Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 48.59 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации06.05.2014
Размер48.59 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
Урок развития речи по теме:

«Изобразительно-выразительная роль причастий в художественном тексте» ( фрагмент поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»).
Цели урока:

  1. Совершенствование умения анализировать текст, в котором используются причастия и причастные обороты

  2. Развитие ассоциативно-образного мышления

  3. Создание условий для реализации рефлексии на эмоциональном уровне

Задачи урока:

  1. дать оценку роли причастий в художественном тексте

  2. выявить, какую роль играет главный морфологический признак причастия для смыслового понимания текста и его художественного своеобразия.

  3. Определить значимость действительных и страдательных причастий в тексте


Ход урока



Словесная ткань, слова, сочетания слов

Должны быть расшифрованы читателем,

Должны превратиться в духовную

Энергию, иначе они навсегда останутся

черными значками на белой бумаге,

как некогда навсегда закрытые письмена

давно умерших народов.

Л. Н. Толстой
1.Организационный момент

2.Слово учителя. Мы подошли к концу изучения темы «Причастие», и сегодня в центре нашего внимания-определения, выраженные причастиями и причастными оборотами. Это урок особенный: вы сегодня не просто ученики, вы- исследователи, которым предстоит внимательно всмотреться в причастия, понаблюдать за их «жизнью» в тексте, увидеть, как причастия могут подключать к работе наше воображение и активизировать мыслительную деятельность.

Материалом для исследования будет служить фрагмент из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Знакомство с этим произведением вам предстоит на уроках литературы в 9 классе.

Мы должны будем установить: сюжетен ли этот текст?

Выявить, какую роль играет главный морфологический признак причастия для смыслового понимания текста и его художественного своеобразия?

Какой главный морфологический признак причастия? (Обозначает признак предмета по действию, совмещая в себе признаки глагола и причастия).

В соответствии с тем, что обозначает причастие, мы намечаем проблему: почему Н.В. Гоголь в тексте употребляет так много причастий?

Работа в малых группах над выполнением предложенных заданий.

Задание группе теоретиков.

  1. Охарактеризуйте сюжет.

  2. Как меняется лексическое значение причастий в ходе развития сюжета?

  3. Написать стихотворение, не используя причастия, отразив смысловое понимание текста.

Задание группе искусствоведов

  1. Какие тропы использует автор?

  2. Какой характер носят употребляемые автором причастия?

  3. Создать творческую работу в стихотворной форме, не используя страдательные причастия прошедшего времени.


Задание группе психологов

  1. Выписать существительные, от которых зависят причастия. Являются ли они образами?

  2. Представлены ли в тексте обособленные определения, выраженные причастными оборотами? Рассмотреть, каково место причастного оборота по отношению к определяемому слову?

  3. Создать творческую работу, посвященную какому-либо образу из текста


III. Выступление представителей от каждой группы с результатами исследования.

IV. Подведение итогов урока.

Итак, мы рассмотрели с вами роль причастий в тексте. Увидели, как Н.В. Гоголь, широко используя причастия. Передает свое видение природы как одухотворенного, светлого и образного мира. Глагольные признаки причастия помогают почувствовать дыхание, движение, стремление к жизни, а признаки прилагатльного делают этот дикий , заброшенный сад ярким.

Трудно недооценить значимость слова. Обратите внимание на эпиграф к уроку. Слово-это не только информация, но и духовная энергия. Не зря написаны строки поэтом Серебряного века Н. Гумилевым:

«Словом останавливали войны,

Словом разрушали города».

Велика сила слова,

V. Домашнее задание. Изобразить осенний лес как деятельное, одухотворенное существо, включив в описание обособленные определения, выраженные причастными оборотами.

Примерные варианты решения творческих заданий:

Написать стихотворение, не используя причастия, отразив смысловое понимание текста.

Раскинулся сад за селом,

В поле выходит он.

Сад весь иссох и зарос,

Как опустевший дом.

Сломали деревьям ветки

Буйные силы природы,

Превратили их в хрупкую сетку,

По которой струятся воды.

До земли вода не доходит,

Погибает и вянет сад.

Нет, вот там что-то зеленеет

Оглянитесь, друзья, назад.

Лапа-ветка зеленого клена

К солнцу листьями протянулась

И, зевнув после долгой ночи,

Мне нечаянно улыбнулась.
Создать творческую работу, посвященную какому-либо образу из текста.
Хмель, глушивший внизу кусты,

Всю березку увил полотном.

И ветром колеблемые кудри

На соседей перекинул потом.

А чащи, солнцем озаренные,

Зиявшие, как темная пасть,

Ловили солнца блики отдаленные,

Мечтали в глушь лицом не пасть.
Создать творческую работу в стихотворной форме, не используя страдательные причастия прошедшего времени.
Ветвь, протянувшую листья к теплу,

Солнце немедленно осветило.

И благодарная лапка клена

Сад пустеющий преобразила.
Текст для лингвистического анализа (фрагмент из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые Души»)

Старый, обширный, тянущийся позади дома сад. Выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своем картинном опустенении.

Зелеными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежали на небесном горизонте соединенные вершины разросшихся на свободе дерев. Белый ствол березы, лишенный верхушки, отломленной бурею или грозою, подымался из этой зеленой гущи и круглился в воздухе, как правильная мраморная колонна.

Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, взбегал наконец вверх и обвивал до половины сломленную березу. Достигнув середины ее, он оттуда свешивался вниз и начинал уже цеплять вершины других дерев или висел на воздух, завязавши кольцами свои тонкие цепкие крючья, легко колеблемые воздухом. Местами расходились зеленые чащи, озаренные солнцем, и показывали неосвещенное между ними углубление, зиявшее, как темная пасть; оно все было окинуто тенью, и чуть-чуть мелькали в черной глубине его: бежавшая узкая дорожка, обрушенные периллы, пошатнувшаяся беседка, седой чапыжник, густой щетиной вытыкавший из-за ивы иссохшие от страшной глушины. Перепутавшиеся и скрестившиеся листья и сучья, и, наконец, молодая ветвь клена, протянувшая сбоку свои зеленые лапы-листы, под один из которых, забравшись бог весть каким образом, солнце превращало его вдруг в прозрачный и огненный, чудно сиявший в этой густой темноте.

Н.В. Гоголь

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск