Скачать 48.59 Kb.
|
Урок развития речи по теме: «Изобразительно-выразительная роль причастий в художественном тексте» ( фрагмент поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»). Цели урока:
Задачи урока:
Ход урока Словесная ткань, слова, сочетания слов Должны быть расшифрованы читателем, Должны превратиться в духовную Энергию, иначе они навсегда останутся черными значками на белой бумаге, как некогда навсегда закрытые письмена давно умерших народов. Л. Н. Толстой 1.Организационный момент 2.Слово учителя. Мы подошли к концу изучения темы «Причастие», и сегодня в центре нашего внимания-определения, выраженные причастиями и причастными оборотами. Это урок особенный: вы сегодня не просто ученики, вы- исследователи, которым предстоит внимательно всмотреться в причастия, понаблюдать за их «жизнью» в тексте, увидеть, как причастия могут подключать к работе наше воображение и активизировать мыслительную деятельность. Материалом для исследования будет служить фрагмент из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Знакомство с этим произведением вам предстоит на уроках литературы в 9 классе. Мы должны будем установить: сюжетен ли этот текст? Выявить, какую роль играет главный морфологический признак причастия для смыслового понимания текста и его художественного своеобразия? Какой главный морфологический признак причастия? (Обозначает признак предмета по действию, совмещая в себе признаки глагола и причастия). В соответствии с тем, что обозначает причастие, мы намечаем проблему: почему Н.В. Гоголь в тексте употребляет так много причастий? Работа в малых группах над выполнением предложенных заданий. Задание группе теоретиков.
Задание группе искусствоведов
Задание группе психологов
III. Выступление представителей от каждой группы с результатами исследования. IV. Подведение итогов урока. Итак, мы рассмотрели с вами роль причастий в тексте. Увидели, как Н.В. Гоголь, широко используя причастия. Передает свое видение природы как одухотворенного, светлого и образного мира. Глагольные признаки причастия помогают почувствовать дыхание, движение, стремление к жизни, а признаки прилагатльного делают этот дикий , заброшенный сад ярким. Трудно недооценить значимость слова. Обратите внимание на эпиграф к уроку. Слово-это не только информация, но и духовная энергия. Не зря написаны строки поэтом Серебряного века Н. Гумилевым: «Словом останавливали войны, Словом разрушали города». Велика сила слова, V. Домашнее задание. Изобразить осенний лес как деятельное, одухотворенное существо, включив в описание обособленные определения, выраженные причастными оборотами. Примерные варианты решения творческих заданий: Написать стихотворение, не используя причастия, отразив смысловое понимание текста. Раскинулся сад за селом, В поле выходит он. Сад весь иссох и зарос, Как опустевший дом. Сломали деревьям ветки Буйные силы природы, Превратили их в хрупкую сетку, По которой струятся воды. До земли вода не доходит, Погибает и вянет сад. Нет, вот там что-то зеленеет Оглянитесь, друзья, назад. Лапа-ветка зеленого клена К солнцу листьями протянулась И, зевнув после долгой ночи, Мне нечаянно улыбнулась. Создать творческую работу, посвященную какому-либо образу из текста. Хмель, глушивший внизу кусты, Всю березку увил полотном. И ветром колеблемые кудри На соседей перекинул потом. А чащи, солнцем озаренные, Зиявшие, как темная пасть, Ловили солнца блики отдаленные, Мечтали в глушь лицом не пасть. Создать творческую работу в стихотворной форме, не используя страдательные причастия прошедшего времени. Ветвь, протянувшую листья к теплу, Солнце немедленно осветило. И благодарная лапка клена Сад пустеющий преобразила. Текст для лингвистического анализа (фрагмент из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые Души») Старый, обширный, тянущийся позади дома сад. Выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своем картинном опустенении. Зелеными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежали на небесном горизонте соединенные вершины разросшихся на свободе дерев. Белый ствол березы, лишенный верхушки, отломленной бурею или грозою, подымался из этой зеленой гущи и круглился в воздухе, как правильная мраморная колонна. Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, взбегал наконец вверх и обвивал до половины сломленную березу. Достигнув середины ее, он оттуда свешивался вниз и начинал уже цеплять вершины других дерев или висел на воздух, завязавши кольцами свои тонкие цепкие крючья, легко колеблемые воздухом. Местами расходились зеленые чащи, озаренные солнцем, и показывали неосвещенное между ними углубление, зиявшее, как темная пасть; оно все было окинуто тенью, и чуть-чуть мелькали в черной глубине его: бежавшая узкая дорожка, обрушенные периллы, пошатнувшаяся беседка, седой чапыжник, густой щетиной вытыкавший из-за ивы иссохшие от страшной глушины. Перепутавшиеся и скрестившиеся листья и сучья, и, наконец, молодая ветвь клена, протянувшая сбоку свои зеленые лапы-листы, под один из которых, забравшись бог весть каким образом, солнце превращало его вдруг в прозрачный и огненный, чудно сиявший в этой густой темноте. Н.В. Гоголь |