Отношение к жизни и смерти подростков, совершивших гомицидные действия





Скачать 342.39 Kb.
НазваниеОтношение к жизни и смерти подростков, совершивших гомицидные действия
страница1/2
Дата публикации26.11.2014
Размер342.39 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Психология > Автореферат
  1   2



На правах рукописи

КОВАЛЕНКО Светлана Васильевна



ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ И СМЕРТИ ПОДРОСТКОВ, СОВЕРШИВШИХ ГОМИЦИДНЫЕ ДЕЙСТВИЯ


19.00.06юридическая психология
(психологические науки)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук


Ростов-на-Дону

2007
Работа выполнена на кафедре юридической психологии и военной психологии факультета психологии Южного федерального университета



Научный руководитель -

доктор психологических наук, профессор Михайлова Ольга Юрьевна













Официальные оппоненты:

член-корреспондент РАО,

доктор психологических наук, профессор Котова Изабелла Борисовна
кандидат психологических наук, доцент Труфанова Ольга Константиновна













Ведущая организация -

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»


Защита состоится «14» ноября 2007 года в 9-00 часов на заседании Диссертационного Совета К 212.208.09 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата психологических наук при Южном федеральном университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, ЮФУ, факультет психологии, ауд. 222.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.



Автореферат разослан «13» октября 2007 года.

Ученый секретарь
Диссертационного Совета
кандидат педагогических наук, доцент Юшко Г.Н.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена существенным местом, занимаемым молодежной преступностью в общей структуре преступности в России и необходимостью коренного пересмотра концептуальных подходов к профилактике противоправных проявлений среди несовершеннолетних и к уголовно-правовой политике.

В Концепции национальной безопасности России, утвержденной 10 января 2000 г. Указом Президента РФ, рост преступности назван среди основных угроз национальной безопасности. Одной из важнейших сторон всего процесса искоренения преступности в нашей стране является борьба с преступностью несовершеннолетних.

В последние годы статистические данные свидетельствуют о некотором снижении количества преступлений несовершеннолетних. Однако эта внешне благополучная тенденция не отражает в полной мере сущность этой сложной проблемы. Особую тревогу вызывает качественное изменение преступности несовершеннолетних, все более частое применение преступниками насилия, причем зачастую в чрезвычайно опасной для жизни и здоровья граждан форме, возрастание жестокости и цинизма преступных действий. В общей структуре молодежной преступности обнаруживается увеличение доли насильственных преступлений, совершаемых подростками с особой жестокостью [Ермаков П.Н., Падун О.А., 2004; Михайлова О.Ю., 2001; Пирожков В.Ф., 1998]. Современные тенденции преступности в нашей стране, ее омоложение, существенная доля тяжких преступлений, совершаемых несовершеннолетними, не могут не тревожить общество.

Проблемам подростково-молодежной преступности посвящены многочисленные работы отечественных психологов, педагогов и криминологов (Ю.М. Антонян, А.И. Долгова, П.Н. Ермаков, Г.И. Забрянский, В.В. Королев, И.А. Кудрявцев, А.Е. Личко, Г.М. Миньковский, О.Ю. Михайлова, О.А. Потапенко, А.Р. Ратинов, Ф.С. Сафуанов, А.М. Яковлев и др.).

Немало исследований направлено на изучение ценностных ориентаций, системы жизненных ценностей и общей личностной направленности девиантных и делинквентных подростков (И.В. Абакумова, М.А. Алемаскин, С.А. Беличева, И.В. Дубровина, А.А. Кокуев, В.Ф. Пирожков, А.А. Реан, Д.И. Фельдштейн и т.д.). В то же время остается практически не исследованным содержание основных «бытийных» представлений делинквентных подростков, определяющих всю систему их смысложизненных ориентаций – представлений о жизни и смерти.

Имеющиеся в научной психологической литературе исследования касаются проблемы отношения к собственной смерти и смерти близких человеку людей. Причем преимущественно столкновение со смертью рассматривается как позитивный фактор, одна из значимых возможностей для личностного роста (Р. Ассаджиоли, Дж. Бьюдженталь, Т. и Э. Йоманс, А. Маслоу, Р. Мэй, Дж. Рейнуотер, В. Франкл и др.). В то же время остаются практически неисследованными вопросы, касающиеся отношения к жизни и смерти убийц, то есть людей, причиняющих смерть. В этом плане особенно актуальным является изучение представлений о жизни и смерти у подростков, совершивших гомициды (насильственные действия, повлекшие смерть человека). Актуальность проблемы определила постановку цели настоящей работы.

Целью исследования явилось изучение особенностей отношения к жизни и смерти несовершеннолетних, совершивших насильственные действия, повлекшие смерть человека (гомициды).

Предметом исследования стало содержание представлений о жизни и смерти, связанные с ними эмоциональные переживания и стратегии психологической защиты Я у подростков, совершивших гомициды.

Объектом исследования была группа несовершеннолетних мужского пола, привлеченных к уголовной ответственности за совершение убийств (ст. 105 УК РФ) и причинение тяжких телесных повреждений, повлекших смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК РФ). Она включала 21 несовершеннолетнего в возрасте 14-15 лет. Кроме того, в объект исследования вошли 19 подростков в возрасте 12-14 лет, совершивших тяжкие насильственные деяния, повлекшие смерть человека, но не привлеченных к уголовной ответственности в силу не достижения ими соответствующего возраста.

В качестве контрольной группы были изучены несовершеннолетние мужского пола, совершившие корыстные деликты (40 человек). Из них 20 подростков в возрасте 14-15 лет, осужденные за совершение краж (ст. 158 УК РФ) и грабежей (ст. 161 УК РФ). Кроме того, было обследовано еще 20 подростков в возрасте 12-14 лет, состоящих на учете в отделах по делам несовершеннолетних за совершение аналогичных действий и не привлеченных к уголовной ответственности по возрасту.

Исследование проводилось в Государственном специализированном учебном воспитательном учреждении ХМАО-Югра для детей и подростков с девиантным поведением «Специализированная общеобразовательная школа закрытого типа», в следственном изоляторе г. Нижневартовска. Кроме того, 21 подросток был обследован в рамках судебно-психологической экспертизы по уголовным делам на основании постановлений следователей Прокуратуры г. Нижневартовска.

Диссертация подготовлена в рамках темы НИР факультета психологии ЮФУ «Юридическая психология», раздел «Психологические проблемы формирования девиантного поведения: диагностика и коррекция».

Достижение цели исследования потребовало постановки и дальнейшего решения следующих ЗАДАЧ:

1. Теоретический анализ философской и психологической литературы, посвященной предмету исследования.

2. Разработка и обоснование выбора «батареи» психодиагностических методик, адекватных цели и гипотезам исследования.

3. Сравнительное изучение содержательно-рациональных и аффективно-ценностных компонентов отношения к жизни у несовершеннолетних совершивших тяжкие насильственные и корыстные деликты.

4. Исследование особенностей представлений о смерти у несовершеннолетних, совершивших гомицидные действия, по сравнению с подростками, совершившими корыстные деликты, и выраженности у них аффективно-ценностного компонента отношения к смерти.

5. Эмпирическое изучение особенностей системы психологических защит Я у подростков, совершивших гомицидные и корыстные деликты.

ГИПОТЕЗЫ исследования:

1. Отношение к жизни у подростков, совершивших гомициды, характеризуется специфическим соотношением содержательно-рационального и аффективно-ценностного компонентов.

2. Несовершеннолетние, совершившие гомицидные деликты, характеризуются специфическим содержанием представлений о смерти и степенью выраженности аффективно-ценностного компонента отношения к смерти.

3. У подростков, совершивших гомициды, будет обнаруживаться высокая степень напряженности функционирования всей системы психологической защиты Я.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМИ И ТЕОРЕТИЧЕСКИМИ ПРЕД-ПОСЫЛКАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ являются концептуальные методологические труды, раскрывающие основные принципы общей психологии, психологии развития и юридической психологии (А.Г.Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.В.Петровский, Д.И. Фельдштейн и др.). Среди них особое значение для нашего исследования имела концепция активного субъекта жизнедеятельности, исследования личности как субъекта жизненного пути и системы её субъектно-оценочных и избирательных отношений к действительности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский и др.); представления о жизненном пути как индивидуальной системе решения таких экзистенциальных проблем, как жизнь – смерть (Дж. Бьюдженталь, В. Франкл, Э. Фромм).

Теоретической базой для данного исследования послужили работы специалистов в области юридической психологии и, в частности, посвященные проблемам формирования девиантного поведения подростков (Ю.М. Антонян, В.Л. Васильев, В.В. Гульдан, С.Н. Ениколопов, П.Н. Ермаков, М.М. Коченов, И.А. Кудрявцев, О.Ю. Михайлова, В.Ф. Пирожков, А.Р. Ратинов, Н.А. Ратинова, А.А. Реан, В.В. Романов, Ф.С. Сафуанов, О.А. Ситковская, А.М. Яковлев и др.), и психологические теории, посвященные проблемам генезиса, функционирования и диагностики защитных механизмов личности, в том числе у подростков-девиантов (З. Фрейд, А.Фрейд, Ф.В. Бассин, Ф.Е. Василюк, Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников, Е.Б. Михайлюк, А.А. Налчаджан и др.).

Нормативно-правовую базу данного исследования составили Минимальные стандартные правила, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»), Руководящие принципы ООН предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр–Риядские принципы), Конституция Российской Федерации, Уголовный Кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Методы исследования. Для решения поставленных в диссертационной работе задач и проверки экспериментальных гипотез были использован метод психологического изучения материалов, полученных в результате анализа деятельности подразделений по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и комиссии по делам несовершеннолетних при администрации г. Нижневартовска.

В эмпирическом исследовании были использованы оригинальный вариант опросника «Смысл жизни» (А.Р. Ратинов), опросник «Шкала базовых убеждений» [Janoff-Bulman R., 1989, 1992], оригинальный опросник «Отношение к смерти», «Шкала страха смерти» (FODS), предложенная J.I. Воуаг [1964]; «Шкала тревоги по поводу смерти» (DAS), разработанная D.I. Templer [1970]; опросник «Индекс жизненного стиля» (LSI) Plutchik R. и др., 1979, вариант, адаптированный Л.Р. Гребенниковым [1996].

Достоверность полученных результатов обеспечивалась достаточным объемом выборки, стандартизацией процедуры исследования и применением современных методов статистической обработки данных. Компьютерная обработка результатов производилась с помощью компьютерной программы «STATISTICA (StatSoft», версия 6 [Боровиков В., 2003]).

Научная новизна:

В работе впервые исследованы экзистенциальные аспекты формирования личности несовершеннолетних, совершивших насильственные деяния, повлекшие смерть человека.

Впервые раскрыто соотношение содержательных и эмоционально-ценностных компонентов отношения к жизни у подростков, совершивших гомициды.

Впервые показана специфика отношения к смерти, особенности его содержательных и эмоционально-ценностных компонентов у несовершеннолетних, совершивших насильственные деяния, повлекшие смерть человека.

В работе впервые выделены и проанализированы общие и специфические характеристики системы психологической защиты Я подростков, причинивших смерть другому человеку.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Результаты диссертационного исследования дополняют и расширяют существующие в юридической психологии представления о личности преступника, об индивидуальных механизмах насильственных преступлений, уточняют и конкретизируют криминально-психологические представления о психологических детерминантах формирования преступного поведения.

Проведенные исследования позволяют глубже понять психологические механизмы формирования девиантного поведения в подростковом возрасте, что имеет существенное значение для возрастной психологии и психологии развития в плане диагностической оценки и коррекции таких форм поведения.

Разработанные положения имеют важное значение для правильной квалификации насильственных преступлений, устанавливают границы изучения личности несовершеннолетнего обвиняемого и принципы индивидуального подхода к нему в процессе расследования и судебного разбирательства, способствуют решению задачи дифференциации и индивидуализации ответственности и исполнения наказания.

Разработанные теоретические положения и результаты экспериментального исследования используются в учебном процессе при чтении курсов «Юридическая психология», «Социально-педагогические методы и технологии в работе с детьми «группы риска» в условиях подросткового (молодежного) клуба по месту жительства», «Создание в образовательном пространстве школы эффективных механизмов по профилактике безнадзорности и беспризорности. Защита прав детей и подростков», «Профилактика суицидального поведения детей и подростков» для студентов юридического факультета Западно-Сибирского факультета финансов и права, для слушателей курсов повышения квалификации педагогов-психологов школ города Нижневартовска при «Центре дополнительного образования» Нижневартовского государственного гуманитарного университета.

Материалы диссертационного исследования используются также в практической деятельности оперативных и следственных работников прокуратуры города Нижневартовска и Нижневартовского района ХМАО–Югра при раскрытии, расследовании и разработке профилактических мероприятий насильственных преступлений несовершеннолетних.

Полученные новые экспериментальные данные могут найти применение в научных психолого-правовых исследованиях, методических разработках, а также в практической работе психологов, криминологов, оперативных и следственных работников, занимающихся проблемами ранней диагностики, оценки и коррекции преступного поведения несовершеннолетних.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. Отношение к жизни у подростков, совершивших гомициды, характеризуется спецификой содержательно-рационального компонента, что обнаруживается как нарушение ценностей, отражающих отношение к другим людям.

2. Несовершеннолетние, совершившие гомицидные деликты, характеризуются специфическим содержанием представлений о смерти, в рамках которого облегченное принятие смерти другого человека сочетается с избеганием оценки и/или отрицанием вероятности собственной смерти, и выраженностью аффективно-ценностного компонента отношения к смерти, что обнаруживается как когнитивно-аффективная озабоченность смертью.

3. У подростков, совершивших гомициды, обнаруживается сверхнормативная напряженность механизмов психологической защиты, сравнительно узкий репертуар защитных реакций и низкая их эффективность, что связано с их склонностью прибегать в условиях угрозы Я к наиболее примитивным и психологически затратным защитам.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на 1-й Региональной научно-практической конференции «Развивающая психологическая среда: семейная, образовательная, профессиональная» (Нижневартовск,2007) и IV Всероссийском съезде Российского психологического общества «Психология будущему России» (Ростов-на-Дону, 2007). Материалы исследования также представлялись на заседаниях кафедры юридической психологии и военной психологии факультета психологии Южного федерального университета и заслушивались на кафедре психологии образования и развития Нижневартовского государственного гуманитарного университета.

ПУБЛИКАЦИИ. По теме диссертационного исследования опубликовано 5 научных работ общим объемом около 1,1 п.л., среди них 2 статьи в журналах по перечню ВАК Минобразования и науки РФ.

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ.

Работа изложена на 134 страницах машинописного текста, иллюстрирована 10 рисунками (графиками и диаграммами) и 9 таблицами. Состоит из введения, трех глав, выводов, списка используемой литературы, включающего 223 источника, в том числе 42 на иностранных языках, и приложения.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отношение к жизни и смерти подростков, совершивших гомицидные действия iconРеферат: Тема жизни и смерти в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»
Большое место в русской литературе занимает философская тема жизни и смерти. Эта тема не нова в литературе и искусстве. У многих...
Отношение к жизни и смерти подростков, совершивших гомицидные действия iconРасцвет жизни Зенона пришелся на 486-465 гг до н э. О жизни Зенона...
Зенону как-то раз пришлось кому-то отомстить за кого-то из своих родителей. О смерти Зенона рассказывают, что погиб он героической...
Отношение к жизни и смерти подростков, совершивших гомицидные действия icon«Использование ромбического орнамента Архангельской области в современном трикотаже»
Ромбический орнамент дошёл до нас из глубины веков, когда многие символы имели определённый смысл. С их помощью люди показывали окружающий...
Отношение к жизни и смерти подростков, совершивших гомицидные действия iconРеферат по биологии Тема: Жизнь после смерти или тайны иного бытия
И, наконец, попробуем ответить на некоторые из них сами. И поэтому данный проект является исследовательским, включая в себя научные...
Отношение к жизни и смерти подростков, совершивших гомицидные действия iconМолодежь: отношение к смерти
Руководство для работников приемных пунктов предприятий химической чистки и крашения (утв. Минбытом рсфср 20. 06. 1990)
Отношение к жизни и смерти подростков, совершивших гомицидные действия iconСегодня большинство людей сторонятся смерти, даже упоминание о смерти...
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии и гуманитарных дисциплин 2012 года. Протокол №
Отношение к жизни и смерти подростков, совершивших гомицидные действия iconКонспект урока русского языка в 8 классе учительницы русского языка...
Почему после смерти матери нет у сына спокойной жизни, и спокойной смерти он тоже не получает?
Отношение к жизни и смерти подростков, совершивших гомицидные действия iconК семейной жизни содержание
В этой книге речь идет о подготовке к семейной жизни главным образом подростков. Но автор считает необходимым затронуть проблемы...
Отношение к жизни и смерти подростков, совершивших гомицидные действия iconУрок – беседа по повести
Оборудование: портрет писателя, выставка книг, слова В. Распутина : «У старух меня особенно поражает спокойное отношение к смерти,...
Отношение к жизни и смерти подростков, совершивших гомицидные действия iconПроблема жизни, смерти, бессмертия мира, человечества, человека в...
Проблема жизни, смерти, бессмертия мира, человечества, человека в контексте истории философской мысли и проблематики: Планы семинарских...
Отношение к жизни и смерти подростков, совершивших гомицидные действия iconВо-первых, кто такие самураи, что представляет собой их жизнь?
И, в-третьих, какая в итоге философия логично вытекает из их образа жизни и мировоззрения? Для более лучшего понимания мы также воспользуемся...
Отношение к жизни и смерти подростков, совершивших гомицидные действия iconКонспект занятия
Универсальные учебные действия: 1 формирование основ социально ценных личностных и нравственных качеств: уважение и вежливое отношение...
Отношение к жизни и смерти подростков, совершивших гомицидные действия iconУрок природоведения- однотемный в разновозрастном классе. Тема
Развивать мышление, любознательность, бережное отношение к природе, умение оценивать свои действия
Отношение к жизни и смерти подростков, совершивших гомицидные действия iconЮ. Ф. Антропов, Ю. С. Шевченко психосоматические расстройства и патологические...
Европейский Суд по правам человека (Первая секция), заседая Палатой, в состав которой вошли
Отношение к жизни и смерти подростков, совершивших гомицидные действия iconУрока по основам бехопасности жизнедеятельности в 11 классе по теме:...
Дать понятие клинической смерти. Сообщить о причинах и признаках клинической смерти
Отношение к жизни и смерти подростков, совершивших гомицидные действия iconОбсуждения Проблемы адаптации учащихся 5-х классов Анкетирование...
Формирование банка данных «трудных» подростков, подростков, «группы риска», подростков из неблагополучных семей


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск