Скачать 157.41 Kb.
|
Конспект урока по повести А.С.Пушкина « Капитанская дочка » Предмет: литература Тема: « Тема чести и милосердия в повести А.С.Пушкина « Капитанская дочка» Класс: 8 Уровень: базовый Цели: определить нравственно-религиозный смысл повести; показать авторское отношение к Пугачеву; развить навыки идейно- художественного анализа текста на исторической основе; пробудить интерес к историческому прошлому России. Планируемые результаты: Личностные: изучение произведения должно позволить обучающимся понять связь судьбы человека с судьбой своего времени. Метапредметные: Познавательные: увидеть художественное мастерство автора и его отношение к Пугачеву как исторической личности; определить взгляд А.С. Пушкина на « бунт бессмысленный и беспощадный». Регулятивные: 1) уметь отличать исторический труд и историческую повесть; 2) упорядочить систему знаний, связанных с историей восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Коммуникативные: 1) знать основные теоретические понятия, связанные с изучением исторических произведений; 2) использовать различные формы изучения художественных произведений; 3) создавать творческие работы, связанные со стилизацией текстов конкретной эпохи; 4) умело использовать различные виды искусства для комментирования произведений о конкретной эпохе и для сопоставления произведений разных искусств об одной эпохе. Предметные: В познавательной (интеллектуальной) сфере: 1) умело определять связь литературного произведения со временем; 2) понимать сложности соотношения времени изображенного, времени, когда создано произведение, и времени, когда оно прочитано. В ценностно- ориентационной сфере: 1) сформировать нравственные идеалы и высокую требовательность к себе в ходе изучения произведения; 2) познакомиться с художественной литературой, литературой родного края, отражающей события восстания Пугачева. Организация образовательного пространства Оборудование: текст повести А.С Пушкина « Капитанская дочка»; мультимедиа. Ресурсы, в том числе электронные. Межпредметные связи: история, литература родного края. Формы работы: фронтальная (Ф), в группе (Г), в паре (П), индивидуальная (И). Технология изучения темы I этап. Самоопределение к деятельности ( целеполагание ) Цель: пробудить у обучающихся интерес к изучаемой теме на стадии вызова Ситуативные задания: Задание 1: ученикам-экскурсоводам необходимо в течение нескольких дней изучить в историческом зале краеведческого музея материалы, связанные с осадой отрядами Пугачева Далматовского Успенского монастыря. Задание 2: создать слайд-презентацию « Далматовский Успенский монастырь во времена пугачевского бунта». II этап. Учебно-познавательная деятельность. Цель: показать религиозно-нравственный смысл повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Учебные задания и методы работы с информацией Задание 1: двум учащимся поработать со словарем лингвистических терминов и дать определения: исторический труд и историческая повесть; честь и совесть, милосердие и сострадание. Задание 2: внимательно прочитать произведение и кратко в тетради ответить на предлагаемые учителем вопросы для обсуждения. III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность Цель: научиться работать с различными формами изучения художественного произведения. Варианты заданий Задание 1: двум учащимся необходимо сопоставить описание внешности Пугачева в материалах Военной коллегии, «Истории Пугачева» и «Капитанской дочке». Задание 2: группе учащихся предлагается создать характеристики главных персонажей произведения. IV этап. Диагностика качества освоения темы Цель: установить степень усвоения темы «Тема чести и милосердия в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Варианты заданий Задание 1: учащимся предлагается ответить на один и тот же вопрос до изучения темы урока и после обсуждения в ходе диалога. Задание 2: группе учащихся инсценировать эпизод повести, раскрывающий основную мысль текста произведения. V этап. Рефлексивная деятельность Цель: развить навыки работы над сочинением-эссе. Самоанализ и самооценка ученика Задание 1: учащиеся оценивают свою работу на уроке по предлагаемым критериям и выставляют оценки. Критерии самоанализа и самооценки: 1). Помог ли урок ответить на вопросы, возникшие во время чтения произведения? 2). Удалось ли успешно выступить при обсуждении темы и получить одобрение педагога и участников диалога? 3). Заинтересовал (а) ли ты своим высказыванием других учащихся, чтобы вовлечь их в диалог? 4). Каковы твои творческие проекты к уроку? 5). Какова рецензия одноклассника на сочинение – эссе? Ход урока
Учащиеся-экскурсоводы представляют фрагмент экскурсии по историческому залу краеведческого музея. Слайд « Далматовский Успенский монастырь» - Далматов Успенский монастырь стоял на высоком левом берегу реки Исети, на сибирском тракте, в 160 верстах к востоку от Екатеринбурга. Монастырь был обнесен высокими кирпичными стенами с башнями, бойницами. Он напоминал собою крепость… - 11 февраля с высокой монастырской колокольни дозорные заметили приближавшихся пугачевцев. Защитники высыпали на стены и взялись за оружие… - Вдруг, сотрясая воздух, загрохотали пушки. Началась перестрелка между враждующими сторонами. Пальба из пушек, ружей и пищалей длилась весь день, весь вечер до полуночи, потери в том и другом лагере были ничтожны. Обстрел монастыря продолжался и на следующий день, ядра отскакивали от монастырских стен, ворота были крепки и хорошо защищены, монахи и не думали сдаваться. Такая канитель, бесполезная для пугачевцев и нестрашная для монахов, длилась две недели. - Материалы для сегодняшней экскурсии взяты из романа В.Я.Шишкова « Емельян Пугачев» (т. 3, ч. 3, г. 2). Слово учителя. Личность мятежника Емельяна Пугачева привлекает внимание писателей и поэтов на протяжении нескольких веков. Загадка Пугачева как человека гениально разгадана великим Пушкиным в повести « Капитанская дочка". Сегодня на уроке я предлагаю вам поразмышлять о чести и милосердии, задуматься над религиозно-нравственным смыслом самой христианской повести в мире – повести А.С.Пушкина « Капитанская дочка». Обратимся к толковому словарю и определим значение слов: честь и милосердие. Ответы учащихся: - Честь – достоинство, высоко ценимое общественно-моральное состояние, вызывающее и поддерживающее общее уважение, чувство гордости. Эпиграфом ко всей повести является русская пословица « Береги честь смолоду». - Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия. Милосердие облагораживает, преображает и поддерживает честь. « Капитанскую дочку» можно назвать повестью о милосердии.
Слово учителя. Тема чести была для Пушкина принципиальной. Она тесно связана и с другим, более глубоким вопросом: как жить в истории? За что держаться? Чем руководствоваться? В особенности в смутные переходные периоды истории, когда ставятся под сомнение сложившиеся традиции и институты. Таким испытанием было для молодого Пушкина декабристское восстание. И хотя возвращенный в 1826 году Николаем 1 из ссылки Пушкин мужественно ответил на прямой вопрос императора: « Пушкин, принял ли бы ты участие в 14 декабря, если б был в Петербурге? – Непременно, государь, все друзья мои были в заговоре, и я не мог бы не участвовать в нем. Одно лишь отсутствие спасло меня, за что я благодарю Бога». Однако всю оставшуюся жизнь Пушкин должен был решать этот вопрос. И в «Капитанской дочке», законченной за несколько месяцев до смерти, на этот вопрос был дан ответ, плод размышлений целой жизни. Ответы учащихся: - « Молодой человек! – как будто с завещанием обращается к нам Пушкин, - если записки мои попадут в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений». - « Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, коим чужая головушка – полушка, да и своя шейка – копейка». Слово учителя. В повести нигде честь не противоречит совести, в жизни все могло быть – и было – гораздо трагичней. За что же держаться? Ответ «Капитанской дочки» понятен: держаться надо за свою совесть, за честь в глазах Бога, за Бога. Это поможет сохранить честь и в глазах людей. Держаться нужно за милосердие. Глубоко христианский, глубоко русский ответ. Вся последняя повесть Пушкина настолько проникнута духом милосердия, что ее можно было бы назвать повестью о милосердии. Центральная сюжетная линия повести – история взаимоотношений Гринева и Пугачева – есть прежде всего история милосердия. Во всех четырех встречах милосердие является как бы нервом отношений наших героев. С милосердия начинается эта история, им и кончается. Вспомним первую встречу Гринева с будущим самозванцем. Ответ ученика: - Пугачев вывел заблудившегося во время бурана Гринева к постоялому двору. Вот замерзший Гринев входит в избу. « - Где же вожатый?» - спросил я у Савельича. « Здесь, ваше благородие», - отвечал мне голос сверху. Я взглянул на полати и увидел черную бороду и два сверкающих глаза. « Что, брат, прозяб?» - « Как не прозябнуть в одном худеньком армяке! Был тулуп, да что греха таить? Заложил вечор у целовальника: мороз показался не велик». - Какое слово, по-вашему, определило их отношения? Почему? Ответы учащихся: - Уже в этом обращении брат – от дворянина к босяку, голяку – нарушаются социальные условности. Люди, пережившие только что довольно неприятное, опасное приключение, чувствуют особую общность, вдруг объединившую их: все смертны, жизнь каждого хрупка, без различий званий и возраста, - все под Богом ходим…Однако нужно слово, нужно имя, чтобы этот дух общности воплотился в объективный факт совместного бытия. И Гринев находит это слово – брат, братство…И слово услышано. На приглашение к братству и ответ соответствующий: раскрылся сразу Пугачев, почти исповедался. - Гринев предлагает Пугачеву чай, а после, по просьбе последнего и стакан вина. Но ниточка сочувствия, благодарности, жалости на этом не обрывается. Наутро Гринев еще раз благодарит Пугачева и хочет подарить ему полтину денег на водку. Прижимистый Савельич, верный страж барского добра, ропщет. Тогда Гринев приказывает отдать Пугачеву свой заячий тулуп. Савельич изумлен: « Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке». Пушкин пишет: « Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком». Слово учителя. В этом эпизоде мы видим две правды: одна по-хамски тычет пальцем в греховную наготу другого; другая, все видя, как бы говорит: но ведь и он человек. И как важно, чтобы кто-то настоял на второй правде,когда так мало сил оспорить первую. В благодарности Гринева и жалость, и уважение, и милосердие. Уважение и к человеку, и к достоинству человеческому, когда человеку холодно, а человеку не должно быть холодно. И, если мы безразлично проходим мимо человека, которому холодно, - это кощунство. Все это и чувствует Пугачев. И завязались между нашими героями таинственные отношения, где высший и низший едины. Чем можно ответить на милость? Только милосердием. Через все остальные встречи Гринева и Пугачева основной темой идет именно тема милосердия. Вспомним эпизод встречи Гринева и Пугачева после « суда » в беседе наедине. Ответы учащихся: - При занятии Белогорской крепости Пугачев, узнав Гринева, тут же помиловал его, спас от смертной казни. Вечером в беседе наедине Пугачев говорит: «…я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов». Но сколь не соразмерны услуга и воздаяние: стакан вина, заячий тулуп и …жизнь, подаренная офицеру противного войска, с которым ведется беспощадная война! - Разглядел однажды Гринев человека в Пугачеве, обратился к этому внутден помиловать Гринева, так как перечеркнуть то касание душ, которое было при первой встрече, значило бы самоубийственно уничтожить в самом себе нечто самое дорогое, самое святое. - Поэтому и в конце этого напряженного и драматичного диалога, в котором Пугачев приглашает Гринева присоединиться к восставшим, а Гринев, следуя совести и чести, отказывается – рискуя отчаянно! – в конце этого диалога такой примиряющий финал: « Так и быть, - сказал Пугачев, - ударяя меня по плечу. – Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь». Слово учителя. Милосердие, однажды дарованное, питает надежду и потом в самых сложных обстоятельствах все время зовет к себе, как к себе самому – к своей лучшей, истинной ипостаси. Где жизнь – там и милосердие. И наоборот: милосердие жизнетворно. Пугачев не верит в помилование для себя, и в этом неверии уже начало смерти, пророчество о ней…Гринев, - наоборот, сама вера, сама надежда в добрые начала, которые живы в душе Пугачева. Творческая группа учащихся представляют инсценировку фрагмента третьей встречи Гринева и Пугачева. Гл. XI. МЯЯТЕЖНАЯ СЛОБОДА (отрывок) Д е й с т в у ю щ и е л и ц а: П е т р А н д р е и ч Г р ин е в, офицер, 16 лет. П у г а ч е в. Х л о п у ш а — высокий, широкоплечий, с рыжей бородой. Б е л о б о р о д о в — старичок с седой бородой и голубой лентой через плечо. Т о в а р и щ и П у г а ч ев а. Комната в избе. Стены оклеены золотой бумагой. Под образами сидит П у г а ч е в, рядом с ним несколько человек, в том числе Х л о п у ш а, Б е л о б о р о д о в. Входит Г р и н е в. П у г а ч е в (с живостью). А, ваше благородие! Как поживаешь? Зачем тебя Бог принес? Г р и н е в. Да ехал по делу, да вот люди твои задержали. П у г а ч е в. А по какому делу? Гринев молчит. П у г а ч е в . Так ты не хочешь при свидетелях? (Товарищам). Эй, выйдите, дайте поговорить. Все уходят, кроме Белобородова и Хлопуши. П у г а ч е в. Говори смело при них. От них я ничего не таю. Гринев молча рассматривает Белобородова и Хлопушу. П у г а ч е в. Ну, говори, по какому же делу выехал ты из Оренбурга? Г р и н е в (вздрогнув). Я ехал в Белогорскую крепость избавить сироту, которую там обижают. П у г а ч е в (вскакивает, кричит). Кто из моих людей смеет обижать сироту? Будь он семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдет! Говори: кто виноватый? Г р и н е в. Швабрин виноватый. П у г а ч е в (успокаиваясь). Я проучу Швабрина. Он узнает, каково своевольничать и обижать народ. Я его повешу. Х л о п у ш а (хрипло). Прикажи слово молвить. Ты поторопился назначить Швабрина в коменданты, а теперь торопишься его вешать. Ты уж оскорбил казаков, посадив дворянина им в начальники; не пугай же дворян, казня их по первому наговору. Б е л о б о р о д о в. Нечего их ни жалеть, ни жаловать. Швабрина казнить не беда; а не худо бы и господина офицера допросить порядком: зачем изволил пожаловать. Если он тебя государем не признает, так нечего у тебя и управы искать, а коли признает, что же он до сегодняшнего дня сидел в Оренбурге со своими супостатами? Не прикажешь ли свести его в приказную да запалить там огоньку: мне сдается, что его милость подослан к нам от оренбургских командиров. Гринев вздрагивает. П у г а ч е в (заметив смущение Гринева, подмигивая). Ась, ваше благородие? Фельдмаршал мой дело говорит, кажется. Как ты думаешь? Г р и н е в. Я в твоей власти. Ты волен поступить со мной, как тебе угодно. П у г а ч е в. Добро, теперь скажи, в каком состоянии ваш город. Г р и н е в. Слава Богу, все благополучно. П у г а ч е в. Благополучно? А народ мрет с голоду! Г р и н е в (задумавшись, в сторону). А ведь правду говорит, самозванец. (Пугачеву). Да, все пустые слухи, в Оренбурге довольно запасов, все хорошо. Б е л о б о р о д о в (подхватывает). Ты видишь, что он тебя в глаза обманывает. Все беглецы согласно показывают, что в Оренбурге голод и мор, что там едят мертвечину, и то за честь; а его милость уверяет, что всего вдоволь. Коль ты Швабрина хочешь повесить, то уж на той же виселице повесь и этого молодца, чтоб никому не было завидно. Пугачев задумывается, вопросительно смотрит на Белобородова. Х л о п у ш а (Белобородову). Полно, Наумыч! Тебе бы все душить да резать. Что ты за богатырь? Поглядеть, так в чем душа держится. Сам в могилу смотришь, а других губишь. Разве мало крови на твоей совести? Б е л о б о р о д о в. Да ты что за угодник? У тебя-то откуда жалость взялась? Х л о п у ш а. Конечно, и я грешен, и эта рука (сжимает кулак, засучивает рукав, показывает руку), и эта рука повинна в пролитой христианской крови. Но я губил супротивника, а не гостя; на вольном перепутье, в темном лесу, не дома, сидя за печью; кистенем и обухом, а не бабьим наговором! Б е л о б о р о д о в (в сторону, тихо). Рваные ноздри! Х л о п у ш а (взбешенно кричит). Что ты там шепчешь, старый хрыч? Я тебе дам рваные ноздри; погоди, придет и твое время! Бог даст, и ты щипцов понюхаешь... А покамест смотри, чтоб я тебе бородишки не вырвал! П у г а ч е в (с важностью). Господа генералы! Полно вам ссориться. Не беда, если б и все оренбургские собаки дрыгали ногами под одной перекладиной: беда, если наши кобели меж собою перегрызутся. Ну, помиритесь. Хлопуша и Белобородов мрачно смотрят друг на друга. Гринев хмурится, потом делает веселый вид. Г р и н е в (как бы спохватившись, Пугачеву). Ах! я было и забыл благодарить тебя за лошадь и тулуп. Без тебя и не добрался бы до города и замерз бы на дороге. Спасибо тебе. П у г а ч е в (весело). Долг платежом красен. (Прищурившись). А расскажи-ка: какое тебе дело до той девушки, которую Швабрин обижает? Уж не зазноба ли сердцу молодецкому, а? Г р и н е в. Она невеста моя. Помнишь, ты видел ее больную у попадьи. П у г а ч е в (весело кричит). Твоя невеста! Что ж ты прежде не сказал? Мы на твоей свадьбе-то попируем? (Белобородову). Слушай, фельдмаршал! Мы с его благородием старые приятели; сядем-ка, поужинаем; утро вечера мудренее. Завтра посмотрим, что с ним сделаем. Слово учителя. И если возможны такие чудеса, то, кажется, - все возможно! Еще одно малое усилие верующего в милосердие – человека и Бога – сердца, и весь ужас, вся кровь и боль гражданской войны отступят, погаснут, как болезненный, горячечный сон…И этот враг, предводитель врагов, враг-друг перестанет быть врагом и навсегда уже будет только другом, может быть, самым дорогим: ведь он доказал свою верность в таких сложных обстоятельствах. Гринев размышляет: « Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня. Зачем не сказать истины? В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока еще было время». Именно время сделало Емельяна Пугачева мятежником, злодеем, бродягой. Группа учащихся представляет сравнительную характеристику Пугачева в исторической повести и историческом труде (учебник-хрестоматия, литература 8 класс, с.188 – 190). Слово учителя. В повести Пушкина « Капитанская дочка» Пугачев показан глазами молодого дворянина Петра Гринева. Неотступно преследует Гринева мысль о его странном друге – враге, и в особенности после поимки последнего, с окончанием войны. Мысль о милосердии и сочувствии, которое проявил Пугачев, неотступно возвращают Гринева к мысли о нем, но не как самозванце, не как атамане бунтовщиков, а как о том внутреннем человеке, открытом влиянию добрых сил, не желающем – как это ни странно – и в глазах людей быть кровопийцей…Что прикажете делать? – повторим мы вслед за Пушкиным, - если так уж мы созданы, что никакие наши грехи и преступления не способны до конца извратить и стереть образ Божий в душе человеческой, и, пока жив человек, остается в любящем и верующем сердце надежда на спасение. Повесть А.С.Пушкина наполнена милосердием. Докажите это примерами из текста произведения. Ответы учащихся: - Сама любовь Петра Андреевича Гринева и Марьи Ивановны Мироновой также в основном любовь – милосердие. Не любовь – страсть, не отношения рыцаря и дамы, не любовь – восхищение, а христианская любовь – милосердие, жаление – русская любовь по преимуществу…Любит и слезно жалеет Марью Ивановну, сироту, у которой не осталось никого близкого в целом мире, Гринев. Любит и спасает своего рыцаря от ужасной участи бесчестия Марья Ивановна. Она нарисована в повести достаточно условно, но подчеркнуты основные христианские добродетели: верность, благодарность, жертвенность, послушание, способность крепко любить. - Довольно устойчива в « Капитанской дочке» тема милосердия к врагу (к Швабрину). После дуэли Гринев, умиротворенный взаимностью Марьи Ивановны, прощает Швабрину все его оскорбления, и они примиряются. « Мы поехали. У окошка комендантского дома я увидел Швабрина. Лицо его изображало мрачную злобу. Я не хотел торжествовать над уничтоженным врагом и обратил глаза в другую сторону». Торжествовать над уничтоженным врагом согласно христианской морали, которой руководствуется Гринев, стыдно. Так как, пока жив человек, Бог надеется на него, на его исправление. - Реабилитация Гринева есть также следствие милосердия. Не закон, не формальное судоразбирательство спасают его от позора (и смертной казни), а именное повеление императрицы. Милость, обретенная Гриневым, как ни нечаянна она сама по себе, милость ожидаемая. Помилование Гринева происходит в два этапа. Сначала, еще до поездки Марьи Ивановны в Петербург, Екатерина II « из уважения к заслугам и преклонным годам отца» заменяет смертную казнь на вечное поселение в Сибири. Затем, после разговора с Марьей Ивановной, императрица, убежденная теперь в невиновности Гринева, избавляет его и от ссылки. В этом фрагменте опять просматривается тема чести. Важно то, что честь Гринева восстанавливается через помилование. Она зависит от милосердия как от человеческого, так и в широком смысле от Божьего. Итак, в чем же состоит смысл повести? Ответы учащихся: - Мы можем его сформулировать теперь следующим образом: взаимоотношение человека с человеком перед лицом истины, перед лицом Бога. И основной нравственной идеей, направляющей все повествование, является милосердие, глубоко осознанное и гениально изображенное А.С. Пушкиным. - Милосердию у Пушкина подчинена честь. Честь необходима для милосердия. Милосердие облагораживает, преображает и поддерживает честь. Именно об этом гласит и эпиграф повести: «Береги честь смолоду». 3 этап. Рефлексия. Слайд « Далматовский Успенский монастырь». Можно ли в современном мире, погрязшем во лжи и грехе, быть милосердным? Ответы учащихся: - Милосердие…Нередко требуется только лишь простить, без выгод и вынуждения. - Быть милосердным – значит быть свободным в выборе, руководствуясь при этом нравственными принципами. - Милосердие есть присутствие высшей реальности, когда смолкают грохот и суета земной жизни, когда спускаются на нас мир, тишина и прохлада, когда мы чувствуем присутствие самого Бога… Слово учителя. Как жить в этом мире ожесточеннейших страстей, гнездящихся в твоем же собственном сердце, как спастись от неизбежной, беспощадной судьбы, творимой этими страстями?..В « Капитанской дочке» во всех чудесных поворотах ее действия, в сосредоточенной и благостной тишине ее диалогов , в таинственной покоряющей силе такого хрупкого чувства – милосердия – как будто найден ответ… Как будто звучит евангельское: познайте истину, и истина сделает вас свободными, свободными от грехов… Электронные образовательные ресурсы:
|
Урок литературы в 8 классе Тема Проблема чести, достоинства, нравственного... Тема Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»» | Урок литературы (8 класс) Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Рассмотреть и сопоставить героев повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (Гринёв и Швабрин), выявить черты сходства и различия.... | ||
Тема: «Чувства добрые в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».... Хviii века: правление Екатерины II, положение крепостных крестьян, причины возникновения Пугачевского восстания. С данными событиями... | «Значимость повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» «Значимость повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» для формирования личности современного подростка» | ||
Урок в 8 классе, 14 ноября 2012 г. Тема : «Капитанская дочка» Тема: «Капитанская дочка» А. С. Пушкина книга- поучение или бытовая история на фоне реальных исторических событий? | Урок литературы в 8 классе Тема: Литературная игра по повести «Капитанская дочка» Хviii века: правление Екатерины II, положение крепостных крестьян, причины возникновения Пугачевского восстания. С данными событиями... | ||
Тема урока: Проблема нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Литература. 8кл.: Учебник – хрестоматия для общеобраоват учреждений/Авт сост. Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев... | Урок-викторина "Литература плюс "(по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") Цели урока Какая книга “всегда имела сильное впечатление” на А. П. Гринёва? (Придворный календарь) | ||
«Да кто его отец?» Урок литературы в 8 классе по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Образ Петра Гринёва | Урок по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Подготовила учитель литературы Жетоны, конверты с «предметами», текст для капитанов, таблички с названием команд, скотч, бумажные кружки для имен. На доске: запись... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... По повести а. С. Пушкина «капитанская дочка», поэме м. Ю. Лермонтова «мцыри» и комедии н. В. Гоголя «ревизор» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: познакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка»; показать жанровое своеобразие повести; познакомить... | ||
Конспект урока история создания и система образов повести А. С пушкина... Эор; развитие логического мышления и грамотной речи, умение формулировать основную мысль и заполнять сравнительную таблицу | Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», стадия реализации смысла. Задание Задание: Неизвестный – какие ассоциативные связи возникают у вас с этим словом и именем Грибоедова? (неизвестные страницы биографии... | ||
Тема: «Историческая правда и художественный вымысел в романе» Хviii века: правление Екатерины II, положение крепостных крестьян, причины возникновения Пугачевского восстания. С данными событиями... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Казалось бы, довольно банально: А. С. Пушкин – «Капитанская дочка». Но… это произведение есть во многих школьных программах, и А.... |