Урок по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»





Скачать 73.07 Kb.
НазваниеУрок по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Дата публикации14.02.2015
Размер73.07 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Тема урока: «Итоговый урок по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Сравнительный анализ экранизации поэмы с авторским текстом».

Цели: 1) рассмотреть роль художественной детали в создании образа персонажа; 2) сравнить экранизацию поэмы с текстом автора; 3) проверить знания учащихся по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»; 4) формирование творческой личности учащихся, воспитание их культуры.

Предварительное задание:

1) подумать над проблемным вопросом: «Представьте, что вы являетесь сценаристами и режиссерами-постановщиками, снимающими художественный фильм по поэме «Мертвые души». Как бы вы решили проблему с многочисленными лирическими отступлениями в поэме Н.В.Гоголя?»;

2) перечитать 6 главу «Мертвых душ».

Оборудование: художественный фильм М.Швейцера «Мертвые души», компьютерный тест «Лиро-эпический жанр», распечатанный на листах тест по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Наш сегодняшний урок – итоговый по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Вам предстоит побывать в роли сценаристов и режиссеров-постановщиков, мы посмотрим видеофрагмент фильма «Мертвые души» и сравним, как рассказал о жизни персонажа поэмы Н.В.Гоголь и как о ней «рассказано» средствами кино, а также вы выполните итоговый тест по этому произведению.

  1. Лирические отступления в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» и одноименном художественном фильме.

- По жанру «Мертвые души» - поэма, то есть лиро-эпическое произведение, где лирическое и эпическое равноправно, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям.

В поэме нет героя, близкого автору, как это было в «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова. Автор в поэме противопоставлен помещикам, чиновникам-взяточникам и приобретателю Чичикову. Поэтому представление о тех нравственных нормах, с высоты которых Гоголь обличает крепостническую Русь, мы получаем из многочисленных лирических отступлений в поэме.

Одно из лирических отступлений вы учили дома наизусть.

1. Проверка домашнего задания: чтение наизусть отрывка из поэмы Н.В.Гоголя.

- Еще одним вашим домашним заданием был проблемный вопрос. Вы должны были представить себя сценаристами и режиссерами-постановщиками. Как бы вы решили проблему с многочисленными лирическими отступлениями в поэме Н.В.Гоголя?

2. Ответы учащихся на домашний проблемный вопрос.

- А теперь давайте посмотрим, как решил эту проблему сценарист и режиссер-постановщик Михаил Швейцер в художественном фильме, снятом по поэме «Мертвые души».

3. Просмотр видеофрагмента фильма М.Швейцера «Мертвые души».

- Итак, Михаил Швейцер ввел в свой фильм роль Н.В.Гоголя, который в авторских раздумьях выражает свой нравственный идеал, обличает помещиков, чиновников и мечтает о будущем величии российского народа.

  1. Работа с термином «художественная деталь».

- Гоголь – общепризнанный мастер художественных описаний. Описания у Гоголя самоценны благодаря обилию предметно-бытовых деталей. Гоголь видит вещи как бы под микроскопом, они часто наделяются самостоятельной жизнью.

На предыдущих уроках мы с вами говорили о художественной детали как средстве создания образа. Дайте определение термина «художественная деталь».

Деталь – значимая подробность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание эпизода или всего произведения. Чаще всего в качестве детали изображаются предметы, придающие дополнительные черты портрету, обстановке, пейзажу, действиям, речи и т.д.

- Рассмотрим роль художественной детали в создании образа Плюшкина.

  1. Работа с видеофрагментом, посвященным главе 6 поэмы «Мертвые души».

Задание: при просмотре видеофрагмента обратите внимание на текст, свет, музыку, звуки, общий и крупный план.

  1. Просмотр видеофрагмента.

  2. Беседа с учащимися.

  • Сравните, как рассказал о жизни Плюшкина Н.В.Гоголь и как о ней «рассказано» средствами кино. (Очень большому отрывку в книге Гоголя отведено несколько минут экранного времени, при этом не произносится практически ни одного слова.)

  • Особенно выразительны в этом фрагменте художественные детали, на которых кинокамера останавливается постоянно и которые выделены крупным планом. Что это за детали? (Это связка ключей, рука Плюшкина и часы, лежащие рядом с хозяином. Происходит это не случайно: и в гоголевском тексте это важные ключевые подробности.)

  • Каково световое решение в фрагменте? (Изменения, медленно проходящие в Плюшкине, отражаются и на жизни всего семейства, всего дома. Свет постепенно становится более приглушенным, словно сумрак окутывает героя, яркие праздничные тона сменяются темными, в финале вокруг Плюшкина никого нет, его одиночество подчеркнуто сгустившейся мглой и одиноко горящей свечой.)

  • Как меняется облик медленно умирающего дома? (Окна постепенно заколачиваются, цветники глохнут.)

  • Какой звук появляется во второй половине фрагмента? (Это звук заколачиваемых гвоздей. Эти гвозди забивают в крышку гроба умершей жены Плюшкина и в доски, которыми закрывают окна плюшкинского дома. Мерный, холодный, равнодушный стук как символ умирания.)

  • Какова музыка к этому фрагменту? (Сначала она мелодична и, как кажется, весела, но эта музыка – обман. В ней изначально есть что-то настораживающее, что-то режет слух, словно фальшивые нотки появляются. Мелодия, построенная на классической вальсовой форме, вдруг становится карикатурно-примитивной, дисгармоничной за счет нарочитого повтора фортепианных аккордов в сочетании со звуком стучащего молотка.)

  1. Учет знаний учащихся.

  1. Игра по «Мертвым душам»

    1. Конкурс на внимательного читателя

      1. Кто из героев имел привычку наступать на ноги? (Собакевич)

      2. Кого из помещиков Чичиков назвал «дубиноголовой»? (Коробочку)

      3. Кто из героев всех осуждал: председателя, губернатора, полицмейстера? (Собакевич)

      4. Кого автор назвал «прорехой на человечестве»? (Плюшкина)

      5. Кто передал Чичикову мертвых душ безвозмездно и купчую взял на себя? (Манилов)

      6. Кто из героев, по его собственному утверждению, выпил 17 бутылок шампанского за обедом? (Ноздрев)

      7. Кто предлагал продать мертвые души «по сто рублей за штуку»? (Собакевич)

      8. Как называлась деревня, в которой жил Манилов? (Маниловка)

      9. У кого в комнате «…за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода»? (У Коробочки)

      10. Кто был любителем менять ружья, собак, лошадей? (Ноздрев)

      11. Кто из помещиков предположил, что умерших крестьян будут откапывать? (Коробочка)

      12. У кого в кабинете вместо книг висели ружья, сабли, турецкие кинжалы? (У Ноздрева)

      13. Чем собирался угостить Плюшкин Чичикова? (Сухарем)

      14. Как данный ряд слов связан с одним из героев: стреляй, обручай, порхай, допекай, припекай, пожар… (Это клички собак Ноздрева)

      15. Кто из героев носил имена Фемистоклюс и Алкид? (Сыновья Манилова)

    2. Конкурс на наблюдательность

Кому принадлежал дом?

      1. «Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно». (Плюшкину)

      2. «Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытый всем ветрам…». (Манилову)

      3. «…Окно глядело едва ли не в курятник; по крайней мере, находившийся перед ним узенький дворик весь был наполнен птицами и всякой домашней тварью». (Коробочке)

      4. «Посередине столовой стояли деревянные козлы…» (Ноздреву)

    1. Конкурс «Подсказка»

Перед учащимися разложены разные вещи. Надо определить, кому из героев произведения они принадлежали:

      1. Связка ключей (Плюшкину).

      2. Карты игральные (Ноздреву).

      3. Книжка с закладкой на 14-й странице (Манилову).

  1. Работа с компьютерным тестом «Лиро-эпический жанр».

- Как уже было сказано ранее, по жанру «Мертвые души» - поэма, лиро-эпическое произведение с элементами романа. И это не первое лиро-эпическое произведение, с которым мы познакомились. Мы уже читали в этом году такие лиро-эпические произведения, как баллада Жуковского «Светлана», роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Поэтому сейчас вы выполните компьютерный тест «Лиро-эпический жанр».

3. Работа с печатным тестом по поэме «Мертвые души».

Тест

    1. Н.В.Гоголь определил жанр «Мертвых душ» как поэму. Как проявляется лирический элемент в «Мертвых душах»?

А) в любовной интриге;

Б) в лирических отступлениях;

В) в пейзажных зарисовках;

Г) во вставных элементах.

    1. В поэме Н.В.Гоголь использует «зоологизацию» персонажей. Соотнесите животное и помещика, которого оно характеризует.

А) медведь 1) Манилов

Б) кот 2) Коробочка

В) птица 3) Собакевич

Г) мышь 4) Ноздрев

Д) собака 5) Плюшкин

    1. Соотнесите художественные детали с характерами помещиков.

А) мешочки, коробочки 1) Манилов

Б) сахар 2) Коробочка

В) куча, прореха 3) Ноздрев

Г) здоровье 4) Плюшкин

    1. О ком из помещиков идет речь: «…блюда не играли большой роли: кое-что пригорело, кое-что и вовсе не сварилось. Видно, что повар руководствовался более каким-то вдохновением и клал первое, что попадалось под руку: стоял ли возле него перец – он сыпал перец, капуста ли попалась – совал капусту, пичкал молоко, ветчину, горох – словом, катай-валяй, было бы горячо, а вкус какой-нибудь, верно, выйдет…»?

А) Манилов

Б) Ноздрев

В) Коробочка

Г) Собакевич

Д) губернатор

    1. По замыслу Н.В.Гоголя во втором, сожженном, и третьем, ненаписанном, томе «Мертвых душ» должно было произойти

А) перерождение Чичикова в апостола Павла

Б) окончательное падение главного героя

В) возрождение России

Г) социальные изменения в обществе.

    1. Кого из описанных помещиков Н.В.Гоголь собирался «взять с собой» во второй том «Мертвых душ»?

А) Ноздрева

Б) Коробочку

В) Плюшкина

Г) Манилова

    1. С какой целью Н.В.Гоголь вводит в повествование «Повесть о капитане Копейкине»?

А) приостановить развитие сюжета

Б) опровергнуть суждение о безнаказанности властей

В) показать бездуховность бюрократических законов

Г) изобразить жизнь столичного чиновничества.

- А теперь обменяйтесь тестами и проверьте, правильно ли выполнили их ваши одноклассники.

Ответы: 1. Б; 2. А 3), Б 1), В 2), Г 5), Д 4); 3. А 2), Б 1), В 4), Г 3); 4. Б; 5. В; 6. В; 7. В.


  1. Подведение итогов урока и выставление оценок.




  1. Задание на дом: написать сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» iconОтзыв на реферат «Россия в произведениях Н. В. Гоголя»
«Россия в произведениях Н. В. Гоголя» (по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»), написанный Ларионовой Дарьей Олеговной, ученицей 10...
Урок по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» iconДля аттестации Кто они, «мертвые души»? (Образы помещиков в поэме...
Методическая разработка составлена в соответствии с Программой дисциплины «Стратегический менеджмент» и состоит из двух частей: 1...
Урок по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» icon«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»
Сатирические средства изображения помещиков и чиновников в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Урок по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Показать мастерство Н. В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме «Мёртвые души»
Урок по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» iconОтчет о проведении антикоррупционных мероприятий за январь март 2013...
Проблема бюрократии, чиновничьего произвола и беззакония в поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя
Урок по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» iconПлан урока литературы в 9 классе Тема: «Деталь как средство создания...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 города Московский Ленинского района Московской...
Урок по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» iconРеферат по литературе система образов в поэме н. В. Гоголя «мёртвые души» Работу
И ещё привлекло моё внимание то, что автор видел проблему того мещанско-помещичьего общества и, не стесняясь, делился своим мнением...
Урок по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обобщить, повторить и систематизировать полученные знания по поэме Н. В. Гоголя “Мертвые
Урок по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» iconЦель: изучение правил постановки двоеточие в сложном бессоюзном предложении...

Урок по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Изобразительно-выразительная роль причастий в художественном тексте» ( фрагмент поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
Урок по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» iconЮдина Наталья Васильевна Ликвидация задолженностей письменных и устных...
...
Урок по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» iconПо итогам каждой части романа даны обобщающие вопросы, способствующие...
А. С. Пушкина «Евгений Онегин», поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души», роман И. С. Тургенева «Отцы и дети», роман-эпопея Л. Н. Толстого...
Урок по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» iconРеферат-размышление на тему: «Почему Николай Васильевич Гоголь сжёг...
«Почему Николай Васильевич Гоголь сжёг ii-ой том поэмы «Мёртвые души»? (мнения пользователей сети Internet)»
Урок по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» iconВ опере родиона щедрина «мертвые души» содержание: введение
Ноздрев стр. 10
Урок по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» iconОбщественный смотр знаний
А. С. Пушкина «Капитанская дочка», поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Урок по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» iconУчитель Жирнова Н. В
Читать поэму "Мёртвые души", подготовить сообщение об одном из помещиков ( Манилов, Коробочка, Собакевич, Ноздрёв, Плюшкин)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск