Тема урока: Проблема нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»





Скачать 56.02 Kb.
НазваниеТема урока: Проблема нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Дата публикации18.10.2013
Размер56.02 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Учитель Щипило Людмила Васильевна

Тема урока: Проблема нравственного выбора в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Цели урока:

Обучающие цели:

- повторить знание художественного текста;

-умение выбрать эпизод;

-анализировать эпизод;

-умение сделать вывод.

Развивающие цели:

-развитие речи учащихся (обогащение словарного запаса, выразительность, убедительность, композиционная завершённость монологической речи);

-развитие аналитического мышления (анализ деятельности литературного героя и своей деятельности);

-умение выделить главное (в тексте, в своей работе);

-умение работать с таблицей (выбирать ключевые слова, делать выводы);

-обосновывать свой выбор.

Воспитывающие цели:

-формирование нравственной сферы ученика с опорой на личный опыт и литературное произведение;

Формирование культуры общения в группе.

Тип урока – комплексное применение знаний.

Этапы урока: 1) подготовительный; 2)основной (применение знаний); 3)итог на рефлексивной основе.

Оборудование: тексты повести «Капитанская дочка», презентация, рабочие тетради.

Ход урока.

  1. Подготовительный этап.

-Приветствие учителя.

-Сообщение темы урока, постановка целей урока.

Актуализация знаний, эмоциональный настрой.

Чтение стихотворения Ю. Левитанского.

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы,

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Строчки из этого стихотворения: «Дьяволу служить или пророку каждый выбирает для себя»,- возьмём эпиграфом к уроку.

1.Как вы понимаете смысл этих слов?

2.Часто ли вы стоите перед выбором в своей жизни?

3.Какие качества мы называем нравственными?

4.В каком слове эпиграфа заключено значение выбора?

2.Основной этап

Как не ошибиться в жизни? Не оступиться? Как выбрать правильный путь? Ответы на эти вопросы мы можем найти в литературе. Главный герой повести «Капитанская дочка» Пётр Гринёв тоже втянут в водоворот жизненных событий и очень часто оказывается перед выбором. Назовите такие эпизоды.

Для анализа возьмём 4 эпизода.

  1. Встреча с Зуриным (Глава 1. «Сержант гвардии»).

  2. Дуэль со Швабриным (Глава 4. «Поединок»).

  3. Присяга Пугачёву (Глава 7. «Приступ»).

  4. На военном совете у Пугачёва (Глава 8. «Незваный гость»).

Работа в группах. (Поставлены цели, ознакомлены с работой в группах).

Задание 1 группе.

  1. В главе «Сержант гвардии найдите эпизод, когда Гринёв встречается с Зуриным ( со слов «В ту же ночь приехал я в Симбирск…»)

  2. Ответьте на вопросы:

-При каких обстоятельствах Гринёв познакомился с Зурингым?

-Перед каким выбором оказался Гринёв?

-Как он поступил?

-Почему, по-вашему, он сделал такой выбор?

3.Представьте работу группы в виде развёрнутого ответа.

Задание группе 2.

  1. Откройте главу «Поединок».

  2. Найдите ответы на вопросы:

-Что стало причиной дуэли между Гринёвым и Швабриным?

-Перед каким выбором оказался Гринёв?

-Как он поступил?

-Почему, по-вашему, он сделал такой выбор?

3.Представьте работу группы в виде развёрнутого ответа.

Задание группе 3.

  1. В главе 7 «Приступ» найдите эпизод, когда Гринёв оказался перед Пугачёвым, чтобы присягать ему (со слов «Пугачёв сидел в креслах на крыльце»).

  2. Ответьте на вопросы:

-При каких обстоятельствах Гринёв оказался перед Пугачёвым?

-Какая участь ждала Гринёва?

-Перед каким выбором оказался Гринёв?

-Как он поступил?

-Почему, по-вашему, он сделал такой выбор?

3. Представьте работу группы в виде развёрнутого ответа.

Задание группе 4.

  1. В главе 8 «Незваный гость» найдите эпизод, когда Гринёв встречается с Пугачёвым на военном совете (со слов «Несколько минут состоялось обоюдное наше молчание…»)

  2. Ответьте на вопросы:

-При каких обстоятельствах состоялась новая встреча с Пугачёвым?

-Что предлагает сделать Пугачёв Гринёву?

-Как он поступил?

-Почему, по-вашему, он сделал такой выбор?

3. Представьте работу группы в виде развёрнутого ответа.

На работу в группах – 5 минут.

Отчёт групп о проделанной работе.

Задание классу. После представления отчета группы должны заполнить соответствующую графу таблицы в рабочей тетради.

Проявление нравственных качеств Петра Гринёва в разных жизненных ситуациях.

эпизоды

Встреча с

Зуриным

Дуэль со

Швабриным

Присяга Пугачёву

На военном совете

Словарь

Качества личности

Перед каким выбором стоит Пётр Гринёв?













Совесть

Стыд

Честь

сострадание

Как он поступает?













Расчётливость

доброта

Какие качества личности проявляет в этой ситуации?













Любовь

Долг

Предательство

И т.д. …

ВЫВОД____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как проявляются нравственные качества Гринёва в разных ситуациях и почему?

Что происходит с Гринёвым?

Где истоки таких поступков?

Какие качества вынес из детства?

Что наказывал отец? Как вы понимаете смысл наказов отца?

3.Итог на рефлексивной основе

Слова отца – это не просто кодекс чести офицера, это кодекс чести порядочного честного человека. Пётр Гринёв с достоинством проходить через все жизненные испытания, выбирая такие нравственные понятия, которые отличают честного человека.

Как пришли к выводу?

Работали по схеме (восстановили по ходу урока).

1.Назвали героя.

2.Выбрали эпизоды.

3.Дали оценку выбору героя.

4.Нашли истоки поступков.

5.Вернулись к теме урока.

Справились ли с поставленными целями?

Кто из героев повести ещё стоит перед выбором?

Можем ли воспользоваться полученной схемой?

Почему произведение изучают в 8 классе?

Восьмиклассник-подросток тоже стоит перед выбором, потому что взрослеет. Он должен быть готов к взрослой жизни

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: Проблема нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconУрок литературы в 8 классе Тема Проблема чести, достоинства, нравственного...
Тема Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»»
Тема урока: Проблема нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconУрок литературы (8 класс) Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Рассмотреть и сопоставить героев повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (Гринёв и Швабрин), выявить черты сходства и различия....
Тема урока: Проблема нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» icon«Значимость повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
«Значимость повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» для формирования личности современного подростка»
Тема урока: Проблема нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconТема: «Чувства добрые в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»....
Хviii века: правление Екатерины II, положение крепостных крестьян, причины возникновения Пугачевского восстания. С данными событиями...
Тема урока: Проблема нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconУрок литературы в 8 классе Тема: Литературная игра по повести «Капитанская дочка»
Хviii века: правление Екатерины II, положение крепостных крестьян, причины возникновения Пугачевского восстания. С данными событиями...
Тема урока: Проблема нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconУрок в 8 классе, 14 ноября 2012 г. Тема : «Капитанская дочка»
Тема: «Капитанская дочка» А. С. Пушкина книга- поучение или бытовая история на фоне реальных исторических событий?
Тема урока: Проблема нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconЛитература Тема: «Тема чести и милосердия в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Эор; развитие логического мышления и грамотной речи, умение формулировать основную мысль и заполнять сравнительную таблицу
Тема урока: Проблема нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconУрок-викторина "Литература плюс "(по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") Цели урока
Какая книга “всегда имела сильное впечатление” на А. П. Гринёва? (Придворный календарь)
Тема урока: Проблема нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» icon«Да кто его отец?»
Урок литературы в 8 классе по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Образ Петра Гринёва
Тема урока: Проблема нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconУрок по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Подготовила учитель литературы
Жетоны, конверты с «предметами», текст для капитанов, таблички с названием команд, скотч, бумажные кружки для имен. На доске: запись...
Тема урока: Проблема нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconКонспект урока история создания и система образов повести А. С пушкина...
Эор; развитие логического мышления и грамотной речи, умение формулировать основную мысль и заполнять сравнительную таблицу
Тема урока: Проблема нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
По повести а. С. Пушкина «капитанская дочка», поэме м. Ю. Лермонтова «мцыри» и комедии н. В. Гоголя «ревизор»
Тема урока: Проблема нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: познакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка»; показать жанровое своеобразие повести; познакомить...
Тема урока: Проблема нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: ознакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка»
Тема урока: Проблема нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconУрок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», стадия реализации смысла. Задание
Задание: Неизвестный – какие ассоциативные связи возникают у вас с этим словом и именем Грибоедова? (неизвестные страницы биографии...
Тема урока: Проблема нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconКаков был путь выбора Пушкиным главного героя?
Хviii века: правление Екатерины II, положение крепостных крестьян, причины возникновения Пугачевского восстания. С данными событиями...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск