Скачать 32.69 Kb.
|
Рева С.П., учитель трудового обучения Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках трудового обучения Социализация личности – это процесс усвоения индивидуумом образов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, умений и навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Важнейшему социальному этапу становления личности соответствует школьный возраст от 6 до 18 лет. Именно в эти годы отмечается интенсивный процесс роста и развития организма, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности. Особое значение в подготовке детей с ограниченными возможностями к общественно-полезной практической деятельности, их успешной социализации имеет трудовое обучение и воспитание, привитие учащимся положительного отношения к труду. В коррекционной школе в решении данных задач особое место занимают уроки трудового обучения. Это особенно актуально в последнее время, когда медики и официальная статистика констатируют факты увеличения числа рождаемости детей с отклонениями в развитии, ограниченными возможностями, детей-инвалидов. Естественно, что такие дети испытывают значительные трудности в своей жизни, в приобретении необходимых трудовых навыков, выборе и освоении своего пути в жизни. Учащиеся коррекционной школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы, с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально- в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности. Генеральной Ассамблеей ООН еще в 1971году принята Декларация о правах умственно отсталых лиц. Особо оговорено в Декларации право таких продуктивно трудиться в меру своих возможностей, получать за это материальное обеспечение. Для возможности воспользоваться этими правами умственно отсталый ребенок должен быть достаточно хорошо подготовлен к жизни в условиях домашнего воспитания и в период обучения в школе. Трудовое обучение в коррекционной школе ставит своей целью подготовить работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на предприятиях в трудовых коллективах. На уроках трудового обучения учащиеся приобретают необходимые знания и навыки. Программа построена таким образом, что достаточно много часов отведено на практическую часть обучения. Полученные детьми минимально необходимые теоретические знания в изучении профессии, закрепляются и развиваются на уроках практического обучения. Дети изучают материалы, виды приспособлений, инструментов и оборудование, а применение, навыки и приемы безопасной работы с ними отрабатывают на практических занятиях. Здесь для детей начинается первая проба сил в принятии самостоятельных решений, в оценке своих возможностей и сравнение их с возможностями одноклассников. Это первые шаги на длинном и тяжелом пути к взрослой жизни. И здесь учителям надо показать все свое мастерство. Успехи одних учеников часто вызывают неуверенность в своих силах у других, менее способных. В этих ситуациях надо подбирать задания для детей, исходя из их умственных и физических возможностей. Если ребенок в состоянии выполнить работу, но просто пока не знает, как это сделать, ему нужно показать. Но работать должен сам. В таком подходе кроется большое воспитательное воздействие. Иначе мы можем воспитать потребительское отношение к жизни у детей. У современных учащихся очень часто можно наблюдать элементы потребительского отношения к жизни. Таким детям лень делать что-то самим. Они будут ждать, когда подобную работу за них выполнят взрослые. На практических занятиях давать задания по ремонту и изготовлению изделий для нужд школы, это придает детям уверенность в себе, и они гордятся выполненной работой. Ремонт и поддержание в порядке школьного имущества развивает у воспитанников бережное отношение к нему. Для развития познавательных способностей учащихся, обогащения их социального опыта необходимо проводить экскурсии на предприятия, в магазины, ателье. Экскурсии создают своего рода зону ближайшего интеллектуального и эмоционального развития, так как поток новой информации позволяет обогащать понятийный и речевой запас учащихся. Определенное количество понятий и слов удается закрепить уже в ходе экскурсии, а в последующем вывести на уровень активного использования. Учитель должен помочь ребенку поверить в свои силы, добиться успеха в учебе, полюбить труд. Этому способствуют праздники труда, выставки работ, олимпиады, конкурсы «Лучший по профессии». Значительное внимание в ходе трудового обучения уделять воспитанию положительных качеств личности. Деловитость формируется при организации практической деятельности. Общаясь со взрослыми и сверстниками дети накапливают определенный запас знаний, перенимают отношения взрослых. Таким образом, образование решает задачи социализации, совершенствование личности, ее культуры, физического и нравственного развития, приобретения общего и профессионального образов |
Проектирование педагогического процесса на уроках трудового обучения в школе неслышащих детей Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями... | Инновационные цифровые модели обучения детей с ограниченными возможностями... Информационных технологий. Интенсивный переход к информатизации общества обуславливает все более глубокое внедрение информационных... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическая коррекция... Формирование системы научных представлений, общетеоретических знаний и практических навыков о методах психологической коррекции детей... | Решение заседания кафедры Протокол №1 от 03. 09. 2013 I. Программа... Программа дисциплины «Технология обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья» | ||
Мкс(к)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... Теоретические подходы к проблеме развития связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья с. 7-11 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Коррекционной педагогики проводит Открытый виртуальный творческий конкурс рисунков и поделок детей с ограниченными возможностями... | ||
«Формирование технологических приемов работы у учащихся с ограниченными... Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством занятий изо деятельности | ||
Урока для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме «Man-made wonders of the world» Методическая разработка дистанционного урока для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме | Тема: использование здоровьесберегающих технологий в обучении, воспитании,... Создание оптимальных условий для развития личности каждого учащегося с ограниченными возможностями здоровья в различных видах деятельности... | ||
Рабочая программа основы черчения (факультатив) Автор: кравец валерий... Гбоу ао для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Соломбальская специальная (коррекционная) общеобразовательная... | Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 19 Методика обучения конструированию «Методика обучения конструированию» является специальной дисциплиной вуза. Данный курс направлен на подготовку квалифицированных... | ||
Методическая разработка урока профессионально-трудового обучения... Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | Учебно-методическое пособие «Использование икт на уроках в начальной... Гос впо по специальности 080111. 65 Маркетинг, утвержденный Министерством образования РФ «23» марта 2000 г., №202 эк / сп | ||
50-летию полета в космос Юрия Алексеевича Гагарина, для детей с ограниченными... Юрия Алексеевича Гагарина, для детей с ограниченными возможностями здоровья в 20011 году | Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Педагогические системы обучения Педагогические системы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья |