Урок литературы в 8 классе Тема Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»»





Скачать 94.91 Kb.
НазваниеУрок литературы в 8 классе Тема Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»»
Дата публикации04.09.2014
Размер94.91 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Урок литературы в 8 классе

Тема Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»»

Цель: проследить по тексту путь духовного становления Гринева; пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, благородство, чувство чести и собственного достоинства

Оборудование: учебники, тетради учащихся, записи на доске, иллюстрации к повести.

Методические приемы: сжатый пересказ, аналитическая беседа, чтение эпизодов.

Эпиграф урока:

«Береги честь смолоду»

(пословица)

1. Вступительное слово учителя.

Подходит к концу изучение повести «Капитанская дочка», в котором автор размышляет о бесправии закабаленного крестьянства, о восстании, грозящем дворянскому государству, о настоящем и будущем России.

Но раздумья писателя касались и сложных вопросов. Вопросов свободы и независимости, чести, нравственного долга. И сегодня мы будем с вами говорить об этом. Запишите в тетради тему урока и эпиграф.

Итак, Пушкин проводит своих героев через испытания и трудности. Обратимся к главному герою повести Петру Гриневу, вспомним отдельные эпизоды его жизни. Обратите внимание на иллюстрации, помещенные на доске. Они помогут вам увидеть ту эпоху, в которой жили герои. Посмотрите на форму, которую носили в 18 веке, так выглядел офицер царской армии.

Всмотритесь в юного Петрушу Гринева.


- Расскажите о жизни Петруши в родительском доме.

- Кто же оказал большое влияние на Петрушу? Найдите в тексте суждения отца Петруши о том, что сын его должен служить.

Вывод: Действительно, главные уроки жизни Гринев получил не от француза и даже не от Савельича, а от своего отца Андрея Петровича. Правда для старика- Гринева – это прежде всего честное служение своему Отечеству

- Что мы можем сказать о матери Гринева? (ответ ученика)

Вывод: Действительно, о ней сказано немного, но ее влияние скажется потом, когда станет раскрываться характер Петра. Доброта матери и весь быт семьи Гриневых развили в Петруше мягкость, совестливость.

И ведь доброе отношение к крепостному слуге – это результат воспитания, полученного дома.

Нельзя сказать, что Петруша вначале полностью усвоил взгляд отца на военную службу, в голове его была невероятная путаница

- Как представлялась военная служба юному Петруше?

Второй этап формирования Гринева начинается с момента отъезда его из родного дома. Вспоминаем, что первый удар мечтам наносит отец, решая Петрушу отправить в Армию и не в Петербург, а в Оренбург. Мечта о веселой и беззаботной жизни военного исчезает после пирушки с Зуриным.

- Что же произошло?

- Чем заканчивается эта история?

- Какой урок преподал ему Зурин?

- Какое разочарование ждет Гринева в Белогорской крепости?

- Каким предстает перед нами русское семейство Мироновых?

Вывод: Вспомните строки из повести, где автор пишет: «Другого общества в крепости не было, но я другого и не желал». Уклад жизни Мироновых был очень близок семье Гриневых.

- Как проявил себя Петруша в ссоре со Швабриным? Почему он согласился на дуэль, хотя дуэли были запрещены?

- Как ведут себя оба противника во время поединка?

Вывод: Это могло стоить Петруше жизни. Но ведь герой еще мало знает людей. Он думал, что Швабрин бедет вести себя по правилам дуэли, также честно, как и сам Гринев. Возможно, это тоже урок – не быть слишком доверчивым.

- Какие события особенно сильно повлияли на формирование духовного мира героя?

- Как ведет себя Гринев и какое его ответ на предложение Пугачева «не служить» против него. Давайте прочитаем этот эпизод.

Вывод: Гринев говорит ему правду. Он понял, что этому человеку нельзя лгать.

- Что привлекло Пугачева в Гриневе?(ответы учеников)

Вывод: Пугачев человек прямой и открытый, он уважает прямых и мужественных людей, отсутствие дворянской спеси. В этом нравственном поединке победителями оказываются оба – и Пугачев, и Гринев, оценивший свою человеческую и дворянскую честь выше жизни.

- А есть ли представления о чести у Пугачева?

Вывод: На большую высоту в наших глазах поднялся Пугачев, который не только увидел душевную красоту Гринева (молодого офицера), но и нашел в себе силы подавить собственное самолюбие.

- На что решается Петр Андреевич, спасая дочь капитана Миронова? Перед каким выбором он стоит?

Вывод: В этой ситуации Гринев-человек победил Гринева-солдата.

- Что в этом поступке покоряет нас?

- Что значит честь для Маши Мироновой? Какие черты характера проявляются в Маше в истории ее любви к Гриневу?

Вывод: Многое в ее поступках объясняется тем, что она – дочь Мироновых.

- А что значит честь для семейства Мироновых?

Вывод: Действительно, скромно и честно жил Иван Кузьмич. И смерть свою встретил также достойно. И Василиса Егоровна до последнего момента была рядом с мужем.

- Какие последние слова произносит Василиса Егоровна перед смертью? Найдите эти строчки в тексте.

- Как произошло, что Гринева схватили мятежники? Какие качества проявил в этой ситуации Гринев?

Вывод: Гринев любит Савельича, как отца родного. Хотя они и стоят на разных социальных ступенях, их отношения ближе родственных: барин и слуга ссорятся, мирятся, дядька ворчит, денег барину не дает. Гриневское «мой Севельич» менее всего означает мой крепостной.

- А есть ли представления о чести у Швабрина?

- Права ли Маша, считая себя виновницей ареста Гринева? Как она поступает в его защиту?

Вывод: Она едет в Петербург. Несмотря на то, что она «трусиха», по решительности в тяжелые моменты судьбы она не уступает своему суженому.

- Давайте поразмышляем о том, почему герои поступали так, а не иначе. Например, Швабрин, Гринев, Маша.

- Что важно для формирования личности человека?

Вывод: Все мы родом из детства. И потому очень важно, в какой семье воспитывался человек. Во многом родители являются примером для своих детей. Кем были его учителя, друзья?

Для Пушкина в повести правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря современности перейти в другой, а в том, чтобы приподняться над «жестоким веком», сохранив в себе человеческое достоинство и уважение к жизни других людей.

Бесхитростны, простодушны пушкинские Маша, Савельич, Гринев. Но главное – они великодушны. Это их естественное состояние.

- Почему же повесть называется «Капитанская дочка»? Ведь встречи с Машей Мироновой занимают меньше места в повести?

Вывод: Возможно, назвав повесть «Капитанская дочка», Пушкин хотел подчеркнуть, что его интересуют в первую очередь человеческие отношения.

В. И Даль в своем словаре так определяет слово «честь» (записываем в тетради:

«Честь» - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть).

- Как вы думаете, «честь» - качество сугубо дворянское или общечеловеческое? Докажите это.

Вывод: В нашем современном мире, в котором мы живем, к сожалению, эти понятия утратили ценность, стали почему-то несовременными. Но ведь если не лукавить, хотелось ли вам, мальчики, иметь такого надежного друга, как Петр Гринев, надежного и честного.

А девушки, я уверена, мечтают иметь в будущем такого мужу и отца своим детям.

- Кого вы сегодня можете назвать честным, благородным человеком?

Вывод: Сегодня на уроке мы доказали с вами, что «честь» - качество не только сугубо дворянское, но и общечеловеческое.

Домашнее задание: Подготовиться к сочинению, которое будем писать в классе. Запишите темы сочинений: 1. Неожиданная встреча на страницах «Капитанской дочки» 2. Этот странный Гринев. 3. Детство Петруши Гринева на страницах «Капитанской дочки»». 4. Самое мучительное испытание Петруши Гринева в повести «Капитанская дочка»». 5. «Перечитывая «Капитанскую дочку»…», твоя тема.

Урок литературы в 6 классе

Тема «Бородино» - героико-историческая баллада

Цели: воспитание уважения к великому прошлому России; продолжение знакомства с поэтическим миром М.Ю. Лермонтова; идейно-художественным своеобразием баллады «Бородино»; совершенствование умений и навыков анализа и чтения поэтического текста

Оборудование: портрет поэта, выставка книг, репродукция картин «Панорама Бородинской битвы»

Методы: проблемный, исследовательский, объяснительно-иллюстративный

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, коллективная

  1. Вступительная беседа

- Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?

- А бывает ли, на ваш взгляд, когда что-то является предметом гордости всего народа? (учащиеся вспоминают о великих исторических события)

- Какое событие произошло в сентябре 1812 года под Москвой?

Темой нашего разговора и будет Бородинское сражение 1812 года. Цель нашего сегодняшнего урока – увидеть сложный период в истории нашей Родины, великое историческое событие – сражение 1812 года, которое нашло отражение в русской литературе, в творчестве М.Ю. Лермонтова.

Стихотворение написано в 1837 году к 25-летию Бородинской битвы.

Запишите тему урока.

  1. Проверка домашнего задания

На дом была задана исследовательская работа. Найти исторический материал о войне 1812 года (Бородинском сражении) (Ответы учащихся)

- Как вы думает, раньше в 19 веке сколько лет служили?

Учитель: В 19 веке служили двадцать пять лет. Это очень большой срок. За это время вырастали дети, появлялись внуки. Очень тяжело было семьям, в которых отцы, мужья, братья служили так долго. Но это было в нашей истории)

- А сейчас сколько лет служат?

3. Выразительное чтение и анализ произведения

А сейчас мы перейдем к чтению и анализу баллады М.Ю. Лермонтова «Бородино»

1. Чтение 1 строфы (читает учитель)

- Кто и кого спрашивает в 1 строфе? (ответы учащихся)

- Хотя Лермонтов не дает описания внешности рассказчика, как вы себе его представляете? (ответы учащихся)

2. Чтение 2 и 3 строфы

- А почему все-таки отступили от Москвы? Кто подготовил историческую справку? (ответы учащихся)

3. Чтение 4 строфы

- Где это большое поле?

Учитель: Бородино- это деревня в 124 км. К западу от Москвы, где и произошло генеральное сражение.

  1. Чтение 5 строфы

- «Забил заряд я в пушку туго…» Кем был тогда этот солдат? (артиллеристом)

- А каких ребят брали в артиллерию? (невысоких, кряжистых, сильных)

5. Чтение 6 строфы (Запись в словарики. Картечь – артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии)

6. Чтение 7 строфы

- Почему ликовал француз? (ответы учащихся)

Запись в словарики (Лафет – станок, на котором укрепляется ствол пушки. Бивак – стоянка войск под открытым небом. Кивер – высокий головной убор военных)

- Какое настроение царит в русской Армии? О чем думают солдаты перед боем? (ответы учащихся)

Учитель: Солдаты думают о своих семьях, детях, женах, невестах. Думают о том, что дорого сердцу человека

Ни бахвальства, ни лишних слов. Люди готовятся к смертному бою.

7. Чтение 8 и 9 строф

- Что вы можете сказать о полковнике? Как вы понимаете слова «Слуга царю, отец солдатам» (ответы учащихся)

8. Чтение 10, 11, 12 строф

- Как описывает поэт день сражения? Каков он рукопашный бой? Каким вы его представляете? (ответы учащихся)

- При описании боя резко меняется темп стихотворения. Это достигается употреблением коротких, но выразительных предложений. Они передают напряжение боя. Находим эти предложения в тексте. (перечитываем 11 строфу)

- Какие звуки чаще повторяются в 11 строфе?

Учитель : Эти слова усиливают картину ужаса от происходящего. В литературе это называется звукописью. Об этом мы поговорим на следующем уроке.

- Почему стихотворение называется «Бородино»? (ответы учащихся)

- Кто герои стихотворения? (ответы учащихся)

- Где в стихотворении отражен народный язык с характерными просторечными оборотами? Найдите их в тексте. («прилег вздремнуть…», «угощу друга», «брат мусью…»)

Учитель: Лермонтову удалось передать естественность народной речи.

- Почему рассказчика-воина можно назвать скромным человеком? (ответы учащихся)

Учитель: Он рассказывает не о себе, не о своем подвиге, а о большой битве, о солдатах. Поэтому он говорит от имени всех солдат «Мы были в перестрелке», «уж мы пойдем ломить стеною…»)

- Так каковы же главные качества русского солдата? (ответы учашихся)

- Как вы понимаете такие словосочетания, как «воинский подвиг», «воинский долг»?

- Какова главная идея баллады? Что хотел донести до нас автор?

- Ребята, а в наше время ребят, которые служат в Армии, можно назвать героями? Почему?

Учитель: Почти 200 лет прошло с тех пор, как написано это произведение, но и теперь мы его читаем с чувством гордости за свой народ, гордимся нашими предками, испытываем уважение к их подвигу, желание походить на них.

- О каком периоде в жизни нашей страны вы узнали из произведения М. Ю. Лермонтова «Бородино»?

4. Подготовка учащихся к выразительном чтению баллады «Бородино»

Учитель: Каждое лирическое произведение читается с определенной интонацией. Сейчас мы попробуем читать балладу и определять интонацию каждой строфы.

1 строфа – бодро;

2 строфа – задумчиво;

3 строфа – медленно;

4 строфа – недовольно, потом лукаво; трижды нарастает волнение;

5 строфа – гордо;

6, 7 строфы – устало;

8 строфа – напряженно, гордо;

9. 10 строфы – напряженно, тревожно;

11, 12 строфы – сурово, потом сдержанно;

13 строфа – печально

5. Заключительная беседа

- Что же открыл нам поэт в «Бородино»?

- Почему нас и теперь волнуют чувства участников сражения?

6. Домашнее задание: выучить наизусть первые 5 строф баллады

7 . Подведение итогов урока, выставление оценок

-

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 8 классе Тема Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»» iconУрок литературы (8 класс) Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Рассмотреть и сопоставить героев повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (Гринёв и Швабрин), выявить черты сходства и различия....
Урок литературы в 8 классе Тема Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»» iconУрок литературы в 8 классе Тема: Литературная игра по повести «Капитанская дочка»
Хviii века: правление Екатерины II, положение крепостных крестьян, причины возникновения Пугачевского восстания. С данными событиями...
Урок литературы в 8 классе Тема Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»» iconТема урока: Проблема нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Литература. 8кл.: Учебник – хрестоматия для общеобраоват учреждений/Авт сост. Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев...
Урок литературы в 8 классе Тема Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»» icon«Да кто его отец?»
Урок литературы в 8 классе по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Образ Петра Гринёва
Урок литературы в 8 классе Тема Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»» iconУрок в 8 классе, 14 ноября 2012 г. Тема : «Капитанская дочка»
Тема: «Капитанская дочка» А. С. Пушкина книга- поучение или бытовая история на фоне реальных исторических событий?
Урок литературы в 8 классе Тема Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»» iconЛитература Тема: «Тема чести и милосердия в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Эор; развитие логического мышления и грамотной речи, умение формулировать основную мысль и заполнять сравнительную таблицу
Урок литературы в 8 классе Тема Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»» icon«Значимость повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
«Значимость повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» для формирования личности современного подростка»
Урок литературы в 8 классе Тема Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»» iconТема: «Чувства добрые в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»....
Хviii века: правление Екатерины II, положение крепостных крестьян, причины возникновения Пугачевского восстания. С данными событиями...
Урок литературы в 8 классе Тема Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»» iconУрок по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Подготовила учитель литературы
Жетоны, конверты с «предметами», текст для капитанов, таблички с названием команд, скотч, бумажные кружки для имен. На доске: запись...
Урок литературы в 8 классе Тема Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»» iconУрок-викторина "Литература плюс "(по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") Цели урока
Какая книга “всегда имела сильное впечатление” на А. П. Гринёва? (Придворный календарь)
Урок литературы в 8 классе Тема Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
По повести а. С. Пушкина «капитанская дочка», поэме м. Ю. Лермонтова «мцыри» и комедии н. В. Гоголя «ревизор»
Урок литературы в 8 классе Тема Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»» iconУрок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», стадия реализации смысла. Задание
Задание: Неизвестный – какие ассоциативные связи возникают у вас с этим словом и именем Грибоедова? (неизвестные страницы биографии...
Урок литературы в 8 классе Тема Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: познакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка»; показать жанровое своеобразие повести; познакомить...
Урок литературы в 8 классе Тема Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»» iconКонспект урока история создания и система образов повести А. С пушкина...
Эор; развитие логического мышления и грамотной речи, умение формулировать основную мысль и заполнять сравнительную таблицу
Урок литературы в 8 классе Тема Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»» iconРабочая программа по литературе 11 класс
Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного...
Урок литературы в 8 классе Тема Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Очень насыщенный урок. Высокий темп работы в группах. Учитывается мнение каждого. Валентина Петровна всегда готова ответить на вопросы,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск