Цель: изучение правил постановки двоеточие в сложном бессоюзном предложении на основе наблюдения за особенностями текста поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»





Скачать 109.24 Kb.
НазваниеЦель: изучение правил постановки двоеточие в сложном бессоюзном предложении на основе наблюдения за особенностями текста поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»
Дата публикации04.07.2014
Размер109.24 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Цель: изучение правил постановки двоеточие в сложном бессоюзном предложении на основе наблюдения за особенностями текста поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

Задачи:

Образовательные: 1) научиться определять смысловые отношения между простыми предложениями в сложных бессоюзных, в которых ставится двоеточие, 2) повторить правила употребления запятой, точки с запятой, тире в СБП;

Развивающие: 1) научиться производить замену бессоюзных предложений союзными и наоборот; 2)различать и воспроизводить интонацию перечисления, пояснения; 3) определить стилистическую функцию бессоюзных сложных предложений в художественном тексте;

Воспитательные: воспитывать интерес учащихся к русской литературе, к художественному наследию Н.В. Гоголя, любовь к русскому языку.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Эпиграф: …нет слова, которое бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы

из-под самого сердца, так бы кипело

и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

Н.В. Гоголь.

Оформление: портрет Н.В. Гоголя, иллюстрации к поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души», учебник «Практика» для 9 класса, опорные схемы, толковые словари, рабочие листы для учащихся.

Ход урока:

I. Доброе утро, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке мы продолжаем изучение сложных бессоюзных предложений. Нам предстоит вспомнить и повторить правила постановки запятой, точки с запятой и тире в сложном бессоюзном предложении, а также изучить правила употребления двоеточия в таких предложениях.

Подпишем число, классная работа. Знакомство с рабочими листами.

Проведём цифровой диктант. Я читаю утверждение, вы должны решить, права я или нет. Да – 1, нет – 0.

  1. Сложное предложение состоит из двух и более грамматических основ. 1

  2. В сложноподчинённом предложении одно предложение зависит от другого по смыслу и грамматически. 1

  3. В сложном бессоюзном предложении простые предложение связываются при помощи союзов и интонации. 0

  4. В сложном бессоюзном предложении могут ставиться только запятая и точка с запятой. 0

  5. Тире в сложном бессоюзном предложении ставится тогда, когда в предложении содержится противопоставление. 1

  6. Точка с запятой ставится в сложном бессоюзном предложении, когда простые предложения осложнены. 1

  7. В предложении Совесть потеряешь – другой не купишь ставится тире, так как в первом предложении содержится условие. 1

  8. Постановку запятой в сложном бессоюзном предложении проверяю по смыслу. 1

  9. Бессоюзные сложные предложения не используются в художественных текстах. 0

Ответы: 110011110

Конечно же, бессоюзные сложные предложения используются в текстах художественного стиля и, причём, очень активно. Сегодня мы с вами в этом убедимся, обратившись к тексту поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Кто-то из вас уже знаком с этим текстом, так как читал его летом, а кому-то это ещё предстоит. Каждый из вас к сегодняшнему уроку работал с отрывком из первой главы поэмы. Итак, дома вам нужно было выписать сложные бессоюзные предложения (стр. 214-218). Проверим, какие предложения вы нашли. Прочитаем их и объясним постановку знаков препинания.
О: 1.Въезд его [Чичикова] не произвёл в городе совершенно никакого шума и не был сопровождён ничем особенным; только два русских мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания, относившиеся, впрочем, более к экипажу, чем к сидевшему в нём.

2. Наружный фасад гостиницы отвечал её внутренности: она была очень длинна, в два этажа; нижний не был выщекатурен и оставался в тёмно-красных кирпичах, ещё более потемневших от лихих погодных перемен и грязноватых уже самих по себе; верхний был выкрашен вечною жёлтою краскою; внизу были лавочки с хомутами, верёвками и баранками.

3. Весь следующий день посвящён был визитам; проезжий отправился делать визиты всем городским сановникам.

Словарная работа:

Фасад- передняя сторона здания, сооружения;

Не выщекатурен – не был покрыт штукатуркой;

Сановник – крупный чиновник, занимающий высокое положение.

II. Действительно, в поэме Гоголя очень много сложных бессоюзных предложений, в которых запятая и точка с запятой указывают на одновременность или последовательность каких-либо событий, фактов, позволяющих ему описывать различные стороны жизни героев поэмы.

Но не только запятые, точки с запятой и тире могут быть в сложном бессоюзном предложении. Тема нашего урока – двоеточие в сложном бессоюзном предложении. Прежде чем мы узнаем, в каких случаях ставится двоеточие в СБП, вспомним, какие правила по его употреблению мы знаем.

Сейчас я попрошу вас обратить внимание на предложение, которое выписано из первой главы поэмы. В нём пропущены знаки препинания. Ваша задача – восстановить эти знаки и вспомнить пунктуационное правило.

Покамест ему [Чичикову] подавались разные обычные в трактирах блюда, как-то: щи с слоёным пирожком, нарочно сберегаемых для проезжающих в течение нескольких неделей, мозги с горошком, сосиски с капустой, пулярка жареная, огурец солёный и вечный слоёный сладкий пирожок, всегда готовый к услугам…

Пулярка – молодая курица, откормленная для стола.

Заполнение таблицы по двоеточию на рабочих листах.

[ : , ] .
III. А сейчас нам предстоит побыть исследователями: у вас на рабочих листах даны задания, которые вы должны выполнить. Работа в тетрадях.

3 уровня:

Слабый – по данным схемам сформулируйте и допишите правила постановки двоеточия в сложных бессоюзных предложениях.

[ ] : [ причина].

[ ] : [ пояснение].

[ ] : [дополнение].

В сложных бессоюзных предложениях ставится двоеточие, если…

Средний – соотнесите схемы и предложения.

[ ] : [ причина].

[ ] : [ пояснение].

[ ] : [дополнение].

Предложения:

Кони тоже, казалось, думали невыгодно об Ноздрёве: не только гнедой и Заседатель, но и сам чубарый был не в духе.

Деревенские избы мужиков тож срублены были на диво: не было кирчёных стен, резных узоров и прочих затей…

! Проехавши пятнадцатую версту, он вспомнил: здесь, по словам Манилова, должна быть его деревня…

Гнедой – о масти лошадей, красновато-рыжий(обычно с чёрным хвостом и гривой).

Чубарый – о масти лошадей, с тёмными пятнами по светлой шерсти, пятнистый.

Кирчёные – из записной книжки Гоголя, вытесанная, когда брёвна стёсаны в гладкую стену.

Верста – старая русская мера длины, равная 1, 06 км.

Затеи – устар. Затейливые украшения.

Сильный – перестройте сложноподчинённые предложения в сложные бессоюзные, чтобы можно было поставить двоеточие. Определите, при помощи каких союзов можно проверить постановку двоеточия.

Без девчонки было бы трудно выбраться из посёлков раньше полудня, потому что дороги расползались во все стороны…

Он чувствовал, что глаза его липнули…

! Приезжий оказал необыкновенную деятельность насчёт визитов, а именно он явился даже засвидетельствовать почтение инспектору врачебной управы и городскому архитектору.

Проверка проводится: слабый, средний, сильный.

1. [ ] : [ причина].

2. [ ] : [ пояснение].

3. [ ] : [дополнение].

Вносим одновременно в таблицу.

IV. Работа на карточках в парах. Перепишите предложения, расставьте знаки препинания. Аргументируйте своё мнение. Обратить внимание на интонацию. На доске - схемы интонирования сложных бессоюзных предложений.

Без девчонки было бы трудно выбраться из посёлков раньше полудня, потому что дороги расползались во все стороны…

Без девчонки было бы трудно выбраться из посёлков раньше полудня: дороги расползались во все стороны…

Дороги расползались во все стороны – без девчонки было бы трудно выбраться из посёлков раньше полудня.
1. Приезжий гость и тут не уронил себя: он сказал какой-то комплимент, весьма приличный для человека средних лет, имеющего чин не слишком большой и не слишком маленький. 2. Манилов будет повеликатней Собакевича: велит тотчас сварить курицу, спросит и телятинки…

3. Вышед из училища, он [Чичиков] не захотел даже отдохнуть: так сильно было у него желанье скорее приняться за дело и службу. 4. Оказались кое-какие излишества: он завёл довольно хорошего повара, тонкие голландские рубашки.

Повеликатней – от гл. повелевать (иметь власть над кем-чем-либо), перен. Приказывать, указывать.

V. Закрепление. Работа с отрывком из пятой главы поэмы «Мёртвые души» Н.В. Гоголя.

1.Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчиков и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не оскобливши, пустила на свет, сказавши: «Живёт!».2. Такой же самый крепкий и на диво стачанный образ был у Собакевича: держал он его более вниз, чем вверх, шеей не ворочал вовсе и в силу такого неповорота редко глядел на того, с которым говорил, но всегда или на угол печки, или на дверь.3. Чичиков ещё раз взглянул на него искоса, когда проходили они столовую: медведь! совершенный медведь!4. Нужно же такое странное сближение: его даже звали Михайлом Семеновичем.5. Зная привычку его наступать на ноги, он очень осторожно передвигал своими и давал ему дорогу вперёд. 6.Хозяин, казалось, сам чувствовал за собою этот грех и тот же час спросил: «Не побеспокоил ли я вас?»7. Но Чичиков поблагодарил, сказав, что ещё не произошло никакого беспокойства.

Чтение учителем отрывка.

Вопросы по нему:

  • Докажите, что это текст. О чём он? Работа с иллюстрациями.

  • Работа с незнакомыми словами.

Стачанный – от стачать (сшить отдельные части чего-либо; в сапожном или портновском деле).

  • Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку.

  • Зачитайте предложения, в которых ставится тире.(1)

  • Найдите предложения, в которых ставится двоеточие, и объясните постановку знаков препинания.

  • Составьте схему 6 предложения.

  • Какова стилистическая особенность употребления двоеточий в художественном произведении? (В 1-2 предложениях используется инверсия, которая при описании мелочей быта даёт иронию вместо торжественной речи).

Подведём итоги урока.

Что нового мы сегодня узнали?

О: изучили правила постановки двоеточия, стилистическую функцию двоеточия в СБП, правила интонирования в СБП с тире и двоеточием, повторили постановку запятой, точки с запятой и тире, прикоснулись к миру художественных произведений Н.В. Гоголя, к его языку. Оценки, домашнее задание.

Домашнее задание:

§ 216, упр.203 (проследить в поэтическом тексте за использованием СБП, выписать их), по желанию – подготовить отрывок к чтению наизусть.

Закончить урок мне хочется словами Н.В. Гоголя:

«Как несметное множество церквей, монастырей с куполами, главами, крестами, рассыпано на святой, благочестивой Руси, так несметное множество племён, поколений, народов толпится, пестреет и мечется по лицу земли. И всякий народ, носящий в себе залог сил, полный творящих способностей души, своей яркой особенности и других даров Бога, своеобразно отличился каждый своим собственным словом, которым, выражая какой ни есть предмет, отражает в выраженье его часть собственного своего характера. Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовётся слово британца; лёгким щёголем блеснёт и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает своё, не всякому доступное, умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

Спасибо за урок.


Рабочий лист

Двоеточие в сложном бессоюзном предложении
1. Цифровой диктант.

1

2

3

4

5

6

7

8

9






























2. Расставьте недостающие знаки препинания, вспомните правило.

Покамест ему [Чичикову] подавались разные обычные в трактирах блюда, как-то щи с слоёным пирожком нарочно сберегаемых для проезжающих в течение нескольких неделей мозги с горошком сосиски с капустой пулярка жареная огурец солёный и вечный слоёный сладкий пирожок всегда готовый к услугам…
3. Работа с таблицей.

Двоеточие в…

Схема


Как проверить


простом предложении











в сложном бессоюзном

предложении







4. Перестройте сложноподчинённые предложения в сложные бессоюзные так, чтобы можно было поставить двоеточие. Определите, при помощи каких союзов можно проверить постановку двоеточия.
Без девчонки было бы трудно выбраться из посёлков раньше полудня потому что дороги расползались во все стороны…

Он чувствовал что глаза его липнули…

! Приезжий оказал необыкновенную деятельность насчёт визитов а именно он явился даже засвидетельствовать почтение инспектору врачебной управы и городскому архитектору.

5. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Определите смысловые отношения между простыми предложениями.

1. Приезжий гость и тут не уронил себя он сказал какой-то комплимент, весьма приличный для человека средних лет, имеющего чин не слишком большой и не слишком маленький. 2. Манилов будет повеликатней Собакевича велит тотчас сварить курицу, спросит и телятинки…

3. Вышед из училища, он [Чичиков] не захотел даже отдохнуть так сильно было у него желанье скорее приняться за дело и службу. 4. Оказались кое-какие излишества он завёл довольно хорошего повара, тонкие голландские рубашки.
6. Отрывок из пятой главы поэмы «Мёртвые души» Н.В. Гоголя.

1.Известно что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то напильников, буравчиков и прочего но просто рубила со всего плеча хватила топором раз вышел нос, хватила в другой вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не оскобливши, пустила на свет, сказавши: «Живёт!».2. Такой же самый крепкий и на диво стачанный образ был у Собакевича держал он его более вниз, чем вверх, шеей не ворочал вовсе и в силу такого неповорота редко глядел на того с которым говорил но всегда или на угол печки или на дверь.3. Чичиков ещё раз взглянул на него искоса когда проходили они столовую: медведь! совершенный медведь!4. Нужно же такое странное сближение его даже звали Михайлом Семеновичем.5. Зная привычку его наступать на ноги он очень осторожно передвигал своими и давал ему дорогу вперёд. 6.Хозяин, казалось, сам чувствовал за собою этот грех и тот же час спросил Не побеспокоил ли я вас? 7. Но Чичиков поблагодарил сказав что ещё не произошло никакого беспокойства.

Вопросы по нему:

  • Докажите, что это текст.

  • Работа с незнакомыми словами.

  • Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку.

  • Зачитайте предложения, в которых ставится тире.

  • Найдите предложения, в которых ставится двоеточие, и объясните постановку знаков препинания.

  • Составьте схему 6 предложения.

  • Какова стилистическая особенность употребления двоеточий в художественном произведении?

Домашнее задание:

§ 216, упр.203 (проследить в поэтическом тексте за использованием СБП, выписать их), по желанию – подготовить отрывок к чтению наизусть

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Цель: изучение правил постановки двоеточие в сложном бессоюзном предложении на основе наблюдения за особенностями текста поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» iconУрок по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Тема урока: «Итоговый урок по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Сравнительный анализ экранизации поэмы с авторским текстом»
Цель: изучение правил постановки двоеточие в сложном бессоюзном предложении на основе наблюдения за особенностями текста поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» iconКонспект урока тема урока «Знаки препинания в бессоюзном сложном...
Цель урока: формирование знаний учащихся о постановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении
Цель: изучение правил постановки двоеточие в сложном бессоюзном предложении на основе наблюдения за особенностями текста поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» iconРуководство по усвоению учебного содержания уэ-0 Тема урока «Повторение...
Конспект модульного урока по русскому языку в 9 классе по теме «Повторение изученного о бессоюзном сложном предложении»
Цель: изучение правил постановки двоеточие в сложном бессоюзном предложении на основе наблюдения за особенностями текста поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Изобразительно-выразительная роль причастий в художественном тексте» ( фрагмент поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
Цель: изучение правил постановки двоеточие в сложном бессоюзном предложении на основе наблюдения за особенностями текста поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» iconРеферат-размышление на тему: «Почему Николай Васильевич Гоголь сжёг...
«Почему Николай Васильевич Гоголь сжёг ii-ой том поэмы «Мёртвые души»? (мнения пользователей сети Internet)»
Цель: изучение правил постановки двоеточие в сложном бессоюзном предложении на основе наблюдения за особенностями текста поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» iconОтзыв на реферат «Россия в произведениях Н. В. Гоголя»
«Россия в произведениях Н. В. Гоголя» (по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»), написанный Ларионовой Дарьей Олеговной, ученицей 10...
Цель: изучение правил постановки двоеточие в сложном бессоюзном предложении на основе наблюдения за особенностями текста поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» iconДля аттестации Кто они, «мертвые души»? (Образы помещиков в поэме...
Методическая разработка составлена в соответствии с Программой дисциплины «Стратегический менеджмент» и состоит из двух частей: 1...
Цель: изучение правил постановки двоеточие в сложном бессоюзном предложении на основе наблюдения за особенностями текста поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» iconКонспект урока русского языка в 11 классе. Тема: «Знаки препинания...
Тема: Русь между Востоком и Западом. Борьба с внешней агрессией в XIII веке. На изучение темы отведено 6 уроков
Цель: изучение правил постановки двоеточие в сложном бессоюзном предложении на основе наблюдения за особенностями текста поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» iconУрока: "Понятие о бессоюзном сложном предложении"
Домашнее задание по русскому языку для 5Б класса. (от Пырьевой Елены Владимировны)
Цель: изучение правил постановки двоеточие в сложном бессоюзном предложении на основе наблюдения за особенностями текста поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» iconТема урока: знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Домашнее задание по русскому языку для 5Б класса. (от Пырьевой Елены Владимировны)
Цель: изучение правил постановки двоеточие в сложном бессоюзном предложении на основе наблюдения за особенностями текста поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» iconКонспект урока по теме: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»
Домашнее задание по русскому языку для 5Б класса. (от Пырьевой Елены Владимировны)
Цель: изучение правил постановки двоеточие в сложном бессоюзном предложении на основе наблюдения за особенностями текста поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» iconУрок русского языка в 9-м классе "Тире в бессоюзном сложном предложении"
Домашнее задание по русскому языку для 5Б класса. (от Пырьевой Елены Владимировны)
Цель: изучение правил постановки двоеточие в сложном бессоюзном предложении на основе наблюдения за особенностями текста поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «Бессоюзные сложные предложения. Понятие о бессоюзном сложном предложении»
Цель: изучение правил постановки двоеточие в сложном бессоюзном предложении на основе наблюдения за особенностями текста поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обосновать правильность выбора знаков препинания в бессоюзном сложном предложении
Цель: изучение правил постановки двоеточие в сложном бессоюзном предложении на основе наблюдения за особенностями текста поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» iconТема: Виды предложений по количеству грамматических основ ( простые и сложные), 5 класс
Цель: закрепить знания о сложном предложении на основе изученного о простом предложении; вырабатывать умение определения
Цель: изучение правил постановки двоеточие в сложном бессоюзном предложении на основе наблюдения за особенностями текста поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» iconКласс: 9 Цели урока
Образовательная: усвоение обучающимися особенностей знаков препинания в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск