Скачать 45.64 Kb.
|
МБОУ «Кузедеевская СОШ» Новокузнецкого муниципального района З.А.Щепина, учитель русского языка и литературы «ДА КТО ЕГО ОТЕЦ?» Урок литературы в 8 классе по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Образ Петра Гринёва. (Урок с использованием технологии развития критического мышления) Цели урока:
Оборудование: заготовки печатного материала для словарной работы («долг», «совесть», «честь», «благородство»), эпиграф к уроку «Да кто его отец?», «Если бы отцы воспитывали детей, то не нужно было бы судилищ. Святитель Иоанн Златоуст», иллюстративный материал. Ход урока:
На прошлых уроках мы находились во власти пушкинского произведения. Следили за интригой, вместе с героями огорчались, попадая в трудные ситуации, волновались, переживали и радовались. Не раз приходили к выводу, что А.С.Пушкин в «Капитанской дочке» противопоставил благородство и бесчестие. Понятия «любовь», «благородство», «честь» сами по себе не возникают в сердце человека, становление души начинается в родительском доме и продолжается под влиянием того окружения, в которое попадает человек. Как происходило становление личности Петра Гринёва? – вот вопрос, на который нам предстоит сегодня ответить.
Сегодня достаточно часто будут звучать слова долг, честь, совесть, благородство. Попробуем определить их лексическое значение. (Высказываются мнения. Сравниваются со словарными статьями.) ДОЛГ – то же, что обязанность. Человек долга – тот, кто честно выполняет свои обязательства. СОВЕСТЬ – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. ЧЕСТЬ _ 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы. 2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. 3. Целомудрие, непорочность. 4. Почёт, уважение. БЛАГОРОДСТВО – высокая нравственность, самоотверженность и честность.
а) Отец и мать Петра Гринёва. Дополнительные вопросы: - Случайно ли Андрей Петрович назвал своего сына Петром? (Андрей – греч. «мужественный, храбрый»; Пётр – греч. «скала, утёс, каменная глыба») После представления материала совместное составление кластера: Андрей Петрович Гринёв боевой офицер строгий, но заботливый отец пускай послужит да понюхает пороху отеческая любовь – долг воспитать сына служи верно, кому присягнёшь береги честь смолоду честь, долг, Отечество б) Роль Савельича в жизни Петра Гринёва. (Работа в группах над составлением кластера. Обсуждение.) Дополнительные вопросы: - Почему Савельич не только не переходит на сторону Пугачёва, но и называет его мошенником и злодеем? Вывод: Умудрённый жизненным опытом и унаследовавший от своих предков-крестьян народное представление о совести и правде, Савельич даёт Гринёву уроки доброты и самопожертвования. Савельич слуга честный и добрый человек заслужил уважение и признательность господ мудрый и опытный живёт по совести в) Семья Мироновых. (Работа в группах над составлением кластера.) Вывод: Взаимоотношения между мужем и женой в семье Мироновых основаны на душевном единении, любви и верности. Дополнительные вопросы: - Пётр Гринёв был принят в доме коменданта Миронова как родной. Что роднит семьи Гринёвых и Мироновых? (И Гринёвы, и Мироновы живут по законам христианской совести.) Мироновы ценят душевные качества, а не титулы живут открыто, радушно душевное единение, любовь, Верность преданы Отечеству - Почему в «добром семействе» Мироновых чувствовали чужеродность Швабрина? (Для него нет границы между добром и злом. Им руководит злоба и месть.) в) Отношения Петра Гринёва и Пугачёва. (Совместное составление кластера.) Вопросы для обсуждения: - Кого видит Гринёв в Пугачёве? (Злодея и неординарную личность.) - Как относится к нему? ( Как офицер – осуждает злодейства, как человек человеку – сочувствует, видя в нём неординарную личность.) - Чем заслужил Гринёв уважительное к себе отношение со стороны Пугачёва? (Искренностью и бесстрашием. Благородством, но не происхождения, а души.) Вывод: Пересечение судеб Гринёва и Пугачёва – жизненный экзамен на твёрдость характера и человеколюбие. г) Пётр Гринёв и Маша Миронова – достойные дети своих родителей. Вопросы для обсуждения: - Почему не боялся суда Пётр Гринёв и верила в милость императрицы Маша Миронова? (Их совесть была чиста перед людьми и Богом.) - Почему Пушкину важно было закончить эту повесть упоминанием о продолжении рода? (Их дети впитают лучшие качества своих родителей: верность и преданность, человеколюбие и милосердие, справедливость и честность.) - Вспомним пословицы и поговорки о роде-племени: «От яблоньки яблочко, а от ели шишка», «Каково деревце, таковы и яблочки», «Каков корень, таков и отпрыск», «От доброго дерева добрый и плод», «Что посеяно, то и вырастет», «Из роду в род тот же урод», «Не далеко от дерева яблочко падает», «От терновника не жди винограду», «Каков батюшка, таковы у него и детки», «По матери дочка, по отцу сынок», «Бел лицом, да худ отцом». 4. Рефлексия. Д/З: сочинение-миниатюра «Достойны ли мы своих дедов и отцов?» |
Никита Яковлевич Бичурин выходец из бедных слоев сель- ского духовенства,... Следуя традиции церкви, служителями культа стали и его сыновья — Яков и Иван Даниловы. Отец нашего знаменитого земляка — Яков Данилов... | Литература Введение Полное имя аль Хорезми – Абу Адаллах (или Абу Джафар) Мухаммад ибн Муса аль Хорезми. В переводе с арабского языка это означает: отец... | ||
Мошенничество в россии Классика советского кино. "Берегись автомобиля". Крылатые слова про- износит голос за кадром: "Тот, кто не имеет автомобиля, желает... | Книга. Чеченская Голгофа Бывает время, когда тебе кажется, что твой отец знает все, потом приходит время, когда кажется, что ты знаешь столько же, сколько... | ||
Вы хотите сказать отец? Нет, дедушка. Я хочу показать ему, какие ошибки делает его сын в твоих домашних заданиях | Примерный перечень вопросов к экзамену и зачету по курсу Эсхил – «отец трагедии». Символическое истолкование образа Прометея и его судьба в последующей культуре | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Торопливые сборы близстоящих были видны довольно отчетливо; кто отпускал, кто подтягивал стремена, кто подавал ружье или патроны,... | Динамика современного литературного процесса А. Кима «Отец-Лес»,что позволит приблизиться к объективному раскрытию содержания кимовской прозы. Это и обусловливает актуальность... | ||
Урок внеклассного чтения в 5 классе «Человек труженик в произведениях А. В. Кольцова «Косарь» и По словам поэта, его отец – «человек простой, купец, спекулянт, вышел из ничего, рожь молотил на обухе», был натурой жестокой, крутой,... | «Готов ли я пожертвовать всем ради воплощения в жизнь своей мечты» Николай, отец Глеба. После второго инсульта его парализовало. Большую часть времени проводит на кухне в инвалидном кресле | ||
Отец Мухамедгариф Мухамедгалимов, уроженец деревни Кушлавыч Казанского уезда, Казанской губернии[2]. Дед Мухамедгалим был муллой. Мать — Мэмдудэ, отец которой Зиннатулла сын Зайнельбашира... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Философия; имя; миф; слово; герменевтика; термин; имяславие; Целое; космичность; энциклопедизм; статус языка; парадоксы; советское... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Например, кто точнее расскажет правило…, кто больше назовёт…, кто правильнее подчеркнёт или даст определение…, кто образнее опишет…... | Урок-игра “Умники и умницы” по теме «Петр Великий и его время» Побеждает тот, кто первым прошел дорожку. Теоретики отвечают на вопросы с места и за правильный ответ получают орден “Шелкового умника.... | ||
Проблемный ребенок и его мир Приходя в мир, ребенок ничего о себе еще не знает. Он не знает, мальчик он или девочка, кто его родители, счастливой ли будет его... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ваши убеждения, Вы поймёте возможности Вашей веры: кто-то верит во всемогущество Творца, кто-то рассчитывает только на свои силы,... |