Программа по музыкальной литературе рассчитана на 4 года обучения, с четвертого по седьмой годы обучения, возраст детей от 10 до 17 лет. Соответствует принципу развития, так как предопределяет и способствует





Скачать 237.53 Kb.
НазваниеПрограмма по музыкальной литературе рассчитана на 4 года обучения, с четвертого по седьмой годы обучения, возраст детей от 10 до 17 лет. Соответствует принципу развития, так как предопределяет и способствует
Дата публикации14.11.2014
Размер237.53 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Краснодарский краевой Центр творческого развития и гуманитарного образования»

(ГБОУ ДОД ККЦТРиГО)

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ ДОД ККЦТРиГО

____________ Величко Л.М.

протокол педагогического совета

от «___»__________20___г. №___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
_________ «Музыкально-хоровая студия»_________

(наименование объединения)
«Музыкальная литература»_____________

(наименование учебной дисциплины, курса)
___________ 4 года_____________________

(срок реализации программы)
___________ модифицированная_______________________

(вид программы)
________________ 10-17 лет______________________

(возраст обучающихся)

Педагог дополнительного образования

Березина Елена Александровна

г. Краснодар

2013

I. Пояснительная записка

Направленность программы – художественная.

Содержанием курса музыкальной литературы является изучение выдающихся произведений народного, классического и современного музыкального искусства. А так же изучение биографий и творческой деятельности великих композиторов.

Цель программы заключается в том, чтобы научить детей слушать и слышать классическую музыку, а также интенсивное и всестороннее развитие музыкальных и творческих способностей ребенка, воспитание целостной личности, способной к самореализации в современном обществе, расширение художественного кругозора обучающихся, воспитание их нравственности.

Данная программа разработана на основе «Программы по музыкальной литературе для ДМШ» 2001 года издания.

Программа обновлена с учетом развития науки, культуры и социальной сферы.

Актуальность программы заключается в востребованности данного предмета, изучение которого воспитывает гражданственность и трудолюбие, способствует развитию национального самосознания, уважения к культурным традициям и особенностям других народов; формированию у обучающихся потребности в самосовершенствовании, творческой самореализации;

Педагогическая целесообразность. Программа нацелена на развитие у детей интереса к различным жанрам и стилям музыки, творчеству композиторов классиков, как русских, советских, так и зарубежных; позволяет детям использовать, полученные знания на предметах по выбранному инструменту.

Новизна программы – заключается во включении в образовательный процесс учебных игр, предметов общеобразовательного цикла - истории и литературы.

Программа по музыкальной литературе рассчитана на 4 года обучения, с четвертого по седьмой годы обучения, возраст детей от 10 до 17 лет. Соответствует принципу развития, так как предопределяет и способствует развитию личности ребёнка и его музыкальных способностей.

Задачи. Основными задачами для достижения поставленной цели являются:

  • Обучить детей основам музыкального языка; историческим предпосылкам возникновения музыкального искусства; научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

  • Воспитать в детях любовь к музыке и, конкретно, слушанию; подготовить слушателя – любителя искусства и активного пропагандиста классической и современной музыки; воспитать эстетический вкус;

  • Развить знания, умения и навыки, связанные со слушанием и разбором музыкальных произведений; развить интерес к музицированию.


Педагогические принципы. В программе использован принцип единства музыкального воспитания и обучения. Используются разнообразные дидактические принципы в процессе музыкальных занятий. Особое внимание обращается на доступность, постепенность и последовательность в освоении музыкальных знаний и навыков, пробуждение у детей интереса к занятиям по музыкальной литературе и, как следствие, активизация процесса их проведения. Учебно-воспитательный процесс проводится с учетом психологических и возрастных особенностей обучающихся, их музыкального развития, уровня учебной подготовки. Анализируются трудности, возникающие в процессе обучения, и пути их преодоления.

Музыкальная литература – дисциплина, которая предполагает развитие эмоциональной восприятия, воспитание нравственных привычек, убеждений, учитывает особенности зрительного и слухового восприятия.

Постигая секреты великого искусства музыки, дети не только расширяют свой кругозор, но и приобщаются к музыкальной культуре, являющейся частью общей духовной культуры человечества в целом.
Срок обучения. Настоящая программа рассчитана на 4 года.

В соответствии с учебным планом на предмет «Музыкальная литература» отводится 36 часов в год, один раз в неделю по 45 минут.

1 год обучения – 36 час,

2 год обучения – 36 час;

3 год обучения – 36 час;

4 год обучения – 36 час;
Срок реализации программы за 4 года оставляет 144 часа.
II. Механизм реализации программы
Образовательный процесс, включает в себя три взаимосвязанных направления:

  • обучение детей основам музыкального языка; музыкальной грамоте; историческим предпосылкам возникновения музыкального искусства;

  • воспитание у детей любви к народной музыке, к произведениям русских композиторов – классиков, лучших представителей зарубежной классики, а так же современных композиторов, любви к слушанию; гражданственности и трудолюбия, развитие национального самосознания, а так же уважения к культурным традициям и особенностям других народов; формирование у учащихся потребности в самосовершенствовании, творческой самореализации;

  • развитие музыкальных данных (слух, память, ритм).


Организация занятий.

В соответствии с установленной нормой академического часа (45 минут), занятия по музыкальной литературе на протяжении всего четырехлетнего курса проводятся один раз в неделю по 45 минут. Итого, один академический час в неделю.

Основная форма обучения – занятие, которое состоит из теоретического и практического разделов.

Теоретический раздел включает теорию обучения предмету музыкальная литература, слушание музыки в классе, посещение концертов, спектаклей.

Практический раздел – изучение обучающимися основ музыкальной литературы, связанных, прежде всего, с умением слушать и разбирать музыкальные произведения, Сдача контрольных работ, организация вечеров для одноклассников, друзей, родителей, лекций-концертов, а также проведение учебных игр по классам, группам с возможностью привлечения детей из общеобразовательных школ.
Психолого-возрастные особенности.

Для правильной организации учебно–воспитательного процесса необходимо знание психолого–возрастных особенностей обучающихся, хорошее знание психологических закономерностей самого процесса обучения, процесса формирования личности.

Музыкальная литература – предмет, который предполагает развитие эмоциональной восприятия, воспитание нравственных привычек, убеждений, учитывает особенности зрительного и слухового восприятия.

Постигая секреты великого искусства музыки, дети не только расширяют свой кругозор, но и приобщаются к музыкальной культуре, являющейся частью общей духовной культуры человечества в целом.
Прогнозируемые результаты для первого года обучения:


Уметь

Знать

Различать типы мелодий, лады

Основные элементы музыкального языка

Различать инструменты оркестра по тембровой окраске

Строение симфонического оркестра

Определить период, двух- и трёхчастную формы

Простые и сложные формы

Определить выразительные средства, роль оркестра

Строение оперы

Отличить марш от песни, танца

Строение и характерные черты марша


Прогнозируемые результаты для второго года обучения:


Уметь

Знать

Определить контрастность частей симфонии. Определить форму произведения, которое играешь

Биографию Й.Гайдна

Творчество Й.Гайдна

Рассказать о строении оперы, дать характеристику героев. Разобрать сонатное allegro

Биографию В.Моцарта

Творчество В.Моцарта

Дать музыкальную характеристику фортепианной партии в песенном творчестве Шуберта

Биографию Ф.Шуберта

Творчество Ф.Шуберта

Определить выразительные средства в развитии драматургии в произведениях Бетховена

Биографию Л.Бетховена

Творчество Л.Бетховена

Определить музыкальные признаки и различия танцев: мазурки, полонеза

Биографию Ф Шопена

Творчество Ф.Шопена

Рассказать о строении инвенций, фуг, прелюдий

Биографию И.С Баха

Творчество И.С.Баха


Прогнозируемые результаты для третьего года обучения:


Уметь

Знать

Рассказать об эпохе, о месте композитора в этот исторический период.

Рассказать о Глинке как создателе русской классической школы пения.

Уметь на слух определить музыкальные моменты из произведений Глинки.

Биография М.И.Глинки

Творчество М.И.Глинки

Оперы, произведения для оркестра.

Романсы М.И.Глинки

Рассказать о Даргомыжском – композиторе – новаторе, в чём проявилось новаторство.

Биографию А.С.Даргомыжского

Творчество А.С.Даргомыжского

Музыку А.С.Даргомыжского

Определить особенности музыкального языка Бородина

Биографию А.П.Бородина

Творчество А.П.Бородина

Музыку А.П.Бородина

Определить особенности творчества Мусоргского, новаторство его музыкального языка

Биография М.П.Мусоргского

Творческий путь.

Музыку М.П.Мусоргского

Определить особенности музыкального языка композитора Н.мА. Римский-Корсакова

Н.А.Римский-Корсаков – биография

Творческий путь.

Музыку.


Прогнозируемые результаты для четвертого года обучения


Уметь

Знать

Определить части оперы

Оперу П.И.Чайковского «Евгений Онегин»

Определить части симфонии

П.И.Чайковский 1-я симфония

Дать характеристику особенностей стиля А.Н. Скрябина

А.НСкрябин Произведения для фортепиано

Дать характеристику особенностей мелодического языка С.В. Рахманинова

С.В.Рахманинов Произведения для фортепиано

Определить музыкальную характеристику главных героев кантаты «Александр Невский»

Определить главные темы симфонии

С.С.Прокофьев Кантата «Александр Невский»

Симфония № 7

Определить музыкальные характеристики

С.С.Прокофьев Балет «Ромео И Джульетта»

Определить значительные исторические вехи в жизни композитора

Д.Д.Шостакович концерт для скрипки с оркестром. Симфония № 7 (1-я часть)

Прелюдия и фуга Ре-мажор

Дать характеристику общественной деятельности композитора

А.И.Хачатурян Биография Творческий путь

Дать характеристику музыкального языка композитора

А.И.Хачатурян Концерт для скрипки с оркестром Балет «Спартак»

Уметь дать характеристику педагогу-учёному

Д.Б.Кабалевский Биография Творческий путь

Определить особенности стиля музыки Д.Б. Кабалевского

Песни. Опера «Семья Тараса»

Дать характеристику общественной деятельности композитора

Г.В. Свиридов Биография

Творческий путь

Особенности музыкального языка Г.В. Свиридова

«Патетическая оратория»

«Пушкинский венок»

Особенности выразительных средств в музыке Р.К. Щедрина

Р.К. Щедрин Биография

Обзор творчества

Балет «Конёк-Горбунок»

Уметь определить новизну музыкального языка А.Г. Шнитке

А.Г. Шнитке Биография

Обзор творчества



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения


Тема

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Введение. Основы техники безопасности.

1

1

-

Легенды о музыке.

2

1

1

Как говорит музыка? Музыкальный язык

4

3

1

Симфонический оркестр

4

2

2

Музыкальные формы

4

2

2

Музыка и слово

6

4

2

Музыка и движение

6

4

2

Жанры виртуозной музыки

4

2

2

Музыка и изобразительность

3

2

1

Слушаем музыку, размышляем о ней

2

1

1

Итого:

36

22

14


Промежуточная аттестация воспитанников 1-го года обучения:


5 баллов

4 балла

3 балла

Умение анализировать в прослушанном произведении средства музыкальной выразительности, определять форму (период, двух- и трехчастную). Знать три основных жанра и уметь их отличать. Уметь различать инструменты оркестра по тембровой окраске.

То же, что на «отлично», но с минимальными погрешностями.

Ошибки в определении на слух формы произведения, лада, жанра, инструментов оркестра.


Критерий оценки исходит из индивидуальных особенностей ребёнка, от уровня его способностей: слуха, памяти, музыкального мышления, восприятия. Оценивать обучающегося надо не в сравнительном варианте, а по мере развития данного воспитанника, по мере роста его знаний.

Второй год обучения



Тема

Общее

кол-во

часов

Теория

Практика

Введение. Основы техники безопасности.

1

1

-

Й. Гайдн Биография, обзор творчества

Сонатно-симфонический цикл

Соната (e-moll, D-dur)

5

3

2

В.А. Моцарт Биография, обзор творчества

Соната (A-dur), Симфония (g-moll)

Опера «Свадьба Фигаро»

5

3

2

Л. Бетховен Биография, обзор творчества

Соната для ф-но № 8,

Симфония № 5

Увертюра «Эгмонт»

6

3

3

Ф. Шуберт Биография,

Обзор творчества

Песни

«Неоконченная симфония»

5

3

2

Ф. Шопен Биография,

Обзор творчества

Пьесы

5

2

3

Творческий облик Р. Шумана

1

-

1

И.С. Бах Биография

Обзор творчества

Полифонические произведения,

Сюита

Произведения для органа

7

4

3

Импрессионизм в живописи, поэзии, музыке.

1

1

-

Итого:

36

20

16


Промежуточная аттестация воспитанников 2--го года обучения:


5 баллов

4балла

3 балла

Способность обучающегося разобраться в стилевых особенностях музыкального языка композитора. Умение определить на слух произведение и его автора.

То же, что на «отлично», но с минимальными погрешностями.

Ошибки в определении на слух произведения и его автора.


Критерий оценки

При разработке критериев результативности знаний обучающихся можно использовать новый способ проверки воспитанников на занятии по минимальным обязательным требованиям «Стандарта образования». «Методом сложения», от достигнутого обязательного уровня к более высокому. Оценка овладения знаниями и умениями приобретает новое мотивированное значение и может быть зачтена как достижение необходимого уровня обучения. Если ученик ознакомлен с требованиями и заданиями повышенного уровня, то убедившись в возможности овладеть предметом в объёме минимально необходимой подготовки, проверив себя, он может воспользоваться правом испытать свои силы с помощью заданий повышенного уровня, доказать себе и другим, что он является тем, чем хочет быть. А педагог побуждает его к этому, оказывая необходимую помощь и поддержку.
Третий год обучения


Тема

Общее

Количество

часов

Теория

Практика

Введение. Основы техники безопасности.

1

1

-

Русская музыка XYIII и первой половины XIX века. Творцы русского романса.

2

1

1

М.И. Глинка Биография.

Обзор творчества

Опера «Иван Сусанин»

Произведения для оркестра.

Романсы

9

4

5

А.С. Даргомыжский Биография.

Обзор творчества

Опера «Русалка».

Романсы и песни

3

1

2

Русская музыкальная культура 2-й половины XIX века. Могучая кучка.

2

1

1

А.П. Бородин Биография.

Обзор творчества

Опера «Князь Игорь»

Симфония № 2 (1-я часть)

5

2

3

М.П. Мусоргский Биография.

Обзор творчества

Опера «Борис Годунов».

Картинки с выставки

5

2

3

Н.А. Римский-Корсаков Биография

Обзор творчества.

Оперы «Садко», «Снегурочка»

Симфоническая сюита «Шехеразада»

9

5

4

Итого:

36

17

19

Промежуточная аттестация воспитанников 3-го года обучения:


5 баллов

4 балла

3 балла

Способность обучающегося разобраться в стилевых особенностях музыкального языка композитора. Умение определить на слух произведение и его автора.

То же, что на «отлично», но с минимальными погрешностями.

Ошибки в определении на слух произведения и его автора.


Четвертый год обучения


Тема

Общее

кол-во

часов

Теория

Практика

Вводное занятие. Основы техники безопасности.

1

1

-

П.И. Чайковский Биография

Обзор творчества

Опера «Евгений Онегин».

1-ая симфония

4

2

2

Русские композиторы XIX и начала XX века

А.Н. Скрябин Произведения для фортепиано

С.В. Рахманинов Произведения для фортепиано

4

2

2

Отечественные композиторы

1

1

-

С.С. Прокофьев Биография и обзор творчества

Кантата «Александр Невский».

Балет «Ромео и Джульетта» или «Золушка».

Симфония № 7 (1-я часть)

6

2

4

Д.Д. Шостакович Биография и обзор творчества

Симфония № 7 (1-я часть).

Прелюдия и фуга Ре-мажор.

4

2

2

А.И. Хачатурян Биография и обзор творчества

Концерт для скрипки с оркестром.

Балет «Спартак»

4

2

2

Д.Б. Кабалевский Краткая биография и обзор творчества

Песни.

Фортепианные произведения

3

1

2

Г.В. Свиридов Краткая биография и обзор творчества

«Патетическая оратория» или произведения для оркестра.

Концерт для хора «Пушкинский венок» или на стихи А. Блока «Ночные облака»

3

1

2

Р.К. Щедрин Краткая биография и обзор творчества

Балет «Конёк-Гобунок» или «Кармен-сюита»

2

1

1

А.Г. Шнитке Краткая биография и обзор творчества

Фрагменты из произведений по выбору педагога

3

1

2

Экзамен

1

-

1

Итого:

36

16

20


Итоговая аттестация воспитанников 4-го года обучения:


5 баллов

4 балла

3 балла

Умение грамотно преподнести материал реферата в устной форме. Умение определить на слух произведение и его автора.

То же, что на «отлично», но с минимальными погрешностями

Ошибки в определении на слух произведения и его автора.



Методическое обеспечение программы

1-4 годы обучения


п/п

Раздел или тема программы

Форма организации и форма проведения занятий

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Вид и форма контроля, результата

1

Вводное занятие

Групповая

Объяснение, рассказ, беседа

Инструктаж по технике безопасности: №№ИТБ-№ 65-2009, ИТБ № 67-2009, ИТБ-№ 69-2009

рефлексия

2

Беседы о музыке и творчестве композиторов

Групповая, фронтальный

Беседа, рассказ, иллюстративный, наглядный

Таблицы, фотографии, спец. литература, аудиозаписи

рефлексия, опрос, зачет, экзамен.

3

Слушание и анализ музыкальных произведений

Групповая, индивидуально-фронтальный, коллективный

Словесный, наглядный.

Аудиозаписи, спец. литература

рефлексия, зачет, опрос, экзамен.


Материально-техническое обеспечение

Оснащение занятий

Для успешной реализации программы необходимо следующее:

- оборудованное помещение с набором необходимой мебели;

- фортепиано;

- комплект звуковоспроизводящей аппаратуры;

- качественные компакт-диски, кассеты, грампластинки для просушивания;

- методическая литература, пособия;

- шкафы для хранения нотной библиотеки и оборудования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Литература для детей:

  1. Аверьянова О.И. Отечественная музыкальная литература 20 века. М., Музыка, 2003

  2. А.Д.Бигдай. Песни кубанских казаков. В ред. В.Захарченко. Краснодар. 1992.

  3. Т.Ветрова. Новая история Щелкунчика и Мышиного короля. / Искусство в школе № 2 – 2002

  4. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература /Учебник. М., Музыка. Любое издание.

  5. В.Зарудко. Музей имени М.И.Глинки – детям. / Музыка в школе. № 1 – 2003.

  6. В.К.Макарова. «Три жемчужины». Песни Ф.Шуберта./ Музыка в школе. № 1 – 2007.

  7. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература. М., Музыка., 2003

  8. В.Поволяева. Путешествие с музыкой Моцарта./ Музыка в школе. № 6 – 2006.

  9. Прохорова И.А. Музыкальная литература зарубежных стран / Учебник. М., Музыка. Любое издание.

  10. Плясовые припевки Кубани. запись и подготовка к печати И.Н.Бойко. Краснодар. 1993.

  11. Прохорова И.А., Скудина Г.С. Советская музыкальная литература / Учебник. М., Музыка. Любое издание.

  12. Г.С.Сизко. Возвращение рождества в дом П.И.Чайковского. Чудесная гирлянда музыкальных подарков./ Музыка в школе. № 5 – 2005.

  13. Смирнова Э.С. Русская музыкальная литература / Учебник. М., Музыка. Любое издание.

  14. Смирнова Э.С., Шорникова М., Аверьянова О.И. Русская музыка 19 века. М., Музыка. 2004

  15. А.А.Соловцов. Поэма в звуках – «Ромео и Джульетта» П.И.Чайковского. / Музыка в школе. № 6 – 2003.

  16. О.Г.Харитонова. К 175-лнтию со дня рождения великого венского классика. Й. Гайдн. / Музыка в школе. № 2 – 2007

  17. Хрестоматия по музыкальной литературе. М., Музыка. Любое издание.

  18. Хрестоматия по музыкальной литературе зарубежных стран. М., Музыка. Любое издание.

  19. Хрестоматия по русской музыкальной литературе. М., Музыка. Любое издание.

  20. Хрестоматия по советской музыкальной литературе. М., Музыка. Любое издание.

  21. З.М.Чернышёва. Жизнь в песне. Композитор Исаак Дунаевский. / Музыка в школе. № 6 – 2002.

  22. Шорникова М. Музыка. Её формы и жанры. Ростов на Дону. 2003

  23. К 210-летию Ф.Шуберта. «Песнь моя летит с мольбою»./ Музыка в школе. № 6 – 2006.

  24. К 100-летию со дня рождения Д.Б.Кабалевского./Музыка в школе. № 6– 2004

  25. К 110-летию со дня рождения С.С.Прокофьева. Детство (Фрагменты). / Музыка в школе. № 1 – 2001.


Литература для педагога:


  1. Е.Балабанова. Чехов и Чайковский. М., 1973

  2. М.Бялик. Русская тетрадь В.Гаврилина // Музыкальная жизнь – 1968. - № 1

  3. С.Волков. Молодые композиторы Ленинграда // Л. – М., 1971.

  4. В.Галацкая. Музыкальная литература зарубежных стран. М., Вып.1 – 1978,

вып.3 – 1983

  1. М.Гарипова. Мир музыкальных образов Рахманинова. / Искусство в школе № 2 – 2002.

  2. М.Гарипова. Воткинск – родина П.И.Чайковского. / Музыка в школе. № 6 – 2006.

  3. Л.Григорьев., Я.Платек. Родион Щедрин (беседа) // Музыкальная жизнь - 1975 – № 2

  4. М.Друскин. История зарубежной музыки. М., 1980.

  5. Т.В.Исправных. Символический смысл трёх карт в «Пиковой даме» А.С.Пушкина и П.И.Чайковского. / Музыка в школе. № 5 – 2005.

  6. А.П.Зорина. Классик русской эпической оперы (170-лет со дня рождения А.П.Бородина). / Музыка в школе № 1 – 2004.

  7. А.Кандинский. История русской музыки. Т.1-2. М., 1979.

  8. Книга о музыке. М., 1988.

  9. Кирюшин В.В. Музыкальная литература (программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ). М., 1986

  10. В.Г.Комиссинский. Композиторы и музыковеды Кубани. – М., 1988.

  11. Лагутин А.И., Смирнова Э.С. Музыкальная литература (программа для ДМШ и ДШИ). М., 1982.

  12. Левик Б.В. Музыкальная литература зарубежных стран. М., Вып. 4 – 1982, вып. 5 – 1980

  13. И.В.Лихачева. Музыкальный театр Р.Щедрина. – М., 1977.

  14. В.Медушевский. Великий жизнеутверждающий смысл смерти: Шестая симфония Чайковского. / Музыка в школе. № 5 – 2002.

  15. Оперы Н.А.Римского-Корсакова. М., музыка. 1975

  16. Г.М.Плотниченко. Статьи и воспоминания. – М., 1980.

  17. Роберт Шуман. О музыке и музыкантах. М., 1979.

  18. Г.П.Сергеева. Дмитрий Кабалевский и музыкальная педагогика: взгляд в 21 век./. Музыка в школе. № 4 – 2005.

  19. А.А.Слепов. Творчество композиторов Кубани. – Краснодар, 1972.

  20. А.А.Слепов. Композитор Григорий Плотниченко. – Краснодар, 2000.

  21. А.А.Слепов. Композитор Хлопков // Кубань. – 1974. - № 4.

  22. А.Сомова. Ранний Стравинский и его балетное творчество. / Музыка в школе. № 2 – 2002.

  23. М.Тараканов. Творчество Р.Щедрина. – М., 1980.

  24. Л.С.Ткачёва. Глинка на «Музыкальном Олимпе». / Музыка в школе. № 2 – 2004.

  25. К.Н. Фунтикова. Родоначальник русской классической музыки. (К 200-летию со дня рождения М.И.Глинки). / Музыка в школе. № 2 – 2004.

  26. Э. Фрид. Русская музыкальная литература. М., вып.2. – 1980, вып.3. – 1983

  27. В. Цуккерман. Выразительные средства лирики Чайковского., М., 1971

  28. К 210-летию Ф.Шуберта. «Бурное утро» из цикла «Зимний путь»./ Музыка в школе. № 6 – 2006.

  29. К 160-летию со дня рождения Н.А. Римского-Корсакова. Классик русской оперы. / Музыка в школе. № 3 – 2004.

  30. К 100-летию создания оперы-легенды «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». / Музыка в школе. № 3 – 2004.

  31. К 170-летию со дня рождения Цезаря Антоновича Кюи «Рыцарь каменного века». / Музыка в школе. № 6 – 2004.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по музыкальной литературе рассчитана на 4 года обучения, с четвертого по седьмой годы обучения, возраст детей от 10 до 17 лет. Соответствует принципу развития, так как предопределяет и способствует iconПрограмма по лыжным гонкам Муниципального образовательного учреждения...
Программа рассчитана на 10 лет обучения: группы начальной подготовки 1 года обучения, группы начальной полготовки свыше 1 года обучения,...
Программа по музыкальной литературе рассчитана на 4 года обучения, с четвертого по седьмой годы обучения, возраст детей от 10 до 17 лет. Соответствует принципу развития, так как предопределяет и способствует iconСоциализация детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках трудового обучения
Ьному этапу становления личности соответствует школьный возраст от 6 до 18 лет. Именно в эти годы отмечается интенсивный процесс...
Программа по музыкальной литературе рассчитана на 4 года обучения, с четвертого по седьмой годы обучения, возраст детей от 10 до 17 лет. Соответствует принципу развития, так как предопределяет и способствует iconРежим
Оптимальный возраст начала школьного обучения не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей...
Программа по музыкальной литературе рассчитана на 4 года обучения, с четвертого по седьмой годы обучения, возраст детей от 10 до 17 лет. Соответствует принципу развития, так как предопределяет и способствует iconДополнительно-образовательная программа «Театр моды «Виренея» для...
Возраст обучающихся – 11–16 лет. Программа рассчитана на 3 года обучения (432 часа)
Программа по музыкальной литературе рассчитана на 4 года обучения, с четвертого по седьмой годы обучения, возраст детей от 10 до 17 лет. Соответствует принципу развития, так как предопределяет и способствует iconПрограмма по волейболу (модифицированная программа) Возраст детей:...
Общее количество детей спортивной секции зависит от ставки педагога от количества групп. Занимающихся в группе зависит от размера...
Программа по музыкальной литературе рассчитана на 4 года обучения, с четвертого по седьмой годы обучения, возраст детей от 10 до 17 лет. Соответствует принципу развития, так как предопределяет и способствует iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оптимальный возраст начала школьного обучения не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей...
Программа по музыкальной литературе рассчитана на 4 года обучения, с четвертого по седьмой годы обучения, возраст детей от 10 до 17 лет. Соответствует принципу развития, так как предопределяет и способствует iconПрограмма дисциплины «Теория и практика массовой информации»
Программа рассчитана на 10 лет обучения: группы начальной подготовки 1 года обучения, группы начальной полготовки свыше 1 года обучения,...
Программа по музыкальной литературе рассчитана на 4 года обучения, с четвертого по седьмой годы обучения, возраст детей от 10 до 17 лет. Соответствует принципу развития, так как предопределяет и способствует iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа рассчитана на 10 лет обучения: группы начальной подготовки 1 года обучения, группы начальной полготовки свыше 1 года обучения,...
Программа по музыкальной литературе рассчитана на 4 года обучения, с четвертого по седьмой годы обучения, возраст детей от 10 до 17 лет. Соответствует принципу развития, так как предопределяет и способствует iconДополнительная образовательная программа «Музыкальная литература»...
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Программа по музыкальной литературе рассчитана на 4 года обучения, с четвертого по седьмой годы обучения, возраст детей от 10 до 17 лет. Соответствует принципу развития, так как предопределяет и способствует iconПрограмма рассчитана на возраст 11-16 лет. Срок реализации 3 года
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Программа по музыкальной литературе рассчитана на 4 года обучения, с четвертого по седьмой годы обучения, возраст детей от 10 до 17 лет. Соответствует принципу развития, так как предопределяет и способствует iconПрограмма реализуется в цэвд с 2004 г. Программа переработана и дополнена...
Программа дополнительного образования «бумагопластика» относится к программам художественно-эстетического направления, рассчитана...
Программа по музыкальной литературе рассчитана на 4 года обучения, с четвертого по седьмой годы обучения, возраст детей от 10 до 17 лет. Соответствует принципу развития, так как предопределяет и способствует iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В учреждении созданы классы для детей со сложной структурой дефекта и глубокой умственной отсталостью четвертого года обучения, восьмого...
Программа по музыкальной литературе рассчитана на 4 года обучения, с четвертого по седьмой годы обучения, возраст детей от 10 до 17 лет. Соответствует принципу развития, так как предопределяет и способствует iconКурсовая работа по возрастной психологии
Далее следовал возраст вступления в брак – до 30 лет; возраст выполнения общественных обязанностей – до 40 лет; возраст познания...
Программа по музыкальной литературе рассчитана на 4 года обучения, с четвертого по седьмой годы обучения, возраст детей от 10 до 17 лет. Соответствует принципу развития, так как предопределяет и способствует iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа рассчитана на 10 лет обучения: группы начальной подготовки 1 года обучения, группы начальной полготовки свыше 1 года обучения,...
Программа по музыкальной литературе рассчитана на 4 года обучения, с четвертого по седьмой годы обучения, возраст детей от 10 до 17 лет. Соответствует принципу развития, так как предопределяет и способствует iconРабочая программа группы кратковременного пребывания Пояснительная...
Программу обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора» (под ред. Н. Ф. Виноградовой, Вентана-Граф, 2005). В планировании,...
Программа по музыкальной литературе рассчитана на 4 года обучения, с четвертого по седьмой годы обучения, возраст детей от 10 до 17 лет. Соответствует принципу развития, так как предопределяет и способствует iconПрограмма рассчитана на возраст детей: 10-14 лет
Разработана с учетом обеспечения преемственности с основными профессиональными образовательными программами


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск