Скачать 77.26 Kb.
|
МБОУ «Среднекибечская СОШ» Канашского района ЧР Урок – беседа по повести В.Г.Распутина «Последний срок» Работу выполнила учительница русского языка и литературы Судякова Светлана Юрьевна 2012 г. Эпиграф: Уходят люди… Их не возвратить. Их тайные миры не возродить. Е.Евтушенко. Цель урока: 1)показать духовную красоту русской женщины-крестьянки; 2)раскрыть тему взаимосвязи поколений в повести; 3)вызвать любовь и уважение к своим бабушкам и прабабушкам - к старшему поколению. Оборудование: портрет писателя, выставка книг, слова В.Распутина : «У старух меня особенно поражает спокойное отношение к смерти, которую они воспринимают, как нечто само собой разумеющееся» или «Распутин с особой остротой понимает, к чему могут привести наша беспомощность, равнодушие, безверие, утрата родовых корней» (О. Барышева) или «Повторять и продолжать движение, начатое не тобой, а до тебя, растить детей, совершать круг непосредственной жизни -в этом большая правда, в этом есть и должен быть великий смысл…» (В.Распутин) Ход урока. Слово учителя. Рассказ о своей бабушке. Впервые я прочитала произведения В. Распутина в 1974 в выпускном классе. Тогда многие выписывали журналы, роман - газеты. И наша учительница русского языка и литературы Нина Григорьевна принесла в класс журнал «Наш современник» за 1970 год, помню и номера (7 и 8).Это была повесть Распутина «Последний срок» Так я впервые познакомилась с писателем. А потом была поездка в Чебоксары в Чувашский драмтеатр имени К.Иванова на спектакль по повести В.Распутина «Деньги для Марии» (на чувашском языке). Благодаря этому писателю я по – другому взглянула на жизнь близкого мне человека. Мне почему – то кажется, что старуха Анна из «Последнего срока»-это моя бабушка Анастасия Антоновна, хотя знаю, что прототипом была бабушка Валентина Григорьевича. Рожала бабушка много, как и Анна, а в живых осталось только пятеро: двое сыновей и три дочери. Всех, кроме моего отца, разбросала судьба по России: дядя Аверкий – в Буденновске, тётя Полина – в Оренбургской области, тётя Люся – в Краснодарском крае, дядя Володя в Уссурийском крае. Они давно уже сами бабушки и дедушки. Но, видимо, болит душа за родные могилки, и звонить стали чаще и больше, чем раньше, и вопрос один: как там наши могилки. Чувствуется, что очень хотят приехать на Родину, но не приедут, ведь самому старшему 82 год пошёл, а младшему – 65. А в деревне остался только мой папа (самый старший из детей) и поэтому, наверное, был ближе всех к бабушке. Моя бабушка прошла через то же, что и Анна Степановна: коллективизация, война…, так же растила детей, всю жизнь работала в колхозе, всем помогала. Но только прочитав «Последний срок», я поняла, какая прекрасная, благородная, интеллигентная женщина была моя бабушка Настя, почему так тепло, надежно и уютно была рядом с ней. Я помню бабушку, сидящую у окна, она смотрела вдаль, и, казалось, всегда кого- то ждала. Любила слушать чувашскую музыку, особенно песню «Тавах, аннем, çуратнăшăн» в исполнении Тамары Чумаковой и песни Ираиды Вдовиной. В молодости была очень красива: черные блестящие волосы и синие глаза. Жаль, что ее красота не передалась нам, внукам. Сколько помню, бабушка всегда ходила в галошах и белоснежных шерстяных носках. Всегда в платке, в платье с оборками и фартуке. Очень чистоплотная была старушка. А как она любила цветы! На подоконниках у нее всегда были бальзамин (она говорила «Ванька мокрый»), алоэ и фикусы в горшках. А какие у бабушки пироги были! Ржаные пироги с капустой, картошкой, с яблоками. А варенье вишневое! И чай она пила из блюдечка, держа обеими руками… Умерла бабушка Настя 31 декабря 1985 года на 80 году жизни. Лежала недолго, неделю, и всегда рядом с ней была мой папа. Смерть она приняла спокойно, достойно, «как нечто само собой разумеющееся». «Чем лучше человек, тем меньше он боится смерти», -говорил Л. Толстой. Наверно, он прав. Бабушка, как и Анна, не боялась умереть. Говорила, что устала, сказала, во что нарядить ее в последний путь, и тихонько уснула. Вся жизнь ее прошла бегом, на ногах, в труде, в заботах: ребятишки, дом, огород, поле, колхоз… Приехали все дети, но только после похорон. Поплакали, вспоминали, пожили с неделю, оставили деньги на памятник и разъехались. А мы с папой поставили весной памятник, посадили вишню (ее очень любила бабушка) и березку. Теперь и папа мой давно лежит рядом с бабушкой, там же и дедушка, и моя сестренка. Хорошо, что есть родные могилки, где можно посидеть в тишине и слушать шепот деревьев, шелест трав, видеть бесконечное небо и думать о последнем сроке, который всех ожидает. Вопросы классу (даны заранее)домашнее задание. -Как вы думаете, почему повесть названа «Последний срок»? - Что находится в центре внимания автора, жизнь или смерть Анны Степановны? – какой видится вам героиня (черты своих бабушек) Беседа по повести
« Старуха Анна лежала на узкой железной кровати возле русской печки и дожидалась смерти, время для которой вроде приспело: старухе было под восемьдесят»
«Ночью старуха умерла» Одна из основных тем всей мировой литературы: тема жизни и смерти. Но у Распутина она становится самостоятельным сюжетом: почти всегда у него из жизни уходит старый, много поживший и многое повидавший на своем веку человек, которому есть что и с чем сравнивать, есть о чем вспоминать, есть чем ответить на вопрос о сделанном; и почти всегда это- женщина: мать, воспитавшая детей, обеспечившая непрерывность рода. Тема смерти для Распутина- размышления о том, что ОСТАЕТСЯ, в сравнении с тем, что БЫЛО. Анна в «Последнем сроке»- ярчайший пример художественного исследования человеческой души, показанной писателем во всей ее величественной неповторимости, единственности и мудрости- души женщины, постигающей то, о чем каждый из нас хоть раз в жизни думал. -Кто приезжает первой? Давайте мы посмотрим на них глазами Анны (Рассказ о Варваре. Рассказ о Люсе, Илье, Михаиле, Таньчоре.) -Как вы думаете, почему Анна приближена судьбою к Михаилу? ( Одинаковые условия, в которых они с матерью живут, долгое обучение, совместной труд. Одна на двоих природа…) - Кто олицетворяет надежду в «Последнем сроке»? (Таньчора, «Старуха понимала, что Таньчора может приехать только сегодня, что это Последний срок, который ей отпущен» «Сегодня был последний срок: если до темноты Таньчора не приедет, значит, нечего больше и надеяться». -Почему Анна чувствует вину перед Таньчорой? На чем основана это вина? На обоюдном последнем сроке. «В старухе вдруг что-то оборвалась, что-то коротким стоном лопнуло, и стон этот, не успев заглохнуть, неожиданно переносился во вчерашний звон, запомнившийся ей еще в девичестве и звучащий мягкими благовестными ударами»; она заплакала, «не закрывая лица и не трогая по бокам рук. Глаза ее были открыты, из них сочились редкие темные слезы и медленно стекали по лицу. Она плакала неподвижно и молча, без единого звука. Только катились слезы» Анна готовится к смерти. Автор снова возвращает нас к ее детям. -Как вы думаете, почему он это делает? (Предлагает задуматься, каким же будет мир, когда из него уйдут все Анны и останутся только Ильи, Варвары и Люси) -Понимают ли эти люди своего предназначенья на Земле? -Они ли только виновны в происходящем с ними? (Сцена пьянства в бане) -Используют ли дети Анны последний срок,д ля того чтобы опомниться, задуматься, как это сумеет сделать Анна и старинная ее подруга Мирониха? (Рассказ о Миронихе) -Что значат для Анны Степановны понятия «долг», «совесть»? -Почему, несмотря ни на что, прожитая Анной Степановной жизнь кажется ей удачной? В чем она видит смысл своей жизни? («Удачной. Как ни у кого. Надо ли жаловаться, что она всю ее отдала ребятам, если для того и приходит в мир человек, чтобы мир никогда не скудел без детей». -Как надо жить, чтобы мир не скудел без детей? Урок заканчивается чтением стихотворения Е.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет» или «Уходят матери» Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы - как истории планет. У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих на нее. А если кто-то незаметно жил И с этой незаметностью дружил, Он интересен был среди людей Самою незаметностью своей. У каждого- свой тайный личный мир. Есть в мире этом самый лучший миг. Есть в мире этом самый страшный час. Но это все неведомо для нас. И если умирает человек, С ним умирает первый его снег, И первый поцелуй, и первый бой… Все это забирает он с собой. Да, остаются книги и мосты, Машины и художников холсты, Да, многому остаться суждено, Но что-то ведь уходит все равно! Таков закон безжалостной игры. Не люди умирают, а миры. Людей мы помним, грешных и земных, А что мы знали, в сущности, о них? Что знаем мы про братьев, про друзей, Что знаем о единственной своей? И про отца родного своего Мы, зная все, не знаем ничего. Уходят люди… Их не возвратить. Их тайные миры не возродить. И каждый раз мне хочется опять От этой невозвратности кричать… Уходят матери от нас, Уходят потихонечку, На цыпочках, А мы спокойно спим, едой насытившись, Не замечая этот страшный час. Уходят матери от нас не сразу, нет,- Нам это только кажется, что сразу, Они уходят медленно и странно, Ногами маленькими по ступеням лет. Вдруг спохватившись нервно в кой-то год, Им отмечаем шумно дни рожденья, Но это запоздалое раденье Ни их, Ни наши души не спасет. Все удаляются они, Все удаляются, К ним тянемся, Очнувшись ото сна, Но руки вдруг о воздух ударяются- В нем выросла стеклянная стена! Мы опоздали. Пробил страшный час. Глядим мы со слезами потаенными, Как тихими суровыми колоннами Уходят наши матери от нас… Заключение: -Для кого это был последний срок? Последняя просьба матери: «Помру я, помру. От увидите. Седни же. Погодите чутельку, погодите. Мне ниче боле не надо, Люся! И ты, Илья! Погодите. Я говорю вам, что помру, и помру» Последняя просьба эта осталась неуслышанной, и это даром не пройдет ни Варваре, ни Люсе, ни Илье. Это был для них – не для старухи – последний из последних сроков. Домашнее задание: написать сочинение «Моя бабушка» или «Моя прабабушка». |
Викторина на знание текста повести. Монолог. Повторительно-обобщающая... Тема: Обобщение изученного по повести А. С. Пушкина «Дубровский» (по учебнику А. Г. Кутузова) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Номинация: методическая разработка «Урок-беседа по повести-хронике «Сплетение душ» | ||
Международный литературный конкурс «Купель» 2012 2013 года по произведениям... Номинация: методическая разработка «Урок-беседа по повести-хронике «Сплетение душ» | Урок литературы (8 класс) Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Рассмотреть и сопоставить героев повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (Гринёв и Швабрин), выявить черты сходства и различия.... | ||
Урок литературы в 11 классе «Тема армии в повести А. И. Куприна «Поединок» А. И. Куприна для осознания обществом кризиса всей русской жизни; гуманистический, антивоенный пафос повести | Урок литературы "Нравственные проблемы в повести В. Г. Распутина " Дать краткий обзор творчества В. Распутина, обратить внимание на проблемы, которые ставит писатель в повести | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: познакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка»; показать жанровое своеобразие повести; познакомить... | Урок внеклассного чтения по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант» Урок внеклассного чтения по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант» в 8 классе с использованием структурно-логической схемы | ||
Конспект урока литературы по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (патриотический пафос повести) Задачи: Закрепить сведения о сфере употребления определенно-личных предложений | Урок математики Форма урока: решение проблемного вопроса «Жить или курить?» при помощи решения задач, урок-беседа, обсуждение | ||
Урок-беседа | Реферат с элементами исследовательской деятельности на тему: Символика цвета в повести Целесообразность использования слов со значением цвета в повести А. Грина «Алые паруса» | ||
План Факт Лексика Грамматика 1 Вводный урок: урок обобщающего повторения,... | Тематическое планирование по русской литературе в 7 классе Беседа рассказ учителя, беседа,, вырази -тельное чтение, элементы анализа текста | ||
Факты о пагубном воздействии табака на организм Формы работы: беседа – диалог, беседа – размышление, ситуативный практикум, викторина (дополнительный материал) | Название урок «в №37 09. 55-10. 40 Пронина Ж. В. Тема «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель» |