Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012 г. Программа модуля «Невропатология»





Скачать 450.15 Kb.
НазваниеРешение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012 г. Программа модуля «Невропатология»
страница1/4
Дата публикации17.12.2014
Размер450.15 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Право > Решение
  1   2   3   4
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"


"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова




Замолоцких Е.Г.




______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № 1 от 03.09.2012

Учебно-методический комплекс
ОПД.Ф.08Невропатология

Факультет дефектологический

Направление: Специальность олигофренопедагогика (031700)

Кафедра спец. педагогики и спец.психологии

Составитель: Дружиловская О.В., к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии
Москва-2012

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Утверждаю зав.кафедрой

_______________________

___________(ФИО)
Решение заседания

кафедры Протокол № _1_

«_03» _сентября 2012_г.



  1. Программа модуля «Невропатология»


Направление: Специальность олигофренопедагогика (031700)


Составитель: Дружиловская О.В., к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии

Москва-2012

I. Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины



Код по ГОС ВПО


Название дисциплины и дидактическое содержание


Трудоемкость по ГОС ВПО

ОПД.Р.7.

Невропатология.



70 ч.



II. Рабочая программа

  1. Цель и задачи учебной дисциплины


Учебный курс направлен на овладение студентами знаниями об особенностях строения, функции и патологии нервной системы.

Дисциплина «Невропатология» ориентирует студентов - будущих дефектологов - на знания строения и функции нервной системы как основы всей моторной, сенсорной, речевой и интеллектуальной деятельности человека. Её изучение способствует решению следующих основных задач:

  • познакомить студентов с особенностями развития нервной системы в различные возрастные периоды,

  • раскрыть значение нервной системы для формирования слуха, зрения, моторики и интеллекта,

  • сформировать представления о различных вариантах патологического развития нервной системы,

  • научить видеть типичные и индивидуальные особенности психоневрологического и психофизического развития ребенка,

  • соотнести полученные результаты исследования зрения, слуха, моторики и интеллекта с различными формами патологии для использования специальных методов коррекционного воздействия,

  • прогнозировать результаты коррекционно-педагогической работы для выбора места и методов обучения.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В процессе изучения курса «Невропатология» студенты должны знать:

  • понятия «нейрон», «синапс», «головной и спинной мозг», «цитоархитектоника коры головного мозга», «физиология нервной системы», «патология нервной системы», «внутриутробная патология», «родовая черепно-мозговая травма», различные болезни (полиомиелит, менингит, энцефалит), различие понятий «болезнь» и «состояние», «минимальная мозговая дисфункция», «первичный дефект и вторичные отклонения»

  • историю развития детской невропатологии как ветви медицинской науки,

  • эволюцию нервной системы (филогенез и онтогенез),

  • общие принципы строения нервной системы,

  • структуры нервной системы (центральная, периферическая и вегетативная нервная система),

  • строение спинного и головного мозга,

  • физиологию нервной деятельности,

  • классификацию неврологических расстройств и связанные с ней формы патологии слуха, зрения, моторики, речи и интеллекта,

  • принципы дифференциальной диагностики различных форм поражения нервной системы.


В конце изучения данного курса студенты должны уметь:

  • анализировать медицинскую и психолого-педагогическую литературу,

  • собрать анамнестические сведения у родителей и анализировать полученные данные,

  • изучать детей с различными формами патологии нервной системы,

  • наблюдать поведение ребенка и анализировать продуктивную деятельность ребенка,

  • использовать различные методы обследования детей с отклонениями в психофизическом и психоневрологическом развитии,

  • составлять протокол обследования,

  • составлять психолого-педагогическую характеристику,

  • уметь работать с врачами различных специальностей при обследовании детей с патологией слуха, зрения, речи, моторики и интеллекта.


В процессе освоения программы курса студенты делают тематические сообщения, выполняют практические задания, пишут рефераты и курсовые работы.

3. Распределение учебного времени по видам занятий и формам обучения.

Объем дисциплины и виды учебной работы


Виды учебной работы

Объем дисциплины (час.)




Аудиторные занятия, в том числе

лекции

практические занятия

лабораторные работы


32
10

8

Самостоятельная работа

32

Общая трудоемкость

70



4.Семестры и вид отчетности по дисциплине


Семестр

Вид отчетности

(контрольная работа, зачет, экзамен)

2

экзамен


5.Содержание дисциплины

п/п

Разделы

Лекции

(20ч.)

Практические занятия

(10ч.)


Лабораторные работы

(8ч.)

1.

Предмет, цели и задачи курса.


Введение в проблему. Неврология и коррекционная педагогика. Взаимосвязь клинической медицины и специальной пелагогики.




-







-

2.

Краткий исторический очерк развития невропатологии как науки. Эволюция нервной системы: филогенез и онтогенез

Эволюция нервной системы: фило- и онтогенез нервной системы, структурно-функциональные основы работы нервной системы на разных эволюционных этапах. Уровни организации нервной системы и интегративные системы мозга. Макроскопическое строение нервной системы.




-







-

3.

Общие принципы строения нервной системы. Принципы строения спинного мозга, периферической нервной системы, черепно-мозговых нервов.

Чувствительность, восходящие сенсорные системы, понятие об анализаторе. Типы чувствительных расстройств, их клиническая и инструментальная диагностика. Движение, нисходящие двигательные системы. Пирамидный, экстрапирамидный, сегментарный и невральный уровни организации движений. Центральный и периферический тип двигательных расстройств, их клиническая и инструментальная диагностика. Вегетативная нервная система, ее анатомические особенности и функциональные уровни внутрисистемной интеграции. Синдромы вегетативных нарушений.

Исследование функций черепно-мозговых нервов. Исследование двигательной функции: определение состояния мышечного тонуса, трофики мышц. Поверхностных и глубоких рефлексов, синкинезий, координаторных расстройств, объема движений.

Проведение проб состояния чувствительности: обоняния, вкуса, зрения, слуха, экстеро- и проприоцепции, смптомов натяжения.







-







-







-







-

4.

Нейрофизиологические механизмы деятельности нервной системы.

Нейрофизиологические основы высшей нервной деятельности, ее условно-рефлекторный характер. Гнозис и праксис – базовые прдпосылки формирования высших психических функций. Речь как высшая психическая функция. Особенности речевых расстройств при гипердинамическом, неврозоподобном и астено-невротическом синдроме.

Исследование зрительного и слухового гнозиса, стереогноза памяти, речи, письма, чтения, счета, особенности мышления и поведения.




5.

Патология нервной системы.

Методы исследования в неврологической клинике. Семиотика поражений нервной системы. Перинатальные поражения нервной системы и отдаленные результаты нервно-психологического развития. Аномалии развития. Наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы: клинические аспекты, вопросы генетического консультирования и медико-психолого-педагогической коррекции.




Проведение проб менингеальных и общемозговых смптомов.

6.

Болезни нервной системы.

Инфекционные и токсические заболевания нервной системы: этиология, патогенез расстройств, клинические проявления, возрастные особенности течения болезни и исходы. Вопросы терапии и коррекционные мероприятия в резидуальной стадии заболеваний.

Сбор анамнестических сведений и написание истории развития ребенка.




7.

Травмы черепа и их последствия.

Травмы нервной системы и последствия чрезмерного воздействия физических факторов.







8.

Неврозы в детском возрасте.


Исходы перенатальных повреждений нервной системы. Минимальные мозговые дисфункции: синдромы дезадаптации детей в дошкольном и школьном возрасте.







9.

Неврологические основы патологии речи у детей.

Церебральные механизмы речи. Речевые расстройства и их неврологические механизмы: афазии (алалии), дизлексии, дизграфии.




Обследование ребенка с речевыми нарушениями в практике логопеда.

10.

Организация неврологической и психолого-педагогической помощи детям с задержками развития и заболеваниями нервной системы.

Преемственность в работе медецинских служб с образовательными учреждениями, взаимодействие специалистов, участие в трудоустройстве инвалидов детства, семейное консультирование, вопросы этики и деонтологии в медицине и коррекционной педагогике.







11













12.













13.













14.














5. 1. Содержание
Тема 1. Предмет, цели и задачи курса.

Медицинский курс «Невропатология» является базисным для сложного комплекса медицинских и психолого-педагогических дисциплин, изучаемых на отделении коррекционной педагогики и психологии (дефектологии). Необходимость данного курса обусловлена тем, что основные формы нарушения зрения, слуха, речи, моторики, поведения, интеллекта связаны с отклонениями в развитии нервной системы.

В связи с этим основной задачей курса «Невропатологии» является изучение анатомо-физиологических закономерностей формирования нервной системы в возрастном аспекте, развитие анализаторов и функциональных систем, обуславливающих становление высшей нервной деятельности. В задачи курса входит также изучение различных причин нарушения развития нервной системы и проявление болезненных состояний и их последствий.

Курс «Невропатологии» связан со смежными дисциплинами медицинского и психолого-педагогического цикла. К ним относятся: «Анатомия и физиология человека», «Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи», «Анатомия, физиология и патология органов зрения», «Психопатология», «Клиника интеллектуальных нарушений», «Логопедия», «Олигофренопедагогика», «Психолого-педагогическая диагностика» и другие.

С целью изучения данного курса мы предлагаем студентам лекции, семинарские и практические занятия, собеседования, написание рефератов и курсовых работ, самостоятельную работу с литературными источниками.

Невропатология является ветвью медицинской науки, изучающей строение, функцию и заболевание нервной системы. Сведения о врачах древности (Гиппократ, Авицена, Платон и другие), средних веков и современности. Медицина и педагогика.
Вопросы для самоконтроля:

  1. Значение курса «Невропатологии» для дефектологии.

  2. Перечислите медицинские и педагогические курсы, с которыми связана «невропатология».

  3. Медико-биологические и материалистические истоки отечественной невропатологии.

  4. Раскройте значение работ Гиппократа для медицины.

  5. Расскажите о трудах отечественных врачей, работавших совместно с педагогами.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Начертите схему взаимосвязи курса «Невропатологии» с другими смежными науками.

  2. Составьте конспект по работам врачей древности и современных неврологов.


Рекомендуемая литература:

№1, № 2, № 5, № 6 (основная).

№ 4, № 5 (дополнительная).
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012 г. Программа модуля «Невропатология» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012 г. Программа...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012 г. Программа модуля «Невропатология» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 02 сентября 2012 Программа...
«диалогу» с памятниками российской культуры, эмоциональной отзывчивости на образы высокого искусства, что способствует эстетическому...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012 г. Программа модуля «Невропатология» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «3» сентября 2013г. Программа...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012 г. Программа модуля «Невропатология» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «3» сентября 2012г. Программа...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012 г. Программа модуля «Невропатология» iconРешение заседания кафедры Протокол № «29» сентября 2011г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012 г. Программа модуля «Невропатология» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2012 г. Программа...
Важное внимание уделено рассмотрению высших достижений художественной культуры культурных разных народов, а также механизмам цивилизационного...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012 г. Программа модуля «Невропатология» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2013г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012 г. Программа модуля «Невропатология» iconРешение заседания кафедры Протокол №6 «16» января 2012 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012 г. Программа модуля «Невропатология» iconРешение заседания кафедры Протокол №6 «16» января 2012 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012 г. Программа модуля «Невропатология» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2013 г. Программа...
Овз; осуществление их гуманистической, личностно-мотивационной и практической подготовки к умению взаимодействовать со специалистами...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012 г. Программа модуля «Невропатология» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 3 сентября 2012 Учебно-методический...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012 г. Программа модуля «Невропатология» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2012 г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012 г. Программа модуля «Невропатология» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012 г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012 г. Программа модуля «Невропатология» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2013 г рабочая...
Кв8 «Инновационные технологии в работе с участниками образовательного процесса»
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012 г. Программа модуля «Невропатология» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012 г. Программа модуля «Невропатология» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2012 г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск