Скачать 209.72 Kb.
|
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат № 12 VIII вида»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по трудовому обучению 4 класс Учитель: Воронкова Татьяна Васильевна Количество учебных часов по программе: 136 часов Количество учебных часов в неделю: 4 часа Программы: программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов, под редакцией В.В.Воронковой по предмету «Трудовое обучение» Издательство М.: «Просвещение», 2008 г. I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе:
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем по трудовому обучению, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса в 4 классе для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Программа составлена из расчета 136 часов (4 часа в неделю) на изучение в 4 классе. Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики. Предусмотрены следующие виды труда: работа с пластилином; работа с природными материалами; работа с бумагой и картоном; работа с текстильными материалами. На уроках труда в 4 классе решаются задачи развития трудовой деятельности учащихся и непосредственной их подготовки к профессиональному обучению. К основным из них относятся:
Первая из указанных задач является главной для эффективного осуществления предстоящей профессиональной подготовки. Она решается совместной работой учителей, ведущих уроки в данном классе, воспитателя, психолога и медицинского персонала в школе. В основе методики преподавания курса лежат, личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Формы организации процесса обучения:
Содержание программы. РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ АППЛИКАЦИИ Изделия: 1. Аппликация — орнамент (коврик). 2. Предметные аппликации (дом, автомобиль, жилая комната и т. д.). Круглые косоугольные детали размечаются по шаблонам, прямоугольные — по заданным размерам. Технические сведения. Инструменты: измерительная линейка, угольник, ножницы, кисти для клея, их применение, устройство и назначение. Клей и его свойства. Повторение свойств простейших геометрических фигур. Применяемые виды бумаги, их свойства. Основные цвета бумаги. Правила нанесения клея при наклеивании деталей на основание. Правила безопасности работы ножницами. Возможный брак при разметке деталей. Практические работы Разметка деталей по шаблону. Вырезание деталей ножницами. Разметка прямоугольных деталей с помощью измерительной линейки и угольника. Предварительное раскладывание и разметка положения деталей на основании. Наклеивание деталей. Контроль правильности изделия. Упражнение 1. Нахождение на линейке длин, заданных в миллиметрах. Упражнение 2. Вычерчивание отрезков длины, заданных в миллиметрах. ОБЪЕМНЫЕ ИГРУШКИ ИЗ КАРТОНА И БУМАГИ Изделия: 1. Модель парашюта. 2. Модель планера. 3. Макет комнаты. Технические сведения. Краткие сведения об изготовлении бумаги. Свойства бумаги. Назначение реальных предметов, подлежащих моделированию. Материалы для моделей: бумага, картон, нитки, груз (для парашюта). Основные части планера: фюзеляж, крылья, стабилизатор, руль высоты, их назначение. Анализ рисунков реальных предметов и образцов моделей. Практические работы Разметка заготовок по шаблонам и заданным размерам. Украшение раскрашиванием и дополнение деталей рисованием. Складывание разверток. Опробование парашюта и планера в действии. Изготовление пространственного угла для модели комнаты. Изготовление деталей: окно, дверь, шкаф, стол, диван, стулья. Склеивание деталей. ПАКЕТЫ И КОНВЕРТЫ Изделия: 1. Пакеты для семян. 2. Карманы для библиотечных формуляров. 3. Конверты для почтовых отправлений. Технические сведения. Назначение пакетов и конвертов. Виды и свойства бумаги, применяемой для пакетов и конвертов. Производство заготовок для пакетов и конвертов в промышленности. Фальцовка бумаги. Ее назначение и правила выполнения. Гладилка, переплетный нож. Их применение. Правила безопасной работы с переплетным ножом. Технические требования к готовой продукции. Виды возможного брака. Практические работы. Изготовление пакетов и конвертов из готовых разверток. Фальцовка разверток. Прием мазки нескольких конвертов одновременно. Изготовление изделий по разметке. Сборка и подклейка клапанов. Обжим готовых изделий. Контроль, подсчет изделий. ЕЛОЧНЫЕ УКРАШЕНИЯ Изделия: 1. Фонарики. 2. Гирлянды. 3. Снежинки. 4. Корзиночки. 5. Полумаски. 6. Чемоданчики для новогодних подарков. Технические сведения. Виды бумаги для изготовления елочных украшений и игрушек (писчая, глянцевая, мраморная, цветная). Окрашивание бумаги. Необходимость пропитывания бумаги огнестойкими веществами. Эстетические требования к елочным украшениям. Практические работы Разметка заготовок по заданным размерам и шаблонам. Приемы экономии материала при разметке. Сборка и склеивание изделий. Выполнение работ с пооперационным разделением труда. Контроль и учет выполненной работы в течение занятия. КОРОБКИ ОТКРЫТЫЕ Изделия: коробки разных размеров и формы из тонкого картона. Технические сведения. Сведения о получении картона. Свойства картона. Необходимость рицовки для сгибания развертки изделия. Названия элементов: развертка, клапан. Условные обозначения линий при разметке развертки (линии реза, рицованные линии сгиба, места нанесения клея). Правила безопасной рицовки картона. Практические работы Разметка заготовок по шаблонам. Нанесение условных обозначений. Раскрой по разметке. Рицовка линий сгиба. Срезание уголков на клапанах. Приклеивание клапанов. Оклейка коробки бумагой. Изготовление и приклеивание элементов украшающего орнамента. Самостоятельная работа. РАБОТА С ТКАНЬЮ ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТКАНИ Изделие. Макет полотняного переплетения нитей в ткани из полос цветной бумаги. Технические сведения. Применение тканей. Краткие сведения о получении нитей и ткани. Нити основы и нити утка. Самое простое переплетение нитей в ткани — полотняное. Ознакомление с другими видами переплетений. Анализ демонстрационного макета и раздаточных образцов тканей полотняного переплетения. Устройство и правила безопасной работы с ножницами. Практические работы Разметка полосок основы. Резание полосок (полностью не отрезаются). Разрезание полосок утка. Выполнение переплетения. Приклеивание концов полосок. Контроль выполненной работы. САЛФЕТКИ-ПРИХВАТКИ Изделия: 1. Салфетки для переноски горячей посуды из двух слоев ткани, с обработкой срезов украшающими стежками «через край». Выполняются из готового кроя. 2. Другие виды обработки салфеток-прихваток. Технические сведения. Цвета тканей и ниток. Швейная игла. Ее назначение и устройство. Правила безопасной работы при ручном шитье. Подбор и применение наперстков. Украшающий стежок «через край», правила его выполнения. Виды возможного брака и меры его устранения. Практические работы Вдевание нитки в иглу, завязывание узла. Обработка срезов. Контроль выполненных изделий. ПОДУШЕЧКА ДЛЯ ИГЛ Изделия. Подушечка 10x10 см, украшенная орнаментом из отделочных стежков. Технические сведения. Назначение изделия. Название ткани, понятие о стежках и строчках. Тамбурный и крестообразный стежки. Их форма и размеры (анализ увеличенных макетов стежков). Стачной шов. Частота стежков в ручном стачном шве. Лицевая и обратная детали подушечки. Практические работы Разметка отделочных строчек на лицевой детали изделия. Выполнение отделочных строчек. Стачивание боковых срезов ручным стачным швом. Вывертывание и набивка ватой подушечки. Обработка края косыми стежками. Изготовление и пришивание петельки из тесьмы. Контроль изделия. РЕМОНТ ОДЕЖДЫ Виды работ: 1. Пришивание пуговиц. 2. Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде. 3. Стачивание распоровшегося шва. Технические сведения. Виды пуговиц и способы их пришивания. Нитки для пришивания пуговиц. Раскрой вешалки по долевой нитке. Последовательность стачивания распоровшегося шва. Практические работы Определение места оторванной пуговицы. Пришивание _ пуговиц с образованием стойки. Закрепление нитки. Разметка линий сгибов на заготовке для вешалки. Загиб и наметывание. Прошивание вешалки стачным швом. Пришивание вешалки к одежде. Стачивание распоровшихся швов одежды ручным стачным швом. МЯГКИЕ ИГРУШКИ Изделия. Набивные игрушки из готового кроя (рыбки, гриб, заяц, медвежонок, утка и др.). Технические сведения. Анализ формы игрушек и название их частей. Дополнительные материалы: драп, фетр, кожа, мех, синтетические пленки, картон. Ткани для основных деталей: фланель, байка, ситец. Эстетические требования к изделиям. Практические работы Разметка линий соединительного шва. Сметывание основных деталей и стачивание обтачным швом. Вывертывание и набивка ватой. Пришивание и приклеивание дополнительных деталей. Анализ выполненных изделий. II. Учебно-методическое обеспечение.
Список литературы.
|
Пояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического... Основные задачи обучения труду этой категории детей также соответствуют задачам трудового обучения в общеобразовательной школе | Пояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического... Основные задачи обучения труду этой категории детей также соответствуют задачам трудового обучения в общеобразовательной школе | ||
Пояснительная записка I. Цели и задачи программы Основанием для разработки... Основанием для разработки рабочей программы по обслуживающему труду являются: образовательный стандарт 2004 г.; примерная программа:... | Программа Конышевой «Трудовое обучение» Роговцева Н. И., Богданов Н. В., Фрейтаг И. П., Технология, 1 класс, Москва, Просвещение, 2011 г | ||
Учебник «Трудовое обучение» В работе представлены материалы для проведения тестирования по профессии «Оператор швейного оборудования» | Урок: Трудовое обучение Тема: Ёлочная игрушка Цель: познакомить учащихся с изготовлением ажурного нитяного изделия по технологии «кокон» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Умк: Программы общеобразовательных учреждений. «Технология. Трудовое обучение» 1-4 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Умк: Программы общеобразовательных учреждений. «Технология. Трудовое обучение» 1-4 | ||
Пояснительная записка для 6 класса. «Профессионально-трудовое обучение... «Альметьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №19 VIII вида» | Технология, трудовое обучение Рабочая программа по курсу Технология Отрасли общетехнического производства и профессиональное самоопределение 9 класс 23 | ||
Н. В. Мощенко г. Тамбов, тогбоу «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» Трудовое обучение как приоритетное направление деятельности образовательного учреждения VIII вида | Учебная программа трудовое обучение 1-4 классы Астана 2010 Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 09. 07. 2010 г. №367 | ||
Рабочая программа разработана в соответствии с программой основного... Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Шапкинская средняя общеобразовательная школа №11 | Рабочая программа по технологии 5 класс Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Продолжение обучения образовательным предметам. Вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность | Михайловна Раздел «Статус учителя, его место в профессиональном сообществе» Усолье-Сибирское государственное педагогическое училище, 1998 год, учитель начальных классов со специализацией трудовое обучение... |