Скачать 39.33 Kb.
|
Урок – исследование 6 класс «Колокола на Руси» Задачи: познакомить с колокольными звонами как ярким явлением русской православной культуры. Путём исследования определить, какой след оставили звоны в русской классической музыке. Музыкальный материал: аудио запись «Колокольные звоны», Ф.Шопен «Ноктюрн», песня Е.Крылатова «Колокола» из кинофильма «Приключения Электроника, Песни по выбору учащихся. Литература: Энциклопедический словарь юного музыканта, Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства, Мишин В.В. «Колокола России. Краткая иллюстрированная история». Ход урока: Дети садятся и исполняют песню Е.Крылатова «Колокола» - Скажите пожалуйста, что за песня открыла наш урок? - Правильно, это песня называется «Колокола». Скажите, а где можно услышать колокола? (на улице, в церкви, по телевизору) - наш сегодняшний урок посвящён этому замечательному явлению- колокольному звону. Скажите, пожалуйста, можно ли колокол назвать музыкальным инструментом? (да) - а почему? ( когда звонят колокола, в их звоне можно услышать мелодию). - как вы думаете, колокольный звон – это новое явление или нет? (нет, это придумано давно). - если это придумано давно, то должны были остаться доказательства. Наша задача исследовать, где звучал колокол, и какое место он занимает в душах русских людей. - как вы думаете, в каком веке появились колокола на Руси? Первое упоминание о колоколах встречается в 10 веке, и на протяжении многих веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан. Размеряли течение дня, возвещали время труда и отдыха, время бодрствования и сна, время веселья и скорби. «Малиновые» перезвоны указывали дорогу заблудившемуся путнику. - выражение «малиновый» звон западного происхождения- от названия французского города Мехелна, где издавна отливали колокола. - колокольный звон служил мерилом праведности и добра: «голос чище звона», «слава, что звон»- так говорили о том, что было достойно высшей похвалы. Колокола были несовместимы с ложью, несправедливостью, греховностью. - люди всегда с большим уважением относились к колоколам. Послушайте стихотворение: Колокола! Ваш звучный звон- язык земли, Меня вскормившей. Живёт в вас радость, клич и стон, как отголосок Жизни бывшей. Колокола- Руси венец, червонным золотом горящий, Ваш звон- связующая нить, Меж будущем и настоящим. Г.Голуб -Но не только в стихах можно услышать упоминание о колоколах. Не обидела внимание колокола и русская классическая музыка. Давайте послушаем «Ноктюрн» Фридриха Шопена. Слушание. - здесь звучали колокола? (да) - нет, это была имитация звона инструментами симфонического оркестра. Что такое имитация?( изображение, подражание) - очень часто композиторы пользовались этим приёмом в своих музыкальных произведениях. - у каждого колокола особенный, неповторимый голос. Колокола можно разделить по группам, по признакам, по каким? (по величине, по месту изготовления, по высоте голоса). - в давние времена к колоколам относились как к живым людям. Их наказывали, отправляли в ссылку, и даже брали в плен. У побеждённых забирали то, что являлось национальной святыней. - колокола находились и находятся в специальном помещении. Вспомните наш храм в вышнем Волочке, как называется это помещение? (колокольня, звонница). - почему колокольня это понятно, а почему звонница? (оттуда льётся колокольный звон). - а как называется человек, который звонит в колокола? (звонарь) - как вы думаете легко быть звонарём? (очень трудно). На одной колокольне может быть до 37 колоколов. Давайте послушаем запись колокольного звона. Слушание. - существует много легенд, связанных с колоколами. Например, Наполеон, вступив в Москву, решил взорвать колокольню Ивана Великого. По его приказу под неё положили большое количество пороха и подожгли. Раздался взрыв, колокольня взлетела на верх, а затем… опустилась на место целая и невредимая. - по народным поверьям, влиянию ночного церковного колокола не могут противостоять сами нечистые силы, теряет силу всякое гадание и волшебство. - а учёные установили, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы. - по рассказам жителей Ярославской губернии, однажды люди перевозили два колокола, отлитые одновременно на одном заводе. При переправе через реку один колокол утонул, да так и остался на дне реки. Второй благополучно довезли до места и повесили на колокольне. Однако, когда он звонил, звуки его были печальны, и в них ясно можно было расслышать слова: «Брат Кондрат на дне лежит, а мне не велит». - брат Кондрат- так назван был колокол, который утонул. Многим большим колоколам давали имена. Например: Лебедь, Сысой, Реут. Назовите имя самого большого колокола на только вРоссии, но и в мире. (царь- колокол) - где он находится? А он звучит? Посмотрите – вот этот колокол на фотографии. Давайте послушаем истории царь- колокола в Москве. Чтение доклада «История Царь- колокола в Москве» -читает ученик. - послушаем ещё один доклад «Описание царь – колокола» - посмотрите ещё раз на эту фотографию. Вот этот отвалившийся кусочек весом 11, 5 тонн. А в это отверстие спокойно может пройти высокий человек. - самые лучшие колокола отливали в России. Он настолько разные и звонкие и певучие, даже в городе Суздале устраиваются колокольные концерты, в которых участвуют и маленькие и большие колокола. - говорят: икона- молитва в красках, храм- молитва в камне, колокол- молитва в звуке. -и я желаю вам, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик. Оценки за урок: за чтение доклада------ За чтение стихотворения------- Исполнение песенного репертуара по желанию учащихся. |