Скачать 94.91 Kb.
|
Урок литературы в 8 классе Тема Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»» Цель: проследить по тексту путь духовного становления Гринева; пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, благородство, чувство чести и собственного достоинства Оборудование: учебники, тетради учащихся, записи на доске, иллюстрации к повести. Методические приемы: сжатый пересказ, аналитическая беседа, чтение эпизодов. Эпиграф урока: «Береги честь смолоду» (пословица) 1. Вступительное слово учителя. Подходит к концу изучение повести «Капитанская дочка», в котором автор размышляет о бесправии закабаленного крестьянства, о восстании, грозящем дворянскому государству, о настоящем и будущем России. Но раздумья писателя касались и сложных вопросов. Вопросов свободы и независимости, чести, нравственного долга. И сегодня мы будем с вами говорить об этом. Запишите в тетради тему урока и эпиграф. Итак, Пушкин проводит своих героев через испытания и трудности. Обратимся к главному герою повести Петру Гриневу, вспомним отдельные эпизоды его жизни. Обратите внимание на иллюстрации, помещенные на доске. Они помогут вам увидеть ту эпоху, в которой жили герои. Посмотрите на форму, которую носили в 18 веке, так выглядел офицер царской армии. Всмотритесь в юного Петрушу Гринева. - Расскажите о жизни Петруши в родительском доме. - Кто же оказал большое влияние на Петрушу? Найдите в тексте суждения отца Петруши о том, что сын его должен служить. Вывод: Действительно, главные уроки жизни Гринев получил не от француза и даже не от Савельича, а от своего отца Андрея Петровича. Правда для старика- Гринева – это прежде всего честное служение своему Отечеству - Что мы можем сказать о матери Гринева? (ответ ученика) Вывод: Действительно, о ней сказано немного, но ее влияние скажется потом, когда станет раскрываться характер Петра. Доброта матери и весь быт семьи Гриневых развили в Петруше мягкость, совестливость. И ведь доброе отношение к крепостному слуге – это результат воспитания, полученного дома. Нельзя сказать, что Петруша вначале полностью усвоил взгляд отца на военную службу, в голове его была невероятная путаница - Как представлялась военная служба юному Петруше? Второй этап формирования Гринева начинается с момента отъезда его из родного дома. Вспоминаем, что первый удар мечтам наносит отец, решая Петрушу отправить в Армию и не в Петербург, а в Оренбург. Мечта о веселой и беззаботной жизни военного исчезает после пирушки с Зуриным. - Что же произошло? - Чем заканчивается эта история? - Какой урок преподал ему Зурин? - Какое разочарование ждет Гринева в Белогорской крепости? - Каким предстает перед нами русское семейство Мироновых? Вывод: Вспомните строки из повести, где автор пишет: «Другого общества в крепости не было, но я другого и не желал». Уклад жизни Мироновых был очень близок семье Гриневых. - Как проявил себя Петруша в ссоре со Швабриным? Почему он согласился на дуэль, хотя дуэли были запрещены? - Как ведут себя оба противника во время поединка? Вывод: Это могло стоить Петруше жизни. Но ведь герой еще мало знает людей. Он думал, что Швабрин бедет вести себя по правилам дуэли, также честно, как и сам Гринев. Возможно, это тоже урок – не быть слишком доверчивым. - Какие события особенно сильно повлияли на формирование духовного мира героя? - Как ведет себя Гринев и какое его ответ на предложение Пугачева «не служить» против него. Давайте прочитаем этот эпизод. Вывод: Гринев говорит ему правду. Он понял, что этому человеку нельзя лгать. - Что привлекло Пугачева в Гриневе?(ответы учеников) Вывод: Пугачев человек прямой и открытый, он уважает прямых и мужественных людей, отсутствие дворянской спеси. В этом нравственном поединке победителями оказываются оба – и Пугачев, и Гринев, оценивший свою человеческую и дворянскую честь выше жизни. - А есть ли представления о чести у Пугачева? Вывод: На большую высоту в наших глазах поднялся Пугачев, который не только увидел душевную красоту Гринева (молодого офицера), но и нашел в себе силы подавить собственное самолюбие. - На что решается Петр Андреевич, спасая дочь капитана Миронова? Перед каким выбором он стоит? Вывод: В этой ситуации Гринев-человек победил Гринева-солдата. - Что в этом поступке покоряет нас? - Что значит честь для Маши Мироновой? Какие черты характера проявляются в Маше в истории ее любви к Гриневу? Вывод: Многое в ее поступках объясняется тем, что она – дочь Мироновых. - А что значит честь для семейства Мироновых? Вывод: Действительно, скромно и честно жил Иван Кузьмич. И смерть свою встретил также достойно. И Василиса Егоровна до последнего момента была рядом с мужем. - Какие последние слова произносит Василиса Егоровна перед смертью? Найдите эти строчки в тексте. - Как произошло, что Гринева схватили мятежники? Какие качества проявил в этой ситуации Гринев? Вывод: Гринев любит Савельича, как отца родного. Хотя они и стоят на разных социальных ступенях, их отношения ближе родственных: барин и слуга ссорятся, мирятся, дядька ворчит, денег барину не дает. Гриневское «мой Севельич» менее всего означает мой крепостной. - А есть ли представления о чести у Швабрина? - Права ли Маша, считая себя виновницей ареста Гринева? Как она поступает в его защиту? Вывод: Она едет в Петербург. Несмотря на то, что она «трусиха», по решительности в тяжелые моменты судьбы она не уступает своему суженому. - Давайте поразмышляем о том, почему герои поступали так, а не иначе. Например, Швабрин, Гринев, Маша. - Что важно для формирования личности человека? Вывод: Все мы родом из детства. И потому очень важно, в какой семье воспитывался человек. Во многом родители являются примером для своих детей. Кем были его учителя, друзья? Для Пушкина в повести правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря современности перейти в другой, а в том, чтобы приподняться над «жестоким веком», сохранив в себе человеческое достоинство и уважение к жизни других людей. Бесхитростны, простодушны пушкинские Маша, Савельич, Гринев. Но главное – они великодушны. Это их естественное состояние. - Почему же повесть называется «Капитанская дочка»? Ведь встречи с Машей Мироновой занимают меньше места в повести? Вывод: Возможно, назвав повесть «Капитанская дочка», Пушкин хотел подчеркнуть, что его интересуют в первую очередь человеческие отношения. В. И Даль в своем словаре так определяет слово «честь» (записываем в тетради: «Честь» - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть). - Как вы думаете, «честь» - качество сугубо дворянское или общечеловеческое? Докажите это. Вывод: В нашем современном мире, в котором мы живем, к сожалению, эти понятия утратили ценность, стали почему-то несовременными. Но ведь если не лукавить, хотелось ли вам, мальчики, иметь такого надежного друга, как Петр Гринев, надежного и честного. А девушки, я уверена, мечтают иметь в будущем такого мужу и отца своим детям. - Кого вы сегодня можете назвать честным, благородным человеком? Вывод: Сегодня на уроке мы доказали с вами, что «честь» - качество не только сугубо дворянское, но и общечеловеческое. Домашнее задание: Подготовиться к сочинению, которое будем писать в классе. Запишите темы сочинений: 1. Неожиданная встреча на страницах «Капитанской дочки» 2. Этот странный Гринев. 3. Детство Петруши Гринева на страницах «Капитанской дочки»». 4. Самое мучительное испытание Петруши Гринева в повести «Капитанская дочка»». 5. «Перечитывая «Капитанскую дочку»…», твоя тема. Урок литературы в 6 классе Тема «Бородино» - героико-историческая баллада Цели: воспитание уважения к великому прошлому России; продолжение знакомства с поэтическим миром М.Ю. Лермонтова; идейно-художественным своеобразием баллады «Бородино»; совершенствование умений и навыков анализа и чтения поэтического текста Оборудование: портрет поэта, выставка книг, репродукция картин «Панорама Бородинской битвы» Методы: проблемный, исследовательский, объяснительно-иллюстративный Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, коллективная
- Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь? - А бывает ли, на ваш взгляд, когда что-то является предметом гордости всего народа? (учащиеся вспоминают о великих исторических события) - Какое событие произошло в сентябре 1812 года под Москвой? Темой нашего разговора и будет Бородинское сражение 1812 года. Цель нашего сегодняшнего урока – увидеть сложный период в истории нашей Родины, великое историческое событие – сражение 1812 года, которое нашло отражение в русской литературе, в творчестве М.Ю. Лермонтова. Стихотворение написано в 1837 году к 25-летию Бородинской битвы. Запишите тему урока.
На дом была задана исследовательская работа. Найти исторический материал о войне 1812 года (Бородинском сражении) (Ответы учащихся) - Как вы думает, раньше в 19 веке сколько лет служили? Учитель: В 19 веке служили двадцать пять лет. Это очень большой срок. За это время вырастали дети, появлялись внуки. Очень тяжело было семьям, в которых отцы, мужья, братья служили так долго. Но это было в нашей истории) - А сейчас сколько лет служат? 3. Выразительное чтение и анализ произведения А сейчас мы перейдем к чтению и анализу баллады М.Ю. Лермонтова «Бородино» 1. Чтение 1 строфы (читает учитель) - Кто и кого спрашивает в 1 строфе? (ответы учащихся) - Хотя Лермонтов не дает описания внешности рассказчика, как вы себе его представляете? (ответы учащихся) 2. Чтение 2 и 3 строфы - А почему все-таки отступили от Москвы? Кто подготовил историческую справку? (ответы учащихся) 3. Чтение 4 строфы - Где это большое поле? Учитель: Бородино- это деревня в 124 км. К западу от Москвы, где и произошло генеральное сражение.
- «Забил заряд я в пушку туго…» Кем был тогда этот солдат? (артиллеристом) - А каких ребят брали в артиллерию? (невысоких, кряжистых, сильных) 5. Чтение 6 строфы (Запись в словарики. Картечь – артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии) 6. Чтение 7 строфы - Почему ликовал француз? (ответы учащихся) Запись в словарики (Лафет – станок, на котором укрепляется ствол пушки. Бивак – стоянка войск под открытым небом. Кивер – высокий головной убор военных) - Какое настроение царит в русской Армии? О чем думают солдаты перед боем? (ответы учащихся) Учитель: Солдаты думают о своих семьях, детях, женах, невестах. Думают о том, что дорого сердцу человека Ни бахвальства, ни лишних слов. Люди готовятся к смертному бою. 7. Чтение 8 и 9 строф - Что вы можете сказать о полковнике? Как вы понимаете слова «Слуга царю, отец солдатам» (ответы учащихся) 8. Чтение 10, 11, 12 строф - Как описывает поэт день сражения? Каков он рукопашный бой? Каким вы его представляете? (ответы учащихся) - При описании боя резко меняется темп стихотворения. Это достигается употреблением коротких, но выразительных предложений. Они передают напряжение боя. Находим эти предложения в тексте. (перечитываем 11 строфу) - Какие звуки чаще повторяются в 11 строфе? Учитель : Эти слова усиливают картину ужаса от происходящего. В литературе это называется звукописью. Об этом мы поговорим на следующем уроке. - Почему стихотворение называется «Бородино»? (ответы учащихся) - Кто герои стихотворения? (ответы учащихся) - Где в стихотворении отражен народный язык с характерными просторечными оборотами? Найдите их в тексте. («прилег вздремнуть…», «угощу друга», «брат мусью…») Учитель: Лермонтову удалось передать естественность народной речи. - Почему рассказчика-воина можно назвать скромным человеком? (ответы учащихся) Учитель: Он рассказывает не о себе, не о своем подвиге, а о большой битве, о солдатах. Поэтому он говорит от имени всех солдат «Мы были в перестрелке», «уж мы пойдем ломить стеною…») - Так каковы же главные качества русского солдата? (ответы учашихся) - Как вы понимаете такие словосочетания, как «воинский подвиг», «воинский долг»? - Какова главная идея баллады? Что хотел донести до нас автор? - Ребята, а в наше время ребят, которые служат в Армии, можно назвать героями? Почему? Учитель: Почти 200 лет прошло с тех пор, как написано это произведение, но и теперь мы его читаем с чувством гордости за свой народ, гордимся нашими предками, испытываем уважение к их подвигу, желание походить на них. - О каком периоде в жизни нашей страны вы узнали из произведения М. Ю. Лермонтова «Бородино»? 4. Подготовка учащихся к выразительном чтению баллады «Бородино» Учитель: Каждое лирическое произведение читается с определенной интонацией. Сейчас мы попробуем читать балладу и определять интонацию каждой строфы. 1 строфа – бодро; 2 строфа – задумчиво; 3 строфа – медленно; 4 строфа – недовольно, потом лукаво; трижды нарастает волнение; 5 строфа – гордо; 6, 7 строфы – устало; 8 строфа – напряженно, гордо; 9. 10 строфы – напряженно, тревожно; 11, 12 строфы – сурово, потом сдержанно; 13 строфа – печально 5. Заключительная беседа - Что же открыл нам поэт в «Бородино»? - Почему нас и теперь волнуют чувства участников сражения? 6. Домашнее задание: выучить наизусть первые 5 строф баллады 7 . Подведение итогов урока, выставление оценок - |
Урок литературы (8 класс) Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Рассмотреть и сопоставить героев повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (Гринёв и Швабрин), выявить черты сходства и различия.... | Урок литературы в 8 классе Тема: Литературная игра по повести «Капитанская дочка» Хviii века: правление Екатерины II, положение крепостных крестьян, причины возникновения Пугачевского восстания. С данными событиями... | ||
Тема урока: Проблема нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Литература. 8кл.: Учебник – хрестоматия для общеобраоват учреждений/Авт сост. Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев... | «Да кто его отец?» Урок литературы в 8 классе по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Образ Петра Гринёва | ||
Урок в 8 классе, 14 ноября 2012 г. Тема : «Капитанская дочка» Тема: «Капитанская дочка» А. С. Пушкина книга- поучение или бытовая история на фоне реальных исторических событий? | Литература Тема: «Тема чести и милосердия в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Эор; развитие логического мышления и грамотной речи, умение формулировать основную мысль и заполнять сравнительную таблицу | ||
«Значимость повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» «Значимость повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» для формирования личности современного подростка» | Тема: «Чувства добрые в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».... Хviii века: правление Екатерины II, положение крепостных крестьян, причины возникновения Пугачевского восстания. С данными событиями... | ||
Урок по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Подготовила учитель литературы Жетоны, конверты с «предметами», текст для капитанов, таблички с названием команд, скотч, бумажные кружки для имен. На доске: запись... | Урок-викторина "Литература плюс "(по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") Цели урока Какая книга “всегда имела сильное впечатление” на А. П. Гринёва? (Придворный календарь) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... По повести а. С. Пушкина «капитанская дочка», поэме м. Ю. Лермонтова «мцыри» и комедии н. В. Гоголя «ревизор» | Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», стадия реализации смысла. Задание Задание: Неизвестный – какие ассоциативные связи возникают у вас с этим словом и именем Грибоедова? (неизвестные страницы биографии... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: познакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка»; показать жанровое своеобразие повести; познакомить... | Конспект урока история создания и система образов повести А. С пушкина... Эор; развитие логического мышления и грамотной речи, умение формулировать основную мысль и заполнять сравнительную таблицу | ||
Рабочая программа по литературе 11 класс Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Очень насыщенный урок. Высокий темп работы в группах. Учитывается мнение каждого. Валентина Петровна всегда готова ответить на вопросы,... |