Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 384.33 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации04.04.2014
Размер384.33 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3


Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования

«Краснодарский государственный университет культуры и искусств»
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, профессор

Стражникова Татьяна Ивановна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Черватюк Петр Акимович
доктор искусствоведения, профессор

Юнусова Виолетта Николаевна
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Московский

государственный университет

культуры и искусств»

Защита состоится «13» марта 2012 года в 12 часов на заседании диссертационного совета ДМ 210.007.03. в ФГБОУ ВПО «Краснодарский государственный университет культуры и искусств» по адресу: 350072, г. Краснодар, ул. 40 лет Победы, д. 33, ауд. 116.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Краснодарский государственный университет культуры и искусств»

Текст автореферата размещен на сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ по адресу: http://vak.ed.gov.ru/

«10» февраля 2012 года.

Автореферат разослан «10» февраля 2012 г.

c:\users\2ce9~1\appdata\local\temp\finereader10\media\image1.jpeg


Ученый секретарь

диссертационного совета Т. И. Стражникова
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования состоит в том, что в нем рассматриваются проблемы модернизации системы образования в современной России, направленной на воспитание творческой личности, способной к инновационной деятельности. Развитию креативности детей в значительной мере способствует сложившаяся к настоящему времени в нашей стране многоуровневая система музыкального образования. Особую роль в ней играют учреждения дополнительного образования детей, которые в условиях современного мира способствуют реализации креативного начала у школьников, развитию у них таких способностей, как музыкальное мышление, творческое воображение.

Обучение игре на фортепиано – объемный, сложный, многосоставный процесс, где основной целью, наряду с формированием пианистических умений и навыков, является развитие общемузыкальных способностей младших школьников, среди которых важное место занимает продуктивное, творческое воображение, позволяющее в процессе исполнения музыкальных произведений самостоятельно создавать новые художественные образы на основе прошлых восприятий. Особенно значимым является изучение специфики творческого воображения, рассмотрение закономерностей его развития в ключевом для становления личности младшем школьном возрасте.

Анализ деятельности образовательных учреждений показал, что одна из главных задач педагогов в классе фортепиано – пробудить фантазию учащихся, научить осмысленно и адекватно воспринимать и передавать музыкальные образы. Однако при этом упускается из вида следующий важный аспект, являющийся предметом специального изучения: становление исполнительских навыков, творческих способностей юных пианистов во многом связано с процессом формирования музыкальных образов, возникающих в результате деятельности творческого воображения. В этом контексте необходимо переосмысление содержания обучения младших школьников, разработка и реализация концепции формирования творческого воображения у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано.

Почти вся материальная и духовная культура является продуктом творческого воображения людей. Благодаря ему человек создает художественные произведения, разумно планирует свою деятельность, управляет ею. Как показали исследования Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других ученых, воображение выступает не только как предпосылка эффективного усвоения младшими школьниками новых знаний, но и является условием саморазвития личности, творческого преобразования имеющихся у детей знаний, определяет эффективность учебно-воспитательной работы в детских школах искусств.

Творческое воображение способствует решению креативных задач в классе фортепиано, делает процесс обучения интересным и продуктивным, побуждает к поиску новых содержательно-образных характеристик музыкальных сочинений, помогает юным музыкантам убедительно донести до слушателя исполнительский замысел. Вместе с тем, современные младшие школьники испытывают большие трудности в процессе художественного воплощения содержания музыкального произведения, самостоятельного создания музыкальных образов. Оригинальная исполнительская интерпретация сочинения возможна лишь при наличии соответствующего уровня исполнительской подготовки, сформированного творческого воображения у юных музыкантов, в то же время проблема разработки теоретических и практических аспектов формирования исследуемого феномена у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано остается неразрешенной. Именно необходимостью формирования творческого воображения, направленного на создание ярких музыкальных образов, становление личностного исполнительского стиля юных пианистов в процессе обучения игре на фортепиано, и определяется актуальность настоящего исследования.

Степень научной разработанности проблемы исследования

Каждая эпоха выдвигала свои задачи, связанные с воспитанием личности ребенка. Главное, на что педагоги обращали внимание во все времена, – это на этическую сторону воспитания, формирование творческих способностей учащихся, среди которых особое место отводилось воображению.

Феномен воображения волнует лучшие философские умы на протяжении многих столетий. В эпоху Просвещения проблема развития творческого воображения стала предметом особого внимания ученых, психологов и представителей других наук. Попытки экспериментального исследования функций воображения были сделаны на рубеже XIX-XX веков В. Вундтом, Т. Рибо, Э. Мейман, С. Д. Владычко. Зарубежные исследователи воображения (В. Штерн, Д. Дьюи) особенно отмечали, что у детей воображение более ярко и оригинально, чем у взрослых.

Особую значимость для нашей работы имеют исследования Дж. Гилфорда, посвященные проблеме творческого (дивергентного) мышления, также работы, в которых рассматривается развитие творческого мышления в детском возрасте, в числе которых исследования Е. П. Торренса, Й. В. Гетцельса, П. В. Джексона.

Дальнейшее исследование природы творчества связано с такими именами, как А. Борчиков, А. В. Брушлинский, С. Л. Катречко, Л. С. Коршунова, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, Ю. М. Романенко, И. М. Розет, В. М. Розин, Т. В. Себар, А. Ю. Семаш. Отдельным вопросам изучаемой проблемы, возрастным особенностям учащихся посвящены труды Д. Б. Богоявленской, Л. С. Выготского, Л. В. Запорожец, В. А. Крутецкого, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова. Различные аспекты соотношения воображения с другими познавательными процессами рассматривались в трудах отечественных ученых: Л. С. Выготского, И. Р. Батаева, А. В. Дидецкого, О. М. Дьяченко, Г. Д. Кирилловой, А. В. Петровского, М. А. Холодной, Н. Б. Шумаковой, В. С. Юркевич, Д. Б. Эльконина и др.; вопросы функционального развития воображения – в работах Е. И. Игнатьева, Э. В. Ильенкова и др.

Для нашего исследования особую ценность имеют труды А. В. Петровского и М. Б. Беркинблит, в которых творческое воображение представлено как функциональный компонент целостной познавательной деятельности, а также работы М. М. Нудельмана, С. К. Сиволапова, Н. А. Цыпиной, в которых внимание акцентируется на связи воображения и мышления. Взаимосвязь воображения и памяти освещали Л. С. Выготский, З. М. Истомина, А. А. Люблинская. Роль воображения в контексте общего психического развития ребенка прослеживалась В. В. Давыдовым, Е. Е. Сапоговой, Ю. А. Полуяновым и другими авторами. Творческий подход к проблеме развития креативных способностей личности отражен в работах по общей педагогике (В. И. Андреев, В. А. Кан-Калик, А. В. Хуторской). Воображение как самостоятельный психический процесс раскрывается в исследованиях Г. С. Абрамова, Т. В. Розановой.

Многие ученые, педагоги и музыканты рассматривали вопросы эстетического воспитания детей средствами музыкального искусства. К.Н. Вентцель, Е. Н. Водовозова, А. Н. Карасев, А. Л. Маслов, А. И. Пузыревский разрабатывали концепции, системы и методики музыкального воспитания и обучения детей музыке. Н. П. Корыхалова, Н. Н. Токина, Ю. В. Капустин, М. Э. Фейгин, Е. Г. Гуренко, Г. С. Тарасов обращали внимание на формирование исполнительского замысла, интерпретацию музыкального произведения.

В трудах С. И. Кириенко, Т. С. Комаровой, А. Г. Ковалева, В. С. Кузина, Н. М. Сокольниковой и других ученых деятельность творческого воображения рассматривается как необходимая составляющая одаренности исполнителя. Методологические подходы к разработке исследуемого феномена содержатся в работах Г. М. Когана, А. Д. Алексеева, Г.П. Прокофьева, М. Э. Фейгина, Л. Б. Дмитриева, Н. А. Голубовской, Н. П. Корыхаловой. Активизации творческого воображения средствами театра посвящена система выдающегося режиссера и театрального педагога К. С. Станиславского.

Проблема интерпретации музыкального произведения, создания ярких исполнительских образов нашла отражение в педагогических установках русского пианиста, композитора А. Г. Рубинштейна; дальнейшее развитие взглядов великого музыканта освещено в работах его учеников М. Н. Бариновой, И. Гофмана. Значительный вклад в решение проблемы развития творческого воображения у обучаемых внесли русский пианист и композитор Ф. М. Блуменфельд, методисты М. Н. Курбатов и И.Т. Назаров.

Идеи активизации музыкально-слуховых представлений в исполнительской деятельности рассматривали К. Н. Игумнов, Г. Р. Гинзбург, Я. И. Зак, Л. А. Баренбойм, Л. Н. Оборин, Г. Г. Нейгауз, Л. В. Николаев, В. Г. Ражников, М. С. Старчеус, Ю. А. Цагарелли и др. Г. М. Коган также отмечал важность накопления музыкально-слуховых представлений для реализации художественного замысла произведения.

Как показывает анализ литературы по теме исследования, проблема развития творческого воображения всегда интересовала музыкантов-педагогов и ученых, что свидетельствует о важности исследуемой проблемы. Однако в предшествующих теоретических трудах, учебно-методических пособиях чаще всего рассматривался феномен музыкального воображения, в то время как вопросы формирования творческого воображения в контексте обучения младших школьников в классе фортепиано целенаправленно не исследовались.

Проанализировав современное состояние вопроса формирования творческого воображения у младших школьников в процессе их обучения в классе фортепиано, мы выявили проблему исследования, которая заключается в разрешении противоречия между необходимостью обновления традиционной системы дополнительного образования детей и недостаточным уровнем научно-методических исследований, обеспечивающих модернизацию системы обучения детей в ДШИ и ДМШ; между потребностью общества в креативных личностях, обладающих ярким творческим воображением, и недостаточной разработанностью системы формирования творческого воображения как необходимой составляющей одаренности музыканта-исполнителя.

Цель исследования – разработка теоретических основ и педагогических условий формирования творческого воображения у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано.

Задачи исследования:

– изучить современные научные и художественные представления о сущности творческого воображения и его роли в исполнительской деятельности юных пианистов;

– уточнить в контексте исследования сущность и структуру творческого воображения;

– разработать и апробировать педагогические условия формирования творческого воображения младших школьников в классе фортепиано;

– экспериментально подтвердить эффективность разработанных в диссертации педагогических условий формирования творческого воображения у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано.

Объект исследования – учебно-образовательный процесс обучения младших школьников игре на фортепиано.

Предмет исследования – педагогические условия формирования творческого воображения у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано.

Гипотеза исследования. Успешному формированию творческого воображения у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано способствуют следующие условия:

– формирование у школьников положительной мотивации на художественно-творческую деятельность;

– ориентация педагога на формирование творческого воображения у школьников в процессе обучения в классе фортепиано, на активизацию их творческой фантазии, воображения;

– использование специальных принципов, методов и приемов формирования творческого воображения у младших школьников в классе фортепиано;

– развитие навыков творческого музицирования (импровизации, сочинения) с целью формирования творческого воображения.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: фундаментальные труды в области педагогики и психологии, посвященные структуре творческого воображения (Д. Б. Богоявленская, А. М. Матюшкин, Е. И. Игнатьев, К. И. Вересотская, М. М. Нудельман, М. И. Ушакова, Ж. И. Шиф, А. Н. Рязанова, И. П. Фарман); идеи развития творческого воображения, выдвинутые в психологии общего, художественного и музыкального образования (Л. С. Выготский, Е. В. Назайкинский, В. И. Петрушин, Б. М. Теплов, Г. М. Цыпин, О. В. Боровик, Л. Л. Бочкарев, А. В. Брушлинский, Е. Л. Яковлева) и музыкальной педагогике (Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Л. Г. Арчажникова, В. Г. Ражников, Р. П. Радынова); теоретические основы феномена воображения и творчества (А. Раппапорт, А. Я. Дудецкий, А. Е. Лукьянов, А.А. Мелик-Пашаев, Л. Ю. Субботина, В. В. Цымбалов); теория и практика музыкального исполнительства (Л. А. Баренбойм, Й. Гат, Г. Г. Нейгауз, Г. П. Прокофьев, С. И. Савшинский, С. Е. Фейнберг, О. Ф. Шульпяков, Н. П. Корыхалова, С. С. Карась, Н. А. Голубовская, Ю. А. Цагарелли, Г. М. Цыпин).

Методы исследования, использованные в работе, можно разделить на три вида: теоретические – анализ, синтез, аналогия; эмпирические –наблюдение, анкетирование, анализ учебных программ и учебно-методических пособий, беседа, анализ и обобщение практического опыта; педагогический эксперимент и математико-статистические – регистрация, шкалирование, математическая обработка полученных результатов.

Опытно-экспериментальная база исследования – МОУ ДОД «Энемская ДШИ» Тахтамукайского района Республики Адыгея, класс специального фортепиано

Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2005–2011 годов и состояло из трех основных этапов.

На первом этапе, теоретико-поисковом (2005/2006 – 2006/2007 учебный год) изучалось состояние исследуемой проблемы в теории и практике музыкального образования, проводился теоретический анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой, фортепианной литературы по проблеме исследования. Были определены актуальность, цель, предмет, задачи, разработаны общая концепция, методологические основы, комплекс методов исследования. На этом этапе сформулирована рабочая гипотеза и выполнен констатирующий этап эксперимента.

На втором этапе, опытно-экспериментальном (2007/2008 – 2009/2010 учебные годы) были подвергнуты экспериментальной проверке педагогические условия и учебная программа формирования творческого воображения у младших школьников в классе фортепиано. Проведен формирующий этап эксперимента и осуществлена апробация разработанных педагогических условий.

На третьем, контрольном этапе (2010/2011 учебный год) педагогического эксперимента происходило обобщение, систематизация и анализ полученных в ходе диссертационного исследования результатов, формулировались основные выводы исследования и рекомендации по их использованию на практике, оформлялись материалы диссертационного исследования.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск