Трудовое обучение





Скачать 209.72 Kb.
НазваниеТрудовое обучение
Дата публикации08.08.2014
Размер209.72 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат № 12 VIII вида»



«С О Г Л А С О В А Н О»

заместитель директора

по УР (коррекционной)

школы –интерната № 12
________________________

Е. П. Котлярова
«02» сентября 2013г.



Р А С С М О Т Р Е Н О

на заседании методического объединения учителей

начальных классов

протокол № ___1__от_28.08.2013___
28 августа 2013г.

Р А С С М О Т Р Е Н О

на педагогическом совете

протокол № ___1__от__29.08.2013___



"У Т В Е Р Ж Д А Ю"

директор специальной (коррекционной) школы-интерната № 12
______________________ И. А. Голубева
«02» сентября 2013 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по трудовому обучению

4 класс

Учитель: Воронкова Татьяна Васильевна
Количество учебных часов по программе: 136 часов
Количество учебных часов в неделю: 4 часа
Программы: программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов, под редакцией В.В.Воронковой по предмету «Трудовое обучение»

Издательство М.: «Просвещение», 2008 г.

I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе:

  1. Закона «Об образовании»

  2. Базисного учебного плана специальных (коррекционных ) образовательных учреждений VIII вида, утвержденного приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 № 29/ 2065 – П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

  3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов, под редакцией В.В. Воронковой по предмету «Трудовое обучение». Издательство М.: «Просвещение», 2008г.

  4. Учебного плана образовательного учреждения

  5. Образовательной программы ГКС(к)ОУ школы-интерната № 12.


Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем по трудовому обучению, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса в 4 классе для учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Программа составлена из расчета 136 часов (4 часа в неделю) на изучение

в 4 классе.

Обучение труду в младших классах направлено на реше­ние следующих задач:

  • воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);

  • уважение к людям труда;

  • сообщение элементарных знаний по видам труда, фор­мирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие инте­реса к труду;

  • формирование организационных умений в труде — во­время приходить на занятия, организованно входить в мас­терскую, работать только на своем рабочем месте, правиль­но располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутрен­него распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиени­ческие требования.

Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умствен­ной деятельности школьников. Коррекционная работа вы­ражается в формировании умений:

  • ориентироваться в задании (анализировать объект, усло­вия работы);

  • предварительно планировать ход работы над изделием (ус­танавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нуж­ные для их выполнения);

  • контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изде­лий).

В процессе трудового обучения осуществляется исправ­ление недостатков познавательной деятельности: наблюда­тельности, воображения, речи, пространственной ориенти­ровки, а также недостатков физического развития, особен­но мелкой моторики рук.

Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чте­ния и развития речи, рисования, математики.

Предусмотрены следующие виды труда:

работа с пластилином;

работа с природными материалами;

работа с бумагой и картоном;

работа с текстильными материалами.

На уроках труда в 4 классе решаются задачи развития трудовой деятельности учащихся и непосредственной их подготовки к профессиональному обучению. К основным из них относятся:

  • выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;

  • воспитание организационных умений и привычек, необ­ходимых для продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских;

  • обучение простейшим технико-технологическим знани­ям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой под­готовке.

Первая из указанных задач является главной для эффек­тивного осуществления предстоящей профессиональной подготовки. Она решается совместной работой учителей, ведущих уроки в данном классе, воспитателя, психолога и медицинского персонала в школе.

В основе методики преподавания курса лежат, личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения.

Формы организации процесса обучения:

  • Индивидуальная

  • Классно-урочная

  • Экскурсия


Содержание программы.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ АППЛИКАЦИИ

Изделия: 1. Аппликация — орнамент (коврик). 2. Пред­метные аппликации (дом, автомобиль, жилая комната и т. д.).

Круглые косоугольные детали размечаются по шаблонам, прямоугольные — по заданным размерам.

Технические сведения. Инструменты: измерительная линейка, угольник, ножницы, кисти для клея, их примене­ние, устройство и назначение. Клей и его свойства. Повторе­ние свойств простейших геометрических фигур. Применяе­мые виды бумаги, их свойства. Основные цвета бумаги. Прави­ла нанесения клея при наклеивании деталей на основание.

Правила безопасности работы ножницами. Возможный брак при разметке деталей.

Практические работы

Разметка деталей по шаблону. Вырезание деталей ножни­цами. Разметка прямоугольных деталей с помощью измери­тельной линейки и угольника. Предварительное раскладыва­ние и разметка положения деталей на основании. Наклеива­ние деталей. Контроль правильности изделия.

Упражнение 1. Нахождение на линейке длин, заданных в миллиметрах.

Упражнение 2. Вычерчивание отрезков длины, заданных в миллиметрах.
ОБЪЕМНЫЕ ИГРУШКИ ИЗ КАРТОНА И БУМАГИ

Изделия: 1. Модель парашюта. 2. Модель планера. 3. Ма­кет комнаты.

Технические сведения. Краткие сведения об изго­товлении бумаги. Свойства бумаги. Назначение реальных предметов, подлежащих моделированию. Материалы для моде­лей: бумага, картон, нитки, груз (для парашюта). Основные части планера: фюзеляж, крылья, стабилизатор, руль высо­ты, их назначение.

Анализ рисунков реальных предметов и образцов мо­делей.

Практические работы

Разметка заготовок по шаблонам и заданным размерам. Украшение раскрашиванием и дополнение деталей рисова­нием. Складывание разверток. Опробование парашюта и пла­нера в действии.

Изготовление пространственного угла для модели ком­наты. Изготовление деталей: окно, дверь, шкаф, стол, ди­ван, стулья. Склеивание деталей.

ПАКЕТЫ И КОНВЕРТЫ

Изделия: 1. Пакеты для семян. 2. Карманы для библио­течных формуляров. 3. Конверты для почтовых отправлений.

Технические сведения. Назначение пакетов и кон­вертов. Виды и свойства бумаги, применяемой для пакетов и конвертов. Производство заготовок для пакетов и конвер­тов в промышленности. Фальцовка бумаги. Ее назначение и правила выполнения. Гладилка, переплетный нож. Их при­менение. Правила безопасной работы с переплетным ножом. Технические требования к готовой продукции. Виды возмож­ного брака.

Практические работы. Изготовление пакетов и кон­вертов из готовых разверток. Фальцовка разверток. Прием мазки нескольких конвертов одновременно. Изготовление изделий по разметке. Сборка и подклейка клапанов. Обжим готовых изделий. Контроль, подсчет изделий.

ЕЛОЧНЫЕ УКРАШЕНИЯ

Изделия: 1. Фонарики. 2. Гирлянды. 3. Снежинки. 4. Кор­зиночки. 5. Полумаски. 6. Чемоданчики для новогодних по­дарков.

Технические сведения. Виды бумаги для изготовле­ния елочных украшений и игрушек (писчая, глянцевая, мра­морная, цветная). Окрашивание бумаги. Необходимость про­питывания бумаги огнестойкими веществами. Эстетические требования к елочным украшениям.

Практические работы

Разметка заготовок по заданным размерам и шаблонам. Приемы экономии материала при разметке. Сборка и склеи­вание изделий. Выполнение работ с пооперационным разде­лением труда. Контроль и учет выполненной работы в тече­ние занятия.

КОРОБКИ ОТКРЫТЫЕ

Изделия: коробки разных размеров и формы из тонко­го картона.

Технические сведения. Сведения о получении кар­тона. Свойства картона. Необходимость рицовки для сгиба­ния развертки изделия. Названия элементов: развертка, кла­пан. Условные обозначения линий при разметке развертки (линии реза, рицованные линии сгиба, места нанесения клея). Правила безопасной рицовки картона.

Практические работы

Разметка заготовок по шаблонам. Нанесение условных обозначений. Раскрой по разметке. Рицовка линий сгиба. Сре­зание уголков на клапанах. Приклеивание клапанов. Оклейка коробки бумагой. Изготовление и приклеивание элементов украшающего орнамента.

Самостоятельная работа.

РАБОТА С ТКАНЬЮ ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТКАНИ

Изделие. Макет полотняного переплетения нитей в тка­ни из полос цветной бумаги.

Технические сведения. Применение тканей. Краткие сведения о получении нитей и ткани. Нити основы и нити утка. Самое простое переплетение нитей в ткани — полотня­ное. Ознакомление с другими видами переплетений. Анализ демонстрационного макета и раздаточных образцов тканей полотняного переплетения. Устройство и правила безопас­ной работы с ножницами.

Практические работы

Разметка полосок основы. Резание полосок (полностью не отрезаются). Разрезание полосок утка. Выполнение пере­плетения. Приклеивание концов полосок. Контроль выпол­ненной работы.
САЛФЕТКИ-ПРИХВАТКИ

Изделия: 1. Салфетки для переноски горячей посуды из двух слоев ткани, с обработкой срезов украшающими стеж­ками «через край». Выполняются из готового кроя. 2. Другие виды обработки салфеток-прихваток.

Технические сведения. Цвета тканей и ниток. Швей­ная игла. Ее назначение и устройство. Правила безопасной работы при ручном шитье. Подбор и применение наперст­ков. Украшающий стежок «через край», правила его выпол­нения. Виды возможного брака и меры его устранения.

Практические работы

Вдевание нитки в иглу, завязывание узла. Обработка сре­зов. Контроль выполненных изделий.

ПОДУШЕЧКА ДЛЯ ИГЛ

Изделия. Подушечка 10x10 см, украшенная орнамен­том из отделочных стежков.

Технические сведения. Назначение изделия. Назва­ние ткани, понятие о стежках и строчках. Тамбурный и кре­стообразный стежки. Их форма и размеры (анализ увеличен­ных макетов стежков). Стачной шов. Частота стежков в руч­ном стачном шве. Лицевая и обратная детали подушечки.

Практические работы

Разметка отделочных строчек на лицевой детали изделия. Выполнение отделочных строчек. Стачивание боковых сре­зов ручным стачным швом. Вывертывание и набивка ватой подушечки. Обработка края косыми стежками. Изготовление и пришивание петельки из тесьмы. Контроль изделия.

РЕМОНТ ОДЕЖДЫ

Виды работ: 1. Пришивание пуговиц. 2. Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде. 3. Стачи­вание распоровшегося шва.

Технические сведения. Виды пуговиц и способы их пришивания. Нитки для пришивания пуговиц. Раскрой ве­шалки по долевой нитке. Последовательность стачивания рас­поровшегося шва.

Практические работы

Определение места оторванной пуговицы. Пришивание _ пуговиц с образованием стойки. Закрепление нитки.

Разметка линий сгибов на заготовке для вешалки. Загиб и наметывание. Прошивание вешалки стачным швом. Приши­вание вешалки к одежде. Стачивание распоровшихся швов одежды ручным стачным швом.

МЯГКИЕ ИГРУШКИ

Изделия. Набивные игрушки из готового кроя (рыбки, гриб, заяц, медвежонок, утка и др.).

Технические сведения. Анализ формы игрушек и на­звание их частей. Дополнительные материалы: драп, фетр, кожа, мех, синтетические пленки, картон.

Ткани для основных деталей: фланель, байка, ситец.

Эстетические требования к изделиям.

Практические работы

Разметка линий соединительного шва. Сметывание ос­новных деталей и стачивание обтачным швом. Вывертыва­ние и набивка ватой. Пришивание и приклеивание дополни­тельных деталей. Анализ выполненных изделий.
II. Учебно-методическое обеспечение.

  1. Компьютер, мультимедийный проектор.

  2. Ресурсы интернета.

  3. Инструменты для обработки различных материалов.

  4. Коллекции «Виды бумаги и картона», «Виды ткани».

  5. Муляжи «Овощи», «Фрукты».

  6. Модели геометрических фигур.

  7. Таблицы по темам.

  8. Технологические карты.


Список литературы.

  1. Агапова И., Давыдова М. 200 лучших игрушек из бумаги и картона./М.: «ЛАДА», 2008

  2. Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1-4 кл./ М.: «АСТ», 2003

  3. Геронимус Т. Маленький мастер./ М.:«АСТ – Пресс школа», 2005

  4. Гомозова Ю.Б., Гомозова С.А. Праздник своими руками./ Ярославль «Академия Холдинг», 2001

  5. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги./ Ярославль: Академия развития, 2004

  6. Ресурсы интернета.

  7. Риттерхофф А. Посмотрите, что я умею!/ Челябинск: «Аркаим», 2006

  8. Цамуталина Е.Е. 100 поделок из ненужных вещей. /Ярославль: Академия развития, 2003





Тема урока

Кол-во часов

Дата

I четверть

1.

2.

3.

4.

Осенние работы на пришкольном участке – 34 ч.

Сбор семян цветочных растений

4




5.

6.

Уборка территории школы

2




7.

8.

9.

10.

Уборка сухостоя на пришкольном участке

4




11.

12.

Сбор семян цветочных растений

2




13.

14.

15.

16.

Очистка и фасовка семян в бумажные пакеты

4




17.

18.

Помощь в уборке урожая на пришкольном участке

2




19.

20.

Уборка территории школы от опавшей листы

2




21.

22.

Уборка сухостоя на пришкольном участке

2




23.

24.

25.

26.

Помощь в уборке урожая на пришкольном участке

4




27.

28.

Подготовка цветочной клумбы к осеннему посеву

2




29.

30.

Осенний посев семян на цветочной клумбе



2




31.

32.

Уборка территории школы от опавшей листвы



2




33.

34.

35.

36.

Очистка и фасовка семян в бумажные пакеты

4




II четверть


37.

Работа с бумагой и картоном– 8 ч.

Применяемые виды бумаги, их свойства.

1




38.

Материалы, инструменты и приспособления

1




39.

40.

Складывание из треугольников. Геометрическая фигура-раскладка.

2




41.

42.

Складывание простых форм из квадрата. Фигурка «Рыбка».

2




43.

44.

Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах. Игра «Геометрический конструктор».

2





45.

Работа с тканью – 10 ч.

Применение тканей. Краткие сведения о получении тканей и нитей.

1




46.

Нити основы. Полотняное переплетение нитей.

1




47.

Ознакомление с другими видами переплетений (саржевое, сатиновое).

1




48.

49.

Изготовление образца полотняного переплетения из полос цветной бумаги.

2




50.

51.

Скручивание ткани. Игрушка «Кукла-скрутка»

2




52.

Отделка изделий из ткани. Аппликация.

1




53.

54.

Изделие «Салфетка с аппликацией»

2




55.

Работа с бумагой и картоном –29 ч.

Деление круга на равные части способом складывания.

1




56.

57.

Изделие «Геометрическая фигурка-раскладка»

2




58.

Изделие «Объемное елочное украшение»

1




59.

60.

Тиражирование деталей «Растягивающаяся игрушка»

2




61.

62.

Вырезание симметричных деталей из бумаги, сложенной пополам. Игрушка «Птица»

2




63.

64.

Складывание из бумаги. Изделие «Снежинка»

2




III четверть

65.

66.

Сгибание бумаги по заданным условным обозначениями. Изготовление конверта без клеевого соединения деталей.

2




67.

Разметка геометрического орнамента с помощью угольника

1




68.

69.

Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом»

2




70.

71.

Изделие «Закладка для книг из зигзагообразных полос»

2




72.

73.

Изделие «Закладка для книг со «свободным плетением»

2




74.

Разметка округлых деталей по шаблонам. Подвижное соединение деталей.

1




75.

76.

Игрушка с подвижным соединением деталей «Цыпленок в скорлупе»

2




77.

Вычерчивание окружности с помощью циркуля.

1




78.

79.

Игрушка «Летающий диск»



2




80.

81.

Игрушка из бумажных кругов «Попугай»

2




82.

83.

Изготовление «Конверта для писем» с клеевым соединением деталей

2





84.

85.

Работа с текстильным материалами – 16 ч.

Работа с нитками. Связывание ниток в пучок. Изделие «Цветок из ниток»

2




86.

87.

Изделие «Помпон из ниток»

2




88.

89.

90.

Ремонт одежды. Пришивание пуговиц.

3




91.

92.

Изготовление и пришивание вешалки

2




93.

94.

95.

Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка

3




96.

97.

Изделие «Подушечка для игл»

2




98.

99.

Изделие «Тряпичная игрушка-подушка»

2





100.

101.

Работа с бумагой и картоном –5 ч.

Выполнение разметки с опорой на чертеж. Летающая модель «Планер»

2




102.

Летающая модель «Самолет»

1




103.

104.

Складывание из бумаги. Изделие «Открытая коробочка»

2




IV четверть

105.

106.

Весенние работы на пришкольном участке – 32 ч.

Уборка сухостоя на цветочной клумбе


2




107.

108.

Уборка территории школы

2




109.

110.

Уборка сухостоя на пришкольном участке

2




111.

112.

113.

114.

Подготовка цветочной клумбы к весеннему посеву.

4




115.

116.

117.

118.

Подготовка пришкольного участка к весеннему посеву.

4




119.

120.

Посев семян цветочных растений на клумбу.

2




121.

122.

Посев семян овощных культур на пришкольном участке.

2




123.

124.

Посев семян цветочных растений на клумбу.

2




125.

126.

Посев семян овощных культур на пришкольном участке.

2




127.

128.

129.

130.

Подготовка цветочной клумбы к пересадки рассады цветочных растений

4




131.

132.

Пересадка рассады цветочных растений на клумбу.

2




133.

134.

Прополка и полив цветочной клумбы

2




135.

136.

Прополка и полив пришкольного участка

2




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Трудовое обучение iconПояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического...
Основные задачи обучения труду этой категории детей также соответствуют задачам трудового обучения в общеобразовательной школе
Трудовое обучение iconПояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического...
Основные задачи обучения труду этой категории детей также соответствуют задачам трудового обучения в общеобразовательной школе
Трудовое обучение iconПояснительная записка I. Цели и задачи программы Основанием для разработки...
Основанием для разработки рабочей программы по обслуживающему труду являются: образовательный стандарт 2004 г.; примерная программа:...
Трудовое обучение iconПрограмма Конышевой «Трудовое обучение»
Роговцева Н. И., Богданов Н. В., Фрейтаг И. П., Технология, 1 класс, Москва, Просвещение, 2011 г
Трудовое обучение iconУчебник «Трудовое обучение»
В работе представлены материалы для проведения тестирования по профессии «Оператор швейного оборудования»
Трудовое обучение iconУрок: Трудовое обучение Тема: Ёлочная игрушка
Цель: познакомить учащихся с изготовлением ажурного нитяного изделия по технологии «кокон»
Трудовое обучение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Умк: Программы общеобразовательных учреждений. «Технология. Трудовое обучение» 1-4
Трудовое обучение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Умк: Программы общеобразовательных учреждений. «Технология. Трудовое обучение» 1-4
Трудовое обучение iconПояснительная записка для 6 класса. «Профессионально-трудовое обучение...
«Альметьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №19 VIII вида»
Трудовое обучение iconТехнология, трудовое обучение
Рабочая программа по курсу Технология Отрасли общетехнического производства и профессиональное самоопределение 9 класс 23
Трудовое обучение iconН. В. Мощенко г. Тамбов, тогбоу «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»
Трудовое обучение как приоритетное направление деятельности образовательного учреждения VIII вида
Трудовое обучение iconУчебная программа трудовое обучение 1-4 классы Астана 2010
Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 09. 07. 2010 г. №367
Трудовое обучение iconРабочая программа разработана в соответствии с программой основного...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Шапкинская средняя общеобразовательная школа №11
Трудовое обучение iconРабочая программа по технологии 5 класс
Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации,...
Трудовое обучение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Продолжение обучения образовательным предметам. Вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность
Трудовое обучение iconМихайловна Раздел «Статус учителя, его место в профессиональном сообществе»
Усолье-Сибирское государственное педагогическое училище, 1998 год, учитель начальных классов со специализацией трудовое обучение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск