Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под ред. В.Я. Коровиной 2005 г. Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника – хрестоматии для 8 класса общеобразовательных учреждений в 2-х ч. 2007 г / Авт.-сост. В.Я. Коровина. Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
- обучение умениям аналитического чтения художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий.
С учетом обновленных требований Государственного образовательного стандарта второго поколения в содержании рабочей программы определены следующие задачи обучения:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы; - обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы; - развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся .
Новые стандарты образования ориентированы на воспитание школьника-гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Кроме того, в содержании программы на 2010-2011 год предусмотрены некоторые тематические изменения, связанной со спецификой особых литературных и исторических дат (К 180-летию Болдинской осени. «Пушкинский урок»; К 100-летию со дня смерти Льва Толстого. Лекция с элементами беседы; урок к 150-летию отмены крепостного права в России «Антикрепостнический пафос русской литературы »)
В целях активизации исследовательской деятельности учащихся в рабочем плане предусмотрены уроки-конференции для защиты проектных работ по заданным темам. Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса.
Учащиеся должны уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст; - выделять смысловые части художественного текста; - определять род и жанр литературного произведения; - выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев; - выражать свое отношение к прочитанному; - выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; - владеть различными видами пересказа; - строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; - участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою позицию; - писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях; создавать связный текст (устно и письменно) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; - находить нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Реквизиты программы:
Коровина В.Я. Программа для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2005
Учебно-методический комплект учащихся:
Основной учебник: учебника – хрестоматии для 8 класса общеобразовательных учреждений в 2-х ч. Авт.-сост. Коровина. В.Я. М: Просвещение, 2005
Учебно-методический комплект учителя: 1. Н. В. Егорова «Универсальные поурочные разработки по литературе» 8 класс – М: ВАКО, 2010.
2. Публикации журнала «Литература в школе» 2007 - 2010 г.г.
3. Публикации сайтов Интернета, в том числе авторских Мультимедийная поддержка уроков:
1С:Литература и авторские презентации.
Учебно-тематическое планирование по литературе, 8 класс
|
№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Виды учебной деятельности
| Планируемые результаты
| Дом.задание
| Дата проведения
|
план
| факт
|
1
| Русская литература и история. Устное народное творчество.
| 1
| Лекция с элемен
тами беседы
| Фронтальная.
| Формирование представлений о неразрывной связи литературного процесса с историческим.
Умение составлять конспект статьи.
| Составить конспект статьи «Русские народные песни».
Ответы на вопросы (по группам).
Чтение исторических песен о Пугачеве.
| 3.09
|
|
2
| Исторические песни. Предания.
Особенности художественной формы фольклорного произведения
| 1
| Беседа.
| Фронтальная, групповая.
| Повышение языковой культуры. Умение передавать содержание текста в соответствии с целью учебного задания.
| Чтение преданий о Пугачеве и Ермаке.
Составление словарика.
Ответы на вопросы на стр.14
| 6.09
|
|
3
| Житие как особый жанр древнерусск. литературы
Образ Александра Невского
| 1
| Лекция
| Фронтальная.
| Повышение литературоведческой и духовной культуры .
Формирование представлений о патриотизме и духовности древнерусских авторов.
| Чтение произвед-ия. Устная характеристика князя Александра Невского.
Работа со словариком.
Ответы на вопросы.
| 10.09
|
|
4
| РР
Образ Александра Невского.
| 1
| Семинар
Урок развития речи.
| Групповая.
Выступления обучающихся.
| Развитие монологическ.речи.
Формирование навыка идейно -тематического анализа текста.
Составление характеристики Александра Невского.
Работа с презентациями по теме.
| Чтение повести «Шемякин суд»
Ответы на вопросы.
| 13.09
|
|
5
| Внеклассное чтение.
«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века.
| 1
| Семинар.
| Групповая.
Выступления обучающихся.
| Формирование представления о сатирическом произведении и приемах сатирического изображения.
Гротеск, гипербола.
Навык аналитического чтения.
| Чтение комедии Фонвизина «Недоросль»
Сообщение об авторе.
| 17.09
|
|
6
| Д. И. Фонвизин. «Недоросль»
Знакомство с комедией.
| 1
| Лекция с элементами беседы.
| Фронтально -групповая. Комментированное чтение 1 действ.
| Биография Фонвизина.
Краткий обзор культурной и общественной жизни эпохи.
Идеи века Просвещения.
Понятия жанра комедии, сатирических приемов.
Традиции классицизма и новаторство комедии Фонвизина.
| Работа со словариком терминов.
Речевая характеристика героев.
Работа с 1, 2 действ.
| 20.09
|
|
7
| РР
Герои комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
| 1
| Семинар.
Урок развития речи.
| Выступления обучающихся.
| Умение составлять характеристику героя с опорой на первоисточник.
Речевая характеристика героев, «говорящие фамилии» в пьесе.
Ремарка, монолог, диалог. Работа с понятиями.
| Работа с 3,4 действ.
Крылатые фразы комедии (выписать)
Составление теста.
| 24.09
|
|
8
| Идеи и проблематика комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
| 1
| Семинар
| Работа с текстом комедии, с тестами
| Умение передавать содержание текста в соответствии с целью учебного задания.
Умение делать анализ монологов .
| Подготовка к уроку-диспуту.
| 27.09
|
|
9
| РР
Проблема образования и воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
| 1
| Диспут
| Участие в дискуссии.
Выступления.
| Развитие монологической и диалогической речи.
Умение выделять проблему произведения .
Навык аналитического чтения.
| Чтение басен Крылова.
Ответы на вопросы.
| 1.10
|
|
10
| И. А. Крылов и его басни. Историзм произведения.
Сатирическое изображение человеческих и общественных отношений.
| 1
| Беседа.
| Фронтально-групповой.
Работа с текстами.
| Жанр басни.
Понятие историзма.
Иносказание как художественный прием.
Навык аналитического чтения.
Умение делать толкование басни.
| Выполнение задания №3 на стр.73
| 4.10
|
|
11
| К. Рылеев. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей.
| 1
| Беседа
| Фронтально-групповой.
Работа с текстами.
| Историзм произведений русской литературы.
Понятия темы и идеи.
Дума как жанр произведения.
| Ответы на вопросы. Подготовка сообщений.
Выразительное чтение стихотворения
Пушкина.
| 8.10
|
|
12
| А. С. Пушкин. Слово о поэте.
| 1
| Семинар.
| Фронтально-групповой.
Выступления с сообщениями.
| Обобщение сведений о Пушкине, полученных ранее.
Умение готовить монологическое выступление в аудитории.
| Подготовка к уроку о Болдинской осени.
| 11.10
|
|
13
| К 180-летию Болдинской осени. «Пушкинский урок»
| 1
| Семинар
| Фронтально-групповой.
Выступления учащихся.
| Расширение представлений о личности поэта и его творчестве.
Умения самостоятельно вести филологический поиск и литературоведческое исследование.
| Чтение повести Пушкина «Капитанская дочка»
| 15.10
|
|
14
| История создания повести Пушкина «Капитанская дочка»
| 1
| Лекция.
| Фронтальный.
Составление тезисов лекции.
| Приобщение к культурно-историческому наследию страны.
Знать историю создания произведения.
Понятие об авторском замысле.
| Чтение повести Пушкина «Капитанская дочка»
Вопросы по 1- 2 гл. повести. (стр. 186 учебника)
Портретная характеристика.
| 18.10
|
|
15
| |