Скачать 73.07 Kb.
|
Тема урока: «Итоговый урок по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Сравнительный анализ экранизации поэмы с авторским текстом». Цели: 1) рассмотреть роль художественной детали в создании образа персонажа; 2) сравнить экранизацию поэмы с текстом автора; 3) проверить знания учащихся по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»; 4) формирование творческой личности учащихся, воспитание их культуры. Предварительное задание: 1) подумать над проблемным вопросом: «Представьте, что вы являетесь сценаристами и режиссерами-постановщиками, снимающими художественный фильм по поэме «Мертвые души». Как бы вы решили проблему с многочисленными лирическими отступлениями в поэме Н.В.Гоголя?»; 2) перечитать 6 главу «Мертвых душ». Оборудование: художественный фильм М.Швейцера «Мертвые души», компьютерный тест «Лиро-эпический жанр», распечатанный на листах тест по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Ход урока
- Наш сегодняшний урок – итоговый по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Вам предстоит побывать в роли сценаристов и режиссеров-постановщиков, мы посмотрим видеофрагмент фильма «Мертвые души» и сравним, как рассказал о жизни персонажа поэмы Н.В.Гоголь и как о ней «рассказано» средствами кино, а также вы выполните итоговый тест по этому произведению.
- По жанру «Мертвые души» - поэма, то есть лиро-эпическое произведение, где лирическое и эпическое равноправно, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям. В поэме нет героя, близкого автору, как это было в «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова. Автор в поэме противопоставлен помещикам, чиновникам-взяточникам и приобретателю Чичикову. Поэтому представление о тех нравственных нормах, с высоты которых Гоголь обличает крепостническую Русь, мы получаем из многочисленных лирических отступлений в поэме. Одно из лирических отступлений вы учили дома наизусть. 1. Проверка домашнего задания: чтение наизусть отрывка из поэмы Н.В.Гоголя. - Еще одним вашим домашним заданием был проблемный вопрос. Вы должны были представить себя сценаристами и режиссерами-постановщиками. Как бы вы решили проблему с многочисленными лирическими отступлениями в поэме Н.В.Гоголя? 2. Ответы учащихся на домашний проблемный вопрос. - А теперь давайте посмотрим, как решил эту проблему сценарист и режиссер-постановщик Михаил Швейцер в художественном фильме, снятом по поэме «Мертвые души». 3. Просмотр видеофрагмента фильма М.Швейцера «Мертвые души». - Итак, Михаил Швейцер ввел в свой фильм роль Н.В.Гоголя, который в авторских раздумьях выражает свой нравственный идеал, обличает помещиков, чиновников и мечтает о будущем величии российского народа.
- Гоголь – общепризнанный мастер художественных описаний. Описания у Гоголя самоценны благодаря обилию предметно-бытовых деталей. Гоголь видит вещи как бы под микроскопом, они часто наделяются самостоятельной жизнью. На предыдущих уроках мы с вами говорили о художественной детали как средстве создания образа. Дайте определение термина «художественная деталь». Деталь – значимая подробность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание эпизода или всего произведения. Чаще всего в качестве детали изображаются предметы, придающие дополнительные черты портрету, обстановке, пейзажу, действиям, речи и т.д. - Рассмотрим роль художественной детали в создании образа Плюшкина.
Задание: при просмотре видеофрагмента обратите внимание на текст, свет, музыку, звуки, общий и крупный план.
Кому принадлежал дом?
Перед учащимися разложены разные вещи. Надо определить, кому из героев произведения они принадлежали:
- Как уже было сказано ранее, по жанру «Мертвые души» - поэма, лиро-эпическое произведение с элементами романа. И это не первое лиро-эпическое произведение, с которым мы познакомились. Мы уже читали в этом году такие лиро-эпические произведения, как баллада Жуковского «Светлана», роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Поэтому сейчас вы выполните компьютерный тест «Лиро-эпический жанр». 3. Работа с печатным тестом по поэме «Мертвые души». Тест
А) в любовной интриге; Б) в лирических отступлениях; В) в пейзажных зарисовках; Г) во вставных элементах.
А) медведь 1) Манилов Б) кот 2) Коробочка В) птица 3) Собакевич Г) мышь 4) Ноздрев Д) собака 5) Плюшкин
А) мешочки, коробочки 1) Манилов Б) сахар 2) Коробочка В) куча, прореха 3) Ноздрев Г) здоровье 4) Плюшкин
А) Манилов Б) Ноздрев В) Коробочка Г) Собакевич Д) губернатор
А) перерождение Чичикова в апостола Павла Б) окончательное падение главного героя В) возрождение России Г) социальные изменения в обществе.
А) Ноздрева Б) Коробочку В) Плюшкина Г) Манилова
А) приостановить развитие сюжета Б) опровергнуть суждение о безнаказанности властей В) показать бездуховность бюрократических законов Г) изобразить жизнь столичного чиновничества. - А теперь обменяйтесь тестами и проверьте, правильно ли выполнили их ваши одноклассники. Ответы: 1. Б; 2. А 3), Б 1), В 2), Г 5), Д 4); 3. А 2), Б 1), В 4), Г 3); 4. Б; 5. В; 6. В; 7. В.
|
Отзыв на реферат «Россия в произведениях Н. В. Гоголя» «Россия в произведениях Н. В. Гоголя» (по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»), написанный Ларионовой Дарьей Олеговной, ученицей 10... | Для аттестации Кто они, «мертвые души»? (Образы помещиков в поэме... Методическая разработка составлена в соответствии с Программой дисциплины «Стратегический менеджмент» и состоит из двух частей: 1... | ||
«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория» Сатирические средства изображения помещиков и чиновников в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Показать мастерство Н. В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме «Мёртвые души» | ||
Отчет о проведении антикоррупционных мероприятий за январь март 2013... Проблема бюрократии, чиновничьего произвола и беззакония в поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя | План урока литературы в 9 классе Тема: «Деталь как средство создания... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 города Московский Ленинского района Московской... | ||
Реферат по литературе система образов в поэме н. В. Гоголя «мёртвые души» Работу И ещё привлекло моё внимание то, что автор видел проблему того мещанско-помещичьего общества и, не стесняясь, делился своим мнением... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обобщить, повторить и систематизировать полученные знания по поэме Н. В. Гоголя “Мертвые | ||
Цель: изучение правил постановки двоеточие в сложном бессоюзном предложении... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Изобразительно-выразительная роль причастий в художественном тексте» ( фрагмент поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души») | ||
Юдина Наталья Васильевна Ликвидация задолженностей письменных и устных... ... | По итогам каждой части романа даны обобщающие вопросы, способствующие... А. С. Пушкина «Евгений Онегин», поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души», роман И. С. Тургенева «Отцы и дети», роман-эпопея Л. Н. Толстого... | ||
Реферат-размышление на тему: «Почему Николай Васильевич Гоголь сжёг... «Почему Николай Васильевич Гоголь сжёг ii-ой том поэмы «Мёртвые души»? (мнения пользователей сети Internet)» | В опере родиона щедрина «мертвые души» содержание: введение Ноздрев стр. 10 | ||
Общественный смотр знаний А. С. Пушкина «Капитанская дочка», поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» | Учитель Жирнова Н. В Читать поэму "Мёртвые души", подготовить сообщение об одном из помещиков ( Манилов, Коробочка, Собакевич, Ноздрёв, Плюшкин) |