Скачать 0.68 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова»
Учебно-методический комплекс ДПП.Ф.01 Психолого-педагогические технологии работы с детьми, имеющими задержку психического развития Факультет дефектологический Специальность олигофренопедагогика (031700) Кафедра специальной педагогики и специальной психологии Составитель: Бутко Г.А., к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии Москва-2012 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова» Утверждаю зав.кафедрой _______________________ ___________(ФИО) Решение заседания кафедры Протокол № _1_ «_03__» ______сентября_____2012__г.
ДПП.Ф.06 Психолого-педагогические технологии работы с детьми, имеющими задержку психического развития Специальность олигофренопедагогика (031700) Составитель: Бутко Г.А., к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии Москва-2012 (Выписка из ГОС):
Пояснительная записка Специальность 050714 «Олигофренопедагогика» со специализацией «Логопедическая работа с детьми, имеющими нарушения интеллекта» учреждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. Квалификация выпускника - учитель-олигофренопедагог со специализацией «Логопедическая работа с детьми, имеющими нарушения интеллекта». Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя-логопеда по специальности 050714 «Олигофренопедагогика» со специализацией «Логопедическая работа с детьми, имеющими нарушения интеллекта» 5,5 лет. Выпускник, получивший квалификацию учитель -олигофренопедагог со специализацией «Логопедическая работа с детьми, имеющими нарушения интеллекта», должен осуществлять коррекционное сопровождение процесса обучения и воспитания детей и подростков с нарушениями интеллекта, психолого-педагогическую диагностику речевых нарушений у детей с нарушениями интеллекта, логопедическую работу с умственно отсталыми детьми, имеющими разные формы речевой патологии, способствовать их социализации, формированию общей культуры личности, вести коррекционную работу с использованием разнообразных приемов, методов и средств коррекции; соблюдать права и свободы обучающихся, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в коррекционном процессе. Область профессиональной деятельности: специальное (коррекционное) образование для обучающихся с нарушениями интеллекта. Объект профессиональной деятельности: обучающиеся с нарушениями интеллекта. Виды профессиональной деятельности:
Выпускник, получивший квалификацию учитель-олигофренопедагог со специализацией «Логопедическая работа с детьми, имеющими нарушения интеллекта», подготовлен к выполнению основных видов профессиональной деятельности учителя-олигофренопедагога по решению типовых профессиональных задач в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных школьных, дошкольных и медицинских учреждениях, центрах реабилитации и коррекции, психолого-медико-педагогических комиссиях. Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре. Выпускник должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, в том числе Закон Российской Федерации “Об образовании”, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребёнка; основы общих и специальных теоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; школьные программы и учебники; средства обучения и их дидактические возможности; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; санитарные правила и нормы, правила техники безопасности и противопожарной защиты; государственный язык Российской Федерации – русский язык; свободно владеть языком, на котором ведется преподавание. Основные цели и задачи курса Цель: формирование у студентов глубоких методологических и теоретических знаний психолого-педагогических технологиях работы с детьми, имеющими задержку психического развития. Задачи:
В результате освоения содержания дисциплины студенты должны знать:
уметь:
владеть:
Принципы отбора содержания и организации учебного материала Содержание курса раскрывает сущность и структурные компоненты корреционно -педагогического процесса, знакомит с методами и технологиями психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития Важно убедить студентов в социальной значимости, дать представление о личности и функциях педагога, формировать гуманистическую направленность личности студента, побуждать к творческому освоению педагогической профессии, овладению педагогическими технологиями. Практические занятия направлены на формирование умений научной организации умственного труда студентов, знакомство с передовым педагогическим опытом. Самостоятельная работа направлена на углубленное изучение наиболее важных проблем данной дисциплины. В качестве творческого задания студентам предлагается написание реферата, а также конспектов статей по предложенным темам. Дисциплина изучается на лекционных, лабораторных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов. Форма итогового контроля – зачет. Программа включает тематику лекций, планы лабораторных и практических занятий, вопросы к зачету и список рекомендуемой литературы.
по очно-заочной форме обучения 1. Набор 2008 года срок обучения 4,5 года 2. Набор 2009 года срок обучения 4,5 года
по заочной форме обучения 1. Срок обучения 5,5 лет
2. Набор 2009 года срок обучения 4,5 года 3 Набор 2009 года срок обучения 3,5 года
по очно-заочной форме обучения 1. Набор 2008 года срок обучения 4,5 года 2. Набор 2009 года срок обучения 4,5 года Разделы дисциплины и виды учебной работы
по заочной форме обучения 1. Срок обучения 5,5 лет Разделы дисциплины и виды учебной работы
2. Набор 2009 года срок обучения 4,5 года 3 Набор 2009 года срок обучения 3,5 года
Тематический план лекций для очно-заочной формы обучения 1. Набор 2008 года срок обучения 4,5 года 2. Набор 2009 года срок обучения 4,5 года
История, причины и критерии выделения детей с ЗПР из детской популяции. История изучения задержки психического развития. Различные подходы к изучению задержки психического развития: педагогический, психологический, клинический. Основные этапы в организации помощи детям с ЗПР в России и за рубежом. Задержка психического развития как вариант психического дизонтогенеза. Причины задержки психического развития. Соотношение биологических и социальных факторов в формировании задержки психического развития в детском возрасте. Общие и специфические нарушения при задержке психического развития (В.В. Лебединский, В.И. Лубовский, Т.А. Власова, Н.А. Цыпина, Н.А. Никашина, Г.И. Жаренкова). Принципы существующих классификаций. Классификация М.С. Певзнер и Т.А. Власовой на основе анализа вариантов инфантилизма. Классификация В.В. Ковалева на основе выделения дизонтогенетических и энцефалопатических вариантов ЗПР. Классификация К. С. Лебединской по этиопатогенетическому признаку. Специфические формы инфантилизма и характер недостаточности познавательной деятельности при различных вариантах ЗПР (К.С. Лебединская, М.С. Певзнер, Т.А. Власова, В.В. Ковалев, О.Н. Усанова, М.М. Семаго, И.Ф.Марковская).
Первичные проблемы развития и наиболее часто встречающиеся вторичные нарушения. Характерные нарушения познавательной деятельности, моторики, эмоционально-волевой сферы. Особенности речи. Астенические состояния. Особенности обучаемости. Особенности развития самосознания и саморегуляции в личностном и социальном плане. Характеристика игровой и продуктивной деятельности дошкольников с ЗПР. Динамика развития детей с ЗПР в дошкольном возрасте (У.В. Ульенкова, Н.Ю. Борякова, Е.А. Стребелева, Е.М.Мастюкова, Л.В. Кузнецова, Е.С. Слепович, С.Г. Шевченко)
Дифференциальная диагностика (принципы, понятие о сходных состояниях). Сходные состояния с задержкой психического развития: легкая степень умственной отсталости, первичная речевая патология, синдром раннего детского аутизма, снижение слуха. Характеристика различных подходов к изучению детей с ЗПР : возможности медицинской диагностики, экспериментально-психологические, тестовые методики, педагогические методы, наблюдение за игровой деятельностью детей. Значение ранней диагностики задержки психического развития для успешной коррекции. Организация работы ПМПК. Особенности обследования детей с ЗПР. Задачи на разных этапах диагностики. (В.И. Лубовский, И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.Н. Волковская, Л.В. Кузнецова)
Научно-методические подходы в организации системы помощи детям с ЗПР. Нормативные документы, регламентирующие работу по обучению и воспитанию детей с ЗПР дошкольного возраста. Система специальных образовательных учреждений для дошкольников с ЗПР в РФ. Детский сад для детей с ЗПР, как тип специального образовательного учреждения. Организация и содержание коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ЗПР. Анализ программного обеспечения воспитания и обучения дошкольников с ЗПР, применение новых педагогических технологий в коррекционно-воспитательном процессе. Основные направления коррекционно-педагогической работы: сенсорное воспитание, развитие познавательной деятельности, развитие речи, физическое воспитание, эстетическое воспитание, развитие игровой деятельности, социально-нравственное воспитание. Развитие эмоционально- волевой сферы детей с ЗПР. Преемственность в работе различных специалистов в группах для детей с ЗПР (воспитателя, учителя-дефектолога, учителя – логопеда, педагога-психолога). Психолого- педагогическое и социальное сопровождение дошкольников с ЗПР. Организация и формы работы с семьей в дошкольных учреждениях для детей с ЗПР. (У.В. Ульенкова, Стребелева Е.А., Е.М. Мастюкова, Л.В. Кузнецова, Е.С. Слепович, С.Г. Шевченко Н.Ю. Борякова, Касицина М.А., Коненкова И.Д., Бутко Г.А.)
Научно-методические подходы в организации системы помощи детям с ЗПР. Нормативные документы, регламентирующие работу по обучению и воспитанию детей с ЗПР школьного возраста. Система специальных образовательных учреждений для школьников с ЗПР в РФ. Особенности организации учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими задержку психического развития. Обучение детей с ЗПР в специальной (коррекционной) школе VII вида. Программное обеспечение коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР. Трудовая подготовка и профориентация школьников с ЗПР. Возможности дальнейшей социальной адаптации детей с ЗПР школьного возраста. (Лубовский В.И., С.Г. Шевченко, Н.А. Цыпина, Г.И. Жаренкова, Е.А. Екжанова, Р.Д.Тригер, Г.М. Капустина, В.Л. Подобед, Л.И. Переслени, Н.Г. Белопольская)
Нормативно-документальное оснащение системы коррекционно-развивающего обучения. Дети с трудностями обучения. Организация и содержание работы классов КРО. Вариативные формы организации учебно-воспитательного процесса. Технологии системы коррекционно-развивающего обучения. Диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, учебно-воспитательное, лечебно-профилактическое, социально-трудовое направления работы. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся классов КРО. Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума учреждения( ПМПк). Цели и задачи ПМПк. Организация деятельности и состав ПМПк. Образовательный маршрут ребенка с ЗПР. Индивидуально-ориентированные программы сопровождения детей с ЗПР. (С.Г. Шевченко, Н.А. Цыпина, Г.И. Жаренкова, Е.А. Екжанова, Р.Д.Тригер, Г.М. Капустина, Левченко И.Ю., Семаго М.М.)
Возможности получения ребенком с ЗПР различных видов среднего образования. Формирование социальной компетенции у школьника с ЗПР, развитие самосознания и формирование самооценки. Формирование социально-нравственного поведения. Создание благоприятной социальной среды, обеспечивающей соответствующее возрасту развитие подростка. Социально-трудовая адаптация учащихся. Современные инновационные и коммуникационные технологии в работе с детьми с ЗПР. Проблема интегрированного обучения детей с ЗПР. (Лубовский В.И., С.Г. Шевченко, Н.А. Цыпина, Г.И. Жаренкова, Е.А. Екжанова, Р.Д.Тригер, Г.М. Капустина, Пермякова В.А, Домишкевич С.А., Егорова Т.В., Ахутина Т.В., Соколова Н.Д., Калиникова Л.В., Токарева Н.Г.) Тематический план лекций для заочной формы обучения 1. Срок обучения 5,5 лет
История, причины и критерии выделения детей с ЗПР из детской популяции. История изучения задержки психического развития. Различные подходы к изучению задержки психического развития: педагогический, психологический, клинический. Основные этапы в организации помощи детям с ЗПР в России и за рубежом. Задержка психического развития как вариант психического дизонтогенеза. Причины задержки психического развития. Соотношение биологических и социальных факторов в формировании задержки психического развития в детском возрасте. Общие и специфические нарушения при задержке психического развития (В.В. Лебединский, В.И. Лубовский, Т.А. Власова, Н.А. Цыпина, Н.А. Никашина, Г.И. Жаренкова). Принципы существующих классификаций. Классификация М.С. Певзнер и Т.А. Власовой на основе анализа вариантов инфантилизма. Классификация В.В. Ковалева на основе выделения дизонтогенетических и энцефалопатических вариантов ЗПР. Классификация К. С. Лебединской по этиопатогенетическому признаку. Специфические формы инфантилизма и характер недостаточности познавательной деятельности при различных вариантах ЗПР (К.С. Лебединская, М.С. Певзнер, Т.А. Власова, В.В. Ковалев, О.Н. Усанова, М.М. Семаго, И.Ф.Марковская).
Первичные проблемы развития и наиболее часто встречающиеся вторичные нарушения. Характерные нарушения познавательной деятельности, моторики, эмоционально-волевой сферы. Особенности речи. Астенические состояния. Особенности обучаемости. Особенности развития самосознания и саморегуляции в личностном и социальном плане. Характеристика игровой и продуктивной деятельности дошкольников с ЗПР. Динамика развития детей с ЗПР в дошкольном возрасте (У.В. Ульенкова, Н.Ю. Борякова, Е.А. Стребелева, Е.М.Мастюкова, Марковская И.Ф., Л.В. Кузнецова, Е.С. Слепович, С.Г. Шевченко)
Дифференциальная диагностика (принципы, понятие о сходных состояниях). Сходные состояния с задержкой психического развития: легкая степень умственной отсталости, первичная речевая патология, синдром раннего детского аутизма, снижение слуха. Характеристика различных подходов к изучению детей с ЗПР : возможности медицинской диагностики, экспериментально-психологические, тестовые методики, педагогические методы, наблюдение за игровой деятельностью детей. Значение ранней диагностики задержки психического развития для успешной коррекции. Организация работы ПМПК. Особенности обследования детей с ЗПР. Задачи на разных этапах диагностики. (В.И. Лубовский, И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.Н. Волковская, Л.В. Кузнецова)
Научно-методические подходы в организации системы помощи детям с ЗПР. Нормативные документы, регламентирующие работу по обучению и воспитанию детей с ЗПР дошкольного возраста. Система специальных образовательных учреждений для дошкольников с ЗПР в РФ. Детский сад для детей с ЗПР, как тип специального образовательного учреждения. Организация и содержание коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ЗПР. Анализ программного обеспечения воспитания и обучения дошкольников с ЗПР, применение новых педагогических технологий в коррекционно-воспитательном процессе. Основные направления коррекционно-педагогической работы: сенсорное воспитание, развитие познавательной деятельности, развитие речи, физическое воспитание, эстетическое воспитание, развитие игровой деятельности, социально-нравственное воспитание. Развитие эмоционально- волевой сферы детей с ЗПР. Преемственность в работе различных специалистов в группах для детей с ЗПР (воспитателя, учителя-дефектолога, учителя – логопеда, педагога-психолога). Психолого- педагогическое и социальное сопровождение дошкольников с ЗПР. Организация и формы работы с семьей в дошкольных учреждениях для детей с ЗПР. (У.В. Ульенкова, Стребелева Е.А., Е.М. Мастюкова, Л.В. Кузнецова, Е.С. Слепович, С.Г. Шевченко Н.Ю. Борякова, Касицина М.А., Коненкова И.Д., Бутко Г.А.)
Научно-методические подходы в организации системы помощи детям с ЗПР. Нормативные документы, регламентирующие работу по обучению и воспитанию детей с ЗПР школьного возраста. Система специальных образовательных учреждений для школьников с ЗПР в РФ. Особенности организации учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими задержку психического развития. Обучение детей с ЗПР в специальной (коррекционной) школе VII вида. Программное обеспечение коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР. Трудовая подготовка и профориентация школьников с ЗПР. Возможности дальнейшей социальной адаптации детей с ЗПР школьного возраста. (Лубовский В.И., С.Г. Шевченко, Н.А. Цыпина, Г.И. Жаренкова, Е.А. Екжанова, Р.Д.Тригер, Г.М. Капустина) 2. Набор 2009 года срок обучения 4,5 года 3 Набор 2009 года срок обучения 3,5 года
История, причины и критерии выделения детей с ЗПР из детской популяции. История изучения задержки психического развития. Различные подходы к изучению задержки психического развития: педагогический, психологический, клинический. Основные этапы в организации помощи детям с ЗПР в России и за рубежом. Задержка психического развития как вариант психического дизонтогенеза. Причины задержки психического развития. Соотношение биологических и социальных факторов в формировании задержки психического развития в детском возрасте. Общие и специфические нарушения при задержке психического развития (В.В. Лебединский, В.И. Лубовский, Т.А. Власова, Н.А. Цыпина, Н.А. Никашина, Г.И. Жаренкова). Принципы существующих классификаций. Классификация М.С. Певзнер и Т.А. Власовой на основе анализа вариантов инфантилизма. Классификация В.В. Ковалева на основе выделения дизонтогенетических и энцефалопатических вариантов ЗПР. Классификация К. С. Лебединской по этиопатогенетическому признаку. Специфические формы инфантилизма и характер недостаточности познавательной деятельности при различных вариантах ЗПР (К.С. Лебединская, М.С. Певзнер, Т.А. Власова, В.В. Ковалев, О.Н. Усанова, М.М. Семаго, И.Ф.Марковская).
Первичные проблемы развития и наиболее часто встречающиеся вторичные нарушения. Характерные нарушения познавательной деятельности, моторики, эмоционально-волевой сферы. Особенности речи. Астенические состояния. Особенности обучаемости. Особенности развития самосознания и саморегуляции в личностном и социальном плане. Характеристика игровой и продуктивной деятельности дошкольников с ЗПР. Динамика развития детей с ЗПР в дошкольном возрасте (У.В. Ульенкова, Н.Ю. Борякова, Е.А. Стребелева, Е.М.Мастюкова, Марковская И.Ф., Л.В. Кузнецова, Е.С. Слепович, С.Г. Шевченко)
Дифференциальная диагностика (принципы, понятие о сходных состояниях). Сходные состояния с задержкой психического развития: легкая степень умственной отсталости, первичная речевая патология, синдром раннего детского аутизма, снижение слуха. Характеристика различных подходов к изучению детей с ЗПР : возможности медицинской диагностики, экспериментально-психологические, тестовые методики, педагогические методы, наблюдение за игровой деятельностью детей. Значение ранней диагностики задержки психического развития для успешной коррекции. Организация работы ПМПК. Особенности обследования детей с ЗПР. Задачи на разных этапах диагностики. (В.И. Лубовский, И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.Н. Волковская, Л.В. Кузнецова)
Научно-методические подходы в организации системы помощи детям с ЗПР. Нормативные документы, регламентирующие работу по обучению и воспитанию детей с ЗПР дошкольного возраста. Система специальных образовательных учреждений для дошкольников с ЗПР в РФ. Детский сад для детей с ЗПР, как тип специального образовательного учреждения. Организация и содержание коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ЗПР. Анализ программного обеспечения воспитания и обучения дошкольников с ЗПР, применение новых педагогических технологий в коррекционно-воспитательном процессе. Основные направления коррекционно-педагогической работы: сенсорное воспитание, развитие познавательной деятельности, развитие речи, физическое воспитание, эстетическое воспитание, развитие игровой деятельности, социально-нравственное воспитание. Развитие эмоционально- волевой сферы детей с ЗПР. Преемственность в работе различных специалистов в группах для детей с ЗПР (воспитателя, учителя-дефектолога, учителя – логопеда, педагога-психолога). Психолого- педагогическое и социальное сопровождение дошкольников с ЗПР. Организация и формы работы с семьей в дошкольных учреждениях для детей с ЗПР. (У.В. Ульенкова, Стребелева Е.А., Е.М. Мастюкова, Л.В. Кузнецова, Е.С. Слепович, С.Г. Шевченко Н.Ю. Борякова, Касицина М.А., Коненкова И.Д., Бутко Г.А.)
Научно-методические подходы в организации системы помощи детям с ЗПР. Нормативные документы, регламентирующие работу по обучению и воспитанию детей с ЗПР школьного возраста. Система специальных образовательных учреждений для школьников с ЗПР в РФ. Особенности организации учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими задержку психического развития. Обучение детей с ЗПР в специальной (коррекционной) школе VII вида. Программное обеспечение коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР. Трудовая подготовка и профориентация школьников с ЗПР. Возможности дальнейшей социальной адаптации детей с ЗПР школьного возраста. (Лубовский В.И., С.Г. Шевченко, Н.А. Цыпина, Г.И. Жаренкова, Е.А. Екжанова, Р.Д.Тригер, Г.М. Капустина) |
Решение заседания кафедры Протокол №1 15 Охватывает период от а 0 до 18 месяцев | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «27» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «28» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №9 «28» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |