Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 109.5 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации15.11.2013
Размер109.5 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект


Урок-аукцион

Подобные формы нестандартных уроков достаточно эффективно использовать на этапе обобщения либо закрепления изученного нового материала. Их предназначение заключается в систематизации полученных знаний в ходе традиционных уроков русского языка и стремлении к осознанному владению известными правилами по данному учебному предмету. Характерной отличительной особенностью уроков-аукционов является выполнение ряда теоретических и практических заданий и упражнений, которые содержат в себе элементы состязательности следующего плана. Например, кто точнее расскажет правило…, кто больше назовёт…, кто правильнее подчеркнёт или даст определение…, кто образнее опишет… и т.д. Следовательно, такие мероприятия относятся к состязательному типу нетрадиционных уроков по русскому языку.

В шестом классе, в самом начале учебного года, на этапе повторения изученного в пятом классе, уместно будет на одном из уроков провести подобный аукцион по теме «Правописание приставок», который поможет учителю достигнуть поставленных целей. Следует заметить, что в ходе подготовки к данному мероприятию педагогу понадобятся следующие материалы и инструменты: два листа плотного картона красного цвета, циркуль и ножницы, чтобы вырезать 30 кружков диаметром 5 см, которые будут исполнять роль фишек, вручаемых победителям каждого тура, или мини-аукциона.

Конспект урока-аукциона по русскому языку по теме

«Правописание приставок»

Возрастная категория: для учеников шестых классов.

Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме; развивать диалогическую и монологическую речь; развивать мышление учащихся путём организации нетрадиционного урока; формировать и закреплять интерес учащихся к русскому языку как одному из основных учебных предметов.

Оборудование: 30 кружков, вырезанных из картона красного цвета, диаметр которых составляет 5 см (красные фишки); карточка “Изменяем приставки”; карточка «Вычеркните все буквы Е и подчеркните все буквы И»; карточки с заданием: “Распределите слова по группам в зависимости от значения приставки”; карточки с заданием: “Распределите слова по группам в зависимости от значения приставки”, компьютер и проектор для просмотра электронной презентации “Правописание приставок”.
План урока-аукциона

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

  2. Теоретические и практические задания и упражнения.

  3. Подведение итогов аукциона.

Ход урока

  1. Организационный момент: «Минутка приятных воспоминаний». Вступительное слово учителя: - Предлагаю вам, ребята, закрыть глаза, вспомнить о чём-то очень хорошем и улыбнуться. Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Запишите слова (петух, рыба, иголка, стул, трактор, арбуз, ведро, кактус, изба). Подчеркните первую букву. Какое слово получилось? Правильно, «приставки». Сегодня у нас непростой урок, а урок-аукцион. В ходе этого аукциона мы вспомним, повторим и обобщим всё, что мы узнали о правописании приставок в пятом классе. Данный урок будет состоять из нескольких туров, то есть мини-аукционов. Победитель каждого из них (то есть тот, кто выполнит задание правильнее, точнее, образнее) получает красную фишку. Ученик, в результате набравший к концу урока большее количество таких красных кружков, объявляется победителем аукциона и получает оценку “отлично”».

  1. Теоретические и практические задания и упражнения.

Тур 1. «Кто точнее?»

Учитель:

- Кто точнее всех расскажет о том, что такое приставка?

Ответ учеников:

- Приставка – это значимая часть слова, которая располагается перед корнем и служит для образования новых слов.

Тот из учеников, который точнее всех сформулировал определение приставки, получает красную фишку.

Тур 2. «Кто правильнее?»

На доске заранее написан текст русской народной песни:

« - Кисонька-мурысонька,

Где была?

- Коней пасла.

- Где кони?

- За ворота ушли.

- Где ворота?

- Огонь сжёг.

- Где огонь?

- Вода залила.

- Где вода?

- Быки выпили.

- Где быки?

- За гору побежали.

- Где гора?

- Жуки источили.

- Где жуки?

- Утки склевали».

Учитель:

- Выпишите из этой русской народной песни все слова, в которых есть приставки, и выделите их. Кто правильнее это сделает, тот и будет победителем данного тура.

Ученики самостоятельно выписывают слова в свои тетради и выделяют в них приставки. Затем проверяют работу, зачитывая вслух:

- Ушли (приставка у-), сжёг (приставка с-), залила (приставка за-), выпили (приставка вы-), побежали (приставка по-), источили (приставка ис-), склевали (приставка с-).

Тот из учеников, кто правильнее всех справился с заданием, получает красную фишку.

Тур 3. «Кто больше?»

Учитель:

- Теперь к каждому выписанному слову попробуйте «примерить» как можно больше самых разнообразных приставок, которые вам известны. Кто больше придумает таких слов, тот побеждает в этом туре. Вы видите перед собой карточку “Изменяем приставки”. Например, берём слово “уходили”? подставляем приставку с- , получаем слово “сходили” и т.д.

Карточка “Изменяем приставки”



Ответы учеников:

- Ушли – пришли (приставка при-), зашли (приставка за-), вошли (приставка во-), вышли (приставка вы-), нашли (приставка на-), дошли (приставка до-), перешли (приставка пере-), отошли (приставка ото-), сошли (приставка со-), подошли (приставка подо-), пошли (приставка по-).

- Сжёг – разжёг (приставка раз-), ожёг (приставка о-), обжёг (приставка об-), пережёг (приставка пере-), поджёг (приставка под-).

- Залила - вылила (приставка вы-), долила (приставка до-), излила (приставка из-), слила (приставка с-), подлила (приставка под-), налила (приставка на-), перелила (приставка пере-), отлила (приставка от-), полила (приставка по-), влила (приставка в-), разлила (приставка раз-), облила (приставка об-).

- Выпили – запили (приставка за-), допили (приставка до-), перепили (приставка пере-), отпили (приставка от-), попили (приставка по-), испили (приставка ис-), распили (приставка рас-).

- Побежали – прибежали (приставка при-), забежали (приставка за-), выбежали (приставка вы-), набежали (приставка на-), добежали (приставка до-), перебежали (приставка пере-), отбежали (приставка от-), подбежали (приставка под-), побежали (приставка по-), сбежали (приставка с-), убежали (приставка у-).

- Источили – заточили (приставка за-), выточили (приставка вы-), отточили (приставка от-), сточили (приставка с-), подточили (приставка под-), наточили (приставка на-), обточили (приставка об-), переточили (приставка пере-).

- Склевали – заклевали (приставка за-), выклевали (приставка вы-), поклевали (приставка по-), обклевали (приставка об-), переклевали (приставка пере-).

Тот из учеников, кто больше придумал слов с различными приставками, получает красную фишку.

Тур 4. «Кто образнее?»

Учитель:

- Вам предстоит сочинить небылицу в стихотворной форме, в тексте которой должны использоваться слова с различными приставками. У кого она получится самой образной, тот и побеждает в этом туре. В качестве примера послушайте стихотворение Алины Долбиловой «Необычная история»:

«Корова вдруг взлетела в небеса,

У кошки уши выросли, как у слона!

Осёл запел, как соловей,

Слон поскакал, как воробей!

Медведь сплясал, как молодёжь…

Скажи, где правда, а где ложь?!»

- В этой небылице использованы следующие слова с приставками: взлетела (приставка вз-), выросли (приставка вы-), запел (приставка за-), поскакал (приставка по-), сплясал (приставка с-).

Ученики самостоятельно сочиняют небылицы в стихотворной форме, а затем по очереди зачитывают их вслух, после чего называют слова, имеющие приставки. Чей поэтический шедевр окажется самым образным (а это можно определить с помощью всеобщего голосования), тот и получает красную фишку.

Тур 5. «Лирическое отступление»

Учитель:

- А сейчас я вас прошу выполнить упражнение на развитие внимания. Задание такое: вы видите перед собой каточки. Вычеркните все буквы Е и подчеркните все буквы И.

На карточках:


Карточка «Вычеркните все буквы Е и подчеркните все буквы И»

Октябрь – первый суровый месяц холодного северо-восточного ветра – листобоя. Видимо и невидимо, днем и ночью, стаями и в одиночку, от реки до реки, от куста к кусту, от поля до поля летят перелетные птицы севера до экватора, до Нила, до Ганга, до рисовых полей Индии и Бирмы.



(Пояснение: это тест на определение объёма и переключение внимания, так называемая “корректурная проба”. Коэффициент внимания определяется делением количества строчек на число ошибок. Если ошибок нет, количество строчек делится на 1. Упражнение позволяет учащимся сосредоточиться на буквах И-Е, что в дальнейшей работе позволит им быть более внимательными и лучше запомнить материал.)

Учитель предлагает сочинить сказку, используя как можно больше слов с приставками ПРИ- и ПРЕ-. Учащиеся по очереди придумывают предложения, связывая их в текст. За каждый предложенный вариант учитель даёт красную фишку. И вот результат совместного творчества:

ПРЕкрасным вечером Василисе ПРЕмудрой ПРИснился ПРИчудливый сон. ПРЕзабавные и ПРЕхорошенькие зайчата скакали вПРИпрыжку по поляне. Вдруг солце закрыла ПРЕогромная туча. Это ПРИлетел злой-ПРЕзлой Змей Горыныч. ПРИземлился он, ПРИсел на травку и ПРИзадумался. ПРИказал ему Кащей Василису ПРЕмудрую найти, ПРИпугнуть, к нему ПРИвести. Но возникли на пути Змея Горыныча неПРЕодолимые ПРЕпятствия.

Учитель:

- Тем учащимся, кому понравилась наша идея, предлагаем дома продолжить сказку. Следующее упражнение выполняем у доски:

Шарады

Корень из слова полагать, приставка из слова приложение, суффикс из слова восклицательный, окончание из слова числительное.

прилагательное

Из писка птиц мой первый слог возьмите.

Второй – с бараньей головы.

Откройте печь и там найдите

То, что не раз едали вы.

 пироги

Приставка из слова пришел, корень из слова колотушка, суффикс из слова лечила, окончание из слова мыли.

приколотили

Хорошо! Молодцы!

Послушайте стихи, касающиеся данных выводов:

Присоединение:

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело,

Пишем мы при, говоря обо всем,

Что добрые руки приделали.

Приближение:

Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,

Космонавт прилетел из Вселенной.

В слове придет, прилетит, приплывет

Пишется при непременно.

Нахождение вблизи чего-то, около:

Около что-то или вблизи

И непременно в приставках пиши.

Неполное действие:

Посмотри, если чуть-чуть, то пишется И.

А теперь посмотрите на карточки с заданием: “Распределите слова по группам в зависимости от значения приставки”. Кто первым выполнит правильно, получит красную фишку.



Тур 6. Диктант-игра "Четвертый лишний".

Учитель диктует слова, учащиеся убирают лишнее. За каждый правильный ответ – красная фишка.

Диктант-игра "Четвертый лишний".

  • превозносить, превосходить, принадлежать, превратить;

  • приноровиться, приналечь, притягивать, препятствовать;

  • приниженный, приплюснутый, беспрекословный, привязчивый;

  • преодолеть, прицелиться, прекратить, пренебречь.


Распределительный диктант.

1 ряд записывает слова с приставкой ПРИ

2 ряд записывает слова с приставкой ПРЕ

3 ряд записывает слова, в которых ПРИ и ПРЕ – часть корня, а также слова с неясным значением.

Преинтересный рассказ, придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приехать на автомобиле, неожиданная преграда, премиленький ребенок, приподнять тяжелый шкаф, примчаться сломя голову, старый приемник, природные ресурсы, преодолевать препятствия, прилежный ученик, пригласить в гости, премного благодарен, преобразовать неравенство.

 Проверим!

1 ряд. Придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приехать на автомобиле, приподнять тяжелый шкаф, примчаться сломя голову.

2 ряд. Преинтересный рассказ, неожиданная преграда, премиленький ребенок, премного благодарен, преобразовать неравенство.

3 ряд. Старый приемник, природные ресурсы, преодолевать препятствия, прилежный ученик, пригласить в гости.

Для закрепления полученных знаний учитель показывает на проекторе и комментирует электронную презентацию “Правописание приставок”.

Домашнее задание (на выбор по желанию)

Сочинить стихотворение или рассказ об одной из орфограмм.

Составить шарады из слов на изученные орфограммы.

Составить словарный диктант, используя слова с орфограммами, которые сегодня повторили.

  1. Подведение итогов аукциона. Выставление оценок.

Учитель:

- Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо всем за работу!

Учитель подсчитывает количество фишек, определяет победителей аукциона и выставляет оценки.

Примечание

Учитель здесь играет роль и выполняет функциональные обязанности ведущего такого нестандартного мероприятия.

Первый тур данного урока-аукциона направлен на развитие памяти, логического мышления и монологической речи.

Задания второго тура способствуют формированию и закреплению навыков осознанного применения на практике знаний и умений по данной теме.

В ходе третьего тура повторяется и обобщается изученная ранее новая информация, развивается диалогическая речь и логическое мышление.

В процессе проведения четвёртого тура особое внимание уделяется творческим способностям и образному мышлению школьников.

Задания носят дифференцированный характер, что также является несомненным положительным моментом уроков подобного типа. Например, четвёртый тур окажется наиболее подходящим для учащихся с высоким (или выше среднего) уровнем подготовки по русскому языку.

Собственный опыт, полученный в ходе педагогической практики, показывает, что наиболее ярко и отчётливо дети выражают свои личные положительные эмоции именно в тот момент, когда переходят и приступают к непосредственному закреплению нового материала. Данный факт связан с тем, что учащиеся с готовностью стремятся и стараются продемонстрировать знание и осознанное понимание совсем недавно изученной ими темы. Причём, подобная разновидность эмоций способствует изменению поиска решения поставленных задач при формулировании разнообразных выводов и правил, а также во время ответов на различные дополнительные вопросы.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск