практическими умениями психокоррекционной и профилактической работы с детьми, родителями и педагогами учреждений для детей с отклонениями в развитии.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Содержание курса раскрывает сущность и структурные компоненты корреционно -педагогического процесса, знакомит с методами и технологиями психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития

Важно убедить студентов в социальной значимости, дать представление о личности и функциях педагога, формировать гуманистическую направленность личности студента, побуждать к творческому освоению педагогической профессии, овладению педагогическими технологиями.

Практические занятия направлены на формирование умений научной организации умственного труда студентов, знакомство с передовым педагогическим опытом.

Самостоятельная работа направлена на углубленное изучение наиболее важных проблем данной дисциплины. В качестве творческого задания студентам предлагается написание реферата, а также конспектов статей по предложенным темам.

Дисциплина изучается на лекционных, лабораторных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов. Форма итогового контроля – зачет. Программа включает тематику лекций, планы лабораторных и практических занятий, вопросы к зачету и список рекомендуемой литературы.


  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

по очно-заочной форме обучения
1. Набор 2008 года срок обучения 4,5 года

2. Набор 2009 года срок обучения 4,5 года


Название дисциплины

Виды учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудиторные

Самост. работа

Психолого-педагогические технологии работы с детьми, имеющими задержку психического развития


Лекции

18




9 семестр

Лабораторные занятия

4




9 семестр

Практические занятия

6




9 семестр

Семинары










Консультации










Курсовые/
рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

Зачет

Экзамен










9 семестр

Общий объем часов по дисциплине

28

92

120


по заочной форме обучения

1. Срок обучения 5,5 лет


Название дисциплины

Виды учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудиторные

Самост. работа

Психолого-педагогические технологии работы с детьми, имеющими задержку психического развития


Лекции

8




10 семестр

Лабораторные занятия

4




10 семестр

Практические занятия

4




10 семестр

Семинары










Консультации










Курсовые/
рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

Зачет

Экзамен










10 семестр

Общий объем часов по дисциплине

16

104

120


2. Набор 2009 года срок обучения 4,5 года

3 Набор 2009 года срок обучения 3,5 года

Название дисциплины

Виды учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудиторные

Самост. работа

Психолого-педагогические технологии работы с детьми, имеющими задержку психического развития


Лекции

10




5 семестр

Лабораторные занятия

2




5 семестр

Практические занятия

4




5 семестр

Семинары










Консультации










Курсовые/
рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

Зачет

Экзамен










5 семестр

Общий объем часов по дисциплине

16

104

120

  1. Содержание дисциплины

по очно-заочной форме обучения

1. Набор 2008 года срок обучения 4,5 года

2. Набор 2009 года срок обучения 4,5 года
Разделы дисциплины и виды учебной работы

№п/п

Тематический план

Лекции

Практи-ческие

Лабора-торные



Причины и систематика задержек психического развития (ЗПР). Структура дефекта при ЗПР.

2









Психологические особенности детей с задержкой психического развития.

4









Дифференциальная диагностика ЗПР и сходных состояний

2

2






Воспитание и обучение дошкольников с различными формами ЗПР

3

2






Коррекционно-развивающее обучение детей с ЗПР школьного возраста

3

2






Концепция коррекционно-развивающего обучения

2




2



Социализация учащихся системы коррекционно-развивающего обучения.


2




2



Итого

18

6

4


по заочной форме обучения

1. Срок обучения 5,5 лет

Разделы дисциплины и виды учебной работы


№п/п

Тематический план

Лекции

Практи-ческие

Лабора-торные



Причины и систематика задержек психического развития (ЗПР). Структура дефекта при ЗПР.

2









Психологические особенности детей с задержкой психического развития.

2









Дифференциальная диагностика ЗПР и сходных состояний




2






Воспитание и обучение дошкольников с различными формами ЗПР

2

2






Коррекционно-развивающее обучение детей с ЗПР школьного возраста

2









Концепция коррекционно-развивающего обучения







2



Социализация учащихся системы коррекционно-развивающего обучения.








2



Итого

8

4

4


2. Набор 2009 года срок обучения 4,5 года

3 Набор 2009 года срок обучения 3,5 года

№п/п

Тематический план

Лекции

Практи-ческие

Лабора-торные



Причины и систематика задержек психического развития (ЗПР). Структура дефекта при ЗПР.

2









Психологические особенности детей с задержкой психического развития.

2









Дифференциальная диагностика ЗПР и сходных состояний

2

2






Воспитание и обучение дошкольников с различными формами ЗПР

2









Коррекционно-развивающее обучение детей с ЗПР школьного возраста

2









Концепция коррекционно-развивающего обучения




2






Социализация учащихся системы коррекционно-развивающего обучения.








2



Итого

10

4

2



  1. Содержание разделов дисциплины

Тематический план лекций для очно-заочной формы обучения

1. Набор 2008 года срок обучения 4,5 года

2. Набор 2009 года срок обучения 4,5 года

  1. Причины и систематика задержек психического развития (ЗПР). Структура дефекта при ЗПР

История, причины и критерии выделения детей с ЗПР из детской популяции. История изучения задержки психического развития. Различные подходы к изучению задержки психического развития: педагогический, психологический, клинический. Основные этапы в организации помощи детям с ЗПР в России и за рубежом. Задержка психического развития как вариант психического дизонтогенеза. Причины задержки психического развития. Соотношение биологических и социальных факторов в формировании задержки психического развития в детском возрасте. Общие и специфические нарушения при задержке психического развития (В.В. Лебединский, В.И. Лубовский, Т.А. Власова, Н.А. Цыпина, Н.А. Никашина, Г.И. Жаренкова).

Принципы существующих классификаций. Классификация М.С. Певзнер и Т.А. Власовой на основе анализа вариантов инфантилизма. Классификация В.В. Ковалева на основе выделения дизонтогенетических и энцефалопатических вариантов ЗПР. Классификация К. С. Лебединской по этиопатогенетическому признаку. Специфические формы инфантилизма и характер недостаточности познавательной деятельности при различных вариантах ЗПР (К.С. Лебединская, М.С. Певзнер, Т.А. Власова, В.В. Ковалев, О.Н. Усанова, М.М. Семаго, И.Ф.Марковская).

  1. Психологические особенности детей с задержкой психического развития ЗПР

Первичные проблемы развития и наиболее часто встречающиеся вторичные нарушения. Характерные нарушения познавательной деятельности, моторики, эмоционально-волевой сферы. Особенности речи. Астенические состояния. Особенности обучаемости. Особенности развития самосознания и саморегуляции в личностном и социальном плане. Характеристика игровой и продуктивной деятельности дошкольников с ЗПР. Динамика развития детей с ЗПР в дошкольном возрасте (У.В. Ульенкова, Н.Ю. Борякова, Е.А. Стребелева, Е.М.Мастюкова, Л.В. Кузнецова, Е.С. Слепович, С.Г. Шевченко)

  1. Дифференциальная диагностика ЗПР и сходных состояний

Дифференциальная диагностика (принципы, понятие о сходных состояниях). Сходные состояния с задержкой психического развития: легкая степень умственной отсталости, первичная речевая патология, синдром раннего детского аутизма, снижение слуха. Характеристика различных подходов к изучению детей с ЗПР : возможности медицинской диагностики, экспериментально-психологические, тестовые методики, педагогические методы, наблюдение за игровой деятельностью детей. Значение ранней диагностики задержки психического развития для успешной коррекции. Организация работы ПМПК. Особенности обследования детей с ЗПР. Задачи на разных этапах диагностики.

(В.И. Лубовский, И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.Н. Волковская, Л.В. Кузнецова)

  1. Воспитание и обучение дошкольников с ЗПР

Научно-методические подходы в организации системы помощи детям с ЗПР. Нормативные документы, регламентирующие работу по обучению и воспитанию детей с ЗПР дошкольного возраста. Система специальных образовательных учреждений для дошкольников с ЗПР в РФ.

Детский сад для детей с ЗПР, как тип специального образовательного учреждения. Организация и содержание коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ЗПР. Анализ программного обеспечения воспитания и обучения дошкольников с ЗПР, применение новых педагогических технологий в коррекционно-воспитательном процессе. Основные направления коррекционно-педагогической работы: сенсорное воспитание, развитие познавательной деятельности, развитие речи, физическое воспитание, эстетическое воспитание, развитие игровой деятельности, социально-нравственное воспитание. Развитие эмоционально- волевой сферы детей с ЗПР. Преемственность в работе различных специалистов в группах для детей с ЗПР (воспитателя, учителя-дефектолога, учителя – логопеда, педагога-психолога). Психолого- педагогическое и социальное сопровождение дошкольников с ЗПР. Организация и формы работы с семьей в дошкольных учреждениях для детей с ЗПР. (У.В. Ульенкова, Стребелева Е.А., Е.М. Мастюкова, Л.В. Кузнецова, Е.С. Слепович, С.Г. Шевченко Н.Ю. Борякова, Касицина М.А., Коненкова И.Д., Бутко Г.А.)

  1. Коррекционно-развивающее обучение детей с ЗПР школьного возраста

Научно-методические подходы в организации системы помощи детям с ЗПР. Нормативные документы, регламентирующие работу по обучению и воспитанию детей с ЗПР школьного возраста. Система специальных образовательных учреждений для школьников с ЗПР в РФ.

Особенности организации учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими задержку психического развития. Обучение детей с ЗПР в специальной (коррекционной) школе VII вида. Программное обеспечение коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР. Трудовая подготовка и профориентация школьников с ЗПР. Возможности дальнейшей социальной адаптации детей с ЗПР школьного возраста. (Лубовский В.И., С.Г. Шевченко, Н.А. Цыпина, Г.И. Жаренкова, Е.А. Екжанова, Р.Д.Тригер, Г.М. Капустина, В.Л. Подобед, Л.И. Переслени, Н.Г. Белопольская)

  1. Концепция коррекционно-развивающего обучения

Нормативно-документальное оснащение системы коррекционно-развивающего обучения. Дети с трудностями обучения. Организация и содержание работы классов КРО. Вариативные формы организации учебно-воспитательного процесса. Технологии системы коррекционно-развивающего обучения. Диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, учебно-воспитательное, лечебно-профилактическое, социально-трудовое направления работы. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся классов КРО. Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума учреждения( ПМПк). Цели и задачи ПМПк. Организация деятельности и состав ПМПк. Образовательный маршрут ребенка с ЗПР. Индивидуально-ориентированные программы сопровождения детей с ЗПР.

(С.Г. Шевченко, Н.А. Цыпина, Г.И. Жаренкова, Е.А. Екжанова, Р.Д.Тригер, Г.М. Капустина, Левченко И.Ю., Семаго М.М.)

  1. Социализация учащихся системы коррекционно-развивающего обучения

Возможности получения ребенком с ЗПР различных видов среднего образования. Формирование социальной компетенции у школьника с ЗПР, развитие самосознания и формирование самооценки. Формирование социально-нравственного поведения. Создание благоприятной социальной среды, обеспечивающей соответствующее возрасту развитие подростка. Социально-трудовая адаптация учащихся. Современные инновационные и коммуникационные технологии в работе с детьми с ЗПР. Проблема интегрированного обучения детей с ЗПР.

(Лубовский В.И., С.Г. Шевченко, Н.А. Цыпина, Г.И. Жаренкова, Е.А. Екжанова, Р.Д.Тригер, Г.М. Капустина, Пермякова В.А, Домишкевич С.А., Егорова Т.В., Ахутина Т.В., Соколова Н.Д., Калиникова Л.В., Токарева Н.Г.)

Тематический план лекций для заочной формы обучения

1. Срок обучения 5,5 лет

  1. Причины и систематика задержек психического развития (ЗПР). Структура дефекта при ЗПР

История, причины и критерии выделения детей с ЗПР из детской популяции. История изучения задержки психического развития. Различные подходы к изучению задержки психического развития: педагогический, психологический, клинический. Основные этапы в организации помощи детям с ЗПР в России и за рубежом. Задержка психического развития как вариант психического дизонтогенеза. Причины задержки психического развития. Соотношение биологических и социальных факторов в формировании задержки психического развития в детском возрасте. Общие и специфические нарушения при задержке психического развития (В.В. Лебединский, В.И. Лубовский, Т.А. Власова, Н.А. Цыпина, Н.А. Никашина, Г.И. Жаренкова).

Принципы существующих классификаций. Классификация М.С. Певзнер и Т.А. Власовой на основе анализа вариантов инфантилизма. Классификация В.В. Ковалева на основе выделения дизонтогенетических и энцефалопатических вариантов ЗПР. Классификация К. С. Лебединской по этиопатогенетическому признаку. Специфические формы инфантилизма и характер недостаточности познавательной деятельности при различных вариантах ЗПР (К.С. Лебединская, М.С. Певзнер, Т.А. Власова, В.В. Ковалев, О.Н. Усанова, М.М. Семаго, И.Ф.Марковская).

  1. Психологические особенности детей с задержкой психического развития ЗПР

Первичные проблемы развития и наиболее часто встречающиеся вторичные нарушения. Характерные нарушения познавательной деятельности, моторики, эмоционально-волевой сферы. Особенности речи. Астенические состояния. Особенности обучаемости. Особенности развития самосознания и саморегуляции в личностном и социальном плане. Характеристика игровой и продуктивной деятельности дошкольников с ЗПР. Динамика развития детей с ЗПР в дошкольном возрасте (У.В. Ульенкова, Н.Ю. Борякова, Е.А. Стребелева, Е.М.Мастюкова, Марковская И.Ф., Л.В. Кузнецова, Е.С. Слепович, С.Г. Шевченко)

  1. Дифференциальная диагностика ЗПР и сходных состояний

Дифференциальная диагностика (принципы, понятие о сходных состояниях). Сходные состояния с задержкой психического развития: легкая степень умственной отсталости, первичная речевая патология, синдром раннего детского аутизма, снижение слуха. Характеристика различных подходов к изучению детей с ЗПР : возможности медицинской диагностики, экспериментально-психологические, тестовые методики, педагогические методы, наблюдение за игровой деятельностью детей. Значение ранней диагностики задержки психического развития для успешной коррекции. Организация работы ПМПК. Особенности обследования детей с ЗПР. Задачи на разных этапах диагностики.

(В.И. Лубовский, И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.Н. Волковская, Л.В. Кузнецова)

  1. Воспитание и обучение дошкольников с ЗПР

Научно-методические подходы в организации системы помощи детям с ЗПР. Нормативные документы, регламентирующие работу по обучению и воспитанию детей с ЗПР дошкольного возраста. Система специальных образовательных учреждений для дошкольников с ЗПР в РФ.

Детский сад для детей с ЗПР, как тип специального образовательного учреждения. Организация и содержание коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ЗПР. Анализ программного обеспечения воспитания и обучения дошкольников с ЗПР, применение новых педагогических технологий в коррекционно-воспитательном процессе. Основные направления коррекционно-педагогической работы: сенсорное воспитание, развитие познавательной деятельности, развитие речи, физическое воспитание, эстетическое воспитание, развитие игровой деятельности, социально-нравственное воспитание. Развитие эмоционально- волевой сферы детей с ЗПР. Преемственность в работе различных специалистов в группах для детей с ЗПР (воспитателя, учителя-дефектолога, учителя – логопеда, педагога-психолога). Психолого- педагогическое и социальное сопровождение дошкольников с ЗПР. Организация и формы работы с семьей в дошкольных учреждениях для детей с ЗПР. (У.В. Ульенкова, Стребелева Е.А., Е.М. Мастюкова, Л.В. Кузнецова, Е.С. Слепович, С.Г. Шевченко Н.Ю. Борякова, Касицина М.А., Коненкова И.Д., Бутко Г.А.)


  1. Коррекционно-развивающее обучение детей с ЗПР школьного возраста

Научно-методические подходы в организации системы помощи детям с ЗПР. Нормативные документы, регламентирующие работу по обучению и воспитанию детей с ЗПР школьного возраста. Система специальных образовательных учреждений для школьников с ЗПР в РФ.

Особенности организации учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими задержку психического развития. Обучение детей с ЗПР в специальной (коррекционной) школе VII вида. Программное обеспечение коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР. Трудовая подготовка и профориентация школьников с ЗПР. Возможности дальнейшей социальной адаптации детей с ЗПР школьного возраста. (Лубовский В.И., С.Г. Шевченко, Н.А. Цыпина, Г.И. Жаренкова, Е.А. Екжанова, Р.Д.Тригер, Г.М. Капустина)

2. Набор 2009 года срок обучения 4,5 года

3 Набор 2009 года срок обучения 3,5 года

  1. Причины и систематика задержек психического развития (ЗПР). Структура дефекта при ЗПР

История, причины и критерии выделения детей с ЗПР из детской популяции. История изучения задержки психического развития. Различные подходы к изучению задержки психического развития: педагогический, психологический, клинический. Основные этапы в организации помощи детям с ЗПР в России и за рубежом. Задержка психического развития как вариант психического дизонтогенеза. Причины задержки психического развития. Соотношение биологических и социальных факторов в формировании задержки психического развития в детском возрасте. Общие и специфические нарушения при задержке психического развития (В.В. Лебединский, В.И. Лубовский, Т.А. Власова, Н.А. Цыпина, Н.А. Никашина, Г.И. Жаренкова).

Принципы существующих классификаций. Классификация М.С. Певзнер и Т.А. Власовой на основе анализа вариантов инфантилизма. Классификация В.В. Ковалева на основе выделения дизонтогенетических и энцефалопатических вариантов ЗПР. Классификация К. С. Лебединской по этиопатогенетическому признаку. Специфические формы инфантилизма и характер недостаточности познавательной деятельности при различных вариантах ЗПР (К.С. Лебединская, М.С. Певзнер, Т.А. Власова, В.В. Ковалев, О.Н. Усанова, М.М. Семаго, И.Ф.Марковская).

  1. Психологические особенности детей с задержкой психического развития ЗПР

Первичные проблемы развития и наиболее часто встречающиеся вторичные нарушения. Характерные нарушения познавательной деятельности, моторики, эмоционально-волевой сферы. Особенности речи. Астенические состояния. Особенности обучаемости. Особенности развития самосознания и саморегуляции в личностном и социальном плане. Характеристика игровой и продуктивной деятельности дошкольников с ЗПР. Динамика развития детей с ЗПР в дошкольном возрасте (У.В. Ульенкова, Н.Ю. Борякова, Е.А. Стребелева, Е.М.Мастюкова, Марковская И.Ф., Л.В. Кузнецова, Е.С. Слепович, С.Г. Шевченко)

  1. Дифференциальная диагностика ЗПР и сходных состояний

Дифференциальная диагностика (принципы, понятие о сходных состояниях). Сходные состояния с задержкой психического развития: легкая степень умственной отсталости, первичная речевая патология, синдром раннего детского аутизма, снижение слуха. Характеристика различных подходов к изучению детей с ЗПР : возможности медицинской диагностики, экспериментально-психологические, тестовые методики, педагогические методы, наблюдение за игровой деятельностью детей. Значение ранней диагностики задержки психического развития для успешной коррекции. Организация работы ПМПК. Особенности обследования детей с ЗПР. Задачи на разных этапах диагностики.

(В.И. Лубовский, И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.Н. Волковская, Л.В. Кузнецова)

  1. Воспитание и обучение дошкольников с ЗПР

Научно-методические подходы в организации системы помощи детям с ЗПР. Нормативные документы, регламентирующие работу по обучению и воспитанию детей с ЗПР дошкольного возраста. Система специальных образовательных учреждений для дошкольников с ЗПР в РФ.

Детский сад для детей с ЗПР, как тип специального образовательного учреждения. Организация и содержание коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ЗПР. Анализ программного обеспечения воспитания и обучения дошкольников с ЗПР, применение новых педагогических технологий в коррекционно-воспитательном процессе. Основные направления коррекционно-педагогической работы: сенсорное воспитание, развитие познавательной деятельности, развитие речи, физическое воспитание, эстетическое воспитание, развитие игровой деятельности, социально-нравственное воспитание. Развитие эмоционально- волевой сферы детей с ЗПР. Преемственность в работе различных специалистов в группах для детей с ЗПР (воспитателя, учителя-дефектолога, учителя – логопеда, педагога-психолога). Психолого- педагогическое и социальное сопровождение дошкольников с ЗПР. Организация и формы работы с семьей в дошкольных учреждениях для детей с ЗПР. (У.В. Ульенкова, Стребелева Е.А., Е.М. Мастюкова, Л.В. Кузнецова, Е.С. Слепович, С.Г. Шевченко Н.Ю. Борякова, Касицина М.А., Коненкова И.Д., Бутко Г.А.)

  1. Коррекционно-развивающее обучение детей с ЗПР школьного возраста

Научно-методические подходы в организации системы помощи детям с ЗПР. Нормативные документы, регламентирующие работу по обучению и воспитанию детей с ЗПР школьного возраста. Система специальных образовательных учреждений для школьников с ЗПР в РФ.

Особенности организации учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими задержку психического развития. Обучение детей с ЗПР в специальной (коррекционной) школе VII вида. Программное обеспечение коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР. Трудовая подготовка и профориентация школьников с ЗПР. Возможности дальнейшей социальной адаптации детей с ЗПР школьного возраста. (Лубовский В.И., С.Г. Шевченко, Н.А. Цыпина, Г.И. Жаренкова, Е.А. Екжанова, Р.Д.Тригер, Г.М. Капустина)

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 15
Охватывает период от а 0 до 18 месяцев
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «27»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «28»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «28»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск