Урок в 8 классе, 14 ноября 2012 г. Тема : «Капитанская дочка»





Скачать 144.57 Kb.
НазваниеУрок в 8 классе, 14 ноября 2012 г. Тема : «Капитанская дочка»
Дата публикации08.07.2014
Размер144.57 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Декада учителей - предметников гуманитарного цикла
Ермилова Н.А. - учитель русского языка и литературы

открытый урок в 8 классе, 14 ноября 2012 г.
Тема: «Капитанская дочка» А.С.Пушкина - книга- поучение или бытовая история на фоне реальных исторических событий?
Вид урока: систематизация и обобщение изученного материала.
Цели:

  • Обучающая: жанровое своеобразие и проблематика произведения на основе реальных исторических событий, средства (способы) выражения характеров героев и нравственные идеалы автора.

  • Развивающая: развитие навыков анализа текста на основе рассуждения и аргументации, умение обобщать и систематизировать материал.

  • Воспитательная: приобщать ребят к урокам нравственности, находя их в поступках героев в раскрытии тех или иных событий.



Методы и приемы: слово учителя, сообщения учащихся, аналитическая беседа по вопросам, метод изучения проблематики произведения, метод определения авторской позиции, комментарии учащихся, выразительное чтение, расширение словарного запаса учащихся.
Оборудование: иллюстрации к повести : портрет Пугачева, взятие Белогорской крепости. портрет Гринева…
Состав команд: «Исследователи» и «Читатели».

В каждой команде: историк-летописец, литературовед-лингвист - это группа ребят выскажет свое мнение - насколько уверенными выглядели ответы «читателей» и «исследователей» (согласно критериям оценки устных ответов).

ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
Приветствие. Организация внимания учащихся. Тема, вид, цель урока .
2. Вступительное слово учителя.
Прошлое - всегда повод для размышлений не только о настоящем, но и о будущем. Мысли А.С.Пушкина по поводу исторических событий и исторических персонажей актуальны и в наши дни. В этом непреходящее значение писателя для русской, да и для мировой культуры.


3.Актуализация знаний учащихся.


  1. Какие произведения на исторические темы были написаны А.С. Пушкиным?

Стихотворение «Песнь о вещем Олеге», драма «Борис Годунов», поэма «Полтава», «Медный всадник», неоконченная поветь «Арап Петра Великого» др.) и, конечно же - «Капитанская дочка»…
«История пугачевского бунта» волновала многих писателей и общественных деятелей той поры, но не каждому было разрешено копаться в «архивной пыли». Задумывая произведение как историческое и ставя целью выяснить причины «пугачевщины», крестьянского движения, А.С.Пушкин, написав художественное произведение, автор решает более глобальные проблемы:

  • как достичь единства нации;

  • как примирить противоречия;

  • как добиться улучшения нравов;

  • как избежать насильственных потрясений.


I.Историческая основа произведения.


  1. Вопрос к летописцам. Опережающее домашнее задание.

Что же стало причиной крестьянских возмущений в России 18 века?
Историческая справка:

18 век - век царствования Екатерины II урожденной Софии Фредерики Августы (1729-1796) В августе 1745 года она вышла замуж за наследника российского престола, великого князя Петра Федоровича. В июне 1762 года Екатерина пришла к власти, свергнув с престола Петра III , своего мужа, который был убит рукой русского офицера- дворянина. Дворяне, оказавшие ей помощь, были щедро вознаграждены.

За годы ее правления расширилась территория государства, Россия вела выгодную внешнюю торговлю через порты Прибалтики и Причерноморья. Расходы на войны, содержание двора, развитие наук, просвещения, искусств - требовало денег.

А так как Екатерина II была умна и образована, она должна была выбирать политику, отвечающую задачам развития страны. Она придавала большое значение законодательству, считая, что законы создаются «для воспитания граждан», не исполнение закона ведет к трагическим последствиям.

В годы ее правления выросли налоги, вся тяжесть которых легла на плечи крестьян. К тому же крепостных крестьян можно было продавать как скот, как вещи. Помещики по указам императрицы получили право без суда наказывать провинившихся крестьян, творить произвол. Бесправие, нищета толкали крестьян на бунты, которые жестоко подавлялись.

Поэтому история с воскресшим Петром III (беглый казак Е.Пугачев), который пришел освободить крестьян от тягот жизни, была принята народом. Восстание охватило большую территорию и длилось полтора года. Затем было жестоко подавлено.



  1. Вопрос летописцам. Опережающее домашнее задание.

Какая территория была охвачена пугачевским восстанием? Какие народы стали участниками бунта?
Историческая справка:

Это были Народы Поволжья и юга Урала: башкиры, калмыки, мордва, чуваши, черемисы … Взволнованные своими старшинами, служивые калмыки бежали с форпостов и присоединялись к войску Е.Пугачева. Мордва, чуваши, черемисы переставали повиноваться «русскому начальству». Обещание независимости, освобождения от их власти («русского начальства») привели к тому, что на сторону Пугачева встали представители поволжских народов, входивших тогда в состав Казанского ханства.

Ученые - политологи оценивая ситуацию тех лет, утверждают, что в случае победы Пугачева народы Поволжья могли бы стать источником распада единого государства «народного царя», возведенного ими на престол, либо превратиться в «начальство» над другими народами России, в первую очередь над русскими, и не только на территории Поволжья.

К тому же сохранились черновики рукописи, к главе, которая не была включена в окончательную редакцию «Капитанской дочки»: « Мы проходили через селения, разоренные Пугачевым, и поневоле отбирали у бедных жителей то , что оставлено было им разбойниками, Они не знали , кому повиноваться . Правление повсюду было прекращено. Помещики укрывались по лесам. Шайки разбойников злодействовали повсюду. Состояние всего края, где свирепствовал пожар, было ужасно»
ВЫВОД -1

Неслучайно устами главного героя автор повести скажет:

«Не приведи бог видеть русский бунт - бессмысленный и беспощадный».

II. Жанровое своеобразие произведения.
До сих пор нет единства в определении жанра произведения. В критической литературе неоднократно высказывались разные мнения о «Капитанской дочке» А.С.Пушкина: одни видели в нем историю любви двух молодых людей, другие - изображение Пугачева и пугачевского восстания, третьи - этапы духовного становления молодого человека, на жизненном пути которого постоянно возникает проблема выбора.


  1. Вопрос к литературоведам-лингвистам. Опережающее задание.

По вашему мнению «Капитанская дочка» - повесть? любовный

роман? исторический роман? семейные записки? хроника? мемуары? Ваша точка зрения, ваши аргументы в пользу того или иного жанра.
( Учащиеся, опираясь на знания литературоведческих терминов, приводят свои аргументы в пользу определенного жанра, путем логического отбрасывания)
Ответ 1: В строгом смысле этого слова «Капитанская дочка» не является ни хроникой, ни мемуарами, так как в произведении есть художественный вымысел. Данное произведение написано в форме воспоминаний, семейных записок, показывает судьбы, жизнь частных людей. Вместе с тем даны изображения масштабного исторического события, реальных исторических лиц (Емельяна Пугачева, Екатерины II), а потому содержит в себе особенности всех названных жанров.

Ответ 2:

Пушкин виртуозно использует особенность мемуарного повествования: с одной стороны - это 17- летний юноша и Гринев - пятидесятилетний автор записок. Гринев-мемуарист - человек, проживший жизнь. Он может взглянуть на все, что с ним произошло в юности с высоты своего житейского опыта и нравов новой эпохи. Простодушие юного Гринева и мудрость Гринева-мемуариста дополняют друг друга.. Но именно Гриневу - мемуаристу открывается назначение того, что он пережил во время бунта.

Пушкин поставил один из самых сложных вопросов - вопрос о зависимости жизни людей от хода истории. История неподвластна людям, она влияет на их судьбы.

ВЫВОД -2
«Капитанскую дочку» принято считать повестью. Она не велика по объему и написана от лица небогатого дворянина в форме мемуарных записок.

При этом судьба героев не просто дана на фоне исторических событий, она тесно вплетена в них. Это признаки романа. По масштабу описанных событий - это может быть - роман.
III. Проблематика произведения .
Произведение, которое относится к жанру повести, романа поднимает немало проблем.
Вопрос к литературоведам:

5. Какова проблематика, сюжет и композиция произведения?

Ответ 1:

Проблематика произведения, его жанровые и сюжетно-композиционные особенности обусловлены избранным Пушкиным типом повествования и фигурой рассказчика. Роман написан от первого лица. Это автобиографические записки ( мемуары, воспоминания) русского дворянина Петра Андреевича Гринева, который является фигурой вымышленной. С реально существовавшим А.М. Гриневым его роднят только фамилия и сходство некоторых ситуаций: пленение Пугачевым и арест по подозрению в измене. Записки не имеют конкретного адресата. Воспоминания Гринева о молодости - часть семейной хроники и одновременно исповедь. Не сумев сказать всей правды на суде, чтобы не запятнать честь Маши Мироновой, он адресует рассказ-исповедь о «странных происшествиях» своей жизни потомкам.

Ответ 2:

Пушкин противопоставил в своем романе не дворян и крестьян, а народ и власть. Для писателя народ - это не только Пугачев с его «енералами», восставшими казаками, изуродованным башкирцем, лукавым урядником Максимычем. Народ- это и капитан Миронов, и Маша, и Савельич, и попадья, и единственная крепостная девушка Мироновых Палаша. Трагическая межа разводит героев романа тогда, когда они определяют свое отношение к власти. Екатерина II и Пугачев - ее символы. «Народ», как отмечает наблюдательный Гринев, неотступно следовал за Пугачевым, толпился вокруг него.

Одни люди видят в Пугачеве «народного царя», воплощающего их мечту о «чуде» - сильной , но мудрой и справедливой власти, другие- разбойника и душегуба. Но и те и другие сближаются в своем стремлении к подлинной власти, человечной и милосердной. Именно власть «неправедная», жестокая, отделившая себя от людей, подвела Россию к краю бездны.
6. Вопрос командам. Опережающее задание.

Какие 3 глобальные проблемы поднимает автор в «Капитанской дочке»?
Ответы учеников:

  • Проблема примирения 2 противоборствующих начал и противоречий.

  • Проблема единства нации.

  • Проблема чести, достоинства, проблема нравственного выбора.


7. Вопрос командам.

Как вы понимаете слова «достоинство», «честь», «благородство»?
Ответы учеников…..
Вопрос - обращение к литературоведам .

Значение слов по словарю (представляется словарь, зачитываются значения слов)

Достоинство - сознание своих человеческих прав, своей моральной ценности и уважение их в себе.
Честь - совокупность высших морально-этических принципов личности.

Благородство - 1. высокие нравственные качества ; 2. высокое достоинство, красота.

8. Вопрос к командам.

С чьими именами из повести вы можете связать данные категории нравственности и почему? (имена записываются на доске)

Ответы учеников:

Андрей Петрович Гринев , Петр Гринев, семья Мироновых: Маша, Иван Кузьмич, его жена Василиса Егоровна, Иван Игнатьич, Савельич, Доказательства текстом.

  • Андрей Петрович: наставления отца перед отъездом (с.133):

«Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу; береги платье снову, а честь смолоду».

  • Петр Гринев (защита чести Маши Мироновой с истории со Швабриным -

дуэль - с. 157 гл. 4 - конец «Я понял упорное злоречие…Слова, подавшие повод к нашей ссоре, показались мне еще более гнусными, когда вместо грубой и непристойной насмешки, увидел я в них обдуманную клевету . Желание наказать злоязычника сделалось во мне еще сильнее …»

В знак благодарности за свободу Гринев мог перейти на сторону

Е.Пугачева, с. 185 гл. 8 «Признать бродягу государем был я не в состоянии: это казалось мне малодушием непростительным. Назвать его в глаза обманщиком - было подвергнуть себя погибели… Я колебался… Наконец чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческою. Я отвечал Пугачеву: «Слушай; слушай скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? Ты человек смышленый : ты сам увидел бы, что я лукавствую….Но кто бы ты ни был, ты шутишь опасную шутку»

  • Маша Миронова (с. 163 гл. 5) «Нет, Петр Андреевич, я не выйду за тебя

благословения твоих родителей.»

  • Капитан Миронов. В сцене гибели (гл.7 с. 178.) Бескорыстие, честность,

верность присяге проявил Иван Кузьмич. Он жил честно, скромно, и смерть свою встретил также достойно. Его последние слова « Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышишь ты!»

  • Иван Игнатьич. В сцене гибели (гл.7 с. 178.) «Ты нм не государь. Ты, дядюшка, вор и самозванец!»

  • Василиса Егоровна о своем муже плача говорит: (гл. 7 с. 179) « Свет ты

мой, Иван Кузьмич, удалая солдатская головушка! Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пути турецкие; ни в честной бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника» Последние слова вызвали гнев Пугачева. Василиса Егоровна разделила судьбу своего мужа.

  • Савельич.


9. Вопрос командам.

Можно ли отнести к этой группе Е.Пугачева? Если «да», то почему?

Ответы учеников:

Да. Это видно по отношению к Петру Гриневу (Пугачев запомнил встречу с офицером на постоялом дворе. Да еще и помог избежать Гриневу виселицы, проявляя сметливость, хитрость и изворотливость, оправдывая отказ Гринева целовать его руку, при этом, чтобы не уронить себя в глазах окружающих «Его благородие, знать, одурел от радости»

( гл. 8 с.186 «казнить так казнить, миловать так миловать»

Проявляет участие в судьбе Маши Мироновой. «Мои пьяницы не пощадили бы бедную девушку. Хорошо сделала кумушка-попадья, что обманула их» ( гл. 12 с.209)
10. Вопрос командам. Пугачев? «Пугачевщина»? Ваши ассоциации с данными словами?

Ответы учеников ( запись на доске) :

«Бунт, крестьянские восстания, освобождение, борьба против жестокостей и самовластия местных правителей в отношении нерусских народностей юга Урала», «злодей и самозванец», допросы, насилие….» МНЕНИЯ РАЗНЫЕ!!!
11. Вопрос командам. Опережающее задание.

Но насилие не порождается на пустом месте. Передовое дворянство,

спустя 50 лет после «пугачевского бунта» (1775 г.), выйдет на Сенатскую площадь(1825 г.), прекрасно понимая, что крепостное право тянет Россию далеко назад от просвещенной Европы, так как порождает неоправданное насилие государства над собственным народом. Особенно ясным это стало после военного похода 1813 - 1815 г.г. в Европу. Ведя борьбу с Бонапартом с одной стороны, русское офицерство восхищалось Старым светом с его просвещением, культурой, демократией. Несмотря на стихийность характера крестьянского восстания под предводительством Е.Пугачева, социальная направленность его была ясна для каждого участника: оно было нацелено против помещиков, правительства и военного начальства, против крепостного права и всякого угнетения народа.

В соответствии с этим можно ли оправдать крестьянское восстание

(1773 года) под предводительством Емельяна Пугачева?
Доказательства текстом из произведения.
12. Кстати, для Петра Гринева - дворянина по крови и по воспитанию,

любое проявление насилия вызывает отвращение. В соответствии с этим,

Вопрос командам.

Какая сцена, описная Пушкиным, послужила своеобразным толчком к нравственному возмужанию героя?

Ответы учеников:

Допрос изувеченного башкирца.

« Никогда не забуду этого человека. Ему было лет за 70. У него не было ни носа, ни ушей… он был тощ и сгорблен. Узенькие глаза его сверкали еще огнем. Этот огонь ненависти не покорившегося человека. Он оглядывался на все стороны, как зверок, пойманный детьми»

В этой фразе - сочувствие, жалость к беспомощному человеку.
ВЫВОД -3

Итак, 2 враждебных лагеря находятся в непримиримом конфликте:

жестокость восставших порождена жестокостью властей и правительства.

IV. Средства характеристики героев повести

(на примере 8-12 глав)

Прежде, чем мы будем говорить о средствах и способах выражения характеров главных героев произведения, вспомните пророческий сон Петра Гринева, который ему приснился, пока он добирался до Оренбурга (гл.2 с.140).

«Вместо отца вижу я в постели лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая…Что это значит… «Все равно Петруша,- отвечала мне матушка, - это твой посаженный отец, целуй у него ручку, пусть он тебя благословит..» Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны… Я хотел бежать .. и не мог; комната наполнилась мертвыми телами…»

13. Почему рассказчик не смог его забыть и как сон сбылся?

(гл.2 с.140) - вещий сон.

Ответы учеников:

История взятия Белогорской крепости мятежниками.
Справка:

Посаженый отец - исполняющий роль отца жениха или невесты при свадебном обряде.

14. Как ведут себя «победители»- «пугачевцы» после захвата крепости?

Чьими глазами мы видим действия мятежников?

Ответы учеников:

Гринев с негодованием наблюдает, как мародерствуют «разбойники»: стаскивают сапоги с повешенных, грабят офицерские дома, пьянствуют. Мертвые тела защитников висят на виселицах, валяются на земле, их никто не хоронит: бездействие - тот же грех!
15. Как ведут себя оставшиеся в живых попадья, поп, крепостная девка Палашка?

Эти люди с риском для жизни пытаются помочь Маше Мироновой, скрывая ее, от надругательства.

Описание мародерства и грабежей контрастирует с описанием мужества и

милосердия Палаши, попадьи, попа.
16. Какие противоречия мучают Гринева? Какой выбор предстоит ему сделать?

Оставаться в крепости, подвластной злодею, или следовать за его шайкою

было неприлично офицеру». Долг велит Гриневу явиться туда, где служба его «могла еще быть полезна отечеству». Любовь же требует остаться и быть Маше «защитником и покровителем». ( гл. 8 с. 186 ) «Я природный дворянин; присягал государыне императрице: тебе служить не могу. Коли на самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург. «А коли отпущу, так обещаешься ли по крайней мере против меня не служить?»(Пугачев) «Как могу тебе в этом обещаться . Сам знаешь не моя воля: велят идти против тебя - пойду, делать нечего. Ты теперь сам

О душевном состоянии, о неразрешимых противоречиях между любовью и долгом мы узнаем из размышлений Петра Гринева.

17. Какой прием описания характера использует автор?

Ответы учеников:

Прием психологического портрета в описании образа героя. Ученик зачитывает - психологический портрет Петра Гринева.
18. Какие черты характера говорят о противоречивости натуры Пугачева? Дайте портретную характеристику герою.

Ученик зачитывает - психологический портрет Пугачева.
19. Познакомившись с портретными характеристиками главных героев: Гринева и Пугачева, что объединяет этих двух героев?

Ответы учеников:



20. Как сказка об орле и вороне характеризует героев: Пугачева и Гринева?

Пугачев: «…Нет брат ворон, чем триста лети питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст» .

Гринев: « …Но жить убийством и разбоем, по лучше клевать мертвечину».

Ответ учеников:
21. Пугачев предчувствует свою судьбу?

Ответ учеников:

(гл.11 с.205. «Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою»)
4. Подведение итогов урока.
ВЫВОД 4:
Так, что же это за произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка»? Книга- поучение или бытовая история на фоне реальных исторических событий? В чем художественная идея романа?
Ответ ученика:

Внешне «Капитанская дочка» похожа на «семейные предания», высоко

ценимые Пушкиным. Все события переданы через взгляд Гринева, ведущего записи, и поучительны для его внуков, а значит современников Пушкина и современного ему дворянства.
Пушкин и многие исследователи его творчества называли

«Капитанскую дочку» романом; сам поэт определял роман как «историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании».

Однако существует иная точка зрения, согласно которой «Капитанская

дочка» - это лирическая повесть с яркой и сильной исторической основой.

Художественная идея произведения выражена в изображении 2 миров - дворянского и крестьянского. А.С.Пушкин отчетливо понял: союза дворянского сословия с крестьянством быть не может.

Вместе с тем единственную силу, способную государственному управлению в России, А.С. Пушкин видит в просвещенном дворянстве.
5. Заключительное слово учителя.
Почему произведения о далеких событиях, о людях 18 века, и теперь читается с неослабевающим интересом?
Повесть преподносит нам нравственные уроки, которые остаются в нашей памяти на всю жизнь. Главные герои Пушкина учат нас тому, как поступать в сложных жизненных ситуациях, не теряя человеческого достоинства, не нарушая кодекса чести.

6. Домашнее задание.

1. Проблема чести, долга и нравственного выбора в романе «Капитанская дочка».

2. Пугачев и пугачевщина на страницах «Капитанской дочки»: восстание или бунт?

3. «Случай - мощное , мгновенное орудие Провидения» (А.С.Пушкин)

4. Почему Маша Миронова - нравственный идеал А.С.Пушкина?
(Домашнее сочинение)





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок в 8 классе, 14 ноября 2012 г. Тема : «Капитанская дочка» iconУрок литературы в 8 классе Тема: Литературная игра по повести «Капитанская дочка»
Хviii века: правление Екатерины II, положение крепостных крестьян, причины возникновения Пугачевского восстания. С данными событиями...
Урок в 8 классе, 14 ноября 2012 г. Тема : «Капитанская дочка» iconУрок литературы (8 класс) Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Рассмотреть и сопоставить героев повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (Гринёв и Швабрин), выявить черты сходства и различия....
Урок в 8 классе, 14 ноября 2012 г. Тема : «Капитанская дочка» iconУрок литературы в 8 классе Тема Проблема чести, достоинства, нравственного...
Тема Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»»
Урок в 8 классе, 14 ноября 2012 г. Тема : «Капитанская дочка» iconТема: «Чувства добрые в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»....
Хviii века: правление Екатерины II, положение крепостных крестьян, причины возникновения Пугачевского восстания. С данными событиями...
Урок в 8 классе, 14 ноября 2012 г. Тема : «Капитанская дочка» iconУрок по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Подготовила учитель литературы
Жетоны, конверты с «предметами», текст для капитанов, таблички с названием команд, скотч, бумажные кружки для имен. На доске: запись...
Урок в 8 классе, 14 ноября 2012 г. Тема : «Капитанская дочка» icon«Да кто его отец?»
Урок литературы в 8 классе по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Образ Петра Гринёва
Урок в 8 классе, 14 ноября 2012 г. Тема : «Капитанская дочка» icon«Значимость повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
«Значимость повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» для формирования личности современного подростка»
Урок в 8 классе, 14 ноября 2012 г. Тема : «Капитанская дочка» iconЛитература Тема: «Тема чести и милосердия в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Эор; развитие логического мышления и грамотной речи, умение формулировать основную мысль и заполнять сравнительную таблицу
Урок в 8 классе, 14 ноября 2012 г. Тема : «Капитанская дочка» iconУрок-викторина "Литература плюс "(по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") Цели урока
Какая книга “всегда имела сильное впечатление” на А. П. Гринёва? (Придворный календарь)
Урок в 8 классе, 14 ноября 2012 г. Тема : «Капитанская дочка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Александр Сергеевич Пушкин. Историческая тема в творчестве писателя. «Капитанская дочка». История создания
Урок в 8 классе, 14 ноября 2012 г. Тема : «Капитанская дочка» iconИнформационная карта участника районного конкурса «Учитель года-2012»
Жетоны, конверты с «предметами», текст для капитанов, таблички с названием команд, скотч, бумажные кружки для имен. На доске: запись...
Урок в 8 классе, 14 ноября 2012 г. Тема : «Капитанская дочка» iconТема урока: Проблема нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Литература. 8кл.: Учебник – хрестоматия для общеобраоват учреждений/Авт сост. Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев...
Урок в 8 классе, 14 ноября 2012 г. Тема : «Капитанская дочка» iconОбщественный смотр знаний
А. С. Пушкина «Капитанская дочка», поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Урок в 8 классе, 14 ноября 2012 г. Тема : «Капитанская дочка» iconРостовцева Надежда Сергеевна Крутинка-2012 Предмет : литература
Хviii века: правление Екатерины II, положение крепостных крестьян, причины возникновения Пугачевского восстания. С данными событиями...
Урок в 8 классе, 14 ноября 2012 г. Тема : «Капитанская дочка» iconТема: «Историческая правда и художественный вымысел в романе»
Хviii века: правление Екатерины II, положение крепостных крестьян, причины возникновения Пугачевского восстания. С данными событиями...
Урок в 8 классе, 14 ноября 2012 г. Тема : «Капитанская дочка» iconПлан-конспект урока роман А. С пушкина «Капитанская дочка». История создания. Вводный урок
Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск