Урок – беседа по повести





Скачать 77.26 Kb.
НазваниеУрок – беседа по повести
Дата публикации10.09.2014
Размер77.26 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
МБОУ «Среднекибечская СОШ» Канашского района ЧР

Урок – беседа

по повести
В.Г.Распутина

«Последний срок»

Работу выполнила

учительница русского языка и литературы

Судякова Светлана Юрьевна

2012 г.


Эпиграф: Уходят люди… Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

Е.Евтушенко.
Цель урока: 1)показать духовную красоту русской

женщины-крестьянки;

2)раскрыть тему взаимосвязи поколений

в повести;

3)вызвать любовь и уважение к своим

бабушкам и прабабушкам - к старшему

поколению.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг, слова В.Распутина : «У старух меня особенно поражает спокойное отношение к смерти, которую они воспринимают, как нечто само собой разумеющееся»

или

«Распутин с особой остротой понимает, к чему могут привести наша беспомощность, равнодушие, безверие, утрата родовых корней»

(О. Барышева)

или

«Повторять и продолжать движение, начатое не тобой, а до тебя, растить детей, совершать круг непосредственной жизни -в этом большая правда, в этом есть и должен быть великий смысл…»

(В.Распутин)


Ход урока.
Слово учителя. Рассказ о своей бабушке.

Впервые я прочитала произведения В. Распутина в 1974 в выпускном классе. Тогда многие выписывали журналы, роман - газеты. И наша учительница русского языка и литературы Нина Григорьевна принесла в класс журнал «Наш современник» за 1970 год, помню и номера (7 и 8).Это была повесть Распутина «Последний срок» Так я впервые познакомилась с писателем. А потом была поездка в Чебоксары в Чувашский драмтеатр имени К.Иванова на спектакль по повести В.Распутина «Деньги для Марии» (на чувашском языке).

Благодаря этому писателю я по – другому взглянула на жизнь близкого мне человека. Мне почему – то кажется, что старуха Анна из «Последнего срока»-это моя бабушка Анастасия Антоновна, хотя знаю, что прототипом была бабушка Валентина Григорьевича.

Рожала бабушка много, как и Анна, а в живых осталось только пятеро: двое сыновей и три дочери. Всех, кроме моего отца, разбросала судьба по России: дядя Аверкий – в Буденновске, тётя Полина – в Оренбургской области, тётя Люся – в Краснодарском крае, дядя Володя в Уссурийском крае. Они давно уже сами бабушки и дедушки. Но, видимо, болит душа за родные могилки, и звонить стали чаще и больше, чем раньше, и вопрос один: как там наши могилки. Чувствуется, что очень хотят приехать на Родину, но не приедут, ведь самому старшему 82 год пошёл, а младшему – 65.

А в деревне остался только мой папа (самый старший из детей) и поэтому, наверное, был ближе всех к бабушке.

Моя бабушка прошла через то же, что и Анна Степановна: коллективизация, война…, так же растила детей, всю жизнь работала в колхозе, всем помогала.

Но только прочитав «Последний срок», я поняла, какая прекрасная, благородная, интеллигентная женщина была моя бабушка Настя, почему так тепло, надежно и уютно была рядом с ней.

Я помню бабушку, сидящую у окна, она смотрела вдаль, и, казалось, всегда кого- то ждала. Любила слушать чувашскую музыку, особенно песню «Тавах, аннем, çуратнăшăн» в исполнении Тамары Чумаковой и песни Ираиды Вдовиной.

В молодости была очень красива: черные блестящие волосы и синие глаза. Жаль, что ее красота не передалась нам, внукам. Сколько помню, бабушка всегда ходила в галошах и белоснежных шерстяных носках. Всегда в платке, в платье с оборками и фартуке. Очень чистоплотная была старушка.

А как она любила цветы! На подоконниках у нее всегда были бальзамин (она говорила «Ванька мокрый»), алоэ и фикусы в горшках.

А какие у бабушки пироги были! Ржаные пироги с капустой, картошкой, с яблоками. А варенье вишневое!

И чай она пила из блюдечка, держа обеими руками…

Умерла бабушка Настя 31 декабря 1985 года на 80 году жизни. Лежала недолго, неделю, и всегда рядом с ней была мой папа.

Смерть она приняла спокойно, достойно, «как нечто само собой разумеющееся». «Чем лучше человек, тем меньше он боится смерти», -говорил Л. Толстой. Наверно, он прав.

Бабушка, как и Анна, не боялась умереть. Говорила, что устала, сказала, во что нарядить ее в последний путь, и тихонько уснула. Вся жизнь ее прошла бегом, на ногах, в труде, в заботах: ребятишки, дом, огород, поле, колхоз…

Приехали все дети, но только после похорон. Поплакали, вспоминали, пожили с неделю, оставили деньги на памятник и разъехались. А мы с папой поставили весной памятник, посадили вишню (ее очень любила бабушка) и березку. Теперь и папа мой давно лежит рядом с бабушкой, там же и дедушка, и моя сестренка. Хорошо, что есть родные могилки, где можно посидеть в тишине и слушать шепот деревьев, шелест трав, видеть бесконечное небо и думать о последнем сроке, который всех ожидает.
Вопросы классу (даны заранее)домашнее задание.

-Как вы думаете, почему повесть названа «Последний срок»?

- Что находится в центре внимания автора, жизнь или смерть Анны Степановны? – какой видится вам героиня (черты своих бабушек)
Беседа по повести

  1. С какой фразы начинается повесть «Последний срок»?

« Старуха Анна лежала на узкой железной кровати возле русской печки и дожидалась смерти, время для которой вроде приспело: старухе было под восемьдесят»

  1. А как заканчивается?

«Ночью старуха умерла»

Одна из основных тем всей мировой литературы: тема жизни и смерти. Но у Распутина она становится самостоятельным сюжетом: почти всегда у него из жизни уходит старый, много поживший и многое повидавший на своем веку человек, которому есть что и с чем сравнивать, есть о чем вспоминать, есть чем ответить на вопрос о сделанном; и почти всегда это- женщина: мать, воспитавшая детей, обеспечившая непрерывность рода.

Тема смерти для Распутина- размышления о том, что ОСТАЕТСЯ, в сравнении с тем, что БЫЛО.

Анна в «Последнем сроке»- ярчайший пример художественного исследования человеческой души, показанной писателем во всей ее величественной неповторимости, единственности и мудрости- души женщины, постигающей то, о чем каждый из нас хоть раз в жизни думал.
-Кто приезжает первой? Давайте мы посмотрим на них глазами Анны
(Рассказ о Варваре. Рассказ о Люсе, Илье, Михаиле, Таньчоре.)
-Как вы думаете, почему Анна приближена судьбою к Михаилу?

( Одинаковые условия, в которых они с матерью живут, долгое обучение,

совместной труд. Одна на двоих природа…)
- Кто олицетворяет надежду в «Последнем сроке»?

(Таньчора, «Старуха понимала, что Таньчора может приехать только сегодня, что это Последний срок, который ей отпущен»

«Сегодня был последний срок: если до темноты Таньчора не приедет, значит, нечего больше и надеяться».
-Почему Анна чувствует вину перед Таньчорой? На чем основана это вина?

На обоюдном последнем сроке.

«В старухе вдруг что-то оборвалась, что-то коротким стоном лопнуло, и стон этот, не успев заглохнуть, неожиданно переносился во вчерашний звон, запомнившийся ей еще в девичестве и звучащий мягкими благовестными ударами»; она заплакала, «не закрывая лица и не трогая по бокам рук.

Глаза ее были открыты, из них сочились редкие темные слезы и медленно стекали по лицу. Она плакала неподвижно и молча, без единого звука. Только катились слезы»

Анна готовится к смерти. Автор снова возвращает нас к ее детям.
-Как вы думаете, почему он это делает?

(Предлагает задуматься, каким же будет мир, когда из него уйдут все Анны и останутся только Ильи, Варвары и Люси)
-Понимают ли эти люди своего предназначенья на Земле?
-Они ли только виновны в происходящем с ними?

(Сцена пьянства в бане)
-Используют ли дети Анны последний срок,д ля того чтобы опомниться, задуматься, как это сумеет сделать Анна и старинная ее подруга Мирониха?

(Рассказ о Миронихе)
-Что значат для Анны Степановны понятия «долг», «совесть»?
-Почему, несмотря ни на что, прожитая Анной Степановной жизнь кажется ей удачной? В чем она видит смысл своей жизни?

(«Удачной. Как ни у кого. Надо ли жаловаться, что она всю ее отдала ребятам, если для того и приходит в мир человек, чтобы мир никогда не скудел без детей».
-Как надо жить, чтобы мир не скудел без детей?

Урок заканчивается чтением стихотворения Е.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет» или «Уходят матери»
Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы - как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил

И с этой незаметностью дружил,

Он интересен был среди людей

Самою незаметностью своей.
У каждого- свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час.

Но это все неведомо для нас.
И если умирает человек,

С ним умирает первый его снег,

И первый поцелуй, и первый бой…

Все это забирает он с собой.
Да, остаются книги и мосты,

Машины и художников холсты,

Да, многому остаться суждено,

Но что-то ведь уходит все равно!
Таков закон безжалостной игры.

Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных,

А что мы знали, в сущности, о них?
Что знаем мы про братьев, про друзей,

Что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего

Мы, зная все, не знаем ничего.

Уходят люди… Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

От этой невозвратности кричать…
Уходят матери от нас,

Уходят потихонечку,

На цыпочках,

А мы спокойно спим, едой насытившись,

Не замечая этот страшный час.

Уходят матери от нас не сразу, нет,-

Нам это только кажется, что сразу,

Они уходят медленно и странно,

Ногами маленькими по ступеням лет.

Вдруг спохватившись нервно в кой-то год,

Им отмечаем шумно дни рожденья,

Но это запоздалое раденье

Ни их,

Ни наши души не спасет.

Все удаляются они,

Все удаляются,

К ним тянемся,

Очнувшись ото сна,

Но руки вдруг о воздух ударяются-

В нем выросла стеклянная стена!

Мы опоздали.

Пробил страшный час.

Глядим мы со слезами потаенными,

Как тихими суровыми колоннами

Уходят наши матери от нас…
Заключение:

-Для кого это был последний срок?
Последняя просьба матери:

«Помру я, помру. От увидите. Седни же. Погодите чутельку, погодите. Мне ниче боле не надо, Люся! И ты, Илья! Погодите. Я говорю вам, что помру, и помру»

Последняя просьба эта осталась неуслышанной, и это даром не пройдет ни Варваре, ни Люсе, ни Илье. Это был для них – не для старухи – последний из последних сроков.

Домашнее задание: написать сочинение «Моя бабушка» или «Моя прабабушка».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок – беседа по повести iconВикторина на знание текста повести. Монолог. Повторительно-обобщающая...
Тема: Обобщение изученного по повести А. С. Пушкина «Дубровский» (по учебнику А. Г. Кутузова)
Урок – беседа по повести iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Номинация: методическая разработка «Урок-беседа по повести-хронике «Сплетение душ»
Урок – беседа по повести iconМеждународный литературный конкурс «Купель» 2012 2013 года по произведениям...
Номинация: методическая разработка «Урок-беседа по повести-хронике «Сплетение душ»
Урок – беседа по повести iconУрок литературы (8 класс) Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Рассмотреть и сопоставить героев повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (Гринёв и Швабрин), выявить черты сходства и различия....
Урок – беседа по повести iconУрок литературы в 11 классе «Тема армии в повести А. И. Куприна «Поединок»
А. И. Куприна для осознания обществом кризиса всей русской жизни; гуманистический, антивоенный пафос повести
Урок – беседа по повести iconУрок литературы "Нравственные проблемы в повести В. Г. Распутина "
Дать краткий обзор творчества В. Распутина, обратить внимание на проблемы, которые ставит писатель в повести
Урок – беседа по повести iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: познакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка»; показать жанровое своеобразие повести; познакомить...
Урок – беседа по повести iconУрок внеклассного чтения по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант»
Урок внеклассного чтения по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант» в 8 классе с использованием структурно-логической схемы
Урок – беседа по повести iconКонспект урока литературы по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (патриотический пафос повести)
Задачи: Закрепить сведения о сфере употребления определенно-личных предложений
Урок – беседа по повести iconУрок математики
Форма урока: решение проблемного вопроса «Жить или курить?» при помощи решения задач, урок-беседа, обсуждение
Урок – беседа по повести iconУрок-беседа

Урок – беседа по повести iconРеферат с элементами исследовательской деятельности на тему: Символика цвета в повести
Целесообразность использования слов со значением цвета в повести А. Грина «Алые паруса»
Урок – беседа по повести iconПлан Факт Лексика Грамматика 1 Вводный урок: урок обобщающего повторения,...

Урок – беседа по повести iconТематическое планирование по русской литературе в 7 классе
Беседа рассказ учителя, беседа,, вырази -тельное чтение, элементы анализа текста
Урок – беседа по повести iconФакты о пагубном воздействии табака на организм
Формы работы: беседа – диалог, беседа – размышление, ситуативный практикум, викторина (дополнительный материал)
Урок – беседа по повести iconНазвание урок
«в №37 09. 55-10. 40 Пронина Ж. В. Тема «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск