Воспитание образа телесного я детей 5-7 лет средствами музыкальной деятельности п





Скачать 378.35 Kb.
НазваниеВоспитание образа телесного я детей 5-7 лет средствами музыкальной деятельности п
страница1/3
Дата публикации12.08.2014
Размер378.35 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3
На правах рукописи

АГАРЕВА Мария Владимировна

ВОСПИТАНИЕ ОБРАЗА ТЕЛЕСНОГО Я

ДЕТЕЙ 5–7 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ

МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

П

13. 00. 01 — общая педагогика,
история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Волгоград — 2012
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального
образования «Волгоградский государственный
социально-педагогический университет».
Научный руководитель — кандидат педагогических наук, доцент

Богачинская Юлия Сергеевна.

Официальные оппоненты: Корепанова Марина Васильевна, доктор
педагогических наук, профессор (ФГБОУ
ВПО «Волгоградский государственный
социально-педагогический университет»,
профессор кафедры педагогики дошколь-
ного образования);
Волчанская Тамара Викторовна, кандидат
педагогических наук, доцент (АНО ВПО
«Московский гуманитарно-экономиче-
ский институт», Волгоградский филиал,
доцент кафедры общей и социальной пси-
хологии).
Ведущая организация — ГБОУ ВПО «Ставропольский государст­-
венный педагогический институт».
Защита состоится 26 апреля 2012 г. в 14.30 час. на заседании диссертационного совета Д 212.027.02 в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете по адресу: 400131, г. Волго­град, пр. им. В.И. Ленина, 27.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Волго­град­ского государственного социально-педагогического университета.
Текст автореферата размещен на официальном сайте Волгоградского государственного социально-педагогического университета: http://www. vspu.ru 26 марта 2012 г.
Автореферат разослан 26 марта 2012 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета А. А. Глебов
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В современных условиях преобразования и инновационного развития образовательных учреждений возникает проблема организации педагогических процессов, обеспечивающих самоопределение и самопознание ребенка. Самым ранним этапом осмысления ребенком своего Я является формирование его телесного Я, на которое затем «надстраивается» образ телесного Я и другие компоненты самосознания (И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, В.С. Му­хина и др.). В контексте разработки проблем личности и самосознания образ телесного Я ребенка влияет на личностные, в том числе поведенческие, и социально значимые характеристики. В таком случае образ телесного Я выступает как фрагмент мировоззрения, определяющего место ребенка в системе мироздания, природе, социуме, в культуре, и проявляется в гармонизации телесного и духовного начал. В основе таких отношений — всестороннее развитие детей.

Понимание отношений между ребенком, природой, социумом и культурой отражается в модернизации дошкольного образования и нацелено на создание условий для всестороннего развития детей, их подготовку к обучению в начальной школе. Однако, по данным В.А. Петровского и Г.И. Ягодина, в современном обществе условия воспитания таковы, что появляется высокий риск не только соматических, но и психических нарушений. Подобные нарушения откладывают отпечаток на личностном Я ребенка, воплощением которого являются его собственное тело и образ телесного Я, рисующие образ человека телесного и мира, и на интегральной миссии тела как инструмента самореализации, как «органа личности» (В.В. Зеньковский).

По данным ученых, у 85% детей отмечаются соматические нарушения, которые сводятся к отсутствию осознания ими своих физиче­ских возможностей и умений. Около 50% детей характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. Сказанное подтверждается исследованиями В.А. Петровского и Г.И. Ягодина, которые отмечают необразованность дошкольников и первоклассников в области понимания собственных чувств и потребностей. Это означает, что дети в должной мере не знают себя, не обладают конкретными представлениями об образе телесного и духовного Я. Полученные данные В.А. Петровский и Г.И. Ягодин связывают с тем, что пути достижения физического и психического здоровья ребенка сводятся в ДОУ только к физическому воспитанию, тогда как они должны пронизывать всю организацию жизни детей в детском учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской дея­тельности, учета возрастных и индивидуальных их особенностей. Психологическое неблагополучие объясняется усиленной интеллектуализацией обучения, его направленностью на обеспечение высоких показателей готовности детей к школе, в то время как их эмоциональное самочувствие на занятиях отходит на второстепенный план. Начиная уже с дошкольного возраста, дети страдают дефицитом движений, что приводит к отсутствию представлений об образе телесного Я.

Результаты проведенного нами в 2008 г. исследования 89 детей в д/с №375 и №386 г. Волгограда свидетельствуют о том, что у 80% детей образ телесного Я не сформирован. Сказанное проявляется в том, что дети не умеют строить свои поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства (произвольность). Осложняет ситуацию информация, полученная об эмоционально-личностных особенностях детей, по которым их поведение определяется как закомплексованное, застенчивое, стеснительное, робкое и скованное. Это приводит к тому, что дети затрудняются в освоении социальных норм выражения собственных чувств. Возникающий кризис 7 лет обостряет эту ситуацию и затрудняет переход к обучению ребенка в школе. При переходе от дошкольного к школьному возрасту ребенок неудовлетворен своим положением дошкольника, переживает эмоционально-личностный дискомфорт, и, как следствие, в его поведении появляется негативная симптоматика. Это делает актуальным изучение процесса воспитания образа телесного Я в возрастной период 5—7 лет, связанный с кризисом 7 лет.

Согласно В.В. Давыдову и В.А. Петровскому, единственный путь современного воспитания, который позволит справиться с обозначенными проблемами и преодолеть соматические и психические нарушения, — поиск эффективных средств совершенствования телесно-двигательных возможностей детей, которые формируют представления об образе телесного Я и определяют развитие когнитивной, эмоциональной и личностной сфер, что имеет первостепенное значение для подготовки ребенка к школе в предшкольный период. Существенное значение для определения предметной области исследования имеют работы, затрагивающие соматический аспект содержания и процесса образования, в особенности на его начальном этапе (дошкольный и младший школьный возраст). Однако при значительном количестве научно-исследовательских работ в данной области отмечается фрагментарная разработка основ воспитания образа телесного Я в возрастном периоде 5—7 лет. Так, Р. Бернс рассматривает образ тела как источник развития Я-концепции, поскольку он является ведущей составляющей образа Я ребенка. В исследованиях Г. Олпорта выделяется семь различных аспектов «самости», где телесное Я понимается как сознавание телесных ощущений — «стержень становления личности». Д.А. Леонтьев выделяет телесное, или физическое, Я в качест­ве первой грани Я и понимает его как переживание своего тела, воплощение Я, переживание физических дефектов, осознание здоровья или болезни. Телесное развитие детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) отражается в исследованиях С.Л. Рубинштейна, В.С. Мухиной.

Педагог Я. Корчак исследовал манипуляции ребенка собственным телом в процессе самопознания и становления своего Я. Формирование ценностного отношения ребенка к собственному телу в дошкольном возрасте рассматривается Н.А. Фоминой, Е.Е. Олейниковой. Развитию телесно-двигательных возможностей детей 5—7 лет посвящено исследование М.С. Витушкиной.

Среди отечественных ученых впервые на движение как необходимое условие жизни и деятельности детей обратил внимание И.М. Се­ченов. Концепция физиологии активности Н.А. Бернштейна служит основой для понимания целевой детерминации человеческого поведения, механизмов формирования двигательных навыков, уровней построения движений. В основе педагогической системы П.Ф. Лесгафта лежит учение о единстве физического и духовного развития личности. Ученый рассматривает физические упражнения как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека.

Учитывая тот факт, что развитие телесно-двигательных возможностей детей формирует представления об образе телесного Я и позволяет преодолеть соматические и психические изменения детей, необходимо создавать специально организованную двигательную деятельность. В этой деятельности тело ребенка — особого рода объект его собственных переживаний, которые основаны на ярких психодинамических впечатлениях. Подобные впечатления в сознание ребенка привносит музыка в силу ее эмоциональной природы (Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, О.П. Радынова, Б.М. Теплов и др.). Изучение сочетания движения с музыкой представлено в исследованиях Э. Ж.-Далькроза (о преодолении инерт­ности тела ребенка); С. Рудневой, Э. Фиш (о постижении музыки в свободном движении); К. Орфа (о музыке как основе, соединяющей движение, пение, игру и импровизацию); С. Мальцева (о моделировании человеческих эмоций через внешнее проявление — ритмы дыхания, пульса, пластику жестов); Т.Э. Тютюнниковой (об ощущении ребенком музыки телом).

Вместе с тем в указанных исследованиях (Р. Бернс, К. Кенинг, В.В. Сто­лин, С.Л. Рубинштейн, В.С. Мухина, Д.А. Леонтьев, Г. Олпорт, Э. Ж.-Далькроз, К. Орф, С. Руднева, Э. Фиш, С. Мальцев, Т.Э. Тю­тюнникова) рассматриваются лишь некоторые аспекты проблемы воспитания образа телесного Я детей 5—7 лет. Этот возрастной период является очень важным, поскольку обеспечивает преемственность дошкольного, предшкольного и начального образования. Однако особенности воспитания образа телесного Я детей 5—7 лет средст­вами музыкальной деятельности, специфика процесса его формирования не были предметом специального научного исследования.

Таким образом, анализ состояния проблемы показал, что ее актуальность обусловлена противоречиями между:

— признанием педагогической наукой и практикой необходимости развития образа телесного Я как фактора воспитания целостно­сти личности и недостаточной теоретической разработанностью сущности образа телесного Я ребенка 5—7 лет, основ его формирования;

— потенциальными возможностями музыкального искусства в воспитании образа телесного Я детей 5—7 лет и фрагментарностью теоретических и методических разработок в этой области;

— потребностью в технологическом оснащении воспитания образа телесного Я детей 5—7 лет средствами музыкальной деятельности и недостаточной разработанностью этого процесса.

Названные противоречия свидетельствуют об остроте проблемы разработки научных основ и практических путей построения педагогического процесса воспитания образа телесного Я детей 5—7 лет средствами музыкальной деятельности.

На основании указанных противоречий была сформулирована тема диссертационного исследования: «Воспитание образа телесного Я детей 5—7 лет средствами музыкальной деятельности».

Объект исследования воспитание детей 5—7 лет в дошкольных образовательных учреждениях.

Предмет исследования процесс воспитания образа телесного Я детей 5—7 лет средствами музыкальной деятельности.

Цель исследования научное обоснование и экспериментальная проверка психолого-педагогических и методических основ воспитания образа телесного Я детей 5—7 лет средствами музыкальной деятельности.

Гипотеза исследования: воспитание образа телесного Я детей 5—7 лет средствами музыкальной деятельности будет происходить более эффективно, если:

— образ телесного Я ребенка как составная часть Я-концепции и «орган личности» характеризуется осознанием физических возможностей, основным условием которого выступает формирование сущностных характеристик образа телесного Я — представлений о восприятии тела, телесном Я, схеме тела, образе тела, концепции тела, что составляет сенсомоторный, психомоторный, экспрессивный и импрессивный компоненты;

— особенности музыкальной деятельности как средства воспитания образа телесного Я детей 5—7 лет будут проявляться в ее эмоцио­нально-образной и ритмической природе;

— для выявления уровня сформированности образа телесного Я детей 5—7 лет будет использован критериальный аппарат, обеспечивающий диагностику телесно-двигательной, телесно-экспрессивной, телесно-семантической и телесно-импрессивной личностных сфер;

— содержание моделируемой технологии будет рассматриваться средствами музыкальной деятельности как определенная последовательность трех этапов — сенсомоторного (ощущение своего тела по мере расширения двигательного опыта посредством формирования дифференцированных представлений детей о движениях поз и движениях, связанных с передвижением, посредством «погружения» в различные эмоциональные состояния — через мимику, пантомимику, речь); психомоторного (овладение собственным телом на основе накопления ребенком опыта выразительных движений тела — мимики и пантомимики через способность к эмоциональной отзывчиво­сти на музыку); сознательного (осознание образа телесного Я через музыкальные образы, что осуществляется за счет совершенствования у детей умений рассказывать о своих представлениях о музыке с по­следующим телесно-двигательным ее выражением).

Цель, объект, предмет обусловили постановку следующих задач исследования:

1) определить сущностные характеристики образа телесного Я детей;

2) выявить особенности музыкальной деятельности как средства воспитания образа телесного Я детей 5—7 лет;

3) разработать критериальный аппарат для диагностики сформированности образа телесного Я детей 5—7 лет;

4) разработать и экспериментально проверить технологию процесса воспитания образа телесного Я детей 5—7 лет средствами музыкальной деятельности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

 на философском уровне — позволяющие рассмотреть тело в составе Я человека идеи о целостности человеческого организма (Л. Фейер­бах); феноменологический подход и отдельные методики его применения (Ф. Брентано, М. Мерло-Понти, А. Бергсон), на основе которого выделены специфические особенности разрешения проблемы сознания и тела; исследования в области философской антропологии (В. Подорога), ориентирующие на единую психическую форму внутреннего представления тела — внутренние, персонифицированные телесные схемы, в которых целое господствует над своими частями; топологический анализ телесных практик (А. Бергсон), раскрывающий телесный образ через способность человека обладать «Я-чувст­вом», переживанием психосоматического единства; экзистенциально-феноменологическая ориентация (Ж.-П. Сартр), определившая область открытия «моего тела»; положения культурологического подхода (М.М. Бах­­тин, И.М. Быховская), позволяющие рассмотреть тело человека на трех уровнях: природном, социальном и культурном;

 на общенаучном уровне — определяющие роль воспитания идеи в контексте культуры (Е.В. Бондаревская); идеи личностно ориентированного образования (В.В. Сериков, В.И. Слободчиков), акцентирующего внимание на развитии личностных качеств детей; психологические теории эмоций, связывающие эмоции с потребностями и мотивами (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов); основополагающие работы о возрастных особенностях детей дошкольного и младшего школьного возраста (В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Г.А. Урунтаева, Л.Ф. Обухова);

 на конкретно-научном уровне — служащие основанием утверждения «Я есть прежде всего выражение телесного Я» идеи телесно-чувст­венного направления (З. Фрейд, Барнесс Э. Мур и Бернард Д. Файн); телесно-структурного направления (Е.Т. Соколова, Г.Е. Рупчев), на основе которого разграничиваются понятия «телесный опыт», «восприятие тела», «концепция тела» и «телесное Я»; телесно-рационального направления (И.В. Журавлев, Е.С. Никитина, Ю.А. Сорокин, Д.М. Реут, А.Ш. Тхостов), определившего сферу телесности как проб­лему устройства сознания человека; идеи о телесном сознательном и телесном бессознательном (К. Юнг, Лари А. Хьелл, Д. Зиглер), позволяющие говорить о том, что образ телесного Я и способность управлять им находятся в области Эго-сознания, а аффективные переживания и особая неконтролируемая телесная организация — в области бессознательного; исследования в области Я-концепции (Р. Бернс, И.С. Кон, В.А. Петровский, М.В. Корепанова), рассматривающие образ тела в качестве ведущей составляющей образа Я ребенка;

 на технологическом уровне — определяющие характер разрабатываемой в исследовании программы идеи о сочетании движения с музыкой (Э. Ж.-Далькроз, К. Шторк, С. Руднева, Э. Фиш, Т.Э. Тютюнникова, Г.А. Праслова).

Исследование проводилось в 2007—2012 гг. и включало три этапа.

На первом этапе (2007—2008 гг.) осуществлялся анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования с целью определения его методологической и теоретической базы; изучался музыкально-педагогический опыт работы педагогов, связанный с музыкально-ритмическим воспитанием дошкольников. В результате проделанной работы на данном этапе были определены теоретические истоки для анализа и характеристики сущности и компонентов образа телесного Я; выявлены исходные теоретические позиции для разработки основной концепции исследования.

На втором этапе (2008—2010 гг.) разрабатывался комплекс диагностических методик, направленных на выявление уровней сформированности образа телесного Я. Был проведен констатирующий эксперимент, проанализированы его результаты, на основании которых была спроектирована авторская программа «Воспитание образа телесного Я детей 5—7 лет средствами музыкальной деятельности» и проведена опытно-экспериментальная работа.

На третьем этапе (2010—2012 гг.) отрабатывалась и корректировалась авторская программа «Воспитание образа телесного Я детей 5—7 лет средствами музыкальной деятельности», отбирался комп­лекс наиболее эффективных педагогических средств и анализировались их возможности для каждого этапа разработанной технологии. Обобщались, обрабатывались и интерпретировались данные исследования. Был проведен итоговый эксперимент, позволяющий констатировать эффективность разработанного нами процесса воспитания образа телесного Я. Осуществлялось формулирование основных выводов и описание результатов исследования.

В ходе исследования были использованы следующие группы методов:

 на первом этапе — теоретические (системный теоретико-методологический и сравнительно-сопоставительный анализ научной литературы), эмпирические (включенное и невключенное педагогиче­ское наблюдение; монографическая характеристика, беседа) и праксиметрические (изучение и обобщение педагогического опыта) методы;

 на втором этапе — теоретическое моделирование, педагогиче­ский (формирующий и констатирующий) эксперимент, количественный и качественный анализ результатов деятельности детей;

 на третьем этапе теоретические методы (сравнение, абстрагирование, обобщение) и математическая обработка исследовательских результатов.

Опытно-экспериментальной базой исследования являются МДОУ детский сад комбинированного типа № 375, МДОУ детский сад № 386 г. Волгограда. В эксперименте участвовало 89 детей в воз­расте 5—7 лет.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Воспитание образа телесного я детей 5-7 лет средствами музыкальной деятельности п iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к народным традициям средствами музыкальной деятельности»
Воспитание образа телесного я детей 5-7 лет средствами музыкальной деятельности п iconГ. мдоу №67 Консультация для родителей приобщение детей 6-7 лет к природе
Развитие ритмического и музыкального слуха через различные виды вокально –музыкальной и игровой деятельности
Воспитание образа телесного я детей 5-7 лет средствами музыкальной деятельности п iconУрок музыки в 1 классе тема: «Музыка осени»
Формирование музыкальных и творческих способностей детей с учётом возможностей каждого ребёнка в различных видах музыкальной деятельности...
Воспитание образа телесного я детей 5-7 лет средствами музыкальной деятельности п iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Развитие сенсорных способностей детей 3-4х лет средствами продуктивной деятельности»
Воспитание образа телесного я детей 5-7 лет средствами музыкальной деятельности п iconРазвитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности
Дошкольный возраст — лучшее время для развития образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу творческой...
Воспитание образа телесного я детей 5-7 лет средствами музыкальной деятельности п iconМастер-класс "Нетрадиционные художественно-графические техники"
Цель: распространение педагогического опыта в направлении эстетического воспитание детей средствами нетрадиционных изобразительных...
Воспитание образа телесного я детей 5-7 лет средствами музыкальной деятельности п iconПрограмма по музыкальной литературе рассчитана на 4 года обучения,...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Воспитание образа телесного я детей 5-7 лет средствами музыкальной деятельности п iconОрганизация внеурочной деятельности моу сош №14 на 2011-2012 учебный год
Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от...
Воспитание образа телесного я детей 5-7 лет средствами музыкальной деятельности п iconОбразовательная программа кружкового объединения «Мастерок»
Данное направление ориентировано на обучение, воспитание и развитие детей средствами различных видов декоративно-прикладного творчества...
Воспитание образа телесного я детей 5-7 лет средствами музыкальной деятельности п iconI. Паспорт комплекта оценочных средств
Пм 05 Преподавание по программам дополнительного образования детей в области музыкальной деятельности
Воспитание образа телесного я детей 5-7 лет средствами музыкальной деятельности п iconКонспект музыкальной деятельности в старшей группе
Цели урока: продолжить знакомить детей с водными ресурсами и их использование в жизни
Воспитание образа телесного я детей 5-7 лет средствами музыкальной деятельности п iconКонспект проведения занятия с детьми подготовительной к школе группы...
Воспитание у детей желания трудиться для других (изготовление книжки-малышки для детей раннего возраста)
Воспитание образа телесного я детей 5-7 лет средствами музыкальной деятельности п iconДетского Творчества «Хибины» г. Кировска»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы хореографии» для детей 5-6 лет направлена на создание условий...
Воспитание образа телесного я детей 5-7 лет средствами музыкальной деятельности п iconДополнительная образовательная программа детей 9-17 лет на 5 лет обучения Принята на
...
Воспитание образа телесного я детей 5-7 лет средствами музыкальной деятельности п icon«Пение как основной вид музыкальной деятельности дошкольников»
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств»
Воспитание образа телесного я детей 5-7 лет средствами музыкальной деятельности п iconРеферат учителя гбоу сош №745 сергиенко наталии ивановны по теме:...
По теме: духовно-нравственное воспитание средствами декоративно-прикладного искусства


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск