Мкс(к)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №11 VIII вида"





Скачать 250.88 Kb.
НазваниеМкс(к)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №11 VIII вида"
Дата публикации30.07.2014
Размер250.88 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы

МКС(к)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №11 VIII вида"



«Развитие связной речи

обучающихся с нарушением интеллекта

через использование элементов мнемотехники

на логопедических занятиях»

(из опыта работы учителя-логопеда)

Исполнитель:

Коняшина Анна Викторовна

Междуреченск 2013

Оглавление

Введение ………………………………………………………………… с. 3-6

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. …………….... с. 7-11

Глава 2. Формирование навыков связной речи на логопедических занятиях с применением элементов мнемотехники.

2.1.Экспериментальное изучение уровня сформированности связной речи у обучающихся, воспитанников. ………………………………………… с. 12-15

2.2. Анализ результатов применения коррекционных заданий по формированию связной речи с использованием методического пособия «Умная тетрадь». …………………………………………………….. с. 16-18

Заключение. …………………………………………………………. с. 19-20

Список литературы. ………………………………………………… с. 21-22

Приложения …………………………………………………………. с.23-30

Введение

«Мысль, превращаясь в речь,

перестраивается и видоизменяется»

Л.С. Выготский
Речь является основным средством регуляции психической деятельности человека, общения людей, необходимой основой человеческого мышления, его орудием. Она организует процессы памяти и восприятия, облегчает узнавание и различение предметов, играет большую роль в формировании и протекании волевых процессов, а также эмоциональных переживаний. Мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция – развиваются и совершенствуются по мере того, как человек овладевает речью.

Для полноценного общения, для того, чтобы ребенок уверенно и комфортно чувствовал себя в обществе, необходимо, чтобы его речь была правильной, чтобы он четко произносил все звуки родного языка, грамматически правильно строил предложения, обладал связной речью. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы: в частности, при относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий, что значительно осложняет полноценное общение и дальнейшее обучение детей с речевой патологией.

Так, Л.С. Волкова и С.Н. Шаховская [7] считают, что «овладение речью связано с возможностями обработки информации, с объемом кратковременной памяти. Человеческая речь воспринимается или воспроизводится в сжатые временные сроки. Поэтому ребенок должен обладать стратегией быстрого программирования и быстрого декодирования, дешифровки речевого сообщения. Усвоение речи ребенком происходит с учетом его возможностей обработки речевой информации, что отражается и на выходе речи. Чем объемнее информация, тем труднее она усваивается и воспроизводится в речи».

Одной из основных задач специальной (коррекционной) школы VIII вида является социальная адаптация ее выпускников. Успешность подготовки к самостоятельной жизни в обществе зависят не только от приобретения определенных знаний по общеобразовательным предметам и профессионально-трудовой деятельности, но и от уровня сформированности навыков общения и умения налаживать отношения с окружающими.

Исходя из положения Л.С. Выготского о наличии общих закономерностей нормального и аномального развития, считается, что «формирование навыков общения с окружающими людьми у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья протекает по тем же законам, которые определяют развитие нормально развивающегося ребенка. Между тем, наличие интеллектуального дефекта, особенности поведения и развития умственно отсталого ребенка определяют качественное своеобразие протекания этого процесса и необходимость его специальной организации» [6].

Речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Несформированность или недоразвитие связной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная и целенаправленная работа по развитию связной речи будет способствовать развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации обучающихся специальной (коррекционной) школы.
Однако вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития связной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта, на сегодняшний день недостаточно разработаны.

В специальной литературе имеются теоретические рекомендации, посвященные развитию и коррекции связной речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Сталкиваясь с проблемами детей с различной патологией в обучении, логопеду постоянно приходится искать  вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения нового материала. Перед нами встает вопрос, как улучшить условия коррекции и развития связной речи, обеспечить целостность коррекционно-развивающего пространства школы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ж. Пиаже раскрыл когнитивный (интеллектуальный) базис развития речи. По его мнению, важнейшей предпосылкой полноценного развития речи является развитие сенсомоторного интеллекта, памяти ребенка [17].

В этой связи чрезвычайно важно проанализировать и сравнить развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи и у нормальных детей.

Несмотря на то, что память становилась предметом исследования у многих авторов, которые по-разному объясняли ее структуру, генез, взаимодействие с другими психическими функциями (П.П. Блонский [1], Л.С. Выготский [6], П. Жане [10], З.М. Истомина [12], А.Р. Лурия [15]), проблема развития памяти детей с системным недоразвитием речи недостаточно разработана.

Педагогическая практика показывает, что индивидуальные психофизиологические особенности детей с ограниченными возможностями всякий раз требуют поисков оптимальных средств для достижения целей. Таким образом, в настоящее время проблема развития связной речи у обучающихся младших классов специальных (коррекционных) школ является актуальной. Одним из средств влияния на развитие речи обучающихся является использование элементов мнемотехники на логопедических занятиях.
Гипотеза: Мы предполагаем, что специально организованная педагогическая деятельность по отбору оптимальных средств, направленных на коррекцию недоразвития речи, будет способствовать развитию речи как системы и являться основной учебной мотивацией обучающихся младших классов коррекционной школы.
Цель: показать влияние использования элементов мнемотехники в коррекционно-развивающем пространстве специальной (коррекционной) школы VIII вида на повышение эффективности развития и коррекции связной речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:

  1. проанализировать литературные источники по данной проблеме

  2. описать результаты эксперимента по изучению уровня сформированности связной речи у обучающихся, воспитанников;

  3. создать практическое пособие, способствующее развитию связной речи обучающихся младших классов коррекционной школы на основе анализа источников;

  4. разработать рекомендации для учителей, воспитателей и родителей по использованию практического пособия в учебно-воспитательном процессе на начальной ступени образования.

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

Аналитический обзор литературных данных показывает, что нарушение интеллекта у ребенка в большинстве случаев сочетается с недостаточным развитием связной речи, что отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности в целом.

Связная речь – наиболее сложная форма речевой деятельности. Она характеризуется особыми присущими только ей признаками и носит характер систематического последовательного изложения. Связное сообщение представляет собой развернутое высказывание. Таким образом, под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно. Школьники с интеллектуальной недостаточностью довольно длительное время задерживаются на этапах ситуативной и вопросно-ответной формы речи. Переход к самостоятельному высказыванию, даже при условии логопедической помощи, протекает у этих детей очень трудно и во многих случаях затягивается вплоть до старших классов.
Нарушения формирования связной речи обусловлены целым комплексом причин. Дети с ограниченными возможностями здоровья часто не осознают необходимости ясно и четко передавать содержание какого либо события так, чтобы оно было понятно собеседнику.
Другая причина заключается в том, что речевая активность данной категории очень слаба и довольно быстро истощается. В процессе монологической речи отсутствует стимуляция извне. В тех случаях, когда у детей появляется интерес к теме разговора, меняется и характер высказываний, они становятся более развернутыми и связными, увеличивается количество слов в предложении. Таким образом, на характер связной речи оказывает влияние и мотивация.

В работах В.И. Лубовского[14], В.Г. Петровой[16], Ж.И. Шиф[21] установлено влияние связной речи на развитие познавательной деятельности детей-олигофренов. Из-за общего недоразвития психики процесс расширения опыта протекает у них замедленно и ущербно. Аномально развивающаяся практическая и познавательная деятельность не может служить достаточной опорой для быстрого накопления большого количества разнообразных представлений и не способствует в должной мере проявлению у ребенка новых потребностей и интересов.

Р.И. Лалаева[13], Т.К. Ульянова[22], Власовой Т.А. и М.С. Певзнер, [3], В.Г. Петровой[16], в исследованиях, посвященных выяснению особенностей связной устной речи школьников с интеллектуальной недостаточностью, выявили низкий уровень ее развития, выражающийся в фрагментарности, непоследовательности, нелогичности, пропуске деталей, во всевозможных привнесениях.

Вышеназванные авторы утверждают, что у детей с интеллектуальной недостаточностью первые самостоятельные слова появляются на 3-4 годах жизни, в то время как у детей с нормальным развитием они появляются в конце первого – начале второго года жизни. Нормально развивающийся ребенок за дошкольный период своей жизни активно пользуется разговорно-бытовой речью, легко общается с окружающими, свободно принимает участие в беседах на доступные ему темы. У ребенка с нарушением интеллекта к семи годам, практика речевого общения занимает меньший отрезок времени - всего 3-4 года.

Одним из факторов влияющих на развитие связной речи по мнению С. Я. Рубинштейн [18], является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Особенности связных высказываний во многом определяются и характером заданий (пересказ, рассказ по серии сюжетных картинок, самостоятельный рассказ по представлению и т.д.). Исследования Л.В. Занкова [11], и М.Ф. Гнездилова [8], показали, что количество слов в рассказах по серии сюжетных картинок у детей с ограниченными возможностями здоровья в 2,5 раза больше, чем в рассказах на заданную тему. Авторы объясняют это тем, что серия сюжетных картинок определяет последовательность изображенных событий, их динамику.

Важную роль в развитии речи оказывает память.

Память — это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того чтобы память не подводила в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно тренировать ее. Методов для развития и эффективного использования памяти существует множество. Один из самых результативных — мнемотехника.

Мнемоника или мнемотехника (от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания) - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Ассоциация — мысленная связь между двумя предметами, фон — это то, что вы хорошо знаете до мельчайших подробностей. Тогда для того, чтобы запомнить множество каких-то фактов, их нужно соединить (ассоциировать) с тем, что вам хорошо знакомо. Такие приемы особенно важны для школьников, так как мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными задачами.

Однако для развития связной речи применения одних искусственных приемов мало, поскольку основной опорой запоминания является не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, устанавливаемые как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом. Особенности методики – применение изображения предметов, символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы должны быть максимально приближены к речевому материалу.

Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами[5], Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями[19], Глухов В. П. – блоками-квадратами[7], Большова Т. В. – коллажем[2], Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа[9].

На основании изученных трудов, можно сделать вывод, что традиционно работа по развитию связной речи детей с интеллектуальной недостаточностью ведется по следующим направлениям:

  • обогащение словарного запаса,

  • обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов,

  • разучивание стихотворений, отгадывание загадок.

Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  • развитие связной речи;

  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

  • перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;

  • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений, разгадыванию загадок, работа над текстом увлекает детей, превращает занятие в игру. У обучающихся преобладает наглядно-образная память. Запоминание носит непроизвольный характер, зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания рассказа или стихотворения, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Глава 2. Формирование навыков связной речи на логопедических занятиях с применением элементов мнемотехники

2.1.Экспериментальное изучение уровня сформированности связной речи у обучающихся воспитанников.

На современном этапе развития образования особенно остро встает проблема увеличения количества детей с интеллектуальными нарушениями и соответственно проблема предупреждения и преодоления школьной дезадаптации у этой категории детей, преодоления трудностей взаимоотношений с окружающими.

Нами была обследована речь обучающихся специальной (коррекционной) школы.

В результате исследования выяснилось, что дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в постоянной стимуляции, систематической педагогической помощи. Из 168 обучающихся коррекционной школы VIII вида - 128 школьников нуждаются в логопедической помощи. (Приложение 1)

На начало 2009-10 учебного года из 19 обучающихся 1 классов 2 человека (11%) владели навыками связной речи. (Приложение 2)

Основными параметрами при обследовании взяты:

  • умение составлять предложение по картинке;

  • составление небольшого рассказа по серии сюжетных картинок;

  • пересказывание коротких текстов;

  • умение отвечать на вопросы;

  • умение вести диалог.

В процессе обследования связной речи на первом этапе эксперимента детям предлагалось составить предложение по картинке, составить рассказы по серии сюжетных картин и по одной сюжетной картине, после чего данные рассказы анализировались по следующим критериям:

  • употребление простых предложений (распространённых и нераспространённых);

  • употребление сложных предложений;

  • употребление различных частей речи

Обучающиеся частично справились с заданиями, где требовалось составить предложение по картинке и рассказ по серии сюжетных картин («Снеговик и заяц»). Испытуемые при составлении рассказа в основном использовали простые нераспространенные предложения. Длина этих предложений 3-4 (реже 5 - 6) слов. Есть дети, употребляющие в своей речи только простые предложения, большинство из которых нераспространенные, другие же предложения они распространяют 1-2 словами. Процент употребления сложных предложений очень мал.

Анализ полученных результатов показал, что в рассказах детей предложения не согласуются друг с другом, из-за чего теряется общий смысл рассказа. Большинство предложений составлены неправильно, они неполные, во многих из них пропущены главные смысловые единицы.
Практически всем детям требовалась помощь в виде наводящих вопросов.
В рассказах детей была нарушена логическая последовательность изложения рассказа, хотя сюжетные картинки были разложены правильно.

Составление рассказа по сюжетной картине вызывало у детей массу затруднений. При выполнении данного задания, обучающиеся, в основном описывали изображенные на картине предметы и действующих лиц.
Результаты, полученные в процессе выполнении этих заданий, показали, что обучающиеся используют в своей речи 78% простых нераспространенных предложений, 22% простых распространенных предложений.
При этом наблюдаются ограниченный словарный запас, многократное повторение одних и тех же слов, в основном используются имена существительные и глаголы. Рассказы детей отличаются краткостью и сжатостью изложения, очень часто они состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, а вместо активного развертывания сюжета в них наблюдается обычное перечисление отдельных элементов ситуации.

Следующим этапом обследования связной речи школьников с нарушением интеллекта являлось выяснение умения пересказывать небольшой текст, сохраняя последовательность событий. Пересказ оценивался следующим образом:

• понимание содержания текста;
• полнота содержания текста;
• логическая последовательность.

Пересказы отличались краткостью, стереотипностью, были неполными. В рассказах детей отмечалось нарушение логической последовательности, часто отсутствовала какая-либо часть текста (завязка, основная часть, развязка), таким образом, была нарушена структура повествования.
Обучающиеся не понимали содержание текста, не всегда правильно отвечали на поставленные вопросы, не могли определить главную мысль и дать название рассказу.
При рассказывании дети часто сбивались, «перескакивали» с одной части на другую; имели место повторы, длительные паузы. Рассказы детей отличались невыразительностью, бедностью синтаксических конструкций.
Большинство предложений, используемых детьми, являются простыми. Наиболее распространены предложения из 3-4 слов. Количество предложений колеблется от 3 до 5.
Пересказы школьников свидетельствуют о нарушении лексико-грамматического строя речи, также очевидна бедность словаря у обследуемых детей.
Отмечается неточность употребления слов (курица – птица).
Недоразвитие грамматического строя речи проявляется в наличии аграмматизмов; неправильном употреблении падежных форм; в нарушении использования предложно-падежных конструкций, которые выражаются в пропуске, замене предлогов, искажении окончаний.
Таким образом, рассказы школьников, имеющих нарушение интеллекта, показали несформированность лексико-грамматического и синтаксического строя речи.
Испытуемые во время рассказа в основном используют простые предложения. Процент употребления сложных предложений очень мал.
Рассказы отличались бедностью синтаксических конструкций и семантики.
Недоразвитие грамматического строя выражалось в пропуске, замене предлогов, искажении окончаний.
Поэтому результаты эксперимента доказывают необходимость поиска более эффективных форм коррекционной работы.

2.2. Анализ результатов применения коррекционных заданий по формированию связной речи с использованием методического пособия «Умная тетрадь»

В 2010-11 учебном году были введены в коррекционную работу элементы мнемотехники во 2 –х классах.

2-А класс – экспериментальный, 2-б – контрольный. К концу учебного года получены следующие результаты:

Во 2- А классе 4 чел. (45%) овладели навыками связной речи. Во 2- Б классе 37 % обучающихся.(приложение 3)

По итогамм 1 полугодия 2011 г. в экспериментальном 3-А классе (67%) обучающихся владеют стойкими навыками связной речи, в 3-Б классе (62%) (приложение 4).

По результатам исследования можно сделать вывод, что применение элементов мнемотехники приводит к лучшим результатам и большему проценту качества обучения.

Полученные результаты требовали поиска эффективных средств по развитию у обучающихся связной речи. Автором разработана серия уроков с применением различных средств, позволяющих более эффективно решать проблемы развития связной речи у младших школьников, в том числе мнемотехника. Наработки автора в этой области легли в основу учебного пособия «Умная тетрадь».

Преимущество пособия «Умная тетрадь» заключается в том, что содержательный лексический материал опирается на соответствующую тематику по развитию речи (согласно программному материалу), решаются логопедические задачи и одновременно идет развитие внеречевых психических процессов: памяти, внимания, мышления и познавательной сферы.
Использование пособия по развитию связной речи «Умная тетрадь» позволило решить следующие задачи:

  • повышение интереса к предмету;

  • повышение познавательной активности;

  • расширение словарного запаса;

  • обогащение активного словаря;

  • формирование связной речи;

  • развитие зрительного внимания, пространственного восприятия, памяти;

  • совершенствование тонкой моторики рук.

В пособии не задана жесткая последовательность заданий, они не являются готовыми конспектами занятий. Материалами тетради логопед пользуется по своему усмотрению, включая в занятие, как фрагменты, так и работая сначала с одним заданием, потом с остальными. Пособие можно считать дополнительным инструментом, для внедрения в образовательный процесс различных приемов развития связной речи, обогащения его новым, интересным и полезным для ребенка материалом.

Использование данной тетради возможно не только логопедом, но и учителем на уроках чтения и развития речи, воспитателем и родителями во внеурочной деятельности.

Пособие «Умная тетрадь» предназначено для работы с детьми младшего школьного возраста.

Выполняя задания по пособию «Умная тетрадь» в игровой форме, ребенок сформирует дополнительные представление об окружающем мире.

Коррекционно-развивающая деятельность при использовании методического пособия «Умная тетрадь» опирается на следующие педагогические принципы:

Принцип системности. В работе над формированием связной речи и развитием познавательной сферы осуществляется постепенный переход от простых заданий к сложным.

Принцип доступности. Упражнения отобраны с учетом возрастных физиологических возможностей детей и уровня их развития.

Принцип комплексного подхода. Учебный материал включает задания на всестороннее развитие ребенка.

Деятельностный принцип. Познавательный процесс строится на практическом выполнении заданий.

Принцип смены деятельности. Соблюдение временных пределов увлеченности ребенка.

Заключение
Формирование и развитие связной речи у обучающихся младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья происходит в процессе коррекционно-педагогического воздействия путем комплексной и систематической работы. Развитие связной речи должно быть теснейшим образом связано с развитием анализа, синтеза, сравнения, обобщения, особенно при отработке операций внутреннего программирования.
Каждая из операций порождения смыслового высказывания вначале формируется самостоятельно, изолированно, на простых заданиях. Затем постепенно операции объединяются в целостный процесс порождения связного текста.
Работа по развитию связной речи должна проводиться не только на специальных логопедических занятиях, но и на уроках русского языка, чтения и развития речи. Именно комплексный системный подход к развитию связной речи у детей с нарушением интеллекта может обеспечить эффективность логопедической работы.

В ходе анализа методической литературы, результатов проведенной диагностики, итогов констатирующего эксперимента нами было предложено методическое пособие «Умная тетрадь» с элементами мнемотехники, направленное на развитие смыслового программирования высказывания, овладение языковыми средствами оформления связного текста, а также формирование навыка строить связные рассказы и пересказ. Приемы мнемотехники, введение моделей, использованных нами при обучении связной речи школьников, показали, что облегчается процесс овладения детьми содержанием, структурой описательных и повествовательных текстов, их связность. Анализ рассказов обучающихся выявил улучшение почти всех показателей: большинство детей к концу обучения самостоятельно, без наводящих вопросов описывали животных, плоды, игрушки, рассказывали стихотворения, чистоговорки с элементами мнемотехники и др.

Следовательно, мы доказали существенное влияние использования элементов мнемотехники в коррекционно-развивающем пространстве специальной (коррекционной) школы VIII вида на повышение эффективности развития и коррекции связной речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Рекомендуем включать в работу логопедов, учителей и воспитателей разработанное методическое пособие «Умная тетрадь» для развития связной речи. Пособие, апробированное в практической деятельности, помогает сделать работу логопеда, учителя и воспитателя более интересной и эффективной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы

  1. Блонский П.П. Память и мышление. – Изд. 2. – М.: Норма, 2007. – 208 с.

  2. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.

  3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1973- 7с.

  4. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.

  5. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб.пособие – М.:АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2007 - 158 с.

  6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. – М., 1984. – 961 с.

  7. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию. Дефектология N2, 1994.

  8. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. М.: Педагогика. 1985. – 315 с.

  9. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. -2-е изд., перераб.—М.: Просвещение, 1985. — 112 с.

  10. Жане П. Эволюция памяти и понятие времени: Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. М.: Союз. Издат., 1979. – 264 с.

  11. Занков Л.В. Психология умственно отсталого ребенка. - М.: Учпедгиз, 1939. – 64-69 с.

  12. Истомина З.М. Развитие памяти: Учебно-методическое пособие. – М.: Союз. Издат., 1978. – 345 с.

  13. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 1998. – 39 с.

  14. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1989. – 6 с.

  15. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.

  16. В.Г. Петрова Москва, Педагогика, 1977, Развитие речи учащихся вспомогательной школы 7- 9 с.

  17. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М.-Л.,1992 - 37с.

  18. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.- 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1986.- 94 с.

  19. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. 16-21 с.

  20. Пиаже Ж. Характер объяснения в психологии и психофизический параллелизм. В кн.: Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже, М.: Прогресс, 1966, Вып. I, II. 185–189 с.

  21. Шиф Ж. И. Основы обучения и воспитания аномальных детей. М., 1965. - 147 с.

  22. Ульянова Т.К. Речевое развитие учащихся младших классов вспомогательной школы в связи с изучением предметов окружающей действительности http://www.childpsy.ru/upload/dissertations/%D3%EB%FC%FF%ED%EE%E2%E0_%D2_%CA_4_1966.htm


Приложение 1
Соотношение количества обучающихся специальной (коррекционной) школы с количеством обучающихся, нуждающихся в помощи логопеда.


Приложение 2
Уровень овладения навыками связной речи обучающимися 1 классов на начало 2009-2010 учебного года.


Приложение 3
Уровень овладения связной речью учащихся 2-А и 2-Б классов на конец 2010 -2011 учебного года.


Приложение 4
Уровень овладения связной речью обучающихся 3-А и 3-Б классов на конец первого полугодия 2010 -2011 учебного года.



Приложение 5

Задания для обучающихся с элементами мнемотехники.

 Чистоговорка с элементами мнемотехники.

СА-СА-СА



Под кустом



сидит



лиса.

СУ-СУ-СУ



Белку



видели



в лесу.

СЫ-СЫ-СЫ



Заяц



бегал



от лисы.

ОСЬ-ОСЬ-ОСЬ

Шёл



зимой по лесу



лось.

УСЬ-УСЬ-УСЬ

Я



медведя



не боюсь!

Схема для составления рассказа о животном.




?




































  1. Название животного.

  2. Описание внешнего вида.

  3. Дикое или домашнее животное.

  4. Где живет.

  5. Чем питается.

  6. Детеныши.

Схема для составления рассказа о петухе.





















Рано утром встает

Голосисто поет

Живет в курятнике

Клюв крепкий

Плохо летает

Хвост красивый, разноцветный

Ухаживает человек

Питается зерном




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мкс(к)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья \"Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №11 VIII вида\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мкс(К)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа...
Мкс(к)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья \"Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №11 VIII вида\" iconОбразовательная программа ку «Леушинская специальная (коррекционная)...
Казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение хмао – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Мкс(к)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья \"Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №11 VIII вида\" iconРабочая программа по обществознанию 8, 9 классы
«Шегарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Мкс(к)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья \"Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №11 VIII вида\" iconРабочая программа по истории России 7, 8, 9 классы
«Шегарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Мкс(к)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья \"Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №11 VIII вида\" iconТрудовое обучение
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Мкс(к)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья \"Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №11 VIII вида\" icon7. Литература Приложение
Муниципальное специальное (коррекционное) казенное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Мкс(к)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья \"Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №11 VIII вида\" iconКгсоу «Минусинская специальная (коррекционная) общеобразовательная...
Наименование оу: Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников...
Мкс(к)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья \"Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №11 VIII вида\" iconК. Ушинский «Четыре желания»
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Мкс(к)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья \"Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №11 VIII вида\" iconВыступление на шпо по икт
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Мкс(к)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья \"Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №11 VIII вида\" iconПояснительная записка к учебному плану
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Мкс(к)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья \"Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №11 VIII вида\" iconОптимизация процесса преподавания швейного дела детям с ограниченными...
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для...
Мкс(к)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья \"Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №11 VIII вида\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Шегарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Мкс(к)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья \"Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №11 VIII вида\" iconРабочая программа по биологии 8 класс
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Мкс(к)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья \"Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №11 VIII вида\" iconРабочая программа по швейному делу 6 класс
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Мкс(к)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья \"Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №11 VIII вида\" iconРабочая программа по биологии 7 класс
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Мкс(к)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья \"Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №11 VIII вида\" iconРабочая программа по чтению и развитию речи в 8 классе Учитель Пицунова Наталья Михайловна
«Шегарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск