Урок литературы (8 класс) Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»





Скачать 90.38 Kb.
НазваниеУрок литературы (8 класс) Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Дата публикации10.09.2014
Размер90.38 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Учитель литературы МБОУ « УСОШ» Кузнецова Галина Максимовна.
Урок литературы (8 класс)

Урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

«ГРИНЁВ И ШВАБРИН»

(Проблема долга, чести и человеческого достоинства»)

ЦЕЛЬ УРОКА:

Рассмотреть и сопоставить героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (Гринёв и Швабрин), выявить черты сходства и различия. Решить проблему долга, чести и человеческого достоинства.

ЗАДАЧИ:

  1. Формирование и развитие информационной компетенции:

    • Развитие навыков работы с текстом, умения анализировать текст.

    • Обучение вдумчивому чтению, пониманию замысла писателя;

    • Поиск, анализ и отбор информации ;

  2. Формирование и развитие коммуникативной компетенции:

    • Развивать способность слышать товарища, с уважением относиться к другому мнению, приходить к компромиссу. Научиться держаться и говорить на публике: « Скажи искренне, скажи грамотно, скажи ярко, скажи при всех, публично».




  1. Расширение представления об этических понятиях.

    • Обсуждение этических проблем через обращение к жизненному опыту учащихся.

Формирование нравственных качеств.

4.Оборудование и материалы.

  • тексты повести «Капитанская дочка»,

  • тесты, ноутбук;

  • фрагмент фильма «Капитанская дочка»



  • тетради по литературе.


Ход урока:










1.Мотивация к учебной деятельность.

Послушайте внимательно следующие поэтические строки.
В жизни каждый из нас выбирает свой путь.

Кто-то чести, а кто-то бесчестия,

И вот так, спотыкаясь на каждом шагу,…
Мы по жизни идём: кто-то в свет, кто-то в тьму.

Мы порой забываем про чувства других,
Губим то, что дороже сокровищ любых,
Усложняем и так не простую любовь,

Мы «умеем» любить, не умея прощать…

Мы умеем судить, не умея страдать.





Учитель. Как вы понимаете смысл этих поэтических строк?

Учитель. Когда ,по вашему, зарождаются такие качества, как долг и честь?
Ответы учащихся.


Они зарождаются в детстве….

Учитель .Если человек воспитан в нравственной семье, способен ли он на низость, подлость, мерзость?

Ответы учащихся.

Учитель. Кого из героев повести « Капитанская дочка» можно назвать человеком чести?

Кто в повести являет пример бесчестия?
2.ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Ребята, о чём или о ком мы будем говорить сегодня на уроке?

Сформулируйте тему нашего урока.
«ГРИНЁВ И ШВАБРИН»

А какие проблемы нравственности мы затронем с вами?

(Проблема долга, чести и человеческого достоинства»).

Определите цель нашего урока?
Рассмотреть и сопоставить героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (Гринёв и Швабрин), выявить черты сходства и различия. Решить проблему долга, чести и человеческого достоинства.

3 АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ – ПОГРУЖЕНИЕ В ЕГО ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГЕРОЕВ, ИХ ОБРАЗНАЯ КОНКРЕТИЗАЦИЯ.

Работа в группах.

Учитель. Проблема заставляет нас рассуждать о двух героях, сравнивать их.

Что значит сравнивать?

Ответы учащихся. Сравнить – значит рассмотреть их с какой-то общей точки зрения, чтобы выявить черты сходства и различия. Общая точка зрения, с которой рассматриваются герои, называется ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ.

Учитель:

«На каком основании можно сравнить Гринёва и Швабрина?»

(Только на том, что оба они – представители дворянства второй половины XYIII века).

Работа с текстом повести.

Учитель: «Определим черты сходства».
Ответы учащихся:

      1. оба офицеры

      2. оба молоды

      3. оба любят Марью Ивановну

Учитель: «Предлагаю обсудить такие вопросы, как:

  1. Какие качества предопределило воспитание и образование?

  2. Как они понимают свой долг, честь? (необходимо обратиться к фактам, эпизодам)

  3. Каково их отношении к людям? Почему Пётр Гринёв не стал другом Алексея Швабрина?

  4. Отношения к «капитанской дочке»?


Учитель. Работаем в группах. ( На обсуждение вопроса 10 минут)
«Чтобы лучше понять характеры героев, составьте сравнительную таблицу поступков Гринёва и Швабрина и рассмотрите черты различия»

(работа с тетрадью, составление таблицы «Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина»; коллективное обсуждение).

Физминутка.

Отдых наш – физкультминутка,

Занимай свои места!

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали.

А потом пустились вскачь

Будто мой упругий мяч.
1 группа. ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ:

Гринёв

Швабрин

Гринёв воспитывался в условиях провинциальной дворянской семьи, получил скромное образование, испытал на себе влияние человека из народа.

Швабрин получил столичное воспитание и образование.

Обобщение учителя:

Гринёв – выходец из старого, знатного, но обедневшего дворянского рода, с давних времён оппозиционно настроенного к правительству. В речах отца Гринёва слышится явное осуждение петербургских придворных нравов и образа жизни екатерининского века.

Среда, в которой рос молодой Гринёв, не могла развить его интеллектуальных способностей: до 16 лет он жил «недорослем», гонял голубей, играл в чехарду. По части образованности он значительно уступает Швабрину. Но с детства отец внушает ему крепкие нравственные принципы, которые и помогли ему с честью выйти из тех трудных, подчас безвыходных положений, в которые ставила его жизнь.

Швабрин – олицетворение для Пушкина той паразитической гвардейской молодёжи, которая выдвинулась после переворота 1762 года. Швабрин – умный, образованный человек, интересный собеседник; по своим интеллектуальным данным на голову выше всех окружающих его в Белогорской крепости. Но вместе с тем он и самый недостойный из всех героев повести. Душевно опустошённый, совершенно беспринципный, и эту позорную черту пробует скрыть под маской образованности.

2группа. ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩИМ ЛЮДЯМ:


Гринёв


Швабрин

Для Гринёва характерна доброта, правдивость и великодушие, душевная щедрость, глубокая справедливость. Прост и искренен. В нём нет иронии, презрения к людям. Он не способен на подлость, на предательство. Ради Маши он готов погибнуть.

Для Швабрина – озлобленность, презрительное отношение к людям, лживость и лицемерие, способность к клевете, мстительность. Он никогда не пожертвует своей жизнью для другого, так как превыше ценит свою жизнь.



Обобщение учителя:

На суде Гринёв предпочитает быть осуждённым, чем назвать имя своей любимой и этим запутать Машу в следственное дело. Природное благородство прекрасно дополняет этот цельный, прямой, честный характер. Гринёв старается скрыть своё торжество над постоянно побеждаемым им Швабриным.

Пушкин показывает, что самое главное в человеке не внешний блеск ума и образования, а его нравственные качества. Прежде всего – преданность своим убеждениям, чувство собственного достоинства, смелость, благородство.
3группа. ОТНОШЕНИЕ К ЛЮБВИ:

Выразительное чтение по ролям.

Диалог Маши и Гринёва. Глава «Поединок», с. 278


Гринёв


Швабрин

У Гринёва – глубина и искренность чувства, способность на героические поступки во имя любви. Глубокое уважение к женщине.

У Швабрина – низменный характер чувства, способность к насилию и издевательствам, неуважительное отношение к женщине.



Обобщение учителя:

Всё в повести полно милосердием. Сама любовь Петра Андреевича и Марьи Ивановны Мироновой в основном любовь – милосердие. Не любовь – страсть, не любовь – восхищение, а любовь – милосердие.

Любит и слёзно жалеет сироту, у которой не осталось никого в целом мире, Гринёв. Любит и спасает своего рыцаря от ужасной участи бесчестия Марья Ивановна. Автор подчёркивает такие добродетели, как верность, благодарность, жертвенность, послушание, способность крепко любить.

Обычно любовь пробуждает в человеке лучшие качества: доброту, милосердие, щедрость. Швабрина не украшает даже любовь. В своём стремлении устранить соперника он готов отправить его даже на смертную казнь.

Отсутствие всяких убеждений порождает откровенный цинизм. Трудно говорить о том, что влюблённость его в Машу – это подлинное большое чувство. И действительно, отношение его к Марье Ивановне (он низко клевещет на неё Гринёву, а потом, когда она в его власти, просто мучает беззащитную девушку) раскрывает нам всю низменную суть его любовного чувства, которое оказывается не чем иным, как эгоистической чувственной страстью.
4 и 5 группы. ПОНИМАНИЕ ВОИНСКОГО ДОЛГА, чести:


4-я группа(Гринёв)


5 группа (Швабрин)

Гринёв верен воинскому долгу и готов пожертвовать жизнью во имя долга.

Швабрин изменяет воинской присяге (не по идейным мотивам, а из низменных побуждений).



Обобщение учителя:

Вполне логичен для характера Швабрина его переход на сторону Пугачёва, когда тот оказывается победителем. Пушкин подчёркивает отсутствие всяких идейных мотивов в его измене. Оставаясь с Пугачёвым, Швабрин руководствуется целиком шкурническими интересами. Спасти свою жизнь, добиться своей цели – для достижения всего этого все средства хороши для Швабрина: клевета, донос, измена, убийство. Так естественно дополняют этот отвратительный образ такие черты его, как трусость и малодушие, проявленные перед лицом суда, жестокость, кровожадность, изображённые в Делая нравственный критерий основным в оценке дворянства, Пушкин на протяжении всей повести Швабрину противопоставляет Гринёва.

Гринёву не нужна жизнь, купленная ценой унижения своего дворянского звания. Глубоко сознательный героизм отличает Гринёва в сцене беседы с Пугачёвым. Он при всей безысходности своего положения держится с большим достоинством. Гринёв с честью следует жизненному принципу своего отца, выраженному в эпиграфе ко всему роману.
IY. РЕФЛЕКСИЯ (Выяснение смысла сравнения).
Учитель: « Так для чего А.С. Пушкин поставил рядом Гринёва и Швабрина и заставил читателя сравнивать их? Как каждый из них делает свой выбор в жизни? «Так кто же, по-вашему, является в повести человеком чести? А как писатель сам относится к своим героям? Какие произведения вы можете назвать, где герой – человек чести?»

Ответы учащихся.
Y.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ОБОБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ:
«Человек всю жизнь стоит перед выбором, служить дьяволу или пророку .он идёт по жизни, как по ступенькам. Будут ли эти ступеньки вести вверх, к духовному росту, к самосовершенствованию, или это будут ступеньки вниз, к потере души? Всё зависит от человека».

Задача писателя – честно ставить вопросы, чтобы побудить человека подумать о себе, о своей нравственности, человеческой состоятельности.

А.С. Пушкин в качестве эпиграфа взял главную часть пословицы «Береги честь смолоду!» Он выбрал побудительное по цели высказывания предложение, потому что хотел побудить КАЖДОГО СВОЕГО читателя беречь свою честь (потому и выбирает определённо-личное предложение «Береги! (Ты) береги!»).

Для Пушкина правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря современности перейти в другой, а в том, чтобы подняться над «жестоким веком», сохранив в себе «гуманность», человеческое достоинство и уважение к жизни других людей.

Честь и бесчестье, верность долгу и его нарушение, прямота и изворотливость, душевное благородство и низость – таковы качества героев, один из которых вызывает наши симпатии. А другой – презрение.

За год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти мою честь и имя, которое оставлю моим детям».

Вот и всё, что остаётся детям: честь и имя. Всё остальное – не важно.
YI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Я прямо заявляю при народе,

Что чести нет, - верней, она не в моде,

…… Слово оно

Из нашего исчезло лексикона.

Сегодня в мире юношей не счесть,

Которые не знают слова "честь"!

Согласны ли вы с таким умозаключением?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы (8 класс) Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconУрок литературы в 8 классе Тема: Литературная игра по повести «Капитанская дочка»
Хviii века: правление Екатерины II, положение крепостных крестьян, причины возникновения Пугачевского восстания. С данными событиями...
Урок литературы (8 класс) Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» icon«Да кто его отец?»
Урок литературы в 8 классе по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Образ Петра Гринёва
Урок литературы (8 класс) Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconУрок литературы в 8 классе Тема Проблема чести, достоинства, нравственного...
Тема Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»»
Урок литературы (8 класс) Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» icon«Значимость повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
«Значимость повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» для формирования личности современного подростка»
Урок литературы (8 класс) Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconУрок по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Подготовила учитель литературы
Жетоны, конверты с «предметами», текст для капитанов, таблички с названием команд, скотч, бумажные кружки для имен. На доске: запись...
Урок литературы (8 класс) Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconТема: «Чувства добрые в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»....
Хviii века: правление Екатерины II, положение крепостных крестьян, причины возникновения Пугачевского восстания. С данными событиями...
Урок литературы (8 класс) Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconУрок в 8 классе, 14 ноября 2012 г. Тема : «Капитанская дочка»
Тема: «Капитанская дочка» А. С. Пушкина книга- поучение или бытовая история на фоне реальных исторических событий?
Урок литературы (8 класс) Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconУрок-викторина "Литература плюс "(по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") Цели урока
Какая книга “всегда имела сильное впечатление” на А. П. Гринёва? (Придворный календарь)
Урок литературы (8 класс) Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconУрок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», стадия реализации смысла. Задание
Задание: Неизвестный – какие ассоциативные связи возникают у вас с этим словом и именем Грибоедова? (неизвестные страницы биографии...
Урок литературы (8 класс) Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Очень насыщенный урок. Высокий темп работы в группах. Учитывается мнение каждого. Валентина Петровна всегда готова ответить на вопросы,...
Урок литературы (8 класс) Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
По повести а. С. Пушкина «капитанская дочка», поэме м. Ю. Лермонтова «мцыри» и комедии н. В. Гоголя «ревизор»
Урок литературы (8 класс) Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconЛитература Тема: «Тема чести и милосердия в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Эор; развитие логического мышления и грамотной речи, умение формулировать основную мысль и заполнять сравнительную таблицу
Урок литературы (8 класс) Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: познакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка»; показать жанровое своеобразие повести; познакомить...
Урок литературы (8 класс) Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconКонспект урока история создания и система образов повести А. С пушкина...
Эор; развитие логического мышления и грамотной речи, умение формулировать основную мысль и заполнять сравнительную таблицу
Урок литературы (8 класс) Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconТема урока: Проблема нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Литература. 8кл.: Учебник – хрестоматия для общеобраоват учреждений/Авт сост. Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев...
Урок литературы (8 класс) Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Казалось бы, довольно банально: А. С. Пушкин – «Капитанская дочка». Но… это произведение есть во многих школьных программах, и А....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск