«Формирование технологических приемов работы у учащихся с ограниченными возможностями здоровья через использование системы проверки и оценки знаний, умений и навыков на уроках технологии швейного дела»





Скачать 251.14 Kb.
Название«Формирование технологических приемов работы у учащихся с ограниченными возможностями здоровья через использование системы проверки и оценки знаний, умений и навыков на уроках технологии швейного дела»
страница1/3
Дата публикации27.09.2014
Размер251.14 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
  1   2   3


Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Алексеевская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат VIII вида»


Тема: «Формирование технологических

приемов работы у учащихся с ограниченными возможностями здоровья через использование системы проверки и оценки знаний, умений и навыков на уроках технологии швейного дела».

Автор статьи:

Халанская Наталья Ивановна

SC-4598

учитель технологии

(швейного дела)

Алексеевской специальной

(коррекционной)

общеобразовательной

школы-интерната VIII вида

г. Алексеевка, 2011г.

Информационный раздел

На первый план перед уроками трудового обучения ставится задача коррекции недостатков познавательной деятельности учащихся. Здесь работа по коррекции недостатков развития умственно отсталых детей должна быть строго целенаправленной, в соответствии с конкретными, с частными задачами, которые ставятся на том или ином этапе трудового обучения.

В конечном счете коррекционная задача направлена на то, чтобы подготовить ученика к самостоятельной жизни, к труду, к новым социально-экономическим условиям.

Изменившиеся социально-экономические условия потребовали смены организации учебного процесса и основной задачей стало приобщение обучающихся к реальной деятельности и ответственности за результаты своей работы. Очевидно, что сложившееся положение заставляет искать пути решения данной проблемы. Особую остроту приобрело преодоление инфантильности, один из проявлений которой является неумение использовать полученные знания в конкретном деле.

Другим важным условием стал собственный интерес к обозначенной проблеме, обусловленный личным опытом общения со школьниками, с другими педагогами, стремлением придать своей деятельности направленный характер.

Весь процесс воспитания и обучения строю на принципах методики по Мирскому С.Л. и коррекционных рекомендациях Худенко Е.Д., а также использую в своей работе опыт педагога - наватора предложенную систему И.П. Волковым «Учим творчеству», Б.И. Пинский «Психология, трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы», использую материалы научно- методического журнала «Школа и производство».


«Хороших методов существует ровно столько,

сколько существует хороших учителей»

Д. Пойа

Технология опыта

Годы учебы в школе-интернате для воспитанников не только подготовка к жизни, но и сама жизнь со всеми ее радостями и печалями. Учеба для них является основным видом труда, который систематически оценивается учителем в соответствии с пяти бальной системой. Под проверкой знаний и умений обычно понимают деятельность по контролю за ходом учебно-воспитательной работы за успехами учащихся. Оценка – это определение качества знаний и умений учащихся, выражающееся отметкой. Проверка и оценка взаимосвязаны. Тем не менее, оценка является лишь одним из звеньев проверки. Правильно поставленная проверка оценка знаний и умений учащихся позволяет учителю своевременно получать информацию о ходе и результатах учебной работы, воспитывать у учащихся чувство ответственности, самообладания, критического отношения к своим успехам в образовательном процессе, развивать мышление учащихся, совершенствовать память. Правильно поставленная проверка и оценка знаний и умений учащихся - действенное средство обучения, воспитания и умственного развития учащихся. Эту тему я считаю актуальной, так как для нашей специальной (коррекционной) школы очень мало методических разработок, рекомендаций.

Результаты проверки знаний и умений учащихся имеют огромное значение, ибо дальнейшее усложнение заданий происходит постепенно и каждое следующие занятие основывается на знаниях и умениях учащихся, полученных ими на предыдущем уроке.

Проверяя и оценивая знания и умения учащихся учитель технологии имеет возможность проанализировать свой подход к учащимся, сделать вывод об эффективности отдельных методов обучений.

В своей работе хочу остановиться на отдельных формах проверки. Самое главное в этом вопросе состоит в том, чтобы в процессе обучения обеспечить каждому ученику с учетом его способностей и возможностей соответствующий уровень знаний.

Выпускникам наших школ работать на производстве, и нам нужно научить их применять знания и умения при решении практических задач в своей трудовой деятельности в будущем.

Проверка знаний и умений по технологии, также как и по другим предметам, ведется постоянно, на всех этапах обучения. На своих уроках стараюсь постоянно решать вопросы:

- что именно следует проверять?

- что следует оценивать?

- какими нормами можно руководствоваться при оценке знаний и умений учащихся?

- какова методика проверки и оценки знаний и умений учащихся?
Методика рекомендует проверять следующее:

  1. знания по технологии;

  2. качество работы в соответствии с предъявленными требованиями программы и технологии изготовления изделий;

  3. соблюдение правил пользования инструментом, правил техники безопасности и содержания рабочего места;

  4. умение применять знания на практике;

  5. степень самостоятельности в работе;

  6. время, затрачиваемое на выполнение трудовой задачи;

  7. отношение учащихся к труду, проявление интереса к отдельным его областям.


Следует постоянно помнить основные требования к проверке знаний и умений учащихся:

- во- первых – индивидуальность и всесторонность;

- во- вторых – систематичность и своевременность;

- в – третьих – объективность.

На своих уроках швейного дела я провожу текущую, периодическую и итоговую проверку знаний и умений учащихся.

Наиболее распространенными формами контроля теоретических знаний, которые я использую, является:

  1. Беседы, направленные на закрепление и систематизацию или применение знаний. В процессе беседы одни ученицы отвечают на несколько вопросов, логически связанных между собой, другие дополняют, уточняют и исправляют их ответы. В конце беседы предоставляют возможность более сильному ученику с помощью учителя сделать выводы, обобщая ответы товарищей.


Беседы с целью проверки знаний способствуют развитию речи, памяти, мышления учащихся, развивают интерес к знаниям, вызывают у них желание применять полученные знания в практической деятельности.

  1. Фронтальный (беглый) опрос, проводимый при определении качества знаний, необходимых для выполнения предстоящей работы или для восстановления в памяти учащихся, требований охраны труда, условий организации рабочего места, правил работы.

  2. Использование контрольных карточек.

  3. Самостоятельные работы.


Первые две формы проверки знаний и умений более известны, подробнее остановлюсь на 3 формах.

Контрольные карточки оставляю по любому разделу программы. В теме, по которой составляются карточки, выделяю учебные элементы, которые составляют содержание обучения.

В методическом пособии Беспалько В.П. «Основы теории педагогических систем» имеется описание учебных элементов. Я считаю, что это возможно применить и в работе с учащимися специальной коррекционной школы VIII вида на уроках, но конечно, во многом ее упорство.

Возьму для примера конкретную тему из программы 6 класса: то есть пошив рабочего фартука с грудкой. Каковы же здесь основные элементы?

Составляем схему. Вершиной схемы является название темы: «Пошив фартука» - это исходный учебный элемент – элемент нулевого порядка.

Элемент первого порядка следующий:

- Обработать бретели.

- Обработать нагрудник с одновременным втачиванием бретелей.

- Обработать боковые и нижний срезы нижней части фартука.

- Обработать карманы.

- Соединить карманы с нижней частью фартука.

- Обработать пояс.

- Обработать верхний срез нижней части фартука.

- Соединить детали фартука.

Основанием для выделения учебных элементов второго порядка являются виды операций, входящих в обработку каждой детали. Так для обработки бретелей необходимо:

  1. Сложить деталь вдвое по долевой нити лицевой стороной внутрь, сколоть, сметать по контурной линии на 0,8 см от срезов.

  2. Обтачать детали по долевому и поперечному срезам, выполнить закрепку, ширина шва равна 10 мм. Удалить нитки строчек временного назначения.

  3. Срезать припуски на шов в углах, не доходя до машинной строчки 2 мм.

  4. Вывернуть бретель на лицевую сторону, выправить углы, швы. Приутюжить.

Как видно из изложенного, выделение учебного элемента второго порядка делается по каждому учебному элементу первого порядка.

После создания таблицы ученых элементов можно приступать к созданию тестов, которые соответствуют уровням усвоения знаний. Тесты составляю различного типа.

  1. Тесты на опознание.

Чтобы выполнить это задание, ученицы должны уметь принимать то или иное решение, опираясь на ранее полученную информацию. При этом ученица должна выделить правильный ответ, который обязательно содержится в самом тексте.
Например:

1. Когда мы соединяем детали между собой, нужно ли делать закрепку в начале и в конце строчки?

а) Да

б) Нет

в) Затрудняюсь ответить

2. Есть ли разница между задним и передним полотнищами конической юбки?

а) Да

б) Нет

в) Небольшое
Тесты на различие или избирательные (выборные)

Такие, в которых дается несколько вариантов ответов: правильные, неправильные, неточные, неполные, что затрудняет выбор правильного решения.

Например:

  1. Выберите из перечисленных работ те, которые необходимо выполнять при обработке пояса:

а) сложить деталь вдоль лицевой стороны внутрь и сметать на 0,8 см от срезов;

б) обтачать концы пояса на 0,7 см от срезов;

в) притачать пояс к переднику на 1 см от срезов;

г) приутюжить деталь, удалить сметочные стежки.


  1. Тесты – классификации

В них предлагается два рода явлений и ученицам необходимо установить между ними соответствие.

Например:



IV. Тесты – подстановки, в которых намеренно пропущены слова, фразы. В тесте можно пропустить несколько элементов или все.

В тесте дается несколько намеков на число ответов. Эталоны правильных ответов заготовлены и находятся в конверте для быстрой проверки.

Например:


  1. К обработке нижней части фартука относится:

а) обработка боковых срезов

б) ________________

в) удаление сметочных стежков


  1. Перечислите виды работ, которые необходимо выполнить при пошиве фартука:

а)________________ г)_______________

б)________________ д)_______________
V. Тесты - конструктивные, в которых учащиеся самостоятельно дают полную формулировку понятия.

Например:


  1. Установите правильную последовательность операций раскладки выкроек на ткани.

а) разложить крупные детали

б) разложить мелкие детали

в) сколоть ткань булавками

г) приколоть мелкие детали

д) приколоть крупные детали

е) определить лицевую сторону ткани

ж) обвести детали по контуру

з) нанести контрольные линии и точки

и) разметить припуски на швы
На первых порах пользования тестами требует от учителя и учащихся определенных усилий, нов дальнейшем контроль за знаниями и умениями учащихся облегчается и я быстро оцениваю ответ ученицы. Подобными контрольными карточками я могу проверить теоретическую подготовку учащихся, усвоение технологической терминологии, знание правил безопасной работы, содержание рабочего места.

Если оценивать по конечному результату, то можно упустить многие этапы правильного формирования умений и навыков. Поэтому формирование сложных действий я считаю, должно сопровождаться пооперационным контролем, отражающим качественные характеристики выполненной работы. Метод пооперационного контроля заключается в том, что в технологическом процессе изготовления изделия выделяются наиболее важные элементы, которые оцениваются с помощью критериев.

За каждый правильно выполненный элемент ставлю 1 балл (0,5; 0,25), за невыполнение или неправильное выполнение 0 баллов. Результаты проверки заношу в карту пооперационного контроля. Проверяемые элементы и критерии их оценок довожу до сведения учащихся в начале занятия. Это заставляет их сосредоточить свое внимание на основных технологических операциях и выполнить их с максимальной точностью и аккуратностью, а мне помогает конкретизировать свои требования при проведении инструктажа. Параметры, по которым провожу контроль, выписываю на доску, чтобы они могли служить ученицам средством самоконтроля. Контролируемые параметры в картах кооперационного контроля должны соответствовать параметрам технологических операций в предметно-технических и инструкционных картах по изготовлению данного изделия. В конце урока или в течении всей практической работы проверяю работы учащихся по данным параметрам. Это позволяет детально и быстро проанализировать их и получить информацию об изменениях учащихся при выполнении каждой конкретной операции. Сумма баллов в последней колонке карты служит основой для оценки деятельности учащихся на уроке, но не следует ее отождествлять по своему усмотрению с учетом индивидуальных способностей и особенностей ученицы. При этом большое воспитательное значение имеет объективная мотивировка выставленной оценки.

Для удобства выставления оценок за практическую работу в карте пооперационного контроля применяю пятибалльную систему. Полную оценку 5 баллов разбиваю по технологическим операциям в зависимости от их важности. Например, в карте «Выполнение запошивочного шва каждая операция оценивается одним баллом».

При правильном выполнении всех операций ученица набирает 5 балов, а при невыполнении какой-либо операции оценка соответственно снижается.

Подобные карты можно использовать на каждом практическом занятии, а при завершении узловых тем они просто необходимы. Анализ результатов контроля по горизонталям таблицы дает суммарную пооперационную характеристику обученности каждой ученицы. По ним можно судить, как об общей сформированности трудовых умений, так и о трудностях и ошибках, допускаемых ученицей при выполнении операций.

Анализ результатов по вертикале показывает степень обученности всего класса конкретной операции. Так, если из 10 учениц 6 не указали на выкройке направление долевой нити, то значит, я не достаточно объяснила значение направления долевой нити и на следующем занятии я обязательно более подробно останавливаюсь на этом вопросе, готовлю какие –то дополнительные наглядные пособия. Следовательно, используя результаты контроля, я имею возможность скорректировать свою деятельность на следующее занятие с учетом пробелов в знаниях учениц.

Например:

Обработка верхнего среза трусов


Технологические

операции,

критерии

оценок
Фамилия Имя

учащихся



Точность

наметки



Равно

мер

ность ширины шва

Равно

сть

строчки

Точность расстоя

ния для резинки

Выпол

нение машин

ной закреп

ки

Качест

во глаже

нья

Общий балл

+ 1 мм/1

__

+ 1 мм/1

__

+ мм/1

__

+ мм/1

__

0,5

0,5

0,5

























Количество положительных оценок





















  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Формирование технологических приемов работы у учащихся с ограниченными возможностями здоровья через использование системы проверки и оценки знаний, умений и навыков на уроках технологии швейного дела» iconОптимизация процесса преподавания швейного дела детям с ограниченными...
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для...
«Формирование технологических приемов работы у учащихся с ограниченными возможностями здоровья через использование системы проверки и оценки знаний, умений и навыков на уроках технологии швейного дела» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическая коррекция...
Формирование системы научных представлений, общетеоретических знаний и практических навыков о методах психологической коррекции детей...
«Формирование технологических приемов работы у учащихся с ограниченными возможностями здоровья через использование системы проверки и оценки знаний, умений и навыков на уроках технологии швейного дела» iconТема: использование здоровьесберегающих технологий в обучении, воспитании,...
Создание оптимальных условий для развития личности каждого учащегося с ограниченными возможностями здоровья в различных видах деятельности...
«Формирование технологических приемов работы у учащихся с ограниченными возможностями здоровья через использование системы проверки и оценки знаний, умений и навыков на уроках технологии швейного дела» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уроках. Данная проблема актуальна для осуществления миссии школы по социально-личностному становлению учащихся. Изучение проблемы...
«Формирование технологических приемов работы у учащихся с ограниченными возможностями здоровья через использование системы проверки и оценки знаний, умений и навыков на уроках технологии швейного дела» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Субд, освоение технологических приемов по созданию запросов в среде субд, контроль уровня знаний и умений учащихся по темам «Создание,...
«Формирование технологических приемов работы у учащихся с ограниченными возможностями здоровья через использование системы проверки и оценки знаний, умений и навыков на уроках технологии швейного дела» iconТема: «Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья»
...
«Формирование технологических приемов работы у учащихся с ограниченными возможностями здоровья через использование системы проверки и оценки знаний, умений и навыков на уроках технологии швейного дела» iconКонспект открытого урока по адаптивной физической культуре для учащихся...
Обучающие: формировать у школьников умение бросать мяч бочча; закреплять правила игры бочча как средство развития двигательной активности,...
«Формирование технологических приемов работы у учащихся с ограниченными возможностями здоровья через использование системы проверки и оценки знаний, умений и навыков на уроках технологии швейного дела» iconАнализ работы методической службы моу «сош с п. Кишпек» за 2012-2013 учебный год
Мо учителей словесников «Использование современных приемов и методов работы как средство совершенствования общеучебных умений и навыков...
«Формирование технологических приемов работы у учащихся с ограниченными возможностями здоровья через использование системы проверки и оценки знаний, умений и навыков на уроках технологии швейного дела» iconПлан работы школьного методического объединения учителей естественно-математического...
«Формирование и развитие ключевых компетенций школьников на уроках через использование современных образовательных технологий, методов...
«Формирование технологических приемов работы у учащихся с ограниченными возможностями здоровья через использование системы проверки и оценки знаний, умений и навыков на уроках технологии швейного дела» iconУчебно-методический комплекс по модулю в3 «Методы психологической коррекции и реабилитации»
Цель: формирование системы научных представлений, общетеоретических знаний и практических навыков о методах психологической коррекции...
«Формирование технологических приемов работы у учащихся с ограниченными возможностями здоровья через использование системы проверки и оценки знаний, умений и навыков на уроках технологии швейного дела» iconПояснительная записка Переводная аттестация является основным способом...
На выполнение экзаменационной работы по физике отводится 3 астрономических часа (180 мин.)
«Формирование технологических приемов работы у учащихся с ограниченными возможностями здоровья через использование системы проверки и оценки знаний, умений и навыков на уроках технологии швейного дела» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Воспитание социально адаптированной личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья через формирование духовно-нравственных...
«Формирование технологических приемов работы у учащихся с ограниченными возможностями здоровья через использование системы проверки и оценки знаний, умений и навыков на уроках технологии швейного дела» iconУчебно-методическое пособие «Использование икт на уроках в начальной...
Гос впо по специальности 080111. 65 Маркетинг, утвержденный Министерством образования РФ «23» марта 2000 г., №202 эк / сп
«Формирование технологических приемов работы у учащихся с ограниченными возможностями здоровья через использование системы проверки и оценки знаний, умений и навыков на уроках технологии швейного дела» iconМкс(к)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Теоретические подходы к проблеме развития связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья с. 7-11
«Формирование технологических приемов работы у учащихся с ограниченными возможностями здоровья через использование системы проверки и оценки знаний, умений и навыков на уроках технологии швейного дела» iconАнализ работы М. О. учителей технологии за 2012-13 уч год
Коллектив педагогов М. О. в течение года продолжал работу над проблемой «Формирование у учащихся универсальных способов деятельности...
«Формирование технологических приемов работы у учащихся с ограниченными возможностями здоровья через использование системы проверки и оценки знаний, умений и навыков на уроках технологии швейного дела» iconУрок «Сотвори солнце в себе» По теме: «Здоровьесберегающие технологии...
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск