Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», стадия реализации смысла. Задание





Скачать 64.48 Kb.
НазваниеУрок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», стадия реализации смысла. Задание
Дата публикации26.09.2013
Размер64.48 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Философия > Вопрос
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Представление системы учебных занятий.

  • Составление ассоциативных цепочек

Пример 1: урок «Неизвестный Грибоедов», стадия вызова интереса.

Задание: Неизвестный – какие ассоциативные связи возникают у вас с этим словом и именем Грибоедова? (неизвестные страницы биографии – год рождения (1790-1795 ?), неизвестные произведения, не дошедшие до нас). – ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ

Пример 2: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия реализации смысла.

Задание: Давайте попробуем вместе "расшифровать" заглавие. Сначала мы еще раз обратим внимание на дату, которую поэт поставил в конце: 19 октября 1836 г. Очевидно, что это своеобразное посвящение, хотя и находится не в начале произведения: любимый лицей, дорогие сердцу друзья и наставники – лицейское братство. Повесть часто называют и прозаическим завещанием поэта: он рассказал в ней о том, что считал подлинными ценностями в жизни человека.

Запишем в тетрадях два слова: капитанская и дочка.

- Запишите к каждому слову ассоциации.

- А теперь вспомним основные события повести и распределим их между двумя столбиками. Нам помогут кластеры, приготовленные ребятами команд. Давайте рассмотрим, что у них получилось.

  • Прогнозирование по портрету

Пример: урок «Неизвестный Грибоедов», стадия реализации смысла.

Задание: Если внимательно всмотреться в портреты писателя, созданные в разное время и разными художниками, может невольно прийти мысль: один ли это человек изображен на них?

  • Прогнозирование

Пример: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия вызова

Задание: Предположите, чем мы сегодня будем заниматься на последнем уроке, посвященном этому произведению? (вспоминать, повторять, обобщать все, углубим знания по этому произведению).

  • Прием «ИНСЕРТ»

Пример: урок «Неизвестный Грибоедов», стадия реализации смысла.

Задание: прочтите текст о личности писателя, делая пометки карандашом.

Способ ИНСЕРТ: + «знаю», ! «интересно», - «не знаю, думал иначе», ? «не понял».

  • Прием «Кластер»

Пример 1: урок «Неизвестный Грибоедов», стадия реализации смысла.

Задание: 3, 4 , 5 группы читают материал, вычленяя ключевые слова для построения кластеров – схем, где в центре имя «Неизвестный Грибоедов», вам нужно пририсовать лучи.

Задание: прочтите текст о творчестве Грибоедова, выделите ключевые слова, постройте кластер – фишбоун (рыбная кость)

описание: http://ppf.udsu.ru/homepages/belih/psy/clip_image001.gif

Вопрос: Грибоедов – творец одного произведения? – голова

Доказательства: Произведения Грибоедова – скелет

Ответ: Путь Грибоедова – от классицизма до тенденций реализма - хвост

Пример 2: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия реализации смысла.

Задание: составить кластер на тему «События повести, которые ассоциируются со словом «Капитан» (подсказка: связь с героями-офицерами).

  • Прием «Корзина идей»

Пример 1: урок «Неизвестный Грибоедов», стадия реализации смысла.

Задание: А как вы понимаете выражение "душа чувствительная" (дискуссия с учащимися). Вынести на доску идеи учащихся.

Пример 2: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия реализации смысла.

Задание: Главным действующим лицом повести Пушкина, по крайней мере, одним из главных действующих лиц, является Гринев. Это видно и из ваших кластеров. Очевидно, к нему относится и эпиграф повести – «Береги честь смолоду». Почему же повесть называется «Капитанская дочка»? (корзина идей)

  • Прием «Двухчастный дневник»

Пример: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия вызова.

Задание: Вы заранее по ходу изучения произведения фиксировали свои размышления о заинтересовавших вас моментах произведения в «Двойных дневниках». Сейчас вам предлагается обсудить в группе ваши записи в дневнике (каждый из вас выбирает самую интересную на ваш взгляд запись, представляет своим одногруппникам, затем в группе вы выбираете одну наиболее интересную, необычную, новую на ваш взгляд запись, представляете классу).

Цитата

Комментарий

В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись".

  • Прием «тонких» и «толстых» вопросов

Пример: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия вызова.

Задание: Итак, мы узнали с вами, что больше всего заинтересовало ребят по ходу чтения повести. А сейчас, давайте определим, насколько хорошо вы помните содержание произведения. Проведем небольшую разминку. И здесь нам поможет прием Толстых и Тонких вопросов. Я попрошу команды придумать по одному тонкому и толстому вопросу. В помощь вам таблица-помощница. Карточку получает игрок, который ответит быстрее в команде.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто...? Что...? Когда...? Как звать...?

Было ли...? Верно ли ...? Мог ли…?

Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете...? В чём различие ...? Предположите, что будет, если ...? Согласны ли вы ...?

Примеры вопросов учащихся:

- Почему повесть называется «Капитанская дочка»?

- Почему у Гринева и Пугачева сложились такие хорошие отношения?

- Почему Екатерина II не сразу согласилась помочь Маше и Гриневу в отличие от Пугачева?

- Почему Пушкин выбрал для своего произведения тему именно Пугачевского восстания? Почему его так волнует тема предательства?

- Почему в конце произведения стоит конкретная дата? и др.

  • Прием «Верные - неверные утверждения»

Пример 1: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия реализации смысла.

Задание: По ходу изучения повести мы не акцентировали внимание на времени написания произведения. Давайте попробуем предположить сейчас, когда мы уже многое знаем и о повести, и об авторе, и об истории создания произведения. Как вы думаете, когда была написана автором повесть? Я вам предлагаю утверждения, а вы выберите, на ваш взгляд, верные и обоснуйте, используя материал, который вам уже известен:

- Повесть «Капитанская дочка» написана А.С.Пушкиным сразу после окончания Царскосельского лицея.

- Повесть «Капитанская дочка» написана А.С.Пушкиным после окончания Отечественной войны с Наполеоном.

- Повесть «Капитанская дочка» написана А.С.Пушкиным в последние годы жизни писателя.

Пример 2: урок по теме «М.Е.Салтыков – Щедрин. Очерк жизни и творчества».

Задание: просмотреть видео лекцию, проставить +/- напротив утверждений.

Пример конспекта лекции.

1. Подлинная фамилия писателя – М.Е.Щедрин.

2. Н.Щедрин – литературный псевдоним писателя.

3. Сатирическая позиция писателя – отражение его государственной службы.

4. В биографии Салтыкова.-Щедрина и Пушкина есть общее звено.

5. Салтыков-Щедрин был своим человеком в чиновничьей среде.

6. Во время ссылки в Вятку Салтыкову-Щедрину запрещено было служить и т.д.

Пример 3: урок развития речи «Типы речи», стадия вызова.

Задание: Давайте попробуем предугадать информацию о типах речи, сыграем в игру «верные-неверные утверждения».



Верные и неверные утверждения

До изучения

После изучения

1.

Повествовать – значит описывать предмет, явление.

 

 

2.

К тексту – описанию можно задать вопрос КАКОЙ?

 

 

3.

К тексту рассуждению можно задать вопрос ПОЧЕМУ?







4.

Содержание текста-рассуждения можно отразить на фотоснимке.

 

 

  • Прием «Эссе»

Пример: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия рефлексии.

Задание: «Капитанская дочка» - послание Пушкина потомкам. В чем смысл этого послания? Что хотел нам сказать Пушкин своим романом? Сочинение – эссе «Послание Пушкина А.С. потомкам».

  • Прием «психорисунка»

Пример: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия рефлексии.

Задание: Нарисовать обложку к повести «Капитанская дочка», не забыв при этом отобразить ключевые моменты, затронутые на нашем уроке.

  • Прием «Продвинутая лекция» (конспект-опора с пропусками ключевых слов)

Пример 1: урок по теме «Л.Н.Толстой. Начало творческого пути», 10 класс.

Задание: просмотреть видео лекцию. Заполнить конспект-опору ключевыми словами. Обменяйтесь конспектами, исправьте недочеты.

Конспект-опора

1. Где родился Толстой?________________________________

2. Почему в 13 лет Толстой оказался в Казани?________________________

3. Какое образование удалось получить Толстому?_______________________

4. Из каких документов мы узнаем о многих событиях в жизни Толстого?__

5. Что является особенностью дневниковых записей Толстого? 1)___ 2) ____3) ______

6. Что лежит в основе правил жизни Толстого?________________________

7. Толкование дневниковой записи «Писать историю МД»: 1) _____ 2) ____ 3) ____

8. Под каким названием печатает Некрасов в «Современнике» 1-ю повесть Толстого?___

9. Почему Толстой был против некрасовского названия повести?__________

10. Первоначальный замысел первого произведения Толстого____________

11. Что важно для сюжетной линии трилогии?___________________________

2. Какие две вещи отмечает Чернышевский – автор рецензии на трилогию Толстого? 1) ______________2) ____________

13. Что такое «диалектика души»?________________________

14. Каким терминов в 20 в. названо свойство «чистота детского воззрения на мир»?______

15. Главная особенность трилогии «Севастопольские рассказы»:_______

16. Какую роль сыграла трилогия «Сев. рассказы» в творческой судьбе Толстого?_______

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», стадия реализации смысла. Задание iconУрок литературы (8 класс) Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Рассмотреть и сопоставить героев повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (Гринёв и Швабрин), выявить черты сходства и различия....
Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», стадия реализации смысла. Задание icon«Значимость повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
«Значимость повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» для формирования личности современного подростка»
Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», стадия реализации смысла. Задание iconУрок литературы в 8 классе Тема: Литературная игра по повести «Капитанская дочка»
Хviii века: правление Екатерины II, положение крепостных крестьян, причины возникновения Пугачевского восстания. С данными событиями...
Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», стадия реализации смысла. Задание iconУрок литературы в 8 классе Тема Проблема чести, достоинства, нравственного...
Тема Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»»
Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», стадия реализации смысла. Задание iconТема: «Чувства добрые в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»....
Хviii века: правление Екатерины II, положение крепостных крестьян, причины возникновения Пугачевского восстания. С данными событиями...
Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», стадия реализации смысла. Задание icon«Да кто его отец?»
Урок литературы в 8 классе по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Образ Петра Гринёва
Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», стадия реализации смысла. Задание iconУрок в 8 классе, 14 ноября 2012 г. Тема : «Капитанская дочка»
Тема: «Капитанская дочка» А. С. Пушкина книга- поучение или бытовая история на фоне реальных исторических событий?
Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», стадия реализации смысла. Задание iconУрок по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Подготовила учитель литературы
Жетоны, конверты с «предметами», текст для капитанов, таблички с названием команд, скотч, бумажные кружки для имен. На доске: запись...
Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», стадия реализации смысла. Задание iconУрок-викторина "Литература плюс "(по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") Цели урока
Какая книга “всегда имела сильное впечатление” на А. П. Гринёва? (Придворный календарь)
Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», стадия реализации смысла. Задание iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
По повести а. С. Пушкина «капитанская дочка», поэме м. Ю. Лермонтова «мцыри» и комедии н. В. Гоголя «ревизор»
Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», стадия реализации смысла. Задание iconЛитература Тема: «Тема чести и милосердия в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Эор; развитие логического мышления и грамотной речи, умение формулировать основную мысль и заполнять сравнительную таблицу
Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», стадия реализации смысла. Задание iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: познакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка»; показать жанровое своеобразие повести; познакомить...
Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», стадия реализации смысла. Задание iconКонспект урока история создания и система образов повести А. С пушкина...
Эор; развитие логического мышления и грамотной речи, умение формулировать основную мысль и заполнять сравнительную таблицу
Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», стадия реализации смысла. Задание iconТема урока: Проблема нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Литература. 8кл.: Учебник – хрестоматия для общеобраоват учреждений/Авт сост. Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев...
Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», стадия реализации смысла. Задание iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Очень насыщенный урок. Высокий темп работы в группах. Учитывается мнение каждого. Валентина Петровна всегда готова ответить на вопросы,...
Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», стадия реализации смысла. Задание iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Казалось бы, довольно банально: А. С. Пушкин – «Капитанская дочка». Но… это произведение есть во многих школьных программах, и А....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск