Разработка уроков
по поэме А.Т. Твардовского «По праву памяти» в 11 классе
учителя первой квалификационной категории
МОУ СОШ №10 г. Коврова
Ландиховой Татьяны Ивановны. Специфика материала (для учителя).
Представленную разработку уроков по поэме А.Т. Твардовского «По праву памяти» (три урока, из них два урока отводится на работу с текстом поэмы, анализ, один урок – на творческую письменную работу; учитель по своему усмотрению может выделить на сочинение два урока или дать работу на дом) можно использовать для работы в 11-х гуманитарных и негуманитарных (универсальных, профильных негуманитарных) классах; используемые методические приёмы: групповая исследовательская работа по тексту произведения, поисковая работа, решение заданий проблемного характера, творческая письменная работа.
Изучение поэмы «По праву памяти» целесообразно продолжить после изучения лирики, поэмы «За далью - даль»; если позволяет учебное время, можно обратиться к поэме «Страна Муравия» обзорно, фрагментарно или изучить подробно, в негуманитарном классе можно ограничиться обзорным повторением лирики, изучением только поэм «По праву памяти» (как наиболее актуальной в настоящее время) и «Василий Тёркин».
Целесообразно работу над темой «Идейно- художественное своеобразие поэмы А.Т. Твардовского «По праву памяти» предварить уроком, на котором рассмотреть жанровые особенности поэмы, основные темы, затрагиваемые автором, композицию, название поэмы, повторить необходимые литературоведческие термины и продолжить работу со словариком (различные толкования основных понятий, ключевых слов).
Тема уроков:
Идейно-художественное своеобразие поэмы
А.Т.Твардовского «По праву памяти»
Цели уроков:
(познавательная) – углубить представление учащихся о творчестве А.Т.Твардовского, жизненных и творческих принципах поэта, дать понятие об идейно- художественном своеобразии поэмы «По праву памяти»;
(воспитательная) – показать, как осмысляется поэтом опыт всей прожитой жизни, в которой отразились и преломились тяжёлые противоречия времени, обратить внимание учащихся на ценность, примат человеческой личности, неповторимо-единичного над общим и коллективным; способствовать формированию личной позиции учащихся по поднятой проблеме;
(направленная на литературное развитие) – продолжить формирование навыков анализа поэтического текста, поисковой работы, исследовательской работы с текстом, литературоведческими понятиями; дальнейшее развитие творческого мышления учащихся.
Оборудование уроков: портрет А.Т. Твардовского; репродукция рукописи поэмы, обложки книги, тексты поэмы А.Т. Твардовского «По праву памяти» у каждого учащегося.
Эпиграфы:
Я жил, я был – за всё на свете
Я отвечаю головой.
А.Т. Твардовский. «За далью - даль»
…почувствовал…то, что мне…нужно обязательно высказать. Это живая, необходимая мысль моей жизни…
А.Т. Твардовский
…он в полный голос сказал о трагедии раскулачивания, о сталинской расправе со своими же военнопленными, об изгнании из родных мест целых народов. Но он нашёл в себе мужество, не бия себя в грудь и не юродствуя, искупить свою невольную вину перед близкими, расстаться с иллюзиями своего поколения.
В.Я. Лакшин. Из
книги «Берега культуры», 1991г.
Литературоведческие термины, используемые на уроке.
Поэма – стихотворное сюжетное повествование. Лиро-эпическое произведение.
Художественный образ – изображение человека в произведении.
Лирический герой – лицо, переживания, мысли и чувства которого выражены в произведении. Авторское «я» поэта.
Тема – жизненный материал: лица, обстоятельства, отражённые в художественном произведении.
Композиция внешняя – деление на части, главы.
Композиция внутренняя – система образов, функции портрета, пейзажа, интерьера, внесюжетных отступлений, художественных деталей; художественное время и пространство.
Идея – главная мысль об основном круге явлений, которые изображены в произведении. Выражение авторской мысли.
Жанровые особенности – специфические характеристики жанра конкретного произведения.
Эволюция (взглядов, взаимоотношений…) – изменение… во времени.
Реминисценция – отзвук чужого произведения, смутные воспоминания.
Мотив – дополнительные, второстепенные темы.
Афоризм – законченная мысль, выраженная в сжатой и точной форме.
Словарь (словарик ведётся и на уроке, и во время домашней работы, к словарю обращаемся в процессе работы над поэмой).
Память – способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. (Толковый словарь русского языка В.И. Даля).
Память – 1) способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений;
2) воспоминания о ком-чём-нибудь.
(Словарь русского языка С.И. Ожегова).
Покаяние – раскаяние, кайка. Одно из семи таинств церкви, исповедь. Духовная кара, или наказание за проступки против веры. (Толковый словарь русского языка В.И. Даля).
Покаяние – добровольное признание в совершённом поступке, в ошибке. (Словарь русского языка С.И. Ожегова).
Раскаяться – испытать сожаление, признаться в совершённой ошибке, в дурном, неправильном поступке. (Словарь русского языка С.И. Ожегова).
Вина – начало, причина, источник, повод, предлог. Провинность, проступок, преступление, прегрешение, грех, всякий недозволенный, предосудительный поступок. (Толковый словарь русского языка В.И. Даля).
Вина – 1) проступок, преступление;
2) причина, источник чего-нибудь (неблагоприятного).
(Словарь русского языка С.И. Ожегова).
Возмездие – воздаяние, награда и кара, плата по заслугам, вознаграждение; возврат, отдача. (Толковый словарь русского языка В.И. Даля).
Возмездие – отплата, кара за преступление, за зло. (Словарь русского языка С.И.
Ответственность – обязанность отвечать за что-либо, долг дать в чём-либо отчёт. (Толковый словарь русского языка В.И. Даля).
Ответственность – 1) необходимость принять на себя вину за ошибки, плохой ход дела; 2) необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки.
(Словарь русского языка С.И. Ожегова).
Домашнее задание к уроку.
Сформулируйте жизненный и творческий принцип А.Т. Твардовского. Подберите соответствующий цитатный материал из стихотворений (и поэм) поэта (поисковое задание).
(Групповое или индивидуальное задание. Характер задания: упрощённый вариант).
На основании данных отрывков из стихотворений А.Т. Твардовского сформулируйте творческий принцип поэта.
С тропы своей ни в чём не уступая,
Не отступая – быть самим собой.
Так со своей управиться судьбой,
Чтоб в ней себя нашла судьба любая
И чью-то душу отпустила боль.
(«К обидам горьким собственной персоны…», 1967-1968) (…) И я, чей хлеб насущный – слово,
Основа всех моих основ,
Я за такой устав суровый,
Чтоб ограничить трату слов; Чтоб сердце кровью их питало,
Чтоб разум их живой смыкал;
Чтоб не транжирить как попало,
Из капиталов капитал; Чтоб не мешать зерна с половой,
Самим себе в глаза пыля;
Чтоб шло в расчёт любое слово
По курсу твёрдого рубля (…)
(«Слово о словах», 1962) (…) Сказать то слово никому другому
Я никогда бы ни за что не мог
Передоверить. Даже Льву толстому
Нельзя. Не скажет – пусть себе он бог.
А я лишь смертный. За своё в ответе,
Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.
(«Вся суть в одном единственном завете…», 1958)
Продолжить работу над таблицей об истории создания поэмы «По праву памяти» - заполнить колонку «Взгляды поэта, отразившиеся в поэме».
Ход уроков.
Первая учебная ситуация. Слово учителя.
Современное литературоведение рассматривает историю создания произведения как средство его прочтения. Судьба произведения является ключом к его смыслу. Остановимся на творческой истории поэмы Александра Трифоновича Твардовского «По праву памяти».
- Какие события, наблюдения, переживания во время работы нашли отклик во взглядах поэта, отразившихся в поэме?
(Учащиеся представляют результат выполнения домашнего задания №3 в виде таблицы (колонка «Взгляды поэта…»), над которой начали работу (колонки «История поэмы» и «События в жизни поэта, обстоятельства работы») на предыдущем уроке. Сообщение должно прозвучать по всей таблице – прим. для учителя).
История поэмы
| События в жизни поэта, обстоятельства работы
| Взгляды поэта, отразившиеся в поэме
| 1966-1969гг. – создание поэмы. Задумывалась как продолжение поэмы «За далью - даль». Не печаталась, находилась под запретом.
1967г. – лишь 1-я глава поэмы опубликована в последнем прижизненном сборнике «Из лирики этих лет» как стихотворение «На сеновале».
1987г. – поэма опубликована в журналах «Знамя» (№2) и «Новый мир» (№3).
| Поэма создавалась в последние годы жизни (годы жизни А.Т. Твардовского 1910-1971).
1958-1970гг. – А.Т. Твардовский – редактор журнала «Новый мир». 60-е гг. – центр притяжения всех лучших литературных и общественных сил. Печатаются Ф. Абрамов, Ч. Айтматов, В. Белов, В. Войнович, Ю. Домбровский, С. Залыгин, Ф.Искандер, Б. Можаев, Ю. Трифонов, В. Шукшин, А. Солженицын. С конца «оттепели» журнал подвергается цензурным придиркам. Тщетны попытки опубликовать поэму.
1968г. – Твардовский откликнулся на события в Чехословакии, осудив акцию, отказался поставить подпись под открытым письмом писателям Чехословакии. Стало заметно, что направление журнала приобрело оппозиционный характер.
1970г. – Твардовский ушёл из журнала.
| Социальные и лирико-философские раздумья о мучительных путях истории, о судьбах отбельных личностей, о драматической судьбе своей семьи, отца, матери, братьев.
Это «завещание» поэта и деятеля русской литературы. Поэма отразила острую реакцию автора на перемену общественной обстановки во 2-й половине 60-х гг. Это человеческий и гражданский поступок, сила нравственного и духовного сопротивления поэта.
«Я почувствовал, что упираюсь в резиновую стенку». (А. Твардовский)
| Обращается внимание учащихся на эпиграфы к уроку.
- Что в них отражено? (Учащиеся высказывают свои суждения). Вторая учебная ситуация.
Организация учебного поиска.
Страница организации учебного поиска и исследования (оформляется на доске (экране) и продолжается оформление в тетрадях учащихся на протяжении всех уроков).
Основной вопрос:
Каковы особенности восприятия автором прошлого и настоящего в поэме «По праву памяти»?
| Круг тем, особо значимых для автора:
тема раскаяния и личной вины человека;
тема памяти и забвения;
тема исторического возмездия;
тема «сыновней ответственности».
| Жанровые особенности:
поэма-завещание;
поэма-исповедь;
семейная трагедия;
«лирическая поэма-цикл» (В.А. Зайцев)
| Композиция внешняя: предисловие и три части.
Композиция внутренняя: система художественных образов поэмы, отражающих мировоззрение поэта.
| Групповая работа
| Выводы на основании цитатного материала
| Задания для групповой работы
| Предисловие
| 1 глава
| 2 глава
| 3 глава
| Категория времени в поэме.
|
|
|
|
| Мотив «дали» в поэме.
|
|
|
|
| Ключевые слова поэмы.
|
|
|
|
| Духовный путь лирического героя. Эволюция взглядов.
|
|
|
|
| Сын и отец в поэме. Эволюция взаимоотношений.
|
| Отражение или опровержение евангельских (библейских) постулатов в поэме.
|
|
7.1) Реминисценции в поэме.
|
| 7.2) Образ «вождя народов»
| «За далью - даль»
| «По праву памяти»
| «Страна Муравия»
|
|
|
| Взгляды на предназначение искусства. Творческий принцип поэта.
| Форма актуализации знаний.
Творческая работа (задание по выбору учащихся).
Понятны ли вам, «людям из другого поколения» (А. Твардовский) мысли автора? Или для вас это уже «страницы далёкого прошлого»?
Тема раскаяния и личной вины человека в произведениях А.Т. Твардовского (на примере одного-двух произведений).
Тема памяти и забвения (на примере одного-двух произведений
А.Т. Твардовского).
|
Пример выполнения задания 1 группы
(Ответы приводятся не в полном объёме,
в случае затруднения учитель вправе помочь учащимся – прим. для учителя).
Категория времени в поэме. 1 глава «Перед отлётом»
(напечатана при жизни поэта под названием «На сеновале»).
По своему содержанию глава примыкает к главе «Друг детства» из поэмы «За далью - даль», как бы предваряет её. Стихи передают атмосферу доверительности, в которой можно вести разговор о сокровенном. Сеновал (дом родной); два друга («мыслитель и поэт») отправляются в путь далёкий (незнаемый, незнакомый), полны надежд, мечтаний и иллюзий (романтическая ситуация):
Мы повторяем, что напасти
Нам никакие нипочём,
Но сами ждали только счастья, -
Тому был возраст обучён.
Время:
юность автобиографического героя (лирического героя); молодость героев – молодой «возраст» эпохи:
не слышали: утренние петухи «как будто отпевали конец ребячьих наших дней»;
не предугадывали: вскоре «сорвётся с места край родной»;
глубокий археологический слой: «Давно ли? – Жизнь тому назад».
Вывод: жизнь проходит, а верность юношеским идеалам сохранилась. По ним поэт выверяет свою судьбу. 2 глава «Сын за отца не отвечает» (слова Сталина).
Дополнительные вопросы и задания группе:
- Проследите, каким смыслом наполняются во 2 главе слова «сын за отца не отвечает», повторяясь.
- Какая художественная деталь помогает передать любовь сына к отцу?(по 2 главе)
- Какова связь со словами из поэмы «За далью - даль» (эпиграф №1)?
| Ключевая глава. Контрастна 1-й главе: грубое вмешательство власти в семью.
Время: прошлое, которое не даёт покоя, не оставляет.
Можно проследить, как слова «сын за отца не отвечает», повторяясь, получают новое смысловое и эмоциональное наполнение:
неожиданное счастье, милостивое избавление от «несмываемой отметки» («кулацкое отродье», «звание» «сын врага народа»);
«вошло в права»: слова бесчеловечны, глубоко аморальны, побуждали к пренебрежению нравственными обязательствами перед близкими, к беспредельной вседозволенности:
Предай в пути родного брата
И друга лучшего тайком.
…………………………….
И душу чувствами людскими
Не отягчай, себя щадя.
Поэт с покаянным чувством и полным пониманием рисует натруженные руки отца (эта художественная деталь помогает передать любовь сына к отцу):
Те что – со вздохом – как чужие,
Садясь к столу, он клал на стол.
…………………………………..
Отдельных не было мозолей –
Сплошная… его наивную гордыню «хозяина», дорого ему обошедшуюся.
Прослеживая связь времён, историческое прошлое страны, поэт приходит к покаянию, освобождению от иллюзий:
А мы, кичась неверьем в Бога,
Во имя собственных святынь
Той жертвы требовали строго:
Отринь отца и мать отринь. Если сын за отца не отвечает, то «отец за сына - головой». Постулат «сын за отца» в конце главы перевёрнут:
Но за всеобщего отца
Мы оказались все в ответе. Прослеживается связь с эпиграфом №1:
Я жил, я был – за всё на свете
Я отвечаю головой.
(А.Т. Твардовский. «За далью - даль»)
Герой А.Т. Твардовского выступает не бесстрастным летописцем, а свидетелем обвинения. Его волнует судьба конкретных людей, которых он хорошо знал (отца, в поэме «За далью - даль» - друга детства, тётки Дарьи). 3 глава «О памяти»
Дополнительные вопросы и задания группе:
- Обратитесь к словарику (толкование слова «память»). Поясните название главы.
- Способны ли, по мнению автора, его современники ответить «за распорядок в мире»? И как это их характеризует?
- Проанализируйте комментарий к поэме В.А. Зайцева, в котором отражены приметы времени. Помог ли он более точно представить изображаемые в поэме события?
(Желательно, чтобы комментарий был доступен всем учащимся в классе в распечатках или в электронном варианте – прим. для учителя).
…Зловещей некогда графой… Графа (в анкете) – раздел, рубрика, в данном случае – вопрос о социальном происхождении.
…На чьё-то г о л о в о к р у ж е н ь е // От им предсказанных побед… Имеется в виду статья И.В. Сталина «Головокруженье от успехов» ( март 1930), в которой, в частности, речь шла о «перегибах» в проведении коллективизации.
И в скопе конского вагона… Скоп – скопление, большое количество скопившихся людей. Конский вагон – товарный вагон, теплушка, на которой в прежние времена была надпись: «Сорок человек или восемь лошадей».
…Опять с кулацкой колокольни, // Опять на мельницу врага. Здесь использованы два фразеологизма: «Со своей (или с чьей-нибудь) колокольни смотреть на что-то», т.е. со своей узкой, ограниченной точки зрения; «Лить воду на чью-нибудь мельницу», т.е. приводить доводы или действовать в чью-либо пользу.
…Ведь суть не в малом перегибе, // Когда – Великий перелом…1929 год, когда началась сплошная коллективизация сельского хозяйства, вошёл в советскую историю как год великого перелома.
И – будь добра, гора Магнитка, // Зачисли нас // В рабочий класс… В 1929г. У подножия горы Магнитной на Южном Урале началось строительство Магнитогорского металлургического комбината, в котором участвовало множество вчерашних крестьян, покидавших в связи с коллективизацией свои деревни и устремлявшихся в города и на стройки.
…Из плена в плен под гром победы... После окончания Великой Отечественной войны многие бывшие военнопленные и узники гитлеровских лагерей как «изменники родины» оказывались вновь в заключении, в системе ГУЛАГа.
…Хотя б ты крымский был татарин, // Ингуш иль друг степей калмык. Речь идёт о насильственном выселении в годы Великой Отечественной войны по обвинению в «предательстве» целых народов.
…Для ставших л а г е р н о ю п ы л ь ю… Выделенные разрядкой слова принадлежат одному из главных организаторов системы ГУЛАГа – Л.П. Берия.
…О том свидетельствует ныне // Его китайский образец… Имеется в виду государственный и политический деятель Китая, «великий кормчий» Мао Цзедун (1893-1976)
|
Время для героя настоящее, но прошлого не забыть.
Монолог страстный, гневный о невозможности «в забвенье утопить живую быль». Поэт отрицает забвенье, напоминающее о крестном пути безвинных жертв, взывает к духовному самоопределению:
Но это было явной болью
Для тех, чей был оборван век,
Для ставших лагерною пылью,
Как некто некогда изрек.
………………………………
Но всё, что было, не забыто,
Не шито-крыто на миру.
Одна неправда нам в убыток,
И только правда ко двору. Поэт предъявляет спрос современникам, он они инфантильны, несамостоятельны, безответственны. Чтобы передать это, поэт использует иронию, меткое сравнение: «Как наигравшиеся дети, // Что из отлучки взрослых ждут». Современный человек пассивен и несостоятелен, ожидает указов сверху: «Нет, дай нам знак верховной воли, // Дай откровенье божества». Это сродни религиозному поклонению, только Евангелие и Святые Отцы изменились. Пример выполнения задания 2 группы.
Мотив «дали» в поэме.
- Проследите мотив «дали» в финале поэмы «По праву памяти» и сравните с осмыслением его в поэме «За далью - даль». (Задание даётся в помощь учащимся по усмотрению учителя – прим. для учителя).
Мотив «дали» в финале поэмы
«По праву памяти»
| Мотив «дали» в поэме «За далью - даль»
| Даль – временная категория:
1) осмысление прошлого: «такими были наши дали»; «иными мнились наши дали»;
2) вера в грядущее, в грядущие «дали» - светлое будущее. Человек будет достоин своего истинного назначения, если «мерить всё надёжной меркой», извлечь из опыта «целительный настой».
| Даль (лейтмотив поэмы) – категория времени и пространства:
простор одной страны;
(осмысление метафоры «за далью - даль») дали истории (прошлое страны и человека),
памяти,
судьбы,
времени,
творчества,
мысли.
|
Приходим к выводу, что всё можно преодолеть при правдивом, без иллюзий взгляде на жизнь, доброй воле, памяти и любви к человеку. У А.Твардовского было множество далей. Вся жизнь, всё его творчество – открытие новых и новых далей: далей Родины, России, далей Правды и Истины. Пример выполнения задания 3 группы.
Ключевые слова поэмы. Ключевыми словами поэмы можно считать следующие слова: память, правда, быль, боль, употребляемые в 3 главе.
Память.
«Не помнить – память под печать».
«…даром думают, что память // Не дорожит сама собой».
«…зачем и чья опека // К статье закрытой отнесла // …Недоброй памяти дела».
«На этой памяти бессонной // …Поставить крест».
«Голос памяти правдивой».
Правда.
«Одна неправда нам в убыток, // И только правда ко двору».
«Чтоб с правдой сущей быть не врозь, // Многостороннюю проверку // Прошли мы…».
Быль.
«Перед лицом ушедших былей (прим.: прошлого, истории) // Не вправе ты кривить душой…» (предисловие).
«Хотят в забвенье утопить // Живую быль…// Быль – забыть?»
«…все былые недомолвки // Домолвить ныне долг велит».
«…даром думают, что…// Ряской времени затянет // Любую быль…» (уйдёт в небытие).
Боль.
«Но это было явной болью // Для тех, чей был оборван век» (воплощение боли безвинных жертв, прошедших свой крестный путь).
«…даром думают, что...// Ряской времени затянет // Любую боль…» (уйдёт в небытие).
«…отзыв давней боли» (любая мысль).
«Немую боль в слова обречь» успеть бы, ту боль, что «теснила… сердца».
Быль
| Боль
| Память
| Правда
| ушедшая (прошлое)
живая
недомолвки
| явная
давняя
немая
| недобрая
бессонная
правдивая
| ко двору
сущая
поставить крест (замолчать)
|
Переплетаются эти слова в поэме, оставляя отпечаток страшной трагедии на судьбе героя. Быль отзывается болью, память хранит горькое былое, боль, а правда не притупляет боли, не излечивает душу, но врезается в память как спасение от забвения людского. Поэт взывает и с печалью, и с гневом, и с надеждой к духовному самоопределению.
Пример выполнения задания 4 группы.
Духовный путь лирического героя в поэме.
Эволюция взглядов (на основе цитатного материала).
1 глава
| 2 глава
| 3 глава
| …жили замыслом заветным
Дорваться вдруг
До всех наук.
Готовы были…(множ. число глагола указывает на причастность героя к обществу в целом – так жили многие (все) в его окружении; человек как часть целого, звено общей цепи)
Не лгать,
Не трусить,
Верным быть народу,
Любить родную землю-
мать.
| Готовы были поверить в постулат «Сын за отца не отвечает», в призывы: Оставь отца и мать свою
………………………….
Забудь, откуда вышел родом
(корни, семью, род, родную землю)
………………………….
Предай в пути родного брата
И друга лучшего тайком.
…………………………..
И лжесвидетельствуй…
И зверствуй…
| Велят
Забыть… безмолвно
…………………………
Не помнить – память под печать.
Но для героя
…что было, не забыто
…………………………
…недомолвки
Домолвить ныне долг велит.
…………………………
Важно для него
Не обратить… всех…
В одних непомнящих родства.
…………………………
Время требует
…мерить всех надёжной меркой.
…будем…
Людьми
из тех людей,
что людям,
Не пряча глаз,
Глядят в глаза.
| Возвышенные мечты лирического героя, но не лишённые иллюзий.
| Духовное падение героя.
| Духовное возрождение героя.
|
Пример выполнения задания 5 группы.
Сын и отец в поэме. Эволюция взаимоотношений.
Как меняется отношение героев и как реализуется постулат «сын за отца…»? Фраза «сын за отца не отвечает» употребляется в главе пять раз, и каждый раз звучит по-разному и несёт новую смысловую нагрузку.
В начале первой строфы:
Сын за отца не отвечает –
Пять слов по счёту, ровно пять.
Но что они в себя вмещают…
Фраза звучит как неожиданный, хлёсткий, жёсткий удар, но дающий одновременно свободу, освобождающий от вины:
Не ждал, не чаял,
И вдруг – ни в чём не виноват.
Категоричное утверждение, постулат времени, равный церковному («Аминь!» - конец молитвы), не требующий и не приемлющий доказательств, догма:
Сын – за отца? Не отвечает!
Аминь!
Сын за отца не отвечает, -
Ему дорогу обеспечь.
Сын за отца не отвечает –
Закон, что также означает:
Отец за сына – головой.
Утверждения 4 и 5 звучат как вывод, как толчок к действию, как единственно видимый выход.
Сын (лирический герой)
| Отец (в глазах сына)
| Смятение в душе героя: «то был отец, то вдруг он враг».
Мучительный, страшный выбор героя между отцом и «благородной» идеей становится выбором между отцом и жизнью.
Сын отца отвергает в душе по незнанию, поддавшись влиянию времени, будучи ослеплённым подменой истин и правды. Рана в душе остаётся надолго («О годы юности немилой»).
Искренний порыв героя идти в ногу со временем подчёркивает его заблуждения. Оставивший отцовский дом для участия в новой истории, сын в руках вершителя судеб становится щепкой, «сыном врага народа», «отродьем», «не сыном даже, а сынком», но любовь к отцу в сердце жива (с любовью описывает натруженные руки отца).
Сын за отца страдает.
Через осознание непонимания сыновней ответственности приходит к покаянию, освобождению от иллюзий.
Сын за отца жизнь прожить не может, но понять его не только может, но и должен.
| Сначала «враг народа», «кулак».
Но вспоминает герой руки отца:
В узлах из жил и сухожилий,
В мослах поскрюченных перстов –
Те, что – со вздохом – как чужие,
Садясь к столу, он клал на стол.
И точно граблями, бывало,
Цепляя,
ложки черенок,
Такой увёртливый и малый,
Он ухватить не сразу мог.
Те руки, что своею волей –
Ни разогнуть, ни сжать в кулак:
Отдельных не было мозолей –
Сплошная. –
Подлинно – кулак!
(Двойное значение слова «кулак» обыгрывается).
Отец-труженик землю «кропил своим бесплатным потом».
|
Дополнительный вопрос учащимся:
- Если «…за всё на свете я отвечаю головой» (поэма «За далью - даль»), то почему «сын за отца не отвечает»? О какой ответственности идёт речь? Пример выполнения задания 6 группы.
Отражение или опровержение евангельских (библейских) постулатов в поэме.
(Прим. для учителя: к подобной работе с библейским источником можно приступать, если только учащиеся знакомы с ней ранее и проводилась она под руководством учителя на уроке).
Поэма
| Евангелие
| «Дай нам знак верховной воли, // Дай откровенье божества»
(критика поэтом пассивного ожидания указов сверху).
| «Да будет воля Твоя»
(свобода как следование воле Творца, подчинение воли человека Божьему промыслу).
| «Кто не с нами, тот против нас» (принцип социализма).
| «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Евангелие от Матфея, 12,30).
(Иисус Христос говорит об абсолютной Истине, он сам есть Истина, и противостояние таковой не может быть всецелым).
| «…иди за мною, // Оставь отца и мать свою…// Предай в пути родного брата // И друга лучшего тайком…». (Предай – «и будешь ты в раю»).
«Всё мимолётное, земное // Оставь – и будешь ты в раю».
| «Почитай родителей своих» (библейская заповедь).
| «И лжесвидетельствуй… // И зверствуй именем вождя».
«Оклевещи народ».
«Сын за отца не отвечает» (потеря корней, отречение от семьи)
| «Не лжесвидетельствуй» (библейская заповедь).
«Любите врагов ваших… молитесь за обижающих и гонящих вас» (Евангелие от Матфея, 5,44).
«Возлюби ближнего своего как самого себя» (библейская заповедь).
| «В ущерб любви // к отцу народов - // Любая прочая любовь».
«…кичась неверьем в бога // Во имя собственных святынь // Той жертвы требовали строго: // Отринь отца и мать отринь».
«Превозноси отца народов: // Он сверх всего, // Ему видней».
| «Бог есть любовь» (1 Ин. 4,8).
«Почитай родителей своих» (библейская заповедь).
| |