Скачать 0.74 Mb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Полазненская детская школа искусств» Программа направлена создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; приобретение детьми знаний умений и навыков в области изобразительного искусства; приобретение детьми опыта творческой деятельности; овладение детьми духовными и культурными ценностями. Разработана с учетом обеспечения преемственности с основными профессиональными образовательными программами. Дополнительная предпрофессиональная программа «Декоративно-прикладное творчество» ПО.01.УП.04 Учебная программа «Волшебство росписи и декора» Программа рассчитана на возраст детей: 10-14 лет Программа для детских школ искусств, детских художественных школ, изостудий и мастерских при дворцах творчества и досуга Срок реализации: 7 лет Срок разработки: 2006 год Срок внесения изменения в программу, с учетом ФГТ: 2013 год автор: Сергеева Лилия Ниясовна преподаватель высшей квалификационной категории заведующая отделением ИЗО МБОУ ДОД «ПДШИ» Содержание 1.Пояснительная записка 2 2.Учебно-тематический план 6 3.Содержание программы 9 4.Требования к уровню подготовки обучающихся 33 5.Формы и методы контроля; система оценок 34 6.Методическое обеспечение учебного процесса 35 Список литературы и интернет - ресурсов 39 1.Пояснительная записка Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Дымковские игрушки, Жостовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Гжельская керамика, хохломская посуда, городецкие блюдца и доски, берестяные туеса все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен. Виды декоративно-прикладного искусства очень разнообразны, но при этом они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых в первую очередь необходимо назвать художественную ценность предмета и его функциональность. Признаком искусства в бытовом предмете является соединение целесообразности и красоты, что находит отражение и в форме предмета, и в правильно выбранном для него материале, и в характере декора. Художник-прикладник выражает мировосприятие современников, свои эстетические воззрения, эмоциональный настрой, не прибегая в декоре к натуральному изображению предметов. Велико значение опыта для духовного развития детей, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает детям взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. Программа «Волшебство росписи и декора» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессинальной общеобразовательной программе в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество», утвержденные приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.03.2012 № 159 Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на: создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; приобретение детьми знаний умений и навыков в области изобразительного искусства; приобретение детьми опыта творческой деятельности; овладение детьми духовными и культурными ценностями. Разработана с учетом обеспечения преемственности с основными профессиональными образовательными программами. Программа «Волшебство росписи и декора» ориентирована на: воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности, формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями; формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности; воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности; формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы по изобразительному искусству и декоративно-прикладной деятельности; выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно – эстетическим взглядам, пониманию причин успеха, неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата. Цель программы - развитие грамотного и сознательного подхода к творчеству, творческого мышления и тонкого эстетического вкуса, путем освоения учащимися теоретических знаний о декоративно-прикладном искусстве, и практических навыков для создания художественных работ декоративного направления. Задачи программы: Развивающие: - развивать понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства; - развивать умения применять полученные знания о выразительных средствах росписи и декора в творческих работах; - развивать умение находить художественные средства, соответствующие художественному замыслу; - развивать умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи; - развитие навыков по созданию декоративно-творческой работы. Образовательные: - формирование общих представлений о предмете - декоративно-прикладное искусство, знакомство с произведениями народной культуры России; - способствовать овладению учащимися разнообразных художественных материалов и умение их применять в художественно-творческой деятельности; - сформировать систему знаний, умений и навыков по декоративно – прикладному искусству; - дать знание об основных элементах росписи и декора, закономерностях построения художественной формы; - обучить принципам сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла. Воспитательные: - воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; - воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности. Здоровьезберегающие: - развитие навыков самоорганизации, самоуправления, самоконтроля; - обеспечивать двигательную активность учащихся во время образовательного процесса; - учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся в освоении содержания программы; - учитывать принцип посильности и доступности обучения - ознакомить с техникой безопасности и организацией рабочего места. Концепция программы заключается в последовательном изучения традиционных народных промыслов, базовых законов и правил, навыков и умений и освоения учащимися методов и приемов декоративно-прикладного искусства, которые формируют навыки самостоятельной работы в декоративно- прикладном творчестве. Теоретическая часть предполагает знакомство с историей возникновения, развития промыслов, изучение элементов росписи и декора, включает в себя аналитическую работу с иллюстративным материалом и последующее закрепление на практике полученных знаний. Практические занятия состоят из работы в декоративном направлении и упражнений, которые рассчитаны на изучение и применение основных законов в декоративно-прикладном творчестве. В процессе обучения учащиеся знакомятся с различными изобразительными техниками и материалами – живописными, графическими, декоративными – учатся применять их на практике в учебных работах. Программа «Волшебство росписи и декора» ориентирована на возраст учащихся 10 – 15 лет. Продолжительность освоения всей программы составляет 5 лет обучения. Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета «Композиция прикладная» со сроком обучения 5 лет, составляет 594 часов, в том числе аудиторные занятия – 396 часов, самостоятельная работа – 198 часов. Учебные занятия по предмету «Работа в материале», проводятся в форме аудиторных занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы и консультаций. Занятия по учебному предмету и проведение консультаций осуществляется в форме мелкогрупповых занятий, численностью от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Рекомендуемый объем учебных занятий в неделю по учебному предмету «Работа в материале» предпрофессиональной программы «Декоративно – прикладное творчество» со сроком обучения 5 лет составляет:
4-5 класс – 3 часа в неделю.
4-5 класс – 1,5 часа в неделю. Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована учащимися, на выполнение домашнего задания, посещение учреждений культуры (выставок, галерей, музеев), участие в творческих мероприятиях, конкурсах, фестивалях и культурно – просветительской деятельности образовательного учреждения. Обучение работы в материале, должно сопровождаться выполнением домашних (самостоятельных) заданий. Каждое программное задание предусматривает поисковую работу и выполнение упражнений по теме. Регулярность выполнения самостоятельных работ должна контролироваться преподавателем и влиять на итоговую оценку учащегося. Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся, к контрольным урокам, зачетам, просмотрам и другим мероприятиям. Консультации могут проводится рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Для достижения цели программы, курс изучения разбит на изучаемые разделы: 1 год обучения - «Виды орнаментов»; 2 год обучения – «Народные игрушки и лубочные картинки»; 3 год обучения – «Художественная роспись по дереву»: 4 год обучения – «Предметы русского быта» 5 год обучения – «Современное декорирование предметов» Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации
2.Учебно-тематический план Учебно-тематический план 1 год обучения «Виды орнаментов» I полугодие
|
Курсовая работа по возрастной психологии Далее следовал возраст вступления в брак – до 30 лет; возраст выполнения общественных обязанностей – до 40 лет; возраст познания... | Программа рассчитана на возраст 11-16 лет. Срок реализации 3 года Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Программа по музыкальной литературе рассчитана на 4 года обучения,... Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Программа по волейболу (модифицированная программа) Возраст детей:... Общее количество детей спортивной секции зависит от ставки педагога от количества групп. Занимающихся в группе зависит от размера... | ||
Дополнительно-образовательная программа «Театр моды «Виренея» для... Возраст обучающихся – 11–16 лет. Программа рассчитана на 3 года обучения (432 часа) | Программа рассчитана на 5 лет Возраст детей: 6 15 лет Москва 2013... «Детские массовые и спортивные бальные танцы» художественно – эстетическая. Программа модифицированная и разработана на основе следующих... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дпи рассчитана на обучающихся детской художественной школы. По направленности является художенственно-эстетической. Занятия по предмету... | Режим Оптимальный возраст начала школьного обучения не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей... | ||
Программа реализуется в цэвд с 2004 г. Программа переработана и дополнена... Программа дополнительного образования «бумагопластика» относится к программам художественно-эстетического направления, рассчитана... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данная программа рассчитана на возраст 7-14 лет, разработана с учетом возрастных особенностей детей, представлена как система последовательно... | ||
Дополнительная образовательная программа отделения хореографии «История... Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Возраст учащихся, на которых рассчитана программа: от 8 до 11 лет (2 4 классы) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оптимальный возраст начала школьного обучения не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей... | Дополнительная образовательная программа «Музыкальная литература»... Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Однажды в Чикаго Калужская область санаторий «Сигнал» / Пушкинский... Однажды в Чикаго – это развивающая программа для ребят 13-15 лет, выстроенная в логике захватывающего квеста | Психолого-педагогические условия снижения агрессивности подростков Охватывают возраст от 10 – 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс... |