Реферат по литературе Тема: «Женские характеры в творчестве И. С. Тургенева»





Скачать 177.25 Kb.
НазваниеРеферат по литературе Тема: «Женские характеры в творчестве И. С. Тургенева»
Дата публикации20.12.2014
Размер177.25 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Реферат по литературе

Тема: «Женские характеры в творчестве И.С.Тургенева»

Серебрякова

Елена Геннадьевна

г.Камень-на-Оби

2011 год

Оглавление

Введение…………………………………………………...3

Место И.С.Тургенева в развитии русской литературы…4

Тургенев – «певец любви»………………………………...4

Типы женщин в западноевропейской и русской классической литературе…………………………………..5

Типы «тургеневских женщин»…………………………….6

Образ Аси как идеал «тургеневской девушки»………….10

Заключение…………………………………………………13

Список использованной литературы……………………..14

По верному наблюдению Константина Бальмонта, женщине принадлежит верховное место и среди основных ценностей («божеств») Тургенева-художника – природы, родины, России, любви, красоты и искусства. Называя женщину «лучшей и самой верной сущностью, благоговеющей в художественном творчестве» автора «Аси», «Первой любви», Бальмонт подразумевал тот излюбленный Тургеневым женский характер, который в равной мере был женским идеалом писателя и его самобытным творческим созданием, не известным ранее ни русской, ни западноевропейской литературе.

В.А.Недзвецкий

Введение

Нельзя не согласиться с мнением известного исследователя творчества И.С. Тургенева с тем, что «главной чертой каждой тургеневской героини является восхитительная женственность». Однако это понятие раскрывает не всё. Представление о женской красоте у автора более сложное.

Тургеневские героини соединяют в себе, казалось бы, несовместимые черты, такие как робость и твердость характера, мечтательность и целеустремленность, проявляющиеся во всем. Тургеневская женщина обладает чувством собственного достоинства, способна терпеливо и ровно строить отношения с людьми. А все это - те качества характера, которые испокон веков составляли идеал красоты русской женщины в самых разных сословных обществах.

В своей работе я постаралась выделить типичные черты женских образов у Тургенева: особенности внешности, характера, поведения, проявления чувств, проанализировать ситуации, в которых максимально раскрываются главные качества героинь, определить значение этих образов в конкретных произведениях, в творчестве И. С. Тургенева в целом.

В русском языке укоренилось понятие «тургеневская героиня». По мнению неискушённых читателей, женщина у Тургенева такова:

· нежное, хрупкое, возвышенное создание; в белом пышном платье, длинноволосая, постоянно печальная;

· предельно скромная, воспитанная девушка 17-25 лет;

· покорная, пассивная, безынициативная, непрактичная.

По этому поводу можно возразить: безвольные, не интересные как самим себе, так и другим пассивные личности не смогли бы так долго существовать в мировой литературе, их бы попросту забыли. С тургеневскими же героинями этого не случилось. Даже по прошествии почти полутора веков они вызывают неподдельный интерес и симпатию у читателей, заставляют сочувствовать им и сопереживать

Можно с уверенностью сказать, что женские образы у писателя гораздо сложнее и глубже, чем это может показаться на первый взгляд. На наш взгляд, типичной тургеневской героине также свойственны такие качества как: скромность, высокая нравственная чистота, способна на глубокую и сильную любовь.

Место И.С.Тургенева в развитии русской литературы

И.С. Тургеневу принадлежит выдающееся место в развитии русской литературы XIX века. В свое время еще Н.А. Добролюбов писал о том, что в современной ему реалистической литературе есть «школа» беллетристов, «которую, пожалуй, по главному ее представителю мы можем назвать “тургеневскою”». И как одна из главных фигур литературы этого времени Тургенев «попробовал» себя буквально почти во всех основных жанрах, став творцом и совсем новых.

Однако романы занимают особое место в его творчестве. Именно в них писатель наиболее полно представил живую картину сложной, напряженной общественной и духовной жизни России.

Каждый тургеневский роман, появившийся в печати, сразу же оказывался в центре внимания критики. Интерес к ним не иссякает и в наши дни.

Тургенев – «певец любви»

Любовь – главная ценность в художественном мире И.С.Тургенева, как и в жизни близких писателю тургеневских героев. Автор «Переписки», «Аси», «Первой любви», «Отцов и детей» в той же мере «певец любви», как и «певец природы»…

Нужно сказать, что Тургенев среди русских писателей 40-70-х годов 19-го века одиноким не был. Пристальное внимание русской литературы середины века к разновидностям и тайнам любви, её общественному и природному назначению, её месту в жизни и судьбе «современного человека»1 - результат актуализации в эпоху системного российского кризиса, вслед за проблемами веры и неверия, морали и нравственности и проблемы «отношения обоих полов между собою»2.

Звание «певца любви» закрепилось прежде всего за Тургеневым недаром. Показательны уже общие тургеневские определения любви. «Я полагаю, - говорил Тургенев Г. Флоберу, - что только любовь вызывает такой расцвет всего существа, как ничто другое, не правда ли?»3 В другом месте писатель назовёт любовь «священным пламенем». По свидетельству Софьи Андреевны Толстой, шестидесятилетний Тургенев сказал ей, «что перестал писать, потому что больше не влюбляется, да и никогда не мог писать иначе, чем в состоянии влюблённости»4

Любовь озаряет бытие тургеневских героев поистине беспредельной временной далью и, с другой стороны, - при её гибели – знаменует их жизненный предел. Ведь угасание любви или её безответность равнозначны для этих героев утрате и самого смысла существования.

Типы женщин в западноевропейской и русской классической литературе

Как верно заметил в очерке «Тургенев» французский романист и биограф Андре Моруа, «чуть не всякий мужчина одержим тем или иным типом женщины и не может не искать её повсюду». Наблюдение это в особенности справедливо, когда речь идёт о художнике. Так, для исследователей и почитателей западноевропейских писателей вполне содержательны такие понятия (концепты), как « женщина шекспировская» (Офелия, Дездемона, Джульетта, Корделия и др.), ««женщина бальзаковская» (например, героиня повести «Беатриса») и т.д.

1ГОНЧАРОВ И.А. Собр. соч.: В 8 т. – М.,1977 – 1980. – т.6. – С. 455,453

2ТУРГЕНЕВ И.С. Письма. М.,1982. – С.37

3Цит.по: МОРУА Андре. Тургенев. – С.22

4Воспоминания графини Толстой // Островский А.Г. Тургенев в записях современников. М,1999. – С. 317.

В русской классической литературе легко различимы женщины пушкинские (Татьяна Ларина, Маша Троекурова, Маша Миронова) и лермонтовские (княжна Мери, Бэла, Вера и безымянная контрабандистка из «Героев нашего времени»), гончаровские (Лизавета Александровна Адуева, Ольга Ильинская, Вера и Татьяна Макаровна Бережкова) и лесковские (мать-игуменья Агния, Женни Гловатская из романа «Некуда», Катерина Измайлова из повести «Леди Макбет Мценского уезда», толстовские ( Наталья Савишна, Мария Болконская, Наташа Ростова, Долли Облонская) и женщины Ф.М. Достоевского ( Варенька Добросёлова, Соня Мармеладова, Настасья Филипповна и Аглая Епанчина), женщины А. Ф. Писемского (Евпраксия Бакланова из « Взбаламученного моря») и женщины Н. Г. Чернышевского ( Вера Павловна и Катя Полозова из романа « Что делать?»)

Типы «тургеневских женщин»

Что касается художественного мира Тургенева, то он вообще отмечен значительным феминоцентризмом, обусловленным важнейшей ролью, которую тургеневская героиня обычно играет в испытании-раскрытии тургеневского героя. В нем сказалось и то психофизическое своеобразие тургеневской личности, о которой сам писатель в одной из бесед с Гюставом Флобером сказал: «Вся моя жизнь пронизана женским началом. Ни книга, ни что-либо иное не может заменить мне женщину…»5

По верному наблюдению Константина Бальмонта, женщине же принадлежит верховое место и среди основных ценностей («божеств») Тургенева-художника – природы, родины, России, любви, красоты и искусства. Называя женщину «лучшей и самой верной сущностью, благоговеющей в художественном творчестве» автора «Аси», «Первой любви»6, Бальмонт подразумевал тот излюбленный Тургеневым женский характер, который в равной мере был женским идеалом писателя и его самобытным творческим созданием, не известным ранее ни русской, ни западноевропейской литературе. Однако в повестях и романах Тургенева присутствует (если не считать барынь вроде помещицы из рассказа «Муму» и тщеславной Дарьи Ласунской из «Накануне») по меньшей мере ещё два типа женщин, восходящих уже к известным литературным прообразам, хотя и обретшим у Тургенева индивидуализированные черты. Это, во-первых, женщины скромных личностных запросов, довольствующиеся традиционным женским уделом чадолюбивой матери и преданной супруги и без

5МОРУА Андре. Тургенев. – С. 18

6БАЛЬМОНТ К, Избранное. – М., 1983. – С.615

остатка погруженные в служение своему супружескому и родительскому долгу, равнозначному в их глазах и предназначению женщины, и женскому счастью. Таковы старшая сестра героини «Переписка» ( «и… она счастлива: мать семейства, любит мужа, муж в ней души не чает...»7),старшая Ельцова в повести «Фауст», Фенечка и мать Евгения Базарова в «Отцах и детях», Татьяна Шестова в «Дыме».Каждая из них (кроме разве старшей Ельцовой) чем-то напоминает и Пульхерию Ивановну Товстогуб из «Старосветских помещиков» Н.В.Гоголя, и мать Татьяны Лариной, и Василису Егоровну Миронову из «Капитанской дочки» Пушкина.

Совершенно другой тип тургеневских женщин впервые представлен в повести «Переписка», а затем получит развитие в образах Варвары Павловны Коробьиной из «Дворянского гнезда», Марии Николаевны Полозовой из повести «Внешние воды», Ирины Осининой в романе «Дым» и отчасти Анны Сергеевны Одинцовой в «Отцах и детях».

Как следует из соответствующего намёка в повести «Фауст», сам Тургенев генеалогически возводил этот тип к героине знаменитого романа Антуана Франсуа Прево «История кавалера да Грие и Манон Леско»(1733) – Необычайно прельстительной девушке «из заурядной семьи», наделённой «двусмысленным очарованием и неразрешимой загадкой» и превратившейся в символ «женской непостижимости и лукавства»8. Феномен этой «безгрешной развратницы, бескорыстной любительницы роскоши, ставшей предметом увлечения благородного юноши», исследователи Прево связывали с культурой «зрелого рококо с присущей ей апологией женственности» и «поэтикой <…> двусмысленности». «Один из «стержневых» женских характеров европейской литературы», Манон Леско какими-то частицами своей натуры отозвалась в знаменитых героинях П.Мериме, О.Бальзака, Э.Бронте, Ги де Мопассана, позднее – М. Пруста, В. Набокова. Неотразимым и опасным соблазном оказалось её начало и для ряда тургеневских героев.

Восходящее к образцу Манон Леско сочетание почти полярных физических и нравственных качеств отличает и ту гастролировавшую в Петербурге итальянскую танцовщицу, в которую страстно влюбился герой повести «Переписка» Алексей Петрович. «Это было, - говорит он, - тем более странно, что и красавицей её нельзя было назвать. Правда у неё были удивительные золотисто-пепельные волосы и большие серые глаза с задумчивым и в то же время дерзким взором. <…>Вы, может быть, думаете, что она была умна?- Нисколько! Стоило взглянуть на её низкий лоб, стоило

7ТУРГЕНЕВ И.С. Письма. М.,1982. – С.35

8БАЖЕНОВА Л.Е. Манон Леско // Энциклопедия литературных героев. – М., 1977. – С.249,250.

хоть раз подметить её ленивую и беспечную усмешку, чтобы тотчас убедиться в скудности её умственных способностей.<…>Впрочем, она была добра, непринуждённа, даже слишком непринуждённа, не ломалась как большей частью ломаются артисты. В ней было много жизни, то есть много крови той южной, славной крови, в которую тамошнее солнце должно быть, заронило часть своих лучей. Она спала девять часов в сутки, любила покушать, никогда не читала ни одной печатной строчки <….> и едва ли не единственным нежным чувством в её жизни была привязанность к её il signore Carlino, маленькому и жадненькому итальянцу, за которого она потом и вышла замуж».

Простонародный итальянский вариант женщины типа Манон Леско есть и в повести «Фауст». Это бабка Веры Николаевны, простая крестьянка из Альбано, в которую некогда влюбился дед героини и черты которой, запечатлённые на превосходном миниатюрном портрете, рассказчик повести комментирует таким образом: «Но что за лицо было у итальянки! Сладострастное, раскрытое, как расцветающая роза, с большими влажными глазами навыкате и самодовольно улыбавшимися румяными губами! Тонкие чувственные ноздри, казалось дрожали и расширялись, как после недавних поцелуев; от смуглых щёк так и веяло зноем и здоровьем, роскошью молодости и женской силы… Этот лоб не мыслил никогда, да и слава Богу. Она нарисована в своем альбанском наряде; живописец <…> поместил виноградную ветку в её волосах, чёрных как смоль, с ярко-серыми отблесками: это вакхическое украшение идёт как нельзя более к выражению её лица».

Тот же женский тип в его дворянско-русском варианте воплощает собою и неверная жена Фёдора Лаврецкого Варвара Павловна Коробьина, в котором помимо содержащегося в её имени при первом же представлении её читателю сказано «… она так была спокойна и самоуверенно ласкова, что всякий в её присутствии тотчас чувствовал себя как бы дома; притом от всего её пленительного тела, от улыбавшихся глаз, от невинно покатых плечей и бледно-розовых рук, от лёгкой и в то же время будто усталой походки, от самого звука её голоса, замедленного, сладкого, - веяло неуловимой, как тонкий запах вкрадчивой прелестью, мягкой, пока ещё стыдливой негой, чем-то таким, что словами передать трудно, но трогало и возбуждало – и уже, конечно возбуждало не робость».

Откровенно циничным и аморальным, но столь же загадочно влекущим существом изображена хладнокровная соблазнительница героя повести «Вешние воды», двадцатилетнего Дмитрия Санина, Мария Николаевна Полозова – своего рода Дон Жуан, а точнее сам змей-искуситель в женском обличье. «Лоб у неё, - представляет её автор «Вешних вод», - был низкий, нос несколько мясистый и вздёрнутый; ни тонкостью кожи, ни изяществом рук и ног она похвалиться не могла – но что всё это значило? Не «перед святыней красоты», говоря словами Пушкина, остановился бы всякий, кто бы встретился с нею, но перед обаянием мощного, не то русского, не то цыганского, цветущего женского тела… и не невольно остановился бы он!

Роскошью женственной плоти (« - Этакое богатое тело!<…> хоть сейчас в анатомический театр, - как в свойственной ему физиологической манере аттестует её главный герой романа и «Отцы и дети»), а не одухотворённостью или нравственной неординарностью властно увлекла Евгения Базарова и Анна Сергеевна Одинцова. Да и покоробленный «цинизмом Базарова» Аркадий Кирсанов на некоторое время попал под физические чары этой женщины: «Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные её руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с красивых волос и падали на покатые плечи лёгкие ветки фуксий, спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво глядели в светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какой-то ласковой и мягкой силой веяло от её лица».

Ни тип домовитой семьянинки, няньки для детей и супруга, ни героини, символизирующие непостижимость женской природы и её таинственную власть над мужчиной, не заслонили от Тургенева чаемый им идеал женщины и женственности, воплощены писателем в таких центральных лицах его повестей и романов, как Лиза Ожогина («Дневник лишнего человека»), Марья Павловна («Затишье»), Марья Александорвна («Переписка»), Софья Золотницкая («Яков Пасынков»), Наталья Ласунская («Рудин»), Лиза Калитина («Дворянское гнездо»), Вера Николаевна («Фауст»), Елена Стахова («Накануне»), Марина («Новь»), Сусанна Ивановна («Несчастная»), Клара Милич из одноимённой повести, в своей совокупности составивших типологическое понятие «тургеневской женщины». Но в чём же главная особенность, своеобразие, неповторимость последней?

Помните, Марью Александровну, героиню «Переписки» (её прототипом послужила Татьяна Александровна Бакунина, сестра знаменитого гегельянца, впоследствии анархиста Михаила Бакунина), соседи-помещики, «особенно дамы», иронически величают «философской и чудачкой» за то, что её не удовлетворяет традиционная женская участь («муж, дети, горшок щей; за мужем и детьми ухаживать, за горшком наблюдать…»), и она не изменяет иному её пониманию: «Да, я останусь верна тому, от чего первый раз забилось моё сердце, - тому, что я признала и признаю правдою, добром…Лишь бы силы мне не изменили, лишь бы кумир мой не оказался бездушным и немым идолом…»

Героиня «Фауста», образ которой был навеян Тургеневу его отношением с Марией Николаевной Толстой, названа повествователем «удивительным созданием», совместившим в себе «проницательность мгновенную рядом с неопытностью ребёнка, ясный, здравый смысл и врождённое чувство красоты, постоянное стремление к правде, к высокому…»

«…Никак не хотела подойти под общий уровень» и Ася из одноимённой повести, мечтавшая «пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг…»

Итак, типологическая общность любимых тургеневских героинь определена господством в них начал духовно-идеального и духовно-нравственного, сопряжённого с глубоким чувством долга, переходящего у героинь тургеневских романов в христианскую по её истокам потребность самоотверженно-участливой любви. При этом названные героини не определены и внешней привлекательностью, хотя она совсем другого рода, чем чувственные чары тургеневских женщин, восходящих к типу Манон Леско. Если те манили магией себедовлеющего эгоистического сладострастия, то первые влекут очарованием «тихой женской прелести», в которой женское обаяние нерасторжимо с материнско-сестринским началом заботы, нежности и преданности.

И ещё одно существенное качество (или – способность) отличает собственно «тургеневских женщин» не только от женщин иных типов, созданных самим автором «Дворянского гнезда», но и от положительных героинь Пушкина, Гончарова или Л.Толстого. Ася и Марья Павловна, таким образом, принадлежат одновременно как бы двум мирам: реальному и сверхреальному, человеческому и божественному.

Образ Аси как идеал «тургеневской девушки»

«Когда я перевернул последнюю страницу повести И. С. Тургенева "Ася", у меня появилось ощущение, что я только что прочел стихотворение или услышала нежную мелодию» - так отзываются многие об этой повести. И с этим вполне можно согласиться. Это прекрасная история любви, но, к сожалению, с печальным концом - возлюбленные расстались. Первая любовь Аси закончилась трагично.

Главная героиня Ася - это ярчайший образ в литературе. Миловидная девушка семнадцати лет со «смуглым кругловатым лицом, небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она грациозно сложена, но не вполне еще развита».

Тургеневский идеал женщины заключается в умении любить и жертвовать собой ради любимого. Ася — один из самых поэтичных женских образов Тургенева. Героиня повести — открытая, самолюбивая, пылкая девушка, с первого взгляда поражающая своей необычной внешностью, непосредственностью и благородством. Она дочь крепостной крестьянки и помещика. Этим объясняется ее поведение: она застенчива, не умеет вести себя в обществе. После смерти матери девушка оказывается предоставленной самой себе, она рано начинает задумываться над противоречиями жизни, над всем, что ее окружает. Также Ася близка к другим женским образам в произведениях Тургенева. С ними ее роднит нравственная чистота, искренность, способность к сильным страстям, мечта о подвиге. В образе Аси идея долга получает своеобразный поворот. Запросы ее к жизни одновременно и очень велики, и очень просты. Она кажется странной и неестественной именно потому, что обычная жизнь людей ее круга ей не по душе. Ее внимание привлекают люди простые, она, как видно, и сочувствует и в то же время завидует им. Так, наблюдая за толпой богомольцев, она замечает: “Вот бы пойти с ними”. Она понимает жизнь простых людей как подвиг: “Пойти куда-нибудь на молитву, на трудный подвиг”. Ей не хочется, чтобы ее жизнь прошла бесследно. Но она чувствует, как трудно достигнуть этого.

« Дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?» - говорит она. Ася стремится к чему-то особенному, к деятельной жизни, к совершению подвига. Она тонкая, романтическая натура, которой чуждо все обыденное и суетное. Не зря она хочет летать, как птица. Ей нравится романтические рассказы и легенды. А своим кумиром она считает Татьяну, героиню романа «Евгений Онегин».

В сцене свидания Аси с возлюбленным «Я, - говорит Н.Н., - поднял голову и увидал её лицо. Как оно вдруг преобразилось! Выражение страха исчезло с него, взор ушёл куда-то далеко и увлекал меня за собою…»

С первых минут появления Аси на страницах повести её окутывает какая-то тайна. Гагин запнулся на мгновение, представляя её собеседнику и называя сестрою.

«Она нисколько не походила на своего брата», - замечает рассказчик, передавая своё первое впечатление о внешности героини. «Взыскивать я ни с кого не умею, а с неё и подавно. Я обязан быть снисходительным», - говорит позднее Гагин, налегая на слово «обязан». Тайна Аси раскроется через некоторое время из воспоминаний Гагина, когда выяснится происхождение девушки и читатель увидит, какое нелёгкое детство выпало на её долю. Впрочем, до конца повести натура героини остаётся в большой мере загадкой для рассказчика и для читателя. Именно романтическая недоговоренность образа Аси, печать таинственности, лежащая на её характере и поведении, придаёт ей притягательность, очарование, а всей повести – неизъяснимо поэтический колорит.

Особенность Тургенева как художника – «тайный психологизм», т.е. умение «косвенными» средствами – с помощью портрета, пауз, интонаций, намёков – передать переживание героев показать движение их мыслей и чувств. «Её большие глаза глядели прямо светло, смело, но иногда веки её слегка щурились, и тогда взор её внезапно становился глубок и нежен»; «Она вдруг как будто застыдилась, опустила свои длинные ресницы, скромно подсела к нам, как виноватая. Я тут в первый раз хорошенько рассмотрел её лицо…Несколько мгновений спустя оно уже всё побледнело и приняло сосредоточенное, почти печальное выражение; самые черты её мне показались больше, строже, проще»; «Я поднял голову и увидел её лицо. Как оно вдруг преобразилось! Выражение страха исчезло с него, взор ушёл куда-то далеко и увлекал меня за собою, губы слегка раскрылись, лоб побледнел, как мрамор, и кудри отодвинулись назад, как будто ветер их откинул» и т.д.

Тургенев не называет чувства, овладевшие героиней в тот или иной момент, он в изменениях, в движении рисует её портрет – и читатель понимает что совершается в её душе. Писатель тщательно следит не только за содержанием речей, которыми обмениваются герои, но и за тоном, которым произносятся речи, и за «поединком» взоров, выражений лиц, за бессловестным общением собеседников: «Она оставалась печальной и озабоченной до самого вечера. Что-то происходило в ней, чего я не понимал. Её взор часто останавливался на мне; сердце моё тихо сжималось под этим загадочным взором. Она казалась спокойною – а мне, глядя на неё, всё хотелось сказать ей, чтобы она не волновалась. Я любовался ею, я находил трогательную прелесть в её побледневших чертах, в её нерешительных, замедленных движениях – а ей почему-то воображалось, что я не в духе…»

Главная ее особенность - это непостоянство, загадочность и странность. Именно поэтому Н. Н. восклицает: «Что за хамелеон эта девушка!». Сначала она лазает по стене, как коза, поливает цветы на стенах, сразу после этого ведёт себя, как благовоспитанная барышня, шьёт и опять выказывает своё ребячество. Ася открытая, пылкая, благородная и непосредственная натура.

В этом произведении ее впервые охватывает такое чувство как любовь. Она полностью отдается этому ощущению. Любовь окрыляет ее, и полету нет преград. Ася не умеет скрывать свои чувства или притворяться, и поэтому она первая, подобно пушкинской Татьяне, признается в любви Н.Н. Но его эти вести пугают и он не осмеливается связать свою жизнь с такой необычайной девушкой. Импульсивная и искренняя любовь Аси разбивается о робкую симпатию Н.Н., его нерешительность и боязнь противостоять общественному мнению. Обвинения Н.Н. глубоко ранят трепетную душу Аси, и она с Гагиным покидает город.

Образ Аси, безусловно, затронул каждого. Ее странное поведение, сила, с которой она влюбилась в Н.Н., поражает нас, а судьба Аси, та драматичность, с которой она рассталась с Н.Н., заставляет нас посочувствовать. Но меня изумляет ее отношение к жизни, те цели, которых она хочет добиться, то, что она стремиться достичь чего-то в жизни.

Заключение

Главной чертой каждой тургеневской героини является восхитительная женственность. Они соединяют в себе, казалось бы, несовместимые черты, такие как робость и твёрдость характера, мечтательность и целеустремлённость, проявляющиеся во всём, в особенности, в отношениях с любимым мужчиной. Тургеневская женщина обладает чувством собственного достоинства, способна терпеливо и ровно строить отношения с людьми. А всё это – те качества характера, которые испокон веков составляли идеал красоты русской женщины в самых разных сословных обществах.

Типичная тургеневская девушка способна на глубокую и сильную любовь, склонна к самоотвержению ради любимого и его идеалов. Она буквально перевоплощается, охваченная этим чувством. Она готова идти со своим избранником до конца, причём не имеет значения, что придётся пережить в связи с этим. Тургеневская девушка не может любить «чуть-чуть», наполовину, её принцип в любви – всё или ничего. Чувства её слишком сильны и она отдаётся им целиком, без остатка; того же она требует и от мужчины. Честность в отношениях для неё превыше всего.

Библиография:

1. И. С. Тургенев. Избранные произведения. Авторский сборник. Лениздат., 1982 г.

2. Алексеев М.П. Тургенев и Марлинский. \\ В кн.: Творческий путь И.С.Тургенева\ под ред. Бродского. – Пг.,2003.

3. Афанасьев В., Боголепов П. Тропа к Тургеневу. – М., 2003.

4. Бочаров С. Этические вопросы психологической прозы. \\ Вопросы литературы. – 2005. - №3.

5. Достоевский и Тургенев. – М., 2003. – Т.73.

6. Лавров П.Л. И.С.Тургенев и развитие русского общества. \\ Литературное наследство. – М., 2007. – Т. 76.

7. Шаталов С. Е. Художественный мир И. С. Тургенева. - М., 1979 г.

8.Журнал «Литература в школе №06 2007»

9. Журнал «Литература в школе №11 2006»


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по литературе Тема: «Женские характеры в творчестве И. С. Тургенева» iconРеферат по литературе на тему: «Женские образы в творчестве А. С. Пушкина»
Пушкина. Так и я, прочитав роман «Евгений Онегин», комментарии к нему и статьи В. Г. Белинского, задумался над фразой: «Татьяна –...
Реферат по литературе Тема: «Женские характеры в творчестве И. С. Тургенева» iconЛюбви в произведениях тургенева
Произведения И. С. Тургенева – одни из самых лиричных и поэтичных произведений в русской литературе
Реферат по литературе Тема: «Женские характеры в творчестве И. С. Тургенева» iconЛюбви в произведениях тургенева
Произведения И. С. Тургенева – одни из самых лиричных и поэтичных произведений в русской литературе
Реферат по литературе Тема: «Женские характеры в творчестве И. С. Тургенева» iconТема Кол-во
Поэтика романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Поздний период творчества И. С. Тургенева
Реферат по литературе Тема: «Женские характеры в творчестве И. С. Тургенева» iconРеферат Тема: «футуризм в творчестве в. В. Маяковского»

Реферат по литературе Тема: «Женские характеры в творчестве И. С. Тургенева» iconУрока стихотворения в прозе И. С. Тургенева (Тема урока)
Цель урока: развитие духовно – нравственных качеств личности в процессе изучения стихотворений в прозе И. С. Тургенева
Реферат по литературе Тема: «Женские характеры в творчестве И. С. Тургенева» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема нашего урока «Природа в творчестве М. Ю. Лермонтова». Талант Лермонтова, как настоящего гения, многогранен. Но есть такая тема...
Реферат по литературе Тема: «Женские характеры в творчестве И. С. Тургенева» iconПлан урока литературы. 11 класс. Тема урока: Своеобразие любовной...
Образовательная цель урока: выявить, как развивалась тема любви в творчестве В. Маяковского, определив закономерность того, что любовная...
Реферат по литературе Тема: «Женские характеры в творчестве И. С. Тургенева» iconРеферат: Тема жизни и смерти в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»
Большое место в русской литературе занимает философская тема жизни и смерти. Эта тема не нова в литературе и искусстве. У многих...
Реферат по литературе Тема: «Женские характеры в творчестве И. С. Тургенева» iconРеферат по литературе тема: Отражение событий Отечественной войны...
Памятники, памятники, памятники… Сколько их на русской земле: больших и маленьких, скромных и помпезных, но все они в честь павших...
Реферат по литературе Тема: «Женские характеры в творчестве И. С. Тургенева» iconРеферат по литературе на тему «роман виктора гюго «собор парижской богоматери»
Виктор Гюго. Краткая биография. Отражение его жизненных позиций в его творчестве
Реферат по литературе Тема: «Женские характеры в творчестве И. С. Тургенева» iconРеферат по литературе на тему: «Эволюция «петровской» темы в творчестве А. Толстого»
«Ощущение Родины это сознание связи своей с историей своего народа», -писал А. Н. Толстой, который историю России переживал как собственную...
Реферат по литературе Тема: «Женские характеры в творчестве И. С. Тургенева» iconМетодическая разработка урока русского языка в 7 классе. Тема: «Частица...
Средства обучения: учебник, тексты для исследования, памятка «Частица как часть речи», толковый словарь, портрет И. С. Тургенева,...
Реферат по литературе Тема: «Женские характеры в творчестве И. С. Тургенева» iconРеферат по литературе «Тема \"отцов и детей\" в мировой художественной литературе»
Тема «отцов и детей» как вечная в мировой художественной литературе
Реферат по литературе Тема: «Женские характеры в творчестве И. С. Тургенева» iconРеферат «Разные люди, разные характеры»
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение «школа-интернат VIII вида»
Реферат по литературе Тема: «Женские характеры в творчестве И. С. Тургенева» iconКонспект урока-презентации по литературе в 11-м классе Тема: М. А....
Роман о любви и творчестве. Проблема эпилога: свет, покой, память. Роман Булгакова как культурный миф


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск