Скачать 76.66 Kb.
|
Урок русского языка в 9-м классе "Тире в бессоюзном сложном предложении" Цели урока:
Оборудование урока:
Ход урока 1.Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. - А сейчас давайте вспомним тему, которую мы изучили на предыдущем уроке. (Постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении). - Ребята, в каких случаях ставится двоеточие в бессоюзном сложном предложении? (Дети отвечают). - Каждый из вас выполнял домашнюю работу на карточке, давайте проверим. Карточка с домашним заданием (знаки не проставлены):
- Прочитайте предложения, где двоеточие ставится потому, что вторая часть имеет значение причины; затем предложения, где вторая часть имеет значение пояснения; и предложения, в которых вторая часть имеет значение изъяснения. (Дети отвечают). - Ребята, какое предложение вызвало затруднения? (Мир строит – война разрушает). - Верно, это предложение лишнее, в нём нельзя поставить двоеточие. Оно относится к теме сегодняшнего урока. Открываем тетради, записываем число и тему урока. - Кто попробует сформулировать цель нашего урока? (Ученики отвечают). 3. Повторение темы “Постановка тире в простом предложении”. - Ребята, какую тему следует повторить, прежде чем перейти к новой? (Постановка тире в простом предложении). -Я обращаю ваше внимание на экран: читаем предложение, объясняем правило. (Слайд №2 в презентации):
(Дети работают устно). - Ребята, прокомментируйте понравившееся вам высказывание. - Итак, применяя правило постановки тире, в первую очередь определяем структуру предложения. 4. Объяснение нового материала. - Сегодня у нас не совсем обычный урок. Вы, ребята, выступите в роли учителя, объясняющего классу новую тему. Для этого вы самостоятельно изучали параграф учебника, объединившись в группы. Каждая группа представляет одно положение правила. ( Ученики каждой группы выходят к доске и объясняют тему, используя подготовленные плакаты, выполненные в виде таблицы, опорного конспекта, схемы. Примеры для подтверждения теории и затем для закрепления материала учащиеся выбирали из разных источников: сборника текстов для изложений, художественной литературы, справочника Д.Розенталя ). 1 группа: В бессоюзном сложном предложении ставится тире, когда первая часть имеет значение времени или условия. Например: Наконец, пробила слеза – мы очнулись. Примеры выбирали из сборника текстов для проведения экзамена по русскому языку за курс основной школы. 2 группа: В бессоюзном сложном предложении ставится тире, если вторая часть имеет значение следствия, результата. Например: Говорят, нынче новая эра – устарели отцы для примера. Примеры взяли из произведений писателей . 3 группа: В бессоюзном сложном предложении ставится тире, если содержание первой части противопоставляется содержанию второй части, например: Труд человека кормит –лень портит. В качестве примеров использовали пословицы и поговорки. 4 группа: Тире также ставится, если в бессоюзном сложном предложении выражена быстрая смена событий. Например: Сыр выпал – с ним была плутовка такова. Кроме того, мы поработали со справочником Д.Розенталя и хотим добавить ещё один пункт: Тире ставится, когда содержание второй части сравнивается с содержанием первой части, например: Молвит слово– соловей поёт. Примеры искали в художественной литературе. - Ребята, я обобщу сказанное вами. Внимание на экран. (Учитель работает со слайдом №3 “Тире в БСП”). - Итак, тире в бессоюзном сложном предложении ставится, когда первая часть имеет значение времени или условия. Скажите, каким сложным предложениям синонимичны бессоюзные предложения в данном случае? (Такие БСП синонимичны СПП с придаточными времени или условия). - Тире в бессоюзном сложном предложении ставится, когда вторая часть имеет значение следствия, результата. В этом случае они синонимичны…? (В этом случае они синонимичны СПП с придаточными следствия). - Тире в БСП ставится, если вторая часть имеет значение сравнения. Такие БСП синонимичны…? (Такие БСП синонимичны СПП с придаточными сравнения). - Тире ставится, если в предложении есть противопоставление. Они синонимичны…? (Они синонимичны ССП с противительными союзами). - В БСП ставится тире, если в предложении выражена быстрая смена событий. - Давайте вернёмся к предложению из домашней работы и объясним постановку тире в нём. 5. Закрепление изученного.
Слайд №4: Если в БСП содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго, то между ними ставится:
Слайд №5: Узнаешь меня – перестанешь бояться.
Слайд №6: Если в БСП первое предложение указывает на время действия того, о чём говорится во втором предложении, то между ними ставится:
Слайд №7: Служить бы рад – прислуживаться тошно.
Слайд №8: Если в БСП второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом, между ними ставится:
6. Проверочная работа (срез знаний). Цифровой диктант. У каждого ученика карточка с таблицей, которую нужно заполнить.
Учитель диктует предложения, ученики вписывают в таблицу только номера предложений.
- Обменяйтесь карточками в парах, проверьте работу одноклассника. - А теперь смотрим на экран, сверяем с правильными ответами (слайд №9). 7. Самостоятельная работа. Расстановка знаков препинания в БСП из теста ЕГЭ (слайд № 10, знаки не проставлены): Сильный ветер внезапно загудел в вышине деревья забушевали крупные капли дождя резко застучали и зашлёпали по листьям сверкнула молния гроза разразилась. - Самопроверка (слайд №11). 8. Сообщение заранее подготовленной ученицы“Частотность употребления двоеточия и тире в современной печати и в художественной литературе”. Я просмотрела несколько газет, журналов с целью сравнить употребление двоеточия и тире. Как выяснилось, чаще отдаётся предпочтение тире, чем двоеточию. Ту же картину я увидела. Читая произведения художественной литературы, особенно стихотворения. Вероятно, это объясняется тем, что тире требует длительной паузы, а это помогает пишущему привлечь внимание читателя, сделать акцент на важных вопросах, противопоставить явления. В процентном соотношении получилось приблизительно так: 70% -постановка тире, 30% - постановка двоеточия (слайд№12). Так что можно сделать вывод, что тире –модный знак сегодня. Тем не менее мы должны в первую очередь ориентироваться на правила, которые изучили. 9. Рефлексия. Итоги урока. - Ребята, напишите о ваших впечатлениях об уроке в виде синквейна или небольшого эссе. Прочитайте. (Ученики зачитывают несколько работ). 10. Домашнее задание.
Презентация к уроку. |
План-конспект урока русского языка, разработанный в рамках реализации... ... | Руководство по усвоению учебного содержания уэ-0 Тема урока «Повторение... Конспект модульного урока по русскому языку в 9 классе по теме «Повторение изученного о бессоюзном сложном предложении» | ||
Конспект урока тема урока «Знаки препинания в бессоюзном сложном... Цель урока: формирование знаний учащихся о постановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении | Конспект урока русского языка в 11 классе. Тема: «Знаки препинания... Тема: Русь между Востоком и Западом. Борьба с внешней агрессией в XIII веке. На изучение темы отведено 6 уроков | ||
Урока: "Понятие о бессоюзном сложном предложении" Домашнее задание по русскому языку для 5Б класса. (от Пырьевой Елены Владимировны) | Тема урока: знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Домашнее задание по русскому языку для 5Б класса. (от Пырьевой Елены Владимировны) | ||
Цель: изучение правил постановки двоеточие в сложном бессоюзном предложении... | Конспект урока по теме: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» Домашнее задание по русскому языку для 5Б класса. (от Пырьевой Елены Владимировны) | ||
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Сложное предложение» Образовательные: познакомить с понятием сложного предложения; учить находить сложные предложения в тексте; ставить запятые в сложном... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: «Бессоюзные сложные предложения. Понятие о бессоюзном сложном предложении» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обосновать правильность выбора знаков препинания в бессоюзном сложном предложении | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Элективного курса по русскому языку для учащихся 11 класса «Употребление тире в простом и сложном предложении» | ||
Пресс-релиз методической недели Урок русского языка в 4 в классе «Закрепление пройденного материала о предложении». Учитель Астайкина Т. А | Урок-тренинг в 9-м классе по теме: «Сложное предложение» Цели урока: 1 повторение и обобщение знаний учащихся о сложном предложении; закрепление пунктуационных умений | ||
Класс: 9 Цели урока Образовательная: усвоение обучающимися особенностей знаков препинания в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать... | Урок русского языка в 11 классе Урок русского языка в 11 классе Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка”. /2 часа |