Конспект урока по теме: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»





Скачать 67.84 Kb.
НазваниеКонспект урока по теме: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»
Дата публикации28.09.2013
Размер67.84 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Астрономия > Конспект


Конспект урока по теме:
«Знаки препинания

в бессоюзном сложном предложении»

10 класс

Цель: Повторить и углубить знания учащихся о пунктуации в бессоюзном сложном предложении. Выработать навыки по составлению алгоритма постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении. Закрепить умения переноса теоретического материала в таблицу и ее использование.
Ход урока:

  1. Орг. момент. Сообщить учащимся о целях и задачах урока.




  1. Повторение видов сложных предложений, их признаков. (Учащиеся работают с теоретической частью §78, готовят вопросы друг другу по теории)

- Назовите виды сложных предложений.

(сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное сложное)

- Каковы отношения между частями в сложных предложениях?

( в ССП – равноправны, в СПП – одна подчинена другой, в БСП – различные)

- Назовите средства связи в сложных предложениях.

(в ССП – сочинительные союзы, в СПП – подчинительные союзы, в БСП – интонация)


  1. – Дайте определение бессоюзного сложного предложения.

- Какие знаки препинания употребляют между частями бессоюзного сложного предложения?

( , ; - :)

- От чего зависит выбор знака?

(от отношения между частями)

- Составьте алгоритм распознавания знаков препинания.

Бессоюзное сложное предложение


части равноправны части неравноправны

(=ССП) (=СПП)
части не осложнены части распространены вторая часть

А) раскрывает содержание первой;

( а именно)

запятая точка с запятой Б) указывает причину (потому что);

В) дополняет

да нет
двоеточие тире

Тире (для самопроверки)


  1. Вторая часть содержит:

а) вывод, следствие (так что);

б) сравнение (будто, словно).

2) Первая часть имеет значение:

а) условия (если);

б) времени (когда).

3) Обе части содержат:

а) быструю смену действий;

б) противопоставление (союз а).
Составление алгоритма производится на основе теоретического материала, данного в §78 учебника Л.Э. Розенталя «Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов».


  1. В качестве закрепления учащимся предлагается заполнить примерами таблицу «Знаки препинания в БСП». Слева – обоснование пунктуационного знака, справа – пример, выбранный учащимся из упражнений параграфа: 428, 429 и др.




Обоснование

пунктуационного знака

Примеры

  1. Части равноправны:

А) части не осложнены,

Б) части распространены (осложнены)

Лошади тронулись, колокольчики загремели, кибитка полетела. (П.)

Я ждал, схватив рогатый сук, минуты битвы; сердце вдруг зажглося жаждою борьбы и крови. (Л.)


  1. Части неравноправны:

(одна зависит от другой)

Двоеточие

Вторая часть раскрывает содержание первой;

Вторая часть указывает на причину (потому что);

В первой части глагол со значением речи, мысли, чувства.

Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой. (Гр.)

Не нагнать тебе бешеной тройки: они сыты и крепки, и бойки. (Н.)

Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. (Т.)

Тире

Быстрая смена событий;

Противопоставление;

1 часть – условие;

1 часть – время;

2 часть – следствие;

2 часть – сравнение.

Сыр выпал – с ним была плутовка такова. (К.)

Чин следовал ему – он службу вдруг оставил. (Гр.)

Назвался груздем – полезай в кузов.

Упадет луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом. (М.Г.)

Дунул ветер – все дрогнуло, ожило, засмеялось. (М.Г.)

Молвит слово – соловей поет. (Л.)




  1. Запись предложений под диктовку, объяснение пунктограмм:

1.Товарищ, верь, взойдет она, звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна… (А.С.Пушкин)

2.Мне грустно, потому что я люблю и знаю: молодость цветущую твою не пощадит молвы коварное гоненье. (М.Ю. Лермонтов)

3.Болтун подобен маятнику: того и другого надо остановить. (К.Прутков)

4. Пришел июнь – на рыбалку плюнь.

5.Была бы спина – найдется и вина.


  1. Пунктуационный диктант.

Учащиеся вставляют пропущенные знаки препинания (задания прилагаются).


  1. Подведение итогов урока.

  2. Домашнее задание: выучить теорию §78, выписать примеры.


Приложение 1

ТЕСТ

Тире и двоеточие в различных синтаксических конструкциях
Вариант 1
Вставьте, где нужно, тире или двоеточие.


  1. На красноватой траве, на былинках, на соломенках вс всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин.

  2. Я обернулся на пороге стоял Дерсу.

  3. Любовь и дружба взаимное эхо они дают столько, сколько берут.

  4. Девушка это было видно по ее глазам отметила, сколь изменился с недавних пор ее земляк.

  5. Савельич дергал меня за рукав, говоря «Выходи, сударь, приехали».

  6. Этим летом я поехал в Тарусу тихий городок на Оке.

  7. Над лесом, освещенные солнцем, от земли до неба стоят столбы там дождь идет.

  8. Для всякого прорастания нужны два условия тепло и влага.

  9. От ученого набирайся ума, а от мастера сноровки.

  10. Хотел рисовать кисти выпадали из рук, пробовал читать взоры его скользили над строками.

  11. Расчудесное это занятие снегирей ловить.

  12. «Честное благородное слово, краснея, говорила Наташа, никому не скажу».

  13. Местность была поразительно однообразна поляны, перелески, овраги все это было похоже друг на друга.

  14. «Ах, ты, сердечный!» подумала мать и вздохнула.

  15. Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине

Кот кататься не привык

Опрокинул грузовик.


ТЕСТ

Тире и двоеточие в различных синтаксических конструкциях
Вариант 2
Вставьте, где нужно, тире или двоеточие.


  1. Две силы наиболее успешно содействуют воспитанию культурного человека искусство и наука.

  2. Вот уже и утро наступает, а из спального мешка вылезать неохота холодно.

  3. Пять и шесть одиннадцать.

  4. «О Вашем деле, обратился князь Андрей опять к Борису, мы поговорим после».

  5. Красна птица перьями, а человек уменьями.

  6. Из множества лесных звуков пения птиц, треска кузнечиков, журчания ручья самый веселый и радостный звук песня луговых и полевых жаворонков.

  7. Все чаще мирное небо мутили мятежные тучи вестники надвигающихся холодов.

  8. Друга спасти великая честь.

  9. Мой приход я это мог заметить сначала несколько смутил гостей.

  10. Вдруг он обратился к матушке «Авдотья Васильевна, сколько лет Петруше?»

  11. Мартовские ночи длинные можно успеть отдохнуть и наговориться.

  12. Ни музы, ни труды, ни радости досуга ничто не заменит единственного друга.

  13. «Хорошая она девушка», неопределенно проговорила мать, думая о том, что сообщил ей Егор.

  14. Наша Таня громко плачет

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь

Не утонет в речке мяч.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по теме: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» iconКонспект урока тема урока «Знаки препинания в бессоюзном сложном...
Цель урока: формирование знаний учащихся о постановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении
Конспект урока по теме: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» iconРуководство по усвоению учебного содержания уэ-0 Тема урока «Повторение...
Конспект модульного урока по русскому языку в 9 классе по теме «Повторение изученного о бессоюзном сложном предложении»
Конспект урока по теме: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» iconТема урока: знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Домашнее задание по русскому языку для 5Б класса. (от Пырьевой Елены Владимировны)
Конспект урока по теме: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» iconКонспект урока русского языка в 11 классе. Тема: «Знаки препинания...
Тема: Русь между Востоком и Западом. Борьба с внешней агрессией в XIII веке. На изучение темы отведено 6 уроков
Конспект урока по теме: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» iconКласс: 9 Цели урока
Образовательная: усвоение обучающимися особенностей знаков препинания в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать...
Конспект урока по теме: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» iconКонспект урока «Бессоюзные сложные предложения» Ф. И. О. Мадьярова...
Образовательная: усвоение обучающимися особенностей знаков препинания в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать...
Конспект урока по теме: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» icon«Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях»
Цель занятия: повторить материал о союзном сложном предложении, уметь находить союзные сложные предложения в устной и письменной...
Конспект урока по теме: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обосновать правильность выбора знаков препинания в бессоюзном сложном предложении
Конспект урока по теме: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование умения определять роль союзов в предложении; закрепление умения ставить знаки препинания при однородных членах и в сложном...
Конспект урока по теме: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» iconОбособленные уточняющие члены предложения. Знаки препинания при них
...
Конспект урока по теме: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» iconУрока: "Понятие о бессоюзном сложном предложении"
Домашнее задание по русскому языку для 5Б класса. (от Пырьевой Елены Владимировны)
Конспект урока по теме: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» iconПлан-конспект урока русского языка, разработанный в рамках реализации...
...
Конспект урока по теме: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема и номер урока в теме Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания в простом осложненном предложении, 9 урок
Конспект урока по теме: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» iconУрок по русскому языку в 9 классе по теме: «Знаки препинания в сложносочиненном предложении»
Тип урока : объяснение нового материала (подача учебного материала на крупноблочной основе)
Конспект урока по теме: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» iconЦель: изучение правил постановки двоеточие в сложном бессоюзном предложении...

Конспект урока по теме: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» iconУрока Тема урока Цель урока
Введение. Синтаксис и пунктуация. Основные принципы русской пунктуации. Интонация и ее роль в предложении. Знаки препинания в конце...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск