Реферат: Тема жизни и смерти в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»





Скачать 150.54 Kb.
НазваниеРеферат: Тема жизни и смерти в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»
Дата публикации10.12.2014
Размер150.54 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат


Средняя общеобразовательная школа №3

Реферат:

Тема жизни и смерти в поэме А.Т.Твардовского

«Василий Тёркин»

Выполнила:

Авдеева Т.,

ученица 9Б класса

Учитель: Авдеева Н.В.

Краснокамск, 2006

Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Взгляд А.Т. Твардовского на проблему «жизни и смерти»………. …4
Глава II. Иное время, иная жизнь, иной герой в поэме А.Т. Твардовского…..6
Глава III. Поединок жизни и смерти в поэме «Василий Тёркин»……………..9
Заключение…………………………………………………………….................14
Список литературы………………………………………………………….…...15

ВВЕДЕНИЕ
Большое место в русской литературе занимает философская тема - жизни и смерти. Эта тема не нова в литературе и искусстве. У многих поэтов, писателей и художников можно встретить произведения, которые напрямую или косвенно связаны с ней.

Смысл жизни, неизбежность смерти – вопросы, волнующие не одно поколение людей, и в первую очередь многих писателей и поэтов. У каждого из них они раскрыты по-своему.

Проблема жизни и смерти – решалась давно и в древнерусской литературе, и в сказках.

В сказках герои бессмертны, добро побеждает зло, сила красоты, любви и жизни одерживает победу над смертью, потому что она не является неизбежным концом, и возвращение из мира мёртвых в мир живых возможно.

Тема жизни и смерти решалась и в русской классической литературе такими писателями, как Пушкин, Достоевский, Толстой. Решалась и в советской литературе таким писателем, как А.Т. Твардовский.

Поэтому целью моей работы будет являться следующее: рассмотреть подробнее данную тему в поэме «Василий Тёркин» А.Т. Твардовского.

Выявить:

- как относится писатель к этой проблеме;

- что волнует его;

- почему именно эта тема становится центральной в его поэме;

Глава I

Взгляд А.Т. Твардовского на проблему «жизни и смерти»

А.Т. Твардовский появился на литературном горизонте в начале 20-х годов

и довольно скоро обратил на себя внимание критики как писатель, с обострённым чувством жизни и смерти: «Какая удивительная приметливость, точность образов, доскональное знание того, о чём пишет поэт!» (Р.М. Романова); «Для него (Твардовского) – это сразу чувствовалось – литература была священным делом жизни» (Каверин).

Тема жизни и смерти в его творчестве возникает рано, уже в стихах конца 20-х годов, когда поэту было всего 18-19 лет, и проходит через всё творчество писателя.

Как же относится Твардовский к этой проблеме?

Александр Трифонович, как и другие писатели, не отвергает смерть. Смерть для него – это «бездонная пустота», праздность и молчание жизни, её «вечный выходной», который может включить в себя и систему функций, мнимых подобий жизни, существ, как бы пародирующих человека. Смерть – «дура». А с другой стороны, смерть – это необходимая граница и мера жизни, условие её «страсти и власти», реальность смены времени. Но Твардовский и его герои не примиряются со смертью, они находятся в постоянном столкновении. А если уж на то пошло, то, по утверждению народной мудрости, на миру и смерть красна.

Да, в нашей жизни очень часто бывает поздно сожалеть, поздно раскаиваться. Человек раскаивается иногда лишь перед смертью и завещает всё самое лучшее своим детям.

Остаётся память в сердцах людей – это самое главное в жизни.

Для Твардовского смерть – это лишь отдых и окончание труда всей человеческой жизни.

Смысл жизни для Александра Трифоновича – в детях. Как ни цинично это звучит, но смысл и цель многих организмов на земле есть их воспроизведение и оставление потомства.

Но людям не следует оскорбляться этим сравнением, ведь и это тоже великий смысл жизни. Ещё древние философы признавали это. Наверное, поэтому, у многих народов мира из поколения в поколение передаётся великая народная мудрость: в жизни у человека есть три главные цели: построить дом, посадить дерево и воспитать ребёнка.

Не просто дать ему жизнь и вырастить, а воспитать в нём личность, дать ему образование, т.е. создать твёрдую почву для дальнейшего роста и развития человека. И если это есть, то свою цель в жизни человек может считать выполненной.

Такой сын или дочь никогда не забудут своих престарелых родителей. Любовь детей будет согревать их на склоне жизни, и они будут рядом в момент их смерти. Они никогда не забудут родных могил, и в их сердцах будет жива память, уважение и любовь к своим родителям. И уже на основе их опыта, их прожитой жизни они воспитают своих детей такими же, какими воспитали их отец и мать.

Поэтому и герой у Твардовского не умирает в одиночестве, и не живёт в одиночку. Мы знаем, что люди живут в одиночку только очень редко, и только совсем плохие люди. И что везде любовь, и память сопровождают смерть. И чем больше утрата, горе, тем сильнее победа любви над смертью.

Глава II

Иное время, иная жизнь, иной герой в поэме Твардовского
В военной лирике Твардовского мы видим значительно больше разнообразия.

Что же волнует писателя?

В эти годы соприкосновение жизни и смерти проходит через каждый бегущий день, даже час, миг. Писатель рассказывает о войне. Появляется иной читатель, иная жизнь вокруг, иное время. Появляется иной герой.
Вася Тёркин? Кто такой?

Скажем откровенно:

Человек он сам собой

Необыкновенный
При фамилии такой,

Вовсе неказистой,

Слава громкая – герой –

С ним сроднилась быстро.
И ещё добавим тут,

Если бы спросили:

Почему его зовут

Вася – не Василий?
Потому, что дорог всем,

Потому, что люди

Ладят с Васей как ни с кем,

Потому, что любят…
Василий Теркин - участник войны. Автор переживает за своего героя. В поэме мы видим не только переживание человеческой судьбы на войне, но и судьбы своей, отдельной.

Память - тоже одна из главных тем поэмы о Василии Теркине. Память прошлого и настоящего прослеживается в поэме как вспышка, но она освещает жизнь. Перед нами жизнь с ее прошлым, настоящим и тревогой за будущее. Разорвать эту нить невозможно. Невозможно, потому что эта нить – сама жизнь, история:
Но уже идут ребята,

На войне живут бойцы,

Как когда-нибудь в двадцатом

Их товарищи – отцы.

Тем путем идут суровым,

Что и двести лет назад

Проходил с ружьём кремневым

Русский труженик – солдат.
Мимо их висков вихрастых,

Возле их мальчишьих глаз

Смерть в бою свистела часто

И минет ли в этот раз?
Смерть, действительно, вещь серьезная. Мимо может не пройти. И противостоять ей может только герой необыкновенный. Необыкновенность Теркина в его целеустремленности и огромной тяге к жизни. Поэтому герой проявляет силу к жизни и продолжает жить несмотря ни на что:
Подошёл сержант с биноклем.

Присмотрелся: нет, живой.

- Нет, живой. Без гимнастёрки.

- А не фриц? Не к нам ли в тыл?

- Нет. А может, это Тёркин? –

Кто-то робко пошутил.
- Стой, ребята, не соваться,

Толку нет пускать понтон.

- Разрешите попытаться?

- Что пытаться!

- Братцы, - он!
И, у заберегов корку

Ледяную обломав,

Он, как он, Василий Тёркин,

Встал живой, - добрался вплавь.

Гладкий, голый, как из бани,

Встал, шатаясь тяжело:

Ни зубами, ни губами

Не работает – свело.
«Гладкий, голый» не только «как из бани», но и при рождении. Да, действительно, Теркин – необыкновенный «русский чудо-человек», воплощение мужества, твердости, честности и любви. «Не унывай», «перетерпим», «перетрем» - это не просто его политбеседа, это смысл его жизни, в которой победа ждет только того, кто не знает место унынию, страху и трусости:
Но покуда вздох в запасе,

Толку нет о смертном часе.

В муках тверд и в горе горд,

Теркин жив и весел, черт!
Мы видим, что тема жизни и смерти не просто волнует писателя, она не просто названа, она пронизывает всю поэму и является центральной. Почему?

На этот вопрос я попытаюсь ответить в следующей главе.
Глава III

Поединок жизни и смерти в поэме «Василий Тёркин»
Тема жизни и смерти действительно продолжается и расширяется в поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин». Неудивительно, что героическая по преимуществу эпопея «Василий Тёркин» вобрала философские проблемы – прежде всего жизни и смерти. Ведь в этом произведении речь идёт о событиях, при которых мы становимся свидетелями максимального напряжения жизни и максимального напряжения смерти. Идёт «смертельный бой не ради славы, ради жизни на земле», это – «смертельная страда».

Рассмотрим главу «Переправа», где мир жизни активно наступает, теснит мир зла и смерти. Образ переправы в поэме является как бы символом прощания с жизнью. В традиционном восприятии народа (фольклорном) образ переправы – граница жизни и смерти:
Переправа, переправа!

Берег левый, берег правый,

Снег шершавый, кромка льда…

Кому память, кому слава,

Кому тёмная вода,-

Ни приметы, ни следа…
Вода, бездна разделяет людей. На одном из берегов солдат мучит мысль о смерти. Мысль о смерти, неотрывно связанная с переживанием за судьбу близких, за солдат, которые находятся на другом берегу, которые недалеки от смерти:

Переправа, переправа!

Берег правый, как стена…

Этой ночи след кровавый

В море вынесла волна.
Мертвенная тишина. «Темень, холод. Ночь как год». На войне солдатам ночь ожидания перед боем всегда казалась долгой. Люди сидели и ждали: вот сейчас будет сигнал, и они пойдут в бой: кто-то погибнет, кто-то останется жить. Наверное, они вспоминали счастливые минуты мирной жизни. Но это воспоминание возникает не из желания вернуть утраченное время, а из желания ощутить жизнь в её осуществлённости, в испробованных и пережитых возможностях.

Воспоминания уходят куда-то на задний план, и солдат остаётся наедине со страшной ночью ожидания. Холод пронизывает всё его тело.

Холод – тоже символ того другого берега, берега мёртвых. Ощущение холода подчёркнуто очевидной картиной при виде того, как
Люди тёплые, живые

Шли на дно, на дно, на дно…

Твардовский выделяет слово «живые», от которого исходит тепло, и противопоставляет ему дно – холод, подчёркивая этим мертвенность. Переправа через реальную реку становилась переправой с берега живых на берег мёртвых.
Мимо их висков вихрастых,

Возле их мальчишьих глаз

Смерть в бою свистела часто

И минёт ли в этот раз?
Некоторые считают: если смерть неизбежна, то к ним она придёт в удобное для них время. И в час испытания эти некоторые готовы откупиться от неё чем угодно – вплоть до предательства. Но герой Твардовского не боится смерти, потому что есть чувство превыше этого – чувство ответственности перед обществом и судом собственной совести за всё, что делаешь и должен ещё успеть сделать на этом свете, т.к. каждый осознает, зачем он умрёт. И герой Твардовского отвергает смерть, он живёт и относится к смерти спокойно.
Но уже идут ребята,

На войне живут бойцы…

Как когда-нибудь в двадцатом

Их товарищи – отцы.
Нелегко устоять против смерти, хотя она и одинока. Но человеку наедине с самим собой гораздо труднее справиться со смертью, а когда рядом с тобой люди, которых ты видишь, слышишь, которые идут на смерть ради жизни на земле, тогда-то у человека появляется уверенность в завтрашнем дне, уверенность в жизни. Вот тогда-то можно устоять против смерти, тогда она не страшна.

Переправа, переправа!

Пушки бьют в кромешной мгле.

Бой идёт святой и правый.

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.
Тема жизни и смерти звучит почти в каждой главе поэмы, звучит тема их противостояния, где смерть смертью, а жизнь идет (как это ни странно) своим чередом.

В этой же главе « Переправа» о погибших ребятах Твардовский пишет:

…Мертвым все равно,

Стужи, холода не слышат.

Смерть за смертью не страшна,

Хоть еще паек им пишет

Первый роты старшина.

Старшина паек им пишет,

А по почте полевой

Не быстрей идут, не тише

Письма старые домой…

Солдаты еще живы по документам, в письмах для родных. Парадокс, они останутся живы навсегда в памяти и сердцах своих любимых и матерей – они «уже навек правы».

Как и в главе «Переправа», в главе « Гармонь» мы понимаем, что смерть для солдата - это состояние безнадежности: « гроб – дорога», но если есть еще хоть маленько надежда, если теплится тепло в душе, а не сковал ее «ветер резок» и «зол мороз», то жизнь все равно возьмет свое:

И сказал уже водитель

Вместо друга своего:

- Командир наш был любитель…

Схоронили мы его-

- Так…- С неловкою улыбкой

Поглядел боец вокруг,

Словно он кого ошибкой,

Не хотя обидел вдруг,

Поясняет осторожно,

Чтоб на том покончить речь:

- Я считал, сыграть-то можно,

Думал, что ж ее беречь.

И Теркин как всегда оказывается прав: холод смерти может победить только тепло души:

И забыто – не забыто,

Да не время вспоминать,

Где и кто лежит убитый

И кому ещё лежать.

Память должна жить и помогать жить другим, только тогда эта память даёт веру в жизнь, а не отнимает последние надежды:

-Ничего, - сказал водитель, -

Так и будет, Ничего.

Командир наш был любитель,

Это – память про него…-,

и дорога уже дальше не «гроб», а путь к жизни, где «увалы, взгорки, снег да ёлки с двух сторон».

В главе «Два солдата» мы видим, что для Твардовского слово «жить» многозначно.

-Будьте живы!-

говорят друг другу два солдата – старик и Тёркин. Живы - значит, здоровы. Живы – значит, способны дальше вести бой:

-Вот сейчас он с разворота

И начнёт. И жизни даст.

Жизни даст!-

Живы – значит, не мертвы:

Эту мысль продолжает Твардовский в главе «Кто стрелял?»

Здесь идёт, на наш взгляд, интереснейший диалог о том, в «какое время года легче погибнуть на войне». Может, и мы вместе с героем попытаемся выбрать это время?

…Да где там!

Лучше скажем наперёд:

Если горько гибнуть летом,

Если осенью – не мёд,

Если в зиму дрожь берёт,

То весной, друзья, от этой

Подлой штуки - душу рвёт.
«Рвёт», потому что ты вдруг «покорный» лежишь, «заслоняясь от смерти чёрной только собственной спиной».

«Покорный» - не способный к борьбе, «покорный» - потерявший веру, «покорный» - уже мертвец.

Нет, боец, ничком молиться

Не годится на войне!
Чтобы вести этот неравный бой «не ради славы, ради жизни на земле»
Смерть встречай лицом к лицу

И хотя бы плюнь её в морду,

Если всё пришло к концу…

Тёркин выигрывает этот бой.

Он выигрывает поединок и в главе «Смерть и воин».

Мы знаем, что смерть не вольна. И видим, что в поединке со Смертью солдат – Василий Тёркин побеждает её холод и тьму.

Тёркин - на грани смерти. К нему, тяжело раненому и одиноко лежащему на снегу, подходит Смерть. И вот тут-то начинается захватывающий поединок Тёркина со Смертью. Она хочет взять его с собой. Смерти, чтобы достичь своей цели, нужно «такую малость, - ну почти что ничего»:
Нужен знак один согласья,

Что устал беречь ты жизнь.

Что о смертном молишь часе…
- Сам, выходит, подпишись?
Но вырвать этот знак согласья у Тёркина, оказывается, не так-то просто. Смерть исчерпала все свои доводы, убеждая Тёркина отдаться ей, и всё напрасно.

Боец упирается изо всей мочи, но нелегко устоять против смерти, когда уже стянулись губы и жизнь впереди кажется не такой уж привлекательной: «Холод, страх, усталость, грязь».

В одной из первых глав поэмы «Тёркин ранен» мы видим, что у героя проявляется жажда жизни и стремление продлить её неприхотливые радости:
Жалко жизни той, приманки,

Малость хочется пожить,

Хоть погреться на лежанке,

Хоть портянки просушить
Но в главе «Смерть и воин» второй части поэмы эта жажда жизни – высшее проявление человеческого духа, непримиримого со смертью, утверждающего жизнь как неминуемое конечное торжество разума и воли народной:
Я не худший и не лучший,

Что погибну на войне.

Но в конце её, послушай,

Дашь ты на день отпуск мне?
В главе «Смерть и воин» Тёркин предстаёт перед нами не только как жизнелюб, но и как воин, отстаивающий привычный для него мир. Смерть не сладила с этим воином. Она отступает:

И подумала впервые

Смерть, следя со стороны:

«До чего они, живые,

Меж собой свои – дружны.

Потому и с одиночкой

Сладить надобно суметь,

Нехотя даёшь отсрочку».
И, вздохнув, отстала Смерть.
Да, на войне как на войне, там не хватало слёз, чтобы всех оплакать. И, конечно, не хватило бы жизни, чтобы поделиться ею со всеми погибшими. И это не чёрствость и бессердечие, это закон войны. Этот закон войны описывает Твардовский в поэме «Василий Тёркин».

Заключение
Итак, рассмотрев тему жизни и смерти в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин» я выяснила, что

во-первых, проблема, которую автор поднимает в поэме – это глобальная общечеловеческая проблема, которая волновала писателей и поэтов на протяжении всех эпох;

во-вторых, именно Твардовский больше, чем кто-либо, показал взаимодействия жизни и смерти через

любовь и переживание друг к другу;

каждый день, час, даже миг;

взаимоотношения человека и природы.

в-третьих, данная тема не просто волнует писателя, не просто названа, она пронизывает всю поэму и является центральной, так как для А.Т.Твардовского творчество живых – это главная сила, противостоящая смерти, фашизму, войне.

Для Александра Трифоновича жизнь на земле – это мир и труд, сочеловечность. А мы знаем, что именно мир должен отстаивать себя в противоположной форме, на войну отвечать войной, на смерть смертью тем, кто несёт смерть.

Я думаю, что нельзя не согласиться со словами мудрого С. Маршака, что «на войне живущим людям» - слова, брошенные как бы вскользь, определяют сущность поэмы. Люди, миллионы людей не только воевали в эти годы, но и в самом деле жили на войне, и эта жизнь была наполненной и сгущённой от близкого соседства со смертью…

Список литературы


  1. Твардовский А.Т. «Статьи и заметки о литературе», – М.: Изд-во второе, дополненное,1963г.

  2. Твардовский А.Т. «Василий Тёркин», - М.: Детская литература, 1988г.

  3. Дементьев В. «Александр Твардовский», - М.: Изд-во Советская Россия, 1976г.

  4. Муравьёв А.Н. «Творчество Твардовского», - М.: Просвещение, 1981г.

  5. Акосткин М. «Александр Твардовский», - М.: Изд-во Воронеж 1977г.

6. Акосткин М. «Стих и проза», - М.: Изд-во Воронеж 1977г.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат: Тема жизни и смерти в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Библиотечный урок «Поэма А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» (1942)» (70 лет со дня начала публикации в газете Западного фронта «Красноармейская...
Реферат: Тема жизни и смерти в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» iconПоэма А. Т. Твардовского "Василий Теркин"
Твардовский в своей автобиографии, — у нас часто отдавались чтению вслух какой-либо книги. Первое мое знакомство с “Полтавой” и “Дубровским”...
Реферат: Тема жизни и смерти в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» iconРеферат по биологии Тема: Жизнь после смерти или тайны иного бытия
И, наконец, попробуем ответить на некоторые из них сами. И поэтому данный проект является исследовательским, включая в себя научные...
Реферат: Тема жизни и смерти в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» iconРеферат по литературе на тему: «Человек на войне по произведениям...
Великой Отечественной войне свои произведения. Среди них такие, как Твардовский (“Василий Теркин”), Симонов (“Живые и мертвые”),...
Реферат: Тема жизни и смерти в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» iconУроков
«Страна Муравия» обзорно, фрагментарно или изучить подробно, в негуманитарном классе можно ограничиться обзорным повторением лирики,...
Реферат: Тема жизни и смерти в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» iconРеферат на тему: «Василий Макарович Шукшин. Писатель. Актер. Режиссёр»
«Милая моя родина» так счастливо в одной из статей признавался в любви своим родным местам Василий Макарович Шукшин.[5] И сегодня...
Реферат: Тема жизни и смерти в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» iconОтношение к жизни и смерти подростков, совершивших гомицидные действия
Охватывает как преступные формы причинения смерти другому человеку, так и предкриминальные формы лишения жизни людей, включающие...
Реферат: Тема жизни и смерти в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» iconКонспект урока русского языка в 8 классе учительницы русского языка...
Почему после смерти матери нет у сына спокойной жизни, и спокойной смерти он тоже не получает?
Реферат: Тема жизни и смерти в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» iconПреступления, совершённые за два с половиной года великой чистки...
Общественная атмосфера, которая была порождена попытками обуздать, стереть историческую память народа, ярко передана в поэме А. Твардовского...
Реферат: Тема жизни и смерти в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Твардовского; познакомиться с общественной деятельностью писателя; увидеть постоянный и мучительный путь Твардовского к правде; проследить...
Реферат: Тема жизни и смерти в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» iconУрок по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Тема урока: «Итоговый урок по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Сравнительный анализ экранизации поэмы с авторским текстом»
Реферат: Тема жизни и смерти в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» iconАлександра Трифоновича Твардовского посвящается…
По всей России почитатели таланта Александра Трифоновича Твардовского 21 июня 2010 года отметят 100 лет со дня рождения великого...
Реферат: Тема жизни и смерти в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» iconРасцвет жизни Зенона пришелся на 486-465 гг до н э. О жизни Зенона...
Зенону как-то раз пришлось кому-то отомстить за кого-то из своих родителей. О смерти Зенона рассказывают, что погиб он героической...
Реферат: Тема жизни и смерти в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» iconОсмысление подвига и трагедии народа в произведениях о Великой Отечественной...
Целью настоящего реферата является исследование того, как на страницах произведений Твардовского и Симонова воплощается великий подвиг...
Реферат: Тема жизни и смерти в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» iconСегодня большинство людей сторонятся смерти, даже упоминание о смерти...
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии и гуманитарных дисциплин 2012 года. Протокол №
Реферат: Тема жизни и смерти в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» iconИзображение Великой Отечественной войны; проблема жестокости, справедливости,...
Тема урока: Изображение Великой Отечественной войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск