Пояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Трудовое обучение»





Скачать 125.63 Kb.
НазваниеПояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Трудовое обучение»
Дата публикации30.08.2014
Размер125.63 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
Трудовое обучение

Пояснительная записка

Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Трудовое обучение» в начальных классах общеобразовательной школы — воспитанию творческой, социально активной личности, ответственно относящейся к общественно полезному труду, проявляющей интерес к техническому творчеству и желание трудиться. Основные задачи обучения труду этой категории детей также соответствуют задачам трудового обучения в общеобразовательной школе:

• овладение первоначальными общетрудовыми умениями (ставить и удерживать цель деятельности, организовывать работу, планировать предметно-практическую деятельность, контролировать и оценивать ее);

• овладение приемами ручной работы с различными материалами; выращивание сельскохозяйственных растений;

• ознакомление с некоторыми доступными для понимания учащихся профессиями и т.д.

Однако решению указанных задач препятствуют особенности познавательных процессов, присущие учащимся с ЗПР: неустойчивость внимания, сниженная работоспособность, импульсивная, недостаточно целенаправленная деятельность, ослабленность словесной регуляции деятельности. Отмеченные затруднения носят стойкий характер и без специальной коррекционной работы долгое время не преодолеваются, а некоторые особенности в связи с нарастающей сложностью учебного материала еще более усугубляются.

Коррекционная направленность обучения предполагает: построение содержания программы по трудовому обучению с учетом индивидуально-типологических особенностей ребенка; выбор средств и приемов, позволяющих наиболее эффективно формировать конкретно-трудовые умения (находить части и детали изделия, определять вид и способ соединения деталей, определять форму изделия и его отдельных частей, определять материалы, порядок изготовления и сборки изделия, выполнять измерения, основные технологические операции — сгибание, складывание и др.). Успешное поэтапное выполнение детьми простейших трудовых задач под руководством учителя по принципу «делай как я» не гарантирует самостоятельного выполнения таких же или аналогичных заданий. Самостоятельное осуществление трудовой деятельности возможно, если ученик, участвующий в коллективной деятельности, не только в состоянии самостоятельно выполнить определенную часть работы, но и умеет удерживать в поле внимания действия других детей. Таким образом, правильная организация учителем трудовой деятельности, в которой целесообразно сочетаются фронтальные, коллективные и индивидуальные формы работы, ведет к формированию ребенка как субъекта трудовой деятельности, умеющего и желающего учиться.

Содержание трудового обучения представлено различными видами труда (сельскохозяйственный, технический, бытовой труд, основы художественной обработки различных материалов).

Научные психолого-педагогические исследования подтверждают необходимость расширения содержания трудового обучения как учебного предмета, включающего не только технологическую подготовку и профориентацию учащихся, но и приобщение трудового обучения к системе общего образования.

Именно на уроках трудового обучения создается уникальная возможность «перевода» сложных абстрактных действий из невидимого плана во внешний (видимый), так как учащийся действует в рамках предметно-практической деятельности. На базе внешне обозначенных требований более эффективно развивается познавательная сфера ребенка с ЗПР.

С учетом коррекционной направленности, в зависимости от уровня образовательного учреждения данный учебный предмет может включать различное содержание. Например, у учащихся с низким уровнем образовательной ориентации необходимо на начальном этапе трудового обучения включить технологическую подготовку, предусматривающую формирование практических умений ручной работы одновременно с развитием глазомера, руки, пространственных, измерительных умений. На следующих этапах на базе предметно-практической деятельности может быть создан особый интегрированный учебный курс, представленный в данной программе.

Отбор материала в программе осуществлен с целью создания условий для применения знаний и закрепления умений, полученных школьниками на уроках не только труда, но и других учебных дисциплин. Для решения поставленных задач целесообразнее использовать комбинированные уроки, обеспечивающие применение знаний и умений, приобретенных на уроках математики, чтения, ознакомления с окружающим миром и др. Такие уроки, с одной стороны, позволяют учащимся осознанно подходить к изучению нового материала, необходимости формирования трудовых умений, что в дальнейшем ведет к становлению учебно-трудовой деятельности младших школьников, а с другой — дают возможность учителю придерживаться основных требований при обучении детей с ЗПР (чередование различных видов учебно-трудовой деятельности, дифференцированный подход при обучении учащихся, сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения и т.д.). Комбинированные уроки детей превращают труд школьника в осмысленный процесс, побуждающий его активно искать ответы на вопросы, возникшие в ходе учебно-трудовой деятельности. В подражательной деятельности заложены большие возможности на первых этапах обучения. Чрезмерное оказание помощи учителем отрицательно сказывается на развитии учащихся: они становятся интеллектуально-пассивными, беспомощными при самостоятельном решении самых простых трудовых задач.

Младшие школьники с ЗПР теряют интерес к работе с одним и тем же материалом, поэтому необходимо использовать разные материалы. В процессе изготовления изделий из них учащимся приходится решать разнообразные конструкторские и технологические задачи, задачи оформления, отделки изделия, сравнивать, сопоставлять приемы выполнения одних и тех же операций и приемы обработки разных материалов, что также способствует совершенствованию и закреплению трудовых умений. Посильность и доступность предложенных заданий, теоретическая и практическая подготовленность учащихся к их выполнению способствуют значительному увеличению самостоятельности детей с ЗПР при групповых формах работы.

Особое место в содержании курса «Трудовое обучение» занимает технический труд. Знания и умения, полученные учащимися при работе с бумагой и картоном, способствуют овладению приемами обработки других материалов. При изучении раздела «Работа с бумагой и картоном» складываются наиболее благоприятные условия для обучения младших школьников планированию предметно-практической деятельности. При этом за основу берется операционный план, затем дети обучаются составлять краткий и сложный планы.

Ознакомление учащихся с элементами техники в разделе «Техническое моделирование» осуществляется в процессе сборки моделей машин и технических устройств из деталей «Конструктора». Этот вид труда развивает конструкторские способности, техническое мышление, пространственные представления. Учащиеся получают сведения о машинах, механизмах, рабочих профессиях.

На уроках по разделу «Основы художественной обработки различных материалов» учащиеся осваивают приемы и способы работы с различными материалами (соломка, хвоя сосны и ели, перья, камни, песок, пластилин и т. д.). Работа с вышеперечисленными материалами улучшает мелкую моторику мышц рук, развивает чувство пропорции, соразмерности деталей, пространственную ориентировку и др.

На занятиях по сельскохозяйственному труду учащиеся знакомятся с выращиванием растений, проводят наблюдения и несложные опыты (в школьных помещениях, открытом грунте и т.п.). При планировании таких уроков их тематика соотнесена с программой «Окружающий мир», что способствует полному усвоению материала и закреплению полученных знаний.

Курс «Трудовое обучение» направлен на формирование у учащихся организационных (организация рабочего места и процесса труда, рациональный выбор материалов и инструментов, экономия материалов, соблюдение гигиены и безопасности труда), конструктивно-технологических (принятие и удержание цели трудовой деятельности, определение плана предметно-практической деятельности), контрольных (осуществление само- и взаимоконтроля) и оценочных (оценка и совершенствование своей деятельности) умений.

Коррекционные задачи уроков труда решаются в том случае, если учебные задания способствуют выявлению причин затруднений и ошибок, учащихся в процессе деятельности, а также позволяют фиксировать не только результаты усвоения текущего материала, но и коррекцию своевременно обнаруженных недостатков и ошибок. При оценке успеваемости школьников с ЗПР по труду следует учитывать не только круг знаний, трудовых умений и навыков по конечному результату, но и степень активности и самостоятельности учащегося на всех этапах решения трудовой задачи.

В предлагаемой программе «Трудовое обучение» для учащихся 1—IV классов коррекционно-развивающего обучения указано количество часов на изучение каждого раздела программы, а также представлен примерный перечень изделий с учетом изучения тем; на уроках математики, чтения, ознакомления с окружающим миром. Уроки трудового обучения в I классе рекомендуется объединять с уроками рисования (большинство тем сходны между собой). Учитель может самостоятельно изменить количество часов, опираясь на собственный опыт, учитывая подготовленность учащихся и ; условия работы в данном классе.

Программа
III класс (64 ч)

(Из расчета 2 ч в неделю.)
Сельскохозяйственный труд (10 ч)
Осенние работы (5 ч)

Сведения по сельскохозяйственному труду. Правила сбора семян и способы их хранения. Уборка урожая. Осенняя обработка почвы. Правила безопасности труда при работе с граблями, лопатой.

Практические работы. Виды работ на пришкольном участке. Сбор семян растений, выращенных на делянке учебно-опытного участка. Подготовка почвы на делянке, очистка учебно-опытного участка от остатков растений, перекопка почвы. Работа с природным материалом (организация засушки). Изготовление поделок (птиц и животных) из природного материала по сказкам народов мира. «Осенний букет».

Весенние работы и работа в классе (5 ч)

Сведения по сельскохозяйственному труду. Правила безопасности труда и личной гигиены. Правила размножения комнатных растений черенками и уход за ними. Знакомство с семенами корнеплодов (редис, свекла, морковь) и однолетних цветочно-декоративных растений (люпин). Подготовка семян к посеву (сортировка, проверка на всхожесть, замачивание). Знакомство с трудом людей и профессиями в сельскохозяйственном производстве.

Практические работы. Сроки посева, их влияние на урожай корнеплодов. Посев семян корнеплодов и цветочно-декоративных растений в грунт. Культурные растения, их отличие от сорняков. Полив, рыхление, прополка, прореживание, посадка рассады. Подготовка к посадке черенков ягодных культур (смородина), перекопка и разметка делянки, высадка черенков. Уход за посаженными черенками.

Технический труд (30 ч)

Обработка бумаги и картона (16 ч)

Технико-технологические сведения. Основные технологические этапы производства бумаги. Свойства бумаги. Виды картона, его свойства и назначение (прочность, толщина, отношение к влаге). Правила чтения эскиза, проставления размеров на эскизе. Сгибание бумаги и картона по линиям разметки, резание ножом с помощью фальцлинейки. Изготовление плоских и объемных изделий. Соединение деталей различными способами (клеем, нитками, мягкой проволокой). Оклеивание картона цветной бумагой.

Примерный перечень изделий. Аппликация по рассказу И.С.Соколова-Микитова «Листопадничек». Аппликация «Золотая осень». «Лебеди» (оригами по рассказу Л.Н.Толстого). Аппликация с использованием картонного кружева «Сказочный дворец», «Мой четвероногий друг». Изготовление пособий для уроков математики. Изготовление пособий для уроков русского языка. Объемная композиция по рассказу К.Паустовского «Барсучий нос». Оригами (по рассказам о животных). Чеканка из фольги. «Аквариум» (групповая работа). Изготовление кукольного театра (коллективная работа). «Моя любимая книга». «Лото». Игры (головоломки).

Техническое моделирование (14 ч)

Технико-технологические сведения. Технические сведения о транспортирующих устройствах и машинах, их назначение и применение. Приемы сборки из деталей конструктора моделей технических устройств, машин и т.д.

Изготовление технических игрушек, моделей и макетов по образцам, рисункам, эскизам и по собственному замыслу учащихся. Демонстрация технических игрушек в действии, их регулирование. Изготовление моделей из полуфабрикатов. Совершенствование приемов обработки материалов.

Примерный перечень изделий. Изготовление машины с подъемником. Изготовление сельскохозяйственной техники. Макет «Аэропорт». Корабли. Моя квартира. Герои сказки «Серая Шейка» (из полуфабрикатов). Новогодние игрушки. В цирке («Клоун», «Обезьяна»). Летающие и плавающие технические игрушки (из конструктора).

Бытовой труд (8 ч)

Обработка ткани (6 ч)

Технико-технологические сведения. Свойства тканей животного происхождения (шелк, шерсть). Изготовление выкройки (по образцу, эскизу, инструкционной карте). Виды стежков и швов: «строчка», «стебельчатый», «тамбурный», техника исполнения и назначение. Способы соединения деталей изделия. Вышивание.

Примерный перечень изделий. Разметка ткани, сложенной вдвое, и ее раскрой («Полотенце»). «Игольница». Мягкие игрушки по сказкам А.С.Пушкина («Лебедь», «Белка»). Аппликация (по басням И.А.Крылова). Аппликация по рассказу Толстого «Лев и собачка».

Уход за одеждой (2 ч)

Ремонт одежды (пришивание кнопок, крючков и петель). Виды заплаток.

Основы художественной обработки различных материалов (16 ч)

Технико-технологические сведения. Ознакомление с инструментами для обработки мягкой проволоки (кусачки, плоскогубцы, круглогубцы, напильник, молоток). Назначение инструментов, приемы работы ими, безопасность труда. Технология обработки различных материалов (отделка изделий из глины, приемы стилизации в лепке, подготовка ткани к росписи, приемы обработки яичной скорлупы, обработка древесины и т.д.). Правила наложения и снятия трафарета, роспись рисунка по трафаретам. Способы соединения деталей.

Примерный перечень изделий. Аппликация по рассказу М.Горького «Воробьишко» (материалы: перо, картон, цветная бумага). «Лесные звери» (капсулы от «киндер-сюрприза», колпачки от фломастеров, перья, проволока, пластилин). Аппликация по сказке А.С.Пушкина «Сказка о Золотом петушке». Салфетка-подставка (материалы: картон, шпагат, ткань). «Букет для мамы» (мешковина, цветная бумага, шпагат, проволока). Аппликация по рассказу М.Пришвина «Ребята и утята» (перо, картон, цветная бумага, песок). Аппликация по рассказу К.Паустовского «Заячьи лапы». «Смешные маски» (ткань, цветной картон). Аппликация по рассказу В.Бианки «Сова». «Космический корабль». Первые цветы (бисер, ткань, проволока). Вестники весны (материалы: пластилин, перо). Аппликация по стихотворению Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» (материалы: цветная бумага, картон, перо).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

по техническому труду:

• название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;

• правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

• правила чтения эскиза, инструкционной карты; приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль); свойства и назначение различных материалов;

• изученные технологические операции; виды и способы соединения деталей;

• общие сведения о профессиях (столяр, плотник, слесарь, механизатор, тракторист, шофер, животновод);

• способы контроля различных этапов трудовой деятельности; по сельскохозяйственному труду:

• правила безопасности труда и личной гигиены;

• правила ухода за растениями;

• правила высадки рассады в открытый грунт;

• особенности выращивания цветочно-декоративных и овощных растений в открытом грунте;

• названия и назначение сельскохозяйственных машин для обработки почвы.

Учащиеся должны уметь:

по техническому труду:

• самостоятельно организовывать свой труд (рационально подбирать и размещать материалы и инструменты, сохранять порядок на рабочем месте, использовать инструменты по назначению, производить наладку и регулировку инструментов и приспособлений);

• ставить цель и удерживать ее до конца работы, планировать предметно-практическую деятельность (самостоятельно анализировать образец и условие трудовой задачи, составлять сложный план: находить части и детали изделия, определять основные, самые сложные и второстепенные детали, определять вид и способ соединения деталей, определять форму изделия и его отдельных частей, выполнять разметку, измерения, производить сборку изделия и т.д.);

• контролировать соответствие этапов работы цели деятельности, указанной учителем и принятой учащимся; владеть приемами контроля качества основных технологических операций и готового изделия (понимать рисунки и эскизы, осуществлять способы контроля размеров деталей: по шаблону, угольнику, линейке и др.);

• самостоятельно оценивать свою работу и работу одноклассников;

по сельскохозяйственному труду:

• организовывать свой труд и труд одноклассников;

• соблюдать правила безопасности и личной гигиены во время работы на учебно-опытном участке;

• выращивать сельскохозяйственные растения (редис, свеклу, морковь).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Трудовое обучение» iconПояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического...
Основные задачи обучения труду этой категории детей также соответствуют задачам трудового обучения в общеобразовательной школе
Пояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Трудовое обучение» iconПояснительная записка I. Цели и задачи программы Основанием для разработки...
Основанием для разработки рабочей программы по обслуживающему труду являются: образовательный стандарт 2004 г.; примерная программа:...
Пояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Трудовое обучение» iconПояснительная записка I. Цели и задачи программы Основанием для разработки...
Директор мбоу зам директора по увр на заседании мо
Пояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Трудовое обучение» iconОрганизация коррекционно-педагогического процесса в детском саду...
В учебно-методическом пособии обобщён многолетний опыт экспериментальной деятельности по обучению и воспитанию дошкольников с задержкой...
Пояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Трудовое обучение» iconУчебно-методический комплекс психология детей с задержкой психического развития
Учебная дисциплина «Психология детей с задержкой психического развития» входит в состав профессионального цикла основной образовательной...
Пояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Трудовое обучение» iconРеферат Тема: Использование мнемотехники в развитии связной речи...
Условия для успешного развития связной речи детей с задержкой психического развития используя прием мнемотехники
Пояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Трудовое обучение» iconРабочая программа разработана в 2012 г старшим преподавателем кафедры...
Специальность: 050714. 65 Олигофренопедагогика, специализация: Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития
Пояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Трудовое обучение» iconПояснительная записка для 6 класса. «Профессионально-трудовое обучение...
«Альметьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №19 VIII вида»
Пояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Трудовое обучение» iconПояснительная записка Обучение религии (под которым в данном случае...

Пояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Трудовое обучение» iconПояснительная записка Обучение религии (под которым в данном случае...

Пояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Трудовое обучение» iconОсновной школе 83 учащихся (5 классов комплектов). Набор учащихся...
Организовано индивидуальное обучение для 2 учащихся (1,28%), осуществляется интегрированное обучение учащихся с овз 5,7,8 видов –...
Пояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Трудовое обучение» iconДоклад «Работа учителя технологии БелоусоваВ. А. с детьми классов кро и зпр»
Индивидуальная программа для учащихся с задержкой психического развития в общеобразовательных классах содержит
Пояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Трудовое обучение» iconПояснительная записка. Календарно тематический план. Содержание программы. Требования к уровню
Обучение чтению и письму в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение...
Пояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Трудовое обучение» iconПояснительная записка рабочая программа «Обучение письму»
Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. О. В. Прониной «Обучение грамоте» Образовательная система «Школа 2100». (Сборник программ. Начальная...
Пояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Трудовое обучение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В зависимости от цели и от задач обучение может быть проблемным и не проблемным. Если передо мной как учителем ставится задача развития...
Пояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Трудовое обучение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Различные подходы к организации процесса обучения (объяснительно-иллюстративное обучение, проблемное обучение, программированное...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск